Научная статья на тему '"Неттелбладтова система", или Чему учили первых российских правоведов'

"Неттелбладтова система", или Чему учили первых российских правоведов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
250
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Неттелбладтова система", или Чему учили первых российских правоведов»

Ретроспективы

«Неттелбладтова система», или Чему учили первых российских правоведов

М. А. Кожевина *

Держу в руках книгу Даниила Неттелблад-та «Начальное основание всеобщей естественной юриспруденции, принаравленное к употреблению основания положительной юриспруденции и переведенное с латинского языка», напечатанную при Императорском Московском университете в 1770 г., и честно скажу, испытываю невероятное волнение и целую палитру чувств. Далеко не каждое гражданское, а тем более милицейское, высшее учебное заведение может гордиться наличием в фондах научной библиотеки одного из первых учебников, изданных для подготовки первых российских юристов в стенах первого российского университета. Каким же образом редкое издание оказалось в специализированном образовательном учреждении, созданном в первые годы советской власти? Предположений много, но одно из них, на наш взгляд, наиболее вероятно.

В марте 1924 г. начальник 2-й Омской школы Аударин Вольдемар Матвеевич обратился к начальнику милиции Республики с таким рапортом: «Школа весьма бедна материалом, освещающим историю царской полиции и организации полиции наших дней в Западной Европе и Америке. Ввиду того, что наилучшие труды по этим вопросам являются в настоящее время библиографической редкостью, школам, безусловно, недоступны, прошу Вашего разрешения о выписке из-за границы и рассылке по школам этой литературы. Кроме того, прошу произвести скупку всей имеющейся в Москве профессионально-политической и уголовной литературы... Одновременно с этим прошу выписать уставы и программы Лондонской полицейской Академии и Венской Высшей полицейской школы для сравнения их с нашими положениями

и учебными планами» 1 Подобное обращение стало возможным в связи с принятием 16 января 1923 г. Декрета СНК РСФСР «О предоставлении высшим учебным заведениям и научным учреждениям права обмена научными изданиями с в.у.з. и научными учреждениями других стран» 2. На приобретение учебной литературы выделялось 5% от общего бюджета на образование. Школы напрямую выходили на наркоматы, например юстиции или просвещения, и приобретали юридическую и иную литературу, порой в рассрочку 3. Но вскоре финансирование этой статьи было прекращено, и, как отмечалось в журнале «Административный вестник», школам «приходилось поэтому, что называется, изворачиваться: исполком, местхоз, шеф-объекты — обхаживание со стороны школы, и нужно сказать, удачное обхаживание» 4.

Судя по одной из регистрационных печатей на титульном листе, книга Д. Неттелбладта была передана Омской школе милиции из Государственной публичной библиотеки (предполагаем, что ныне это Российская государственная библиотека или Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге) и наравне с сотнями других редких изданий XIX — начала XX вв. вошла в сокровищницу Омской академии МВД России. Об этом уникальном учебнике и пойдет речь.

Формирование системы юридического образования в России связывают с созданием в 1755 г. Императорского Московского университета, где в числе первых трех был образован и юридический факультет. Однако попытки подготовить «юрис-прудентов» (знатоки права) для Российского государства предпринимались еще во времена Петра

Постоянный автор нашего журнала.

*

Великого. В 1715 г. российский самодержец велел генералу Адаму Адамовичу Вейде найти и пригласить в Россию «ученых и в правостях искусных людей». В 1724 г. создается Императорская академия наук, а при ней в 1725 г. университет и две гимназии — для детей дворян и разночинцев, где предполагалось преподавать «право натуры и публичное купно с политикою и этикой (нравоучением)» 5. Следуя европейской традиции права, прежде всего — немецкой, Петр I в качестве основного учебника для школяров в области правоведения велел перевести на русский язык книгу одного из видных представителей умеренного крыла естественно-правовой школы немецкого юриста Самуила Пуфендорфа (1632-1694) под названием «О должности человека и гражданина согласно естественному праву в двух книгах». В октябре 1724 г. он писал Святейшему Синоду: «Посылаю при сем книгу Пуфендорфа, в которой два трактата: первый — о должности человека и гражданина, другой — о вере христианской, но требую, чтобы первый токмо переведен был, понеже в другом не чаю к пользе нужды быть» 6. Книга увидела свет в 1726 г. и долгие годы была основным учебным пособием в подготовке русских правоведов.

