Научная статья на тему 'Концептуальные основания креативных индустрий'

Концептуальные основания креативных индустрий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
663
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CREATIVE INDUSTRIES / FUNDAMENTAL THEORIES OF CREATIVE INDUSTRIES / THEORY OF POST-INDUSTRIAL SOCIETY / THEORY OF NETWORK INFORMATION SOCIETY / THEORY OF THE CREATIVE CLASS / CREATIVE ECONOMY / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ / ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА / ТЕОРИЯ СЕТЕВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / ТЕОРИЯ КРЕАТИВНОГО КЛАССА / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пономаренко Алина Алексеевна

Статья посвящена анализу концепции «креативные индустрии». Рассматриваются фундаментальные теории, вложенные в основание построения концепта «креативных индустрий». Рассмотренная в статье информация и полученные выводы могут быть использованы в процессе планирования креативного развития социокультурного пространства.The Article is devoted to analysis of the concept of "creative industries". The fundamental theories embedded in the Foundation of the concept of "creative industries" are considered . The information considered in the article and the conclusions obtained can be used in the process of planning the creative development of the socio-cultural space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания креативных индустрий»

УДК 159.9

Философские науки

Пономаренко Алина Алексеевна, магистрант

ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

Аннотация: Статья посвящена анализу концепции «креативные индустрии». Рассматриваются фундаментальные теории, вложенные в основание построения концепта «креативных индустрий». Рассмотренная в статье информация и полученные выводы могут быть использованы в процессе планирования креативного развития социокультурного пространства.

Ключевые слова: креативные индустрии, фундаментальные теории креативных индустрий, теория постиндустриального общества, теория сетевого информационного общества, теория креативного класса, креативная экономика.

Abstract: The Article is devoted to analysis of the concept of "creative industries". The fundamental theories embedded in the Foundation of the concept of "creative industries" are considered . The information considered in the article and the conclusions obtained can be used in the process of planning the creative development of the socio-cultural space.

Keywords: creative industries, fundamental theories of creative industries, theory of post-industrial society , theory of network information society , theory of the creative class, creative economy.

Впервые термин «креативные индустрии» появился в 90-х гг. в Великобритании. В документе Creative Industries Mapping Document было сформулировано определение креативных индустрий, используемый сегодня в качестве канонического. Творческие индустрии определялись как отрасли деятельности, берущих начало в индивидуальном творчестве, таланте и

мастерстве, обладающих потенциалом для формирования добавленной стоимости и новых рабочих мест посредством генерации и эксплуатации интеллектуальной собственности. В качестве определяющего фактора креативности стал менеджмент интеллектуальных прав [1, с. 10].

В идейную основу концепта «креативные индустрии» заложены теории осмысления происходящих фундаментальных изменений в технологии, способах организации экономики, управления, культуры и социальной жизни общества. Среди них можно выделить следующие.

Теория постиндустриального общества (Д. Белл). Данная теория вобрала в себя все положения парадигмы новой западной оси стратификации и социальной организации. Д. Белл, основоположник теории, выделяет следующие составляющие постиндустриального общества: преобладание сферы услуг, приоритетное значение новых технологий принятия управленческих решений, ведущая роль по созданию инноваций отведена профессиональным менеджерам [2, с. 157].

Теория сетевого «информационного общества» М. Кастельса. Данная теория интересна тем, что в собственной аналитической конструкции выражает парадигму нового «информационного» типа общественного развития. Кастельс полагал, что главным источником производительности выступает технология генерирования знаний, обработка символической коммуникации и информации. В информационном обществе основополагающим фактором выступает продуцирующее воздействие знания на само знание как на главный источник производительности. В данной теории информация выступает главным сырьем и продуктом производства, основой капитала и власти [3, с. 233].

Следующая довольно интересная теория - теория «креативного класса». Основоположник теории - Д. Флорида. Для обозначения социальной группы, включенной в постиндустриальный экономический сектор ученый предложил использовать термин «креативный класс». К данному классу им относились люди, чья деятельность базируется на творческих решениях и комплексных

знаниях. Согласно концепции теории «креативного класса» это своего рода «творческая элита», выступающая главным фактором экономического развития регионов и городов [10]. Понимание и осознание определяющей роли творчества в бизнес - структурах привело к возникновению гипотезы о том, что креативность может стать главным источником инноваций в экономике. На основе результатов проведенного ситуационного анализа Д.Флорида полагает, что экономические показатели благосостояния общества выше в тех регионах и городах, где существует открытая и терпимая среда для креативных людей [5, с. 155].

Необходимо отметить, что большинство положений Р.Флориды носят декларативный характер. Само понятие класса осталось не определенным. Р. Флорида в методическом отношении причину и следствие переставляет местами, тем самым доказывая, что представители «креативного класса» перемещаются в сектор высоких технологий, а не наоборот.

