Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия научной и научно-технической деятельности / функциональная стратегия / учреждения высшего образования / strategy of scientific and scientific-technical activity / functional strategy / institutions of higher education

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.А. Глузман

В статье разработаны концептуальные подходы к формированию стратегий развития научной и научно-технической деятельности в учреждениях высшего образования. Предложено систематизировать возможные стратегии для эффективного функционирования современных заведений высшего образования, включив в перечень следующие стратегии: стратегию образовательной деятельности; научной и научно-технической деятельности; инновационной деятельности; международной деятельности (интернационализации) развития персонала; маркетинговой деятельности; финансовой деятельности и т.п. Разработан инструментарий по построению стратегий научной и научно-технической деятельности, выделены особенности подходов к стратегическому планированию с учетом специфики высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR FORMING STRATEGIES FOR THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC-TECHNICAL ACTIVITIES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article works out conceptual approaches how to develop strategies for promoting scientific and scientific-technical activities in higher education institutions. It has been proposed to systematize possible strategies for the effective functioning of modern higher education institutions, including the following strategies: that of educational activity, that of scientific and scientific-technical activities; that of innovation activity; that of international activity (internationalization of personnel development); that of marketing activity; that of financial activity, etc. A set of tools for building strategies for scientific and scientific-technical activities has been developed, and features of approaches to strategic planning have been singled out, taking into account the specifics of higher education institutions

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

3. Sadykova A.R. Vneauditornye formy poiskovo-tvorcheskogoobucheniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; № 8-9: 146 - 150.

4. Muhina I.A., Yaremina T.Ya. Chto takoe pedagogicheskaya masterskaya? Masterskaya po literature: integraciya innovacionnogoi tradicionnogo opyta: kniga dlya uchitelya. Sankt-Peterburg: SPBGUPM.

5. Tuseeva M.G. Vliyanie pedagogicheskih ob'edinenij na professional'noe masterstvo uchitelya. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2008; № 4 (32): 125 - 134.

6. Buhtiarova E.Yu., Oliferenko L.Ya. Professional'nyepotrebnostimolodyh pedagogov: istoriko-pedagogicheskijkontekst. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij «Professional'nye potrebnosti molodyh pedagogov: istoriko-pedagogicheskij kontekst». 2017; № 1: 370 - 374.

Статья поступила в редакцию 29.08.20

УДК 338.658:64

Gluzman N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Methods of Primary and Preschool Education,

Evpatoria Institute of Social Sciences, Branch of Crimean Federal University n.a. V.I. Vernadsky (Yevpatoria, Russia), E-mail: gluzman_n@mail.ru

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR FORMING STRATEGIES FOR THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC-TECHNICAL ACTIVITIES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The article works out conceptual approaches how to develop strategies for promoting scientific and scientific-technical activities in higher education institutions. It has been proposed to systematize possible strategies for the effective functioning of modern higher education institutions, including the following strategies: that of educational activity, that of scientific and scientific-technical activities; that of innovation activity; that of international activity (internationalization of personnel development); that of marketing activity; that of financial activity, etc. A set of tools for building strategies for scientific and scientific-technical activities has been developed, and features of approaches to strategic planning have been singled out, taking into account the specifics of higher education institutions.

Key words: strategy of scientific and scientific-technical activity; functional strategy; institutions of higher education.

Н.А. Глузман, д-р пед. наук, проф., зав. каф. методик начального и дошкольного образования, Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, г. Евпатория, E-mail: gluzman_n@mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье разработаны концептуальные подходы к формированию стратегий развития научной и научно-технической деятельности в учреждениях высшего образования. Предложено систематизировать возможные стратегии для эффективного функционирования современных заведений высшего образования, включив в перечень следующие стратегии: стратегию образовательной деятельности; научной и научно-технической деятельности; инновационной деятельности; международной деятельности (интернационализации) развития персонала; маркетинговой деятельности; финансовой деятельности и т.п. Разработан инструментарий по построению стратегий научной и научно-технической деятельности, выделены особенности подходов к стратегическому планированию с учетом специфики высших учебных заведений.

