Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ В БУХГАЛТЕРСКОЙ НАУКЕ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ В БУХГАЛТЕРСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ / ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ / НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОНЯТИЙ / ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миславская Н.А.

В статье рассматриваются особенности понятия как общелогической формы мышления применительно к системе бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Актуальность вопроса вызвана необходимостью подведения фундаментальной научной основы под современные реформационные изменения, которые не всегда отвечают классическим канонам научности знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES FOR FORMING CONCEPTS IN ACCOUNTING SCIENCE

The article discusses the features of the concept of a general logical form of thinking with regard to the system of accounting and financial (accounting) statements. The urgency of the matter due to the need to take stock of the fundamental scientific basis for modern Reformation changes, which do not always correspond to the classical canons of scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ В БУХГАЛТЕРСКОЙ НАУКЕ»

3. Фейербах Л. Сочинения. Т. 1. М.; Л., 1926. - 467с.

УДК 657

Миславская Н.А., доктор экономических наук

доцент, профессор Департамент учета, анализа и аудита федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ В

БУХГАЛТЕРСКОЙ НАУКЕ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности понятия как общелогической формы мышления применительно к системе бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Актуальность вопроса вызвана необходимостью подведения фундаментальной научной основы под современные реформационные изменения, которые не всегда отвечают классическим канонам научности знания.

Ключевые слова: понятие, определение понятий, деление понятий, научное познание, формы выражения понятий, содержание понятия, объем понятия.

Mislavskaya N.A, Doctor of Economics Associate Professor, Professor of Accounting, Analysis and Audit

Department Federal state educational Budgetary institution of higher education "Financial University under the Government of the Russian Federation"

Russia, Moscow CONCEPTUAL BASES FOR FORMING CONCEPTS IN ACCOUNTING SCIENCE Annotation

The article discusses the features of the concept of a general logical form of thinking with regard to the system of accounting and financial (accounting) statements. The urgency of the matter due to the need to take stock of the fundamental scientific basis for modern Reformation changes, which do not always correspond to the classical canons of scientific knowledge.

Keywords: concept, definition of concepts, the division of concepts, scientific knowledge, form concepts of expression, content of the concept, the scope of the concept.

Характерной чертой современной действительности является осознание высокой роли научных изысканий с точки зрения национальной безопасности. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, среди прочих задач нашего государства, поставлены следующие:

- формирование системы целевых фундаментальных и прикладных исследований под эгидой государственной поддержки;

- создание сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработка конкурентных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства;

- реализация программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности.

Среди прочих наук, бухгалтерский учет играет здесь определяющую роль, так как именно он обеспечивает руководство любого уровня, от организации до аппарата Правительства РФ той информацией, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения, формировать бюджеты различных областей. Без достоверных данных о функционировании и результатах деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечить развитие военной отрасли, наукоемких производственных технологий не представляется возможным. Следовательно, развитию национальной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо уделять пристальное внимание и осуществлять государственную поддержку соответствующих научных изысканий.

В последние двадцать лет, на фоне переориентации экономики нашей страны на рыночные принципы функционирования, изменились и требования к бухгалтерскому учету. Количество заинтересованных пользователей бухгалтерской информации расширилось, теперь не только государство, но и собственники, потенциальные инвесторы и кредиторы, широкая общественность нуждаются в достоверных данных и фактах о прибыльности, финансовом состоянии организаций. После внедрения в российскую учетную систему принципов и правил Международных стандартов финансовой отчетности, главные бухгалтеры экономических субъектов получили относительную свободу в формировании методических подходов учета тех или иных хозяйственных операций и событий. Данное обстоятельство имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, возникает возможность привлечь в оборот свободные отечественные и зарубежные капиталы, а с другой, в результате применения различных учетных методик и систем оценки активов и обязательств, нарушается принцип сравнимости информации, являющийся

основополагающим в принятии управленческих решений на государственном уровне. Однако, это не единственная причина искажения информации, генерируемой системой бухгалтерского учета.

