продемонстрирована экономическая эффективность производства отдельных видов продукции органического сектора в хозяйствах Согдийской области.
Bobojonov D.D.
Assessment of organic agriculture sector development in Sughd region
The article is based on the fact that farming is the special form of organization of agriculture, particularly in organic sector it could be the component of national culture and regional economy. Availability of big potential development of organic agriculture is shown for future years. Analysis of economical efficiency of the production of separate kinds of organic sector output in the farms of Sughd region is demonstrated.
Турсунова Гульбахор Назиржоновна-
кандидат экономических наук, доцент, декан факультета бизнеса и управления ТГУПБП
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В Таджикистане за годы экономических реформ достигнуты определенные результаты в формировании новой совокупности производственных отношений: института частной собственности, рынка факторов производства, развития предпринимательской деятельности и многоукладной экономики. Вместе с тем накопился ряд существенных проблем, нерешенность которых становится преградой в развитии рыночных отношений в республике.
Эти проблемы возникли вследствие игнорирования влияния национально-исторических, социально-экономических, социально-культурных, субъективных факторов и условий на ход экономических преобразований в республике. Кроме того, практика перехода к рыночной экономике показывает, что в полной мере не были учтены требования денежного функционирования рынков, т.е. влияния составляющих его основу предпосылок становления и развития рыночных отношений, основными из которых являются:
1. Экономическая свобода. Затягивание сроков и предоставление всем членам общества и экономическим субъектам хозяйствования экономической свободы выбора деятельности. С начала экономических преобразований её получение должно было обеспечивать свободное расходование денежных средств и сбережений населения и свободу в решении вопроса, что и как производить предприятиям и где реализовывать произведенную продукцию. Однако затягивание сроков реформ - аграрных преобразований, приватизации государственных предприятий, пуска в оборот национальной валюты - и других необходимых факторов, способствующих выбору экономической свободы, сформировало у населения чувство неуверенности в успехе рыночных реформ. Следовательно, не были достигнуты ожидаемые
результаты в изменении мышления, поведения и психологии людей, необходимые при формировании предпринимательской инициативы и самостоятельности в выборе различных форм рыночной деятельности.
2. Право собственности. В построении рыночно - ориентированной экономики развитие производительных сил зависит от обладания физическими и юридическими лицами правом владения, пользования и распоряжения собственностью, так как именно различные формы собственности в условиях рынка опосредствуют близкие организационно-правовые отношения. Приватизация показала, что в ходе ее проведения не была достигнута главная её цель - появление настоящих собственников, которые как свободные товаропроизводители способны честно и свободно конкурировать на различных рынках. Фактически произошло раздробление государственной собственности, отрицающее логику развития производительных сил. К сожалению, значительная часть членов трудовых коллективов в ходе приватизации государственной собственности была фактически устранена от этого процесса.
3. Конкурентная среда. Конкурентоспособность требует наличия адекватного механизма ведения рыночной деятельности от субъектов хозяйствования. Данный механизм опирается не только на обладание уникальными ресурсами, но и знаниями, компетенцией, технологиями, которые и призваны формировать конкурентные преимущества экономического субъекта в рыночной среде. Она указывает на его способность производить и реализовывать товары, которые по ценовым и неценовым параметрам удовлетворяют потребности потребителей по сравнению с конкурентами. При этом анализ конкурентной среды на внутренних рынках сбыта товаров в республике показывает, что они в значительной степени уступают аналогичным образцам импортируемых товаров. Такое положение объясняется отсутствием комплексных мер стратегического, тактического и оперативного характера, осуществление которых позволит всесторонне использовать конкурентные преимущества отечественных товаропроизводителей.
4. Правовые рыночные институты. Данная предпосылка основывается на наличии правовой системы, которая призвана регулировать организацию различных форм предпринимательской деятельности и создание правового поля при проявлении их предпринимательской инициативы. Нельзя отрицать, что в республике принятые законы в целом отвечают требованиям успешного хозяйствования в рыночных условиях. Однако качество их исполнения во многих случаях становится препятствием для регулирования экономических отношений, посредством которых должна происходить реализация экономических интересов различных субъектов хозяйствования. Это особенно проявляется в создании устойчивого экономического механизма.
