Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФРАНЦУЗСКОГО ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ (ДО КОНЦА XIX в.)'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФРАНЦУЗСКОГО ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ (ДО КОНЦА XIX в.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пенсия / личность / страхование / обеспечение / взаимопомощь / государство / законодательство / pension / personality / insurance / security / mutual assistance / state / legislation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александрова Анна Викторовна

Актуальность и цели. Актуальность исследования обусловлена кризисом современных пенсионных систем и неоднократными попытками улучшить ситуацию посредством законодательных реформ (как в нашей стране, так и в зарубежных странах). Целью исследования выступает выявление и анализ политико-правовых учений, положенных в основу французского пенсионного законодательства в период его формирования. Значимость исследования состоит в выявлении идей, концепций, принципов, использовавшихся при разработке актов пенсионного законодательства на различных этапах его развития, и поиске возможностей применения данных идей в современных условиях. Материалы и методы. Методология исследования предполагает использование всеобщего диалектического метода познания, а также ряда общенаучных (анализа, синтеза, системно-структурного метода) и частнонаучных методов (историко-правового, сравнительно-правового, формально-юридического, статистического). Рамки исследования ограничены периодом до конца XIX в., когда во Франции были заложены основы пенсионного законодательства. Результаты. Выявлены политико-правовые концепции, положенные в основу пенсионного законодательства Франции на первоначальном этапе его развития. Проанализированы нормативные акты о поддержке пожилых лиц, принятые в этот период. Выводы. В ходе развития пенсионного законодательства, происходившего во Франции до конца XIX в., идеи предусмотрительности, самопомощи и индивидуальной ответственности постепенно были вытеснены идеями социальной солидарности, коллективной взаимопомощи и субсидиарного участия государства в обеспечении пожилых лиц, в основе которых лежали идеи Просвещения о праве каждого на жизнь и достойное существование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE FRENCH PENSION LEGISLATION AT THE INITIAL STAGE OF ITS FORMATION (UNTIL THE END OF THE 19th CENTURY)

Background. The relevance of the study is due to the crisis of modern pension systems and repeated attempts to improve the situation through legislative reforms (both in our country and in foreign countries). The aim of the study is to identify and analyze the political and legal doctrines that underlie the French pension legislation during its formation. The significance of the study consists in identifying ideas, concepts, principles that were used in the formation of acts of pension legislation at various stages of its development, and in finding opportunities to apply these ideas in modern conditions. Materials and methods. The research methodology involves the use of a universal dialectical method of cognition, as well as a number of general scientific (analysis, synthesis, systemic-structural method) and specific scientific methods (historical and legal, comparative legal, formal legal, statistical). The scope of the study is limited to the period until the end of the 19th century, when the foundations of pension legislation were laid in France. Results. The political and legal concepts that form the basis of the French pension legislation at the initial stage of its development are revealed. The normative acts on the support of the elderly people, adopted during this period, are analyzed. Conclusions. In the course of the development of pension legislation that took place in France until the end of the 19th century, the ideas of foresight, self-help and individual responsibility were gradually replaced by ideas of social solidarity, collective mutual assistance and subsidiary participation of the state in providing for the elderly people, which were based on the ideas of the Enlightenment about the right of everyone to life and dignified existence.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФРАНЦУЗСКОГО ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ (ДО КОНЦА XIX в.)»

ПРАВО

УДК 340.1

Б01 10.21685/2072-3016-2020-3-1

А. В. Александрова

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФРАНЦУЗСКОГО ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ (ДО КОНЦА XIX в.)1

Аннотация.

Актуальность и цели. Актуальность исследования обусловлена кризисом современных пенсионных систем и неоднократными попытками улучшить ситуацию посредством законодательных реформ (как в нашей стране, так и в зарубежных странах). Целью исследования выступает выявление и анализ политико-правовых учений, положенных в основу французского пенсионного законодательства в период его формирования. Значимость исследования состоит в выявлении идей, концепций, принципов, использовавшихся при разработке актов пенсионного законодательства на различных этапах его развития, и поиске возможностей применения данных идей в современных условиях.

