Научная статья на тему 'Сущность и содержание ресурсов социальной активности молодёжи'

Сущность и содержание ресурсов социальной активности молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
839
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СТАНДАРТЫ ПОВЕДЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мангутова Юлия Николаевна

В статье рассматривается сущность и содержание ресурсов социальной активности молодежи, а также приводится их классификация. Автор исследует ресурсный подход как инструмент формирования социальной активности молодежи. Социологический анализ ресурсов социальной активности в молодежной среде позволяет автору определить их роль в современном обществе, общие тенденции их развития на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the resources of youth social activity as well as their classification. The author studies the resource approach as an instrument of the formation of youth social activity. The sociological analysis of social activity resources in the youth environment allows the author to define their role in the modern society. Analyzing the development of social activity resources at the present stage, the author describes the general tendencies of the individual development in the youth environment.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание ресурсов социальной активности молодёжи»

МАНГУТОВА Ю. Н.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ Аннотация. В статье рассматривается сущность и содержание ресурсов социальной активности молодежи, а также приводится их классификация. Автор исследует ресурсный подход как инструмент формирования социальной активности молодежи. Социологический анализ ресурсов социальной активности в молодежной среде позволяет автору определить их роль в современном обществе, общие тенденции их развития на современном этапе.

Ключевые слова: социальная активность, ресурсный подход, социальный капитал, деятельность, знания и умения, технологии, стандарты поведения.

MANGUTOVA YU. N.

THE CONTENT AND MAINTENANCE OF YOUTH SOCIAL ACTIVITY Abstract. The article considers the resources of youth social activity as well as their classification. The author studies the resource approach as an instrument of the formation of youth social activity. The sociological analysis of social activity resources in the youth environment allows the author to define their role in the modern society. Analyzing the development of social activity resources at the present stage, the author describes the general tendencies of the individual development in the youth environment.

Keywords: social activity, resource approach, social capital, activity, knowledge and skills, technology, behavior standards.

Демократизация общественной жизни страны и совершенствование ее политической системы являются комплексными многоаспектными процессами, смысл которых, говоря обобщенно, сводится к созданию условий для самореализации свободного и ответственного человека. Социально-экономические изменения последних лет затронули все слои населения России. Социологи отмечают, что под их влиянием изменяется идентичность, тип людей. Все сферы жизнедеятельности общества требуют от индивида проявления социальной активности, ее постоянное воспроизводство в лице молодежи. В связи с этим, возникает проблема развития социальной активности молодежи, исследования ее ресурсов, источников, мотиваторов.

Понятие «социальная активность» является частным случаем понятия «активность», которое широко используется в различных областях знания. Активность можно рассматривать в нескольких аспектах. Например, активность исследуется

1

применительно к живой природе и общественной жизни, она является свойством всех материальных образований. Философский подход определяет активность как часть процесса развития материи, материализм исходит из положения, что свойства активности развиваются вместе с развитием материи [10, с. 218].

Социологическая энциклопедия рассматривает социальную активность как совокупность свойств социального субъекта, в качестве которого выделяется не только личность, но и различные общественные группы и общество в целом [10, с. 218]. «Социальная активность - сложное интегрированное качество личности, проявляющееся в инициативной, направленной, социально значимой деятельности и готовности действовать в интересах социальной общности». Являясь достаточно кратким, определение содержит все характеристики социальной активности: системность и целостность, ее направленность и взаимосвязь с обществом, а также внутренние источники (инициативность, готовность к действию). Тем не менее, социальная активность является категорией, характеризующей лишь личность [10, с. 218].

Под социальной активностью Г. Е. Зборовский понимает «интегративную характеристику целенаправленной деятельности человека, связанной с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности». Здесь, как и в предыдущем определении, отмечается интегративность социальной активности, а также ее связь с деятельностью. Однако автором не уделяется внимание внутренним источникам и направленности социальной активности [4, с. 218]. Следует отметить, что все представленные определения социальной активности так или иначе связаны с деятельностью. А любую деятельность можно рассматривать как один из ресурсов социальной активности. Следовательно, можно говорить о применении ресурсного подхода в процессе формирования и развития социальной активности молодежи.

