Научная статья на тему 'Институциональные факторы регулирования развития предпринимательской деятельности в Таджикистане'

Институциональные факторы регулирования развития предпринимательской деятельности в Таджикистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институт / институциональные факторы / малый бизнес / реформирование экономики / экономическая система / institute / institutional factors / small business / economic reforming / economic system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аллашукуров Бехзод Эргашалиевич

В статье рассмотрена роль внутренних и внешних институциональных факторов в создании реальных условий для развития малого бизнеса. Исследовано влияние государственной поддержки на эффективное использование институциональных факторов, накопление и удержание конкурентных преимуществ в переходной экономике. По мнению автора, именно конкурентоспособность хозяйственных субъектов будет обеспечивать перспективу развития малого предпринимательства в республике. Использованы средства и методы теоретического описания для обоснования основных факторов обеспечения институциональной плотности на основе укрепления взаимосвязи между институтами малого бизнеса. При этом сделан вывод, что укрепление институциональной среды малого бизнеса зависит от выявления приоритетности стратегии национальной экономики, что прямым образом влияет на эффективность деятельности всех форм хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FACTORS OF REGULATION IN REFERENCE TO THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP

The article dwells on the role of internal and external institutional factors in creating real conditions for the development of small businesses. The author explored the impact of public support upon an efficient use of institutional factors, on accumulation and retention of competitive advantages in transitional economy. According to the author, the competitiveness of economic entities will provide the prospect of development for small business in the country. Means and methods used for theoretical description serve for providing the main factors of institutional density based on the relationship between the institutions of small businesses. The author comes to the conclusion that the strengthening of the institutional environment of small business depends on identifying priority strategies of the national economy, which directly affects the effectiveness of all forms of economic activity.

Текст научной работы на тему «Институциональные факторы регулирования развития предпринимательской деятельности в Таджикистане»

УДК 330.1 ББК 65.010.11 (2Т)

ИНСТИТУЦИ ОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАДЖИКИСТАНЕ

Аллашукуров Бехзод Эргашалиевич,

аспирант Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Таджикистан, Худжанд)

INSTITUTIONAL FACTORS OF REGULATION IN REFERENCE TO THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP

Allashukurov Bekhzod Ergashalievich,

postgraduate of the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand)

E-MAIL: behz87@mail.ru

Ключевые слова: институт, институциональные факторы, малый бизнес, реформирование экономики, экономическая система

В статье рассмотрена роль внутренних и внешних институциональных факторов в создании реальных условий для развития малого бизнеса. Исследовано влияние государственной поддержки на эффективное использование институциональных факторов, накопление и удержание конкурентных преимуществ в переходной экономике.

По мнению автора, именно конкурентоспособность хозяйственных субъектов будет обеспечивать перспективу развития малого предпринимательства в республике. Использованы средства и методы теоретического описания для обоснования основных факторов обеспечения институциональной плотности на основе укрепления взаимосвязи между институтами малого бизнеса. При этом сделан вывод, что укрепление институциональной среды малого бизнеса зависит от выявления приоритетности стратегии национальной экономики, что прямым образом влияет на эффективность деятельности всех форм хозяйствования.

Key words: institute, institutional factors, small business, economic reforming, economic system

The article dwells on the role of internal and external institutional factors in creating real conditions for the development of small businesses. The author explored the impact of public support upon an efficient use of institutional factors, on accumulation and retention of competitive advantages in transitional economy.

According to the author, the competitiveness of economic entities will provide the prospect of development for small business in the country. Means and methods used for theoretical description serve for providing the main factors of institutional density based on the relationship

- 67 -

Аллашукуров Б.Э. Институциональные факторы регулирования развития предпринимательской деятельности в Таджикистане

between the institutions of small businesses. The author comes to the conclusion that the strengthening of the institutional environment of small business depends on identifying priority strategies of the national economy, which directly affects the effectiveness of all forms of economic activity.

В Таджикистане основными стратегическими документами, на базе которых реализуется процесс реформ и развития, являются два документа: Национальная стратегия развития до 2015 года (НСР) и Стратегия сокращения бедности. Изучение указанных стратегий показывает, что Правительством Республики Таджикистан на основе учета сложившейся ситуации в экономике поставлена реальная задача по формированию институциональной среды для партнеров различных уровней для достижения устойчивого развития. В НСР отмечено, что производственный блок Таджикистана переживает сложный период своего развития, обусловленный последствиями системного кризиса и прошедшей гражданской войны, удаленностью страны от морских путей и развитых мировых центров, ограниченностью внутреннего рынка, недостаточным опытом рыночного менеджмента, расторжением прежних производственных связей, ростом цен, накоплением сложных отраслевых проблем [6, с.26].

