Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ ВЫПУСКНИКА / СЕРТИФИКАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Константин Борисович

Актуализирована проблема вузов педагогического профиля, связанная с независимой оценкой качества образования и использования потенциала профессионального сообщества и ресурсов профессионально-общественной аккредитации. Предложены концептуальные основания независимой оценки квалификации выпускников педагогических направлений подготовки. Ключевая идея концепции - независимая оценка квалификации выпускников педагогических направлений подготовки - рассматривается как инструмент гарантии качества через сопоставление результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и требований профессиональных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоров Константин Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF THE CONCEPTION OF AN INDEPENDENT ASSESSMENT OF PEDAGOGY GRADUATES' QUALIFICATION

The aim of the article is to describe the elements of the conception of an independent assessment of the qualifications of pedagogy graduates. The National Education Project sets the task of ensuring the global competitiveness of Russian education. The federal project “Teacher of the Future” aims to introduce a national system for teachers' professional development. The author's analysis of the literature on the problem showed that general problems of qualifications certification are being investigated. A number of publications describe the purpose, functions and procedures of qualifications assessment in assessment and certification centers. Scholars and practitioners point to the need to create an all-Russian authorized body in the qualifications assessment and certification system. The problems of organizing the activities of qualifications assessment centers as a tool for assessing the quality of education are considered. Publications considering the problem of qualifications assessment in various economy sectors, such as tourism and service, state and municipal service, construction, finance, petroleum products transportation and nanoindustry, are presented. Some works analyze the qualifications assessment of teachers and job training instructors of secondary vocational education institutions, and university staff. Several publications discuss the independent assessment of the qualifications of secondary pedagogical education institution graduates, but the problem of an independent assessment of the qualifications of higher pedagogical education program graduates remains little studied. Consequently, the development of a conception for an independent assessment of pedagogy graduates' qualifications is relevant. The key idea of the conception the author presents is that the independent assessment of the qualifications of pedagogical training graduates is considered as a quality assurance tool. Quality assurance is achieved by comparing the results of mastering federal state higher educational standards and the requirements of professional standards. The author describes the elements of the conception: regulatory framework and innovative components. The regulatory framework in the conception structure is set at the federal level and contains legislation, requirements, methods, guidelines. The innovative conception components include the characteristics of the participants, conditions, motivational components and areas of activity, content lines and methods of assessment, a toolkit for a substantive description of professional advantages and disadvantages, reflexive and effective components, and a mechanism for implementing the conception. Specification and implementation of the conception are designated as a prospect of the research.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 193-202. DOI: 10.17223/15617793/464/22

УДК 378

К.Б. Егоров

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Актуализирована проблема вузов педагогического профиля, связанная с независимой оценкой качества образования и использования потенциала профессионального сообщества и ресурсов профессионально-общественной аккредитации. Предложены концептуальные основания независимой оценки квалификации выпускников педагогических направлений подготовки. Ключевая идея концепции - независимая оценка квалификации выпускников педагогических направлений подготовки - рассматривается как инструмент гарантии качества через сопоставление результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и требований профессиональных стандартов. Ключевые слова: профессиональное образование; педагогическое образование; высшее педагогическое образование; квалификация; оценка квалификации выпускника; сертификация в сфере образования; сертификация квалификаций.

Введение

Современные условия развития системы образования позволяют обозначить возможность реализации независимой оценки квалификации выпускников педагогических направлений подготовки как социально-экономическую проблему. Национальный проект «Образование» в качестве одной из ключевых задач развития системы образования определяет перспективу обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [1]. Вузы, ведущие подготовку по педагогическим направлениям, участвуют в достижении двух целевых показателей указанной цели.

С одной стороны, такие вузы могут рассматриваться в аспекте достижения места России по присутствию университетов в глобальном рейтинге университетов. Достижению такого результата будут способствовать итоги проекта «ТОП 5 - 100», реализация конкурса по отбору НОЦ международного уровня, запуск проекта «Перспектива 2030». Уже сегодня ряд ведущих исследовательских университетов входит в международные рейтинги THE, ARWU, QS и пр. К сожалению, до настоящего времени для участия в этих рейтингах не отобраны российские вузы педагогического профиля.

С другой стороны, вузы, которые готовят школьных учителей, влияют и на достижение целевого показателя национального проекта «Образование», установленного для общеобразовательных учреждений в части средневзвешенного результата России в группе международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS. В этом аспекте можно предположить, что активное участие университетов, ведущих подготовку по педагогическим направлениям, в федеральном проекте «Учитель будущего», будет способствовать накоплению потенциала конкурентоспособности.

На федеральном уровне разрабатываются нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального проекта «Учитель будущего». В частности, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р установлены основные принципы национальной системы профес-

сионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста. Цель создаваемой на федеральном уровне системы учительского роста - формирование и реализация «объективных механизмов оценки профессиональных компетенций, стимулирование педагогических работников к непрерывному профессиональному росту, формирование единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников на основе инновационных технологий в реализации дополнительных профессиональных программ, а также систематизация подходов в организации целевого обучения в качестве адресного решения проблемы кадровой укомплектованности общеобразовательных организаций» [2]. В числе мероприятий, обозначенных в названном распоряжении, - разработка предложений о внесении изменений в порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Одним из механизмов реализации названного мероприятия выступает создание Центров оценки квалификаций (ЦОК), которые:

1) проводят процедуры независимой оценки квалификации, установленные Правительством Российской Федерации, по квалификациям, согласно полномочиям со стороны отраслевого совета;

2) размещают в открытом доступе нормативные документы и всю необходимую информацию для прохождения независимой оценки квалификации на информационных ресурсах, включая официальный интернет-сайт;

3) развивают сеть экзаменационных центров для проведения практического этапа профессиональных экзаменов на принципах партнерства;

4) подбирают экспертов из числа носителей квалификаций, организуют их обучение процедурам независимой оценки и аттестацию отраслевым советом, формируют экспертные комиссии [3].

Приведенные выше мероприятия относятся к уже действующим педагогическим работникам. В то же время данная проблема остается актуальной применительно к будущим учителям - студентам педагогических направлений подготовки. В рамках решения данной проблемы и в соответствии ключевыми

показателями реализации национального проекта «Образование» ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ПГГПУ) определяет приоритетные направления и активно использует независимую оценку квалификаций как инструмент гарантии качества подготовки выпускников педагогических направлений подготовки.

