Орифов А. О., Мирбабаева Н. А.
Истоки приоритетных направлений торгово-экономических отношений Согда в I-VIII вв. н.э.
Авторы на большом фактическом материале стремились показать этапы и динамику освоения согдийцами огромных просторов восточной Центральной Азии, что положило начало функционированию Великого шёлкового пути, связавшего Восток и Запад. К освоению территории Восточного Туркестана согдийцев подтолкнул приход в IV в. до н.э. в Согд греков во главе с Александром Македонским. Притесняемое греками родовитое торгово-купеческое сословие согдийцев нашло убежище на территории Восточного Туркестана. Наиболее интенсивное освоение Восточного Туркестана согдийцами приходится на V-VI вв. в связи с освоением коконоводства и связанным с ним шелкоткачеством, в чём ведущее место занимал Ханьский Китай.
Авторы стремились показать динамику роста городов на трассе Великого шёлкового пути и рост товарооборота между Китаем и раннесредневековыми государствами Центральной Азии, Ирана и Византии.
Orifov A.O., Mirboboeva N.A. Origins of Priority Area Trade and Economic Relations of Sogdiana in I-VIII cc. BC
The authors on the basis of extensive factual material endeavoured to show the stages and dynamics of the eastern Central Asia's vast development by Sogdians,who made the beginning of the Silk Road operation, linking the East and the West. The article stresses that the territory of Eastern Turkestan in ancient times was inhabited by various tribes of the Saks and Scythians.
The arrival of the Greeks to Sogdiana in IV BC led by Alexander the Great prompted to the new development of the East Turkistan territory. Oppressed by Greeks Sogdians born trade and merchant class found refuge in the territory of the Eastern Turkistan. The most intensive development of the East Turkistan by Sogdians occurs in V-VI centuries in connection with the development of cocoon growth and associated with it silk-weaving, where a leading position was held by a Chinese khan.
The authors have tried to show the dynamics of urban growth on the route of Silk Road and the growth of trade between China and early medieval states in Central Asia, Iran and Byzantium.
Абдусамадов Ганиджон Самадович -
доктор экономических наук, профессор ТГУПБП, Саиджонов Содикджон Шарифджонович —
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учёта и аудита ТГУПБП
ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ НЕРАВЕНСТВА ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Переход Республики Таджикистан от государственной системы формирования доходов населения и гарантированной государством системы социального обеспечения всего населения к рыночным принципам формирования доходов граждан неизбежно вызвал кардинальные изменения
во всей системе доходов. Экономические преобразования в республике привели к формированию ярко выраженной неблагоприятной тенденции устойчивого неравенства или существенной дифференциации доходов в обществе. Неравномерное распределение национального богатства между собственниками капитала и собственниками труда приводит к тому, что чем большей собственностью обладают отдельные индивиды, тем большую долю национального дохода они присваивают. В Таджикистане 10% населения обладают 90% богатства страны. Правительство должно исходить из той мировой закономерности, что при доле населения в 8-10% с доходами ниже прожиточного минимума снижается экономический рост, затягивается депрессивное состояние экономики. Разрыв в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан должен быть в соответствии с допустимыми в развитых странах величинами, а именно - не более чем в 6-7 раз. В республике этот разрыв гораздо значительнее, порядка более чем в 20 раз.1
Социально - экономическая дифференциация по доходам неизбежна в силу целого ряда факторов и причин: объективных различий в оплате труда, социальных приоритетов поддержки тех или иных видов деятельности, более высоких доходов в предпринимательской среде и т.д. Существует также множество явлений, факторов и причин, влияющих на социально-экономическую дифференциацию доходов. Как считают влиятельные современные американские экономисты, принадлежащие к институциональному направлению, Р.Хайлбронер и Л.Туроу, «люди бедны по большой части совсем не потому, что они непроизводительны. Они часто становятся непроизводительными в результате тех же самых факторов, которые их делают бедными».2
Поэтому в статье большое внимание уделяется особым факторам и причинам, которые приводят к неравенству доходов в Республике Таджикистан.
