Научная статья на тему 'Концептуальные основания исследования управленческих компетенций в истории науки'

Концептуальные основания исследования управленческих компетенций в истории науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
217
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕРИТОКРАТИЯ / ADMINISTRATING / ADMINISTRATIVE COMPETENCE / MERITOCRACY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Батомункуева А. Д.

Статья посвящена анализу осмысления управленческих компетенций, их природы, содержания в истории науки. Выделены два подхода к исследованию управленческих компетенций: философский и социологический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual foundations of administrative competence investigation in the history of science

The article is devoted to administrative competence comprehension, its nature and content in the history of science. There are two approaches of administrative competence research applied: philosophic and sociological.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания исследования управленческих компетенций в истории науки»

по экрану, дополняться новыми поясняющими или дополняющими символами. Все эти действия имеют знаковую природу, поскольку каждое новое действие несёт в себе новый смысл и имеет определенное значение для получателя информации. Символы представляют собой наглядное и понятное средство передачи информации. Используемые в конкретной сфере деятельности символы воспринимаются специалистами однозначно. Символы позволяют достаточно быстро в сжатой форме донести до получателя большой объем информации.

Таким образом, практическое владение вербальными и невербальными средствами управления информационными потоками; сочетание моделей вербального и невербального управленческого воздействия, умение комбинировать и соотносить между собой все знаковые средства для адекватной передачи информации; умение выбрать наиболее подходящие способы передачи информации, для того чтобы информация была дешифрована получателем быстро и однозначно; способность варьировать языковые и неязыковые средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуаций и условий взаимодействия могут значительно повысить эффективность управления на всех уровнях организации.

Примечания

1. Кравченко А. И., Тюрина И. О. Социология управления. М.: Академический проект, 2005. С. 879.

2. Бахарев А. Р. Коммуникации внутри компании: как добиться их эффективности // http://www.ite-am.ru/ publications/human/ section_44/ article_2669

3. Бахарев А. Р. Коммуникации внутри компании: как добиться их эффективности // http://www.ite-am.ru/ publications/human/ section_44/ article_2669

4. Хазиев 3. А. Образование и техническое мышление // Научно-технический потенциал Башкортостана. Уфа, 2007. С. 73-76.

5. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. М.: Изд-во «Социальные отношения», 2004. С. 56.

УДК 301.0085+001(09)

А. Д. Батомункуева

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ИСТОРИИ НАУКИ

Статья посвящена анализу осмысления управленческих компетенций, их природы, содержания в истории науки. Выделены два подхода к исследованию управленческих компетенций: философский и социологический.

The article is devoted to administrative competence comprehension, its nature and content in the history of science. There are two approaches of administrative competence research applied: philosophic and sociological.

Ключевые слова: управление, управленческие компетенции, меритократия.

Keywords: administrating, administrative competence, meritocracy

Современное общество требует управленцев новой формации, способных эффективно управлять в новых, быстро меняющихся условиях. Обновляется и перечень управленческих компетенций. Термин «управленческие компетенции» в научный оборот был введен в XX в., но образ идеального правителя, качества эффективного управленца всегда представляли интерес для ученых самых разных областей науки.

Одним из первых управленческие компетенции рассмотрел Конфуций. В его концепции вся государственная жизнь стоится по образцу семейной: младшие должны подчиняться старшим - от родителей до монарха; а старшие обязаны заботиться о младших. Этот принцип выражается в конфуцианском патернализме управления. Ключевой управленческой компетенцией мыслитель считал добродетель, которая понималась как сыновья почтительность, отеческая любовь, верность долгу, мудрость и следование ритуалу. Конфуций наставляет: «Правитель, положившийся на добродетель, подобен северной Полярной звезде, которая замерла на своем месте средь сонма обращающихся вокруг нее созвездий» [1]. Важно отметить, что Конфуций впервые в управленческой практике ввел квалификационные экзамены: человек, претендующий на государственную службу, должен был в течение 2-3 суток самостоятельно написать поэму из 60 слов, сочинение об историческом событии и трактат на отвлеченную тему. Этим было закреплено требование: управленец должен обладать особыми знаниями и умениями. Кроме этого в перечень управленческих компетенций входило особое умение без усилия побуждать других людей пови-

© Батомункуева А. Д., 2009

новаться. Это нашло яркое проявление в феномене стратагем, «неортодоксальных путей к достижению военных, гражданских, политических, экономических или личных целей» [2].