Актуальность независимой оценки квалификации выпускников вузов в различных отраслях экономики вызвана чаще всего двумя причинами:

- недостаточной удовлетворенностью работодателей качеством подготовки выпускников;

- потребностью в развитии государственно-общественных форм участия в совершенствовании той или иной отрасли социальной сферы.

В российских вузах в нормативном порядке в традиционные процедуры оценки качества подготовки выпускника интегрированы элементы независимой оценки. Так, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) состав государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) включает не менее 50% представителей работодателей. Обязательное участие представителей работодателей в составе ГЭК акцентирует проблемы независимой оценки квалификации выпускников в системе высшего педагогического образования.

Изучение российского опыта позволяет отметить, что в большей степени независимая оценка качества подготовки выпускника реализована в системе здравоохранения, где действует отраслевая система оценки квалификаций: после того как выпускник получает диплом об образовании, он вступает в систему оценки квалификаций и, таким образом, происходит его вхождение в профессию. В отраслевой рамке квалификаций системы здравоохранения представлен механизм доступа к профессии врача [4]. Опыт оценки квалификации в представлен в отдельных сферах российской экономики: в области туризма и сервиса [5], в сфере государственной и муниципальной службы [6], в сфере строительства [7], в сфере экономики и финансов [8], в сфере транспортировки нефтепродуктов [9], в сфере наноиндустрии [10]. В ядерной отрасли известен опыт участия выпускников ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"» в системе сертификации квалификаций [11].

Применительно к сфере образования имеются отдельные публикации. Возможности оценки квалификаций преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования рассматриваются в статье М.В. Гончаровой [12]. Независимую оценку квалификации преподавателей вузов исследуют С.И. Сотникова [13, 14], а также Л.В. Каширская и А.А. Ситнов [15]. Независимой оценке квалификаций выпускников учреждений среднего педагогического образования посвящены публикации Н.Г. Никокошевой и Г.В. Куприяновой, в которых определены основные направления проектирования системы независимой оценки компетенций и квалификаций выпускников образовательных органи-

заций среднего профессионального педагогического образования, перечень требующих решения проблем, возможные риски, а также анонсирован эксперимент по сертификации выпускников педагогического колледжа с участием работодателей [16].

Принятие новых профессиональных стандартов, переход вузов на самостоятельно утверждаемые образовательные стандарты, разнообразие процедур государственной итоговой аттестации выпускников указывает на необходимость разработки механизма независимой оценки квалификации выпускника вуза. Специфика независимой оценки квалификаций обучающихся по педагогическим направлениям подготовки связана с возможностью, предоставленной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [17], который позволяет студентам старших курсов, обучающихся по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», преподавать в школе. 3аниматься педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам могут студенты после 2-го курса, по основным общеобразовательным программам - после 3-го. Обсуждение проблемы с работодателями - руководителями образовательных организаций, показало, что с одной стороны, они заинтересованы в специалистах. С другой стороны, у руководителей школ и родителей школьников возникает вопрос, насколько соответствует профессиональному стандарту педагога студент после 3-го курса педагогического вуза. На сегодня это самое сложное поле, в котором работает ПГГПУ.

С одной стороны, данное поле имеет достаточно сильное регулирование со стороны федерального центра, с другой - организационные, содержательные и ценностно-мотивационные аспекты данной процедуры недостаточно проработаны. Соответственно, актуальна разработка концепции независимой оценки квалификации выпускников педагогических направлений подготовки.

Разработанность проблемы в науке. Независимая оценка квалификаций выпускников рассматривается нами как аспект независимой оценки качества образования. Историческая ретроспектива проблемы независимой оценки качества образования описана нами ранее. Отмечено, что независимая оценка квалификации представлена в научных публикациях применительно к системе среднего профессионального образования, довузовской подготовки [18].

Отметим, что проблема независимой оценки квалификации выпускников выходит за пределы сферы образования и собственно педагогических исследований. К настоящему времени определяются общенациональные управленческие основания для разработки интересующего нас вопроса. Общие проблемы сертификации квалификаций рассмотрены в статье Т.Н. Ананьевой, Г.И. Илюхиной, Б.А. Савельева [19]. В статье Е.В. Гольбан описаны назначение, функции, процедуры оценки в отраслевых центрах оценки и сертификации квалификаций [20]. На необходимость создания всероссийского уполномоченного органа в системе оценки и сертификации квалификаций указывают А.И. Тихонов и Д.В. Гришин [21]. Проблемы

организации деятельности центров оценки квалификаций как инструмента оценки качества образования рассматривает Е.В. Орлова [22].

Анализ диссертаций и авторефератов диссертаций по специальности 13.00.00, размещенных в Российской государственной библиотеке с 2016 по 2020 г., показал, что из 325 источников выделяются работы шести авторов, затрагивающие проблему оценки качества образования или оценки квалификаций.

Авторы диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук разрабатывают важные методологические и теоретические аспекты. Описанный Е.Ю. Левиной подход к трактовке качества образования представляется ценным с общепедагогической точки зрения. Исследуя систему управления развитием высшего образования на основе информационно-когнитивного подхода, указанный автор вводит термин «агенты» образования (лица, причастные к организации высшего образования или заинтересованные в его результативности) и обосновывает определение понятия «качество образования» как оптимальный способ обеспечения баланса интересов и потребностей его агентов [23].

Идея З.О. Кекеевой о влиянии саморазвивающейся среды вуза на профессиональное становление педагога актуальна в профессионально-педагогическом аспекте [24]. Автор соотносит культурно-образовательную среду университета с процессами происхождения, становления и развития таких компонентов квалификаций, отмеченных в профессиональных стандартах, как трудовые действия и трудовые функции.

Н.А. Ноздрина представляет результаты исследования методологических, теоретических и методических основ процесса дидактического управления профессиональной организацией технического профиля, включая постановку проблемы формирования компетенций и профессиональных квалификаций, демонстрационный экзамен в условиях реального производства [25]. Работа Н.А. Ноздриной интересна с точки зрения общих подходов, но не учитывает специфику педагогических направлений подготовки.