Слабость государственной политики в производственных отраслях связана с отставанием в проведении коренных экономических и институциональных реформ, недостаточной развитостью механизмов привлечения инвестиций и внедрения инноваций, снижением уровня производственного и человеческого потенциала, ухудшением качества услуг общей инфраструктуры.

Наличие большого числа внутренних и внешних административных барьеров и значительное налоговое бремя в дополнение к другим проблемам ограничивают предпринимательскую активность производственного характера.

Проблемы производства усугубляются недостаточными объемами и качеством услуг общей и частной инфраструктуры, в первую очередь ограниченностью электро-, газо- и теплоснабжения, ростом цен на энергоносители, высоким уровнем энергетических потерь, недостаточным уровнем развития микро- и малого бизнеса производственной направленности.

Все эти негативные явления, в конечном счете, отрицательно повлияли на формирование в республике господствующей общественной идеологии, предусматривающей однозначность понимания правил и норм в достижении желаемых результатов.

При этом необходимо отметить, что сложность реформирования экономики обуславливается отсутствием в историческом прошлом рыночного опыта хозяйствования. Кроме того, до сих пор отсутствуют предпосылки для взаимного эффективного партнёрства государственного и негосударственных секторов экономики в стимулировании развития добросовестной конкуренции. На наш взгляд, эти факторы определяют ключевую проблему современного социально-экономического развития Таджикистана, и в частности сектора малого бизнеса.

Следовательно, современное состояние экономики страны требует разработки новых подходов к формированию стабильной среды для развития малого предпринимательства. В этой связи особую значимость приобретает исследование проблемы формирования

- 68 -

Allashukurov B.E. Institutional Factors of Regulation in Reference to the Development of Entrepreneurship

эффективного механизма управления и регулирования малого предпринимательства и методологического обоснования развития его институциональной среды.

Мировой опыт показывает, что объективная необходимость формирования и развития институциональной среды в любой национальной экономике обусловлена специфическими особенностями экономического и социального характера.

Как отмечает М.М. Исмаилова: «Установки структурных реформ в странах СНГ носят вторичный характер и отражают цели и задачи системных преобразований. При этом они отличаются большим национальным разнообразием, проявлениями особенностей национальных экономик, спецификой покупателей и критериев реформирования. Следовательно, таджикскому народу свойственны национальные особенности, которые тем или иным образом влияют на процесс экономических преобразований» [2, с.32].

На протяжении ряда лет важной составляющей структурной перестройки и рыночных реформ экономики Таджикистана выступает необходимость развития малого и среднего предпринимательства, и в особенности государственной поддержки малых предприятий (МП). Принятие законодательно-нормативных актов и программ, формирование ряда негосударственных структур, в названии которых словосочетание «поддержка предпринимательства» встречается повсеместно, в настоящее время определяет экономическую политику государства в отношении данного сектора.

Следует отметить, что при этом исток развития малого предпринимательства в республике характеризуется чрезмерной сфокусированностью на приватизации государственной собственности в производственной и финансовой сфере. В результате поспешного и непрозрачного проведения реформ произошло изъятие средств из производственного оборота, что привело к падению инновационной и инвестиционной активности. Проведенные социальные опросы показали, что у основной массы населения в 1991-2001 гг. произошло снижение жизненного уровня, что привело к формированию негативного отношения к предпринимательству как к фактору развития духовности и культуры.

Совершенствование управления экономической системой должно опираться на создание необходимых условий для формирования иерархической структуры институциональной среды. Определяющим условием при этом должна выступать плотность институтов общества в целом и его отдельных подсистем, так как именно показатель плотности (или насыщенности) позволяет каждому индивидууму ощущать степень регулирования его деятельности в любой отрасли экономики республики. Создание реальной институциональной среды позволит индивидууму заранее установить объём экономии транзакционных издержек в принятии управленческих решений.

Для повышения эффективности функционирования экономической системы важно учитывать те факторы, которые определяют плотность институциональной среды.

Основными факторами обеспечения плотности являются:

- увеличение численности функционирующих фирм, страховых и финансовых компаний, торговых союзов, инновационных центров, учебных заведений, различных форм предпринимательской деятельности в различных отраслях, которые во взаимодействии с органами государственного управления экономикой и другими экономическими агентствами создают основу для укрепления взаимоотношений между обществом и экономикой;

- 69 -

Аллашукуров Б.Э. Институциональные факторы регулирования развития предпринимательской деятельности в Таджикистане

- создание законодательной базы и других социально-экономических условий для укрепления взаимосвязей и контактов между институтами, и прежде всего с человеком, для обеспечения им созидательной и новаторской деятельности.