Ключевые слова: стратегия научной и научно-технической деятельности; функциональная стратегия; учреждения высшего образования.

Стратегическое планирование является одной из главных составляющих системы управления организацией. Наличие и реализация стратегий, ориентированных на конкретные цели, дает возможность адаптироваться к требованиям среды, отвечать на новые вызовы, непрерывно развиваться и укреплять свои позиции в конкурентной среде [1]. Выбор оптимальных подходов к организации работы с учетом основных тенденций развития, использование и развитие потенциала для достижения поставленных целей является основной задачей стратегического управления вузами; основные принципы управления воплощаются в корпоративной стратегии университета, которая является основой всех последующих управленческих решений. Корпоративные стратегии обычно базируются на функциональных стратегиях, касающихся управленческих ориентиров по достижению целей в функциональных сферах. В связи с вышеизложенным полагаем, что развитие теоретико-методологических и методико-прикладных основ формирования стратегий научной и научно-технической деятельности (далее - ННТД), которая в обеспечении конкурентоспособности высших учебных заведений (далее - вуз) играет одну из ключевых ролей, приобретает особое значение.

Мониторинг информации, приведенной на официальных сайтах отечественных вузов, показал наличие функциональных стратегических документов только в нескольких университетах. Концепция образовательной деятельности Московского физико-технического института на 2015 - 2025 годы, представленная на его сайте [2], является общей стратегией, которая показывает долгосрочный план развития по всем ключевым направлениям вуза. В Нижегородском государственном лингвистическом университете имени Н.А. Добролюбова утверждена программа стратегического развития на период с 2020 по 2025 гг. [3].

Целью статьи является разработка концептуальных подходов и развитие инструментария формирования стратегий развития научной и научно-технической деятельности в учреждениях высшего образования.

Анализ литературных источников [4] показывает, что функциональная стратегия по сфере охвата является узкой по сравнению с корпоративной стратегией, конкретизирует отдельные детали в общем плане развития организации путем определения подходов, необходимых действий и практических шагов по обеспечению управления отдельными функциями. Число функциональных стратегий в организации должно равняться числу основных направлений деятельности; при этом все функциональные стратегии должны быть скоординированы и дополнять друг друга. Их роль заключается в поддержании общей стратегии организации и обеспечении ее конкурентоспособности.

На основании обобщения опыта по проблеме стратегического управления [5 - 7] и с учетом специфики деятельности вуза, предлагаем систематизировать

возможные стратегии для эффективного функционирования современных вузов, включив в перечень функциональных такие стратегии, как стратегия образовательной деятельности; ННТД; инновационной деятельности; международной деятельности (интернационализации) развития персонала; маркетинговой деятельности; финансовой деятельности и т.д.

Таким образом, усиление конкуренции между вузами на фоне процессов глобализации, затяжного экономического кризиса и недостаточного финансирования обусловливают необходимость формирования в учреждениях высшего образования долгосрочных и среднесрочных стратегий, которые позволят определить правильный вектор движения и создать условия для повышения конкурентоспособности организации.

Университеты, ориентированные на достижение положительного результата, должны объективно оценить свои сильные и слабые стороны, и, выделив направления, в которых можно достичь улучшения, - ставить перед собой цели, разрабатывать и реализовать планы, которые обусловливают повышение качества и эффективность их деятельности.

Основываясь на исследовании научных источников, изучении методического опыта по интересующим проблемам [8] и с учетом принципов функционирования вузов, предложена такая последовательность разработки стратегии ННТД:

1. Выбор объекта исследования.

2. Анализ и оценка макросреды системы ННТД вуза осуществляется путем исследования глобальных и национальных технологических трендов, тенденций в сфере высшего образования, основных приоритетов государственной политики в сфере высшего образования и ННТД, а также идентификации отечественных вузов, которые характеризуются сильными позициями в сфере ННТД. Оценивание факторов обусловлено необходимостью учета их влияния на вуз, выявления особенностей и тенденций, способствующих развитию ННТД или представляющих угрозу для обеспечения своевременного реагирования на изменения и формирование конкурентных преимуществ.

3. Анализ и оценка микросреды системы НДТД вуза: идентификация сильных и слабых сторон, угроз и возможностей функционирования системы ННТД.