Отдельные диссертационные исследования, представленные на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, обращены к проблемам оценки в вузах. В диссертации Т.П. Рубцовой рассматриваются вопросы формирования готовности преподавателя к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов [26]. Исследование О.Б. Руссковой посвящено инновационной сквозной технологии оценивания результатов обучения студентов учреждений среднего профессионального образования технического профиля [27]. Н.А. Аносова представляет результаты исследования таких процедур независимой оценки, как профессионально-общественная экспертиза программ дополнительного профессионального образования [28].

Таим образом, проведенный анализ опыта независимой оценки квалификаций, научных публикаций и диссертационных работ показал, что проблема независимой оценки квалификации выпускников, освоивших программы высшего образования по педагоги-

ческим направлениям подготовки, остается мало исследованной. Сохраняется эклектичность представлений и фиксируется отсутствие методологического единства в вопросах независимой оценки квалификации выпускников. С учетом изученного международного опыта, выявленной российской специфики, базируясь на выделенных аспектах актуальности в социальном, теоретическом, методологическом, методическом и практическом планах, в ПГГПУ разрабатывается концепция независимой оценки квалификации выпускников, освоивших программы высшего образования по педагогическим направлениям подготовки (далее - Концепция).

Методология и методы исследования

Общенаучной методологической базой в процессе подготовки настоящей публикации выступили труды А.М. Новикова и Д.А. Новикова, определяющих понятие концепции как ключевую идею (концептуальная идея) и как совокупность положений, принципов, факторов, условий, механизмов и т. п. (концептуальные положения) [29].

Методологическим общепедагогическим основанием проведенного исследования являются представления Е. Ю. Левиной, в которых сущность качества высшего образования рассматривается как фактор развития в контексте государственно-общественного управления образованием. В этой логике качество высшего образования, обеспечивающее конкурентоспособность системы высшего образования, рассматривается через баланс интересов и потребностей всех агентов образования (лиц, участвующих в процессе реализации высшего образования и заинтересованных в нем).

Базой нашего исследования выступает также цен-ностно-мотивационный подход в управлении качеством высшего образования, описанный А. А. Факто-рович, включающий такие формы, как работа проектных команд, пошаговое проектирование образовательного процесса, независимая аттестация студентов, вовлечение студентов в экспертизу качества образовательного процесса [30].

Специфика профессиональной подготовки педагогических кадров строится на основании работ З.О. Кекеевой, подчеркивающей связь между культурно-образовательной средой педагогического вуза и процессом формирования компетенций и профессиональных квалификаций будущего учителя.

В проведенном исследовании мы также опирались на такое понятие теории управления, как парадигма рынка квалификаций на современном рынке труда, обоснованное В.И. Кирищевой [31]. Сущность парадигмы рынка квалификаций заключается в специфической целевой установке и функциях, реализуемых на основе принципов независимости, согласованности интересов, открытости и объективности с определением взаимодействия субъектов и объектов в институциональной среде рынка квалификаций.

Опытно-экспериментальная работа включала мета-анализ педагогической, психологической, управленческой и социологической литературы по вопросу неза-

висимой оценки выпускников. Проведен контент-анализ научных публикаций по теме исследования. Использованы абстрагирование и конкретизация для формирования элементов Концепции, моделирование для выделения концептуальных оснований.

Основная часть

Дизайн исследования предполагает выделение двух аспектов с целью получения характеристики элементов разрабатываемой Концепции. Ключевая идея Концепции: фокус внимания при разработке Концепции обращен на исследование механизмов независимой оценки квалификации выпускников педагогических направлений подготовки как инструмента гарантии качества. Гарантии качества обеспечиваются в данном случае за счет установления соответствия подготовки выпускников: 1) результатам освоения образовательных программ (learning outcomes), описанным на уровне ФГОС ВО в формате компетенций; 2) требованиям профессионального стандарта педагога, описанным посредством трудовых функций, конкретизированным через обобщенные трудовые функции, трудовые действия, необходимые умения и знания.

Указанное соответствие устанавливается путем сертификации квалификации выпускников педагогических направлений подготовки. Следует отметить, что утвержденные в настоящее время профессиональные стандарты педагога выглядят для современного работодателя и выпускника вуза достаточно сложным документом и, в некоторой степени, идеалистичным [32, 33]. Процедура независимой оценки квалификации выпускника позволит соотнести положения профессионального стандарта с объективно существующей ситуацией и наметить направления развития выпускнику, вузу, работодателю.

Основные положения Концепции.

Нормативные рамки в структуре Концепции, заданные на федеральном уровне. На уровне Российской Федерации разработан ряд нормативных документов, описывающий правовое поле и устанавливающий границы исследования.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238 «О независимой оценке квалификации» [34] дает определение данному понятию: «...независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее независимая оценка квалификации) - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций».

Независимая оценка квалификации проводится центром оценки квалификации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Центр оценки квалификации - один из элементов национальной системы квалификаций. Данная система многослойна и включает в себя следующие элементы:

- совет по квалификациям при Президенте Российской Федерации;

- советы по определенным областям профессиональной деятельности, которые уже созданы по многим отраслям экономики России;

- национальное агентство по развитию квалификаций (НАРК);

- центры оценки квалификаций.

На федеральном уровне разработан и утвержден значительный объем документов, регулирующих деятельность центров оценки квалификации:

- методические рекомендации по организации деятельности центров;

- типовые требования к центру оценки квалификации, в которых содержится ответ на вопросы: какая организация может стать таким центром, почему система высшего образования или университет не может создавать подобный центр внутри себя;

- требования к экспертам;

- методика подсчета финансовых затрат деятельности центра;

- требования к проведению экзаменов, организации деятельности апелляционной комиссии и т. д.

Важным условием деятельности центров является добровольный порядок прохождения независимой оценки квалификации. На ближайшую перспективу заявлено, что оценка проводится добровольно по желанию непосредственно соискателя либо за его счет средств соискателя, либо за счет работодателя, юридических лиц по направлению работодателя.

Оценка квалификации происходит в форме профессионального экзамена, который сдаёт соискатель. Соискателю, успешно сдавшему экзамен, в течение 30 дней выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки -заключение о прохождении профессионального экзамена, в которое включаются определенные рекомендации соискателю.

