Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЙ КНР И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЙ КНР И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1387
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / КНР / ПРАВО / ПОЛИТИКА / ДИПЛОМАТИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / KAZAKHSTAN / CHINA / LAW / POLITICS / DIPLOMACY / COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Милованова Наталья Александровна

Между Китайской Народной Республикой и Республикой Казахстан традиционно поддерживаются тесные контакты на высшем уровне, систематически углубляется взаимное политическое доверие, всесторонне осуществляется прагматическое сотрудничество, а также активно развиваются гуманитарные обмены. Китай и Казахстан являют собой наглядный пример добрососедства и надежного партнерства. Между лидерами двух стран налажены стабильные рабочие отношения. За 29 лет с момента обретения независимости Казахстана благодаря личной заинтересованности и совместному продвижению Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и лидерами Китая отношения между Китаем и Казахстаном выдержали испытание временем и перемены в мировом сообществе. От установления дипломатических отношений в 1992 г. до подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве в 2002 г., от установления стратегического партнерства в 2005 г. до развития всестороннего стратегического партнерства в 2011 г., шаг за шагом, китайско-казахстанские отношения постоянно переходят на качественно новый уровень. Политико-правовая база отношений между КНР и РК также весьма многоаспектна. Казахстан решил отказаться от ядерного оружия, и Китай стал одной из стран, которые пообещали Казахстану ядерную защиту. Китай высоко ценит усилия Казахстана по созданию безъядерной зоны в Центральной Азии и вклад в создание Банка низкообогащенного урана МАГАТЭ в Казахстане. Китай и Казахстан тесно взаимодействуют в рамках многосторонних механизмов таких, как ООН, ШОС, СВМДА и др., тесно сотрудничают в борьбе с «тремя силами зла» и обеспечении региональной безопасности и стабильности, совместно прилагают усилия по обеспечению международной справедливости, содействию экономической глобализации и поддержке многосторонней торговой системой, и стремятся к тому, чтобы международный порядок и международная система развивались в более справедливом и рациональном направлении. В рамках данного исследования постараемся определить основные концептуальные направления взаимоотношений между РК и КНР на текущий момент исторического развития геополитической обстановки в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Милованова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT BASIS OF THE CHINA-KAZAKHSTAN RELATIONS

Close contacts at the highest level are traditionally maintained between the People's Republic of China and the Republic of Kazakhstan, mutual political trust is systematically deepening, pragmatic cooperation is comprehensively carried out, and humanitarian exchanges are actively developing. China and Kazakhstan are a good example of good-neighborliness and reliable partnership. A stable working relationship has been established between the leaders of the two countries. Over the 29 years since Kazakhstan gained independence, thanks to the personal interest and joint promotion of the First President of Kazakhstan, Nursultan Nazarbayev, and the leaders of China, relations between China and Kazakhstan have stood the test of time and changes in the world community. From the establishment of diplomatic relations in 1992 to the signing of the Treaty on Good Neighborliness, Friendship and Cooperation in 2002, from the establishment of a strategic partnership in 2005 to the development of a comprehensive strategic partnership in 2011, step by step, the Chinese-Kazakh relations are constantly moving to a qualitatively new level. ... The political and legal framework for relations between the PRC and the ROK is also very multifaceted. Kazakhstan decided to abandon nuclear weapons, and China became one of the countries that promised Kazakhstan nuclear protection. China highly appreciates Kazakhstan's efforts to create a nuclear-free zone in Central Asia and its contribution to the establishment of the IAEA Low-Enriched Uranium Bank in Kazakhstan. China and Kazakhstan closely interact within the framework of multilateral mechanisms such as the UN, SCO, CICA and others, closely cooperate in the fight against the "three forces of evil" and ensure regional security and stability, jointly make efforts to ensure international justice, promote economic globalization and support of the multilateral trading system, and strive to ensure that the international order and the international system develop in a fairer and more rational direction. Within the framework of this study, we will try to determine the main conceptual directions of relations between the Republic of Kazakhstan and the PRC at the current moment in the historical development of the geopolitical situation in the world.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЙ КНР И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЙ КНР И РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