Первоначально преподавать право в академическом, а затем и Московском университете приглашались выходцы из Германии. Именно им принадлежит заслуга внедрения в образовательный процесс системы понимания права по Пуфендорфу и Неттелбладту.

Н. М. Коркунов, исследуя процесс становления общей теории права (энциклопедия) как отрасли отечественной научной юриспруденции, выделял две основные тенденции в развитии европейской науки XVIII в. «Одни (книги. — М. К.)... написаны под влиянием догматического, или положительного, как его тогда называли, направления. Такова, например, энциклопедия Стефана Пюттера (1757 г.), который, собственно, и ввел название „энциклопедия“ в общее употребление и вместе с тем отделил от энциклопедии методологии. Другая энциклопедия принадлежит к философскому направлению. Таков характер произведений Неттелбладта, известного последователя Вольфа. Он написал несколько руководств по энциклопедии, пользовавшихся в свое время большою известностью» 7. Продолжая рассуждать на заданную тему, русский правовед объясняет и причину столь подробного изучения немецкой правовой литературы: «Это потому, что только немецкая литература представляет в этом отношении самостоятельное и преемственное развитие. Если на других языках и являлись энциклопедии права, они были подражанием немецким и представляли собою разрозненные, не связанные преемственным развитием явления. В нашем отечестве преподавание энциклопедии начато было еще в конце прошлого столетия (XVIII в. — М. К.)

немецкими юристами, преподававшими в Московском университете» 8.

Одним из первых и в течение 10 лет единственным профессором юридического факультета Императорского университета был доктор права из Тироля Филипп-Генрих Дильтей (1723-1781). В 1756 г. он приехал в Москву для работы по контракту в новом российском университете. К этому времени Ф.-Г. Дильтей был известным ученым, членом Майнцской академии наук, близко знал члена Санкт-Петербургской академии наук немецкого историка Герхарда Миллера и по его рекомендации был утвержден на должность профессора правоведения в Московском университете. Вступая в должность 31 октября 1756 г., немецкий ученый произнес речь «О нужде и пользе права, перстом Божеским во всех сердцах написанного», чуть позже опубликовал каталог своих лекций по естественному и народному праву. Лекции читались на латинском языке в соответствии с руководством С. Пуфендорфа. В 1764 г. Конференция Московского университета (Ученый совет) поручила Ф.-Г. Дильтею написать программу преподавания российской юриспруденции 9.

И программа была разработана в марте того же года. Согласно записке Дильтея, она имела следующий вид: «1) Всеобщее, или естественное, право и право народное как основа и фундамент всех прав, изучается прежде всего. 2) Далее должны следовать установления Римского права. Здесь к каждой главе должно присовокуплять Российские законы, которые либо согласуются с Римским правом, либо ему противоречат. 3) Право уголовное и право вексельное, в обоих также всюду следует присоединять соответствующие Российские законы. 4) Право Российское, таким образом обращенное в законоведение. 5) Государственное право» 10.

Однако данный порядок так и не был внедрен в учебный процесс, вплоть до появления в Московском университете русских профессоров права Семена Ефимовича Десницкого и Ивана Андреевича Третьякова. Дело еще усугубилось тем, что в 1765 г. Ф.-Г. Дильтея уволили из университета за недобросовестное отношение к делу. Ему на смену был приглашен (по рекомендации того же Г. Миллера) немецкий правовед Карл-Генрих Лангер, который начал читать «Положительное право всеобщее, по системе Неттелбладта» 11.

По-видимому, в этот период и был впервые в России опубликован учебник немецкого правоведа Даниэля Неттелбладта (1719-1791) «Элементарная система всеобщей натуральной юриспруденции», вышедший в свет в двух томах в 1749 г. на латинском языке, а позже несколько раз переизданный 12. Учебник был сложным по структуре, включал разделы «Философия практическая, всеобщая теоретическая», «Юриспруденция естественная теоретическая», «Юриспруденция естественная практическая», «Юриспруденция практи-

ческая всеобщая», каждый из которых делился на части, книги и параграфы 13.

