Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования упреждающей антициклической политики государства'

Концептуальные основы формирования упреждающей антициклической политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
570
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ECONOMIC CRISIS / STABLE ECONOMIC GROWTH / STATE ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агеева Е. Г.

В статье раскрываются основы формирования упреждающей антициклической политики государства. Предложена модель упреждающего антикризисного регулирования экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FUNDAMENTALS OF THE ANTICIPATORY ANTICYCLICAL STATE POLICY FORMATION

The article deals with the process of the anticipatory anticyclical state policy formation, concentrating on the Russian model of the anticipatory anticrisis regulation of economy.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования упреждающей антициклической политики государства»

♦

чественные изменения в системе интерактивных отношений. Спектр рациональности становится более субъективным, многообразным, случайным и расплывчатым. Главным здесь становится получение требуемого результата, достижение поставленной цели, а затраты времени, финансовых и материальных ресурсов отступают на второй план. В информационной экономике могут использоваться сложнейшие способы получения элементарных результатов. Так, для получения информации о курсе определенных акций на мировых фондовых биржах, умещающейся в несколько строк, необходимо использовать сложнейшие информационные технологии и технику.

Седьмое противоречие. Трансформация оценки деятельности субъектов и его результатов обусловливает и такое противоречие информационной экономики, как иное понимание проблемы благосостояния, иная трактовка «бедности» и «богатства». Знание информационных технологий становится неотъемлемым элементом современного человеческого капитала. Неимущим (бедным) субъектом становится не тот, кто большую часть доходов тратит на питание, а тот, кто не становится участником единого информационного пространства.

Восьмое противоречие. Факты говорят о противоречивости воздействия новых технологий на развитие общества и необходимости учета этих последствий при массовом внедрении новшеств. Попытки решить чуть ли не все проблемы образования в России распространением компьютеров во всех, в том числе и сельских, школах выглядят по меньшей мере наивно. А высказывания некоторых наших политиков, в соответствии с которыми нашим детям не нужны ни физика, ни математика, а лишь знание иностранного языка и умение работать с Интернетом, на фоне разговоров об «экономике знаний» выглядят совершенно неуместными. Ведь уже сейчас негативные последствия воздействия компью-

теризации на образование налицо. Это и массовое «заимствование» рефератов в Интернете, и попытки подменить навыки устного счета у школьников калькулятором, и трата времени молодыми людьми на малоинтеллектуальные игры.

Информационные технологии и обострение конкуренции сопровождаются созданием избыточных потребительских свойств товаров, формированием искусственных потребностей. Проведенные исследования показали, что потребители бытовой техники используют все заложенные в нее современной электроникой возможности лишь на 20%. Следовательно, предпочтения покупателей уже давно не зависят от их фундаментальных потребностей.

В различных характеристиках мобильных телефонов, бытовой техники все больше выдвигаются на первый план не реальные потребительские качества товаров, а их символьная упаковка-бренд, порой слабо связанная с реальными потребительскими свойствами предлагаемого товара. Оторванность навязываемых потребителям свойств товаров от их реальных потребительских свойств позволяет говорить о превращении экономики в «экономику символов», что, в свою очередь, воздействует и на социокультурные черты человеческого капитала.

Таким образом, развитие информационной экономики сопряжено с возникновением новых противоречий, трансформацией традиционных представлений о функционировании и воспроизводстве человеческого капитала современного общества.

1. Экономические противоречия и их разрешение / В. К. Черняк, Ю.Г. Якуша, В.П. Супрун и др.; отв. ред. В.К. Черняк. Киев: Наукова думка, 1991.

2. Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1995. № 5.

УДК 338.2

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРЕЖДАЮЩЕЙ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Упреждающее антикризисное регулирование российской экономики должно базироваться на хорошо известных методах антициклической политики, которую должно осуществлять государство.

Понятие антикризисного регулирования на макроуровне связано с понятием устойчивого экономического развития, поскольку подобное развитие - это одна из важнейших задач, которую призвано решать государство. Еще одно понятие, связанное с понятием упреждающего антикризисного государственного регулирования, - это сбалансированность экономического развития.

