Научная статья на тему 'Концептуальные основы исследования жизненных стратегий молодежи приграничного региона'

Концептуальные основы исследования жизненных стратегий молодежи приграничного региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Жизненные стратегии / молодежь приграничного региона. / Life strategies / youth of the border region

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сережко Татьяна Алексеевна, Толстиков Виктор Александрович, Кохан Дмитрий Александрович

Представлена интегральная модель анализа жизненных стратегий молодежи приграничного региона. Отмечается значимость применения междисциплинарного подхода с учетом специфики конкретного региона и социально-демографических характеристик молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR THE STUDY OF LIFE STRATEGIES OF YOUTH IN THE BORDER REGION

An integral model for analyzing the life strategies of young people in the border region is presented. The importance of applying an interdisciplinary approach is noted, taking into account the specifics of a particular region and the socio-demographic characteristics of young people.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы исследования жизненных стратегий молодежи приграничного региона»

Концептуальные основы исследования жизненных стратегий молодежи приграничного региона

Сережко Татьяна Алексеевна,

к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» E-mail: serezhko@mail.ru

Толстиков Виктор Александрович,

к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» E-mail: vicsan61@yandex.ru

Кохан Дмитрий Александрович,

аспирант кафедры гуманитарных и социальных дисциплин АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»

E-mail: zgolovko99@rambler.ru

Представлена интегральная модель анализа жизненных стратегий молодежи приграничного региона. Отмечается значимость применения междисциплинарного подхода с учетом специфики конкретного региона и социально-демографических характеристик молодежи.

Ключевые слова: жизненные стратегии, молодежь приграничного региона.

Важным ресурсом развития приграничных регионов является молодежь, ее образовательный, культурный, экономический, трудовой, инновационный потенциал. В современном обществе потребления культивируются гедонистические ценности и ценности материального блага, которые влияют на образ жизни молодежи. Определяющей в жизненных планах молодежи Белгородской области в условиях специальной военной операции становится установка на переезд, дальнейшее проживание и построение карьеры в других регионах. Растущая миграция молодежи является значимой проблемой региона. На миграционные настроения и отток молодежи влияет оценка перспектив жизни в приграничном регионе, что сокращает воспроизводство трудового потенциала Белгородчины. Основные причины миграции молодежи - поиск спокойной жизни и учеба, трудоустройство в городах, районных, областных центрах и особенно в столице. Вместе с тем развитие социальной инфраструктуры, сферы культуры и досуга, внедрение инновационных проектов в приграничном регионе немыслимо без притока молодых кадров, ремонта и строительства новых социальных, экономических, культурных объектов.

Выявление жизненных стратегий молодежи приграничного региона (социально-экономических, социально-культурных и досуговых, стратегий в сфере профессиональной самореализации; стратегий потребления) будет способствовать разработке эффективных управленческих решений, обеспечению занятости и образованию молодежи, системному, а не фрагментарному решению ее проблем в контексте социально-экономического, политического и культурного развития территории [5].

Цель статьи - разработка концептуальных основ исследования жизненных стратегий, их теоретическая и практическая применимость к изучению стратегий молодежи Белгородской области. Новизна заключается в систематизации научных подходов, разработке интегральной теоретической модели и методики эмпирического изучения жизненных стратегий молодежи приграничного региона.

Изучение жизненных стратегий молодежи приграничного региона напрямую связано с изучением жизненных выборов человека. Каждый выбор - это способ преобразовать свою жизнь путем решения актуальных задач, проблем, противоречий, возникающих перед каждым [2]. В современной зарубежной и отечественной научной литературе, помимо отсутствия единого общепринятого определения понятия «жизненные стратегии», наблюдается отсутствие единой методики исследования. Сущность жизненных стратегий различными учеными сводится к системе оценки перспективных планов, представлений, потребностей и интересов, мировоззренческих установок социальных субъектов, которые лежат в основе сознательной организации своей жизни, выбора целей и направлений развития индивида.

Стратегии жизни в качестве способа сознательного планирования будущего в рамках ориентирования личности в пространстве жизненных событий рассматриваются в концепции Т.Е. Резник и Ю.М. Резник. Базовыми ориентациями, по мнению исследователей, являют-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<n

I_

u

ся образ жизни и ее смысл, ценности и нормы, которые формируют определенный тип социальной активности и стратегий индивида - стратегию жизненного благополучия, жизненного успеха, самореализации [6]. В дальнейшем Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов изучали теоретические и практические основания жизненного выбора индивидов в контексте поиска альтернативных вариантов стратегий жизни на основе системного подхода [6].

Концептуальные основы исследования жизненных стратегий определены с учетом междисциплинарного подхода, что позволит выявить различные факторы их формирования в контексте социально-демографических и возрастных характеристик различных групп молодежи, проживающих в приграничном регионе.

В классической социологии отсутствует прямое обращение к понятию «жизненные стратегии» (скорее рассматривается жизненное, стратегическое самоопределение индивида в различных формах и проявлениях через анализ деятельности акторов, дискурсивности, практико-ориентированных составляющих, рефлексивности и других направлений).