Не надо забывать, что бухгалтерский учет, в первую очередь, представляет собой не практический инструмент, а науку - специфическую деятельность, направленную на воспроизводство объективного знания, адекватно отражающего суть реальных экономических событий, отношений между ними, причинно-следственной зависимости объектов учета. Особенностью же научного познания является осуществление исследовательского процесса на основе точных методов установления, отбора, фиксации, оценки и обобщения информации. Именно подобный подход обеспечивает сравнимость полученных выводов, результатов и положительную перспективу их дальнейшего практического применения. Научное познание базируется на определенном понятийном аппарате, характерном для соответствующей области знания. Здесь сложность заключается в том, что понятия могут носить как научный, так и ненаучный характер. Научные понятия воссоздают общепринятую, объективную реальность, существующую в конкретной системе координат времени и пространства. Подобные понятия являются эталонными, что предполагает четкую сравнимость соответствующей поставленной задаче информации и достоверность сформулированных выводов. Из подобных понятий априори должна выстраиваться любая, основанная на объективной информации, гипотеза, теория, а также на их основе должны вестись научные дискуссии и споры. Следование этим канонам позволяет научному знанию, через череду экспериментов, формулировку теории, разработать и реализовать практические методики, способные принести ощутимую пользу обществу. Ненаучные понятия отличаются тем, что отражают безотносительную, не эталонную, не определенную в пространстве и времени, до конца не познанную или неоднозначно трактуемую, субъективную реальность. С подобными понятиями невозможно ничего сравнить, они отличаются неконкретностью, многозначностью, неопределенностью. Однако, они также имеют право на существование, поскольку из них создаются стихотворения, песни, проводятся психологические эксперименты, аутогенные тренинги. Но эти понятия должны иметь определенный предел, ограничение в применении, иначе отсутствие конкретики, однозначной структуры, в случае использования в научных исследованиях, бесспорно, приведет к серьезным ошибкам, заблуждению и способно нанести вред обществу и государству. Ненаучные понятия не должны присутствовать в научном познании, в гуманитарных науках, способных влиять и претендующих на общепринятую актуальную реальность. Причем, сегодня, в области методологии образования понятий, позитивного движения не наблюдается, особенно это относится к бухгалтерскому учету, где влияние геополитических и экономических факторов настолько велико, что создает многообразие

объективной реальности существования конкретного социума. То есть для конкретной страны, с ее субъективными политико-экономическими интересами, историей развития общественной формации, этническим менталитетом существует своя действительность, объективная реальность. Именно этот факт и объясняет то многообразие теорий бухгалтерского учета, являющего социальной наукой.

Главная сложность реформирования национальной системы бухгалтерского учета заключается в том, что понятийный аппарат англоамериканской учетной системы не всегда адекватно соотносится с объективной реальностью российского общества, с его задачами, перспективами и ментальностью. Вошедшие в нашу науку термины не бесспорны, зачастую принципиально не внедряемы в практическую деятельность по организации и ведению бухгалтерского учета по причине нарушения логических законов образования и применения понятий. В этой ситуации особое значение имеет повышение логической грамотности ученых и ответственных за формирование национальной учетной системы чиновников, молодых специалистов, практических профессионалов. Актуальность вопроса заключается в опасности использования чуждых экономической реальности российского общества понятий и их практического внедрения. Таким образом, тема определения, структуры и принципов формирования понятий заслуживает определенного внимания.

Традиционная логика рассматривает понятие как форму мысли, смысл определенного выражения, идеальное образование в виде концепта, который посредством языкового выражения связан со значением (денотатом) некоего предмета или класса предметов и отражает предметы и явления в их существенных признаках. В логике диалектической понятие понимается как итог процесса познания, результат обобщения единичных явлений и предметов. Эти два подхода не взаимоисключающие, определение понятия традиционной логики является частным случаем определения, представляемого диалектической логикой. Таким образом, в зависимости от предметной области научного исследования, можно использовать то или иное определение.

В процессе познавательной деятельности понятие призвано решать следующие задачи: отличать и выделять определенные объекты из множества других; обобщать объекты; выражать сущность объектов.

Языковой формой выражения понятий является основная языковая единица - слово (или группа слов). Однако, было бы ошибочным отождествлять слово и понятие по той причине, что одни и те же понятия имеют разные формы выражения в различных языках и различную суть в одном национальном языке. Например, слово «баланс» может пониматься как равновесие чело-либо, а может обозначать форму бухгалтерской отчетности. Подобные явления называются синонимией и омонимией. Омонимия - это совпадение по звучанию при одинаковой форме слов, но

выражение, по сути, различных понятий («баланс»). Синонимия - близость, или даже тождественность, слов по значению, выражение ими одного и того же понятия, но с разной стилистической окраской. Например, оценка «по фактической стоимости» и оценка «по исторической стоимости», первый вариант характерен для российской учетной практики, а второй - для англоамериканской учетной традиции.

