Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция / закономерности / цифровая образовательная среда / информальное образование / профессиональные компетенции / профессиональные дефициты педагога / методологические подходы / concept / patterns / digital educational environment / informal education / professional competencies / teacher professional defi cits / methodological approaches

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексей Викторович Савченков, Шахруди Шагидович Бечиев

Деятельность педагогов с каждым годом становится все более сложной и многогранной, а работа по выявлению и ликвидации их профессиональных дефицитов — все более актуальной и значимой. Одним из путей, способных существенно повысить профессионализм педагогов и качество образования в целом, является проектирование цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования. Цель данной статьи — анализ проблемы исследования и разработка концептуальных основ проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования. Именно цифровые образовательные технологии позволяют построить индивидуальный образовательный маршрут для личностного и профессионального развития педагогов и ликвидации профессиональных дефицитов. Ориентация на информальное образование дает возможность создать персонифицированную программу повышения квалификации и самосовершенствования педагогов с учетом их индивидуальных личностных особенностей, предметной направленности, запросов образовательной организации. Разработанные концептуальные основы позволяют оценить современное состояние изучаемой проблемы, перспективы ее развития, привнести в ее исследование принципиально новые позиции. В статье раскрыты внешние и внутренние факторы, обуславливающие необходимость и актуальность разрабатываемой концепции, которые детерминированы современным состоянием образовательной среды и общества в целом. В качестве методологической основы разрабатываемой педагогической концепции выступили системный, аксиологический и технологический подходы. Разрабатываемые педагогические закономерности проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования разделены на три группы: 1) закономерности обусловленности; 2) атрибутивная закономерность; 3) закономерность эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексей Викторович Савченков, Шахруди Шагидович Бечиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE PROBLEM OF DESIGNING A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A TEACHER THROUGH INFORMAL EDUCATION

The activities of teachers are becoming more complex and multifaceted every year, and the work to identify and eliminate their professional defi ciencies is becoming more and more relevant and signifi cant. One of the ways that can signifi cantly improve the professionalism of teachers and the quality of education in general is the design of a digital educational environment for the development of professional competencies of a teacher through informal education. The purpose of this article is a analysis of the research problem and the development of a conceptual framework for designing a digital educational environment for the development of professional competencies of a teacher through informal education. The digital educational technologies make it possible to build an individual educational route for the personal and professional development of teachers and the elimination of professional defi cits. Focus on informal education makes it possible to create a personalized program for advanced training and self-improvement of teachers, taking into account their individual personal characteristics, subject focus, and the needs of the educational organization. The developed conceptual framework allows us to assess the current state of the problem being studied, the prospects for its development, and introduce fundamentally new positions into its research. The article reveals the external and internal factors that determine the necessity and relevance of the concept being developed, which are determined by the current state of the educational environment and society as a whole. Systematic, axiological and technological approaches acted as the methodological basis of the developed pedagogical concept. The developed pedagogical patterns of designing a digital educational environment for the development of professional competencies of a teacher by means of informal education are divided into three groups: 1) the patterns of conditionality; 2) the attributive pattern; 3) the pattern of effectiveness.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 4 (40). С. 57-65. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(4(40):57-65. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 371.13

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Я

Алексей Викторович Савченков'. alex2107@mail.ru, ORCID 0000-0002-7268-1533 Шахруди Шагидович Бечиев2. bechiev@mail.ru, ORCID 0009-0005-1875-6417

1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск; Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования. Москва. Россия