Методика преподавания К.-Г Лангера основывалась на анализе содержания учебника и была признана Конференцией Московского университета приемлемой, а система Неттелбладта — базовой в подготовке российских правоведов, о чем свидетельствует запись в новом контракте Ф.-Г. Дильтея, восстановленного в должности ординарного профессора права Московского университета в 1766 г. 14

Пункт второй контракта гласил: «За основание своих лекций имеет он положить назначенную к тому в силе апробированного о университете проекта 8 пункта куратором и профессорским собранием Неттельблаттову систему начал всеобщего положительного права, изъясняя не токмо положительную юриспруденцию во всем ее пространстве внятным и полезным толкованием, но показывая притом своим слушателям сравнение и различие всех чужестранных гражданских законов, а особливо тех государств, которые с Россиею состоят в некоторой коннексии, таким образом, чтоб его слушатели через то предуготовлены были к предварительному правильному познанию прав своего отечества. А дабы время определенных на лекции часов не проходило втуне, то имеет он удерживаться от всякого излишнего диктования, но наипаче подавать учащимся основательное наставление в приличных лекциям ево наукам остроумным, а притом легким и понятным разговором, которому, как обыкновенно, должно быть на латинском языке (выделено мной. — М. К.)».

Как отмечал Н. М. Коркунов, «шестидесятые и семидесятые годы XVIII столетия были, можно сказать, апогеем процветания отвлеченных учений естественного права. Общественный договор Руссо был тогда еще свежей новинкой. Историческая школа еще не выступала со своей сокрушительной критикой естественно-правовых теорий. Пуфен-дорф, Вольф, Неттельбладт являлись непререкаемыми авторитетами» 15.

В третьем пункте контракта уточнялось, как должно применять «Неттельблаттово руководство» в преподавании начал всеобщего положительного права: «А понеже все, что относится единственно к состоянию немецкой империи и следственно до его лекций не принадлежит, должно из оного автора как ненужное исключено быть: то обязуется помянутой профессор в каждой учебной год, в силу апробированного о университете проекта 10 пункта не токмо окончать курс своих лекций по означенному Неттельблаттову руководству, но и в военном, морском и вексельном правах подать наставление, которое бесспорно должно почитать за части общего положительного права, для усмотрения ж, какие его слушатели будут иметь успехи, делать с оными по востребованию кураторскому экзамены» 16.

Таким образом, предлагаемая система немецкого правоведа должна была изучаться в сопоставлении с русским правом, что невозможно было осуществлять на латинском языке.

Екатерина II на церемонии открытия Уложенной Комиссии в 1767 г. потребовала, «чтобы лекции в университете на российском языке преподаваемы были» 17. Это и послужило поводом для начала большой работы по переводу всех учебников на родной язык. Учебники Ф.-Г. Дильтея были переведены с латинского языка его учениками, первыми выпускниками юридического факультета Московского университета Иваном Борзовым и Алексеем Артемьевым 18. И хотя в учебнике Д. Неттелбладта не указаны переводчики, можно предположить, что И. Борзов и А. Артемьев принимали участие в переводе книги «Начальное основание всеобщей естественной юриспруденции, принаравленное к употреблению основания положительной юриспруденции и переведенное с латинского языка», напечатанной при Императорском Московском университете в 1770 г. (русская версия учебника Д. Неттелбладта «Элементарная система всеобщей натуральной юриспруденции»), по которой Диль-тей обучал своих студентов.

Важным в понимании причин перевода является введение книги, обращенное к читателю: «Книга сия, благосклонный читатель, издается в свет на Российском языке для следующих причин: 1) что она сочинена на Латинском языке славным юриспрудентом Даниилом Неттелбладтом, надворным советником Его Величества Короля Прусского, и публичным ординарным Профессором права;

2) что сия самая ж юриспруденция, по причине, надобно думать, своего превосходства пред прочими будучи избрана, публично преподается и в Императорском Московском Университете; на конец;

3) что в прошлых годах требовано было от учрежденной Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения, не находится ли каких юридических книг, изданных на Российском языке. Сии то были побудительные причины к изданию сея книги Сл. в ученом свете Автора. Весьма счастливы будут как трудящиеся в переводе, так и употребивший свое иждивение для напечатания оной, когда она от всего общества будет уважена и принята благосклонно. Ибо таким образом в приносящих обществу пользу чрез переводы книг возрождается большая охота к продолжению дальнейших трудов, и употребляющие свое иждивение для напечатания переведенных не могут сожалеть, как о потерянном» 19.