Материалы и методы. Методология исследования предполагает использование всеобщего диалектического метода познания, а также ряда общенаучных (анализа, синтеза, системно-структурного метода) и частнонаучных методов (историко-правового, сравнительно-правового, формально-юридического, статистического). Рамки исследования ограничены периодом до конца XIX в., когда во Франции были заложены основы пенсионного законодательства.

Результаты. Выявлены политико-правовые концепции, положенные в основу пенсионного законодательства Франции на первоначальном этапе его развития. Проанализированы нормативные акты о поддержке пожилых лиц, принятые в этот период.

Выводы. В ходе развития пенсионного законодательства, происходившего во Франции до конца XIX в., идеи предусмотрительности, самопомощи и индивидуальной ответственности постепенно были вытеснены идеями социальной солидарности, коллективной взаимопомощи и субсидиарного участия государства в обеспечении пожилых лиц, в основе которых лежали идеи Просвещения о праве каждого на жизнь и достойное существование.

Ключевые слова: пенсия, личность, страхование, обеспечение, взаимопомощь, государство, законодательство.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00252.

© Александрова А. В., 2020. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

A. V. Aleksandrova

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE FRENCH PENSION LEGISLATION AT THE INITIAL STAGE OF ITS FORMATION (UNTIL THE END OF THE 19th CENTURY)

Abstract.

Background. The relevance of the study is due to the crisis of modern pension systems and repeated attempts to improve the situation through legislative reforms (both in our country and in foreign countries). The aim of the study is to identify and analyze the political and legal doctrines that underlie the French pension legislation during its formation. The significance of the study consists in identifying ideas, concepts, principles that were used in the formation of acts of pension legislation at various stages of its development, and in finding opportunities to apply these ideas in modern conditions.

Materials and methods. The research methodology involves the use of a universal dialectical method of cognition, as well as a number of general scientific (analysis, synthesis, systemic-structural method) and specific scientific methods (historical and legal, comparative legal, formal legal, statistical). The scope of the study is limited to the period until the end of the 19th century, when the foundations of pension legislation were laid in France.

Results. The political and legal concepts that form the basis of the French pension legislation at the initial stage of its development are revealed. The normative acts on the support of the elderly people, adopted during this period, are analyzed.

Conclusions. In the course of the development of pension legislation that took place in France until the end of the 19th century, the ideas of foresight, self-help and individual responsibility were gradually replaced by ideas of social solidarity, collective mutual assistance and subsidiary participation of the state in providing for the elderly people, which were based on the ideas of the Enlightenment about the right of everyone to life and dignified existence.

Keywords: pension, personality, insurance, security, mutual assistance, state, legislation.

Актуальность исследования принципов, положенных в основу пенсионного законодательства, в настоящее время не вызывает сомнений в связи с кризисом системы пенсионного обеспечения и предпринимаемыми попытками ее реформирования (как в нашей стране, так и за рубежом). Очевидно, что экономисты, юристы, государственные деятели находятся в поиске новой модели пенсионного обеспечения, которая отвечала бы современным экономическим реалиям, а также изменениям демографической ситуации (таким как увеличение продолжительности жизни, снижение рождаемости и т.п.). Данная модель, несомненно, должна учитывать и изменение баланса прав гражданина и обязанностей государства, происходящее в настоящее время, с тем чтобы не допустить по возможности снижения уровня социальной защищенности личности.

В связи с этим представляет интерес историко-правовое исследование эволюции концептуальных основ французского пенсионного законодательства. По данным, представленным французскими экономистами на семинаре в НИУ «Высшая школа экономики» в 2019 г., пенсионная система этой страны гарантирует в настоящее время весьма высокий уровень обеспечения по-

жилых лиц (уровень жизни пенсионеров во Франции превышает уровень жизни трудоспособного населения) [1]. В то же время система не лишена недостатков - таких, например, как множественность режимов пенсионного обеспечения (в настоящее время их 42).