2 Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования. Москва. Россия

Аннотация. Деятельность педагогов с каждым годом становится все более сложной и многогранной, а работа по выявлению и ликвидации их профессиональных дефицитов — все более актуальной и значимой. Одним из путей, способных существенно повысить профессионализм педагогов и качество образования в целом, является проектирование цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами ин-формального образования. Цель данной статьи — анализ проблемы исследования и разработка концептуальных основ проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования. Именно цифровые образовательные технологии позволяют построить индивидуальный образовательный маршрут для личностного и профессионального развития педагогов и ликвидации профессиональных дефицитов. Ориентация на информальное образование дает возможность создать персонифицированную программу повышения квалификации и самосовершенствования педагогов с учетом их индивидуальных личностных особенностей, предметной направленности, запросов образовательной организации. Разработанные концептуальные основы позволяют оценить современное состояние изучаемой проблемы, перспективы ее развития, привнести в ее исследование принципиально новые позиции. В статье раскрыты внешние и внутренние факторы, обуславливающие необходимость и актуальность разрабатываемой концепции, которые детерминированы современным состоянием образовательной среды и общества в целом. В качестве методологической основы разрабатываемой педагогической концепции выступили системный, аксиологический и технологический подходы. Разрабатываемые педагогические закономерности проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования разделены на три группы: 1) закономерности обусловленности; 2) атрибутивная закономерность; 3) закономерность эффективности.

Ключевые слова/ концепция. закономерности. цифровая образовательная среда. информальное образование. профессиональные компетенции. профессиональные дефициты педагога. методологические подходы

Финансирование. Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Методология проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования».

Для цитирования: Савченков А. В., Бечиев Ш. Ш. Концептуальные основы проблемы проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № . С. 57-65.

© Савченков А. В., Бечиев Ш. Ш., 2023

Original article

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE PROBLEM OF DESIGNING A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A TEACHER THROUGH INFORMAL EDUCATION

Alexey V. Savchenkov1, alex2107@mail.ru, ORCID 0000-0002-7268-1533

Shakhrudi S. Bechiev2, bechiev@mail.ru, ORCID 0009-0005-1875-6417

1 South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk; Federal Institute of Digital Transformation in

Education, Moscow, Russia

2 Federal Institute of Digital Transformation in Education, Moscow, Russia

Abstract. The activities of teachers are becoming more complex and multifaceted every year, and the work to identify and eliminate their professional deficiencies is becoming more and more relevant and significant. One of the ways that can significantly improve the professionalism of teachers and the quality of education in general is the design of a digital educational environment for the development of professional competencies of a teacher through informal education. The purpose of this article is a analysis of the research problem and the development of a conceptual framework for designing a digital educational environment for the development of professional competencies of a teacher through informal education. The digital educational technologies make it possible to build an individual educational route for the personal and professional development of teachers and the elimination of professional deficits. Focus on informal education makes it possible to create a personalized program for advanced training and self-improvement of teachers, taking into account their individual personal characteristics, subject focus, and the needs of the educational organization. The developed conceptual framework allows us to assess the current state of the problem being studied, the prospects for its development, and introduce fundamentally new positions into its research. The article reveals the external and internal factors that determine the necessity and relevance of the concept being developed, which are determined by the current state of the educational environment and society as a whole. Systematic, axiological and technological approaches acted as the methodological basis of the developed pedagogical concept. The developed pedagogical patterns of designing a digital educational environment for the development of professional competencies of a teacher by means of informal education are divided into three groups: 1) the patterns of conditionality; 2) the attributive pattern; 3) the pattern of effectiveness.

Keywords; concept, patterns, digital educational environment, informal education, professional competencies, teacher professional deficits, methodological approaches

Funding. The article was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation on the topic "Methodology for designing a digital educational environment for the development of professional competencies of a teacher through informal education".

For citation: Savchenkov AV, Bechiev SS. Conceptual foundations of the problem of designing a digital educational environment for the development of professional competencies of a teacher through informal education. Innovative development of vocational education. 2023;(3(40):57-65. (In Russ.).

Введение

Интенсивные глобальные изменения в системе образования, произошедшие за последние годы, условия цифровизации и конвергенции образования, изменение ценностных ориента-ций и снижение интереса к обучению у молодого поколения предъявляют постоянно повышающиеся требования к профессиональным компетенциям педагогов и сформированности их личностных качеств. Несформированность профессиональных компетенций педагогов связана с наличием у них профессиональных дефи-

цитов. Деятельность педагогов с каждым годом становится все более сложной и многогранной, а работа по выявлению и ликвидации их профессиональных дефицитов — все более актуальной и важной.

Одним из значимых путей, способных существенно повысить профессионализм педагогов и качество образования в целом, является проектирование цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования.

Цель данной статьи — теоретический анализ проблемы исследования и разработка кон -цептуальных основ проблемы проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования.