Все это обусловлено необходимостью обобщения позиции вуза (его фактического состояния), наработки управленческих решений, направленных на использование сильных сторон университета и устранение слабых, использование потенциальных возможностей внешней среды во избежание возможных угроз функционирования, выявление стратегических перспектив и возможностей их реализации. Информационное обеспечение такого анализа предусматривает сбор, проверку, систематизацию и обработку данных о внутренней среде вуза - объ-

екта исследования и сопоставления с факторами внешней среды; одновременно оценивается сила воздействия каждого фактора и прогнозируются последствия такого воздействия. Для получения исчерпывающей картины анализ, по нашему мнению, необходимо проводить за период не менее трех лет, при этом мониторингу и оценке следует подвергать кадровый потенциал, финансовое обеспечение, материально-техническую базу, информационное обеспечение, научную результативность. Указанный этап разработки стратегии предлагается осуществлять, используя метод симптоматической диагностики [9].

4. Формулировка стратегических целей в сфере ННТД, которые определяются на основе видения и миссии университета, с учетом анализа и оценки макро- и микросреды системы ННТД, сильных и слабых сторон, возможностей и вызовов. Цели должны уточнять и детализировать миссию вуза. Следует заметить, что ни один университет не в состоянии достичь конкурентных преимуществ сразу по всем направлениям ННТД. Таким образом, разработка стратегии частично состоит и в выделении направлений, в которых вуз стремится и может, максимизируя свои сравнительные преимущества, достичь ключевых позиций.

При формулировке целей разумно ориентироваться на особенности конкретного вуза и избегать обобщений и абстрактных определений, которые могут касаться, в конце концов, любого вуза, учитывая задачи университетов в соответствии с законодательством. Определение стратегических целей может быть качественными или количественными, но они должны удовлетворять принципу «SMART»: быть конкретными (Specific), измеримыми (Measurable), достижимыми (Attainable), релевантными, то есть соотноситься с другими, более общими целями и работать на их достижение (Realistic) и быть согласованными во времени (Time-based) [10].

Стратегические цели трансформируются в подцели, задачи и мероприятия и оцениваются по конкретным показателям. Запланированные значения показателей целесообразно формулировать, ориентируясь на максимальное значение среди вузов (или другое значение в соответствии с видением), однако с учетом возможностей университета - объекта исследования.

5. Формирование стратегических альтернатив. Процесс формирования стратегии вуза заключается, в том числе и в разработке нескольких возможных вариантов развития вуза, среди которых и будет выбираться будущая стратегия. Для разработки и формирования проекта стратегического плана целесообразно создавать в вузе рабочие группы с привлечением квалифицированных специалистов в сфере стратегического менеджмента, которые имеют не только теоретический, но и практический опыт; причем с целью качественной проработки различных вариантов (альтернатив) таких рабочих групп необходимо иметь три - четыре. В состав групп целесообразно включать и менеджеров всех уровней управления вуза (проректоров, директоров институтов, заведующих кафедрами), внешних экспертов и членов наблюдательного совета. Следует отметить, что практика ведущих зарубежных университетов [11] подтверждает важную роль в их управлении наблюдательных советов, членами которых являются, как правило, управленцы высокого уровня, представляющие различные сферы деятельности. Итак, члены наблюдательного совета с их управленческими компетенциями и опытом, безусловно, усилят состав рабочих групп по разработке стратегии.

6. Обсуждение стратегических альтернатив. К обсуждению предлагаемых альтернатив важно привлечь коллектив вузов - основных исполнителей стратегических задач. Необходимо отметить, что этот фактор является одним из определяющих в разработке стратегии и дальнейшей ее реализации. Процесс обсуждения стратегических альтернатив является двигателем в изменениях, способствует донесению видения и основных ценностей работникам и сплочению вокруг них, мотивирует работников к выполнению стратегических задач.

7. Выбор стратегии ННТД является прерогативой ученого совета вуза, который определяет стратегию и перспективные направления развития образовательной, научной и инновационной деятельности высшего учебного заведения. Право участвовать в определении стратегии вуза (а также осуществлять контроль за выполнением) имеет и наблюдательный совет.

