Научная статья на тему 'Концептуальные модели информационной политики: к вопросу систематизации'

Концептуальные модели информационной политики: к вопросу систематизации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
830
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОММУНИКАТИВНАЯ ПОЛИТИ КА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / INFORMATION POLICY / COMMUNICATION POLICY / INFORMATION MANAGE MENT / MODELS OF INFORMATION POLICY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бровко Василий Юрьевич

В первой части статьи рассматриваются ключевые отечественные и зарубежные подходы к определению сущности информационной политики, реализуемой в различных сферах публичной деятельности, выявляется меж дисциплинарная специфика данного феномена. Во второй части статьи поня тие информационной политики соотносится с категориями коммуникативной политики и информационного менеджмента, получившими развитие в иссле дованиях, посвященных вопросам менеджмента, бизнес-администрирования и маркетинга. В третьей части исследования проводится сравнительный анализ существующих моделей массовой коммуникации, лежащих в основе различных алгоритмических подходов к реализации информационной поли тики. Автор приходит к выводу, что современные массовые медиакомму никации приобретают все более интерактивный и транзактный характер, выходящий за рамки классической линейной субъект-объектной модели. Эту перспективную тенденцию следует принимать во внимание и использовать при разработке и реализации стратегий в сфере информационной политики на различных управленческих уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Models of Information Policy: On the Question of Systematization

The first part of this article discusses the key domestic and foreign approaches to defining the essence of the information policy pursued in different spheres of public activity, identifying the interdisciplinary specifics of this phenomenon. The second part of the paper refers the concept of information policy to the categories of communication policy and information management, which developed in research studies in management, business administration and marketing. The third part of the study presents a comparative analysis of the existing models of mass com munication underlying different algorithmic approaches to the implementation of information policy. The author concludes that modern mass media communications are becoming more interactive and transactional, going beyond the classical linear subject-object model. This prospective trend should be taken into account and used in the formation and realization of strategies in the sphere of information policy at different levels of management.

Текст научной работы на тему «Концептуальные модели информационной политики: к вопросу систематизации»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2G1S. № S

Василий Юрьевич Бровко,

аспирант Института научной информации по общественным наукам

РАН (Россия), e-mail: vubrovko@gmail.com

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: К ВОПРОСУ СИСТЕМАТИЗАЦИИ

В первой части статьи рассматриваются ключевые отечественные и зарубежные подходы к определению сущности информационной политики, реализуемой в различных сферах публичной деятельности, выявляется междисциплинарная специфика данного феномена. Во второй части статьи понятие информационной политики соотносится с категориями коммуникативной политики и информационного менеджмента, получившими развитие в исследованиях, посвященных вопросам менеджмента, бизнес-администрирования и маркетинга. В третьей части исследования проводится сравнительный анализ существующих моделей массовой коммуникации, лежащих в основе различных алгоритмических подходов к реализации информационной политики. Автор приходит к выводу, что современные массовые медиакомму-никации приобретают все более интерактивный и транзактный характер, выходящий за рамки классической линейной субъект-объектной модели. Эту перспективную тенденцию следует принимать во внимание и использовать при разработке и реализации стратегий в сфере информационной политики на различных управленческих уровнях.

Ключевые слова: информационная политика, коммуникативная политика, информационный менеджмент, модели информационной политики.

Vasily Yurievitch Brovko,

Graduate student, Institute of Scientific Information in the Social Sciences,

Russian Academy of Sciences (Russia), e-mail: vubrovko@gmail.com

CONCEPTUAL MODELS OF INFORMATION POLICY: ON THE QUESTION OF SYSTEMATIZATION

The first part of this article discusses the key domestic and foreign approaches to defining the essence of the information policy pursued in different spheres of public activity, identifying the interdisciplinary specifics of this phenomenon. The second part of the paper refers the concept of information policy to the categories of communication policy and information management, which developed in research studies in management, business administration and marketing. The third part of the study presents a comparative analysis of the existing models of mass communication underlying different algorithmic approaches to the implementation of

information policy. The author concludes that modern mass media communications are becoming more interactive and transactional, going beyond the classical linear subject-object model. This prospective trend should be taken into account and used in the formation and realization of strategies in the sphere of information policy at different levels of management.