Материалы и методы исследования Исследование проводилось посредством анализа научной литературы по проблеме исследования, анализа нормативно-правовых источников, обобщения собственного практического опыта по данной тематике. При изучении научной литературы по данной теме были выявлены концептуальные основы проблемы проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования. Результаты исследования и их обсуждение Главное отличие современной образовательной парадигмы от предыдущих — это ориентация на возможности цифровой образовательной среды, которая позволяет расширить цели и задачи образовательного процесса [1]. Цифровая образовательная среда «представляет собой экосистему, свободную сеть, состоящую из разнообразных цифровых компонентов, предназначенных для совместной работы; это динамичное, взаимное, постоянно развивающееся педагогическое сообщество, а также система инструментов обучения и цифрового контента» [2, с. 4].

Цифровая образовательная среда включает диалектическое взаимодействие цифровых средств обучения и воспитания, направлена на обеспечение сотрудничества субъектов образовательного процесса [1; 3]. Цифровая образовательная среда создает необходимые условия для непрерывного развития профессиональных компетенций педагогов, позволяет им овладеть цифровыми навыками, использовать в рамках процесса образования и самообразования интерактивные средства, мобильные технологии и электронные образовательные ресурсы [4; 5]. Именно цифровые образовательные технологии позволяют построить индивидуальный образовательный маршрут для личностного и профессионального развития педагогов и ликвидации профессиональных дефицитов [5].

Среди ключевых преимуществ разработки цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагогов можно выделить следующие [1; 3; 4]:

- возможность активно участвовать в собственном личностном и профессиональном развитии, используя потенциал цифровых техноло-

гий, укрепить навыки цифровой грамотности, сориентироваться на самообразование и самосовершенствование;

- сосредоточение внимания на высокоэффективных формах совершенствования профессиональных компетенций педагога, возможность индивидуально подобрать их в зависимости от запроса педагога;

- автоматизация процесса развития профессиональных компетенций педагога за счет компьютерной диагностики профессиональных дефицитов и предоставления обучающих материалов в цифровом формате;

- расширение доступа педагогов к различным образовательным ресурсам, разработкам других педагогов-практиков, создание возможностей для общения внутри профессионального сообщества.

Одним из путей развития профессиональных компетенций и ликвидации профессиональных дефицитов педагогов является ин-формальное образование, самообразование и наставничество со стороны опытных коллег.

Ориентация на информальное образование позволяет создать персонифицированную программу повышения квалификации и самосовершенствования педагогов с учетом их индивидуальных личностных особенностей, предметной направленности, запросов образовательной организации [6]. В рамках данного исследования под «информальным образованием» понимается «самостоятельная познавательная деятельность, которая сопровождает повседневную жизнь; данный вид образования не предполагает обязательного и целенаправленного характера и может рассматриваться как спонтанное саморазвитие» [7, с. 73]. Информальное образование ориентируется на личностную активность педагогов в культурно-образовательной среде. Информальное образование способствует расширению сферы применения технологий формирования и реализации программ адресной поддержки образовательных организаций с низкими результатами [6]. В рамках инфор-мального образования формируется индивидуальный образовательный маршрут с указанием конкретных видов активности педагога, учебных занятий и сроков их прохождения. По окончании образовательного маршрута педагоги проходят повторную диагностику и самодиагностику и делают вывод о его эффективности и дальнейших направлениях профессионального развития [8].

На основе анализа научной литературы [913 и др.] были выявлены пути развития профес-

сиональных компетенций педагогов, основанные на информальном образовании, в числе которых:

- разработка среды непрерывного профессионально-педагогического образования, включающая гибкую систему повышения квалификации и стажировок, участие в конференциях и семинарах, прохождение тренингов личностного и профессионального роста, наставничество, взаимодействие с социальными партнерами;

- внедрение системы сопровождения трансперсонального развития педагогов, которая включает систему административной поддержки различной направленности (материальная, социальная, управленческая и др.), организацию командной деятельности, закрепление за педагогами наставников, организацию участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, работу с психологами, создание педагогического сообщества для обмена профессиональным опытом;

- создание постоянно пополняемого электронного банка информационно-методических ресурсов, который обеспечивает возможности для самообучения и самосовершенствования педагогов;

- разработка индивидуальной образовательной траектории для каждого педагога на основе личных запросов и результатов диагностики профессиональных дефицитов;

- разработка цифровой платформы для педагогов, где они смогли бы не только работать с образовательным контентом, но и взаимодействовать со специалистами различного профиля, получать необходимые консультации, обмениваться опытом с коллегами.

