О. А. Граничина
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены концептуальные основы контроля качества образовательного процесса в вузе. Концепция строится на основе принципов системного, процессного и квалиметрического подходов к процедуре контроля качества.
Ключевые слова: качество образовательного процесса, системный подход, процессный подход, концепция контроля.
O. Granichina
CONCEPTUAL BASES OF THE EDUCATION PROCESS QUALITY CONTROL
AT UNIVERSITIES
The conceptual bases of the educational process quality control at universities are submitted in the article. The concept is based on principles of the system-based, process-based and qualimetric approaches to the quality control procedure.
Key words: quality of the educational process, system-based approach, process-based approach, the concept of control.
В условиях реформирования российской образовательной системы, которые связаны с новым пониманием качества образования и способов его достижения, возникает необходимость разработки новых процедур обеспечения, контроля и оценки качества образовательного процесса, которые способствовали бы решению ключевых проблем высшего профессионального образования. Анализ существующего опы-
та контроля качества образовательного процесса в вузе показывает, что когда приоритетными становятся гуманитарные технологии, оценка получается более эффективной. С точки зрения гуманитарных технологий информация о состоянии и тенденциях уровня качества образования в вузе выступает не только инструментом управления, но и призвана оказывать воспитательное влияние на субъекты образо-
вательного процесса на основе актуализации личностных, групповых и организационных смыслов образовательной деятельности. Собственно и сам процесс принятия управленческих решений, базирующийся на анализе полученной в ходе контроля информации, в контексте гуманитарных технологий выстраивается совершенно особым, личностно ориентированным образом, что, в свою очередь, определяет требования к построению современных систем контроля.
Для более полной характеристики сущности выстраиваемой концепции системы контроля качества образовательного процесса (ОП) в вузе первоначально необходимо определить ее общие черты, которые являются наиболее характерными для данного социально-педагогического явления.
1. Система контроля качества ОП — это система социальная. Ее ядро — это люди и их потребности, мотивы, направленность, интересы, действия, отношения. Функционирование данной системы осуществляется в соответствии с законами общественного развития. Ее цель и функции социально детерминированы. Само появление такого феномена, как система контроля качества ОП, обусловлено общественной потребностью в создании специальных условий для постоянного совершенствования качества структурных элементов ОП в вузе.
2. Система контроля качества ОП — это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией следующих педагогических задач:
1) формирование у объектов образовательного процесса целостной системы научных знаний о природе своей деятельности;
2) овладение ими приемами и способами самооценки и оценки качества своей деятельности;
3) развитие рефлексивных способностей участников ОП;
4) создание в вузе условий для подготовки экспертов по оценке качества ОП как необходимого института для повышения ее научной обоснованности и объективности.
Для решения вышеперечисленных задач используются разнообразные формы, приемы и методы управленческой и педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об эффективности системы контроля качества ОП в вузе.
3. Система контроля качества ОП в вузе — это система ценностно-ориентированная, как уже отмечалось выше.
4. Система контроля качества ОП— это система целостная. Она представляет собой организм, состоящий из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами.
5. Система контроля качества ОП в вузе — это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социальной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы. В частности, изменение в обществе требований к результатам деятельности учреждений высшего профессионального образования неизменно влечет за собой изменение критериев оценки качества ОП в них. Одним из аспектов открытости системы является «прозрачность» как доступность ее результатов всем заинтересованным лицам — студентам, родителям, работодателям, общественности и пр.
6. Система контроля качества ОП в вузе — это система целенаправленная. Цель в системе контроля качества ОП играет роль системообразующего и системоинтегриру-ющего фактора, так как она является главным ориентиром в проектировании и построении системы.
7. Система контроля качества ОП — это система сложная и стохастическая. Элементами системы являются люди и технические объекты. Иногда такие системы называют «активными». Характерной особенностью «активных» систем является наличие у элементов собственных целей, не всегда совпадающих с глобальной целью системы.
8. Система контроля ОП — это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Ос-
новные источники и резервы развития и успешного функционирования системы контроля качества находятся внутри системы, а не за ее пределами.
Таким образом, исходя из общих свойств и признаков сложных систем, системы контроля качества ОП можно охарактеризовать как реальные (по происхождению), социальные (по субстанциональному признаку), сложные (по уровню сложности), открытые (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамические (по признаку изменчивости), вероятностные (по способу детерминации), целеустремленные (по наличию целей), самоуправляемые (по признаку управляемости), развивающиеся. К специфическим свойствам систем контроля качества ОП мы относим ценностно-ориентированную и педагогическую направленности.
