Научная статья на тему 'Концептуальные основы налогового планирования в организации'

Концептуальные основы налогового планирования в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / TAX PLANNING / OPTIMIZATION / ACCOUNTING / TAX ACCOUNTING / FINANCIAL STATEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мандрощенко О. В., Удачина Е. Б.

В статье рассматриваются сущность и значение налогового планирования, его связь с финансовым планированием, проблемы и необходимость планирования налоговых платежей организациями, обоснована зависимость процесса налогового планирования от постановки бухгалтерского и налогового учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual bases of tax planning in business

The article considers the essence and importance of tax planning and its relationship with financial planning. It is also mentioned the problems and the need for planning of tax payments in organizations. And finally there is justified the dependence of tax planning from the setting of accounting and tax accounting

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы налогового планирования в организации»

ленные привлечением финансовых ресурсов с помощью облигационного займа (А 4) и банковского кредита (А 5):

А4 = 5(1+гр г+кЦ- (1+аут«; А5 =£к ■ г (1+Гр Г+к ■ (1+й)-Тк.

t=l Цр 1=1

Достаточно распространенным на рынке заимствований с помощью ценных бумаг является вариант с использованием векселей. Он в отличие от облигационного займа не содержит процентных платежей в течение всего периода заимствования. Как правило, затраты на размещение векселей несущественны по сравнению с облигационным займом. Но при условии размещения векселей с дисконтом, сумма, выплачиваемая в момент их погашения, превышает сумму средств, привлеченных в момент заимствования финансовых средств. Оценить издержки привлечения финансовых ресурсов с использованием векселей ( А6) можно по К

формуле: А6 =--(1 + ё) к , где: q - дисконт, с которым размещается вексель.

1 - q

Выводы

Из вышеизложенного следует, что обоснованный выбор варианта заимствования финансовых ресурсов можно сделать лишь на основе значений ЧДД.

Литература

1. Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. М., Дело, 2006.

2. Богатин Ю.И. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М., Дело, 2008.

3. Богатин Ю.В. Инвестиционный анализ. М., Инфра-М, 2005.

4. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. М., Дело, 2004.

5. Брейли Р. Принципы корпоративных финансов, М, Олимп-Бизнес, 2007.

Концептуальные основы налогового планирования в организации

д.э.н. Мандрощенко О.В., к.э.н. Удачина Е.Б.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы

elena.udachina@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются сущность и значение налогового планирования, его связь с финансовым планированием, проблемы и необходимость планирования налоговых платежей организациями, обоснована зависимость процесса налогового планирования от постановки бухгалтерского и налогового учета.

Ключевые слова: налоговое планирование, оптимизация, бухгалтерский учет, налоговый учет, финансовая отчетность

Успешная деятельность предприятия невозможна без эффективного управления финансовыми ресурсами. В его рамках решаются вопросы общей величины и оптимального состава активов организации, источников финансирования, организации текущего и перспективного управления финансовой деятельностью, для того чтобы обеспечить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятию.

Управление финансовыми ресурсами, их оптимизация осуществляются на основе финансового планирования, составной частью которого является налоговое планирование. Налоговые платежи являются частью финансовых потоков предприятия, составляя их весомую долю. В то же время финансовые потоки являются объектом финансового менеджмента, что характеризует налоговое планирование как инструмент финансового менеджмента предприятия.

В экономической литературе широко представлены определения налогового планиро-

вания, которые сводятся к оптимизации и минимизации налогообложения. Однако эти понятия неравнозначны. Оптимизация налоговых платежей предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а минимизация налоговых платежей-уменьшение налоговых обязательств, которое часто подразумевает использование сомнительных схем в налогообложении. Предприятие интересует не величина уплачиваемых налогов, а эффективность финансово-хозяйственной деятельности и роль налоговых обязательств в достижении поставленной стратегической цели. Следовательно, налоговое планирование связано с оптимизацией налогообложения.

Процесс планирования в целом представляет собой многоуровневую и многофункциональную процедуру, т.к. проводится всесторонний анализ производственно - экономических факторов, разрабатываются альтернативы плановых решений, делается прогноз, даются экономические оценки и.т.д.

Планирование налоговых платежей является серьезной проблемой в силу разных причин, однако основная трудность организации процесса планирования связана с привлечением дополнительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В настоящее время организация финансовой работы предприятий не отвечает современным требованиям экономики. В практике большинства предприятий отсутствует управленческий учет, что не позволяет в процессе планирования использовать показатель маржинальной прибыли, оценивать эффект операционного рычага, проводить анализ безубыточности и рассчитывать запас финансовой прочности. Кроме того, процесс планирования начинается с формирования производственных затрат, поэтому при планировании объема продаж преобладает пассивное ценообразование. Цена формируется исходя из себестоимости и норматива рентабельности, не учитывая рыночные цены, что приводит к созданию неконкурентоспособной продукции. В отличие от пассивного, активное ценообразование, присущее рыночной экономике, предполагает установление цен, способствующих достижению определенного уровня рентабельности, с одной стороны. С другой стороны, активное ценообразование учитывает баланс интересов налогоплательщиков и государства.