5. Жесткие бюджетные ограничения. Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что место отдельных хозяйствующих субъектов
определяется их вкладом в экономику страны и выделение государственных дотаций и компенсаций носит целевой характер. Например, дотация сельскохозяйственным товаропроизводителям выплачивается для возмещения затрат, которые происходят по объективным причинам, в результате непокрытия их фактическими ценами реализации продукции по основным продовольственным товарам. Компенсации выплачиваются за покупку средств производства, удорожание которых не покрывается фактическими ценами реализации сельскохозяйственной продукции. Отсюда следует, что выплаты дотаций и компенсаций в целом направлены на поддержание минимального уровня эффективности производства. Анализ государственной поддержки отечественных товаропроизводителей показывает, что во многих случаях в применении практики бюджетных ограничений игнорируется стимулирование повышения эффективности реального сектора.
6. Предсказуемая государственная политика. В условиях рыночной экономики возрастает значение обратной связи между обществом и властью. Эта связь проявляется в активном участии государства в решении тех социально-экономических проблем, которые не может эффективно выполнять рыночный механизм. Применение стимулирующей налоговой системы, выработка новых, адекватных подходов к кредитному обслуживанию, выравнивание среднего уровня доходов работников различных отраслей, осуществление антиинфляционных программ и другие меры государственной поддержки являются составными частями обратной связи, которые призваны повышать степень доверия предприятий и населения государству. Такая государственная политика дает возможность предприятиям и населению прогнозировать свое финансово-экономическое положение, не опасаясь непредвиденных правительственных решений.
В странах с развитой рыночной экономикой механизмы государственного регулирования направлены на смягчение кризиса перепроизводства, объективно присущего конкретной экономике, защиту немонополизированной отрасли в условиях монополизированной экономики, поддержание равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением, проведение структурных и социальных преобразований, решение других задач социально-экономического характера. Эти механизмы не препятствуют нормальному функционированию рынка.
Анализируя предсказуемость государственной политики в республике, можно констатировать, что она пока полностью не гарантирует единого экономического пространства для всех субъектов рыночных отношений. Нельзя отрицать, что в последние годы в республике произошли существенные изменения в увеличении объемов услуг, потребляемых всем населением, решение которых неподвластно рыночным механизмам. В первую очередь это относится к формированию единой энергетической системы, сетей коммуникаций, национальной обороне и другим общественным товарам потребления, требующим государственного
регулирования. Однако нерешенной остается проблема активизации позиции государства в обеспечении ускорения научно-технического прогресса, особенно в развитии фундаментальной науки и техники, требующей значительных инвестиций. Открытой является и проблема регулирования рынка рабочей силы, необходимой для снижения безработицы. В силу того, что в национальной экономике Таджикистана преобладает аграрная экономика, она ещё не получила обоснованные принципы государственного регулирования её развития. В результате на нынешнем этапе аграрный сектор не имеет развитой материально-технической базы.
Таким образом, анализ влияния предпосылок развития рыночных отношений в Таджикистане показывает, что для научного обоснования путей успешного развития рыночной экономики требуется объединение усилий не только экономистов, но и историков, социологов, философов, политологов -представителей всех общественных наук. Объединение позволит разработать единый комплексный подход к экономическому развитию республики, в котором, наряду с обоснованием причин экономического характера, сдерживающих процесс перехода к рыночной экономике, будут учтены влияния различных социальных и институциональных факторов. Комплексный подход необходим для выявления, устранения или смягчения влияния субъективных социально - культурных и национально -исторических факторов на процесс экономических преобразований и формирование рыночного механизма хозяйствования.