Свидетельство о квалификации выдает Совет по профессиональным квалификациям. Документ, который получает соискатель, успешно завершивший процедуру независимой оценки, содержит следующую информацию о полученной квалификации:

- соответствие определенному профессиональному стандарту;

- соответствие определенной группе профессий.

Следовательно, соответствие квалификации соискателя образовательным результатам, установленным ФГОС ВО, закладывается в таких типовых документах, как данное свидетельство.

Таким образом, рамки деятельности центра оценки квалификаций заданы совокупностью определенных нормативных документов и методических рекомендаций, которые следует учитывать в процессе разработки Концепции и ее реализации.

Инновационные компоненты Концепции могут быть представлены как характеристики участников, описание условий, ценностно-мотивационного компонента, направлений, содержательных линий и методов оценки, инструментария, содержательного описания профессиональных преимуществ и дефицитов,

рефлексивного и результативного компонентов, механизмов реализации Концепции.

Характеристика участников. Независимая оценка квалификаций предлагается двум категориям участников:

- учителя / педагогические работники образовательных организаций;

- студенты / выпускники, желающие улучшить стартовые позиции при устройстве на работу.

Отличительной особенностью Концепции является независимая оценка качества образования через процедуру сертификации квалификаций выпускников-бакалавров по педагогическим направлениям подготовки. Независимая система оценки квалификаций встраивается в систему высшего образования на этапе итоговой государственной аттестации.

Условия. Выделяются следующие условия проведения независимой оценки квалификаций.

- оценка квалификаций проводится на базе независимой организации;

- для проведения процедур независимой оценки необходима специальная подготовка экспертов;

- цифровая среда независимой оценки обеспечивает удобство реализации и прохождения оценочных процедур для соискателей и экспертов на собственной онлайн-платформе.

Мотивационные составляющие. Являясь добровольной процедурой, независимая оценка квалификаций предлагается с учетом мотивов дальнейшего профессионального развития:

- для учителей, которые хотели бы попробовать себя в новой роли: тьютор, советник по воспитательной работе, учитель-наставник и др.;

- для учителей, которые не согласны с существующей оценкой их труда и хотели бы получить объективную оценку;

- для учителей, сменивших место жительства и переехавших в другой субъект Российской Федерации;

- для работодателей, которые хотели бы получить объективную оценку квалификаций действующих и будущих сотрудников в целях эффективного использования и планирования кадрового потенциала;

- для вуза, который заинтересован в получении объективных оснований пересмотра и обновления образовательных программ, повышении престижности и востребованности программ, создании предпосылок для увеличения заказа на целевую подготовку выпускников;

- для обучающихся (выпускников), с целью получения документа, обеспечивающего вход в профессию.

Направления деятельности. Отметим, что сам факт независимой оценки квалификаций не влечет за собой изменения объекта оценки. За оценкой всегда следуют суждения и решения, внесение корректив в деятельность организации или педагога. Следовательно, целесообразно выделить два основных направления деятельности центра независимой оценки:

- выявление образовательных дефицитов: независимая оценка помогает образовательной организации

высшего образования координировать подходы на основе ФГОС ВО и профессиональных стандартов. Такая оценка помогает определить направления модернизации результатов, структуры и содержания образовательных программ, технологий обучения;

- сопровождение педагогов, выпускников в профессиональном развитии. Дальнейшая задача центра -сопровождать выпускников педагогических направлений подготовки в развитии профессиональных компетенций.

Содержательные линии и методы оценки. Независимая оценка квалификаций в форме квалификационных экзаменов будет построена по двум содержательным линиям: проведение квалификационного экзамена в части определения соответствия теоретической и практической готовности соискателя к реализации профессиональной деятельности.

Теоретическая часть квалификационного экзамена предполагает выявление теоретических знаний и логики рассуждения, оценку сформированности профессиональных компетенций педагога. Методы: задания проектного типа, решение кейс-заданий.

Практическая часть включает в себя установление практического опыта, правильности и качества выполнения профессиональных действий и готовности к выполнению соответствующих обобщенных трудовых функции в целом. Методы: оценка результатов и продуктов практической деятельности, оценка выполнения проекта и анализ портфолио результатов.

В основу контрольно-измерительных материалов двучастного квалификационного экзамена положен профессиональный стандарт. Экспертной группой ведется работа по подготовке контрольно-измерительных материалов, таких как кейс-задачи, задания проектного типа, критерии оценки и др.

Инструментарий содержательного описания профессиональных преимуществ и дефицитов. Выявленные в процессе независимой оценки квалификаций результаты выполнения требований профессиональных стандартов представляются в форме карты компетенций выпускника. Карта компетенций предоставляется обучающемуся в дополнение к диплому об образовании. Такое дополнительное приложение к диплому выступит содержательной формой представления результатов оценки выпускника на соответствие требованиям профессионального стандарта, в то время как отметки в 5-балльной системе в действующем приложении к диплому о высшем образовании не содержат указанную информацию.

Рефлексивный компонент. Рефлексивный компонент отражает действия с результатами независимой оценки квалификации, которые выполняет участник независимой оценки квалификации (учитель, выпускник вуза), вуз, работодатель. По итогам независимой оценки квалификаций должен быть проведен многофакторный анализ выявленных дефицитов и преимуществ дальнейшего профессионального развития. В первую очередь требуется выявить этапы, на которых проявляются дефицитные знания, умения и навыки выпускников (учителей): теоретическая или демонстрационная часть экзамена, профессиональные пробы. Полученные результаты могут являться основой

программы постдипломного профессионального сопровождения выпускника, реализация которой возможна при комплексном взаимодействии вуза и образовательной организации, в которой трудоустроен выпускник, на основе развития практики наставничества. Рефлексивный компонент может быть связан с возможностями построения индивидуального образовательного маршрута для студента или индивидуальной траектории профессионального развития для учителя. В вузе рефлексивный компонент будет выступать основой для выбора в ситуации открытого профиля. Заказчиком индивидуальной траектории профессионального развития, индивидуального образовательного маршрута или второго профиля выступает работодатель.