Во-первых, индивиды основательно различаются по физическим, умственным и предпринимательским способностям. Способности людей бесконечно разнообразны, поэтому одни люди, обладающие от природы хорошими способностями, имеют более высокую производительность труда и получают более высокие доходы, чем те, которые обделены этими способностями. Некоторые же способности людей являются уникальными и в силу этого ограниченными, что приносит их владельцам интеллектуальную ренту. Даже при всем том, что способности людей от природы различны, всё же любая деятельность, на наш взгляд, должна соответствовать внутреннему призванию, выявлению способностей самого человека. В связи с этим, как
1 Зокирова Ш. М. Проблемы регулирования доходов населения. - Худжанд: Хуросон, 2007.-С. -93-94.
2 Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2004. - С. 372.
нам представляется, сам процесс любого труда должен носить как творческий характер, так и раскрывать внутренние потенции человека. В творчестве человек поглощает жизненную энергию непосредственно из Космоса.
Во-вторых, имеются различия доходности в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность обусловливается соотношением спроса и предложения на те или иные профессиональные услуги, затратами на получение образования. Исходя из этого, можно утверждать, что высокие доходы таджикских предпринимателей, менеджеров, адвокатов, программистов обусловливаются ограниченным, неэластичным предложением их услуг вследствие особых психологических и умственных данных, которые требуются для освоения этих профессий. Это требует высоких затрат времени, энергии и денежных средств на получение образования, и возникает высокий спрос на их услуги, от которых напрямую зависит доходность отечественного бизнеса.
В-третьих, в осуществлении той или иной экономической деятельности существуют различия в производительности и интенсивности труда. Неравенство в производительности труда любого индивида одновременно вызывает неравенство доходов. В связи с этим в определенной степени, на наш взгляд, будет признано социально-справедливым, если в конкурентную борьбу на рынке вступают работники с абсолютно одинаковыми физическими и умственными способностями. Однако способности людей бесконечно разнообразны. Также очевидно и то, что люди, затрачивающие больше физической и умственной энергии для выполнения работы, имеют большие возможности для получения более высоких доходов, чем те, кто трудится расслабленно. В рамках каждого социального слоя в республике можно встретить работника типа творца. Трудовая деятельность для него -синтез цели и средств для существования. Процесс труда сам по себе несет награду такому работнику.
Подавляющее большинство людей не творцы в своём деле, потому что в современной общественной организации территориального и международного разделения труда мало кто может найти собственное признание. И наоборот, лишь то общество в развитии отечественной практики сможет достигнуть высочайшей степени развития, которое, на наш взгляд, создаёт для каждого своего члена возможность найти и проявить его внутреннее призвание. Более того, в республиканском обществе, правда, очень редко, встречается тип добросовестного исполнителя. Такой работник тщательно, дисциплинированно выполняет возложенные на него функции во время обучения и работы. Эффективность такого исполнителя резко повышается, если им руководит творец. Но беда, видимо, заключается в том, что такой исполнитель попадает на место, которое требует незаурядных творческих решений, но в котором отсутствует творец.
В нашей экономической и хозяйственной жизни порою встречается тип пассивного исполнителя. Такой тип экономического работника наиболее четко можно определить по определенным свойствам: если он и может более
или менее сносно работать, то только под строжайшим контролем сверху. На него можно воздействовать как наказанием, так и вознаграждением, но первое оказывается значительно эффективнее второго. Если в его сознании начинает преобладать стимул вознаграждения, то работник скорее перейдёт в тип добросовестного исполнителя или даже в творца, найдя новую работу, соответствующую его призванию. И, наконец, в общественной жизни республики встречается тип изворотливого потребителя. Здесь, видимо, речь идёт о потребителе другого рода. В отличие от пассивного исполнителя, он обладает активностью, изворотливостью, даже интеллектуален, но более хитер. К работе он относится как к неизбежному злу, стремясь при случае превратить её лишь в видимость таковой, но зато использует её в качестве особого места, точки опоры для резкого расширения качества и масштабов своего потребления, охватывающего не только материальные блага, но и власть, и даже общественный престиж. Например, человек может начать с должности начальника небольшого склада и, наворовав денег, купить себе место начальника базы со штатом работников, на которых он переложит все свои служебные обязанности. Опыт показывает, что сам он на рабочем месте будет заниматься исключительно личным обогащением.