Существует около 130 индикаторов, которые характеризуют различные стороны и аспекты устойчивого развития [2]. Базисный набор индикаторов устойчивого развития делят на три основные группы: 1) социальные; 2) экономические; 3) экологические. Статистический департамент Европейского союза выделяет также институциональные индикаторы. Число социальных индикаторов - 41, они объединены в 5 агрегованных блоков (борьба с бедностью, демографическая динамика, содействие образова-

Е.Г. Агеева,

соискатель кафедры институциональной экономики, СГСЭУ

♦--------------------------------------------------

нию, подготовка кадров и осведомленность общества, защита здоровья населения, содействие устойчивому развитию поселений).

Экономические индикаторы (23) объединены в три основные группы: 1) экономическое развитие; 2) изменение характера потребления; 3) финансовые ресурсы и механизмы.

Самое большое количество индикаторов сосредоточено в экологическом разделе - 55. Они разбиты на пять подразделений: 1) водные ресурсы; 2) земельные ресурсы; 3) иные природные ресурсы; 4) атмосфера; 5) отходы.

Совокупность индикаторов устойчивого развития дает целостное представление о количественных характеристиках данной концепции и о реальном положении, которое сложилось с ее воплощением в отдельных государствах мирового сообщества. Отсюда можно сделать вывод, что, анализируя индикаторы устойчивого экономического развития, государство имеет возможность отслеживать замедление темпов устойчивого развития, а значит, и предпринимать определенные шаги, направленные на поддержание устойчивости экономики [2].

Но для государства в рамках упреждающих антикризисных действий важно будет не только наличие устойчивого развития в экономике, но и сбалансированность этого развития. Суть сбалансированности экономического развития заключается в том, что должно соблюдаться соответствие между материально-вещественной и стоимостной частями общественного продукта, между спросом и предложением на рынке (товарном, инвестиционном, финансовом, рынке труда, услуг, технологическом и т.п.). Материально-вещественное экономическое равновесие - проект индустриальной цивилизации, ее завершающего, современного этапа. Оно предусматривает соблюдение определенных пропорций в мировом и национальном масштабе между главными отраслями современного производства: промышленностью и сельским хозяйством, добывающими и обрабатывающими отраслями промышленного производства, между разными видами транспорта, между сферой производства и инфраструктурой и т.п. На постоянные изменения, которые происходят в сфере материального производства, способен реагировать только рынок, который своими обратными сигналами оказывает содействие соблюдению динамического материально-вещественного равновесия мира. Вместе с тем постепенное и возрастающее исчерпание главных природных ресурсов индустриального развития чрезвычайно усложняет и обостряет проблему материально-вещественного экономического равновесия в настоящее время. Для поддержания подобного равновесия необходимо определенное государственное воздействие.

Государственное регулирование, рассматриваемое в статическом плане, является системой, включающей разнородные элементы: цели, методы, инструменты, мультипликаторы и т.д. Чем удачнее сочетание разнородных элементов системы, чем больше она и ее структура соответствуют сложившейся экономической среде, тем эффективнее решаются социально-экономические проблемы, неподвластные рынку. В то же время следует помнить, что активное государственное вмешательство сопровождается побочными негативными

эффектами. Появляются так называемые изъяны, или «провалы», государства. Изъян государства - это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

Как было отмечено выше, упреждающее антикризисное регулирование экономики должно базироваться на проведении антициклической политики. Различные взгляды на причины циклических колебаний обусловливают и различные подходы к решению задачи по их регулированию. Государственное упреждающее антикризисное регулирование в последнее время столкнулось с тем, что современные кризисы обладают своей спецификой, которая вынуждает своевременно трансформировать меры регулирования с учетом особенностей современных кризисов. В научной литературе выделяют следующие особенности современных кризисов:

- синхронизация фаз экономических циклов в мировом масштабе, что привело к возрождению мировых кризисов с середины 1970-х гг. и в начале 1980-х и 1990-х гг.;

- возрождение классических циклов по их продолжительности;

- переплетение в той или иной форме и степени циклических кризисов со структурными и частичными кризисами;

- возникновение стагфляционных явлений, что явилось принципиально новым феноменом для фаз кризиса и депрессии. Основную причину данного явления, очевидно, следует видеть в установлении все большего господства несовершенных рыночных структур в национальных экономиках, что и позволяет манипулировать ценами в сторону их повышения при одновременном свертывании производства, а следовательно, и предложения;

- нарастание признаков углубления мирового финансового кризиса, что ставит на повестку дня проблему пересмотра принципов и механизмов функционирования финансового капитала.

Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования их можно свести к двум основным подходам: кейнсианскому и классическому [1]. Как мы знаем из теории экономического равновесия, сторонники Дж. Кейнса центральным звеном регулирования считают совокупный спрос, тогда как сторонники классиков - совокупное предложение.

Антициклическое регулирование заключается в системе направлений, способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение циклических колебаний При этом усилия государства имеют противоположное направление складывающейся экономической ситуации на каждой фазе экономического цикла.

Несмотря на все усилия государству не под силу преодолеть циклический характер экономического развития; оно в состоянии только сглаживать циклические колебания в целях поддержания экономической стабильности. Наконец, необходимо осознать и преподанный историей урок о необходимости введения системы ограничений и регулирования процессов общественного производства, о возрастании роли государства как хозяйственного центра.

Однако в зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному предлагают оперировать инструментами, находящимися в распоряжении государства.

Принципиально новым моментом в антициклическом регулировании национальной экономики является то, что отчетливо наметилась тенденция развития отдельных стран в рамках целостного мирового сообщества. Это относится как к развитым, так и развивающимся странам. Высокая степень интегрированности в мировое хозяйство, наличие лишь на мировом рынке достоверной информации, необходимой для контроля за межотраслевыми пропорциями в глобальных и локальных масштабах, делают все более затруднительным обеспечение процесса замкнутого национального воспроизводства.

В этом направлении действует и процесс синхронизации экономических циклов в результате усиливающейся интернационализации производства, хозяйственных связей между странами, распространения НТР и углубления научно-технического сотрудничества.

При проведении антициклического регулирования правительство должно считаться с этим и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний, с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но и практически к нулевым результатам.

Российская государственная упреждающая антикризисная политика должна включать в себя комплекс мер, направленных на создание условий для развертывания механизмов добросовестной конкуренции, активизацию предпринимательской деятельности и эффективной работы рыночных механизмов. Для этого необходимо реализовать следующие меры:

- осуществить полную декриминализацию хозяйственных отношений;

- активизировать политику антимонопольного регулирования;

- упорядочить процессы ценообразования и устранить все формы ценовой дискриминации покупателей, пресечь сговоры в целях завышения цен;

- устранить излишние бюрократические барьеры для развития предпринимательской деятельности;

- обеспечить полноценную защиту законно приобретенных прав собственности.

Еще один важнейший элемент упреждающего регулирования российской экономики заключается в создании условий для производства товаров с высокой добавленной стоимостью. Для этого необходимо реализовать комплекс мер, включающих в себя стимулирование и внедрение НИОКР на всех уровнях российской хозяйственной системы. Можно выделить следующие меры, направленные на решение подобной задачи:

- формирование процедур выбора и механизмов реализации приоритетов структурной перестройки экономики на основе опережающего развития нового технологического уклада, создания современных производственно-технологических структур с высоким потенциалом роста на мировом рынке;

- всемерное стимулирование научно-технического прогресса, включая обеспечение законодательно установленных нормативов бюджетного финансирования научных исследований, освобождение расходов предприятий на НИОКР от налогообложения, использование целевых научно-технических программ, предусматривающих государственную поддержку инновационной активности на перспективных направлениях развития экономики;

- создание институтов развития, включая Банк развития, способных обеспечить привлечение инвестиций в развитие производственной сферы при помощи государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка;

- принятие действенных мер по пресечению нелегального вывоза капитала;

- создание современной информационной инфраструктуры научно-исследовательской и предпринимательской деятельности;

- обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, поддержка импорта новых технологий и защита российской интеллектуальной собственности за рубежом.