В отличие от латинской (2 книги), русская версия опубликована в одной, но сохранила всю структуру учебника. Кожаный, слегка потрепанный переплет, плотная белая немелованная бумага, репринтная печать. Книга хорошо сохранилась, но некоторые пометки на страницах, следы от пальцев рук, иногда угасающая графика свидетельствуют

о том, что издание пользовалось спросом у обучающихся читателей.

Учебник обладает и педагогическими достоинствами. Материал воспроизводится в логической последовательности от общего к частному, при этом сохраняется метод глоссирования (комментирования правовых догм), выработанный еще школами глоссаторов и постглоссаторов. Здесь нет больших текстов с рассуждениями на заданную тему и пространными выводами (как это принято в современных учебниках). Маленькие параграфы в один или два абзаца содержат понятие, его определение и пояснения автора, что, без сомнения, позволяет обучающемуся лучше усвоить материал и запомнить главное. Композиционно материал организован так, что каждый последующий параграф гармонично продолжает предыдущий, и у читателя не возникает желания остановиться, наоборот, чтение захватывает и увлекает.

Однако в оценках русских правоведов конца XIX в. подобная «конспектообразнаго изложения» критиковалась. Считалось, что такой способ изложения дает лишь «готовые схемы, рубрики, категории», а не «обобщающую и объединяющую мысль» 20.

Обратимся к содержанию учебника и попробуем выяснить, в чем же суть «Неттельблаттовой системы» 21 изучения права и каковы ее особенности.

Вводная часть учебника «Общия предъуве-домления начальнаго основания всеобщей юриспруденции естественной» содержит три титула, где автор определяет место естественного права в системе юриспруденции, выделяет его части и указывает способы обучения естественной юриспруденции.

Центральная часть работы состоит из двух больших разделов: «Начальное основание всеобщей естественной юриспруденции» и «Юриспруденция теоретическая всеобщая, к владеющим и другим знатным особам принаравленная». Каждый раздел имеет сложную структуру, включающую тома, части, книги, отделения, титулы. Том первый и второй вошли в первый раздел работы, том третий — во второй. Тематика каждого тома строго определена и имеет логическую завершенность.

Учитывая, что в XVII-XVШ вв. общественный интерес смещается в политическую область и пробуждается потребность в рефлексии правового сознания, а европейскими юристами предпринимаются попытки определить место правоведения в господствующих философских системах, сформировать фундаментальную идеологию юриспруденции, можно считать вполне оправданной позицию автора, начавшего изучение юриспруденции с темы «Философия практическая всеобщая теоретическая» (том I).

Д. Неттелбладт рассуждает «о натуре и свойствах действий человеческих вообще», «о моральных

действиях человеческих», «о правости действий человеческих», обращаясь к внутреннему и внешнему миру человека, который отражается в его поведении: «всякое внешнее действие состоит из действий способности познавательной, способности желательной и способности местодвижительной», а «к внутренним действиям принадлежит согласие, которое ни что иное есть, как действие воли, по которому желаем, чтобы тоже было, или не было, чему быть или не быть желает другой» 22.

«Моральным действием» автор называет отношение «к добру или худу», а «правым действие человеческое», считает он, может быть названо лишь тогда, когда «никакому существенному человеческому определению, или есть сего зависящему свойству не противоречит», в противном случае это действие «неправое» 23.

Д. Неттелбладт указывает, что любые действия человека, как внутренние, так и внешние, порождают права и обязанности, которые следует оценивать с двух позиций: исходя из законов естественных (титул VI) и действий юридических (титул VII). Он трактует право как «моральную способность делать» и делит его на естественное и положительное, при этом под первым понимает право общее и собственное, где «право естественное общее довольную причину имеет в животности, а право естественное собственное в разумности» 24, «все врожденные права суть общие, а снисканные суть собственные права» 25.