Н.А. Милованова

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. Между Китайской Народной Республикой и Республикой Казахстан традиционно поддерживаются тесные контакты на высшем уровне, систематически углубляется взаимное политическое доверие, всесторонне осуществляется прагматическое сотрудничество, а также активно развиваются гуманитарные обмены. Китай и Казахстан являют собой наглядный пример добрососедства и надежного партнерства. Между лидерами двух стран налажены стабильные рабочие отношения. За 29 лет с момента обретения независимости Казахстана благодаря личной заинтересованности и совместному продвижению Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и лидерами Китая отношения между Китаем и Казахстаном выдержали испытание временем и перемены в мировом сообществе. От установления дипломатических отношений в 1992 г. до подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве в 2002 г., от установления стратегического партнерства в 2005 г. до развития всестороннего стратегического партнерства в 2011 г., шаг за шагом, китайско-казахстанские отношения постоянно переходят на качественно новый уровень. Политико-правовая база отношений между КНР и РК также весьма многоаспектна. Казахстан решил отказаться от ядерного оружия, и Китай стал одной из стран, которые пообещали Казахстану ядерную защиту. Китай высоко ценит усилия Казахстана по созданию безъядерной зоны в Центральной Азии и вклад в создание Банка низкообогащенного урана МАГАТЭ в Казахстане. Китай и Казахстан тесно взаимодействуют в рамках многосторонних механизмов таких, как ООН, ШОС, СВМДА и др., тесно сотрудничают в борьбе с «тремя силами зла» и обеспечении региональной безопасности и стабильности, совместно прилагают усилия по обеспечению международной справедливости, содействию экономической глобализации и поддержке многосторонней торговой системой, и стремятся к тому, чтобы международный порядок и международная система развивались в более справедливом и рациональном направлении. В рамках данного исследования постараемся определить основные концептуальные направления взаимоотношений между РК и КНР на текущий момент исторического развития геополитической обстановки в мире.

Ключевые слова: Казахстан, КНР, право, политика, дипломатия, сотрудничество.

CONCEPT BASIS OF THE CHINA-KAZAKHSTAN RELATIONS

N.A. Milovanova

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. Close contacts at the highest level are traditionally maintained between the People's Republic of China and the Republic of Kazakhstan, mutual political trust is systematically deepening, pragmatic cooperation is comprehensively carried out, and humanitarian exchanges are actively developing. China and Kazakhstan are a good example of good-neighborliness and reliable partnership. A stable working relationship has been established between the leaders of the two countries. Over the 29 years since Kazakhstan gained independence, thanks to the personal interest and joint promotion of the First President of Kazakhstan, Nursultan Nazarbayev, and the leaders of China, relations between China and Kazakhstan have stood the test of time and changes in the world community. From the establishment of diplomatic relations in 1992 to the signing of the Treaty on Good Neighborliness, Friendship and Cooperation in 2002, from the establishment of a strategic partnership in 2005 to the development of a comprehensive strategic partnership in 2011, step by step, the Chinese-Kazakh relations are constantly moving to a qualitatively new level. ... The political and legal framework for relations between the PRC and the ROK is also very multifaceted. Kazakhstan decided to abandon nuclear weapons, and China became one of the

countries that promised Kazakhstan nuclear protection. China highly appreciates Kazakhstan's efforts to create a nuclear-free zone in Central Asia and its contribution to the establishment of the IAEA Low-Enriched Uranium Bank in Kazakhstan. China and Kazakhstan closely interact within the framework of multilateral mechanisms such as the UN, SCO, CICA and others, closely cooperate in the fight against the "three forces of evil" and ensure regional security and stability, jointly make efforts to ensure international justice, promote economic globalization and support of the multilateral trading system, and strive to ensure that the international order and the international system develop in a fairer and more rational direction. Within the framework of this study, we will try to determine the main conceptual directions of relations between the Republic of Kazakhstan and the PRC at the current moment in the historical development of the geopolitical situation in the world.