Key words: information policy, communication policy, information management, models of information policy.

Одной из отличительных характеристик современности является сверхвысокая информационная насыщенность общественных отношений. Вне зависимости от того, принимаете ли вы концепцию информационного общества в целом или нет, технологический скачок в информационно-коммуникативной сфере, значительно преобразовавший структуру общественных отношений, необходимо признать в качестве свершившегося факта. Информационный взрыв коснулся практически всех сфер человеческой деятельности и повлек за собой существенные изменения в формах и принципах коммуникативных процессов: мы наблюдаем интенсификацию взаимодействия между субъектами, постоянный рост скорости обработки и передачи информации, увеличение количества каналов ее распространения.

Развитие и популяризация новых медиа, которые предлагают членам общества новые способы взаимодействия между собой, вновь и вновь ставят перед общественными институтами, государственными и коммерческими субъектами вопрос об эффективных моделях управления информационно-коммуникативными процессами и делают информационную политику одним из приоритетных направлений современных политических исследований. Основная задача данной статьи состоит в том, чтобы понять, какие из существующих моделей массовой коммуникации, лежащих в основе различных алгоритмических подходов к реализации информационной политики, способны успешно отвечать на структурные изменения общественной среды и определить, в каком направлении необходимо двигаться при разработке стратегий взаимодействия с целевыми аудиториями.

Понятие информационной политики

В современной науке большое количество работ посвящено вопросу о том, что следует понимать под информационной политикой. Однако единого подхода к определению категории и сущностного содержания исследуемого феномена не выработано. Чтобы составить корректное и целостное представление об информационной политике

как о междисциплинарном феномене, необходимо рассмотреть наиболее распространенные подходы к ее осмыслению, предлагаемые в рамках различных научных областей.

Масштабные разработки в области информационной политики принадлежат известному российскому ученому В.Д. Попову, одному из отечественных разработчиков концепции социальной информа-циологии. Под информационной политикой он понимает систему коммуникативно-информационных действий, которые направлены на формирование и удовлетворение информационных потребностей общества1. Согласно этой концепции, любые исследования информационных отношений связаны с рассмотрением цепи «государство — СМИ — общественная психика, массовое и специализированное сознание». Предмет информационной политики — закономерности развития информационной сферы и информационных отношений, методы анализа и прогнозирования их преобразований, а также выявление информационно-коммуникативных механизмов воздействия на массовое сознание. В таком случае объект информационной политики — управление информационной сферой, системой средств массовой коммуникации и состоянием общественного сознания2.

В.Д. Попов делает акцент на том, что необходимо разделять государственную и негосударственную информационную политику. Государственная информационная политика — это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. Негосударственные субъекты коммуникации могут вступать в диалог с государством или выступать против него, или всецело обслуживать только интересы отдельных групп и группировок, партий и даже отдельных личностей3.

Другой российский ученый—А.В. Манойло подчеркивает двойственность понятия информационной политики. С одной стороны, под информационной политикой необходимо понимать деятельность субъекта по актуализации и реализации своих интересов в обществе посредством формирования, преобразования, хранения и передачи всех видов информации. С другой — информационная политика — это особая сфера жизнедеятельности людей (политиков, аналитиков, ученых, журналистов и т.д.), связанная с воспроизводством

1 Попов В.Д. Информационная политика. М.: Издательство РАГС, 2003. С. 39-42.

2 Там же. С. 10.

3 Там же. С. 38-41.

и распространением информации, удовлетворяющей интересам социальных групп и общественных институтов4.

Еще одно определение, раскрывающее важные стороны информационной политики, дает С.Э. Зуев. Он считает, что рассматриваемый термин в большинстве случаев обозначает способ использования существующих информационных потоков и ресурсов различными институциональными субъектами (например, государствами, государственными органами, организациями и учреждениями), которые могут иметь свои представления и интересы при работе с информацией. «Информация (что бы ни понималось под этим термином в каждом конкретном случае), — пишет Зуев, — выступает здесь в качестве объекта намеренной манипуляции и выполняет чисто техническую функцию, наряду с другими ресурсами деятельности: кадрами, материально-технической базой, финансами и т.д.»5.