Система контроля качества ОП — это не только феномен педагогической действительности и педагогическое понятие, но и объект проектирования. Потребность в таком проекте возникает с появлением необходимости в решении познавательной или управленческой задачи. В том случае, если система контроля выступает в качестве объекта проектирования, предметом формирования модельных представлений могут стать состояние системы, ее компоненты, внешние и внутрисистемные связи, процесс ее функционирования и развития.
Для построения концепции контроля качества ОП в вузе предлагается компонентный механизм проектирования, суть которого заключается в том, что в центре внимания субъекта проектирования системы контроля находятся ее основные компоненты (рис. 1).
Рис. 1. Основные компоненты и связи системы контроля качества образовательного процесса в вузе
Отображение этих компонентов в модели позволяет улучшить понимание структурной, функциональной и процессуальной сторон системы контроля качества ОП и сформировать целостное представление об этом сложном социально-педагогическом феномене (рис. 2).
Рассмотрим каждый из компонентов концепции более подробно.
Субъектно-объектный компонент включает в себя: субъектов и объекты контроля.
К субъектам контроля качества ОП в вузе относятся: администрация вуза, представители органов управления образовани-
ем, специально подготовленные и активно занимающиеся оценочной деятельностью эксперты, работодатели, представители общественности. Субъектами системы контроля качества ОП являются также преподаватели и студенты, сотрудники вспомогательных служб.
При рассмотрении субъектов контроля качества ОП отдельно изучается вопрос о том, кто несет ответственность за сбор и достоверность предоставляемой информации о значении того или иного показателя качества. Поскольку при построении концепции используется процессный подход,
Свойства, признаки и особенности системы
Рис. 2. Концептуальная модель системы контроля качества ОП в вузе
можно с определенностью сказать, что сформулированный вопрос об ответственности за достоверность оценочной информации следует рассматривать в единстве с вопросом о владельце процесса, связанного с измеряемым показателем или группой показателей.
Объекты контроля — это образовательный процесс в вузе, процессы и явления, на познание и преобразование которых направлена управленческая деятельность.
Объекты контроля классифицируются на три группы: характеризующие условия функционирования вуза, характеризующие процессы деятельности вуза, и характеризующие результаты деятельности вуза [1].
Функционально-целевой компонент представляет собой совокупность следующих элементов:
• закономерности функционирования и развития системы контроля,
• принципы ее построения,
• цели контроля,
• основные функции контроля.
Данный компонент системы контроля
является детерминирующим и интегрирующим фактором ее функционирования и развития.
Успешное управление развитием системы контроля предполагает ясное представление закономерностей, тенденций и этапов этого процесса. Нами установлено, что этому сложному, противоречивому, нелинейному процессу свойственны закономерности, которые объединены в три группы.
Первая группа представлена общими закономерностями, характерными для открытых сложных социальных самоорганизующихся систем. Они определены, исходя из анализа философской, педагогической, психологической, управленческой литературы. К общим закономерностям системы контроля качества ОП отнесены:
• преобладание внутренней детерминации процесса над внешней;
• наличие и разрешение противоречий между хаосом и упорядоченностью, новациями и традициями в жизнедеятельности системы;
• опережение развития функций по сравнению со структурой;
• возникновение кризисов, обусловленных рассогласованием структуры и функций и выражающихся в усилении дезинтегрирующих тенденций;
• смена основной системообразующей деятельности или изменение ее смысла в результате преодоления кризиса;
• сохранение в жизнедеятельности системы «зон неупорядоченности».
Вторую группу составляют специфические закономерности системы контроля. Так как контроль является функцией управленческой деятельности в образовательных учреждениях, а сама эта деятельность — частью образовательного процесса, то ей свойственны те же закономерности, что и всему процессу в целом:
• «ступенчатый» характер: величина всех последующих изменений в системе зависит от величины изменений на предыдущих этапах;
• процесс и результаты контроля обусловлены потребностями всех заинтересованных сторон, возможностями (материально-техническими, экономическими и др.) образовательного учреждения, условиями протекания образовательного процесса;
• продуктивность контроля зависит от действия внутренних мотивов участников ОП, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и др.) стимулов;
• действенность контроля зависит от интенсивности взаимодействия между субъектами контроля; величины, характера и обоснованности корректирующих и предупреждающих действий и пр.;
• эффективность контроля обусловливается качеством деятельности субъектов оценки, качеством мониторинга ОП и пр.