Keywords: Kazakhstan, China, law, politics, diplomacy, cooperation.

Политико-правовая база

сотрудничества двух стран

Для анализа и выявления основных пунктов экономических отношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой необходимо провести разбор политико-правовой базы сотрудничества между государствами.

Российский исследователь И.С. Виноградов под китайско-казахстанскими отношениями понимает преемственные отношения между историческим Китаем и казахами вплоть до современных отношений между КНР и Казахстаном. Казахстан признает, что КНР представляет весь Китай, и поддерживает объединение Китая с о. Тайвань [МюкНп 2017: 37] Коммунистическая партия Китая и казахстанский Нур Отан имеют широкие связи. Китай заявляет, что политические и гуманитарные контакты между двумя сторонами являются необходимой частью внешнеполитических отношений, и политика КНР направлена на укрепление внешнеполитических связей и

экономического сотрудничества [Fesharaki 2018: 67]. Для обоснования и юридического закрепления двусторонних отношений КНР и РК в обоюдном порядке развивают нормативно-правовую базу.

Такими документами являются:

- Совместные заявление РК и КНР;

- Соглашения между Правительством РК и Правительством КНР по взаимодействию в предотвращении незаконного перемещения ядерных материалов, радиоактивных материалов, радиоактивных отходов и радиационно-опасных предметов;

- Рамочные соглашения между Правительством РК и Правительством КНР о предоставлении КНР льготного кредита;1

- Меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве между Министерством финансов РК и Министерством финансов КНР;

- Меморандумы о взаимопонимании между Министерством по инвестициям и развитию РК и Государственным комитетом по развитию и реформам КНР по совместной разработке китайско-казахстанского плана сотрудничества в сфере производственных мощностей и инвестиций;2

- Меморандумы о взаимопонимании между Министерством по инвестициям и развитию РК и Государственным комитетом по развитию и реформам КНР по утверждению перечня совместных проектов в сфере индустриализации и инвестиций, и механизмов его формирования;

- Меморандумы о сотрудничестве в сфере электронной коммерции между Министерством национальной экономики РК и Министерством коммерции КНР;3

1 Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о предоставлении Китайской Народной Республикой льготного кредита Республике Казахстан.

2 Соглашение о предоставлении безвозмездной помощи Правительством Китайской Народной Республики Правительству Республики Казахстан 1995 г

3 Соглашение между Правительством Республики

Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области антимонопольной политики и борьбы с недобросовестной конкуренцией. 1991 г

- Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики об избежание двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход;4

- Протоколы между Министерством сельского хозяйства РК и Главным таможенным управлением КНР по инспекционным, карантинным и ветеринарно-санитарным требованиям по говядине, экспортируемой из Казахстана в Кита;

- Протоколы санитарных и фитосанитарных требований к экспорту сена люцерны из РК в КНР между Министерством сельского хозяйства РК и Главным таможенным управлением КНР;

Между государствами идет тесное дипломатическое общение и экономическая кооперация, каждый год заключаются новые и дорабатываются имеющиеся правовые и иные документы и соглашения. [Bergsten 2018: 106].

Китайско-казахстанские отношения основаны на широкой политико-правовой базе сотрудничества. КНР стала третьим государством, признавшим независимость Республики Казахстан, где 3 января 1992 года были установлены дипломатические отношения и произведен обмен на уровне посольств стран КНР и РК. Были заключены «Совместная декларация об установлении дружественных взаимоотношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой» от 18 октября 1993 г., «Совместная декларация о дальнейшем развитии и углублении дружественных взаимоотношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой» от 11 сентября 1995 г., «Соглашение между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстано-китайской государственной границе» от 26 апреля 1994 г.,

«Дополнительные соглашения о китайско-казахстанской государственной границе» от 1997 и 1998 гг.