Отметим, что все четыре типа работников далеко не всегда встречаются в чистом виде. Нередко конкретный работник обладает чертами нескольких типов. На протяжении жизни он может переходить из одного типа в другой. Принадлежность к тому или иному типу зависит как от внутренней предрасположенности, так и от сложившихся жизненных обстоятельств.
Цивилизованный рынок, к которому мы стремимся, и в том числе бизнес, требует честности. С бизнесменом, потерявшим репутацию, мало кто захочет иметь дело. Напротив, в обществе, пораженном насилием, произволом и коррупцией, изворотливые потребители поднимаются на вершину общественной пирамиды.
Следует иметь в виду, что в потенции каждый человек - уникальная, неповторимая индивидуальность, не поддающаяся типизации. Индивидуальность не следует путать с эгоизмом - особой коркой самозамкнутости вокруг истинного, индивидуально честного человека. Личность человека в поляризации доходов населения определяется между индивидуализмом и эгоизмом. При высочайшем развитии эгоизм растворяется, а личность вплотную приближается к индивидуальности. Также очевидно и то, что люди, затрачивающие больше физической и умственной энергии для выполнения работы, имеют больше возможности для получения более высоких доходов, чем те, кто трудится расслабленно. Однако прямой зависимости между интенсивностью труда и его доходностью нет.
Люди в любой стране получают доход в результате того, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями) или предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал и землю) в пользование другим людям или фирмам, а те используют эту собственность для производства необходимых благ. В таком механизме
формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому, на наш взгляд, является следующее:
1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства;
2) разная успешность использования факторов производства;
3) разный объем принадлежащих людям факторов производства.
И, наконец, самое последнее. У индивидов возникает проблема экономических возможностей. Ведь в обществе существует неравный доступ к образованию, профессиональной подготовке, высокооплачиваемой работе, другим общественным и частным благам, что создает неравные для всех стартовые экономические условия. Поэтому даже в высокоразвитой рыночной экономике шансы на получение образования распределены таким образом, что часть молодых людей вынуждена отказаться от определенных профессий или совмещать учебу и работу, что непосредственно сказывается на уровне квалификации, перспективах трудоустройства и получения доходов.
Однако, несмотря на существенное влияние на неравенство доходов вышеотмеченных факторов и причин, все же общепризнанным является то, что самые большие различия доходов обусловлены разницей в унаследованном и приобретенном богатстве. Следовательно, величина доходов населения зависит от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться индивидам в наследство.
Неравенство доходов оказывает влияние на социально - экономическое развитие страны и приводит к негативным последствиям. В странах, на чьих территориях имеют место различные климатические условия, особое значение приобретают географические факторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона, и, соответственно, предполагает различные уровни доходов.
Таблица №1.
Средняя номинальная заработная плата в странах СНГ за 2010 год
(в долларах США)1
Россия 945
Казахстан 660
Белоруссия 530
Армения 375
Украина 330
Молдова 292
Азербайджан 278
Киргизия 210
Таджикистан 106
1 Источник: http://news.am/rus/news/50527. htm/. (Дата обращения 25.11.2011.)
Из таблицы №1. видно, что Таджикистан занимает самое последнее место по среднедушевой номинальной заработной плате в странах СНГ. В связи с этим, регулирование заработной платы является частью государственной политики Республики Таджикистан. Таким образом, доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ним связанные, требуют скорейшего разрешения. Кроме того, из таблицы видно, что процессы, происходящие в экономике Таджикистана, характеризуются наиболее острой формой неравенства - поляризацией доходов, а это находит выражение в разрыве между доходами самых бедных и самых богатых слоев населения республики. Вот почему стремление республики к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.
Снижение жизненного уровня и качества жизни большинства населения - ещё одна неблагоприятная тенденция переходной экономики Таджикистана, являющаяся следствием общих неблагоприятных процессов экономических преобразований. Одним из показателей измерения уровня и качества жизни является индекс человеческого развития (ИЧР), который рассчитывается исходя из трёх параметров - средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (базовый показатель долголетия), базового показателя образованности (доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, а также показательности охвата обучением) и показателя реального валового внутреннего продукта на душу населения. По результатам доклада ООН, в 2010 году Таджикистан, занимая 112 - е место в рейтинге 173 стран, находился между Сирией и Вьетнамом.
