Научная статья на тему 'Концептуальные основы эффективного управления муниципальной службой как социальной деятельностью'

Концептуальные основы эффективного управления муниципальной службой как социальной деятельностью Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / MUNICIPAL SERVICE / СОЦИАЛЬНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ / CONCEPTUALITY / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / SOCIAL-TRANSFORMATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Забнева Э.И.

В основе лежит проблема отсутствия концептуальных основ управления муниципальной службой, обусловленная противоречивым характером данной социальной деятельности. Представлена характеристика муниципальной службы как социально-преобразовательной трудовой деятельности, отвечающей как бюрократическому организационному типу, так и сервисной социальной деятельности. Исходя из проведенного теоретического анализа, делается вывод о том, что управление муниципальной службой требует концепции, учитывающей как социокультурные традиции России, так и требования социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Забнева Э.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASIS OF EFFICIENT MANAGEMENT OF MUNICIPAL SERVICE AS SOCIAL ACTIVITY

The article discusses the lack of a conceptual framework for municipal service management, due to the contradictory nature of this social activity. The characteristics of the municipal service as a socio-transformational labour activity, which corresponds both to the bureaucratic organizational type and to the service social activity, are presented. Proceeding from the theoretical analysis, it is concluded that the management of the municipal service requires a concept that takes into account both the socio-cultural traditions of Russia and the requirements of the social state.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы эффективного управления муниципальной службой как социальной деятельностью»

Список литературы / References

1. Байбакова Т.В. Инвестиционный подход к оценке эффективности интеграции в АПК /Т.В. Байбакова, Ю.С. Жукова, Т.Б. Шиврина // Экономика сельского хозяйства России. - 2007. - №1. - С. 32

2. Байбакова Т.В. Оценка эффективности инвестиций в интегрированные формирования АПК /Т.В. Байбакова, Ю.С. Жукова, Т.Б. Шиврина // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2007. - №3. - С. 29-31

Список литературы на английском языке / References in English

1.Bajbakova T.V., ZHukova YU.S., SHivrina T.B. Investicionnyj podhod k ocenke ehffektivnosti integracii v APK [Investment approach to evaluating the effectiveness of integration in the agricultural] / T.V. Bajbakova, YU.S. ZHukova, T.B. SHivrina // EHkonomika sel'skogo hozyajstva Rossii [Economics of agriculture of Russia] - 2007 - №1 - С.32. [in Russian]

2. Bajbakova T.V., ZHukova YU.S., SHivrina T.B. Ocenka ehffektivnosti investicij v integrirovannye formirovaniya APK [Assessment of efficiency of investments into integrated formation APK] / T.V. Bajbakova, YU.S. ZHukova, T.B. SHivrina // Mezhdunarodnyj sel'skohozyajstvennyj zhurnal [International agricultural magazine] - 2007 - №3 - С.29-31. [in Russian]

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / SOCIOLOGY

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.61.014 Забнева Э.И.

ORCID: 0000-0002-7299-517X, Кандидат социологических наук, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева (филиал в г.Новокузнецке) КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ

КАК СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация

В основе лежит проблема отсутствия концептуальных основ управления муниципальной службой, обусловленная противоречивым характером данной социальной деятельности. Представлена характеристика муниципальной службы как социально-преобразовательной трудовой деятельности, отвечающей как бюрократическому организационному типу, так и сервисной социальной деятельности. Исходя из проведенного теоретического анализа, делается вывод о том, что управление муниципальной службой требует концепции, учитывающей как социокультурные традиции России, так и требования социального государства.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная служба, социально-преобразовательная деятельность, концептуальность, управление.

Zabneva E.I.

ORCID: 0000-0002-7299-517X, PhD in Sociology, Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev (Branch in Novokuznetsk) CONCEPTUAL BASIS OF EFFICIENT MANAGEMENT OF MUNICIPAL SERVICE AS SOCIAL ACTIVITY

Abstract

The article discusses the lack of a conceptual framework for municipal service management, due to the contradictory nature of this social activity. The characteristics of the municipal service as a socio-transformational labour activity, which corresponds both to the bureaucratic organizational type and to the service social activity, are presented. Proceeding from the theoretical analysis, it is concluded that the management of the municipal service requires a concept that takes into account both the socio-cultural traditions of Russia and the requirements of the social state.