Поскольку пенсионное законодательство Франции представляет собой значительный нормативный массив, в данной статье будет рассмотрен лишь первоначальный этап его развития (временные рамки нашего исследования ограничиваются рубежом XIX-ХХ вв.), дальнейшие этапы могут быть рассмотрены в рамках отдельных публикаций.

1. Формирование концептуальных основ пенсионного законодательства

Пенсионное обеспечение по возрасту, в зависимости от способа его финансирования, возможно в форме пенсионного страхования (за счет взносов заинтересованных лиц) и социальной помощи, выступающей как благотворительность (за счет взносов государства и частных пожертвований).

Благотворительность, по справедливому замечанию М. В. Лушниковой, является ровесником человечества [2, с. 89]. Меры публичной благотворительности были известны еще обществам Древнего Востока (помощь голодающим в период неурожая, раздача милостыни и др.). Государство оказывало поддержку увечным воинам, вдовам, сиротам. В древнеиндийских Законах Ману милостыня признается в качестве источника средств к существованию (ст. 116 гл. Х Законов [3, с. 225]). В Древнем Риме (I в. до н.э.) существовала коллегия самопомощи для свободных граждан Рима. За счет взносов она выделяла средства на содержание больных, увечных и стариков [4, с. 508].

В Средние века значительную роль в сфере оказания благотворительной помощи и организации общественного призрения стала играть христианская церковь. Основные признаки благотворительности были описаны христианскими философами. К их числу относится добровольный, бескорыстный и негласный характер благодеяний, избирательное отношение благотворителей к нуждающимся, а также нравственная безупречность личных намерений благотворителя [5, с. 10].

Прообразом пенсионного страхования явилась цеховая взаимопомощь ремесленников. Корпоративные механизмы взаимной поддержки в рамках цехов, сельской и городской общины выступали своего рода «компенсацией недостаточного участия феодального и рабовладельческого государства в социальной поддержке нуждающихся слоев населения» [6, с. 14]. Оказание помощи нуждающимся регламентировалось нормами обычного и корпоративного права, морали и религии при фрагментарности и декларативности законодательства в этой сфере [7, с. 13].

Меры корпоративной солидарности иногда получали поддерку со стороны государства, о чем свидетельствует, например, принятие во Франции в 1604 г. королевского эдикта, обязывавшего владельцев рудников отдавать 1/30 часть прибыли на социальную поддержку шахтеров [8, с. 6].

Таким образом, в эпохи Древнего Мира и Средневековья меры поддержки социально незащищенных групп населения носили точечный, индивидуализированный характер и выражались в основном в формах семейной,

общинной, цеховой взаимопомощи, государственной, церковной и частной благотворительности. Отсутствовала единая государственная система поддержки нуждающихся лиц.

Концептуальное обоснование права пожилых лиц на получение пенсии (в рамках права на социальное обеспечение) и его последующее законодательное закрепление произошли в эпохи Нового и Новейшего времени.

Особую роль в данном процессе сыграли идеи Просвещения: новые философские подходы к пониманию взаимодействия личности и государства, разработка и обоснование концепции естественных прав человека, в том числе таких, как жизнь, свобода, достоинство личности. Т. Гоббс, в частности, подчеркивал фундаментальное равенство всех людей [9, а 31], указывал, что «все люди одинаково свободны от природы» [9, а 54], к числу естественных законов он относил «справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие» [9, а 11]. Дж. Локк в своей работе «Два трактата о государственном правлении» выдвинул тезис о «праве на защиту» [10, ^ 285], а Ш.-Л. Монтескье писал, что государство обязано предоставить гражданам крышу над головой, пищу и одежду [11, а 119].

