Научная статья на тему 'Концептуальные основы институционального обеспечения развития малого бизнеса в переходной экономике'

Концептуальные основы институционального обеспечения развития малого бизнеса в переходной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ТРАДИЦИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / INSTITUTIONAL MILIEU / SMALL BUSINESS / TRADITION / ELEMENTS OF ECONOMIC MECHANISM / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нозимов Бариддин Рахимович

В статье обоснованы концептуальные основы институционального обеспечения развития малого бизнеса. В ней предложена точка зрения о необходимости совмещения традиций ведения хозяйственной деятельности таджикского народа с ценностями рыночной экономики. Рассмотрено влияние вступления Таджикистана в ВТО на формирование институциональной среды и основные направления государственной поддержки развития институциональной структуры малого бизнеса. Обоснована роль взаимодействий и взаимоотношений неформальных институтов в рыночной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Grounds of Institutional Provision of Small Business Development in Transitive Economy

The author of the article substantiates the grounds of institutional provision of small business development. He moves the point of view of his own in reference to the necessity of combining the Tajik folk traditions of economic activity running with the values of market economy. He canvasses the influence of Tajikistan entry into WTO upon the formation of institutional milieu and the basic trends of state support aimed at a development of small business institutional structure. The role of interactions and interrelations of non-formal institutes in market economy is well-grounded.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы институционального обеспечения развития малого бизнеса в переходной экономике»

Нозимов Бариддин Рахимович,

соискатель Таджикского национального университета

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПЕРЕХОДНОЙ

ЭКОНОМИКЕ

Экономическая реформа в Республике Таджикистан, проводимая в годы ее независимости, представляет собой целенаправленные действия государства и его органов на изменение сложившихся в годы административно-плановой экономики общественных отношений с целью формирования рыночных отношений.

Она, в конечном счете, должна способствовать господству новых общественных отношений между государством и обществом, изменению менталитета таджикского народа и активизации роли населения в решении социальных и экономических проблем.

Мы придерживаемся мнения экономистов, которые утверждают, что экономические преобразования в республике были начаты без обстоятельно разработанной и поддерживаемой общественностью комплексной программы. Как отмечает Т.Н. Назаров, «не решив проблему активного стимулирования интересов участников процесса производства и реализации продукции, можно столкнуться с барьерами, которые могут затормозить развитие реформы и сделать сроки ее реализации длительными, если не бесконечными» [1, 42-43].

Для развития рыночной экономики в Таджикистане важным фактором является приспособление хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса к конкурентной среде. В этом плане важным является использование неограниченного потенциала рыночных отношений, в частности повышение роли институтов.

В экономическом литературе сущность категории «институт» толкуется очень многогранно и не встречается его единого понимания. По нашему мнению, институты можно рассматривать как общество в целом, так как именно оно определяет правила игры в общественно-производственных (экономических) отношениях. Эти отношения включают также образование, здравоохранение и другие части социальной жизни, основу которых составляют экономические отношения. Наряду с отраслями материального производства и другими сферами деятельности людей они образуют институциональную среду.

Соответственно, для таджикской экономики важным является формирование политических, экономических и социальных институтов, которые в совокупности и будут определять основу экономического поведения хозяйствующих субъектов в республике. Стандартизированные общественные привычки таджикского народа

должны сыграть одну из важных ролей в достижении развития экономики Таджикистана.

Общеизвестно, что участниками экономических отношений являются субъекты малого и среднего бизнеса. В развитых в рыночном отношении странах более 50% рабочих мест создаются именно в секторе малого и среднего бизнеса, который имеет характер быстрой адаптации к изменяющимся условиям и экономической ситуации.

Принятие свода законов и нормативных актов в республике в рамках рыночных преобразований в целом привело к формированию формальных институтов. Однако многие из них пока функционируют неэффективно, причиной чего, на наш взгляд, является затягивание сроков разработки и применения нормативных актов министерствами и ведомствами, на которые возложено исполнение законов. Кроме того, наличие формальных институтов не означает, что они стали эффективно действовать и, следовательно, в ближайшие годы в республике будет функционировать идеальная институциональная среда.