Ресурсный подход, развиваемый известными зарубежными (П. Бурдьё, Э. Гидденс, Дж. Коулман, Ф. Фукуяма, Р. Патнэм) и отечественными социологами (Т. И. Заславская, О. И. Шкаратан, В. В. Радаев, Н. Е. Тихонова) признается в настоящее время одним из перспективных в социологии. Важность этого подхода подчеркивается и в теории структурации Э. Гидденса, выделяющего ресурсы как одну из важнейших структур. Особенно значима мысль социолога о том, что ресурсы могут существовать не сами по себе, а лишь воспроизводясь, в процессе человеческой интеракции и взаимодействия [2]. Главный тезис ресурсного подхода заключается в том, что устойчивый успех человека зависит от наличия у него уникальных ресурсов и организационных способностей, которые и определяют его преимущества (Дж. Барни, К. К. Прахалад, Р. Рамельт, Г. Хамел).

Стратегия ресурсного подхода сформировалась как альтернатива другой стратегии (адаптивному подходу) и отражает следующие идеи:

- важна не адаптация к внешней среде, а опережающее создание, удержание и развитие специфических ресурсов как залога лидерства;

- не конкурентоспособность, а создание уникальных организационных компетенций, управление качеством, системная интеграция;

- не повторение модели поведения других, а развитие уникальности, неповторимости услуг и ресурсов [6].

Ресурсный подход позволяет рассматривать социальную активность молодежи как совокупность определенных видов ресурсов (капиталов). В качестве основных капиталов П. Бурдьё выделяет экономический, культурный, символический и социальный. Именно социальный капитал, по мнению социолога, является основой социальной активности[1]. В концепции П. Бурдьё социальный капитал является исключительно групповым ресурсом. Предпосылкой для его построения является установление дружественных и честных отношений с членами другой группы. Поддерживая «взаимно выгодные» условия, т.е. постоянно увеличивая общий социальный капитал, члены группы укрепляют связи между друг другом и одновременно становятся в некотором смысле богаче. При этом П. Бурдьё разделяет понятия «социальны капитал» и «культурный капитал». Социолог утверждает, что культурный капитал - это то, что воспроизводит человек самостоятельно, а социальный капитал зависит от тех людей, которые формируют социальные сети.

Ресурсы социальной активности можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним ресурсам относятся: здоровье, активность психологических функций, уровень интеллекта, способности, талант и т.д. Среди внешних ресурсов можно выделить: устойчивый круг коммуникативных партнеров, родственные связи, занятость, источники информации [11].

Дж. Коулман в своей статье «Социальный капитал в производстве человеческого капитала» предложил обновленную концепцию социального капитала [7]. Согласно ей, социальный капитал является общественным благом, однако производится индивидами с целью последующего извлечения выгоды, при этом индивид признается свободным и рациональным. Социальный капитал создается для удовлетворения собственных потребностей и достижения целей. Предполагается, что для обладания социальным капиталом необходим некий социальный контракт, наличие социальных норм и обмен, последнее невозможно без определенного уровня доверия. Идею о доверии в системе социального капитала поддерживал Ф. Фукуяма. Именно доверие - является основанием

3

процветания социального капитала. Доверие означает у членов группы ожидание того, что каждый будет вести себя честно, с вниманием относится друг к другу, уважать нормы, принятые в обществе [13].

Концептуальное развитие понятия «социальный капитал» П. Бурдьё и Дж. Коулмана привело к появлению в современном мире понятия «социальное предпринимательство». Именно социальное предпринимательство становится новой сферой проявления социальной активности молодежи.

Р. Патнэма вводит трехфакторную модель социального капитала: нормы взаимности, доверие и социальные сети [15]. Патнэм утверждает, что изменение качества социальных отношений предшествовало экономическому развитию. Когда социальные сети развиты, общество процветает и наоборот, так как именно социальное взаимодействие позволяет индивидам пользоваться ресурсами группы.

Российские исследователи (Т. И. Заславская, Н. Е. Тихонова, В. В. Радаев, О. И. Шкаратан) делают акцент на личностных и психофизических ресурсах индивида. В обществе знаний наличие ресурсов является существенным для восходящей мобильности, позволяя индивиду опираться не только на общественный, но и на индивидуально -личностный потенциал [9].

Основываясь на выводах зарубежных и отечественных социологов, можно говорить о том, что основными ресурсами социальной активности современной молодежи являются:

- социальный капитал (социальные сети);

- деятельность;

- технологии;

- знания и умения;

- стандарты поведения.

Представленная классификация ресурсов является, на наш взгляд, универсальной. Переменной социального капитала выступает содержательное наполнение каждого ресурса в зависимости от социально-экономической формации и этапа развития общества (таблица 1).