Современная система управления финансами требует согласованности принимаемых решений путем разработки системы бюджетов предприятий, которая позволяет установить текущий контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для разработки эффективной финансовой стратегии. Поэтому в процессе финансового планирования деятельности предприятия налоги целесообразно выделять отдельным блоком в качестве налогового бюджета.

Для того чтобы налоговое планирование было качественным и комплексным, следует руководствоваться в работе принципами финансового планирования:

• непрерывностью планирования;

• научностью;

• нацеленностью планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия;

• взаимной увязкой и координацией.

Налоговое планирование, осуществляемое на данных принципах, обеспечивает взаимосвязь с финансовым планированием, что способствует реализации налоговой политики и финансовой стратегии предприятия.

Налоговое планирование, являясь частью финансового планирования, должно основываться на анализе показателей. Следовательно, повышается значимость налогового учета, поскольку он обладает высокой информационной способностью. Отсюда возникает проблема организации налогового учета, для того чтобы обеспечить возможность непрерывного отражения в хронологической последовательности хозяйственных операций, систематизации их в формировании показателей налоговой декларации.

Согласно ст. 313 НК РФ, налогоплательщикам предоставляется право самостоятельно организовывать систему налогового учета. При этом учетная политика для целей налогооб-

Серия 5. Социально-экономические науки. ложения формируется исходя из требований НК РФ, в соответствии с которыми данные налогового учета должны отражать:

• порядок формирования суммы доходов и расходов для налогообложения;

• порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде;

• сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

• сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль организаций.

Установленные НК РФ положения организации налогового учета не позволяют рассчитать реальный финансовый результат деятельности предприятия, которым могут распоряжаться собственники. Поэтому величина такой прибыли формируется только в бухгалтерском учете, а в налоговом учете прибыль - это величина, которая служит базой для расчета налога на прибыль организаций. В этой связи в налоговом учете отражаются только те расходы, которые учитываются для целей налогообложения прибыли, причем некоторые из них - в пределах установленных норм.

Учитывая особенности ведения налогового учета, актуальной является проблема его организации. Как известно, все способы организации налогового учета, сложившиеся в российской экономике, можно разделить на две группы:

1) ведение налогового учета параллельно бухгалтерскому учету;

2) формирование налоговой базы самостоятельно [6].

Анализируя практику ведения налогового учета, следует согласиться с мнением, что наиболее оправданным является некий альтернативный вариант организации налогового учета - частично интегрированная система учета, в основе которой представлены данные регистров бухгалтерского учета. Данный способ учета способствует формированию качественной налоговой отчетности путем высокого уровня контроля за ее формированием с минимальными трудозатратами, что особенно важно в условиях ограниченных финансовых и кадровых ресурсов.

Таким образом, применяя частично интегрированную систему учета, предприятия стараются совместить бухгалтерский и налоговый учет. Однако это совмещение возможно только в случае, если учетная политика для целей налогообложения и финансовых целей совпадают.

Различия же в методах учета тех или иных хозяйственных операций приводят в некотором смысле к двойственному пониманию отчетности и, соответственно, неоднозначной оценке финансовой деятельности организации. Например, от того, какой будет применяться метод оценки запасов, способ начисления амортизации, механизм списания условно - постоянных расходов, зависит то, как будет выглядеть предприятие с финансовой стороны: прибыльным или убыточным, платежеспособным или неспособным своевременно погасить свои обязательства, финансово устойчивым или чрезмерно зависящим от привлеченных источников финансирования.

При составлении отчетности любое предприятие, которое является плательщиком налогов и зависит от привлекаемых инвестиций, как правило, преследует две цели: уплатить как можно меньше налогов в бюджет и привлечь инвестора в свою хозяйственную деятельность.

В том случае если способы формирования финансовой и налоговой отчетности основаны на единой учетной политике, то цели начинают противоречить друг другу.

Действительно, если цель организации - привлечь инвестиции в свою деятельность, то необходимо показать через финансовую отчетность, насколько привлекательно финансовое положение предприятия и как эффективно вкладывать деньги в его развитие. При этом предприятие будет стараться увеличить прибыль, чтобы добиться высоких показателей рентабельности, показать в отчетности высокую цену активов. Вместе с тем достижение этой цели

приведет к обратной ситуации в области налогообложения, например, завысив свою прибыль, предприятию необходимо будет уплатить больше налога на прибыль, а показав высокую стоимость основных средств - больше налога на имущество.

Таким образом, в случае совпадения способов отражения хозяйственных операций в налоговом и бухгалтерском учете возникает конфликт интересов. Отсюда наиболее приемлемым выходом из создавшейся ситуации является формирование и утверждение двух совершенно самостоятельных приказов об учетной политике: приказа об учетной политике для целей бухгалтерского учета и приказа об учетной политике для целей налогообложения. Приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета разрабатывается в соответствии с ПБУ 1/08 « Учетная политика организации» - в целях формирования в финансовой отчетности показателей, оценивающих финансовое положение предприятия [3]. Приказ об учетной политике для целей налогообложения разрабатывается на основании гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» - в целях оптимизации налогообложения прибыли. В этой связи разработка учетной политики по двум направлениям позволяет одновременно и параллельно друг другу как привлечь инвестиции, так и оптимизировать налог на прибыль.