Если рассматривать дальнейшее развитие описываемой Концепции, то представляется целесообразным включение в структуру аттестации обучающихся по основной образовательной программе предпрофес-сионального экзамена по результатам освоения 3-го курса обучения при реализации 5-летних программ (двухпрофильного бакалавриата). Внедрение такого экзамена в структуру образовательной программы позволит определить профессиональные дефициты обучающегося до его выпуска из вуза и на данной основе построить индивидуальную образовательную траекторию в рамках 4-5-х курсов в целях подготовки к решению задач профессиональной деятельности с учетом требований работодателей, в том числе потенциальных заказчиков целевого обучения.

Составленная таким образом индивидуальная программа может содержать элективные модули, ориентированные на освоение дефицитарных профессиональных компетенций (Minor-programs), производственную практику в форме стажировки в образовательной организации, являющейся заказчиком или местом трудоустройства обучающегося, в том числе на условиях договора о целевом обучении, реализацию проектной деятельности в рамках выполнения выпускной квалификационной работы в форме стартапа и перспективой его внедрения в практику деятельности образовательной организации.

Результативный компонент. Результативный компонент отражает возможности использования данных оценки квалификаций учредителем вуза, а также уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования в качестве результатов внешней независимой оценки качества образования по реализуемым вузом основным образовательным программам. Введение результативного компонента в Концепцию связано, прежде всего, с совершенствованием системы государственной аккредитации образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, которые инициированы Федеральной службой по надзору в сфере образовании и науки (Рособрнадзор). Обсуждение предложений

по изменению процедуры касается ее упрощения при условии обеспечения качества достигнутых результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время государственная аккредитация образовательной деятельности обращается к двум аспектам деятельности образовательной организации:

- экспертиза содержания реализуемых образовательных программ на предмет соответствия ФГОС ВО;

- оценка качества подготовки выпускников.

В рамках действующих нормативных документов, регламентирующих порядок государственной аккредитации образовательной деятельности, оценка качества подготовка выпускников, как правило, осуществляется на основании тестирования, анкетирования, собеседований и других подобных методов исследования. В то же время в соответствии с действующим Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» [35], при проведении данной процедуры учитываются сведения о независимой оценке качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам. Считаем целесообразным предусмотреть в модели государственной аккредитации возможность учета результатов независимой оценки квалификации выпускников вуза. Такая логика позволит комплексно рассмотреть результаты подготовки выпускников, включая результаты освоения образовательной программы (теоретическая часть) и готовность выпускников к решению задач профессиональной деятельности (практическая часть).

Механизм реализации Концепции. Разработанные элементы Концепции проходят пилотную апробацию на базе АНО «Научно-общественное объединение «Капитал развития» (г. Пермь), которая участвует в реализации национального проекта «Образование» и федерального проекта «Учитель будущего» при поддержке Министерства образования и науки Пермского края. В плане (дорожной карте) реализации проекта на 2020/21 учебный год установлен целевой показатель проведения независимой оценки квалификаций с участием 400 соискателей, в том числе из числа выпускников ПГГПУ.

Заключение

Таким образом, актуальность независимой оценки квалификаций выпускников педагогических направлений подготовки определяется социально-экономическими условиями, а также необходимостью совершенствования механизмов федерального государственного контроля качества образования. Основываясь на результатах исследования, можно выделить следующие концептуальные основания: 1) наличие нормативных рамок в структуре независимой оценки квалификаций выпускников; 2) инновационная составляющая (отражающая уникальность происходящей оценки и образовательного учреждения). Норматив-

ные рамки в структуре Концепции, заданные на федеральном уровне, содержат: законодательство и нормативно-правовые документы; требования; методики; методические рекомендации. Инновационными компонентами Концепции выступают: характеристики участников; условия; мотивационные составляющие; направления деятельности; содержательные линии и методы оценки; инструментарий содержательного описания профессиональных преимуществ и дефицитов; рефлексивный компонент; результативный компонент; механизм реализации Концепции.

Разрабатываемая Концепция позволяет рассмотреть независимую оценку квалификаций выпускников

педагогических направлений подготовки как инструмент гарантии качества через сопоставление результатов освоения образовательной программы с требованиями ФГОС ВО и профессиональных стандартов. Апробированные концептуальные основания могут быть использованы для повышения удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников, обеспечения условий развития государственно-общественных форм участия в совершенствовании сферы образования, создания предпосылок для достижения высокого качества высшего педагогического образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальный проект «Образование». Раздел официального сайта Министерства просвещения Российской Федерации. URL:

https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 05.01.2021).

2. Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая

национальную систему учительского роста. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3273-р. URL: http://government.ru/docs/38760 (дата обращения: 05.01.2021).

3. Национальное агентство развития квалификаций. Официальный сайт. URL: https://nark.ru/knowledge-base/section13357/ (дата обращения:

05.01.2021).

4. Отраслевая рамка квалификаций в здравоохранении. Проект. URL: https://scardio.ru/content/activities/2018/0RZ/Proekt_0RKZ_itogi.pdf (дата

обращения: 05.01.2021).

5. Зайцева Н.А. Процедура оценки и сертификации квалификаций в области туризма и сервиса: верификация измерительных материалов и

критериев оценки // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 2. С. 18-25. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id= 17730310 (дата обращения: 05.01.2021).

6. Блудова С.Н., Филимонова Е.В. Центры оценки как перспективный метод оценки квалификации государственных и муниципальных

служащих // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2017. № 3 (23). С. 17-20. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=30019792 (дата обращения: 05.01.2021).

7. Тимофеева А.Ю., Гусарова М.С. Анализ практики и оценка перспектив реализации государственных мер по оценке квалификации //

Проблемы управления речными бассейнами при освоении Сибири и Арктики в контексте глобального изменения климата планеты в XXI веке : сб. докл. XIX Междунар. науч.-практ. конф. Тюмень, 2017. С. 186-190. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=37064999 (дата обращения: 05.01.2021).

8. Павлова К.С., Черноусова К.С. Независимая оценка квалификации как фактор повышения качества образовательных услуг в сфере

экономики и финансов // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 1220-1224. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp? id=35176117 (дата обращения: 05.01.2021).

9. Ченцов А.Н., Симарова И.С., Алексеевичева Ю.В., Близнецов Р.С. Независимая оценка квалификации: участники системы, инструменты

оценки и этапы их разработки // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8, № 5. С. 592-599. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36322781 (дата обращения: 05.01.2021).