Key words: local self-government, municipal service, social-transformational activity, conceptuality, management.

Местное самоуправление является одним из важнейших институтов современного общества. Ему отведено особое место в общей системе управления государством. С одной стороны, он осуществляет связь между государством и населением и обладает всеми признаками власти. С другой, - исходя из особенностей самостоятельной формы народовластия, данный институт обладает признаками гражданского общества. Отсюда можно говорить о двоякой его природе - политической (власть) и социальной (организация населения). Основная цель данного института заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения путем эффективного использования имеющихся политических, правовых, организационных, финансовых, материальных, человеческих и других ресурсов.

Последние, как правило, представляют собой совокупность организационных форм, обеспечивающих жизнедеятельность определенной территории. Одной из них является муниципальная служба, чье эффективное функционирование зависит, прежде всего, от эффективного управления ею.

Однако, существующая в России организация управления муниципальной службой не вполне адекватна современным потребностям общества, подтверждением тому может служить сохраняющийся многие годы низкий уровень удовлетворенности населения результатами её деятельности [2, С. 27]. Основной причиной этому, на наш взгляд, служит отсутствие концептуальных основ управления муниципальной службой как системы теоретических взглядов, принципов и идей.

Несформированность концептуальных основ управления во многом исходит из противоречивого характера данного вида социальной деятельности.

В общем виде муниципальная служба представляет собой социально-преобразовательную трудовую деятельность. Исходя из классификации труда, предложенной С.Г. Струмилиным, [5], основанной на производственно-техническом подходе, где основным критерием выделялась функциональная роль работника по отношению к орудиям труда,

муниципальная служба относится к организующему труду служащих. Их физическая сила не играет никакой роли, а на первое место выступает даже не столько сумма готовых навыков, сколько способность размышлять и делать самостоятельные умозаключения, т. е. общее развитие человека, его пластический разум. Основываясь на том, что организующий труд - это, прежде всего, труд управленческий (организация - одна из функций управления), можно утверждать, что муниципальная служба связана с реализацией управленческих функций. По характеру отношений, муниципальная служба представляет собой публичную служебную деятельность, где процесс трудовой деятельности регулируется не только трудовыми отношениями, но и нормами социальных взаимоотношений, многие из которых являются правовыми.

Однако, с одной стороны, по организационному типу данную социальную деятельность можно отнести к бюрократической. И представленная М. Вебером характеристика бюрократии, как самого сложного и рационального социального устройства, воплощающего в себе «организацию с пирамидальной структурой власти, использующую силу действия универсальных и безразличных правил, чтобы поддержать эту структуру, и уделяющую главное внимание недискреционным аспектам управления» [3, С. 29], это подтверждает.

Социальная деятельность муниципальных служащих предполагает господство общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Она отвечает и выделенным М. Вебером четырем основным характеристикам бюрократии: нормативность, иерархичность, формализм и компетентность. [1]. Опять же по Веберу, представляет собой особую статусную группу, отличающуюся определенным образом жизни, социальным престижем и сформированными общими ценностями, что предполагает наличие у принадлежащих к ней лиц определенных властных полномочий и тем самым более значительной, нежели у подавляющего числа их сограждан, возможности оказывать влияние на развитие дел в обществе и, следовательно, повышенной ответственности за их состояние.

Отсюда теория бюрократического управления муниципальной службой - стремление к созданию компетентной и объективной власти при жесткой иерархии и выраженной централизации. Чьё достоинство заключается в ее точности, четкости, документальном оформлении, постоянстве, унифицированности, строгости отношений подчинения, предотвращении конфликтов, экономии затрат на людские и материальные ресурсы.