Возникает существенный вопрос: почему некоторые страны богаты, а другие - бедны? По мнению американского учёного Д.Норда, именно институциональные преобразования в любом обществе создают базовые структуры, с помощью которых люди на протяжении всей истории добиваются порядка и таким образом снижают степень своей неуверенности в получении равных доходов. Как мы полагаем, всесторонне используя технику, определив стоимость операций и преобразований, можно повысить рентабельность и обоснованность экономической активности любого государства.
В теории потребительской функции, как и в других случаях, специфические макроэкономические гипотезы возникали на базе психологических институциональных моделей человека, и лишь затем в эту область проникали более рациональные, привычные для большинства экономистов модели. В этой связи следует упомянуть теорию «постоянного дохода» М.Фридмана и теорию «жизненного цикла» Ф.Модильяни и его единомышленников. В обоих случаях авторы противопоставляют фактический уровень дохода тому, который, исходя из некоторых
рациональных соображений, ожидается получить. В теории жизненного цикла информированность, а значит, и степень рациональности в действиях субъекта предполагаются наибольшими. В основе теории Модильяни лежит модель человека, который, исходя из ожидаемой продолжительности своей жизни и ожидаемых доходов, рассчитывает уровень потребления, гарантирующий ему максимальную полезность на всю оставшуюся жизнь.
Вместе с тем, денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Цифры говорят о том, что некогда неравенство на Земле не было таким значительным, как сейчас: уровень жизни в Японии, например, выше в 100 раз, чем в Индии, в Швейцарии - в 400 раз выше, чем в Эфиопии.1 Каждый пятый человек в мире страдает от различных форм нищеты.
Следовательно, неравенство доходов характерно для всех экономических систем. И, вместе с тем, следует подчеркнуть, что неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы. Только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию. Однако даже правильное распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности.
Высокая дифференциация доходов в условиях рыночной экономики является, вместе с тем, одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики.
Чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маржинализации), что, в свою очередь, приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.
Рост дифференциации доходов препятствует формированию среднего класса, являющегося основным "производителем" спроса на товары и услуги. Происходит поляризация между богатым и небогатым населением республики, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике.
Устойчивая тенденция к поляризации доходов, снижение уровня жизни значительной части населения Таджикистана требует принятия мер, позволяющих элиминировать действие этих факторов экономического развития, и ставит вопрос об осуществлении эффективной и справедливой социальной политики государства. Государство непосредственно в этом
1 Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. - М.: Юрайт, 2006, с. 431.
плане вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Но, вместе с тем, политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.
Подходы к осуществлению политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. В рамках одного (его условно можно назвать "социальным подходом") считается, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже "черты бедности". При этом государству отводится значительная роль в формировании различных социальных программ помощи малоимущим, лицам, потерявшим работу и т.п.
Другой подход (условно его можно назвать рыночным) основывается на том, что задачей государства является не гарантирование какого-либо уровня доходов, а создание условий для того, чтобы каждый человек мог повысить свои доходы за счет собственной экономической активности.
Если первый подход опирается на так называемый принцип социальной справедливости, то второй - на экономическую рациональность, поскольку гарантирование доходов снижает экономическую активность, что, в свою очередь, приводит к ухудшению экономической конъюнктуры и потерям для всего населения. Отсюда невозможно однозначно отдать преимущество какому-либо из названных подходов в политике доходов.
Государство, принимая на себя значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права человека на достойную жизнь, организует перераспределение доходов. Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости.
Однако вмешательство государства в перераспределение доходов должно иметь нижние и верхние границы. Нижние границы диктуются уровнем развития страны, состоянием её экономики, демографической ситуацией и пр. Верхняя граница обусловлена допустимыми размерами социальных выплат и налогов, а также негативными эффектами, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.