Обязанности, по Неттелбладту, бывают двух видов: «действительные есть соединение побуждения с действием» и «страдательные есть моральная необходимость делать» 26. Автор замечает, что «самая натура человеческая и сущность обязывает людей к произведению действий внутренно добрых и к оставлению внутренно злых» 27. Но коль скоро человек не всегда находится в согласии с самим собой, есть законы, регулирующие его действия. «Закон есть правило, по которому обязываемся определять свободные свои действия». Они делятся на естественные («естли оной основан на самом свойстве и сущности вещей») и положительные («естли оной основан непосредственно на воле разумного существа»). «Законы естественные обязывают всех людей и везде имеют силу. Законы естественные суть законы полные». В итоге автор заключает: «Законов естественных виновник Бог. Положительные законы не могут переменять естественные. Естественная теория законов положительных есть собрание истин о способе, по которому из законов естественных, к оным нечто прибавляя или убавляя, другие должно составлять» 28, а действия, претворяющие в жизнь права и обязанности, он определяет как юридические (титул VII). Эти действия имеют сроки и способы реализации в рамках договора или по обязательствам (титул VIII). Юридические действия осуществляются по разным причи-

нам: «по неведению, погрешности, в страхе, напасти, преступлении и случае» (титул IX), что, в свою очередь, устанавливает «начало естественного права» (титул Х), его толкование (титул XI), «прина-равливание права к делам» (титул XII), механизм «приобретения прав и обязанностей» (титул XVI), «потерю прав и обязанностей» (титул XVII) и «соблюдение прав и обязанностей» (титул XVIII).

Таким образом, первый том учебника включает основные понятия и категории естественного права. Базируясь на философском рационализме, автор использует в познании права два взаимодействующих метода — философско-правовой и догматическо-юридический — с превалированием первого.

В большей степени эта связь прослеживается во втором и третьем томах учебника. Второй том называется «Юриспруденция естественная теоретическая» и имеет три части: «Юриспруденция естественная особенная»; «Юриспруденция естественная теоретическая публичная»; «Юриспруденция естественная теоретическая народная». Фактически вычленяются три сферы действия естественного права: частная (индивидуальная), государственная и международная.

В первой части очевидна приверженность автора римской традиции частного права, в основе рассуждений лежит так называемая римская триада — «иски, вещи, лица» — «О должностях человека в рассуждении самого себя и о правах, с оными соединенных» (отделение I); «О должностях человеческих в рассуждении других и о правах с оными соединенных» (отделение II); «О правах вещей, и в особливости о правах в вещи» (глава II); «О праве в рассуждении вещи, и в особливости о праве гражданском» (глава II); «О криминальном праве в рассуждении вещи» (глава II); «О праве лиц» (глава II) и т. д. Но при этом очевидна и специфика времени (Германия XVIII в. — абсолютная монархия) — к основным источникам частного права относятся «юриспруденция собственно церковная» (книга II) и «юриспруденция собственно феодальная» (книга III).

Во второй части раскрывается содержание понятия «юриспруденция публичная политическая» через призму понятий «республика» (отделение I), «гражданин» (отделения I, III), «права государственные» (отделение II), «юриспруденция публичная церковная» (книга II) и «юриспруденция публичная феодальная» (книга III). Д. Неттел-бладт вслед за римскими диктаторами (титул II, § 722) толкует понятие respublica как res — дело publicus — общественное, народное («республика (respublica), или гражданство (civitas), или царство есть общество сложное, для общего благоденствия и безопасности установленное» (титул I, § 708)), но по-своему интерпретирует форму этого «народного дела». «Форма республики, — пишет он, — есть определенный способ управлять правлением, и на-

зывается правильною. и неправильною». «В рассуждение правильной формы, или правления состоит во власти всего множества членов республики, и тогда такая республика называется демократической, или во власти некоторых, и тогда именуется аристократиею, или во власти одного, и тогда называется монархией, или одноначаль-ством». «К неправильным республикам особливо принадлежит сложная республика, то есть такая, которой члены суть такие меньшие республики, коих правление подчинено правлению большей республики, из которых члены оных находятся» 29 (выделено мной. — М. К.).