Наблюдаемая многозначность слов, особенно при переводе с иностранного языка, часто приводит к неоднозначности трактовки и понимания, и, следовательно, к ошибкам в методологическом и методическом применении. Поэтому необходимо точно устанавливать значение тех или иных понятий с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле. С этим связано формирование в науках соответствующей терминологической базы. Термин - это слово или словосочетание, характеризующее определенное понятие и отличающееся однозначностью в пределах конкретной науки.

Значительное количество проблем, связанных с трудностями реформирования национальной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности связано с тем, что большинство терминов Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), либо имеют неоднозначный смысл, либо вообще отсутствуют в российских нормативных и правовых документах по бухгалтерскому учету. Например, под активом в МСФО понимается ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий, от которого ожидается поступление в организацию будущих экономических выгод. В российской учетной практике подобного нормативно закрепленного понятия не существует. Под активом понимается первый и второй разделы отчета о финансовом положении организации, представляющие информацию об имуществе экономического субъекта. Более того, у российских бухгалтеров возникают сопутствующие вопросы относительно наличия контроля над активом в результате прошлых событий. В нашей национальной системе права и законодательстве по бухгалтерскому учету нет подобных прецедентов, тем более отсутствуют методические разъяснения по поводу отражения подобных ситуаций в системе бухгалтерских счетов. В англо-американской практике бухгалтерского учета вышеупомянутая формулировка подразумевает следующее. Контроль - это возможность управления финансовой и операционной политикой организации таким образом, чтобы получать выгоды от ее деятельности. То есть, имеется в виду, что, например, поставляя своему партнеру материалы или сырье на льготных условиях, или по льготным ценам, мы имеем возможность влиять, в случае необходимости, на рынки сбыта и ценовую политику (влияние на операционную политику). «Прошлые события» введены с той целью, чтобы организации не учитывали на своем балансе активы, над которыми только планируется установить контроль, так как в МСФО право собственности не является единственным

критерием признания имущества в качестве собственного, достаточно иметь контроль над чужим активом, чтобы признать его среди показателей отчета о финансовом положении.

Содержание понятия определяется совокупностью признаков, которые достаточны и необходимы для выделения конкретного класса предметов. Под признаком предмета понимается то, чем предметы сходны или отличаются друг от друга, то есть это некие черты, состояния, стороны или их отсутствие. Все предметы окружающей нас действительности, и в том числе в экономической деятельности, обладают множеством, совокупностью признаков. Среди признаков выделяют существенные - выражающие суть предмета, его внутреннюю природу, без них предмет полностью утрачивает свое качество, перестает существовать как таковой. Например, слово «студент» не мыслится без признака «обучение в вузе». Несущественные признаки - те, которые могут, как принадлежать, так и не принадлежать предмету исследования, без них предмет не утрачивает своей природы. Например, студент может обучаться как в Финансовом университете, так и в МГТУ им. Баумана, этот признак является несущественным.

Признаки также классифицируются на:

- положительные, указывающие на присутствие у предметов определенных свойств или отношений. Например, «прибыльный», «убыточный»;

- отрицательные, указывающие на отсутствие у предметов свойств или отношений. Например, «неприбыльный», «неубыточный», «нереализованный»;

- атрибутивные, характеризующие непосредственно предметы. Например, «активный», «пассивный»;

- реляционные, характеризующие отношения предметов друг к другим предметам. Например, «выгоднее».

Понятие качественно отличается от представления, которое, отражая предметы и явления, не может сделать вывод об их происхождении, закономерностях функционирования, перспективах и тенденциях развития. Объясняется это тем, что понятие - это логические, а не чувственные образы вещей, их нельзя ни представлять, ни созерцать. Однако логическая мысль не возникает ниоткуда, она «вырастает» из чувственного познания, имеет его в своей основе. Источником понятий, суждений, умозаключений является ощущение. Логика предписывает, при проведении научных исследований, оперировать посредством понятий, а не представлений, которые существенно отличаются от понятий следующим. Представления образуются сами собой, спонтанно и непроизвольно, понятия же являются результатом процесса мышления. Представления отличаются случайностью своей структуры, неопределенностью, неотчетливостью, а для понятий характерна четкость, ясность, отчетливость и однозначность трактовки (речь идет только о научных понятиях), отражение только существенных

признаков предметов в ущерб второстепенным, случайным, несущественным признакам.