Дипломатическое соглашение между странами имеет значимую политико-правовую ценность для развития отношений между государствами, так как включается в себя ряд основополагающих пунктов для составления дипломатических и

экономических связей.

Договорно-правовая база двусторонних отношений Китая и Казахстана поддерживает широкий спектр китайско-казахстанских контактов.

На данный момент действует китайско-казахстанский Комитет по сотрудничеству двух стран под со председательством заместителей глав правительств двух стран: первый заместитель Премьер-Министра РК и заместителя Госсовета КНР. В состав КС входят 11 специализированных

подкомитетов (по торгово-экономическому сотрудничеству, по сотрудничеству в области транспорта, по сотрудничеству в области железнодорожного транспорта, по сотрудничеству между контрольно-пропускными пунктами и в области таможни, по научно-техническому сотрудничеству,5 по финансовому сотрудничеству, энергетическому

сотрудничеству, сотрудничеству в области геологии и недропользования, культурному и гуманитарному сотрудничеству, сотрудничеству в области безопасности), а также Комиссии по использованию и защите трансграничных рек и Комиссии по сотрудничеству в области защиты окружающей среды. 6

На данный момент количество соглашений и протоколов между КНР и Казахстаном насчитывают более двухсот юридических документов, что говорит о тесном и продуктивном сотрудничестве между двумя государствами. 7

4 Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход. 1992г

5 Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о научно-техническом сотрудничестве.

6 Информационно-правовая системанормативных правовых актов Республики Казахстан

(Дата обращения: 20.02.2020)

7 Информационно-правовая системанормативных

правовых актовРеспублики Казахстан (Дата обращения:20.02.2020)

Если соглашения, подписанные Пекином и Астаной в 1990-х гг., были в основном дипломатическими (в рамках стратегии «добрососедства» и

урегулирования пограничных споров), то с началом XXI в. они приобрели очевидно более экономический контент. В июне 2003 г. по случаю визита Ху Цзиньтао в Казахстан была принята программа сотрудничества между двумя странами на период 2003-2008 гг. Визит Нурсултана Назарбаева в Китай в декабре 2006 г. привел к подписанию «стратегии сотрудничества на XXI век» и «плана экономического сотрудничества между Казахстаном и Китаем». Наконец, еще один визит Ху Цзиньтао в Астану в августе 2007 г. ознаменовался Подписание программы двустороннего сотрудничества в секторах экономики, не связанных с сырьем, дополненных Меморандумом о

сотрудничестве на следующие три года (2008-2010 гг.). В апреле 2008 г. Премьер-министр Казахстана Карим Масимов выступил с этим программы на форуме китайско-казахстанских бизнесменов. Для казахстанской экономики значительны ставки: важно избежать чрезмерной специализации в экспорте сырья и максимизировать рост закупок технологий из Китая.

Для стимулирования торговли было создано несколько двусторонних комитетов. Основным является Китайско-

Казахстанский комитет по сотрудничеству, созданный в 2004 г. и возглавляемый премьер-министрами Китая и Казахстана. В него входят около десятка

специализированных подкомитетов,

например, по финансам, биотехнологии, нефти и газу и использованию ядерной энергетики в гражданских целях. 8В некоторых кругах его критикуют за отсутствие прозрачности и, как следствие, возможность того, что китайские власти могут купить решения в своих интересах.

8 Девять документов подписали Казахстан и Китай на встрече Назарбаева и Си Цзиньпина URL: https://informburo.kz/novosti/devyat-dokumentov-podpisali-kazahstan-i-kitay-vo-vremya-vstrechi-nazarbaeva-i-si-czinpina.html (Дата обращения: 19.05.2020)

Двусторонние отношения КНР и РК в настоящий момент регламентируются широким перечнем соглашений и договоров, заключённых между

президентом Казахстана К.-ж. Токаевым и Председателем КНР Си Цзиньпином в ходе визита главы Казахстана в КНР 11 сентября 2019 г.