Ж. Кондорсе вплотную подошел к идее социального страхования, полагая, что в целях социальной защиты пожилых лиц возможно применение страховых механизмов, основанных на принципе солидарности. В своей работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» он писал: «Существует, таким образом, необходимая причина неравенства, зависимости и даже нищеты, которая беспрестанно угрожает наиболее многочисленному и наиболее активному классу наших обществ. Мы покажем, что ее можно в значительной мере ослабить, противопоставив случай случаю, гарантируя достигшему старости помощь за счет капитала, образованного его сбережениями, увеличенного сбережениями тех, кто, производя те же взносы, умер раньше, чем имел надобность их использовать» [12, ^ 230]. По мнению Кондорсе, учреждения социального страхования могут носить как публичный, так и частный характер (быть «результатом частной инициативы»); они «могут быть образованы именем социальной силы и стать одним из ее наибольших благодеяний» [12, а 231].

Доктрина пожизненного социального страхования наемных работников была разработана французским мыслителем Э. Клавьером и представлена в его работе «Проспект относительно введения пожизненного страхования» (1788). Клавьер полагал, что действие механизмов страхования позволит совершенно по-новому подойти к проблеме бедности, устранив неустойчивость человеческого бытия, которая порождает несчастья [13, ^ 20]. «Именно доктрина пожизненного страхования позволяет мобилизовать достаточные ресурсы и является наиболее надежным средством для того, чтобы уменьшить масштабы этого бедствия и не допустить его разрастания в будущем» [14, ^ 134, 135].

Однако сформулированные в XVIII в. идеи пенсионного страхования не нашли широкой поддержки в общественных и политических кругах. Многие философы и экономисты считали, что подобный подход при решении социальных проблем может породить иждивенчество граждан. Объясняя это явление, П. Розанваллон пишет: «Длительное время предусмотрительность, обязывающая индивида заботиться о своем будущем, противопоставлялась

страхованию, которое могло бы поощрить беззаботность. Лишь в конце XIX века механизм личного страхования был признан адекватным и морально приемлемым институтом для решения социальных проблем» [13, с. 21].

В связи с этим принимавшиеся во Франции вплоть до конца XIX в. законодательные акты, затрагивавшие вопросы социальной поддержки граждан, в том числе и пожилых, регулировали вопросы либо общественного призрения (для наиболее обездоленных), либо поддержки отдельных категорий государственных служащих, либо организации частных обществ взаимопомощи. По справедливому замечанию Г. Б. Челноковой, в отношении обеспечения стариков, инвалидов, сирот государство предлагало «рецепированные из рабовладельческого и феодального права гратисарные формы: частную благотворительность, государственное или общественное призрение, сбор милостыни» [6, с. 17]. До конца XIX в. в политике буржуазного государства по отношению к социальной сфере преобладала концепция "laissez-faire" -т.е. доктрина невмешательства. Главным постулатом такой доктрины была «опора на собственные силы работника, его предусмотрительность и бережливость» [15, с. 3].

2. Закрепление концептуальных основ

во французском законодательстве о пенсионном обеспечении

Первая в истории Франции Конституция, принятая в 1791 г., предусмотрела создание «учреждения государственного призрения для воспитания покинутых детей, ухода за неимущими нетрудоспособными лицами» [16, с. 12]. В Конституцию Второй республики 1848 г. было включено положение о том, что «общество оказывает помощь покинутым детям, калекам и старцам, не имеющим ни средств к существованию, ни родни, которая могла бы их содержать» [16, с. 148]. Однако если во французских конституционных документах XVIII-XIX вв. и признавалась обязанность государства заботиться о нуждающихся лицах, то практически ничего не говорилось о корреспондирующем этой обязанности праве лица на социальное (в том числе пенсионное) обеспечение.