Концептуальные основы проблемы проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования позволяют оценить ее современное состояние, перспективы ее развития, привнести в ее исследование принципиально новые позиции [14]. Концептуальные основы способствуют раскрытию целей, содержания и условий, обеспечивающих объективное представление описываемых педагогических процессов и явлений, направленных на применение цифровых образовательных технологий для развития профессиональных компетенций педагогов и устранения профессиональных дефицитов [15; 16].

Опираясь на исследования ряда ученых [1519 и др.], считаем необходимым выделить основные структурные компоненты разрабатываемой концепции: цель, основные источники создания и методологические основы.

Цель концепции — теоретико-методологическое и методико-технологическое обеспечение проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования.

Необходимость и актуальность разрабатываемой концепции проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами инфор-мального образования обусловлена внешними и внутренними факторами, детерминированными современным состоянием образовательной среды и общества в целом [20].

К внешним факторам были отнесены:

- процессы цифровизации и конвергенции в мировом и российском образовании и возникшая в связи с этим необходимость разработки и экспортирования цифровой образовательной среды для педагогов;

- необходимость согласования содержания цифровой образовательной среды с целями государственной образовательной политики, потребностями учителей и обучающихся;

- общие изменения образовательной реальности за счет внедрения в образовательный процесс современной школы новых форматов обучения (дистанционные образовательные технологии, 30- и УЯ-технологии, электронные образовательные ресурсы, интерактивные тренажеры и др.);

- смена доминирующего в научной педагогической среде представления об образовании как стабильном и неизменном явлении в пользу взглядов на него как на систему, динамически изменяющуюся под влиянием внешних преобразований;

- недостаточный уровень внимания со стороны научного педагогического сообщества к возможностям применения потенциала информального образования для развития профессиональных компетенций педагогов;

- постоянно повышающаяся нагрузка на педагогов, возникновение у них профессиональных и личностных дефицитов, необходимость автоматизации их выявления и ликвидации.

К внутренним факторам были отнесены:

- изменение институционального ядра современного общего образования, повышение значимости цифровых образовательных технологий в нем;

- новые требования к образовательной деятельности в школе (необходимость использования дистанционных образовательных технологий, активное внедрение цифровых

образовательных технологий, постоянное повышение значимости саморазвития и самосовершенствования педагогов);

- появившаяся необходимость автоматизации образовательных процессов в школе, в том числе связанных с выявлением профессиональных дефицитов педагогов;

- включение цифровых ресурсов в различные сферы профессиональной деятельности и повседневной жизни, возрастающая необходимость их внедрения в образование.

Основными источниками создания педагогической концепции проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами ин-формального образования выступают:

- тенденции повышения роли цифровых образовательных ресурсов и средств инфор-мального образования, которые отражены в нормативно-правовых документах, реалиях, связанных с тенденциями цифровизации и кон -вергенции образования и общества в целом;

- результаты исследования проблемы возникновения профессиональных дефицитов педагогов, повышения эффективности и автоматизации их ликвидации;

- накопленный зарубежный и отечественный практический опыт в области внедрения цифровых образовательных технологий в различных сферах образования;

- разработка и реализация в педагогической науке концепций электронного образования и осознание их значимой роли в образовательной деятельности современной общеобразовательной школы;

- изменяющийся функционал современного учителя, повышение требований к его профессиональным компетенциям и цифровой грамотности;

- необходимость проведения систематизации, анализа и выбора цифровых образовательных технологий (искусственные нейронные сети, веб-кейсы, цифровые тренажеры и т. д.) для их последующего использования в качестве дополнительного инструмента повышения профессиональной компетентности педагогов.

