УДК: 378.1
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
основы использования дистанционного обучения в вузах физической культуры
Р.Р. Хадиуллина
Кандидат физико-математических наук, доцент М.И. Галяутдинов
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань
CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF DISTANCE LEARNING IN THE INSTITUTES OF HIGHER PHYSICAL EDUCATION
R.R. Khadiullina,
M.I. Galyautdinov, associate professor, Ph.D.
Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia
Key words: distance learning, student athletes, conceptual bases. The specifics of studying in the institutes of higher physical education consists in the fact that student-athletes have to study distantly most of the time. The reason for that is their training for and participation in different competitions. The way out of this situation is to transfer the corresponding category of student-athletes to an individual training program, mostly realized in the distance form. Distance learning (DL) implies not only the use of modern information and communications technologies in educational process, but also the learner-centered orientation and the differentiated approach to the formation and realization of educational process for students of different study modes (full-time, full-time according to individual curricula, and parttime).
Distance learning concentrates on the formation of self-educational skills and abilities to use information and communications technologies, which later on allow student-athletes to master various disciplines on their own. Thus, we can speak about the necessity of formation of independent educational activity and about the importance of formation of the ability to apply the received theoretical knowledge in further professional career. The aim of the study was to determine the objective, tasks, characteristic features, and common and specific didactic principles of the distance training of student-athletes as well as the conceptual foundations of its application in the institutes of higher physical education. The proposed clarifications and additions to the didactic principles of DL are in agreement with the basic provisions of the Concept of Distance learning based on Computer Telecommunications, developed by E.S. Po-lat, A.E. Petrov, Yu.V. Aksenov and used in our research. The educational foundations of the concept of distance learning described by these authors are adapted for student-athletes and presented in the adapted form in conclusions.
Ключевые слова: дистанционное обучение, студенты-спортсмены, концептуальные основы.
Введение. Спецификаобуче-ния в вузах физической культуры состоит в том, что большую часть времени студенты-спортсмены вынуждены обучаться на расстоянии. Причина этого - их подготовка и участие в соревнованиях различного уровня. Выходом из данной ситуации может служить перевод такой категории студентов-спортсменов на индивидуальный план обучения, большей частью реализуемый в дистанционной форме.
Дистанционное обучение (ДО) подразумевает не только использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, но и личностно ориентированную направленность, дифференцированный подход к формированию и реализации учебного процесса для студентов-спортсменов разных форм обучения: очной формы, очной по индивидуальным планам, заочной формы обучения.
В ДО большую роль играет формирование самообразовательных умений и навыков владения информационно-коммуникационными технологиями, которые впоследствии позволят студентам-спортсменам осваивать дисциплины различных циклов самостоятельно. Таким образом, можно говорить о необходимости формирования самостоятельной познавательной деятельности, о важности формирования умения применять полученные теоретические знания в дальнейшей практической деятельности.
Цель исследования - научно обосновать сущность, общие и специфические дидактические принципы ДО студентов-спортсменов.
Методика и организация исследования. Для изучения поставленной проблемы нами были проанализированы законодательные и нормативно-правовые документы, психолого-педагогическая и учебно-методическая литература. Эксперимен-
тальная работа в данном направлении проводится на факультете физической культуры и спорта Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма со студентами, обучающимися очно, по индивидуальному плану и заочно.
Результаты исследования и их обсуждение. Построение дистанционной формы учебного процесса в вузах физической культуры опирается на следующие законодательные и нормативно-правовые документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [5], Концепцию создания единой системы дистанционного образования в России [6], Закон Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [4] и др.
Адаптируя основные положения данных законодательных и нормативно-правовых документов к образовательному процессу студентов-спортсменов в вузах физической культуры, можно определить, что основная цель ДО -предоставление студентам-спортсменам равных образовательных возможностей вне зависимости от формы их обучения: очной, очной по индивидуальным планам, заочной. Основные задачи ДО:
1) поддержка учебной и образовательной деятельности каждого студента-спортсмена;
2) организация самостоятельной познавательной деятельности студента-спортсмена;
3) организация индивидуальной образовательной траектории студента-спортсмена (в зависимости от интенсивности тренировочного процесса).