Конъюнктурный подход автора к пониманию форм государства обусловлен исторической действительностью. К середине XVIII в. Европа приобрела опыт буржуазных революций (Нидерланды и Англия), назревали кардинальные перемены во Франции. Республиканская форма правления уже не казалась недостижимой утопией, она становилась привлекательной реальностью. Церковь утрачивала свои транснациональные позиции, феодальные государства переживали политический кризис, власть преобразовывалась в светскую. Германия в своем развитии отставала от ряда европейских государств. Будучи формально абсолютной монархией (при приоритетном правлении Прусского короля), она сохраняла сеньориальную форму правления и испытывала серьезное влияние церкви, что еще в большей степени, в отличие от других европейских стран, осложняло внутреннюю политику государства и усиливало кризис власти. Д. Неттелбладт, осознавая все перемены в общественной жизни Европы и не отделяя от нее собственную страну, через понятие «республика» унифицирует все государственные формы, находя в ряду «правильных» европейских республик, в том числе монархий, ограниченных и неограниченных место для «неправильной» республики — феодально раздробленной Германии.

Однако такой взгляд не помешал автору в третьей части второго тома определить основные признаки внешнего и внутреннего суверенитета государства, вполне соотносимые с современными интерпретациями, выработать принципы правого взаимодействия различных стран в двух главах: «О должностях народов, между собою безусловных, и о соединенных с оными правах» (глава I), «Об условных должностях народов между собою и с оными соединенных правах» (глава II).

Третий том учебника — «Юриспруденция естественная практическая». Две его части «Юриспруденция практическая внесудебная» и «Юриспруденция практическая судебная» последовательно раскрывают суть каждой стадии юридического процесса: досудебной и судебной. В первой части излагаются «общие правила об отправлении дел до суда непринадлежащих» (книга I); перечис-

ляются факторы, обусловливающие отказ в судебном разбирательстве (книга II «Об отправлении дел, непринадлежащих до суда неспорных»; книга III «Об отправлении тяжебных дел, непринадлежащих до суда», например завершившихся примирением и т. д.). Во второй части тома трактуются «Всеобщие правила об отправлении судебных дел» (книга I), правила «Об отправлении дел самопроизвольного суда» (книга II) и правила «Об отправлении дел спорного суда» (книга III). Завершает том глава «Юриспруденция практическая всеобщая», касающаяся разрешения спорных вопросов между знатными особами, государственными учреждениями и государствами.

В заключении учебника автор еще раз акцентирует внимание на ключевой мысли: «Действия, принадлежащие до прав и обязательств, называемых юридическими действиями, и об отправлении которых в юриспруденции практической должно рассуждать» в соответствии с законами естественными; «естественные законы не предписывают другого способа, кроме сего, о котором сказано было. Законы естественные повелевают рассуждать о достоинствах владетелей» 30.

Бесспорно, учебник Даниила Иеттелбладта сыграл величайшую роль в подготовке российских правоведов. «Иеттельблаттово руководство» способствовало системному изучению права как области научного знания, внедрению в учебный процесс сравнительного правоведения. Автор учебника — представитель плеяды немецких просветителей, немало сделавших для систематизации и популяризации доктрины естественного права, адаптации ее к потребностям нового буржуазного общества и преодоления влияния теологии на теоретическую и практическую юриспруденцию. Последователь Самуила Пуфендорфа, он попытался представить естественное право как некую универсальную социальную этику, нормы которой направлены на регулирование поведения всех людей, независимо от их социального и имущественного положения, государственной принадлежности и политических убеждений. Как и Христиан Вольф, Д. Иеттел-бладт развил мысль о том, что человек создан для счастья, что Бог способствует его совершенствованию, заставляет его делать добро, избегать зла и отдавать предпочтение лучшему. Соблюдение этих обязанностей и есть естественный закон человеческой жизни. И несмотря на мнение H. М. Кор-кунова: «Влияние вольфовой и неттельблаттовой философии на энциклопедическую отечественную литературу было лишь внешнее и формальное» 31, все-таки проникновение передовых мыслей немецких просветителей в систему юридического образования крепостнической России XVIII в. не могло не сказаться положительно на развитии отечественной юридической науки и формировании российского юридического сообщества.