Таким образом, перечень управленческих компетенций, по мнению Конфуция, включает добродетель, почтительность, верность, следование ритуалу, знание и владение стратагемами. Компетентность управленца или кандидата на замещение управленческой должности определялась путем прохождения специальных квалификационных испытаний.

Попытки осмыслить теоретические основы управленческих компетенций предпринимались и античными философами. В Древней Греции руководство народом и искусство управления людьми обозначались термином demagogia. Но он достаточно быстро приобрел негативную окраску и стал обозначать не управление, а систему манипуляций общественным мнением в целях осуществления нужного управленческого выбора. Подобный негативный оттенок приобрела и софистика. Софисты обучали предметам, которые, по их мнению, были необходимы для участия в управлении полисом: искусству аргументации, риторике, гражданскому праву, пониманию человеческой природы. Несмотря на право каждого выступать, в основном говорили люди, получившие специальное образование. Естественно, такую подготовку могли получить дети состоятельных афинян. Это обусловило постепенный переход от принципа меритократии к наследственному принципу.

Важно отметить, что в Афинах основная часть должностей распределялась по жребию. Эта практика хоть и служила примером непосредственного участия демоса в управлении полисом, но, по мнению Сократа, являлась ошибочной. Управленец, по мнению Сократа, должен владеть специальными управленческими компетенциями. «Проводя аналогию между государственным деятелем и кормчим на корабле, он [Сократ. - A. Á.] считал, что государством должен руководить лишь тот, кто сведущ в области управления, подобно тому, как кораблем может управлять лишь тот, кто обладает необходимыми знаниями, опытом и навыками кораблевождения» [3]. Поэтому Сократ был убежден в том, что власть в государстве должна принадлежать не воле случая, а «лучшим» - опытным, честным, справедливым, порядочным и обладающим арете государственного управления. При этом арете было эквивалентом знания, имплицитно включающим в себя правильное действие. Так, Сократ выделил гносеологический компонент управленческих компетенций - обязательное для управленцев владение специальными знаниями: теоретическими, техническими и моральными.

Идея отнесенности к управляющей системе «лучших» представителей народа была поддержа-

на и Платоном, который верил, что в идеальном государстве одаренные мудростью будут управлять обществом; обнаружившие мужество - защищать; проявившие умеренность и заботливость - производить необходимые продукты.

Платон описал процесс целенаправленной подготовки управленцев: с 10 лет все дети получают одинаковое образование, изучая гимнастику, музыку и религию, обучаясь послушанию, лояльности и готовности к самопожертвованию; в 20 лет проводится первый отбор, выдержавшие который продолжают обучение, уделяя особое внимание математике; в 30 лет - вторичный отбор, после которого оставшиеся молодые люди еще 5 лет изучают философию, затем 15 лет участвуют в практической жизни общества, приобретая навыки управления. Только когда человеку исполняется 50 лет, за его плечами 40 лет всесторонней подготовки, он может взять управление в свои руки. Этот управленец является компетентным и добродетельным, может обладать властью и управлять остальными членами общества.

Платон первым выдвинул идею длительной целенаправленной подготовки будущих управленцев; под управленческими компетенциями понимал обладание знанием, мудростью, справедливостью.

Аристотель из всех навыков, необходимых управленцу, выделял «умения военачалия», «умения хозяйствования» и красноречие. Но основной управленческой компетенцией определяет добродетель. Философ указывает: «Настоящий государственный муж (ро1ШкоБ)... больше всего старается о добродетели» [4]. У философа этика и политика совпадают в своей основе; нравственное действие у Аристотеля рационально и предполагает свободный выбор между злом и добром. Управленец как человек, обладающий мудростью и благоразумием, должен постоянно принимать управленческое решение - совершать выбор для возможно лучшего существования граждан. При этом данный выбор обязательно сознателен, рационален и нравственен. Так, Аристотель первым акцентировал внимание на акте совершения выбора и принятия управленческого решения.

Интересно, что ни Сократ, ни Платон, ни Аристотель в перечень управленческих компетенций не включали патриотизм. Это произошло во времена Римской империи. В этот период обязательные черты верховного государственного правителя включают божественную благодать, верность национальной римской традиции, чувство ответственности перед народом и нравственное достоинство. Например, Цицерон требует от политического деятеля благоразумия; чтобы в нем разум торжествовал над низменными страстями; таких достоинств, как мудрость, справедливость, воздержанность, красноречие, знание права и сочинений греческих авторов. Мыслитель пишет: «Правитель государства должен

быть выдающимся и ученейшим мужем; при этом он должен быть и мудрым, и справедливым, и воздержанным, и красноречивым» [5].