Так, например, в соответствии с пп. 16-22 ПБУ 5/01 «Учет материально - производственных запасов» предприятие в приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета может выбрать метод оценки запасов ФИФО. Как известно, в условиях роста цен использование данного метода для целей налогообложения является необоснованным, поскольку приводит к высоким показателям рентабельности, что способствует увеличению налога на прибыль организаций. Поэтому одновременно в приказе об учетной политике для целей налогообложения предприятие может выбрать метод оценки запасов ЛИФО, что позволит в налоговом учете получить минимальное значение прибыли, снизив объем перечисляемого в бюджет налога.

Определенный интерес представляет исследование вопросов организации налогового учета при применении упрощенной системы налогообложения (УСН), которую в основном используют предприятия малого бизнеса. Глава 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» устанавливает лишь общие положения по ведению налогового учета. Отсутствие методики налогового учета порождает сложные ситуации, которые подтверждает арбитражная практика.

В условиях освобождения предприятий от обязанности ведения бухгалтерского учета осуществление налогового контроля существенно усложняется, увеличивается трудоемкость налоговых проверок, возрастает вероятность нарушений налогоплательщиками налогового законодательства, снижается качество управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Кроме того, отсутствие обязанности ведения бухгалтерского учета предоставляет недобросовестным налогоплательщикам реальную возможность сокрытия от налогообложения части своих доходов, полученных, например, не в денежной форме, что не позволяет налоговым органам установить правильность формирования налоговой базы при применении УСН. Все это свидетельствует об объективной необходимости разработки единых стандартов налогового учета, на которых должны базироваться регистры налогового учета.

Выводы

На основании вышеизложенного можно отметить, что в предпринимательской деятельности особую значимость имеет налоговое планирование, которое существенным образом оказывает влияние на финансовые показатели деятельности организации. Стремление предприятия обеспечить конкурентоспособность своих товаров (работ, услуг) обусловливает необходимость поиска сбалансированного уровня платежей, при котором соблюдаются как интересы самих предприятий, так и интересы государства. Баланс интересов обеспечивает налоговое планирование на уровне субъектов хозяйственных отношений. Осуществление налогового планирования возможно на основе анализа показателей, которые должны достоверно оценивать финансовое положение предприятия на основе бухгалтерского и налогового

Серия 5. Социально-экономические науки. учета. Однако различные цели двух видов учета создают препятствия по их сближению, что является актуальной проблемой в современной экономике.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2

2. Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 года № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/2001».

3. Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2008 года № 106н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008».

4. Мандрощенко О.В. Основные направления оптимизации налогообложения инвестиционной деятельности малых предприятий. Монография. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

5. Мандрощенко О.В. Влияние налоговой политики на эффективность инвестиционной деятельности малых предприятий. Монография.- М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010.

6. Филина Ф.Н. Обработка учетной информации. // Российский бухгалтер. 2009. № 8.

Анализ взаимосвязей образовательных учреждений и предприятий

Тумин Ю.А., д.э.н., проф. Секерин В.Д., д.т.н. проф. Юркевич Е.В.

Университет Машиностроения yuriyt90@ya.ru,

Аннотация. Современный этап развития экономики характеризуется высоким уровнем интеллектуализации труда, что приводит к значительному росту потребностей в интеллектуальных ресурсах при производстве материальных и духовных благ. Поэтому потребность в образовательных услугах больше, чем в материальных благах. Образование рассматривается как самостоятельная ценность, как капитал, способный приносить доход не только его владельцу, но и обществу в целом. При этом на качество образования напрямую влияет степень взаимодействия образовательных учреждений и предприятий, а также то, в какой мере получаемые специалистами знания, умения, навыки приближены к требованиям действительности и насколько они будут востребованы работодателями

Ключевые слова: образовательный процесс, интеллектуализация труда, взаимодействие предприятий и образовательных учреждений, степень интеграции сотрудничества.

Существовавшая ранее при командно-административной системе управления страной практика распределения окончивших вузы молодых специалистов по местам работы обеспечивала их трудоустройство на начальном этапе трудовой деятельности. При всех трудностях (бытовых, психологических и др.) этого периода трудовой деятельности подобная практика давала ощущение общественной востребованности специалиста, перспективности и создавала условия на карьерный рост.

Срок обязательной работы по месту распределения составлял 3 года, при этом принимающее молодого специалиста предприятие должно было обеспечить его жильем, что вынуждало проводить дополнительное обучение для адаптации к трудовой деятельности на конкретном производстве. Таким образом решалось несколько задач: во-первых, государство направляло рабочую силу в нужные для страны отрасли и регионы, во-вторых, комплектовало специалистами «непопулярные» рабочие места (сельских врачей, учителей и т.п.), в-третьих, частично компенсировало государственные расходы на обучение в условиях бесплатного образования.

Эффективность подобной системы зависела от многих факторов. Так, часть специали-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.