10. Каранский В.В., Крюкова О.А., Саврук Е.В., Троян П.Е. Независимая оценка качества образования через систему центров оценки

квалификации // Современные тенденции развития непрерывного образования: вызовы цифровой экономики : материалы междунар. науч.-метод. конф. Томск : ТУСУР, 2020. С. 142-144. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42775448 (дата обращения: 05.01.2021).

11. Жусупова Г.М., Силенко А.Н. Рынок труда: проблемы качества оценочных средств при проведении независимой оценки квалификации в сфере атомной энергии // Право, экономика и управление: от теории к практике : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / гл. ред. Г.Н. Петров. Чебоксары : Среда, 2020. С. 159-163. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42970460& (дата обращения: 05.01.2021).

12. Гончарова М.В. На стыке технологии оценки в образовании и бизнесе: оценка квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения // Педагогические измерения. 2016. № 2. С. 98-103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26684879 (дата обращения: 05.01.2021).

13. Сотникова С.И. Новый контур оценки кадрового обеспечения высшего образования: независимая оценка квалификации преподавателей // Актуальные направления научной мысли: проблемы и перспективы : сб. материалов V Всерос. науч.-практ. (национальной) конф. Новосибирск, 2018. С. 259-272. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35652823 (дата обращения: 05.01.2021).

14. Сотникова С.И. Новый контур оценки конкурентоспособности научно-педагогических работников: независимая оценка квалификации // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 3 (115). С. 113-126. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36285523 (дата обращения: 05.01.2021).

15. Каширская Л.В., Ситнов А.А. Учетно-аналитическая оценка и аудит уровня квалификации персонала в оценке конкурентоспособности вуза // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15, № 6. С. 64-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41716212 (дата обращения: 05.01.2021).

16. Никокошева Н.Г., Куприянова Г.В. Независимая оценка компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций как проблема исследования оценки качества профессионального педагогического образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 5. С. 42-45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26554622 (дата обращения: 05.01.2021).

17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.01.2021).

18. Егоров К.Б., Захарова В. А. Проблема независимой оценки качества образования в исторической ретроспективе // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11, № 3 (43). С. 51-59. URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/a26/Tom-11_-_3-_iyul_sentyabr_.pdf (дата обращения: 05.01.2021).

19. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Савельев Б.А. Создание системы независимой оценки качества образования - основа сертификации квалификаций // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 5 (15). С. 14—19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13069742 (дата обращения: 05.01.2021).

20. Гольбан Е.В. Отраслевые центры оценки сертификации и квалификаций: назначение, функции, процедуры оценки // Вестник Международного института менеджмента ЛИНК. 2015. № 7 (36). С. 23-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23171607 (дата обращения: 05.01.2021).

21. Тихонов А.И., Гришин Д.В. Необходимость создания всероссийского уполномоченного органа в системе оценки и сертификации квалификаций // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2, № 10. С. 73-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27430540 (дата обращения: 05.01.2021).

22. Орлова Е.В. Независимая оценка квалификаций как инструмент оценки качества образования // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика : сб. науч. ст. 8-й Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Горохов. Курск, 2018. С. 256-258. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36405314 (дата обращения: 05.01.2021).

23. Левина Е.Ю. Система управления развитием высшего образования на основе информационно-когнитивного подхода : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2018. 46 с.

24. Кекеева З.О. Проектирование саморазвивающегося культурно-образовательного пространства университета : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Махачкала, 2016. 41 с.

25. Нозрина Н.А. Система дидактического управления образовательной организацией профессионального образования технического профиля : дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2020. 438 с.

26. Рубцова Т.П. Формирование готовности преподавателя к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2020. 22 с.

27. Русскова О.Б. Инновационная сквозная технология оценивания результатов обучения студентов : в системе среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2018. 309 с. : ил.

28. Аносова Н.А. Профессионально-общественная экспертиза дополнительных профессиональных программ как инструмент оценки дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2018. 24 с.

29. Новиков А.М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. М. : Либроком, 2010. 280 с.

30. Факторович А.А. Методология ценностно-мотивационного управления качеством образования в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 45 с.

31. Кирищиева В.И. Трудовые ресурсы хозяйствующего субъекта в условиях рынка квалификаций : формирование, развитие, оценка : дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2016. 260 с. URL: https://dlib.rsl.ru/01008526002 (дата обращения: 05.01.2021).

32. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 05.01.2021).

33. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305809/ (дата обращения: 05.01.2021).

34. Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485/ (дата обращения: 05.01.2021).

35. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 (ред. от 30.09.2020) «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (вместе с «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности») // СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154680/6ee98d42d10fd06ccbc4d49295f6e12b7b66372f/#dst100014 (дата обращения: 05.01.2021).

Статья представлена научной редакцией «Педагогика» 12 февраля 2021 г.

Elements of the Conception of an Independent Assessment of Pedagogy Graduates' Qualification

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2021, 464, 193-202. DOI: 10.17223/15617793/464/22

Konstantin В. Egorov, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russian Federation). E-mail: egorov@pspu.ru Keywords: vocational education; pedagogical education; higher pedagogical education; qualification; assessment of graduate's qualification; certification in education; certification of qualifications.

The aim of the article is to describe the elements of the conception of an independent assessment of the qualifications of pedagogy graduates. The National Education Project sets the task of ensuring the global competitiveness of Russian education. The federal project "Teacher of the Future" aims to introduce a national system for teachers' professional development. The author's analysis of the literature on the problem showed that general problems of qualifications certification are being investigated. A number of publications describe the purpose, functions and procedures of qualifications assessment in assessment and certification centers. Scholars and practitioners point to the need to create an all-Russian authorized body in the qualifications assessment and certification system. The problems of organizing the activities of qualifications assessment centers as a tool for assessing the quality of education are considered. Publications considering the problem of qualifications assessment in various economy sectors, such as tourism and service, state and municipal service, construction, finance, petroleum products transportation and nanoindustry, are presented. Some works analyze the qualifications assessment of teachers and job training instructors of secondary vocational education institutions, and university staff. Several publications discuss the independent assessment of the qualifications of secondary pedagogical education institution graduates, but the problem of an independent assessment of the qualifications of higher pedagogical education program graduates remains little studied. Consequently, the development of a conception for an independent assessment of pedagogy graduates' qualifications is relevant. The key idea of the conception the author presents is that the independent assessment of the qualifications of pedagogical training graduates is considered as a quality assurance tool. Quality assurance is achieved by comparing the results of mastering federal state higher educational standards and the requirements of professional standards. The author describes the elements of the conception: regulatory framework and innovative components. The regulatory framework in the conception structure is set at the federal level and contains legislation, requirements, methods, guidelines. The innovative conception components include the characteristics of the participants, conditions, motivational components and areas of activity, content lines and methods of assessment, a toolkit for a substantive description of professional advantages and disadvantages, reflexive and effective components, and a mechanism for implementing the conception. Specification and implementation of the conception are designated as a prospect of the research.