В целом, античные философы заложили начало рассмотрения проблем управления с гуманистических начал: управлением должно двигать не инстинктивное стремление к власти, а гуманные человеческие начинания. Это приводит к корреляции понимания управленческих компетенций и мудрости: в античном обществе понятия «философ», «мудрец» и «правитель» имеют тенденцию к отождествлению. Античность в перечень управленческих компетенций включила знания, добродетели, важность личностного выбора и управленческого решения. Все это обусловило формирование гносеологических и этических основ управленческих компетенций.

Значительный вклад в осмысление управленческих компетенций принадлежит Н. Макиавелли. В своих трудах он отразил видение «механики правления», заложил начало возникновению Realpolitik - политики как манипуляции. По мнению мыслителя, нерешительность, малодушие и легкомыслие - недопустимые для руководителя качества; идеальный правитель должен сохранять в себе качества льва (сила, честность) и лисицы (мистификация, искусное притворство, хитрость). Н. Макиавелли разводит понятия политики и этики; провозглашенный им принцип «цель оправдывает средства» комментирует: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши» [6].

Интерес представляет анализ управленческих компетенций в русле концепции общественного договора. В договорной теории государства (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) главной целью управляющей системы является выполнение условий договора, обеспечение безопасности и свободы каждого. В связи с этим и для осуществления указанных обязательств возникают государственная власть и органы управления, появляется слой управленцев. Здесь необходимо сказать, что принцип выборности, принятый за единственно легитимный способ распределения власти в договорной теории государства, возродил меритократические позиции и актуализировал проблему формирования управленческих компетенций.

Дальнейшее развитие проблема осмысления управленческих компетенций получает в творчестве Г. В. Ф. Гегеля, который ратует за сильное правовое государство. Непосредственно об управленческих компетенциях философ пишет: «...государственная служба требует жертвования самостоятельным и случайным удовлетворением субъективных целей и именно этим дает право находить такое удовлетворение в сообразном долгу выполнении служебных обязанностей» [7], «среднее сословие,

к которому принадлежат государственные чиновники, представляет собой средоточие государственного сознания и выдающейся образованности» [8]. Таким образом, в управленческих компетенциях Гегель выделяет знание, образованность и служение долгу.

Новый аспект проблемы управленческих компетенций мы видим в учении марксизма. По мнению К. Маркса, «отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» [9]. Говоря об управленцах, сторонники марксизма ведут речь о политических лидерах, вождях как наиболее последовательных и умелых выразителях воли класса. Успешная деятельность вождя, руководителя определяется «не силой власти, а силой авторитета, силой энергии, большей опытности, большей разносторонности, большей талантливости» [10]. По существу, управленцы с марксистских позиций выполняют вспомогательную роль, являются «слугами» и выразителями интересов класса.

Иных взглядов придерживается X. Орте-га-и-Гассет, описывающий феномен стадности и утверждающий, что масса «не должна и не способна управлять собой, тем более обществом» [11] и ей «необходимо следовать чему-то высшему, исходящему от избранных меньшинств» [12]. Философ убежден, что избранное меньшинство - это «не те, кто кичливо ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше, даже если требование к себе у него сильно» [13]. Харизма, оторванность от толпы, высокая требовательность к себе, незаурядность, способность к «жизненному порыву» становятся важнейшими управленческими компетенциями в условиях массового общества. X. Орте-га-и-Гассет провозглашает идею особости, величия и незаурядности представителей управляющей системы и «убогости», безликости и «серости» управляемой системы. Под управленческими компетенциями он понимает качества, которые и задают это величие: проницательность, воля, высокая требовательность к себе, способность к «жизненному порыву», оторванность от толпы.

Огромная роль в осмыслении управленческих компетенций принадлежит М. Веберу. В русле данного исследования интерес представляет разработанная им типология легитимации власти, в частности харизматическая власть, в которой лидерам повинуются из-за их личных качеств, а не на основе закона или традиции. М. Вебер находил близость современных харизматических руководителей с пророками и колдунами. Харизма, понимаемая как милость божья и особый дар, является врожденным, а не приобретенным свойством. Если исходить из данной позиции, то управленческие компетенции - это харизматические качества, и, следовательно, их невозможно сформировать.

Необходимость целенаправленного формирования управленческих компетенций обосновывал

Т. Парсонс, сравнивший традиционный и современный типы общества. Из богатого наследия ученого интерес для нас представляют выделенные социологом основания статуса: в традиционном обществе - это предписания, в современном обществе - достижения. Ученый утверждает, что в современном обществе вновь усиливаются мери-тократические принципы распределения власти и включения в управляющую систему. Эта же позиция прослеживается в теории постиндустриального общества.