Процесс формирования понятий основывается на логических приемах - сравнении, отвлечении, абстрагировании, обобщении. Сравнение тесно взаимосвязано с отвлечением и заключается в способности индивида устанавливать сходства и различия между предметами с целью выделения соответствующих признаков, лежащих в основе формулирования понятия. Механизм действия данного процесса основан на том, что отдельные предметы способны оказывать значительное влияние на человека одним каким-либо свойством, это свойство выделяется нашим сознанием из ряда других. Так как окружающие нас предметы характеризуются целой совокупностью свойств, процесс отвлечения требует определенных усилий, упорства, выдержки, внимания. Процесс осложняется внутренним противоречием, так как мыслительная деятельность стремиться обособить то, что на самом деле неразделимо и связано, то есть «разорвать» систему. Анализ представляет собой процесс разделения предмета на составные части. Синтез - противоположное логическое действие по соединению отдельных частей в целое. Анализ и синтез являются основой абстрагирования - отвлечения признаков, элементов, сторон предмета, их «переформатирования» с целью превращения в объект самостоятельного рассмотрения. Обобщение - переход от набора, ряда фактов, ситуаций, с их отождествлением в каких-либо свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам. Посредством обобщения существенные признаки предметов, выделенные у конкретных отдельных предметов, рассматриваются и становятся признаками всех предметов, к которым приложимо сформулированное понятие. Результат обобщения исследований в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности - понятия «основные средства», «нематериальные активы». Однако, по причине существования многообразия объективной реальности различных социумов и этносов, с их специфическими, субъективными обстоятельствами развития и функционирования (этика, религия, политический строй), вышеупомянутые понятия не идентичны в разных странах, то есть логические принципы формирования понятий нарушаются, понятия становятся не научными. Например, основные средства, в соответствии с требованиями МСФО, - это материальные активы, которые: предназначаются для использования в производстве или поставке товаров и услуг, для сдачи в аренду третьим лицами, либо для административных целей; их предполагается использовать в течение более чем одного периода. К этому же понятию в российской системе бухгалтерского учета предъявляются несколько иные требования. Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

- объект предназначен для использования в производстве продукции,

при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

По этой причине показатели бухгалтерской отчетности разных стран не идентичны. Хотя различия в данном примере незначительны, но идентичность в понятиях отсутствует. Именно подобные расхождения, разночтения, неоднозначности нарушают системность знания, являющегося основой методических подходов при ведении бухгалтерского учета и формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С целью соблюдения научности знания, необходимо понимать, что понятия между собой находятся в системе взаимосвязей и взаимозависимостей - подчинения, соподчинения, согласия, противоречия, противоположности. Определить иерархию понятия в соответствующей системе необходимо для того, чтобы иметь наиболее точное и полное представление об исследуемой проблеме, избежать односторонности в понимании вопроса, непоследовательности.

Общие понятия имеют взаимосвязи не с одним, а с множеством предметов. Например, понятие «бухгалтерская (финансовая) отчетность» относится к отчетности разных организаций различных форм собственности.

Единичные (индивидуальные) понятия имеют отношение только к определенному предмету или вещи. Например, «ООО «Вега», «АО «Заря» и т.д. Единичные понятия могут выражаться посредством общих, с прибавлением либо указательного местоимения, либо сочетания ряда слов. Например, «эта бухгалтерская (финансовая) отчетность», «бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Вега».

Собирательные понятия обозначают группу однородных предметов, представляющих целостную законченную совокупность - «коллектив», «студенческая группа». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному его элементу, входящему в объем, оно относится только ко всей совокупности элементов. Разделительные понятия возникают тогда, когда это правило нарушается и собирательное понятие относится к каждому элементу, входящему в соответствующую систему - «все члены коллектива», «все студенты группы».

Абстрактные понятия отражают признаки предметов как самостоятельные вещи. Например, исходное понятие «прибыльная сделка», отвлекаем признак «прибыльная», мыслим его как самостоятельное понятие

- «прибыльность».