Анализ литературных источников [12] показал, что окончательный выбор одной из стратегий развития учреждений можно осуществлять на основании расчета интегрального показателя, который обобщает большое количество соответствующих финансово-экономических показателей. По высшим учебным заведениям, очевидно, следует применять другой подход. При выборе оптимальной стратегии ННТД целесообразно принимать во внимание и качественные показатели - с учетом особенностей вуза и способов достижения конкурентных преимуществ. Следует отметить, что тщательно обоснованная и верно выбранная стратегия упрощает процедуру реализации.

8. Обоснование и детализация стратегии. Стратегический план, выбранный среди стратегических альтернатив, обычно имеет обобщенный характер. Он является «вершиной» различных видов планов вуза, ориентированный на долгосрочную перспективу и обеспечение надежности получения запланированных результатов.

Стратегический план содержит описание основных принципов, путей и средств их реализации. Важным условием достижения запланированных результатов является разработка детализированного плана, который должен быть системой скоординированных и взаимосогласованных среднесрочных и тактических (оперативных) планов с определенными ключевыми показателями эффективности.

Такое планирование выполняет проректор по научной работе совместно с директорами институтов и заведующими кафедрами. С учетом тактических планов осуществляется ежегодное планирование работы кафедр и ННПП.

Следует отметить, что от качества разработанной стратегии зависит возможность университета достичь запланированных целей и задач. Однако еще в большей степени успех зависит от внедрения стратегии.

Л.П Гребиняк [13] считает, что стратегия не имеет никакой ценности, если не учитывает способности организации к ее внедрению.

Л. Боссиди и РЧаран утверждают [14]: «...много руководителей придают очень большое значение общей стратегии и глобальным перспективам развития, но не принимают во внимание механизмы практического выполнения задуманного, относя их к тактической работе, которой должны заниматься подчиненные. Сотрудники поддерживают проект, а в результате он проваливается. Происходит это потому, что в организации не выстроена система выполнения задач, люди не ориентированы на результат, а руководство не считает необходимым вникать в нюансы и реально оценивать возможности реализации своих амбициозных планов».

Таким образом, создание системного подхода к выполнению задач, координации действий по реализации стратегических задач, ориентирование на достижение запланированных показателей, появление культуры достижения результата на всех управленческих уровнях являются определяющими факторами внедрения стратегии.

Одним из ключевых условий достижения стратегических целей также является контроль за реализацией стратегии. Оценка результатов реализации стратегии осуществляется на основании проведения ежегодного мониторинга состояния выполнения плана путем сравнения фактически полученных значений показателей с запланированными значениями; эту работу необходимо проводить последовательно, на всех управленческих уровнях: на кафедрах, в институтах, университете. По результатам анализа формируются выводы и принимаются меры по мотивации работников. Действенными инструментами мотивации является формирование рейтингов кафедр и работников по результатам ННТД, формирование и обнародование каждые полгода рейтингов публикационной активности, материальное стимулирование в случае перевыполнения запланированных показателей.

Д. Аакер отмечает [5], что условием успешного менеджмента на основе стратегического видения является наличие четырех факторов:

1. Наличие в организации четкой корпоративной стратегии, основанной на ключевой идее, а также функциональных стратегий.

2. Стратегия должна поддерживаться всеми ее подразделениями. Работники должны быть убеждены в правильности стратегии, уверены в том, что миссия достижима, и мотивированы на ее реализацию.

3. Организация должна иметь активы, компетенции и ресурсы для реализации стратегии или план их привлечения.

4. Организация должна придерживаться выбранной стратегии, несмотря на конкурентные угрозы и соблазнительные возможности, способные «оттянуть» на себя необходимые ресурсы от реализации выбранной цели.

Обобщение литературных источников, опыта университетов и собственные исследования показали, что обеспечение успешного функционирования и развития вуза на основе разработанных стратегий зависит и от наличия управленцев, которым присуще не только стратегическое видение, способность к прогнозированию и планированию изменений, но и, самое важное, способность к их реализации и пониманию ответственности за достижение запланированного. Дж. Салми, дополняя перечень ключевых факторов, утверждает [11], что среди лучших мировых университетов оказались те, что имели руководителей, которые объединили в себе лидерские качества и успешную научную карьеру: «.для разработки амбициозного стратегического видения и его эффективную реализуемость ректор университета должен полностью осознавать суть, стержень назначения университета и уметь дополнить реализуемость стратегии необходимыми функциональными навыками».