Меры поддержки лиц, находившихся на государственной гражданской или военной службе, принимались по воле монарха и касались достаточно узкой категории граждан. Так, в 1673 г. во Франции был принят королевский эдикт о пенсиях по старости для офицеров королевского флота; в 1831 г. была создана пенсионная касса для военных пенсионеров, а в 1853 г. - для государственных гражданских служащих [8, с. 28].

Обеспечение рабочих, потерявших нетрудоспособность, в том числе и по причине старости, осуществлялось во Франции вплоть до начала ХХ в. добровольными обществами взаимопомощи. На рубеже XVIII-XIX вв. деятельность этих обществ была поставлена под угрозу в силу принятия известного закона Ле-Шапелье (14 июня 1791 г.), формально направленного против корпораций, а фактически запретившего всякие союзы рабочих (в том числе профсоюзы и общества взаимопомощи) [17, с. 95, 96]. Одним из следствий этого, а также индустриальной революции и урбанизации явилось то, что «XIX век становится очень тяжелым для рабочего класса, лишенного традиционных форм защиты именно в тот момент, когда они были ему наиболее необходимы» [18, с. 13].

Лишь в середине XIX в. государство во Франции отказывается от уголовного преследования рабочих за организацию союзов; разрабатывается и принимается законодательство, ориентированное на поддержку организаций взаимопомощи наемных работников. Как свидетельствовал А. П. Кеппен, «общества взаимопомощи, в которых ранее видели гнездилища сопротивления правительственной власти, после произведенной епдийе (опроса) о положении рабочих классов, стали покровительствоваться правительством, которое, начиная с 1840 года, отказывается от применения статей уложения о наказаниях, подвергавших взысканиям всякие союзы рабочих» [19, с. 9].

Вторая республика, по выражению Кеппена, «предложила целую массу законодательных реформ в пользу рабочих». В их числе был принятый 15 июля 1850 г. закон об обществах взаимопомощи, которые отныне находились под опекой муниципальных властей. Интересен тот факт, что помимо рабочих эти общества могли включать в качестве «почетных членов» представителей знати, которые уплачивали взносы в повышенном размере, но не пользовались пособиями, выступая в качестве своего рода благотворителей [18, с. 16].

Кроме того, в годы Второй республики был принят закон от 18 июня 1850 г. об учреждении Национальной пенсионной кассы на случай старости при поддержке государства [19, с. 11]. Данный закон предусмотрел аккумуляцию средств обществ взаимопомощи в целях обеспечения трудящихся на случай старости. Таким образом, локальные пенсионные кассы оставались субъектами частного права, но их деятельность координировалась государством. Важным нововведением закона было субсидиарное участие государства в финансировании пенсионной кассы. Все это явилось прообразом социального обеспечения на случай старости, которое будет учреждено в ХХ в.

10 июля 1886 г. во Франции был принят закон, усовершенствовавший положения закона 1850 г. о Национальной пенсионной кассе. Принцип добровольности при вступлении в кассу и уплате взносов был сохранен. Размер пенсии был поставлен в зависимость от величины взносов; законодательно был установлен ее максимум - не более 1200 франков в год. Условием назначения пенсии выступал возраст (50 лет) либо тяжкое увечье или утрата трудоспособности по иной причине [19, с. 23].

Таким образом, благодаря поддержке государства многие работники приняли участие в формировании накоплений на случай старости. К концу 1897 г. во Франции 226 491 человек получал пенсию на общую сумму свыше 34 млн франков. Взносы членов Национальной пенсионной кассы на случай старости в 1897 г. составили 43 679 637 франков [19, с. 23].

Тем не менее в масштабах всей страны число пенсионеров было незначительным. Кроме того, в условиях, когда значительная масса трудящихся получала низкие зарплаты и не имела возможности отложить на старость ни копейки, добровольные кассы взаимопомощи не могли рассматриваться как эффективное средство преодоления бедности [18, с. 13].