При разработке данного подхода прежде всего необходимо особое внимание уделить национально - историческим факторам, которые являются одной из преобладающих причин, негативно влияющих на процесс формирования рыночного мышления у таджикского народа. Национальные черты таджикского народа - неторопливость и обстоятельность в решении важнейших вопросов, - на наш взгляд, в полном объеме не соответствуют требованиям экономической деятельности в условиях всевозрастающей сложности и многогранности рыночного механизма хозяйствования. Соединение ресурсов, основанных на постоянном добавлении новых и отбрасывании старых ресурсов в цепочке создания дополнительной стоимости, становятся основой динамичного развития в мировой практике хозяйствования. Такая практика требует преодоления психологического барьера неподготовленности населения республики к работе в условиях рыночной экономики.
Мы не исключаем, что решение любого вопроса социально -экономического характера требует обстоятельного анализа и
предусматривает неторопливость в принятии решений. При этом практика успешного хозяйствования в условиях рыночной экономики показывает, что она в большей степени стала определяться своевременностью в предвидении протекания и возникновения различных рисков, которые оказывают колоссальное влияние на развитие хозяйствующих субъектов.
Риск в экономической литературе используется как синоним потерь, действий наудачу в расчете на счастливый случай и проявляется тогда, когда упускается выгода. Риск характеризируется наличием опасности, нежелательных отклонений от ожидаемых состояний будущего, из расчета которых принимаются решения настоящего. Познание риска происходит через опыт и благодаря его лучшему пониманию достигается лучшее принятие решений. Следовательно, неторопливость и обстоятельность должны сочетаться с умением предвидеть и способности к риску в ведении экономической деятельности и тем самим усилить роль личности в управлении хозяйствующим объектом.
Таджикистан, как и другие республики Средней Азии, не прошел многовековую стадию классического капиталистического развития. Этот исторический фактор в ближайшем будущем будет негативно влиять на ход экономического развития республики. При этом, опираясь на данный фактор, мы не должны ждать, что наступит время, когда произойдёт формирование слоя предприимчивых людей, которые и будут передавать из поколения в поколение набранный опыт хозяйствования в рыночных условиях. Для этого требуется не одно поколение прогрессивно мыслящих стратегических руководителей различных уровней экономики, которые на основе изучения успехов и ошибок своих предшественников, будут действовать цивилизованно в рыночных условиях.
Необходимость ускорения экономического развития республики требует, чтобы была достигнута экономически активная форма участия каждого индивида в общественном производстве, как способ получения финансовых средств в обеспечении жизнедеятельности всех членов его семьи. Решение этой проблемы должно опираться на институциональные инновации, основанные на изменении взгляда людей и формировании психологии, сознания, поведения и образа жизни всех индивидов общественного производства, и особенно молодого поколения таджикских предпринимателей, способных мыслить и действовать по рыночным законам. Результаты институциональной инновации можно оценить по таким чертам, как исключительная решимость, проницательность, инициативность и творческий подход к решению различных социально-экономических проблем, возникающих в ходе экономической жизни общества.
В этой связи возникает острая необходимость в формировании новой идеологии ведения экономической жизни общества, которая будет опираться на активную пропаганду экономических знаний среди населения и её результатом станет раскрытие своеобразия их действий в различных условиях. Формирование такой идеологии позволяет дополнить национальные черты таджикского народа в ведении экономической жизни общества с возможностью оценить вероятность событий, возникающих в будущем, и тем самым осмысленно и упреждающе определить цели тех или иных действий в настоящем. На её необходимость указывает также история формирования экономических идей в странах с развитой рыночной
экономикой. В этих странах постоянно происходит сверка существующих принципов и теорий с изменяющейся экономической средой.