При формировании институциональной среды важным является решение проблемы совмещения традиционных ценностей с ценностями рыночной экономики. Для формирования идеальной институциональной среды необходимо, чтобы формальные институты наряду с заимствованием их из практики стран с рыночной экономикой, учитывали бы традиции таджикского народа. Традиции являются своего рода связующим звеном между формальными институтами и привычками, правилами поведения людей, т.е. намерениями и ценностными представлениями индивидов.

Они (традиции) образуют «моральные рамки», каждые из которых являются основой для правильного и справедливого сопоставления противоречивых интересов. Соответственно, считывание их при определении «юридических рамок» позволит воплощать в обществе представления о справедливости и порядочности, которые являются отличительными чертами таджикского народа и передаются из поколения в поколение. Известно, что соблюдение традиций выступает как своеобразный инстинкт самосохранения определенного социального порядка. Социальный порядок является продуктом целенаправленной прошлой деятельности людей, состоящей из взаимосвязанных действий и взаимодействий, где человеческая активность продолжает их поддерживать и воспроизводить. Разрозненные действия могут их разрушить или изменить. При разрушении социального порядка также иссякнут морально-мотивационные источники его поддержания.

Отсюда можно сделать вывод, что традиции являются основой для эффективного функционирования хозяйственного механизма. Даже если один человек, включенный в систему хозяйствования, почувствует, что принятые правила противоречат его природе и морали, он не примет их. Если численность индивидов, включенных в систему, будет органично возрастать, тогда появится угроза жизнестойкости любой общественной, в том числе экономической, системы. Социальный порядок формируется в результате совокупных, однонаправленных и повторяющихся действий социальных групп.

Следовательно, формирование институциональной среды в Таджикистане должно основываться на главном принципе обеспечения жизнестойкости - учете соответствующих природных основ человеческой природы и вековых традиций

таджикского народа. Каково должно быть соотношение между традициями и «естественными инстинктами» в различных культурах и обществах, пока не разработано. Несмотря на это, учет этого фактора - важнейшее условие для институциональных преобразований в республике.

Мы согласны с мнением экономистов, которые считают, что идеальную институциональную среду можно считать сформулированной, если ей будет задана инерционность развития. Согласование формальных правил и норм с неформальными правилами поведения хозяйствующих субъектов создаст условия для применения поведенческих моделей в общественной жизни республики.

Обобщение теоретических положений формирования экономического механизма советского, а также постсоветского периода показывает близость научных суждений о его основных содержательных элементах, структуре и формах проявления с институциональным подходом к исследованию проблем экономического развития общества.

Эволюция и содержание экономического механизма позволяют выявить комплекс формирующих его основополагающих элементов, которые, на наш взгляд, определяют взаимодействия и взаимоотношения хозяйствующих субъектов как коллективное действие для контроля, освобождения и расширения своих действий.

Экономический механизм как открытая и сложная система, на разных уровнях (микро, макро, мезо) объединяет органически взаимосвязанные и взаимодополняющие элементы, которые под действием рыночных законов и государственной политики устанавливают экономическое поведение. Именно эти элементы (формы собственности, внутренняя и внешняя информация и т.д.) в зависимости от обстоятельств вынуждают хозяйствующие субъекты объединить усилия для быстрого пересмотра своих действий в каждом сложившемся конъюнктурном моменте. Решение этих задач, в свою очередь, требует от них выбора форм взаимодействия, которые постепенно превращаются в привычки, обычаи и традиции.

Соответственно, сочетание элементов экономического механизма обуславливается желанием хозяйствующих субъектов противостоять воздействию негативных факторов, вносить корректировки в свои действия и тем самым учитывать изменения рыночной среды для оптимизации целей хозяйствования.

Наиболее близким является также научное суждение о главных задачах и институциональном подходе. Главной задачей в обоих случаях является обеспечение организационного единства хозяйствующих субъектов в успешном решении проблем устойчивого экономического и социального развития общества.

Для таджикского научного общества важным является обоснование использования понятия «экономический механизм» или «институциональный механизм» при разработке экономической теории переходного периода.