Принципиально иным решением могло стать внедрение обязательного социального страхования на случай старости. Пионером в этой области выступила Германия, где по инициативе канцлера Бисмарка в 1880-е гг. был принят ряд законов об обязательном социальном страховании. По справедливому выражению В. Д. Роика, опыт Германии в этой сфере «стал заразитель-

ным примером» [20, с. 9], ему последовала и Франция, в которой первый закон о пенсионном страховании будет принят в 1910 г. (работа над ним длилась около 20 лет).

Германский закон 1889 г. о страховании рабочих на случай инвалидности и старости [21] стал образцом для многих стран. Он предусмотрел обязательное страхование трудящихся с годовым доходом не более 2 тыс. марок. После пяти лет уплаты взносов работник получал право на пенсию по старости (по достижении 70 лет). В создании страхового фонда участвовали в равных долях (по 1/3) предприниматели, рабочие и государство.

Анализируя значение данного закона, русский юрист и публицист А. С. Гольденвейзер подчеркивал, что важнейшими нововведениями стали «как введение принципа принудительного страхования, так и возложение расходов на образование страхового фонда, которым будет пользоваться один класс населения, на другой класс, который им пользоваться не будет, так в особенности еще и участие в этих расходах самой казны, которая при том является ответственным предпринимателем этого, нигде доныне еще не испытанного и грандиозного, страхового дела» [22, с. 4].

Таким образом, французское пенсионное законодательство к началу ХХ в. прошло путь от закрепления точечных мер поддержки отдельных категорий пожилых граждан до разработки проектов пенсионного страхования широких слоев наемных работников. Идеи предусмотрительности, самопомощи и индивидуальной ответственности постепенно были вытеснены идеями социальной солидарности, коллективной взаимопомощи и субсидиарного участия государства в поддержке пожилых лиц, в основе которых лежали идеи Просвещения о праве каждого на жизнь и достойное существование.

Библиографический список

1. Лавинь, А. Уровень жизни пенсионеров, механизмы поддержки социальной солидарности и обеспечения равенства между мужчинами и женщинами с точки зрения пенсий во Франции / А. Лавинь. - URL: https://isp.hse.ru/data/2019/09/19/ 1540936374/2_Diaporama_A%20Lavigne_Colloque%20Moscou_09-19-2019_RU.pdf (дата обращения: 23.03.2020).

2. Лушникова, М. В. Право на социальное обеспечение: история, теория, законодательство / М. В. Лушникова // Вестник трудового права и права социального обеспечения. - 2007. - № 2. - С. 88-116.

3. Законы Ману / пер. С. Д. Эльмановича. - Москва : Изд-во восточной литературы, 1960. - 362 с.

4. Хрестоматия по истории Древнего Рима : учеб. пособие / под ред. С. Л. Утченко. -Москва : Соцэкгиз, 1962. - 675 с.

5. Чернега, О. А. Правовая модель благотворительности и благотворительных организаций: гражданско-правовой и социологический аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Чернега О. А. ; МГЮА. - Москва, 1998. - 19 с.

6. Челнокова, Г. Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России : науч.-практ. пособие / Г. Б. Челнокова. - Москва : Проспект, 2009. - 104 с.

7. Путило, Н. В. Основы правового регулирования социальных прав : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Путило Н. В. ; ИзиСП при Правительстве РФ. - Москва, 1999. - 21 с.

8. Lavigne, A. Économie de retraites / A. Lavigne. - Paris : Édition La Découverte, 2013. - 126 p.

9. Гоббс, Т. Левиафан. Как рождается чудовище власти / Т. Гоббс, Э. Канетти. -Москва : Родина, 2019. - 272 с.

10. Locke, J. Two Treatises of Government / J. Locke ; ed. by P. Laslett. - Cambridge : Cambridge University Press, 1988. - 469 p.