Внедрение стратегии не является делом короткого времени; оно требует последовательных и взаимосогласованных действий, ни одно из которых не является второстепенным. Наличие необходимых предпосылок и ресурсов, преданность и ориентация на результат сотрудников всех уровней оргструктуры, их высокий профессионализм и мотивированность, коммуникация и умение работать в команде, благоприятный моральный и психологический климат, корпоративная культура обеспечат успешную ее реализацию и достижение поставленных целей.

Корпоративная стратегия учреждения высшего образования должна базироваться на функциональных стратегиях, которые касаются управленческих ориентиров по достижению целей в функциональных сферах. Предложено систематизировать возможные стратегии для эффективного функционирования современных вузов, включив в перечень функциональных такие стратегии, как стратегия образовательной деятельности; ННТД; инновационной деятельности; международной деятельности (интернационализации) развития персонала; маркетинговой деятельности; финансовой деятельности и т.п.

Разработаны концептуальные основы и инструментарий для построения стратегий научной и научно-технической деятельности, сформулированы определяющие факторы по их внедрению.

Применение предлагаемого инструментария даст возможность руководителям институционального уровня управления высших учебных заведений творчески сформировать эффективную политику научной и научно-технической

Библиографический список

деятельности и принять меры по ее реализации. Дальнейшие исследования будут заключаться в адаптации разработанных концептуальных основ на примерах отечественных вузов.

1. Романов В.А. Выбор модели, отражающей деятельность педагога и его подготовку в вузе. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, 2019: 93 - 99.

2. Концепция стратегии МФТИ 2015 - 2025 гг. Available at: https://MIPT.ru

3. Программа Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова. Available at: https://Lunn..ru

4. Гайсарова А.А. Стратегия предприятия: учебное пособие. Симферополь: КФУ имени В.И. Вернадского ИЭУ 2017.

5. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. Санкт-Петербург: Питер, 2007.

6. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник. Москва: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.

7. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Ж.. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

8. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации (с изменениями на 7 сентября 2018 года). Available at: https:/itpgrad/ru

9. Никишкина Т.Ю. Диагностика системы управления вуза. Молодой ученый. 2016; № 7 (111): 920 - 924. Available at: https://moluch.ru/archive/111/27651/

10. Друкер П. Энциклопедия менеджмента. Москва: Вильяме, 2004.

11. Салми Д. Создание университетов мирового класса. Москва: Весь Мир, 2009.

12. Яшин С.Н., Солдатова Ю.С. Формирование интегральной оценки инновационного развития предприятий. Финансы и кредит. 2013; № 40 (568). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-integralnoy-otsenki-innovatsionnogo-razvitiya-predpriyatiy

13. Hrebiniak L.G. Making strategy work: leading effective execution and change. 2nd ed. New Jersey: PH Professional Business, 2013. Available at: https://www.amazon.com/ Making-Strategy-Work-Effective-Execution/dp/0133092577

14. Боссиди Л., Чаран Р Исполнение. Система достижений цели. Москва: Альпина Паблишерз, 2011.

References

1. Romanov V.A. Vybor modeli, otrazhayuschej deyatel'nost' pedagoga i ego podgotovku v vuze. Sbornik materialov VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2019: 93 - 99.

2. Koncepciya strategii MFTI2015 - 2025 gg. Available at: https://MIPT.ru http://MIPT.ru

3. Programma Nizhegorodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta imeni N.A. Dobrolyubova. Available at: https://Lunn..ru

4. Gajsarova A.A. Strategiya predpriyatiya: uchebnoe posobie. Simferopol': KFU imeni V.I. Vernadskogo I'EU, 2017.

5. Aaker D. Strategicheskoe rynochnoe upravlenie. Sankt-Peterburg: Piter, 2007.

6. Tompson A.A., Striklend A.Dzh. Strategicheskijmenedzhment. Iskusstvorazrabotkiirealizaciistrategii: uchebnik. Moskva: Banki i birzhi; YuNITI, 1998.