По результатам этого визита Казахстан и Китай подписали следующие документы:

Соглашение между Правительством РК и Правительством КНР о сотрудничестве в области авиационного поиска и спасения гражданских воздушных судов;

Меморандум о взаимопонимании между Правительством РК и Правительством КНР о реализации Плана сотрудничества по сопряжению Новой экономической политики «НН^рлы жол» и строительства «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) Документ включает положения об основах сотрудничества, принципы, а также видение перспектив и приоритетов сотрудничества двух стран.

Китаем и республикой Казахстан были выделены основные приоритетные направления, такие как: сфера транспортной инфраструктуры по маршруту с северозападного края до юго-восточного побережья Китая, а также повышению пропускной способности автомобильных и железных дорог обоих государств9;

Соглашение между Правительством РК и Правительством КНР о сотрудничестве по проекту предоставления суперкомпьютера казахстанской стороне Правительством КНР10;

9 О подписании Плана сотрудничества по сопряжению Новой экономической политики "Н^рлы Жол" и строительства "Экономического пояса Шелкового пути" между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики URL:

https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kaza hstan_premer_ministr_rk/mejdunapodnyie_otnosheniya_ respubliki_kazahstan/id-P 1600000518/ (Дата обращения: 16.05.2020)

10 Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве по предоставлению суперкомпьютера Правительством Китайской Народной Республики URL:

https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35980194#po s=38;-44 (Дата обращения: 16.05.2020)

Меморандум о взаимопонимании между Министерством торговли и интеграции РК и Министерством коммерции КНР;

Протокол между Министерством сельского хозяйства РК и Главным таможенным управлением КНР по инспекционным, карантинным и

ветеринарно-санитарным требованиям, предъявляемым к молочной продукции, экспортируемой из РК в КНР;

Протокол между Министерством сельского хозяйства РК и Главным таможенным управлением КНР по инспекционным, карантинным и

ветеринарно-санитарным требованиям, предъявляемым к шерстяному сырью, экспортируемому из РК в КНР;

Меморандум между Министерством финансов РК и Главным таможенным управлением КНР по укреплению сотрудничества в области приграничной защиты прав интеллектуальной

собственности;

Протокол между Министерством сельского хозяйства РК и Главным таможенным управлением КНР по инспекционным, карантинным и

ветеринарно-санитарным требованиям, предъявляемым ко льну, экспортируемому из РК в КНР;

Техническая спецификация обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы Республики Казахстан и Китайской Народной Республики11.

Таким образом, можем сделать вывод о широком спектре сотрудничества между КНР и РК, включающем в себя практически все сферы современного хозяйства.

Исторический контекст развития отношений

Китайско-казахстанские отношения имеют глубокий исторический контекст, обусловленный близостью географического положения.

Ряд исследователей условно делит становление и развитие казахстанско-

11 Казахстан. Китай. Внешэкономсвязи, политика. URL: https://polpred.com/?ns=1&ns_id=3119347 (Дата обращения: 19.05.2020)

китайских отношений на несколько этапов [Лян Чжэньпэн 2017: 18-19].

Первым этапом выделяются годы после установления дипломатических отношений, период установления политических связей. В данный этап формируется нормативно-правовая база двусторонних отношений, составляются основополагающие

документы, которые затрагивают наиболее важные и спорные моменты взаимоотношений. Одна из первых договорно-правовых баз, определяющих принципы взаимоотношений двух государств - Совместная Декларация об основах дружественных взаимоотношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой - была подписана в ходе встречи Н. Назарбаева с Цзянь Цзэминем в 1993 г. в Пекине. На основе подписанного документа стороны незамедлительно взялись за решение проблемных вопросов, оставшихся в наследство от советско-китайских отношений.

Вторым этапом выделяется середина 1990-х гг. В течение данного периода происходит взаимодействие сторон для фактического решения вопросов

двусторонних отношений. Важным блоком стоят вопросы о делимитации границ, вопросы торгово-экономического характера, вопросы безопасности.