Анализ опыта работы субъектов рыночной экономики в Таджикистане показывает, что в экономической жизни республики произошли существенные изменения в поведении индивидов и институтов в процессе производства, обмена и потребления товаров и услуг. Такой вывод сводится к следующему: с точки зрения общественного производства отечественные предприниматели стали играть роль активного агента, а с точки зрения предпринимательского процесса, то есть улучшения его содержания и эффективности, происходит активизация потребностей внутреннего рынка в отечественных потребительских товарах и услугах. Следовательно, происходит успешное формирование институциональных условий в проявлении индивидуальной инициативы и предпринимательства, выборе свободы в профессиональной деятельности. Самым главным в рыночных преобразованиях, осуществляемых в республике, на наш взгляд, является общественное признание роли частной собственности и верховенство законов в экономическом развитии общества. Кроме того, в действиях населения и институтов прослеживается рациональная или целеустремленная форма выбора деятельности, что характеризируется происходящими изменениями во взглядах, поведении и мышлении при достижении материальных целей. Все эти позитивные моменты и явления нужно принять во внимание в идеологии ведения экономической жизни в республике.
В институциональных инновациях во всех странах происходит повышение роли государства в эффективном использовании энергии и талантов людей в обеспечении экономического развития. История экономического развития различных стран показывает, что государство может быть тормозом развития, посторонним наблюдателем или ускорителем процесса развития. Повышение роли института государства в ускорении процесса экономического развития основывается на постоянном и активном поиске мер по вовлечению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, новых технологий инновационного характера в экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Примером является вовлечение государством в предпринимательский процесс новых экономических агентов, которые призваны вызвать «взрыв» в предпринимательской активности.
Разразившийся в последние годы мировой финансовый кризис ещё раз подтвердил, что без активизации роли государства невозможно ослабить его действие. Российские ученые М.Делягин и В.Шеянов убедительно аргументировали роль государственного регулирования в ослаблении влияния мирового финансового кризиса на экономику России. Они отмечают, что «в условиях глубокой финансовой дестабилизации и глубокой депрессии, как показывает практика даже самых либеральных экономик, возникает объективная потребность в более прямых формах государственного
регулирования».1 Это высказывание непосредственно относится и к Таджикистану.
Повышение роли института государства в обеспечении экономического развития Таджикистана должно основываться на выполнении основных форм экономической деятельности Правительства республики, к которым можно отнести:
- обеспечение законодательной базы для эффективного функционирования рыночного механизма;
- повышение роли конкуренции в ускорении социально-экономического развития, на основе использования методов регулирования деятельности возникающих и существующих монополий для избежания недобросовестной конкуренции;
- создание системы государственной поддержки частного сектора на основе перераспределения доходов и ценового вмешательства, предполагающих защиту отечественных товаропроизводителей;
- разработка и осуществление программ поддержки отдельных отраслей национальной экономики, и особенно агропромышленного комплекса республики;
- стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест в государственном секторе, подготовка и переподготовка рабочей силы;
- содействие росту инвестиционного спроса и финансированию инновационной деятельности;
- утверждение и контроль над соблюдением нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды.
В контексте повышения роли института государства в развитии рыночных отношений нам представляется важным изучение экономической политики руководителей государства Саманидов. Хотя его содержание соответствует экономической структуре того общества, но является поучительным и для нынешнего времени. Так, на канцелярию Исмоила Сомони было возложено осуществление контроля над работой местной администрации. Этот факт можно рассмотреть по следующим направлениям:
- сбор информации от всех наместников;
- организация работы тайных агентов;
- контроль над работой городских властей в борьбе с воровством и т.д.
Такая форма работы канцелярии позволяла своевременно собирать
информацию о положении дел на местах. Так, полученную информацию о реальном положении вещей от тайных агентов использовали для контроля над местной администрацией. Городские власти и дорожные стражи вынуждены были выплачивать стоимость украденных вещей из своего
1 Делягин М., Шеянов В. Мир наизнанку. Чем закончится экономический кризис для России? - М.:ИД «ЭКСМО», 2009, с.210.
кармана в случае нераскрытия фактов хищения имущества. Этот пример показывает, что таджикский народ имеет богатую экономическую историю ведения экономической политики, использование которой может дополнить практику государственного регулирования национальной экономики на нынешнем этапе её развития.