REFERENCES

1. Ministry of Education of the Russian Federation. (2021) Natsional'nyyproekt "Obrazovanie" [National project "Education"]. [Online] Available from: https://edu.gov.ru/national-project/ (Accessed: 05.01.2021).

2. Government of the Russian Federation. (2019) Basic principles of the national system of professional development of teachers in the Russian Fed-

eration, including the national system of teacher development. Order of the Government of the Russian Federation of December 31, 2019, No. 32 73-r. [Online] Available from: http://government.ru/docs/38760 (Accessed: 05.01.2021).

3. National Qualifications Development Agency. [Online] Available from: https://nark.ru/knowledge-base/section13357/ (Accessed: 05.01.2021).

4. Scardio.ru. (2018) Otraslevaya ramka kvalifikatsiy v zdravookhranenii. Proekt [Sectoral qualifications framework in health care. Project]. [Online]

Available from: https://scardio.ru/content/activities/2018/0RZ/Proekt_0RKZ_itogi.pdf (Accessed: 05.01.2021).

5. Zaytseva, N.A. (2012) Protsedura otsenki i sertifikatsii kvalifikatsiy v oblasti turizma i servisa: verifikatsiya izmeritel'nykh materialov i kriteriev

otsenki [The procedure for assessing and certifying qualifications in the field of tourism and service: verification of measuring materials and assessment criteria]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa. 2. pp. 18-25. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=17730310 (Accessed: 05.01.2021).

6. Bludova, S.N. & Filimonova, E.V. (2017) Evaluation centers as a perspective method of estimation of qualification of state and municipal

employees. Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta. 3 (23). pp. 17-20. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30019792 (Accessed: 05.01.2021).

7. Timofeeva, A.Yu. & Gusarova, M.S. (2017) [Analysis of practice and assessment of the prospects for the implementation of state measures for

assessing qualifications]. Problemy upravleniya rechnymi basseynami pri osvoenii Sibiri i Arktiki v kontekste global'nogo izmeneniya klimata planety v XXI veke [Problems of river basin management in the development of Siberia and the Arctic in the context of global climate change of the planet in the 21st century]. Proceedings of International Conference. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp ?id=37064999 (Accessed: 05.01.2021). (In Russian).

8. Pavlova, K.S. & Chernousova, K.S. (2018) Nezavisimaya otsenka kvalifikatsii kak faktor povysheniya kachestva obrazovatel'nykh uslug v sfere

ekonomiki i finansov [Independent assessment of qualifications as a factor in improving the quality of educational services in the field of economics and finance]. Ekonomika i predprinimatel'stvo — Journal of Economy and Entrepreneurship. 8 (97). pp. 1220-1224. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35176117 (Accessed: 05.01.2021).

9. Chentsov, A.N., Simarova, I.S., Alekseevicheva, Yu.V. & Bliznetsov, R.S. (2018) Independent assessment of qualification: Participants in the

system, assessment tools and their development phases. Nauka i tekhnologii truboprovodnogo transporta nefti i nefteproduktov — Science & Technologies: Oil and Oil Products Pipeline Transportation. 8 (5). pp. 592-599. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=36322781 (Accessed: 05.01.2021). (In Russian). DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-592-599

10. Karanskiy, V.V., Kryukova, O.A., Savruk, E.V. & Troyan, P.E. (2020) [Independent assessment of the education quality with the system of assessment qualification centers]. Sovremennye tendentsii razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya: vyzovy tsifrovoy ekonomiki [Modern trends in the development of lifelong education: challenges of the digital economy]. Proceedings of International Conference. Tomsk: TUSUR. pp. 142-144. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42775448 (Accessed: 05.01.2021). (In Russian).

11. Zhusupova, G.M. & Silenko, A.N. (2020) [The labor market: problems of the quality of assessment tools in the conduct of an independent assessment of qualifications in the field of atomic energy]. Pravo, ekonomika i upravlenie: ot teorii kpraktike [Law, Economics and Management: From Theory to Practice]. Conference Proceedings. Cheboksary: Sreda. pp. 159-163. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42970460& (Accessed: 05.01.2021).

12. Goncharova, M.V. (2016) At the business and education assessment technologies junction: Assessing the qualifications of teachers and vocational trainers. Pedagogicheskie izmereniya. 2. pp. 98-103. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26684879 (Accessed: 05.01.2021). (In Russian).

13. Sotnikova, S.I. (2018) [A new contour for assessing the staffing of higher education: an independent assessment of faculty's qualifications]. Aktual'nye napravleniya nauchnoy mysli: problemy i perspektivy [Current directions of scientific thought: problems and prospects]. Conference Proceedings. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35652823 (Accessed: 05.01.2021). (In Russian).

14. Sotnikova, S.I. (2018) New contour of assessment of competitiveness of scientific and pedagogical workers: Independent assessment of qualification. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz — University Management: Practice and Analysis. 22:3(115). pp. 113-126. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36285523 (Accessed: 05.01.2021). (In Russian). DOI: 10.15826/umpa.2018.03.031

15. Kashirskaya, L.V. & Sitnov, A.A. (2019) Accounting and analytical assessment and audit of the level of qualification of personnel in assessing the competitiveness of the university. Problemy ekonomiki i yuridicheskoy praktiki — Economic Problems and Legal Practice. 15 (6). pp. 64-69. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41716212 (Accessed: 05.01.2021). (In Russian).