Важным вопросом нынешней ситуации является проведение оценки хода реализации различных программ и стратегий, складывающейся ситуации в экономике республики, с целью выработки рекомендаций и корректировок экономической политики государства [7, с.72-80].

По нашему мнению, оценка должна опираться на анализ всего комплекса усилий, предпринимаемых государственными органами, бизнес средой и партнерами по развитию с целью гармонизации и обеспечения целенаправленности усилий для достижения поставленных целей.

Государственная политика поддержки прежде всего должна направляться на стабилизацию воздействия институциональных факторов на развитие малого бизнеса. Решение этой проблемы будет способствовать установлению принципиальных зависимостей между отдельными элементами системы малого бизнеса.

Известно, что экономическая система состоит из различных элементов, которые, взаимодействуя, образуют целостную, единую, обладающую новыми качественными характеристиками, элементами. Соответственно, субъекты и объекты экономической деятельности и образуют экономическую систему.

Поскольку малый бизнес представляет собой деятельность, связанную с рыночным оборотом стоимости, ее движение должно обеспечивать необходимые условия субъектам осуществления воспроизводственного процесса. Воспроизводственный процесс обеспечивается при наличии институциональных факторов.

Использование институциональных факторов прежде всего обеспечивает достижение необходимого уровня рентабельности и прибыльности для субъектов малого бизнеса. Именно обеспечение рентабельности заставляет их находить и использовать свои конкурентные преимущества с учетом имеющихся возможностей для обеспечения стабильного роста предпринимательства, что в свою очередь обуславливает эффективное функционирование организаций.

Институциональные факторы малого бизнеса подразделяются на внутренние и внешние факторы, и субъекты самостоятельно устанавливают их значимость. Внутренние и внешние институциональные факторы взаимно дополняют друг друга. Субъекты малого бизнеса для повышения конкурентоспособности особую роль отводят эффективному использованию внутренних институциональных факторов (рис. 1).

Основным внешним институциональным фактором является государственная поддержка малого бизнеса. Государственная поддержка эффективного использования институциональных факторов через гибкую систему налогообложения, кредитования и страхования позволит малому бизнесу находиться в непрерывном движении, т.е. строить свою политику для завоевания, накопления и удержания конкурентных преимуществ. В свою очередь это приведет к развитию институциональной среды в экономике Таджикистана и создаст реальные условия для подъема крупного бизнеса.

- 70 -

Allashukurov B.E. Institutional Factors of Regulation in Reference to the Development of Entrepreneurship

Рисунок 1. Внутренние институциональные факторы малого бизнеса

Социальными факторами экономических институтов являются: обеспечение

нормального уровня заработной платы, способствующее материальной заинтересованности наемных работников, укрепление и развитие сети социальных учреждений в различных сферах для формирования индивидуума с учетом его интересов и склонностей.

Развитие малого бизнеса создаст условия для определения содержания деятельности большей части работающего населения, так как он будет опираться на возрастание роли специалистов, высококвалифицированных работников в сфере материального производства и услуг. Для республики важно, чтобы 40-50% от общей численности работающих в народном хозяйстве составляла именно эта категория работников [4, с. 56-67].

Развитие малого бизнеса будет способствовать не только формированию образованной и творчески активной части рабочей силы республики, обеспечивая ее квалификационной и территориальной мобильностью, но и появлению формальных и неформальных институтов рыночной экономики. В странах с развитой рыночной экономикой образованная и творчески активная часть рабочей силы является преобладающей, и, следовательно, большинство работодателей и государственные органы обеспечивают этой категории рабочих наилучшие производственные и жизненные условия. Социальная политика направлена на повышение уровня защищенности этой категории рабочих.

Создание реальных условий для развития малого бизнеса в республике будет создавать условия не только для привлечения квалифицированной рабочей силы в отрасли материального производства, но и эффективно управлять экономическим развитием общества. Именно развитие малого бизнеса в дальнейшем будет основой успешного развития взаимосвязанных эволюционных потоков - материально-технических элементов и структур и человеческого капитала в республике. Объединившийся в крупномасштабное предпринимательство, малый бизнес, разбросанный по всей территории, но имеющий общую цель в достижении экономических целей, может создать реальные возможности для развития национальной экономики [1, с.45-47].