Характерными чертами дистанционного образовательного процесса студентов-спортсменов являются:
• гибкость: студенты-спортсмены, обучающиеся на очной по индивидуальному плану или заочной форме обучения, в основном не посещают аудиторных занятий в форме лекций и семинаров, а работают дистанционно, в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном режиме, формируя при этом индивидуальную траекторию обучения. Индивидуальная траектория обучения подразумевает различия не только во времени изучения материала, но и в некоторых формах их подачи, прохождении и контроле полученных знаний, умений, навыков и компетенций;
• модульность: в основу программ ДО кладется модульный принцип, который подразумевает как формирование учебной программы из набора независимых курсов-модулей, так и составление самого курса из отдельных независимых частей-модулей. Модульный принцип позволяет формировать программы и сами курсы согласно индивидуальным или
групповым потребностям, особенностям выбранной специальности, графику обучения, тренировочного, соревновательного процессов и т. д.;
• экономическая эффективность: часть образовательного процесса студента-спортсмена происходит дистанционно и не требует присутствия преподавателя в аудитории. Технологии ДО в данном случае ориентированы на большее количество студентов, занижены материальные затраты на функционирование учебных площадей и технических средств;
• новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Взаимодействие преподавателя и студентов может быть в режиме on-line и off-line (синхронным и асинхронным), в зависимости от ситуации и выбранной траектории обучения;
• специализированный контроль качества образования: промежуточный контроль может осуществляться полностью дистанционно в виде тестов, проверочных работ и т. д. Итоговый контроль (экзамены, курсовые и проектные работы) в большинстве случаев осуществляется очно;
• использование специализированных технологий и средств обучения: подразумевает использование методов, форм и средств взаимодействия со студентом в процессе самостоятельного, но при этом контролируемого освоения им определенных знаний;
• опора на современные средства передачи образовательной информации: необходимые учебные и учебно-методические материалы, обратная связь между субъектами образовательного процесса (студентом, преподавателем, тренером, отделом информационных технологий, административным управлением), обмен управленческой информацией внутри системы ДО, выход в международные информационные сети, подключение в систему ДО зарубежных коллег. Концептуальную основу ДО определяют
как ее характерные черты, так и дидактические принципы, на которые она опирается. Дидактические принципы (или принципы обучения) являются ориентировочной основой преподавания и по определению, предложенному С. И. Архангельским, «это рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, это способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания учебно-воспитательного процесса, это
система общих и принципиально важных ориентиров, которые определяют содержание, методы, организацию обучения и способы анализа его результатов» [2, с. 146].
Наиболее полную классификацию дидактических принципов можно представить в следующем виде (по А. А. Золотареву):
1) общие принципы (принципы гуманизации обучения, научности, развития, системности);
2) принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения (соответствие целей и содержания обучения ФГОС ВПО; целостности и комплектности);
3) принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами (соответствие дидактического процесса закономерностям учения; ведущей роли теоретических знаний; единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляции и мотивации положительного отношения к учению; соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся; системности и последовательности в обучении; доступности; прочности овладения содержанием обучения и др.) [7]. Все перечисленные общие дидактические принципы относятся к традиционной системе обучения. По мнению методистов ДО, они с успехом могут применяться и при дистанционной форме обучения, но требуют некоторого дополнения и уточнения.
Так, мы согласны с мнением А. А. Андреева, что из общих принципов применительно к ДО наиболее значимым и объемным становится принцип гуманизации ДО [1]. В вузах физической культуры он проявляется в том, что студенты-спортсмены имеют возможность полноценно участвовать в учебном процессе вне зависимости от интенсивности тренировочного процесса, наличия ограниченных физических возможностей (спортсмены-инвалиды) и др. Такие студенты имеют благоприятные, безопасные, комфортные условия для образовательной деятельности, получают возможность для формирования индивидуальной учебной траектории.
А. А. Андреев помимо общих дидактических принципов предлагает также рассмотреть специфические принципы, характерные для ДО [1]. Проанализируем их и внесем некоторые уточнения исходя из специфики образовательного процесса студента-спортсмена: • принцип интерактивности (взаимодействие и контакты не только между преподавателем и студентом, но и между всеми субъектами образовательного процесса, в том числе тренера, отдела информационных технологий, административного управления);
профессиональное образование
• принцип стартовых знаний (необходимость стартовых умений и навыков владения информационными технологиями для осуществления самостоятельной познавательной деятельности на дистанционной платформе при изучении других дисциплин);
• принцип индивидуализации (зависимость индивидуальной образовательной траектории как от интенсивности тренировочного процесса, так и от формы обучения студента-спортсмена);
• принцип идентификации (контроль самостоятельности учения обеспечивается как при очной консультации, так и благодаря видео-конференцсвязи);
• принцип регламентности обучения (имеет размытые границы, что связано также с особенностями и ненормированностью участия спортсменов в соревнованиях);
• принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий - НИТ (необходимость или, наоборот, нецелесообразность использования НИТ зависит от таких факторов, как получаемая специальность, количество часов, запланированных на изучение дисциплины).
Мы предлагаем добавить к перечисленным принципам следующие: принцип направленности на самообразование (установка студентов-спортсменов на самообразовательную деятельность, возможную благодаря сформированным навыкам владения информационно-коммуникационными технологиями); принцип модульности (дробность изучения материала согласно представленным учебным модулям).
Считаем необходимым особо выделить принципы, применимые как к тренировочному процессу, так и к учебному, которые влияют на общие установки и определяют личность студента-спортсмена: принцип направленности на высшие достижения (стремление к лучшим результатам), принцип прогрессирования (постепенное повышение требований на фоне прочно закрепленных навыков).