Перераспределение доходов в условиях нашей республики должно осуществляться прямыми и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от республиканского бюджета. Государство, взимая налоги, аккумулирует средства в бюджете (доходная часть), чтобы затем использовать их (расходная часть) на социальные программы, пособия, выплаты и т.п. К косвенным методам перераспределения доходов в рыночной экономике, на наш взгляд, можно отнести благотворительные фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения
малообеспеченным, осуществление государственного контроля цен на монопольных рынках и иные способы.
Способы косвенного перераспределения доходов объединяет то, что, помогая сделать распределение более справедливым, они не оказывают отрицательного влияния на рыночные процессы.
В то же время чрезмерно активная роль государства в перераспределении также чревата как экономическими, так и социальными издержками, что налагает определенные ограничения на деятельность государства в этой сфере.
"Плюсы" и "минусы" перераспределения связаны с объективно существующим в этой области экономических отношений противоречием между справедливостью и эффективностью. Если государство в качестве первоочередной задачи ставит борьбу с бедностью и снижение степени неравенства в обществе, то оно должно мириться с нарастанием отрицательно влияющих на эффективность экономических издержек. Если же главной целью государства является экономический рост, то неизбежным становится углубление неравенства в доходах и рост социальных издержек. Таким образом, большинство решений государства в области социальной политики является взаимоисключающим, когда для достижения большей эффективности необходимо поступиться некоторой долей справедливости, и наоборот.
Политика государства в сфере регулирования доходов не исчерпывается политикой перераспределения доходов. Государство обладает возможностью непосредственно влиять на доходы ещё на стадии заключения договоров на рынке труда, проводя политику формирования доходов. Речь идет не о том, что государство может диктовать уровень цен на рабочую силу на рынке труда, а о том, что государство, выступая в роли крупнейшего в стране работодателя, обеспечивает профессиональную организацию оплаты труда работников бюджетного сектора. Одновременно выступая представителем всего общества, государство устанавливает экономически обоснованный минимальный уровень оплаты труда для всех работников, обозначая нижнюю границу цены рабочей силы, что гарантирует соблюдение минимального стандарта жизни.
Социальная защита населения - это система государственных мер, гарантирующих населению его права в области уровня жизни, потребления и обслуживания. Существующие в мировой практике инструменты социальной защиты подразделяются на страхование и социальную помощь.
В этом плане одной из наиболее значительных функций государства в области государственной политики доходов, кроме социальной защиты, является политика регулирования оплаты труда предприятий бюджетной сферы, а также налогово-таможенной политики и кредитно-денежных
рычагов.1 Являясь в данной сфере практически монопольным работодателем, государство централизованно устанавливает уровень минимальной тарифной ставки оплаты труда первого разряда. Данный уровень является гарантированным минимумом для всех наёмных работников, а также ориентиром для проведения переговоров по проблемам оплаты труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности.
Сравнивая теорию с практикой рыночных реформ в Республике Таджикистан, следует констатировать, что за годы реформ государство проявило себя как неэффективный собственник и несостоятельный работодатель, при активном участии которого произошло значительное обесценение рабочей силы, поскольку централизованно установленный государством уровень минимальной тарифной ставки оказывается ниже не только прожиточного минимума, но и минимальной заработной платы.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
В связи с этим существенное влияние на распределение доходов населения оказывает налогообложение. С целью воздействия на формирование доходов устанавливается принцип вертикального и горизонтального равенства. То есть граждане должны платить налоги в соответствии с их платежеспособностью. Налогами обычно облагаются доходы населения, а не потребление, которое не охватывает сбережений. Перераспределение налогового бремени на богатые группы общества состоит в прогрессивных ставках подоходного налога, пропорциональном характере налога на собственность, освобождении от подоходного налога некоторых минимальных сумм и установлении налоговых льгот. Оптимальная структура налогообложения - та, которая максимизирует общественное благосостояние. В ней выбор между справедливостью и эффективностью адекватно отражает отношение общества к этим целям. Главной проблемой налогового регулирования доходов является закономерность: чем большего равенства доходов предполагается добиться, тем жестче ограничения данных преобразований и тем больше избыточное налоговое бремя.
Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, и уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает.
1 Кошонова М.Р. Социальная сфера в условиях переходной экономики: факты, проблемы, суждения. - Душанбе: Ирфон, 2007, с. 39.