Вместе с тем исследуемую работу Даниила Неттелбладта следует рассматривать и как источник историографии отечественной юридической науки. Сопоставление содержания учебника «Начальное основание всеобщей естественной юриспруденции, принаравленное к употреблению основания положительной юриспруденции и переведенное с латинского языка» с учебниками современными еще раз убеждает, что наука по природе своей коллективна, и сколько бы ни был индивидуален труд ученого, он «стоит на плечах» предшественников 32. Главное, что объединяет современную общую теорию права с учением Д. Неттелбладта, заключается в понимании человеческих ценностей, добра и зла, права как основного средства регулирования общественных отношений. Действительно, «ученые — это люди, которые более или менее успешно вносят свою лепту в создание этой совокупности, а развитие науки при таком подходе — это постепенный процесс, в котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений, представляющий собой научную методологию и знание» 33.

1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). — Ф. 393. — Оп. 44. — Д. 52. — Л. 7.

2 См.: Собрание узаконений РСФСР. — 1923. — № 4. — Ст. 67.

3 Там же. — С. 64.

4 Аударин В. Еще раз о школьном деле // Административный вестник. — 1926. — № 1. — С. 61.

5 Цит. по: Томсимов В. А. Российские правоведы XVIII-XX веков. Очерки жизни и творчества: в 2 т. — М., 2007. — Т. 1. — С. 90-91.

6 Там же. — С. 90. Книга С. Пуфендорфа была переиздана на разных европейских языках более 150 раз.

7 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. — СПб., 1890. — С. 9-10.

8 Там же. — С. 15.

9 См.: Томсимов В. А. Указ. соч. — Т. 1. — С. 115-116.

10 Там же. — С. 118.

11 Там же. — С. 121.

12 Там же.

13 См.: Неттелбладт Д. ^чальное основание всеобщей естественной юриспруденции, принаравленное к употреблению основания положительной юриспруденции и переведенное с латинского языка. — М., 1770.

14 Филипп-Генрих Дильтей посчитал увольнение из университета необоснованным и обратился в императрице Екатерине II с прошением о восстановлении в должности. Она поручила Правительствующему Сенату разобраться в сути дела. В результате годовой переписки Сената и Конференции университета было установлено, что решение куратора университета Василия Адодуро-ва было незаконным, Дильтей не был предупрежден об увольнении канцелярией университета за 3 месяца, как это было предусмотрено контрактом (см.: Томсимов В. А. Указ. соч. — Т. 1. — С. 124).

15 Коркунов Н. М. История философии права: пособие к лекциям. — СПб., 1908. — С. 265.

16 Цит. по: Томсимов В. А. Указ. соч. — Т. 1. — С. 125.

17 Цит. по: Томсимов В. А. Указ. соч. — Т. 1. — С. 147.

18 См.: Коркунов Н. М. История философии права: пособие к лекциям. — С. 276.

19 Неттелбладт Д. Указ. соч. — С. 2. Текст адаптирован к современности, но сохранены морфологические особенности отдельных слов и выражений. Этот подход используется в статье и далее.

20 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. — С. 10.

21 В зависимости от времени и техники перевода существует несколько вариантов перевода фамилии немецкого правоведа: Неттелбладт (в учебнике, перевод 1770 г.), Нетельбладт (у Н. М. Коркунова, 1890 г.), Нет-тельблатт (Материалы по истории Московского университета. — М., 1960. — Т. 1.; и др.). Мы же отдаем предпочтение первому варианту.

22 Неттелбладт Д. Указ. соч. — С. 17.

23 Там же. — С. 22-24.

24 Там же. — С. 30.

25 Там же. — С. 35.

26 Там же.

27 Там же. — С. 37.

28 Там же. — С. 40.

29 Там же. — С. 261-262.

30 Там же. — С. 433, 479.

31 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. —

С. 10.

32 См.: Сахаров А. М. Методология истории и историография. — М., 1981. — С. 115.

33 Кун Т. Структура научных революций.

2003. — С. 24.

М.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.