Методологическими основаниями концепции выступили следующие теоретико-методологические подходы.

Системный подход. Он определяет общее направление научного исследования проблемы проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования, позволяя уделить внимание системному

и целенаправленному применению цифровых образовательных технологий, особенностям взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках их разработки и применения [20].

Системный подход позволяет рассмотреть различные аспекты применения цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога (содержательных характеристик, целей, форм и методов и др.) не по отдельности, а в их взаимосвязи и взаимообусловленности, что способствует преодолению фрагментарности их применения, объединению и усилению их педагогического потенциала, поднятию педагогических экспертиз на новый, принципиально качественный уровень [20].

Алгоритм реализации идей системного подхода к проблеме исследования предполагает прохождение таких этапов, как:

1) выявление возможностей цифровых образовательных ресурсов для развития профессиональных компетенций педагога, их взаимосвязи и взаимообусловленности, а также их систематизация;

2) разработка системы критериев и показателей для оценки результативности ликвидации профессиональных дефицитов педагогов, выявление ключевых и второстепенных факторов, внешних и внутренних закономерностей, которые способствуют результативности применения цифровых образовательных ресурсов;

3) прогностическое моделирование проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования;

4) разработка прикладных требований применения цифровых образовательных ресурсов и средств информального образования для развития профессиональных компетенций педагога.

Аксиологический подход. Этот методологический подход способствует рассмотрению проблемы проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информаль-ного образования с учетом доминирующих ценностей педагогической среды, а также выявлению специфических ценностей, с опорой на которые можно выбрать и систематизировать цифровые образовательные ресурсы, подходящие под прикладные задачи проверки и экспертизы [21]. Аксиологический подход основан на идее нравственно-эстетического отношения к педагогической деятельности, поэтому выбор цифровых образовательных ресурсов и средств информального образования должен строиться

с учетом ценностей педагогической профессии и ориентироваться на них [22].

Идеи аксиологического подхода позволяют рассмотреть процесс экспертизы электронных образовательных ресурсов и учебно-методических материалов как гуманистическую систему, которая основана на ценностях нравственности, ответственности и справедливости, гуманистическом отношении к разработчикам образовательных ресурсов [23]. Процесс внедрения цифровых образовательных ресурсов в развитие профессиональных компетенций педагогов необходимо строить с учетом ценностей и смыслов педагогической деятельности, как специфических профессиональных, так и индивидуальных — личностных.

Технологический подход. Данный подход подразумевает «совокупность и порядок функционирования всех индивидуальных, личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения образовательных целей» [23, с. 256]. Идеи данного подхода подразумевают необходимость внедрения научных достижений в практику для получения ожидаемых итоговых результатов и повышения эффективности образовательного процесса [23].

Основываясь на положениях данного подхода [24], отметим, что проектирование цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования подразумевает соблюдение ряда методологических требований, таких как:

1) системность (подразумевает системное внедрение цифровых образовательных технологий, целостность, логику и взаимосвязь компонентов разрабатываемой технологии);

2) концептуальность (проектирование цифровой образовательной среды должно быть основано на четко выстроенной научной концепции, которая обосновывает и регламентирует возможности их применения);

3) эффективность (способствует достижению качественно новых стандартов ликвидации профессиональных дефицитов педагогов для оптимизации временных и материальных затрат на данный процесс);

4) управляемость (направлена на возможность диагностической обусловленности применения цифровых образовательных технологий и средств информального образования, разработку достоверных критериев и показателей их достоверности, возможность диагностики профессиональных дефицитов педагогов, гибкость при выборе их методов и средств).

Именно технологичность в проектировании цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информального образования способствует конкретизации желаемых результатов, системности и диагностичности.

Выбранные методологические подходы определяют общую научно-мировоззренческую позицию исследования, его общие ориентиры, методы и процедуры, обеспечивают регламентацию применения цифровых образовательных ресурсов, оценку их эффективности для развития профессиональных компетенций педагогов.

Разрабатываемые педагогические закономерности проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информаль-ного образования разделены на три группы: 1) обусловленности (факторы, оказывающие наибольшее влияние на исследуемую проблему); 2) атрибутивности (содержательное наполнение и внутренние характеристики изучаемой проблемы); 3) эффективности (внешние обстоятельства, которые оказывают влияние на результативность изучаемого явления) [20].