- 71 -

Аллашукуров Б.Э. Институциональные факторы регулирования развития предпринимательской деятельности в Таджикистане

Использование профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств таджикского народа в развитии общественных отношений должно служить основой эффективного управления экономикой.

Известно, что уровень развития страны, повышение ее политического статуса в мире: в экономике, политике, обороноспособности и культуре, определяется высоким уровнем развития материального производства, т.е. производством высококачественных продуктов на душу населения. Достижение этой цели прежде всего должно опираться на использование инновационных технологий, которые не только способствуют росту производства материальных благ, необходимых для жизнедеятельности населения, но и увеличению количества рабочих мест, что позволит создать не только гибкую систему перераспределения рабочей силы между отраслями национальной экономики, но и регулировать демографическую ситуацию в республике. Предприниматель заинтересован в привлечении высококвалифицированных работников, так как от них зависит эффективность и качественность реализации предпринимательских идей. Исследования развития малого бизнеса в странах с рыночной экономикой показывают, что в условиях рынка предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях. Поэтому можно сделать вывод о том, что предприниматель должен действовать в союзе с другими предпринимателями, в результате чего у него появится возможность выбрать форму связи, обеспечивающую достижение высокого уровня эффективности деятельности, что очень важно для формирования новых институтов. Субъекты малого бизнеса могут создавать множество институтов низкого уровня (ассоциации предпринимателей, фермеров, профессиональные союзы).

Таким образом, в рамках постепенных эволюционных преобразований формирование институциональной среды малого бизнеса в республике может быть ускорено, если в методическом плане четко определятся приоритеты в направлениях развития национальной экономики, что даст возможность каждой форме собственности и хозяйствования занять свое место в экономической жизни общества [5, с. 16].

Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что наиболее действенным механизмом, позволяющим эффективно развиваться экономическим отношениям как одной из основ формирования новых институтов, является развитие малого бизнеса. Именно малый бизнес посредством организации различных форм производства, способствует совершенствованию методов производства, принципов управления и форм обслуживания населения, что необходимо для формирования его норм и правил. Кроме того, у участников малого бизнеса появится возможность решения проблемы повышения образовательного уровня, квалификации работников и культурных характеристик рабочей силы.

Список использованной литературы:

1. Гельман В.Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике //Политические исследования. - 2003. - №4.- С. 45-47.

2. Исмаилова М.М. Особенности моделей реформирования экономики в странах с рыночной экономикой. //Экономика Таджикистана: стратегия развития - Душанбе, 2002. - №1. -С.32-36.

3. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. - М.: Наука, 2004.

- 72 -

Allashukurov B.E. Institutional Factors of Regulation in Reference to the Development of Entrepreneurship

4. Назаров А А Региональные особенности формирования и развития предпринимательства // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. -Худжанд,- 2012 - №1 (49). - С. 56-67.

5. Назаров Т.Н. Некоторые проблемы развития рыночной экономики и повышение ее эффективности // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2006.- №6.-С. 16-22.

6. Постановление Правительства РТ от 3.04.2006, №67. Национальная стратегия развития РТ на период до 2015 г. - Душанбе, 2007. - С.26.

7. Турсунова Г.Н. Институциональная основа развития рыночных отношений в переходной экономике// Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. -Худжанд, 2011. - №4 (48) - с. 72-80.

Reference Literature:

1. Gelman VY Institutional Building and Informal Institutes in Contemporary Russian Politics / / Political Researches. - 2003. - № 4. - PP. 45-47.

2. Ismailova M.M. Peculiarities of the Model of Economic Reforms in Countries with Market Economies. Tajikistan's Economy: Development Strategy. - 2002. - № 1. - PP.32-36.

3. Kleiner G.B. Evolution of Institutional Systems. - Moscow: Science, 2004.

4. Nazarov A.A. Regional Features of Formation and Development of Entrepreneurship. Khujand -2012 - № 1 (49). - PP. 56-67.

5. Nazarov TN Some Problems of the Development of Market Economy and Elevation of its Efficiency. Tajikistan's Economy: Strategy for Development. -2006. - № 6.-PP. 16-22.

6. The Enactment of Tajikistan Republic Government from 3.04.2006. - № 67. National Development Strategy of the Republic of Tajikistan for the period up to 2015. -Dushanbe, 2007. - p.26.

7. Tursunova G.N. Institutional Framework for Market Development in Transitional Economys. Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. -Khujand, 2011 - № 4 (48) -PP. 72-80.

- 73 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.