Таблица 1

Современный контекст развития ресурсов социальной активности молодежи

Ресурсы социальной активности Социальный контекст

Социальный капитал Расширение социальных связей. Возникновение новых видов социальных сетей. Чем выше уровень социальных связей, тем выше уровень экономического капитала. Таким образом, социальный капитал способен трансформировать в экономический, что обусловило появление такой сферы деятельности как социальное предпринимательство, основным девизом которой стало - «От общественного блага к собственной прибыли».

Деятельность Ориентация молодежи на создание инноваций как новой ценности, направленной не только на внешнего потребителя, но и на самого разработчика. В результате повышается профессиональная самооценка. Информатизация общества способствует интеллектуализации труда. Инновационная деятельность характеризуется высокой динамикой и сокращением цикла жизнеспособности используемых технологий. Следствием такой деятельности является духовный прогресс личности и развитие творческих способностей. Совершенствуются способы удовлетворения потребностей [8].

Технологии Внедрение во все сферы жизнедеятельности общества информационных технологий. Использование высоких технологий в отдельных областях (например, цифрового телевидения, сети Интернет, мобильной связи, электронной почты). Информация доступна каждому. Актуализация технологий ресурсосбережения.

Знания и умения Ориентация науки и высшей школы на практику. Направленность на развитие инновационного мышления. Наблюдается процесс быстрого устаревания знаний и их постоянное обновление.

Стандарты поведения Социальная активность большей части молодежи нацелена на получение материальных ценностей. Это определяет конечную цель получения знаний. Вместе с тем, наблюдается слабость коллективистских принципов: низкий уровень помогающего поведения и альтруистских поступков. Наибольший уровень активности современная молодежь проявляет в образовательной, профессиональной, культурно-досуговой и спортивной сферах. Именно понимание собственной роли в процессе становления общества сформировало систему мотивов социальной активности молодежи, среди которых социальное обучение, самореализация и общение. Современная молодежь достаточно мобильна, поэтому общение является одной из основных ценностей данной социальной группы.

Таким образом, активное использование ресурсов в процессе формирования социальной активности молодежи способствует созданию новой модели социально-

активистского поведения молодежи. Основу данной модели поведения составляет социальный капитал, который участвует в процессе обмена опытом, знаниями и умениями. Чем выше качество знаний в молодежной среде, тем выше уровень развития общества, уровень духовности и созидательного поведения человека. Трансформация общества влечет за собой изменение содержательных характеристик социальных ресурсов. Поэтому знание социального контекста ресурсов социальной активности необходимо при формировании основных направлений развития молодежной политики государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурдьё П. Формы капитала. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bourdieu.name/bourdieu-forms-of-capital

2. Гидденс Э. Устроение общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/sociology/giddens-ustroen objestva-a.htm

3. Гуськова Н. Д., Клюева А. П. Современные теории социального капитала. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ш/artide/n/sovremennye-teorii-sotsialnogo-kapitala

4. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 383 с.

5. Инновационная модернизация России. Политологические очерки / под ред. Ю. А. Красина. - М.: Институт социологии РАН, 2011. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Publication/Ocherki 2011.pdf

6. Клочкова Л. И. Реализация идей ресурсного подхода в развитии воспитания школьников: к вопросу о системе понятий. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/117-12821

7. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/217/076/1232/011kOULMAN.pdf

8. Кузьмина Ж. Ю. Феномен инновационной деятельности в постиндустриальном обществе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-postindustrialnom-obschestve

9. Осипова О. Ю. Социальный статус молодых ученых в регионе: автореф. ... канд. соц. наук. - Саранск: Из-во Мордов. ун-та, 2011. - 23 с.

10. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипова. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 672 с.

6

11. Романычев И. С. Ресурсный подход в социальной работе: к вопросу о социологическом осмыслении. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.terrahumana. ru/arhiv/12_03/12_03_18.pdf

12. Фадеева И. М. Высшая школа в современном российском обществе. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 232 с.

13. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/cultur/fukuyama-doverie-a.htm

14. Шайдакова Н. «Демонстративное потребление» как форма социальной активности личности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publications.hse.ru/chapters/70611186

15. Patnam R. Bowling Alone: America's Declining Social Capital. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xroads.virginia.edu/~HYPER/-detoc/assoc/bowling.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.