Третий этап - со второй половины 1990-х гг. по настоящее время., во время которого формируются взаимоотношения между КНР и РК в многостороннем формате относительно интеграции в региональные процессы.

В советское время экономические отношения между центрально-азиатскими союзными республиками СССР и КНР были крайне ограничены: в основном, эти республики импортировали скот и сырье из Синьцзяна и экспортировали

промышленные товары и оборудование. Было открыто несколько пограничных постов, закрытых для частных лиц, таких как Хоргос, Бахтян и Майкапчагай. В то время как реки Или и Иртыш использовались для коммерческого речного транспорта. Строительство железной дороги, соединяющей Урумчи и Алма-Ату,

началось в период китайско-советской дружбы, но было прервано конфликтом между двумя коммунистическими державами. В 1988 г., еще до визита М. Горбачева в Пекин, Советский Союз и КНР подписали соглашение, разрешающее гражданам их приграничных районов пересекать границу без визы. Казахская и Киргизская Советские Социалистические Республики были тогда побратимами Синьцзяна, и произошло первое трансграничное перемещение людей и товаров, главным образом среди мелких торговцев казахами, киргизами, дунганами и уйгурами. В декабре 1991 г. китайская делегация, в составе министра торговли и внешнеэкономических связей совершила первый официальный визит в недавно обретшие независимость республики Центральной Азии. По мнению экспертов, эта поездка предвещала решительное возвращение Китая в регион [Kassymova 2017: 89].

В период с 1991 по 1995 год в Казахстане произошел экономический спад. Экономика страны находилась в условиях высокой инфляции, дисбаланса в доходах и расходах бюджета, стабильного дефицита бюджета, роста цен на энергоносители и неконтролируемого монополизма

производителей. Мягкая денежно-кредитная политика плюс либерализация цен, в рамках которой цены поднялись до мировых показателей, привели к гиперинфляции, которая в 1992 г. превысила 2500%. Казахстану в этих условиях было необходимо разработать жесткую финансово-денежную политику, а также ввести собственную национальную валюту.

Развал Советского Союза в 1991 г. позволил государствам Центральной Азии вновь «открыть» для себя китайское соседство, исключенное из экономической и культурной реальности региона в годы китайско-советского конфликта. Менее чем за два десятилетия Пекин воспользовался исчезновением своего советского конкурента, запустив свою программу «Великого развития» западных регионов страны, в то время как государства Центральной Азии, стремясь найти новых партнеров, пытаются извлечь выгоду из

динамической интеграции Китая в азиатско-тихоокеанскую зону процветания. В то время как политику КНР в отношении остальных четырех центральноазиатских республик бывшего СССР можно назвать рабочими, Казахстан обладает особым статусом. Это выражается в том, что китайско-казахстанское партнерство

называется «стратегическим», самым высоким из дипломатических эпитетов, подтверждая, что Астана является главным политическим союзником. Пекина в постсоветском регионе, в котором руководство РК демонстрирует

сбалансированную и диверсифицированную политику. Впрочем, этому косвенным образом способствует также политика Российской Федерации, не всегда отличающаяся решительностью в регионе, в отличие от того же Китая.

Стратегическое китайско-казахстанское партнерство основано на солидном экономическом фундаменте. В настоящее время торговля между Китаем и Казахстаном составляет более двух третей (около 70%) всей торговли между Китаем и Центральной Азией. В отличие от другого исторически значимого лидера в регионе, президента Узбекистана И. Каримова, первый президент Казахстана Н. Назарбаев, начиная уже с 1989 г., провел важные реформы в области экономической либерализации, которые, несмотря на их частичную незавершенность, в настоящее время способствуют привлечению

