КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ САМУИЛА ПУФЕНДОРФА
Н.И. Малышева, кандидат юридических наук, доцент кафедры государс-
твенного и международного права Санкт-Петербургского государственного морского технического университета
О гражданском обществе можно говорить как о таком состоянии общества, на основе которого государство приобретает черты правового. Другое понимание гражданского общества связано с представлением о нем как о неполитической сфере жизни людей в качестве частных лиц1. Относительная самостоятельность гражданского общества не означает, что оно полностью независимо от государства и может существовать автономно от него. Данная самостоятельность выражается в том, что гражданское общество призвано решать иные по сравнению с государством задачи. В связи с этим жизнь гражданского общества регламентируется не только правовьми, но, в значительной степени, и другими социаль-ными нормами.
В политико-правовом учении представителя раннего немецкого Просвещения Самуила Пуфендорфа (1632-1694) одно из центральных мест занимает вопрос о правах и свободах индивида не только как гражданина, но и как члена общества, относительно независимого от государства. Для немецкого мыслителя было очевидным, что общество и его члены имеют и свои собственные интересы, отличные от государственных. Естественно, что Пуфендорф далек от современного понимания гражданского общества и не использует в своих произведениях термин «гражданское общество» в современном значении. Характерно, что в русских дореволюционных переводах его трудов прилагательное «граж-данский» употребляется как синоним слова «государственный»2.
Категория «гражданское общество» стала предметом глубокого изучения в творчестве буржуазных мыслителей ХУШ-Х1Х вв. Известно, что и до этого времени многие философы и правоведы обращались к анализу вопросов разграничения круга частных и государственных интересов.
В политико-правовом учении Пуфен-дорфа можно обнаружить размышления по поводу правовых основ взаимоотношений индивидов и их организаций как друг с другом, так и с государством. В качестве одной из таких основ мыслитель называет естественное равенство
между людьми, при этом имеется в виду не физическое, а именно формальное равенство3. Немецкий рационалист предлагает индивиду в первую очередь позаботиться о себе самому: о своем духовном совершен-ствовании, образовании, здоровье, защите от возможных нападений со стороны других4. Важной представляется мысль Пуфендорфа о том, что нет необходимости в излишней государственной регламентации всех сторон жизни индивида и общества, что в самом обществе и сознании индивидов заложены механизмы нравственной саморегуляции, основанные на естественном праве5. В необходимых случаях индивид, являясь членом государственного союза, может обратиться за помощью к государству6.
Рассуждая о владении вещами, Пуфен-дорф подчеркивает, что вещи необходимы индивиду для удовлетворения своих личных потребностей, поэтому индивиды должны руководствоваться в отношениях друг с другом по поводу вещей не столько государ-етвенными законами, сколько собственными договоренностями7. Соответственно, от права частной собственности немецкий правовед переходит к обсуждению вопроса незыбле-мости договоров, считая горизонтальные договорные отношения важнейшей частью общественных отношений. При этом Пуфен-дорф предлагает целую систему обеспечения исполнения договоров, в частности, поручительство, залог движимых и недвижи-мых вещей8. Эти меры должны минимизиро-вать количество споров между индивидами по поводу неисполнения договоров, и, как следствие, количество обращений в публичные государственные органы по поводу разре-шения споров. В случае обращения в судебные органы заявителям должно быть обеспечено справедливое рассмотрение дела с «правиль-ным употреблением законов»9. Обратим вни-мание, что данная позиция Пуфендорфа во многом созвучна идеям Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, внесшего значительный вклад в разработку современного понимания гражданского общества10.
Структура гражданского общества выглядит у Пуфендорфа многоуровневой, включающей
116
Вестник ЮУрГУ, № 13, 2006
Проблемы и вопросы теории и истории государства и права
государство, обладающее верхов-ной властью суверена, группы и объединения индивидов, а также отдельных индивидов, выступающих в отношениях с сувереном в качестве подданных.