Чрезвычайно важной характеристикой приведенных выше определений является их универсальность, возможность применять эти определения к различным сферам человеческой деятельности. Это позволяет преодолеть распространенную в научных работах узкоспециализированность использования термина «информационная политика», под которым зачастую подразумевают либо исключительно государственную политику в области информации, либо информационную политику коммерческих предприятий, либо разновидность или особую функцию информационного менеджмента.

Проблемы эффективной государственной информационной политики изучает известный российский ученый Ю.А. Нисневич. Согласно его оценкам, в современном мире информация является тем самым ключевым ресурсом, который необходимо использовать для развития государства и общества. Ю.А. Нисневич пишет, что, поскольку в настоящее время информационные процессы являются важнейшей составной частью всех внутриполитических и внешнеполитических процессов жизнедеятельности страны, государственную информационную политику следует рассматривать как совокупность целей, отражающих национальные интересы в информационной сфере, а также стратегии, тактики управленческих решений и методов их реализации, разрабатываемых и реализуемых государственной властью для регулирования и совершенствования как непосредственно процессов информационного воздействия во

4 Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003.

5 Зуев С.Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности) // Музей будущего: информационный менеджмент. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 157.

всех сферах жизнедеятельности общества и государства, так и процессов (в широком смысле) технологического обеспечения такого взаимодействия6.

Стоит отметить, что большое значение Ю.А. Нисневич придает внешнеполитическим аспектам информационной политики. Он придерживается позиции, что ни одна государственная или какая-либо другая система не способна функционировать независимо от воздействий внешней среды (в данном случае под внешней средой понимается мировое сообщество). Помимо этого, в условиях современного мира изолирование национального информационного пространства представляется крайне трудновыполнимым или даже невозможным, а потому грамотная интеграция во всемирный информационный процесс при условии соблюдения национальных интересов государства, по мнению Ю.А. Нисневича, является одной из ключевых задач государственной информационной политики.

Из описанного выше следует, что государственная информационная политика не зациклена внутри отдельно взятого общества, но может и должна решать внешнеполитические задачи.

Важно подчеркнуть, что зарубежные ученые, как и многие отечественные, подчеркивают междисциплинарный характер информационной политики как сферы научных изысканий. Например, американская исследовательница С. Бауман считает, что одна из задач информационной политики — оценить суммарный эффект законов и регулятивных норм, затрагивающих содержание различных слоев законодательного комплекса, которые раньше считались несвязанными между собой7.

С. Бауман отмечает, что в американской науке можно выделить два подхода к определению предметного поля информационной политики. Первый более узко сфокусирован на работе с информацией как таковой и берет начало не в гуманитарных науках, а в информатике. Согласно этому подходу, информационная политика — новая дисциплина, которая возникла в результате формирования информационного общества, развития и распространения технологий. Второй подход в большей степени ориентирован не на саму информацию, а на явления, приводящие к ее возникновению, использованию и распространению. Предметное поле такого подхода значительно шире и распространяется на другие гуманитарные дисциплины, придавая информационной политике статус науки с большой историей8.

6 Нисневич Ю.А. Информация и власть. М.: Мысль, 2000. С. 52.

7 Bauman S. Defining Information Policy // Journal of Information Policy. 2011. No. 1. P. 1-5.

8 Ibid. P. 2.

По мнению С. Баумана, информационная и другие сферы человеческой жизни сильно взаимозависимы: информационно-технологические разработки могут быть инструментом законодательного процесса, теоретически технологии могут даже заменить правовой процесс как таковой; доступ к личной информации и персональным данным становится вопросом права собственности и наоборот — развитые технологии надзора способны контролировать читаемость источников определенной направленности и уменьшать доступ общества к информации. Для понимания сущности и проблем информационной среды и информационного общества необходим анализ перечисленных выше аспектов информационной деятельности в их взаимодействии. Именно такие задачи и должна решать информационная политика.