Такой подход позволяет решать следующие задачи:

1. Выявление тех институтов, которые с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности в таджикской экономике будут способствовать формированию стандартизированных общественных норм и правил и тем самым исключать появление тех институтов, в которых не нуждается экономика республики.

2. Определение соотношения между «институциональным механизмом» и рыночной системой экономических отношений, т.е. установление институциональной структуры в переходной экономике, которая будет использована для экономической модернизации.

Методологическим подходом к обоснованию направлений формирования институциональной среды переходной экономики является выявление внешней, внутренней, формальной и неформальной среды, которая в рамках институционального подхода будет иметь свою собственную систему институтов.

Не исключая важности влияния каждой среды на обеспечение эффективной деятельности экономики и общества в целом, их необходимо рассматривать как составную часть формирования и развития таджикской экономической системы.

При формировании институциональной среды в Таджикистане необходимо также учитывать решение проблем, связанных с вступлением Таджикистана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Действительно, вступление Таджикистана в ВТО требует внесения изменений в юридические нормы деятельности хозяйствующих субъектов республики. У субъектов малого и среднего бизнеса появится возможность использовать потенциальные возможности выпуска продукции с высокой степенью переработки. Например, выращивание и переработка фруктов и овощей, меда и орехов.

При этом важно, чтобы государство для устранения негативных последствий вступления Таджикистана в ВТО своевременно предприняло комплексные меры. Прежде всего для предпринимателей государственных структур необходимо организовать информационное освещение и консультационные услуги в связи с изменениями нормативно-правовой базы. В первую очередь информационное освещение должно охватить регламентацию основных принципов коммерческой и торговой деятельности, которые являются правовым фундаментом ВТО. К ним относятся: режим наибольшего благоприятствования, национальный торговый режим, прозрачность торговых норм, которые обеспечивают стабильные и предсказуемые условия деятельности для всех экспортеров и импортеров. К главным для принятия государством мерам относится также снижение рисков предпринимательской деятельности.

Либерализация доступа зарубежных агентов на отечественный рынок, связанная со снижением тарифных барьеров, может вытеснить отечественных предпринимателей из различных секторов экономики. Вступление в ВТО с учетом уже сложившегося высокого уровня производственных издержек при соблюдении требований ВТО по устранению разницы между экспортными и внутренними ценами может ухудшить их финансовое положение и снизить конкурентоспособность малых и средних предприятий.

Следовательно, государству в лице министерств, определяющих институционально-правовые условия деятельности экономических агентов Таджикистана в рамках ВТО, необходимо согласовывать их интересы со странами-членами ВТО. Поэтому экономическая стратегия государства должна быть направлена на коренное улучшение экономической ситуации, служащей базой для повышения конкурентоспособности отечественных предпринимателей.

Государство может стимулировать развитие предпринимательства, если будет установлено доверие между бизнесом и властью за счет частного и государственного партнерства. Предоставление государственных услуг, которые объединяют частный и государственный сектор на долгосрочной основе, закрепление за каждой стороной определенных обязательств будет содействовать консолидации деятельности экономических агентов республики в ВТО.

Основными направлениями государственной поддержки при формировании институциональной среды являются:

- разработка концепции организации малых инвестиционных предприятий и их интеграция с крупными фирмами;

- совершенствование механизма интеграции в цепочке «исследование -разработка - производство - продажа»;

- стимулирование участия высококвалифицированных научных кадров и специалистов в инновационной деятельности;

- создание системы государственного и регионального инвестирования научнотехнической и инновационной деятельности;

- формирование эффективного механизма управления;

- использование научно-технического потенциала научных учреждений и вузов;

- межрегиональное кооперирование научно-технических и инновационных проектов;

- создание правовых, экономических и организационных условий развития малого бизнеса;

- совершенствование финансово-кредитной и налоговой систем;

- формирование правовой среды для совершенствования взаимоотношений.

Государство на основе гибкой экономической политики может способствовать

становлению и развитию рыночных форм хозяйствования и управления.