Предложенные нами уточнения и дополнения дидактических принципов ДО находятся в соответствии с основными положениями концепции ДО на базе компьютерных телекоммуникаций, разработанной авторским коллективом [3] и используемой в нашем исследовании. Описанные авторами педагогические основания концепции дистанционного обучения мы адаптируем для студентов-спортсменов и представим их в качестве выводов. Заключение
1. ВцентрепроцессаДОстудента-спортсмена находится его самостоятельная познавательная деятельность (учение, а не преподавание). Он учится не только умению приобретать информа-
цию, но и использовать ее для построения учебного, тренировочного процессов, формируя при этом индивидуальную образовательную траекторию.
2. Система обучения, основанная на дистанционных технологиях, позволяет приобретать знания, где и когда это удобно спортсмену.
3. Использование новейших педагогических технологий способствует раскрытию внутренних резервов каждого студента-спортсмена, формируя при этом социальные качества личности.
4. Индивидуальная образовательная траектория обучения не исключает, а, наоборот, подразумевает наличие коммуникации между всеми участниками образовательного процесса: студента-спортсмена, преподавателя, тренера, отдела информационных технологий, административного управления.
5. Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью применять полученные знания и умения в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться на основе как оперативной обратной связи, так и отсроченного контроля.
Литература
1. АндреевА.А. Педагогика высшей школы [Текст]: новый курс / А.А. Андреев. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.
2. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе [текст]: учеб.-метод. пособие / С.И. Архангельский. -М.: Высшая школа, 1974. - 384 с.
3. К концепции дистанционного обучения [текст]: Сб. науч. тр. МИЭМ /А.Е. Петров [и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.,1997.
4. Об использовании дистанционных образовательных технологий [текст]: приказ Мин. образ. и науки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 // Рос. газета. № 3848. - 2005. - 16 августа 2005. - С. 9.
5. Об образовании в Российской Федерации [текст]: от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Рос. газета. № 5976. - 2012. - 31 декабря 2012 г. - С. 1.
6. О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России [текст]: постановление Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г. № 6 / Правовое регулирование дистанционного образования: Сб. нормативных актов / Р.Р. Халитова, 2004.
7. Теория и методика систем интенсивного обучения [текст] / А.А. Золотарев [и др.] Т. 1-4. - М.: изд-во МГТУ ГА, 1994. - 210 с.
References
1. Andreev, A.A. Higher school pedagogics: new course / A.A. Andreev. - Moscow: Moscow International Institute of Econometrics, Informatics, Finance and Law, 2002. - 264 P. (In Russian)
2. Arkhangel'sky, S.I. Lectures on the theory of learning in higher education: study guide. - Moscow: Vysshaya Shkola 1974. -384 P. (In Russian)
3. To the concept of distance learning: Collected research works (MIEM) / A.E. Petrov [et al.], ed. by E.S. Polat //Moscow: 1997. (In Russian)
4. The status and prospects of creating a unified system of distance learning in Russia: the decree of the State Committee of the Russian Federation May 31, 1995. Number 6 / Legal regulation of distance learning: Legislative Series / R.R. Khalitova, 2004. (In Russian)
5. On the use of distance learning technologies: order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 6, 2005 № 137 // Ros.gazeta. № 3848. - 2005. - 16 August 2005. -P.9. (In Russian)
6. Russian Federation Education: federal law December 29, 2012 № 273-FL // Rus.newspaper. № 5976. - 2012. - December 31, 2012, P.1. (In Russian)
7. Theory and methods of intensive training systems/ A.A. Zolotarev [et al.] Vol.1 - 4. - Moscow: Publishing h-se of MSTU of CA, 1994. - 210 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 13.01.2014 г.
ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО
УДК: 796(092)
АЛЕКСАНДРУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ НОВИКОВУ - 90 ЛЕТ!
А. А. Новиков - заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, заслуженный деятель науки Республики Бурятия, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии спортивных единоборств, ветеран ВОВ, известный в мире ученый в области спорта, педагог, общественный деятель, спортсмен, член сборной команды СССР по классической борьбе (1949-1951 гг.), мастер спорта СССР.
Им опубликовано 6 монографий, более 300 научных и методических работ, разработана теоретическая концепция трехуровневой системы управления подготовкой сборных команд страны, где рассмотрена взаимосвязь соревновательной деятельности спортсменов, их мастерства и систем организма с последующим планированием.
Под его руководством подготовлено 130 докторов и кандидатов педагогических наук для Российской Федерации и зарубежных стран, создана научная школа спортивной борьбы.
А. А. Новиков 60 лет работает во Всероссийском НИИ физической культуры и спорта, из них
18 лет был заместителем директора, обеспечивая методическую подготовку сборных команд СССР и Российской Федерации по всем олимпийским видам борьбы. 25 лет возглавлял Федерацию спортивной борьбы СССР, был вице-президентом Международной федерации любительской борьбы - FILA.
Александр Александрович награжден четырьмя орденами, включая золотой орден FILA, четырнадцатью медалями. Свою первую награду - медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - он получил еще юношей.
Отмечая особую значимость заслуг юбиляра, Федерацией спортивной борьбы были проведены турниры имени А. А. Новикова.
Коллективы ФНЦ ВНИИФКа и редакции журнала «ТиПФК» поздравляют А. А. Новикова со славным юбилеем, желают ему здоровья и творческого долголетия.
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 7.02.2014 г.