Э. Гидденс определяет стратегическое поведение через образ действия актора, которое отличается дискур-сивностью, ориентацией на практику, рефлексивностью [1, с. 394].

В социологической науке концепт «стратегии жизни» исследовался в контексте разных парадигмальных подходов: структурно-функционального (Т. Парсонс, Р. Мер-тон, Б. Малиновский), феноменологического в рамках субъективного и интерсубъективного поведения индивидов (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), стратегического действия и взаимодействия (М. Вебер, И. Годзман), символического интеракционизма при конструировании индивидами жизненной ситуации (Дж. Мид, Г. Блумер, Ч. Кули), интегративного в контексте стратегического поведения индивидов в определенных социальных и культурных условиях (П. Бурдье, Ю. Хабермас, Э. Гидденс, П. Штомпка).

В отечественной социологии следует выделить методики изучения стратегического поведения личности, которые применимы к изучению жизненных стратегий молодежи [2]. Среди них особого внимания заслуживает методика диспозиционной регуляции социального поведения личности, разработанная известным российским социологом, доктором философских наук, профессором В.А. Ядовым. Она направлена на выявление организационных аспектов социального поступка активно действующего субъекта в контексте всей диспозиционной системы личности [2].

Методика целенаправленного поведения личности в контексте социального и индивидуального жизненного ресурса с выделением стадий становления и развития жизненных стратегий в переходном обществе предложена Н.Ф. Наумовой - ведущим научным сотрудником Института системного анализа РАН [4]. Можно выделить также методику изучения социальных идеалов и жизненных планов молодежи, разработанную российским социологом, специалистом в области социологии молодежи, доктором философских наук, профессором В.Т. Лисовским. Жизненные планы молодежи как субъективного фактора общественного также изучались по адаптированной методике учеными Уральского государственного университета им. А.М. Горького М.Н. Рут-кевич, Ю.Р. Вишневским, Н.А. Степановой В.Г. Мордко-вич, Ф.Р. Филипповым [2]. Отдельного внимания заслуживает анализ молодежи как особой социальной группы в контексте ее жизненных планов и ориентаций. В данном ключе выделяется обзор теорий молодежи в русле

междисциплинарного анализа, проведенного В.А. Луковым [3].

Анализ результатов исследования жизненных стратегий молодежи показал, что в рамках каждого исследования интерес ученых сфокусирован на отдельной составляющей стратегии. Так, анализ жизненных планов российской молодежи, ее образовательных и профессиональных ориентаций представлен в работах Е.И. Го-ловаха, В.Н. Шубкина, Г.А. Чередниченко; социальной активности - А.С. Капто, В.Г. Мордковича и др.; анализ формирования идеалов, ценностей, интересов молодежи проводился российскими учеными Н.М. Блиновым, И.М. Слепенковым и др. При анализе жизненных стратегий молодежи применение междисциплинарного подхода позволит учесть различные факторы их формирования: социально-экономические, социокультурные, психологические.

Под жизненными стратегиями понимается сознательное конструирование индивидом своего жизненного пути с выбором направлений развития и средств достижения поставленных целей с учетом индивидуальных планов, жизненных ориентиров и ценностей. Соответственно, жизненные стратегии выступают в качестве модели индивидуально-личностного характера, объединяющей в себе систему целей, задач, приоритетов и ориентиров в различных сферах жизнедеятельности индивида.

На основе обзора различных концепций жизненные стратегии можно определить как выбор человеком способов жизненного самоопределения и самореализации, воплощенных в моделях индивидуально-личностного характера, которые представляют собой систему целей и задач в различных сферах жизнедеятельности индивида, а также выбранные способы достижения и реализации поставленных целей как смысложизненных ориентиров конкретного человека с учетом индивидуальных возможностей и приоритетов в единстве социальной, экономической, культурной составляющих. В структуре жизненных стратегий молодежи приграничного региона выделены следующие элементы: жизненные планы и ориентации, направления развития, способы и инструменты достижения целей, факторы успешности, мотивации, прогнозные оценки, социальная адаптация. Наиболее значимые направления жизнедеятельности индивида формируются в соответствии с доминирующими жизненными стратегиями, на основе которых он строит стратегию настоящей и будущей жизни, выбирая конкретные формы и способы самореализации.

Для анализа жизненных планов и ориентаций молодежи приграничного региона как особой социально-демографической группы существенное значение имеет выявление уровня ее региональной идентичности, т.е. самоотнесение индивида к территории проживания (отождествление себя с определенным местом и населяющими его людьми - когнитивный компонент; чувство места - эмоциональный компонент; привязанность к месту, его символическая значимость - ценностный компонент).

Для выявления различных направлений и способов самоопределения молодежи важно произвести типологию жизненных стратегий. Типология жизненных стратегий - это различные направления и способы самоопределения и самореализации индивида в различных видах деятельности в соответствии со стратегическим видением собственных перспектив, планов, мотивов, целевых установок, наличием потенциала.