Рассматривая современное состояние организационно-технологического развития экономики республики, следует отметить, что в ней уровень хозяйствования и управления не соответствует условиям повышения конкурентоспособности таджикской экономики. Прежде всего на неблагоприятные тенденции в этом направлении отрицательно влияет кадровый потенциал. Нехватка нужных кадров наблюдается как и в среде малого и среднего бизнеса, так и в рабочих массовых профессиях данного сектора. Исследование показало, что уровень развития социальной инфраструктуры и низкий уровень материального стимулирования привели к оттоку значительной части высококвалифицированных кадров.

Мы согласны с мнением Г.Н. Турсуновой о том, что «решение проблемы обеспечения ускоренного развития республики требует, чтобы была достигнута экономически активная форма участия каждого индивида в общественном производстве как способ получения финансовых средств в обеспечении жизнедеятельности всех членов его семьи» [72-80] .

Решение этой проблемы должно опираться на институциональные инновации, основанные на изменении взгляда людей и формировании психологии, сознания, поведения и образа жизни всех индивидов общественного производства, и особенно молодого поколения таджикских предпринимателей, способных мыслить и дейст-

вовать по рыночным законам. Результаты институциональной инновации можно оценить по таким чертам, как исключительная решимость, проницательность, инициативность и творческий подход к решению возникавших в ходе экономической жизни общества различных социально-экономических проблем.

В формировании неформальных институтов в экономике Таджикистана важную роль должно сыграть создание условий для возникновения взаимных отношений между членами общества. Исследования показывают, что с переходом к рыночным отношениям возрастает роль человеческого фактора в создании условий среды. Активные взаимодействия и взаимоотношения людей способствуют формированию схем их поведения, которые по истечении времени превращаются в традиции, обычаи и нормы.

В многолетней истории человечества вопросы построения взаимных отношений друг с другом, а затем и с государством всегда занимали одно из важнейших мест, поскольку от этого зависело решение многих жизненно важных проблем. В результате в практике общения возник целый ряд схем поведения со своими традициями, системой разрешений и запретов. На них основаны сложившиеся стереотипы приличного поведения, в различных ситуациях предполагающие отношение друг к другу, которые избавляют от необходимости каждый раз заново конструировать схему отношений.

Таким образом, достижение устойчивого развития экономики республики должно основываться на создании условий для формирования новых институтов. Постепенное накопление новых институтов, которые станут массовыми, в дальнейшем обеспечит возникновение новых, что необходимо для хозяйствующих субъектов при выборе правил и норм поведения.

Список использованной литературы:

1. Назаров Т.Н. Некоторые проблемы развития рыночной экономики и повышение ее

эффективности//Экономика Таджикистана: стратегия развития. -2006.- №6. -С. 42-43.

2. Турсунова Г.Н. Институциональная основа развития рыночных отношений в переходной экономике //Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. -Худжанд, 2011. -№4(48.)-С. 72-80.

3. Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской

схемы //Журнал социологии и социальной антропологии. - 2001. - Том IV. - №3.

Б.Р. Нозимов

Концептуальные основы институционального обеспечения развития малого бизнеса

в переходной экономике

Ключевое слова: институциональная среда, малый бизнес, традиция, элементы

экономического механизма, государственная поддержка

В статье обоснованы концептуальные основы институционального обеспечения развития малого бизнеса. В ней предложена точка зрения о необходимости совмещения традиций ведения хозяйственной деятельности таджикского народа с ценностями рыночной экономики. Рассмотрено влияние вступления Таджикистана в ВТО на

формирование институциональной среды и основные направления государственной поддержки развития институциональной структуры малого бизнеса. Обоснована роль взаимодействий и взаимоотношений неформальных институтов в рыночной экономике.

B.R. Nozimov

Conceptual Grounds of Institutional Provision of Small Business Development in Transitive

Economy

Key words: institutional milieu, small business, tradition, elements of economic mechanism, state support

The author of the article substantiates the grounds of institutional provision of small business development. He moves the point of view of his own in reference to the necessity of combining the Tajik folk traditions of economic activity running with the values of market economy. He canvasses the influence of Tajikistan entry into WTO upon the formation of institutional milieu and the basic trends of state support aimed at a development of small business institutional structure. The role of interactions and interrelations of non-formal institutes in market economy is well-grounded.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.