1. К закономерностям обусловленности отнесены следующие:

а) процесс ликвидации профессиональных дефицитов педагогов проецируется на реальную образовательную деятельность в школе;

б) индивидуальный образовательный маршрут ликвидации профессиональных дефицитов педагогов должен быть открытым и гибким.

2. К атрибутивной закономерности относится система ликвидации профессиональных дефицитов посредством информального образования, нацеленная на предоставление персонализированных рекомендаций педагогам, направленных на их саморазвитие и самосовершенствование.

3. Закономерность эффективности состоит в том, что возможности ликвидации профессиональных дефицитов педагогов обеспечиваются в условиях цифровизации образовательного процесса в сочетании с развитием компьютерных технологий.

Заключение

В рамках данной статьи обоснованы концептуальные основы проектирования цифровой образовательной среды развития профессиональных компетенций педагога средствами информально-го образования. Раскрыты цель концепции, основные источники ее создания и теоретико-методологические основы.

Список источников

1. Бурукина О. А. Гипертекст: диалектика цифровой образовательной среды // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, № 2-1. С. 177-192.

2. Brown M., Dehoney J., Millichap N. The Next Generation Digital Learning Environment: a Report on Research ELI Paper. EDUCAUSE Learning Initiative. 2015. Pp. 1-11.

3. Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Особенности деятельности педагогов в цифровой образовательной среде (на примере Калининградской области) // Калининградский вестник образования. 2022. № 4 (16). С. 4-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Прилепских О. С., Айсувакова Т. П., Сорокопуд Ю. В. Возможности цифровой образовательной среды в развитии личностного потенциала студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 353-356.

5. Барсукова А. И., Жукова С. С., Грищенко Е. Г., Луханина М. В. Непрерывное профессиональное развитие педагога в цифровой образовательной среде // Вестник Белгородского института развития образования. 2023. Т. 10, № 1 (27). С. 22-40.

6. Барабас А. А. Модернизация содержания дополнительного профессионального образования педагогов: региональный опыт сопровождения преодоления профессиональных дефицитов (тезисы) // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Аспекты результативности региональной политики в сфере оценки качества образования : сб. материалов III межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. А. А. Барабаса. Челябинск, 2018. С. 18-21.

7. Сваталова Т. А. Механизмы выявления образовательных дефицитов педагогов дошкольного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 4 (45). С. 49-59.

8. Китайгородская Г. В. Опыт разработки индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития педагогов на основе диагностики профессиональных дефицитов // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2021. № 42. С.113-120.

9. Авалуева Н. Б., Алексеева А. С., Алиева Э. Ф. Выявление компетентностных дефицитов личностного роста педагогов системы общего образования // Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4, № 4 (10). С. 5-10.

10. Бырдина, О. Г., Долженко С. Г., Юринова Е. А. Транспрофессиональное развитие педагога: исследование профессиональных дефицитов и образовательных потребностей // Высшее образование сегодня. 2022. № 3-4. С. 8-12.

11. Журавлева Е. Д. Педагогические дефициты педагогов профессионального образования при работе в дистанционном формате // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 85-4. С. 94-97.

12. Посталюк Н. Ю., Прудникова В. А., Бобиенко О. М. Технология исследования квалификационных дефицитов педагогов как инструмент их профессионального развития // Вестник ТИСБИ. 2019. № 3. С. 44-55.

13. Файзуллина А. Повышение квалификации педагогов: от профессиональных дефицитов к образовательным потребностям // Специфика педагогического образования в регионах России. 2021. № 1 (14). С. 73-75.

14. Качалов А. В. Ядро концепции формирования творческой самостоятельности студентов педвуза // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Т. 67, № 3. С. 155-158.

15. Карауш Е. С. Возможности использования «больших данных» и искусственного интеллекта в образовании // Современный ученый. 2022. № 1. С. 183-189.

16. Котлярова И. О. Технологии искусственного интеллекта в образовании // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. № 14 (3). С. 69-82.