С научно-технической точки зрения выбираемые приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям формирования современного технологического уклада и своевременного создания заделов становления следующего. С экономической точки зрения государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду и условия развития деловой активности; инициировать рост деловой активности в широком комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. Иными словами, она должна создавать усиливающийся импульс роста спроса и деловой активности. С производственной точки зрения государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль «локомотивов роста» для всей экономики. С социальной точки зрения реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

Все перечисленные направления политики упреждающего регулирования экономики должны определять формирование бюджетной, внешнеторговой, промышленной политики. Для этого все составляющие экономической политики государства необходимо увязывать посредством прогнозирования, программирования и индикативного планирования развития экономики страны.

Важнейшим направлением упреждающего антикризисного регулирования экономики является прогнозирование, программирование и индикативное планирование социально-экономического развития страны. Оно должно быть эшелонировано по глубине прогнозиро-

♦--------------------------------------------------

вания на год, четыре года и двадцатилетний прогнозный период. В условиях современного НТП субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития. При этом необходимым для нормальной работы предприятий в большинстве отраслей является как минимум десятилетний горизонт планирования своего развития.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. По мере усложнения системы экономических отношений государство стало тем субъектом, который начал определять рамки действий экономических субъектов (законодательные акты, другие правовые ограничения). Однако выполнение государством отмеченных выше функций еще не дает оснований утверждать, что оно становится экономическим субъектом. Такие возможности возникают в связи со становлением капитала-монополии и необходимостью защиты института конкуренции от разрушающего действия монополистической силы на рынке.

2. Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов состоит именно в возможностях воздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий и производите-

лей, и потребителей. При помощи сугубо экономических рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении.

3. Модель упреждающего антикризисного регулирования российской экономики должна включать в себя наряду с хорошо известными (апробированными) методами антициклической политики следующие меры: синхронизацию действий российского правительства, направленных на сглаживание циклических колебаний, с аналогичными мероприятиями в других странах; создание условий для производства товаров с высокой добавленной стоимостью; снижение инфляции до уровня 3 - 5% в год; создание эффективной системы институтов (как формальных, так и неформальных), способствующих сбалансированному экономическому развитию; укрепление ресурсной базы отечественной финансовой системы «длинными деньгами»; разработку долгосрочных прогнозов и программ антикризисного регулирования экономики; направление субъектам РФ части стабилизационного фонда страны и др.

1. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег // Кейнс Дж.М. Избр. произведения. М.: Экономика, 1993.

2. Филиппенко А.С. Экономическое развитие: цивилизационный подход. М.: Экономика. 2002.

УДК 658.5

АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ СМК

А.С. Корниенко,

аспирант кафедры экономики инвестиций и менеджмента, СГСЭУ

Система менеджмента качества (СМК) - система управления, используемая руководством и менеджментом организации для достижения соответствия (целям, планам, стандартам, пожеланиям заинтересованных сторон), которая подкреплена определенной организационной структурой, подходами, процессами и ресурсами. Высшее руководство играет ведущую роль в достижении требуемого качества в масштабах всей компании через управление процессами СМК.

Основным необходимым условием для организации, внедряющей методику управления процессами СМК, является ее нахождение на третьем уровне организационного развития (согласно проекту 180 9004:2008 [4]) или готовность на него перейти. Это означает что в организации существуют:

- ориентация на потребителя и заинтересованные стороны;

- процессно-ориентированное управление;

- результативно действующая и постоянно совершенствующаяся СМК;

- практика регулярного проведения корректирующих и предупреждающих действий.

В связи с тем, что методика направлена прежде всего на повышение эффективности существующих методов управления процессами, в организации уже должна существовать развитая система сбора и анализа данных о функционирующих процессах СМК, а также принятия решений на основе этого анализа. Такой системой может являться статистическое управление процессами (8РС). Внедрение методики статистического управления процессами СМК можно рассматривать как один из элементов перехода организации с 3-го на 4-й уровень организационного развития согласно проекту 180 9004:2008.

Автором разработана методика управления процессами СМК в организации, которая включает в себя организацию работ, а также необходимые методы и инструменты для эффективного внедрения разработанной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.