Третья группа состоит из частных закономерностей системы контроля качества ОП в вузе, которые обусловлены специфическими особенностями конкретного вуза, его типом, миссией, имеющимся у него потенциалом.
Названные закономерности определяют, в свою очередь, соответствующие принципы построения системы контроля качества ОП в вузе.
В соответствии с системным подходом совокупность выделяемых принципов необходимо рассматривать как специфическую систему. При этом система принципов, лежащая в основе построения системы контроля качества ОП, строится:
• на основе анализа закономерностей процесса образования в целом и особенностей управления образованием в частности;
• на основе сопоставительного анализа особенностей управления образованием и управления качеством образования в вузе;
• исходя из специфики процессного, квалиметрического и системного подходов к управлению качеством образования;
• с учетом результатов обобщения эмпирического материала, накопленного в практике работы высших учебных заведений в России и за рубежом.
Выделенная совокупность принципов построения системы контроля качества ОП в вузе, содержащая ряд подсистем, представлена на рис. 3.
Принципы системы контроля детерминируют ее цели, которые, в свою очередь, являются не просто элементами системы, а важнейшими факторами ее образования, функционирования и развития.
Общая цель системы контроля определена нами как обеспечение условий для повышения качества ОП в вузе на основе всесторонней и объективной оценки.
Функции системы контроля определяют отношения и взаимодействие участников процесса контроля и оценки, а также отношения системы с внешней средой:
сматриваемая в контексте гуманитарных технологий, — это знания, отражающие структуру, логическую организацию, принципы, формы, методы и средства деятельности по получению информации, являющейся важнейшим фактором личностного, группового и организационного развития в вузе.
Диагностико-результативный компонент системы контроля включает:
• критерии и показатели эффективности системы контроля качества ОП;
• формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки функционирования системы контроля [3].
Необходимость включения диагности-ко-результативного компонента в структуру системы объясняется прежде всего тем, что система контроля качества ОП в вузе сама выступает объектом изучения и управления, а необходимым условием ее улучшения является исследование процессов ее функционирования.
Построение, функционирование и развитие системы контроля качества ОП является длительным и сложным процессом, происходящим под влиянием многих объективных и субъективных факторов, и предполагает следующие этапы:
• подготовительный: подготовка профессионального сообщества вуза к внедрению системы, создание базовой модели контроля, проектирование системы контроля;
• реализация проекта системы контроля качества ОП в вузе;
• анализ эффективности системы контроля качества ОП и ее коррекция;
• улучшение системы контроля качества ОП.
Контроль выступает инструментом совершенствования образовательного процесса в вузе, действенным средством повышения качества результатов образовательной деятельности, развития системы профессионального образования. Результаты контроля становятся ориентирующим, регулирующим, стимулирующим инструментом в системе менеджмента вуза и способствует улучшению качества профессионального образования в том случае, когда в основании контроля лежат гуманитарные технологии, а образовательное учреждение способно:
• выдвинуть и обосновать цель улучшения качества своей деятельности;
• определить ключевые процессы своей деятельности, их владельцев и достоверно определить уровень качества входных, текущих и выходных показателей этих процессов;
• интегрировать усилия субъектов оценки и самооценки, сделать их взаимодействие наиболее эффективным;
• перевести требования потребителей образовательных услуг в измеряемые управляемые характеристики деятельности вуза и сформулировать соответствующие программы управления;
• осуществить научно обоснованный анализ полученных результатов контроля и обеспечить принятие адекватных управленческих решений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева Е. Ю, Граничина О. А., Трапицын С. Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе. — СПб.: Книжный дом, 2007.
2. Граничина О. А. Математические модели контроля качества образовательного процесса в учреждениях высшего профессионального образования. — СПб.: Изд-во ВВМ, 2008.
3. Граничина О. А., Трапицын С. Ю. Построение модели системы комплексного оценивания качества деятельности вуза с использованием процессного подхода // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Сер. Общественные и гуманитарные науки. — 2007. — № 9 (50). — С. 222—236.