С другой стороны, с появлением теории "отзывчивой" администрации, полицентризма, "плоских" структур (Д. Валдо, В. Острома), направленных на децентрализацию управления, приближение его к людям и их нуждам, сегодня мы в большей степени говорим о муниципальной службе как о сервисной социальной деятельности. Произошел переход от "логики учреждения" к "логике обслуживания" [4, С. 63], что потребовало иных концептуальных основ управления, ориентированных, прежде всего, на результаты и эффективность при осуществлении муниципальными служащими социальной деятельности. Современная действительность потребовала совершенно нового подхода к оценке эффективности управления муниципальной службой, основанного на качестве предоставляемых ею услуг и рентабельности, что подразумевает переход от оценки эффективности процесса управления к оценке эффективности результата управления; понижение роли управленческого контроля одновременно с развитием усовершенствованной отчетности и механизмов ответственности.

Итак, двоякая природа данной социальной деятельности требует таких концептуальных основ управления, которые учитывали бы выделенную специфику. Прежде всего, нужно учитывать, что системная модернизация, направленная на формирование гражданского общества и плюралистической демократии, требует новых принципов управления муниципальной службой. Сложившаяся ситуация вызвала необходимость обеспечить трансформацию данной социальной деятельности таким образом, чтобы она отвечала требованиям социального государства и способствовала эффективному удовлетворению потребностей граждан. Строилась на принципах теории социального обслуживания, в рамках которой органы самоуправления представляют собой учреждения, функционально призванные обслуживать население по удовлетворению их частных и публичных интересов.

Однако следует учитывать и исторический контекст развития нашей государственности, закрепление ее патерналистской направленности, заложенной в ментальных основаниях и поведенческих стереотипах. Доминирующие в обществе социальные отношения, особенности культуры и институциальной среды накладывают серьезный отпечаток на функционирование муниципальной службы. Общество сознательно культивирует их рациональную, отчасти консервативную функцию, принимая любую власть как превалирующую над населением.

Таким образом, управление данной социальной деятельностью нуждается в концепции, учитывающей как социокультурные традиции, так и требования современного общества, что в итоге позволит муниципальной службе стать продуктивным инструментом системной модернизации России.

Список литературы / References

1. Вебер М. Политика как призвание и профессия (избранные произведения) / М. Вебер. - Москва.: 1990.

2. Забнева Э.И. Проблемы профессионализации муниципальных служащих в условиях транзитивного общества / Э.И. Забнева // Социум и власть. - 2015. - №4. - С.24-29.

3. Кабашов С. Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления / С. Ю. Кабашов. - Москва.: Дело АНХ, 2009.

4. Соколова Р.И. Государство в современном мире / Р.И.Соколова, В.И. Спиридонова - М.: ИФ РАН, 2003.

5. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда / С.Г. Струмилин. - Из-во «Наука», М., 1982.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Weber M. Politika kak prizvaniye i profesiya [Politics as a Vocation and Profession (selected works)] / M. Weber. -M.: 1990. [in Russian]

2. Zabneva E.I. Problemy professionalizatsii munitsypalnykh sluzhashchikh v usloviyakh transitivnogo obshchestva [Problems of Professionalization of Municipal Employees in a Transitional Society] / E.I. Zabneva // Social Life and Power. -2015. - No. 4. - P.24-29. [in Russian]

3. Kabashov S. Yu. Moralno-eticheskiye i pravovye osnovy gosudarstevnnogo i munitsypalnogo upravleniya [Moral, Ethical and Legal Basis of State and Municipal Administration] / S. Yu. Kabashov. - M.: Delo ANH, 2009. [in Russian]

4. Sokolova R.I. Gosudarstvo v sovremennom mire [State in the Modern World / R.I. Sokolova, V.I. Spiridonova - M.: IF RAS, 2003. [in Russian]

5. Strumilin S.G. Problemy ekonomiki truda [Problems of the Economics of Labour] / S.G. Strumilin. - "Science," M., 1982.

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.61.095 Маркина Е.П.