16. Nikokosheva, N.G. & Kupriyanova, G.V. (2015) Nezavisimaya otsenka kompetentsiy i kvalifikatsiy vypusknikov obrazovatel'nykh organizatsiy kak problema issledovaniya otsenki kachestva professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Independent assessment of the competencies and qualifications of graduates of educational institutions as a problem of the study of assessing the quality of professional pedagogical education]. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 5. pp. 42-45. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26554622 (Accessed: 05.01.2021).

17. Consultant Plus. (2012) Federal Law "On Education in the Russian Federation" of December 29, 2012, No. 273-FZ. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Accessed: 05.01.2021). (In Russian).

18. Egorov, K.B. & Zakharova, V.A. (2020) The historical retrospective of the problem of independent evaluation of education quality. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 11:3(43). pp. 51-59. [Online] Available from: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/a26/Tom-11_-_3-_iyul_sentyabr_.pdf (Accessed: 05.01.2021). (In Russian).

19. Anan'eva, T.N., Ilyukhina, G.I. & Savel'ev, B.A. (2009) Independent quality assessment in education as the basis for the certification of qualifications. Servis v Rossii i za rubezhom — Service in Russia and Abroad. 5 (15). pp. 14—19. [Online] Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=13069742 (Accessed: 05.01.2021).

20. Gol'ban, E.V. (2015) Otraslevye tsentry otsenki sertifikatsii i kvalifikatsiy: naznachenie, funktsii, protsedury otsenki [Industry certification and qualifications assessment centers: purpose, functions, assessment procedures]. Vestnik Mezhdunarodnogo instituta menedzhmenta LINK. 7 (36). pp. 23-29. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23171607 (Accessed: 05.01.2021).

21. Tikhonov, A.I. & Grishin, D.V. (2016) Neobkhodimost' sozdaniya vserossiyskogo upolnomochennogo organa v sisteme otsenki i sertifikatsii kvalifikatsiy [The need to create an all-Russian authorized body in the system of assessment and certification of qualifications]. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2 (10). pp. 73-77. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27430540 (Accessed: 05.01.2021).

22. Orlova, E.V. (2018) [Independent assessment of qualifications as a tool for assessing the quality of education]. Instituty i mekhanizmy innovatsionnogo razvitiya: mirovoy opyt i rossiyskaya praktika [Institutes and mechanisms of innovative development: world experience and Russian practice]. Proceedings of International Conference. [Online] Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36405314 (Accessed: 05.01.2021). (In Russian).

23. Levina, E.Yu. (2018) Sistema upravleniya razvitiem vysshego obrazovaniya na osnove informatsionno-kognitivnogo podkhoda [Management system for the development of higher education based on the information-cognitive approach]. Abstract of Pedagogy Dr. Diss. Kazan.

24. Kekeeva, Z.O. (2016) Proektirovanie samorazvivayushchegosya kul'turno-obrazovatel'nogo prostranstva universiteta [Designing a self-developing cultural and educational space of the university]. Abstract of Pedagogy Dr. Diss. Makhachkala.

25. Nozrina, N.A. (2020) Sistema didakticheskogo upravleniya obrazovatel'noy organizatsiey professional'nogo obrazovaniya tekhnicheskogo profilya [The system of didactic management of the educational organization of vocational education of a technical profile]. Pedagogy Dr. Diss. Kazan.

26. Rubtsova, T.P. (2020) Formirovanie gotovnosti prepodavatelya k provedeniyu vnutrivuzovskogo monitoringa kachestva obucheniya studentov [Formation of the teacher's readiness to conduct intra-university monitoring of the quality of student learning]. Abstract of Pedagogy Cand. Diss. Samara.

27. Russkova, O.B. (2018) Innovatsionnaya skvoznaya tekhnologiya otsenivaniya rezul'tatov obucheniya studentov: v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya [Innovative end-to-end technology for assessing student learning outcomes: in the system of secondary vocational education]. Pedagogy Cand. Diss. Kazan.

28. Anosova, N.A. (2018) Professional'no-obshchestvennaya ekspertiza dopolnitel'nykh professional'nykh programm kak instrument otsenki dopolnitel'nogoprofessional'nogo obrazovaniya [Professional and public examination of additional professional programs as a tool for assessing additional professional education]. Abstract of Pedagogy Cand. Diss. Saint Petersburg.

29. Novikov, A.M. & Novikov, D.A. (2010)Metodologiya nauchnogo issledovaniya [Research methodology]. Moscow: Librokom.

30. Faktorovich, A.A. (2012) Metodologiya tsennostno-motivatsionnogo upravleniya kachestvom obrazovaniya v vuze [Methodology of value-motivational management of the quality of education at a university]. Abstract of Pedagogy Cand. Diss. Moscow.

31. Kirishchieva, V.I. (2016) Trudovye resursy khozyaystvuyushchego sub"ekta v usloviyakh rynka kvalifikatsiy: formirovanie, razvitie, otsenka [Labor resources of an economic entity in a qualifications market: formation, development, assessment]. Economics Cand. Diss. Rostov-on-Don. [Online] Available from: https://dlib.rsl.ru/01008526002 (Accessed: 05.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Consultant Plus. (2016) Order of the Ministry of Labor of Russia of October 18, 2013, No. 544n (as amended on August 5, 2016): On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)". [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (Accessed: 05.01.2021). (In Russian).

33. Consultant Plus. (2018) Order of the Ministry of Labor of Russia of May 05, 2018, No. 298N: On the approval of the professional standard "Teacher of additional education for children and adults". [Online] Available from: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_305809/ (Accessed: 05.01.2021). (In Russian).

34. Consultant Plus. (2016) Federal Law "On Independent Assessment of Qualifications" of July 03, 2016, No. 238-FZ. [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485/ (Accessed: 05.01.2021). (In Russian).

35. Consultant Plus. (2020) Decree of the Government of the Russian Federation of November 18, 2013, No. 1039 (as amended on September 30, 2020) "On state accreditation of educational activities" (together with "Regulations on state accreditation of educational activities"). [Online] Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154680/6ee98d42d10fd06ccbc4d49295f6e12b7b66372f/#dst100014 (Accessed: 05.01.2021). (In Russian).

Received: 12 February 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.