17. Баганова З. А., Магомедова П. О. Искусственный интеллект в образовании // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 4. С. 352-356.

18. Дмитриев В. Я. Социально-экономические аспекты цифровой трансформации высшего образования // Экономика и управление. 2020. Т. 26, № 11 (181). С. 1258-1262.

19. Саттарова Н. А., Исаханова З. С., Намазова У. С. Понятие и виды педагогических концепций обучения иностранному языку: анализ современных педагогических концепций // Вопросы педагогики. 2019. № 5-1. С. 183-186.

20. Савченков А. В. Стратегия подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2021. 586 с.

21. Крылова М. А. Концептуальные подходы к профессиональному воспитанию студентов вуза // Вестник Тверского университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 4. С. 202-213.

22. Лидак Л. В. Методологические основы педагогики высшей школы: аксиологический подход // Университетская наука. 2018. № 1 (5). С. 121-125.

23. Карандеева А. М., Кварацхелия А. Г., Насонова Н. А., Гундарова О. П., Соболева М. Ю. Технологический подход в педагогике // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2021. № 10. С. 251-254.

24. Егорова Г. Н., Дерканосова А. А., Гребенникова Н. И. Технологический подход в применении арсенала средств педагогики // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10, № 5-2. С. 65-68.

References

1. Burukina OA. Hypertext: dialectics of the digital educational environment. Pedagogicheskij zhurnal = Pedagogical Journal. 2020;10(2-1):177-192. (In Russ.).

2. Brown M, Dehoney J, Millichap N. The Next Generation Digital Learning Environment: a Report on Research ELI Paper. EDUCAUSE Learning Initiative. 2015. Pp. 1-11.

3. Kulagin DYu, Pustovachenko NN. Features of the activities of teachers in the digital educational environment (on the example of the Kaliningrad region). Kaliningradskij vestnik obrazovanija = Kaliningrad Bulletin of Education. 2022;(4(16):4-19. (In Russ.).

4. Prilepskikh OS, Aisuvakova TP, Sorokopud YuV. Possibilities of the digital educational environment in the development of students' personal potential. Problemy sovremennogo pedagogichesk-ogo obrazovanija = Problems of modern pedagogical education. 2020;(69-1):353-356. (In Russ.).

5. Barsukova AI, Zhukova SS, Grishchenko EG, Lukhanina MV. Continuous professional development of a teacher in a digital educational environment. Vestnik Belgorodskogo instituta razvitija obrazovanija = Bulletin of the Belgorod Institute for Educational Development. 2023;10(1(27):22-40. (In Russ.).

6. Barabas AA. Modernization of the content of additional professional education for teachers: regional experience in supporting overcoming professional deficits (thesis). In: Problemy i perspektivy razvitija sistem ocenki kachestva obrazovanija. Aspekty rezul'tativnosti regional'noj politiki v sfere ocenki kachestva obrazovanija = Problems and prospects for the development of systems for assessing the quality of education. Aspects of the effectiveness of regional policy in the field of assessing the quality of education. Chelyabinsk; 2018. Pp. 18-21. (In Russ.).

7. Svatalova TA. Mechanisms for identifying educational deficits of preschool teachers. Nauch-noe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov = Scientific support of personnel development systems. 2020;(4(45):49-59. (In Russ.).

8. Kitaigorodskaya GV. Experience in developing individual educational routes for the professional development of teachers based on the diagnosis of professional deficits. Sbornik trudov po problemam dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija = Digest of works on the problems of additional professional education. 2021;(42):113-120. (In Russ.).

9. Avalueva NB, Alekseeva AS, Alieva EF. Identification of competence deficits in personal growth of teachers of the general education system. Nauchnyj vektor Balkan = Scientific vector of the Balkans. 2020;4(4(10):5-10. (In Russ.).

10. Byrdina OG, Dolzhenko SG, Yurinova EA. Transprofessional development of a teacher: study of professional deficits and educational needs. Vysshee obrazovanie segodnja = Higher education today. 2022;(3-4):8-12. (In Russ.).

11. Zhuravleva ED. Pedagogical deficits of vocational education teachers when working in a distance format. Tendencii razvitija nauki i obrazovanija = Trends in the development of science and education. 2022;(85-4):94-97. (In Russ.).