Понятия, в которых обобщаются материальные или идеальные предметы, ситуации или явления называются конкретными. Например, «биржа», «университет», «кафедра».

Соотносительные понятия всегда мыслятся попарно, они существуют только взаимосвязанно и одновременно друг с другом. В данных понятиях всегда присутствует признак, указывающий на отношение одного предмета к другому. Например, понятия «лектор» и «слушатели». Признак соотносительности (реляционный признак) проявляется в том, что у лектора обязательно имеется аудитория, то есть слушатели. Другие подобные примеры - «актив» - «пассив», «обвинитель» - «обвиняемый».

Абсолютные понятия мы можем мыслить без отношения к какому-либо другому понятию. Например, «организация», «корпорация», «юрисдикция».

Установление логической характеристики понятия, то есть определение его видовой характеристики, решает определенные задачи: уточняет смысловое содержание языковых единиц, с помощью которых понятие сформировано; выражает сложный, активный характер отображения окружающей нас действительности в сознании, соответствующий сложной структуре, многосторонности внешнего мира; вырабатывает навыки более точного употребления понятий в ходе ведения научных дискуссий, диспутов, рассуждений.

При проведении научных исследований важное значение имеет конкретность понятий, которая заключается в том, что понятие должно стремиться воспроизводить не одну сторону предмета, а все его стороны. Именно таким образом обеспечивается отражение в понятии диалектически объективно существующих предметов. Но любое понятие является абстрактным, так как отразить в нем все существующее многообразие сторон предметов или явлений на практике невозможно. Водоразделом между абстрактными и конкретными понятиями служит критерий полноты отображаемых признаков. Он выражается в том, что если понятие отражает только общие признаки - оно абстрактно, если наряду с общими, понятие отражает и особенные единичные признаки, оно относится к конкретным. Например, понятие «отчетность» является абстрактным, так как подразумевает только то, что является общим для различных видов отчетов

- составление посредством обобщения неких информационных кластеров, агрегирование неких показателей. Однако для процесса мышления абстрактные понятия очень важны, так как позволяют абстрагироваться, сфокусировать внимание на самых важных факторах и причинах исследуемого вопроса. Но абстрактным понятиям присущи и значительные недостатки - на этапе внедрения теоретических положений в практическую деятельность посредством разработки конкретных методик, лишенные особенностей, специфических единичных признаков предмета, абстрактные

понятия приводят к торможению, и даже к невозможности воплощения методологических принципов в объективную действительность. В конкретных понятиях наряду с общим фиксируются и единичные признаки. Например, «бухгалтерская (финансовая) отчетность», «статистическая отчетность», «социальная отчетность», «экологическая отчетность». При решении сложных, научно-практических задач, например, реформировании системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, попытки ограничиться в общественной практике понятиями, лишенными конкретики, приводят к отрыву от объективной реальности, к серьезным ошибкам. Конкретность подразумевает отражение сферы отношений между понятиями, их относительность и гибкость, учет обстоятельств места и времени, предотвращает от шаблонов и схематизма. Но указанные достоинства, способность конкретных понятий «переходить» друг в друга, не должны приводить к софистике (доказательству того или иного тезиса ошибочным путем), к намеренному отождествлению не равноценных понятий, к их сознательной подмене. Оперирование абстрактными понятиями приводит к формированию догматических стереотипов, к невозможности дальнейшего научного развития.

Понятия различаются такими логическими характеристиками, как содержание и объем. Содержание - это совокупность существенных признаков и отношений предметов, объединенных в понятии. Например, содержание понятия «профессор» раскрывается через такие существенные признаки как «вести научную и преподавательскую деятельность», «писать научные статьи», «быть профессионалом и экспертом в какой-либо области знания».

Объем понятия - это непосредственная совокупность всех предметов, входящих в состав понятия, каждый из которых характеризуется существенными признаками, отношениями и свойствами. Например, объем понятия «профессор» подразумевает под собой всех существующих профессоров.

Объем и содержание понятия находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, что выражается в законе обратного соотношения: «При увеличении объема понятия соответственно уменьшается его содержание, и наоборот». Например, рассмотрим два понятия - «профессор» и «профессор Финансового университета». Объем первого понятия шире второго, так как он гипотетически включает в себя профессорско-преподавательский состав всех вузов, объем второго меньше, так как он подразумевает только профессоров Финансового университета. Однако содержание первого понятия уже, чем второго, так как во втором случае присутствует еще один дополнительный существенный признак - «преподавать в Финансовом университете».