7. Mincberg G., Al'str end B., L'empel Zh.. Shkoly strategij. Strategicheskoe safari: 'ekskursiya po debryam strategij menedzhmenta. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

8. Ob utverzhdenii Metodicheskih rekomendacij po razrabotke i korrektirovke strategii social'no-'ekonomicheskogo razvitiya sub'ekta Rossijskoj Federacii iplana meropriyatijpo ee realizacii (s izmeneniyami na 7 sentyabrya 2018 goda). Available at: https:/itpgrad/ru

9. Nikishkina T.Yu. Diagnostika sistemy upravleniya vuza. Molodoj uchenyj. 2016; № 7 (111): 920 - 924. Available at: https://moluch.ru/archive/111/27651/

10. Druker P. 'Enciklopediya menedzhmenta. Moskva: Vil'yame, 2004.

11. Salmi D. Sozdanie universitetov mirovogo klassa. Moskva: Ves' Mir, 2009.

12. Yashin S.N., Soldatova Yu.S. Formirovanie integral'noj ocenki innovacionnogo razvitiya predpriyatij. Finansy i kredit. 2013; № 40 (568). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-integralnoy-otsenki-innovatsionnogo-razvitiya-predpriyatiy

13. Hrebiniak L.G. Making strategy work: leading effective execution and change. 2nd ed. New Jersey: PH Professional Business, 2013. Available at: https://www.amazon.com/ Making-Strategy-Work-Effective-Execution/dp/0133092577

14. Bossidi L., Charan R. Ispolnenie. Sistema dostizhenij celi. Moskva: Al'pina Pablisherz, 2011.

Статья поступила в редакцию 03.09.20

УДК 37.013; 37.018.1

Dobrya M.Ya., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: m.dobrya@mail.ru

Dorofeeva T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: dorofeev_at@bk.ru

THE STUDY OF THE VALUE SYSTEM IN FAMILY EDUCATION IN THE DIASPORA OF ETHNIC GERMANS LIVING IN THE SOUTH SIBERIAN REGION.

The article contains the characteristics of the concepts "values", "family values", "value orientations" in the philosophical, sociological, psychological and pedagogical aspects. The goal of the research is an analysis of family education's value system in ethnic community of Germans living in the South Siberian region. Family values include love, sexual relations, children, living together, relatives and friends, health, mutual understanding between family members, adherence to family and folk traditions. The research is basis on the questionnaire survey of two ethnic German family age group, which help to define the main value orientations of family education in the spheres: a model of family education, knowledge and following to nation traditions, the mark of pedagogical knowledge and pedagogical culture of parents, parental assessment of the interaction between the educational institution and the family. The article highlights getting the real state of family education problem in national and culture group of Germans because it's necessary to define the effect of social context on transformational process of family including children's personal development and education under the condition of political correctness in Russian society. The reported study is funded by RFBR, project number 20-013-00661.

Key words: value, value orientations, family education, family values, folk traditions in family.

М.Я. Добря, канд. филол. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: m.dobrya@mail.ru

Т.А. Дорофеева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университета имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: dorofeev_at@bk.ru

ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В ДИАСПОРЕ ЭТНИЧЕСКИХ НЕМЦЕВ,

ПРОЖИВАЮЩИХ НА ЮГЕ ЮЖНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00661.

Данная статья содержит характеристику понятий «ценности», «семейные ценности», «ценностные ориентации» в философском, социологическом, психолого-педагогическом аспектах. Целью исследования является анализ ценностных ориентаций семейного воспитания в этнической диаспоре немцев, проживающих на юге Южно-Сибирского региона. В число семейных ценностей включаются любовь, сексуальные отношения, дети, совместный быт, родные и близкие, здоровье, взаимопонимание между членами семьи, следование семейным и народным традициям. В статье проводится анализ проведенного авторами анкетирования двух возрастных групп семей этнических немцев, которое помогает обозначить основные ценностные ориентации семейного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.