12. Postalyuk NYu, Prudnikova VA, Bobienko OM. Technology for studying qualification deficits of teachers as a tool for their professional development. Vestnik TISBI = TISBI Bulletin. 2019;(3):44-55. (In Russ.).

13. Fayzullina A. Advanced training of teachers: from professional deficits to educational needs. Specifika pedagogicheskogo obrazovanija v regionah Rossii = Specifics of pedagogical education in the regions of Russia. 2021;(1(14):73-75. (In Russ.).

14. Kachalov AV. The core of the concept of forming creative independence of pedagogical university students. Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 1: Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury = News of the Ural State University. Series 1: Problems of education, science and culture. 2009;67(3):155-158. (In Russ.).

15. Karaush ES. Possibilities of using "big data" and artificial intelligence in education. Sovre-mennyj uchenyj = Modern scientist. 2022;(1):183-189. (In Russ.).

16. Kotlyarova IO. Technologies of artificial intelligence in education. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki = Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences. 2022;(14(3): 69-82. (In Russ.).

17. Baganova ZA, Magomedova PO. Artificial intelligence in education. Voprosy ustojchivogo razvitija obshhestva = Issues of sustainable development of society. 2021;(4):352-356. (In Russ.).

18. Dmitriev VYa. Socio-economic aspects of the digital transformation of higher education. Jekonomika i upravlenie = Economics and management. 2020;26(11(181):1258-1262. (In Russ.).

19. Sattarova NA, Isakhanova ZS, Namazova US. Concept and types of pedagogical concepts of teaching a foreign language: analysis of modern pedagogical concepts. Voprosy pedagogiki = Questions of pedagogy. 2019;(5-1):183-186. (In Russ.).

20. Savchenkov AV. Strategija podgotovki budushhih pedagogov professional'nogo obuchenija k osushhestvleniju vospitatel'noj dejatel'nosti = Strategy for preparing future teachers of vocational training for the implementation of educational activities. Thesis. Chelyabinsk; 2021. 586 p. (In Russ.).

21. Krylova MA. Conceptual approaches to the professional education of university students. Vestnik Tverskogo universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija = Bulletin of Tver University. Series: Pedagogy and psychology. 2015;(4):202-213. (In Russ.).

22. Lidak LV. Methodological foundations of higher school pedagogy: an axiological approach. Universitetskaja nauka = University science. 2018;(1(5):121-125. (In Russ.).

23. Karandeeva AM, Kvaratskhelia AG, Nasonova NA, Gundarova OP, Soboleva MYu. Technological approach to pedagogy. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy = Quality management system: experience and prospects. 2021;(10):251-254. (In Russ.).

24. Egorova GN, Derkanosova AA, Grebennikova NI. Technological approach to the application of an arsenal of pedagogical means. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo uni-versiteta = Bulletin of the Voronezh State Technical University. 2014;10(5-2):65-68 (In Russ.).

Информация об авторах

А. В. Савченков — профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ЮУрГГПУ; ведущий научный сотрудник ФГАНУ «ФИЦТО», доктор педагогических наук.

Ш. Ш. Бечиев — начальник отдела организации научной деятельности ФГАНУ «ФИЦТО», кандидат экономических наук.

Information about the authors

A. V. Savchenkov — Professor of the Department of training teachers of vocational training and subject methods of South Ural State Humanitarian and Pedagogical University; leading researcher at the Federal State Scientific Institution "FITsTO", Doctor of Pedagogical Sciences.

Sh. Sh. Bechiev — head of the department of organization of scientific activities, Candidate of Economic Sciences.

Вклад авторов:

Савченков А. В. — научное руководство, концепция исследования, развитие методологии, итоговые выводы.

Бечиев Ш. Ш. — анализ научной и нормативно-правовой литературы, написание и оформление текста исследования.

Contribution of the authors: Savchenkov A. V. — scientific leadership, research concept, development of methodology, final conclusions.

Bechiev Sh. Sh. — analysis of scientific and regulatory literature, writing and designing of the research text.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 20.09.23 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 27.09.23 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.12.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.