11. Montesquieu, Ch. De l'esprit des lois / Ch. Montesquieu. - Paris : GF Flammarion, 2013. - 395 p.

12. Кондорсе, Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума : пер. с фр. / Ж. Кондорсе. - 2-е изд., испр. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2010. - 280 с.

13. Розанваллон, П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния / П. Розанваллон. - Москва : Ad Marginem, 1997. - 188 с.

14. Clavière, É. Prospectus de l'etablissement des assurances sur la vie / É. Clavière // Risques. - 1990. - № 1. - P. 128-135.

15. Ogus, A. I. The Law of Social Security / A. I. Ogus, E. M. Barendt. - London : Butterworths, 1978. - 714 p.

16. Debbasch, Ch. Les constitutions de la France / Ch. Debbasch, J.-M. Pontier. - Paris : DALLOZ, 1996. - 469 p.

17. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран : в 2 т. Т. 2: Современное государство и право / сост. Н. А. Крашенинникова. - Москва : Норма, 2004. - 672 c.

18. Bichot, J. Les politiques sociales en France au XX-e siècle / J. Bichot. - Paris : Armand Colin, 1997. - 189 p.

19. Кеппен, А. П. Социальное законодательство Франции и Бельгии / А. П. Кеп-пен. - Санкт-Петербург : Тип. И. Гольдберга, 1900. - 354 с.

20. Роик, В. Д. Социальное страхование: экономика финансы и управление : учеб. пособие / В. Д. Роик. - Москва : АТиСО, 2014. - 222 с.

21. Gesetz, betreffend die Invaliditats-und Altersversicherung // Deutsches Reichsgesetzblatt Band. - 1889. - № 13. - S. 97-144.

22. Гольденвейзер, А. С. Социальное законодательство Германской империи: страхование рабочих: больничное, от несчастных случаев, на случай потери способности к труду и старости (доклад, читанный в заседании 18 ноября 1889 г.) / А. С. Гольденвейзер. - 2-е изд. - Москва : ЛЕНАНД, 2016. - 184 с.

References

1. Lavin' A. Uroven' zhizni pensionerov, mekhanizmy podderzhki sotsial'noy solidarnosti i obespecheniya ravenstva mezhdu muzhchinami i zhenshchinami s tochki zreniya pensiy vo Frantsii [Living standards of pensioners, mechanisms for supporting social solidarity and ensuring equality between men and women in terms of pensions in France]. Available at: https://isp.hse.ru/data/2019/09/19/1540936374/2_Diaporama_A%20Lavigne_ Colloque%20Moscou_09-19-2019_RU.pdf (accessed March 23, 2020). [In Russian]

2. Lushnikova M. V. Vestnik trudovogo prava i prava sotsial'nogo obespecheniya [Bulletin of the Labor Law and Social Security Law]. 2007, no. 2, pp. 88-116. [In Russian]

3. ZakonyManu [Laws of Manu]. Transl. S. D. El'manovich. Moscow: Izd-vo vostochnoy literatury, 1960, 362 p. [In Russian]

4. Khrestomatiya po istorii Drevnego Rima: ucheb. posobie [Ancient Rome history book: teaching aid]. Ed. by S. L. Utchenko. Moscow: Sotsekgiz, 1962, 675 p. [In Russian]

5. Chernega O. A. Pravovaya model' blagotvoritel'nosti i blagotvoritel'nykh organizatsiy: grazhdansko-pravovoy i sotsiologicheskiy aspekty: avtoref. dis. kand. yurid. nauk: 12.00.03 [Legal model of charity and charitable organizations: civil and sociological aspects: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences: 12.00.03]. Moscow, 1998, 19 p. [In Russian]

6. Chelnokova G. B. Sotsial'noe zakonodatel'stvo, napravlennoe na zashchitu ot bednosti v Rossii: nauch.-prakt. posobie [Social legislation against poverty in Russia: scientific and practical teaching aid]. Moscow: Prospekt, 2009, 104 p. [In Russian]