Важной характеристикой постиндустриального общества Д. Белл называет меритократию. В условиях постиндустриального общества право наследования, в том числе и власти, утрачивает былое значение. Человек теперь может продвигаться по карьерной лестнице благодаря своему образованию, квалификации и способностям. Необходимо отметить, что Д. Белл особое внимание уделяет роли информации и знанию: «...Информация - это власть... знания и информация становятся стратегическими ресурсами и агентом трансформации постиндустриального общества» [14]. Все это актуализирует умения человека в области работы с информацией и владения современными информационно-коммуникативными технологиями. Именно данные управленческие компетенции выдвигаются на первый план в условиях информационного общества.

Э. Тоффлер также считает, что знания и информация становятся главными стратегическими ресурсами человечества. Он высказывает мнение, что в будущем человечество ждет «глобальная битва за власть» [15]. Относительно управленческих компетенций ученый отмечает, что «для выполнения задачи выжить в условиях экономики суперсимволов . не подходят педантичные, мелочные бюрократы, стремящиеся "сохранить лицо". Это работа для индивидуалистов, радикалов, людей, не знающих пощады, даже эксцентриков - своего рода коммандос делового мира, мужчин, если продолжать параллель, готовых на штурм любых высот ради захвата власти» [16]. Выделяя в истории человечества три основных периода, названных «волнами», Э. Тоффлер считает, что для времен Первой волны лидерство обычно доставалось по праву рождения, а не в результате заслуг; от монарха требовались ограниченные навыки - способность вести людей в бой, проницательность, правитель был свободен использовать широкие личные полномочия. Управленец Второй волны должен быть грамотным и способным к абстрактному мышлению, его полномочия ограничены. Лидеров Третьей волны ученый видит «более способными к самостоятельной деятельности, скорее изобретательные, нежели беспрекословно выполняющие указания», «быстрыми на подъем», «индивидуалисты, гордящиеся тем, что не похожи на других»,

«принимают на себя ответственность» [17]. Управленческие компетенции управленцев Третьей волны - это яркая индивидуальность, ответственность, самостоятельность и инициативность, креативность и инновационность.

Итак, процесс осмысления управленческих компетенций в истории науки, начавшись со времен античности, нашел продолжение в прогнозах на будущее. Античные философы в образе управленца отождествляли мудрость, знания и добродетель, обусловив формирование гносеологических и этических основ управленческих компетенций. В дальнейшем в перечень управленческих компетенций вошли ораторское искусство и хитроумие. Средневековая философия укрепила взгляды о божественной природе власти и аскриптивный характер управленческих компетенций. Разделение политики и этики произошло в эпоху Ренессанса, дав начало Realpolitik, требующей от управленцев хитрости, гибкости и умений манипулирования людьми. Позже, в лоне договорной теории государства акценты ставятся на принципах мериток-ратии - власти достойных. Данный принцип нашел развитие в концепции постиндустриального общества, в которой утверждается, что революция менеджеров является фактором трансформации индустриального общества. В информационном обществе особую роль играет информационно-коммуникационная компетентность управленца. В целом, ученые предполагают, что в будущем управленцам понадобятся совершенно новые управленческие компетенции - креативность, воображение, смелость, быстрота.

Таким образом, процесс осмысления управленческих компетенций протекал противоречиво, глубже раскрывая природу феноменов управления, власти, лидерства, точнее описывая наиболее значимые качества управленца - управленческие компетенции.

Примечания

1. Конфуций. Уроки мудрости: сочинения. М.; Харьков, 2003. С. 20.

2. Зенгер X. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Т. 1. М., 2006. С. 28.

3. Кессиди Ф. X. Сократ. СПб., 2001. С. 85.

4. Аристотель. Никомахова этика // Электрон. б-ка Максима Мошкова // http://lib.ru/POEEAST/ ARISTOTEL/ nikomah.txt.

5. Цицерон М. Т. Диалоги: О государстве; О законах. М., 1994. С. 76.

6. Макиавелли Н. Государь // Электрон. б-ка философского портала // http://www.philosophy.ru/ library/machiavelli/

7. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 334.

8. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 336.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 23. М., 1960. С. 342.

10. Ленин В. И. Письмо товарищу о наших организационных задачах // Полное собрание сочинений. Т. 7. М., 1967. С. 14.

11. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2008. С. 43.

12. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2008. С. 109.

13. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2008. С. 46.

14. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 335-340.

15. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2003.

16. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2003. С. 48-49.

17. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 608,

609.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.