Основываясь на соотношении объема и содержания, выделяют понятия совместные и несовместные. Совместные подразделяются на

тождественные, равнообъемные, подчиняющие, подчиненные, перекрестные. Совместные понятия отличаются тем, что их объемы полностью или частично совпадают. Тождественные понятия имеют одинаковый объем и содержание, они различаются только терминами, взятыми из разных языков. Например, «дебиторская задолженность» - «счета к получению», «кредиторская задолженность» - «счета к оплате», «бухгалтерия» - «счетоводство». Равнообъемные понятия имеют один и тот же объем, но разнятся по своему содержанию. Например, «активный счет» -«пассивный счет». Когда одно понятие входит в объем другого, говорят о подчиняющем (то понятие, в объем которого входит другое) и подчиненном (то понятие, которое само входит в объем другого) понятиях. Например, «отчетность» - «статистическая отчетность», «биржа» - «фондовая биржа». Перекрестные понятия - это понятия у которых содержание различно, но объемы частично совпадают. Например, «главный бухгалтер» -«руководитель», «полная себестоимость» - «частичная себестоимость», «уровень жизни» - «образ жизни».

Несовместные понятия - это понятия, у которых объемы не совпадают ни в одном элементе. Они подразделяются на соподчиненные, противоположные, противоречащие. Соподчиненные понятия - это группа понятий, в которой в объем одного более широкого понятия входит совокупность других, которые никак не связаны между собой, либо являются перекрестными. Например, «экономические науки» -«экономическая теория, бухгалтерский учет, госбюджет, финансы отраслей производства». Противоположные понятия характеризуются тем, что они не только что-либо отрицают, но и на то, что утверждают. Например, «прибыль - убыток». Противоположные понятия допускают существование некоего переходного состояния. Например, «сохранение величины капитала за период». Противоречащие понятия не допускают среднего, переходного, промежуточного состояния. То есть одно понятие полностью исключает другое, например, «демократия» - «тоталитаризм».

Наиболее значимой логической операцией в традиционной логике является определение понятия (дефиниция), то есть раскрытие его содержания посредством указания соответствующих существенных признаков. Слово «дефиниция», как языковая единица, образовано от корневого термина «финиш», а слово «определение» - от выражения «устанавливать границу». То есть смысловая этимология позволяет сделать вывод о том, что процесс определения понятия связан с точностью (окончательностью) и «водоразделом» (выделением предмета из множества других).

Процесс определения позволяет решить следующие вопросы:

- взаимоувязать языковые выражения с реальными объектами, сформулировать предметные и смысловые значения выражений языка;

- выстроить процесс познания окружающей действительности, избегая

ошибочного толкования понятий, двоякого понимания процессов и явлений;

- закодировать основополагающие знания о предмете в сжатом виде,

- отличать конкретный предмет от других предметов, минуя неоднозначности и смешения понятий.

Необходимость в определении понятий возникает в следующих ситуациях:

- при уточнения сущности предмета. В изысканиях по бухгалтерскому учету, предмет исследования, в силу влияния ряда факторов, часто подвергается различного рода деформациям, что вызывает не адекватное отражение хозяйственных операций и событий на бухгалтерских счетах. Тогда становится актуальным проведение соответствующих научных исследований и без уточнения значения понятий здесь не обойтись;

- при объяснении содержания понятия. Подобные ситуации возникают в ходе процесса преподавания различных дисциплин. При определении понятия необходимо стремиться к тому, чтобы независимо от степени сложности предмета, определение было доступно для понимания при самостоятельном изучении дисциплины;

- при введении в профессиональную лексику новых терминов. В ходе реформирования национальной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с принципами Международных стандартов финансовой отчетности, в российскую учетную практику было привнесено значительное количество новых терминов. Например, «генерирующая единица», «справедливая стоимость» и т.д.

Определение понятий подразделяется по двум основаниям: 1 - по цели; 2 - по форме. По цели определение может быть: номинальным и реальным.

Номинальное определение вводит новый термин взамен описания какого-либо предмета (или предметов). Например, «имущество организации, участвующее в нескольких операционных (производственных или коммерческих) циклах, сохраняющее свою первоначальную форму в течение всего срока его использования, который превышает двенадцать месяцев, называется внеоборотными активами».

Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки предмета. Например, «бухгалтерский учет - система сплошного непрерывного, документально обоснованного отражения хозяйственных операций, получивших денежную оценку, их обобщения с целью получения данных, отражающих состояние организации и происходящие в ней процессы».

Несмотря на то, что номинальные и реальные определения различаются по своим целевым установкам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки, эти два вида определений можно легко преобразовывать друг в друга.

По способу выявления содержания (по форме) определения

подразделяют на явные и неявные. Явные определения содержат прямое указание на существенные признаки предмета и бывают двух видов: определение через род и видовое отличие и генетическое определение. Первое (определение через род и видовое отличие) включает в себя следующие процедуры:

- подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятия;

- указание на видовое отличие, признак, характерный для определяемого предмета от других, входящих в данный род предметов.

Например, «платежное требование-поручение - платежный документ, предоставляемый получателем средств в обслуживающий его банк, содержащий требование получателя денежных средств к их плательщику об уплате положенной суммы, а также поручение плательщика своему банку о перечислении данной суммы получателю». Здесь определяемое понятие «платежное требование-поручение» является видом родового понятия «платежный документ», остальная часть определения, являющаяся видовым отличием, отличает платежное требование-поручение от чеков, платежных поручений и других денежных документов.

Генетическое определение указывает на непосредственное происхождение предмета, на способ его образования. Например, «зеленый шантаж - попытка поглощения компании с целью вынуждения ее скупки собственных акций по повышенной цене, осуществляемая посредством активной скупки значительного пакета акций компании», «СНГ -сообщество государств, образованное на основе принципов независимости, суверенитета, в результате свободного самоопределения, добровольного объединения равноправных республик». Чаще всего генетическое определение используется не в экономических, а в естественных и технических науках.

Помимо рассмотренных родовых определений встречаются атрибутивно-реляционные определения, которые в дополнение к родовому признаку приводят видовые признаки, в качестве которых выступают свойство и отношение предмета к другим предметам. Например, «бакалавр -студент, который обучается по программе бакалавриата». Также встречаются операциональные определения, которые в видовом признаке содержат указание на операции, посредством которых возможно обнаружить определяемый предмет, выделять его из совокупности остальных. Например, «определение сальдо на конец отчетного периода путем подсчета оборотов по дебету и кредиту счета».

Существуют также явные определения через перечисление, через абстракцию, через отношение к своей противоположности.

Определение через перечисление характеризуется упоминанием в определяющей части совокупности предметов, мыслимых в определяемом понятии. Например, «оборотные активы - это сырье, материалы, животные

на выращивании и откорме, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, расходы будущих периодов, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства».

Определения через абстракцию характеризуются определением предметных и функциональных свойств предметов и явлений. Например, «денежная оценка активов и обязательств - это общий для всех систем бухгалтерского учета принцип».

Учитывая видовое разнообразие определений понятия, традиционная логика установила соответствующие правила:

- соразмерность - объемы определяемого и определяющего понятий должны быть равны друг другу;

- недопустимость раскрытия определяемого понятия через определяющее и наоборот;

- известность предметных значений, формирующих структуру определения терминов, то есть ясность, однозначность определений;

- недопустимость определения только посредством отрицания (хотя отдельные отрицательные признаки могут содержаться в определении предмета).

Самым трудным, с точки зрения выполнения вышеуказанных правил, для бухгалтерского учета является соблюдение известности предметных значений, так как широта теоретических подходов и гипотез настолько представительна и разнообразна, что, пожалуй, ни одна другая наука не сможет здесь посоревноваться с бухгалтерской.

Например, такое понятие как «гудвилл» имеет в теориях бухгалтерского учета, по крайней мере, пять трактовок, а именно:

- элементы актива, которым затруднительно дать оценку в денежном выражении, но которые содействуют становлению и развитию финансово-хозяйственной деятельности организации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оценка в денежном выражении профессиональных навыков кадрового состава организации (так как чем лучше работают сотрудники коллектива, тем выше прибыль);

- оценка в денежном выражении клиентской базы организации, так как без ее наличия деятельность организации не имеет смысла;

- разница между средней нормой рентабельности собственного капитала организации и ожидаемым финансовым результатом;

- разность между стоимостью организации по данным бухгалтерского учета и общим числом элементов актива баланса.