7. Putilo N. V. Osnovy pravovogo regulirovaniya sotsial'nykh prav: avtoref. dis. kand. yurid. nauk: 12.00.01 [Fundamentals of social rights legal regulation: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences: 12.00.01]. Moscow, 1999, 21 p. [In Russian]

8. Lavigne A. Économie de retraites [Retirement savings]. Paris: Édition La Découverte, 2013, 126 p.

9. Gobbs T., Kanetti E. Leviafan. Kak rozhdaetsya chudovishche vlasti [Leviathan. How the monster of power is born]. Moscow: Rodina, 2019, 272 p. [In Russian]

10. Locke J. Two Treatises of Government. Cambridge: Cambridge University Press, 1988, 469 p.

11. Montesquieu Ch. De l'esprit des lois [On the Laws spirit]. Paris: GF Flammarion, 2013, 395 p.

12. Kondorse Zh. Eskiz istoricheskoy kartiny progressa chelovecheskogo razuma: per. s fr. [Sketch of the historical picture of the progress of the human mind: translated from French]. 2nd ed., rev. Moscow: LIBROKOM, 2010, 280 p. [In Russian]

13. Rozanvallon P. Novyy sotsial'nyy vopros. Pereosmyslivaya gosudarstvo vseobshchego blagosostoyaniya [New social question. Rethinking the welfare state]. Moscow: Ad Marginem, 1997, 188 p. [In Russian]

14. Clavière É. Risques [Risks]. 1990, no. 1, pp. 128-135.

15. Ogus A. I., Barendt E. M. The Law of Social Security. London: Butterworths, 1978, 714 p.

16. Debbasch Ch., Pontier J.-M. Les constitutions de la France [The constitution of France]. Paris: DALLOZ, 1996, 469 p.

17. Khrestomatiya po istorii gosudarstva i prava zarubezhnykh stran: v 2 t. T. 2: Sovre-mennoe gosudarstvo i pravo [Reader on the state history and law of foreign countries: in 2 volumes. Volume 2: Modern state and law]. Comp. by N. A. Krasheninnikova. Moscow: Norma, 2004, 672 p. [In Russian]

18. Bichot J. Les politiques sociales en France au XX-e siècle [Social policies in France in the 20th century]. Paris: Armand Colin, 1997, 189 p.

19. Keppen A. P. Sotsial'noe zakonodatel'stvo Frantsii i Bel'gii [Social legislation of France and Belgium]. Saint-Petersburg: Tip. I. Gol'dberga, 1900, 354 p. [In Russian]

20. Roik V. D. Sotsial'noe strakhovanie: ekonomika finansy i upravlenie: ucheb. posobie [Social insurance: economics, finance and management: teaching aid]. Moscow: ATiSO, 2014, 222 p. [In Russian]

21. Deutsches Reichsgesetzblatt Band [German Law Journal]. 1889, no. 13, pp. 97-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Gol'denveyzer A. S. Sotsial'noe zakonodatel'stvo Germanskoy imperii: strakhovanie rabochikh: bol'nichnoe, ot neschastnykh sluchaev, na sluchay poteri sposobnosti k trudu i starosti (doklad, chitannyy v zasedanii 18 noyabrya 1889 g.) [Social legislation of the German Empire: insurance for workers: hospital insurance, insurance against accidents, insurance against loss of ability to work and old age (report of the session from November 18, 1889)]. 2nd ed. Moscow: LENAND, 2016, 184 p. [In Russian]

Александрова Анна Викторовна

кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: ann-alexandrova@mail.ru

Aleksandrova Anna Viktorovna Candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of state and law disciplines, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Образец цитирования:

Александрова, А. В. Концептуальные основы французского пенсионного законодательства на первоначальном этапе его формирования (до конца XIX в.) / А. В. Александрова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2020. - № 3 (55). - С. 5-14. -БО! 10.21685/2072-3016-2020-3-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.