В целом общепринятым является мнение, что в соответствии со спецификой Республики Таджикистан целесообразно проведение политики доходов исходя из сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов в Таджикистане должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования трудовых доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты населения.
Ключевые слова: доходы, неравенство доходов, дифференциация доходов, поляризация доходов, перераспределение доходов, социальная справедливость, социальная защита. Key words: incomes, inequality of incomes, differentiation of incomes, polarization of incomes, social justice, social protection.
Список использованной литературы:
1. Абдусамадов Г.С. Переход к рынку: социально-экономические аспекты. -Душанбе, 1999. - 205 с.
2. Шевяков А., Кирута А. Измерение экономического неравенства. - М.: Лето, 2002.
3. Зокирова Ш.М. Проблемы регулирования доходов населения.- Худжанд: Хуросон, 2007.
4. Мусин М. Социальная защита и социальная справедливость в условиях перехода к рыночной экономике. - Калининград: ВИПК, 1991. - 154 с.
5. Кошонова М.Р. Социальная сфера в условиях переходной экономики: факты, проблемы, суждения. - Душанбе: Ирфон, 2007. -142 с.
6. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2004.
7. Норт Д. Пять тезисов об институциональных изменениях. Пер. с англ. / Д. Норт // Квартальный бюллетень клуба экономистов. Вып. 4. - Минск, 2000. - С. 5 - 20.
8. Римашевская Н., Римашевский А. Равенство и справедливость.//Финансы и статистика. - 1991. №2.- С. 57-71.
9. Смирнова И. Регулирование доходов населения как элемент социальной политики. //Экономист. - 1994. №1.- С. 62-70.
10. http://news.am/rus/news/50527. htm/.СДата обращения 25.11.2011.)
Абдусамадов Г. С., Саиджонов С.Ш.
Факторы и причины неравенства доходов в Республике Таджикистан
В статье исследуются факторы и причины образования неравенства доходов населения Республики Таджикистан в условиях переходной экономики. Рассмотрена социально - экономическая дифференциация доходов по физическим, умственным, профессиональным и предпринимательским способностям. Определен механизм формирования доходов. Проведен анализ методов государственного механизма осуществления политики доходов в условиях трансформирующейся экономики.
Обоснованы основные меры государства, способствующие выравниванию доходов населения республики.
Аbdusamadov G. S., Saidjonov S. Sh.
Factors and reasons of unequal income in Tajikistan
The authors of the article research factors and reasons of unequal income formation in Tajik Republic in conditions of transitional economy.
The authors also touch upon the matter of social-economic income differentiation according physical, professional, entrepreneur and mental abilities. They defined mechanism of income formation. There is also analyzed realization of methods of state mechanism on income policy in the condition of transitional economy. The main state balance income promoting measures are substantiated by authors.
Бабаджанов Даврон Дадоджанович —
к.э.н., заведующий кафедрой мировой экономики ТГУПБП
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕКТОРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ
Принятые в республике законы о собственности, о земле, аренде и арендных отношениях, развитии дехканских (фермерских) хозяйств, сельского предпринимательства, развитии сельскохозяйственной кооперации, бизнеса и агробизнеса, личных подсобных хозяйств населения (ЛПХ), малых, средних и совместных предприятий хотя и создают необходимые правовые предпосылки для резкого расширения хозяйственной самостоятельности всех типов предприятий, однако многие положения этих законов на практике используются не в полном объёме из-за отсутствия правового обучения населения республики. Известно, что новые формы предпринимательской деятельности, наряду с другими условиями перехода к регулируемой рыночной экономике в агропромышленном комплексе, должны положить начало реальному повороту к горизонтальным звеньям, координации и управлению, что позволит реально осуществить прорыв в организации агропромышленного производства рыночного типа, создании новых структур аграрной экономики.
Рост удельного веса дехканских (фермерских) хозяйств указывает на их большой потенциал в обеспечении устойчивого развития сельского хозяйства. Можно утверждать, что сегодня установление данного уклада в аграрном секторе является не только объективной необходимостью социально-экономических преобразований на селе, но и служит базой для возрождения традиции таджикского народа по передаче от поколения к поколению наследственных прав хозяйствования на земле, включая и органическое сельское хозяйство.