Таким образом, в классической социологии отсутствует прямое обращение к понятию «жизненные стратегии», однако существуют различные подходы, раскрывающие жизненное, стратегическое самоопреде-

ление индивида в различных формах и проявлениях через анализ деятельности акторов, дискурсивности, практико-ориентированных составляющих, рефлексивности и других направлений.

Для теоретического и эмпирического анализа были выделены следующие типы жизненных стратегий молодежи приграничного региона: стратегии в сфере профессиональной самореализации; стратегии потребления, социально-культурные и досуговые стратеги, социально-экономические стратегии.

На основе анализа различных подходов к изучению жизненных стратегий была разработана интегральная теоретическая модель исследования, в основе которой теории жизненных стратегий, системно-деятельностный, сценарный подход; методы управления региональным развитием: стратегическое планирование, проектный подход.

Интегральная модель анализа жизненных стратегий молодежи приграничного региона направлена на выявление основных факторов, влияющих на формирование и реализацию различных стратегий (социально-экономических, социально-культурных и досуговых, потребительских, стратегий профессиональной самореализации) в контексте ценностных ориентаций молодежи, потребностей и перспектив развития приграничных территорий.

В основе концептуальной модели эмпирического анализа жизненных стратегий молодежи приграничного региона лежит анализ следующих компонентов:

- социально-экономические стратегии раскрываются через понятия: социально-классовая идентичность, принадлежность к определенной страте, уровень и источники дохода, ценности и потребности индивида, финансовая грамотность, экономическое поведение, экономическая целесообразность и др.;

- социально-культурные стратегии изучаются через компоненты анализа: потребности и интересы, ценности, предпочитаемые виды досуга, частота посещения культурно-досуговых мероприятий, уровень дохода, развитие социальной инфраструктуры и др.;

- стратегии профессиональной самореализации исследуются на основе анализа профессиональной идентичности, профессиональной культуры, мотивации, профессиональной самоосознанности, интегри-рованности и др.;

- в основе анализа стратегий потребления - уровень и источники дохода, тип занятости, система ценностей, спрос и потребление на рынке товаров и услуг, экологическое потребление и др.

Область применения полученных результатов -научно-методическое обеспечение теоретических и прикладных социологических исследований жизненных стратегий молодежи приграничного региона и других социальных групп.

В современных социально-экономических и культурных условиях функционирования приграничного региона процессы формирования жизненных стратегий молодежи приобретают качественно новые характеристики и возможности. Наряду с изучением различных типов

жизненных стратегий молодежи назревает необходимость разработки системы показателей оценки и эффективности функционирования сферы экономики, культуры, образования, здравоохранения (в том числе организаций).

Литература

1. Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидденс. - 2-е изд. - М.: Акад. проект, 2015. - 528 с.

2. Жизненные планы молодежи: сб. ст. / отв. ред. Н. Руткевич. - Свердловск: [б.и.], 1966. - 245 с. -(Социологические исследования / Урал. гос. ун-т; вып. 1).

3. Луков, В.А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ / В.А. Луков. - М.: Канон+, 2012. - 527 с.

4. Наумова, Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе / Н.Ф. Наумова // Социол. журн. - 1995. - № 2. - С. 5-22.

5. Ревенко, Н.В., Кохан, Ж.С., Сережко, Т.А. Экономическая социология как теоретико-методологическая основа анализа проблем инновационного развития // Вестник БУКЭП. 2023, № 2. С. 101-112.

6. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности: (опыт комплексного анализа) / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. - М.: Независимый ин-т гражд. о-ва, 2002. -259 с.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR THE STUDY OF LIFE STRATEGIES OF YOUTH IN THE BORDER REGION

Serezhko T.A., Tolstikov V.A., Kohan D.A.

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law

An integral model for analyzing the life strategies of young people in the border region is presented. The importance of applying an interdisciplinary approach is noted, taking into account the specifics of a particular region and the socio-demographic characteristics of young people.

Keywords: life strategies, youth of the border region. References

1. Giddens, E. The organization of society: an essay on the theory of structuration / E. Giddens. - 2nd ed. - M.: Akad. the project, 2015. - 528 p.

2. Life plans of youth: collection of articles / ed. by N. Rutkevich. -Sverdlovsk: [B. I.], 1966. - 245 p. - (Sociological research / Ural State University; issue 1).

3. Lukov, V.A. Theories of youth: interdisciplinary analysis / V.A. Lukov. - M.: Canon+, 2012. - 527 p.

4. Naumova, N.F. The life strategy of a person in a transitional society / N.F. Naumova // Sociol. Journal. - 1995. - No. 2. -pp. 5-22.

5. Revenko, N.V., Kohan, J.S., Serezhko, T.A. Economic sociology as a theoretical and methodological basis for the analysis of problems of innovative development // Bulletin of the BOOKEP. 2023, No. 2. pp. 101-112.

6. Reznik, Yu.M. Life strategies of personality: (experience of complex analysis) / Yu.M. Reznik, E.A. Smirnov. - M.: Independent Citizen Institute. o-va, 2002. - 259 p.

C3

о

u~

IE

0

1

-1 У

IE

u~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.