Интерес представляет то обстоятельство, что все эти подходы теоретически обоснованы, но основаны на различном понимании категории прибыли - как бухгалтерской прибыли и как экономической прибыли. Идея (развитая представителями англо-американской учетной школы) в том, что

бухгалтерский учет отражает прибыль как результат реализации товаров, работ, услуг, и не дает представления о реальной результативности осуществления хозяйственной деятельности организации, то есть об эффективности «работы» вложенного капитала. Экономическая прибыль призвана демонстрировать увеличение стоимости компании в целом. Методика учета гудвлла на счетах бухгалтерсокго учета изменяется время от времени, в России, например, в зависимости от приоритетов во взглядах ведущих методологов страны, определяющих политику развития национального бухгалтерского учета. Еще раз отметим, что данная ситуация парадоксальна, так как несмотря на различие и, порой, противоречивость практических установок, все определения (если их сформулировать, исходя из вышеприведенных подходов) будут справедливыми.

Например, сегодня в российской практике бухгалтерского учета установлено следующее определение в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): «Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения)». В соответствии с правилами МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» гудвилл -это актив, представляющий собой будущие экономические выгоды от других активов, приобретенных в результате объединения компаний, которые не были отдельно идентифицированы и признаны.

Однако не все понятия можно определить через ближайший род и видовые признаки. Это связано с тем, что категории (предельно широкие понятия) как определяемые понятия не имеют видовых отличий, их невозможно подвести под более широкое понятие (стоимость, цена, труд, справедливость). В экономических науках ситуация осложняется тем, что такая экономическая категория как, например, стоимость определяется по-разному, в зависимости от той или иной экономической школы, соответствующих национальных традиций, общественно-экономической формации, политических установок конкретного государства. Стоимость может трактоваться как соотношение затрат между спросом и предложением; затраты рабочего времени; издержки производства; произведение цены товаров, работ, услуг на соответствующее количество; отпускная цена товара. Таким образом, одна из основополагающих экономических категорий, с позиции традиционной логики трудно поддается анализу и, как следствие, пониманию.

Для понятий, не поддающихся определению через род и видовые отличия, существуют и используются иные приемы, заменяющие определения. Прежде всего - это описание (приведение внешних признаков), характеристика (приведение отличительных признаков), сравнение

(уподобление одного предмета, явления другому по какому-либо общему признаку с цель выявления новых существенных признаков).

Рассмотрев особенности определения понятий в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности как операцию по раскрытию содержания, необходимо упомянуть о делении, как логической операции по раскрытию объема понятия. В делении всегда выделяются делимое понятие, члены деления, основание деления (главный признак, по которому производится деление). Деление понятия может быть дихотомическим - то есть разделением на две производные части понятий, не допускающих третьей. Например, «деятельность - убыточная и безубыточная». Примером деления по видоизменению существенного признака может служить деление общества по общественно-экономическим формациям -первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической, коммунистической. Деление понятия представляет собой важнейшую логическую операцию, так как именно оно является основой всех теорий и форм классификаций (например, классификация счетов бухгалтерского учета, бюджетных статей). По этой причине, в логике определены следующие правила деления понятия:

- деление обязательно должно быть соразмерным, то есть объем делимого понятия должен равняться сумме объемов членов деления, не должен пропускаться ни один член деления;

- деление должно производиться только по одному основанию (существенному признаку);

- члены деления должны исключать друг друга;

- при делении не должно допускаться скачков и разрывов.

Учитывая важность рассмотренных логических процедур в сохранении

научности знания, современному профессиональному сообществу необходимо заново осознать необходимость формирования единой (в сегодняшних условиях реформирования национальной учетной системы -центральной) теоретической направленности развития системы бухгалтерского учета. Необходимо учитывать специфику российского экономического бытия, так как разнонаправленность методологических установок и несоблюдение логических канонов грозит неадекватным представлением информации о финансовом состоянии и результатах деятельности экономических субъектов.

Использованные источники:

1. Бор М.З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика. - М. Издательство «ДИС», 1998.

2. Кожухар В.М. Основы научных исследований: Учебное пособие / В.М. Кожухар. - М. :Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2010.

3. Томова Н.Е. Введение в логику для философов / Н.Е. Томова, В.И. Шалак; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2014. - 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.