Кандидат философских наук, Орловский государственный университет К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ГОРОДОВ РОССИИ

Аннотация

В статье рассмотрены многообразные варианты интерпретации понятия «провинция» и «периферия» в урбанистике. Показана междисциплинарность и плюралистичность теоретического исследования данной проблематики. В статье отмечается, что размышления социологов о сущности и специфике понятия «провинциальный город» имеют давнюю историю, а также перспективы для дальнейшего развития проводимых сегодня научных исследований. Результатом теоретического исследования специфики провинциальных городов России является выявление их своеобразного культурного облика и возможности культурного наследия в рамках изучаемой тематики. аким образом, рассмотрение провинциального города становится актуальным и интересным объектом исследования.

Ключевые слова: междисциплинарность, периферия, пригород, провинциальный город, регион, территория, фронтир.

Markina E.P.

PhD in Philosophy, Oryol State University ON THE QUESTION OF SPECIFICITY OF THE RUSSIAN PROVINCIAL TOWNS STUDY

Abstract

The article considers various versions of interpretation of the concept of "province" and "periphery" in urbanistics. The interdisciplinarity and pluralism of the theoretical research of this problem are shown in the paper. The article notes that sociologists' reflections on the essence and specificity of the concept of a "provincial town " have a long history, as well as prospects for the further development of the current scientific research. The result of the theoretical study of the specificity of provincial towns in Russia is the identification of their specific cultural appearance and the possibility of cultural heritage within the framework of the subject matter under study. Thus, the study of a provincial town becomes a topical and interesting object of research.

Keywords: interdisciplinarity, periphery, suburb, provincial town, region, territory, frontier.

Термин «провинциальность» в разнообразных дискурсах описывается с опорой на разные теоретические о снования, а также может быть применен к территории, региону или городу.

Термин «провинция», в качестве научного оборота, в русский язык вошел для обозначения на европейский манер наименования одной из единиц административного деления России, еще предпринятого Петром I в 1669 году. Однако в конце XVIII века в контексте административно-территориальной структуры Российской империи существовать перестал, но остался в свою очередь, в языке и культуре, формируя новые понятийно-метафорические и образные, как смыслы, так и контексты различных лексических производных данного понятия. В основном, смысл термина «провинция» (периферия) следует трактовать, как территориальную, часто административную единицу в пределах страны, а также целесообразно понимать в качестве завоеванной территории.

Социологи в ходе проведенных опросов по изучению данного вопроса приходят к выводу о том, что исследуемое понятие «провинциальность» может трактоваться по-разному и многозначно горожанами. Так И.А. Шмерлина [1, С. 31-32] рассматривает провинцию в контексте низкой ресурсности, которая выражается в оторванности периферии от культуры и низком уровне жизни современного провинциального жителя, а также рассматривается новая формулировка понятия «провинция» с целью определения специфики изучаемого понятия как «малый город».

Понятие «провинция», по мнению ученого, может трактоваться как неурбанизированная территория (пригород или глубинка).

В рамках модели Джона Фридмана находим описание, как центра, так и периферии. При этом центр представлен достаточно ёмким, технологически и социально передовым, а периферия как слаборазвитая территория с замедленной модернизацией, порождаемая центром и потребляющая инновации в обмен на ресурсы [2, С. 37-38]. Стоит отметить, что концепция Фридмана, в социологическом дискурсе проводимых на сегодняшний день современных исследований урбанистов, относится к проработки достаточно интересно, но не целостно, а фрагментарно изученной проблематики дихотомической противоположности «центра-переферии», их сравнительному анализу с поиском общего и различного.

А.И. Трейвиш удачно переформулировал основополагающий принцип концепции Дж. Фридмана и пришел к утверждению мысли, что при советском догоняющем развитии мобилизационного типа страна «сжимается в кулаки» по оси «центр-периферия» [3, С. 339-340].

Периферия или российская провинция как достаточно интересный на сегодня объект исследования оказывается не случайно в центре повышенного внимания разных специалистов: социологов, демографов, географов и экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.