«Креативная экономика» Д. Хоукинс. Креативные индустрии в политической программе по стимулированию экономики в 2000-е гг. выступают в качестве ядра, ключевого сектора экономики, которая, по мнению Д. Хоукинс, должна сама стать креативной. Креативность в широком смысле понимается как нетривиальное решение существующей проблемы неспециализированным образом, довольно часто ограниченными ресурсами и средствами [8]. Д. Хоукинс использует концепт «креативные индустрии» для осуществления репрезентации творческих критериев всей экономики в целом. Специфичность креативной экономики проявляется в характере социально-экономических отношений между творческим аспектом интеллектуального труда и его непосредственным применением в роли главной движущей силы экономики постиндустриального общества [4, с. 133].

В теории процесс внедрения (легитимации) креативных индустрий базировался на технологическом и социальном феномене взаимопроникновения предпринимательской, производственной и творческой деятельности, включения в систему рынка креативных проектов, создание востребованных

инновационных продуктов. В качестве институциональных предпосылок данного процесса выступали [6, с. 165]:

- расширение секторов предпринимательской деятельности;

- увеличение числа экономических субъектов, деятельность которых занимает промежуточное значение между производством, бизнесом и культурой;

- формирование межотраслевых сфер деятельности (реклама, дизайн, мода, СМИ);

- распространение процесса институционализации на практике инновационных проектов элементов маркетинга, предпринимательства, бизнес-планирования как составных частей управления.

Среди широкого перечня теорий информационного и постиндустриального обществ «креативные индустрии» являются теоретическим концептом, своеобразным «идеальным типом» (М.Вебер), который выступает больше как результат политического и академического дискурса на основании осмысления происходящих изменений в современном социуме. Сведенные воедино эти сведения могут выступать ценностным регулятором для выбора соответствующей модели развития общества [7, с. 10].

Таким образом, на основании изучения имеющихся теорий можно охарактеризовать концепт «креативных индустрий», как тематизирующую сложившуюся практику и теорию соединения культуры, бизнеса и технологий, которая, в свою очередь, характеризует [9, с. 115]:

- определенную традицию философского осмысления взаимосвязи культуры и экономики;

- систему осмысления социальных, технологических и экономических предпосылок индустриализации культуры;

- специфику способа производства культурных продуктов (символических текстов), ценность которых для потребителя первична по

отношению к функциональной полезности материала, используемого для их форматирования;

- особенности накопления капитала и эксплуатации интеллектуальной собственности в культурных индустриях;

- модель их влияния на массовое сознание общества и миропонимание человека.

Анализ теорий «креативных индустрий» показывает, что этот термин является не столько теоретическим понятием, сколько политической и экономической программой.

Очевидно, что креативные подходы со временем приобрели большую актуальность и востребованность во всех сферах общественной жизни.

Развитие креативных индустрий подразумевает наращивание мультипликативного потенциала для накопления капитала, роста рабочих мест, повышения уровня конкурентоспособности и расширения рынка. А для реализации развития креативных индустрий необходимо понимать, что лежит в их основе не только в практическом, но и теоретическом аспекте. Потому изучение основополагающих теорий концепции «креативных индустрий» на данный момент времени является актуальным.

Библиографический список:

1. Бокова, А.В. Культурные, креативные, творческие индустрии как явление современной культуры: опыт концептуализации: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Бокова Анна Викторовна; [Место защиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т]. - Томск, 2016. - 19 с.

2. Буката Джамиля Фаргат Кызы, Сидорня Андрей Александрович Теоретические подходы к изучению тенденций и перспектив развития креативных индустрий // Молодой исследователь Дона. 2018. №2 (11). - С. 155161.

3. Жукова О.А. Избранные работы по философии культуры. Культурный капитал. Русская культура и социальные практики современной России / Жукова О.А. - Москва: Согласие, 2017. - 536 с.

4. Зеленцова, Е.В. Креативные индустрии: учебное пособие / [Е. В. Зеленцова и др.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск: СФУ, 2016. - 251 с.

5. Миронов, В. В. Философия и метаморфозы культуры: Монография / В. В. Миронов. - М.: Современные тетради, 2018. - 424 с.

6. Новосельская В.В., Креативные индустрии в инновационном развитии территорий: особенности функционирования // Вестник МГУКИ. 2017. №4. - С. 164-174.

7. Соловьев, М.С. Креативные индустрии как сектор культуры // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №5. - С. 10-12.

8. Суховская Д.Н. Креативное пространство российских городских поселений и его влияние на формирование ценностных ориентаций личности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ. Краснодар, 2015.

9. Ульяновский, А.В. Креативные индустрии: смена поколений и актуальных героев: учебное пособие для бакалавров и магистрантов / А. В. Ульяновский. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 346 с.

10. Яковлев, В.Ю. Основания культурны и креативных индустрий, как явления современного общества // Международный журнал исследований культуры. 2017. №26. С. 14-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.