Церковь рассматривается Пуфендорфом как важнейший элемент человеческого общества. В учении Пуфендорфа церковь становится союзом индивидов, объединив-шихся в целях поиска истины согласно естественной религии. Поскольку в обще-ственной жизни могут сосуществовать различного рода союзы, то религиозную истину можно искать в различных церквах.
Пуфендорф приветствовал демократические начала в церковном правлении. Так, церковь имела право самостоятельно управлять своими внутренними делами, а верующие могли получить возможность избирать своих священников. При этом Пуфендорф рассмат-ри-вает роль церкви в общественной жизни под углом зрения государственного интереса. Церковь как объединение людей, как любой другой союз в определенной степени подлежит надзору со стороны государства. По мнению Пуфендорфа, религия и церковь должны служить государству, а верующие должны быть законопослушными гражданами государства11. Данное положение подчеркивает связь мировоз-зрения Пуфендорфа с идеями Реформации, с протестантизмом. При наличии в пределах границ одной страны различных конфессий именно государство призвано обеспечить их мирное сосуществование.
Со времен Гоббса теория естественного права конструирует государство, как лицо, в котором общество находит свое завершение12. По Пуфендорфу, государство выступает как результат совокупности договоров, при этом результатом первого договора является обше-ство индивидов, еще лишенное специальной организации и руководящей власти'3. Индии-виды в таком обществе уже не находятся в естественном состоянии, однако это еще и не государственное состояние в собственном смысле этого слова. Можно предположить, что указанное общество и является для Пуфен-дорфа своего рода гражданским обществом. Отдельные характеристики такого общества выводятся из естественного догосу-дарствен-ного состояния. Черты государственной организации данное общество получает в результате принятия его членами решения о форме правления и заключения второго дого-
вора. Государственные органы, получив-шие властные полномочия в результате второго из заключенных договоров14, должны обеспечить членам гражданского общества незыблемость естественных прав и свобод. Пуфендорфом осторожно высказывалась мысль о возможности для такого общества противостоять государю, который действует вопреки «общему благу», что может привести государство к гибели15. Таким образом, Пуфендорф в определенной степени различает государство и гражданское общество. В своем учении немецкий правовед осуществляет попытку правового оформления идеи граждан-ского общества, понимаемого как совокуп-ность индивидов и их организаций, имеющих некоторую самостоятельность в решении целого ряда вопросов без вмешательства государства.
I Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2000. С. 277-279.
: См, напр.: Пуфендорф С. О должности человека и гражданина по закону естественному. Книги две. [Перевод И. Кречетовского]. СПб., 1726. Кн. 2. С. 465.
3 Пуфендорф С. О должности человека и гражданина. Кн. 1. С. 165-168.
4 Там же. С. 116-117, 120-124.
5 Там же. Кн. 2. С. 454.
6 Там же. Кн. 1. С. 127.
7 Там же. С. 242.
8 Там же. С. 280-309.
9 Там же. Кн. 2. С. 415.
10 По мнению Гегеля, правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, упорядоченное законодательство и авторитетный суд (См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 227-228).
II См.: Пуфендорф С. Политическое рассуждение о согласии политики истинной с религией христианской. СПб, 1815. С. 15,46-47.
12 Еллинек Г. Право современного государства. Общее учение о государстве. СПб, 1903. Т. 1. С. 53.
13 Пуфендорф С. О должности человека и гражданина. Кн. 2. С. 403-404.
и Там же. С. 405.
15 PufendorfS. Acht Bbcher vom Natur-und-Vulcker-Rechte. Mit des weitberbhmten Johann Nicolai Hertii, Johann Barbeyrac und anderer hoch-gelehrten Manner au-serlesenen Anm. erlaut. und in die teutsche Sprach bbers. Buch 8. Franckfurt a. M, 1711. S. 1011.
Серия «Право», выпуск 8, том 2
117