иностранных инвестиций. Казахстан, таким образом, становится второй страной на постсоветском пространстве по объему ВВП, оцениваемым в 27400 долл. на душу населения в 2019 г. Страна уступает лишь России (примерно 29 000 долл.), но опережает другие страны Центральной Азии (от 5500 у Киргизии до 15700 долл. у Туркменистана).12 Что интересно, по объему ВВП на душу населения (или по паритету покупательной способности - 1111С) Казахстан обгоняет даже сам Китай (у которого данный показатель составляет 16700 долл.). Правда, здесь необходимо

12 GDP per capita, PPP (current international $) URL:

https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.PP.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CD

учитывать колоссальную разницу в количестве населения двух стран. За последние 15 лет Казахстану удалось сократить вдвое долю своего населения, живущего за чертой бедности (в настоящее время менее 15 %), в то время как в остальных четырех постсоветских республиках этого региона от трети до половины населения по-прежнему считается «бедным» [Султанов 2018: 79]. Кроме того, в стране появился средний класс, гарантия долгосрочной стабильности.

Взаимодействие Казахстана и Китая не ограничивается двусторонним форматом, наши страны поддерживают хорошую координацию и согласование в рамках международных организаций: ООН, ШОС, СВМДА. Китайская сторона придает большое значение и оказывает всестороннюю поддержку инициированной Главой Казахстана СВМДА и принимает активное участие во всех заседаниях, проходящих в рамках данной организации.

Таким образом, стержнем

взаимоотношений между РК и КНР выступает развитие многостороннего и долгосрочного сотрудничества. Сегодня, наряду с успешными политическими и социально-экономическими отношениями, плодотворно развиваются и культурные связи. В сфере безопасности между Казахстаном и Китаем сохраняются широкий консенсус и взаимодействие, обе страны внесли значительный вклад в поддержание мира и стабильности.

Библиографический список

Bergsten F., Freeman Ch., Lardy N., MitchellD. China's Rise. Challenges and Opportunities. Washington, DC, Peterson Institute for International Economics, Center for Strategic and International Studies, 2018. - 288 P. Fesharaki F., Wu K. Outlook for Energy Demand, Supply, and Government Policies in China.

Honolulu: East-West Center, 2018. - 67 p. Kassymova D., Kundakbayeva Z., Markus U. Economy // Historical Dictionary of Kazakhstan. —

Lanham, Toronto, Plymouth: The Scarecrow Press, Inc, 2017. - 362 P. . Micklin P. Managing Water in Central Asia // CACP Key Paper, RIIA, London, 2017. - 72 P. Лян Чжэньпэн. Китайская дипломатия в Центральной Азии в 1990-е годы // Социально-

политические науки. 2017. №1. - с. 17-21 Султанов К.С. Реформы в Казахстане и Китае. / Особенности. Сходства, Различия. Успехи. Проблемы. Астана: Елорда, 2018г. - 472 с.

Сведения об авторе: Милованова Наталья Александровна - Магистр в области международных отношений РУДН (cruger999@yandex.ru).

References

Bergsten F., Freeman Ch., Lardy N., Mitchell D. China's Rise. Challenges and Opportunities. Washington, DC, Peterson Institute for International Economics, Center for Strategic and International Studies, 2018. - 288 P. Fesharaki F., Wu K. Outlook for Energy Demand, Supply, and Government Policies in China.

Honolulu: East-West Center, 2018. - 67 p. Kassymova D., Kundakbayeva Z., Markus U. Economy // Historical Dictionary of Kazakhstan. —

Lanham, Toronto, Plymouth: The Scarecrow Press, Inc, 2017. - 362 P. Micklin P. Managing Water in Central Asia // CACP Key Paper, RIIA, London, 2017. 72 P. Ljan Chzhjen'pjen. Kitajskaja diplomatija v Central'noj Azii v 1990-e gody // Social'no-

politicheskie nauki. 2017. №1. - p. 17-21 Sultanov K.S. Reformy v Kazahstane i Kitae. / Osobennosti. Shodstva, Razlichija. Uspehi. Problemy. Astana: Elorda, 2018g. - 472 s.

About the author: Milovanova Natalya Aleksandrovna - Master in International Relations, RUDN University (cruger999@yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.