Таким образом, исследование предпосылок развития рыночных отношений в Таджикистане показывает, что своевременная адаптация индивидов и институтов является одним из главных условий в обеспечении стабильного развития национальной экономики Таджикистана в рыночных условиях.
Ключевые слова: институциональная основа, экономическая свобода, право собственности, конкурентная среда, рыночные институты, бюджетные ограничения, государственная политика, переходная экономика, формирование идеологий, экономические преобразования. Key words: institutional base, economic freedom, right to property, compétitive environment, market institutions, budget restriction, state policy, transitional economy, ideology formation, economic reformation.
Список использованной литературы:
1. Делягин М., Шеянов В. Мир наизнанку. Чем закончится экономический кризис для России? - М.: ИД «ЭКСМО», 2009.
2. Умаров Х. Кризис в Таджикистане. Глубина действий. Формы проявления. Пути преодоления.- Душанбе: Ирфон, 2010.- 240с.
3. Исломов С. Очерки истории экономической мысли таджикского народа эпохи феодализма. - Душанбе: Нодир, 2002.- 436 с.
Турсунова Г.Н.
Институциональная основа развития рыночных отношений в переходной экономике
В статье рассмотрено влияние различных факторов на ход экономических преобразований в Таджикистане, раскрыты противоречия переходной экономики, обоснованы предложения о необходимости формирования идеологии экономического развития в республике. Определена роль института государства в обеспечении экономического развития, приведены основные формы экономической деятельности Правительства республики в переходной экономике. Рассмотрено также влияние различных факторов на ход экономических преобразований в Таджикистане и противоречия переходной экономики, обоснованы предложения о необходимости формирования идеологии экономического развития в республике.
Предложен систематический подход для выявления, устранения или смягчения влияния субъективных социально-культурных и национально-исторических факторов на процесс экономических преобразований и формирование рыночного механизма хозяйствования.
Изложены пути формирования институциональных условий в проявлении индивидуальной инициативы и предпринимательства, выборе свободы в профессиональной деятельности.
Tursunova G. N.
Institutional Development Base of Market Relations in Transitional Economy
The influence of various factors to the course of economic reformation in Tajikistan is considered, contradictions of transitional economy are revealed, and the necessity of economy promotion ideology formation is substantiated in this article. There is also defined the role of state institute in provision of economic promotion, are given the main forms of state economic activity in transitional period. The influence of various forms of economic activity to the course of economic reformation in Tajikistan and contradictions of transitional economy, and the necessity of economy promotion ideology formation is substantiated in this article.
Systematic approach for revealing, softening of influence of subjective social-cultural and national-historical factors to the process of economic reformation and formation of market economy mechanism is offered. The ways of institutional conditions in revealing of individual imitativeness and entrepreneurship, and free choice of professional activity are considered.
Шаропов Фарход Разокович -
кандидат экономических наук, доцент Таджикского государственного университета коммерции
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Обеспечение высокого качества предоставления услуг розничной торговли в условиях действия конкуренции на рынке товаров и услуг является задачей первостепенной важности, имеет большое социальное значение [1,14-15]. Поэтому очень важным моментом является изучение содержания существующих вариантов оценки качества услуг розничной торговли и возможность их применения в условиях нашей страны.
При этом следует отметить, что оценка и мониторинг качества услуг розничной торговли на практике связаны с рядом сложностей. Оценка качества торговых услуг и обслуживания покупателей плохо поддается формализации, так как включает систему частных показателей, количественное измерение которых в значительной степени затруднено. В связи с этим, в хозяйственной практике торговых предприятий отсутствует научно-обоснованная единая методика оценки качества услуг розничной торговли.
Еще в советский период на практике для оценки уровня качества обслуживания торгового предприятия сотрудниками Украинского научно-исследовательского института торговли и общественного питания была разработана специальная методика, согласно которой уровень качества обслуживания определялся с учетом четырех взаимосвязанных показателей: коэффициент устойчивости ассортиментного перечня; коэффициент дополнительного обслуживания покупателей; коэффициент затрат времени