Информационно-коммуникативная политика в области

бизнеса и маркетинга

Не меньшее распространение имеют исследования информационно-коммуникативной политики в области бизнеса и маркетинга, хотя ученые, занимающиеся данной проблематикой, далеко не всегда используют сам термин «информационная политика» и пользуются смежными по значению понятиями: «коммуникативная политика», «коммуникативные стратегии», «информационный менеджмент», «коммуникационный менеджмент». Эти работы имеют самое прямое отношение к сути изучаемого явления.

Различные аспекты информационной политики компании исследовал А.И. Матковский. Он отмечает, что управление корпоративной репутацией, а также донесение до целевой аудитории позиции руководства по принципиальным для компании вопросам уже достаточно давно стали одними из ключевых задач для ведущих предприятий как за рубежом, так и в России. Все крупнейшие предприятия в настоящее время создают собственные пресс-службы и отделы по связям с общественностью, либо привлекают для реализации информационной политики РЯ-специалистов из сторонних компаний. По мнению А.И. Матковского, подобные вопросы сейчас особенно актуальны для компаний, которые хотят выйти на мировой рынок.

Важно понимать, что информационная политика предприятий не должна сводиться к связям с общественностью. Она включает в себя целый комплекс действий и мероприятий, при правильной организации которых можно успешно управлять не только процессом распространения информации внутри и вне предприятия, но также имиджем компании и тем, как этот имидж воспринимается целевыми аудиториями.

Согласно А.И. Матковскому, в широком смысле к информационной политике компании можно отнести информирование всех сотрудников компании о ее текущем состоянии, поддержание корпоративной лояльности, регламентацию доступа различных сотрудников и подразделений к корпоративной информации (в том числе и представляющей коммерческую тайну), своевременное доведение приказов и распоряжений руководства. Однако едва ли не самым важным аспектом информационной политики в современном обществе автор считает внешнюю информационную работу компании, проще говоря — связи с общественностью, которые осуществляются в рамках строго регламентированной системы9. Согласно такому определению, точнее всего будет отнести внешнюю сторону информационной политики к стратегии развития связей с общественностью, где ключевым аспектом будет обращение, напрямую или через СМИ, к избранным представителям целевой аудитории — клиентам, партнерам, лидерам общественного мнения.

Избирательное отношение к информации и ее распределению между целевыми аудиториями — еще одна очень важная задача информационной политики компании. На каждую аудиторию — потребители, бизнес-клиенты, партнеры, инвесторы, акционеры—должен работать свой информационный канал. По этим каналам должны транслироваться специально подобранные сообщения, интересные конкретной целевой группе. Практика единого информационного потока — заведомо неверный подход, считает А.И. Матковский10.

Для исследователя принципиально важно, чтобы ключевой вектор развития информационной политики определяло руководство компании, а не работники РЯ-отдела, которые должны заниматься уже ее реализацией. Приглашение сторонних специалистов по связям с общественностью может быть неэффективным, так как они, в отличие от руководства, могут не совсем верно понимать стратегические задачи компании.

Британский исследователь Э. Орна подробно рассмотрела институциональные и прикладные аспекты информационной политики коммерческих предприятий на примере зарубежных компаний и институтов. Она предлагает понимать под информационной политикой деятельность в сфере информационного обеспечения компании, основанную на ключевых общих целях и принципах организации, в соответствии с которыми она определяет: цели и приоритетные направления использования информации; значение информации

9 Матковский А.И. Информационная политика компании // Коммерческий директор. 2006. № 8. С. 6-10.

10 Там же.

как таковой для основной деятельности организации; принципы, на которых будет основано управление информацией; принципы использования человеческих ресурсов в управлении информацией; принципы технологической поддержки управления информацией; принципы, в соответствии с которыми будет установлено соотношение стоимости и эффективности информации и знаний11.

Более широко стратегии информационно-коммуникативной политики рассматривал И.М. Дзялошинский. Он исследовал аспекты коммуникативных стратегий социальных институтов, к которым могут быть отнесены и государственные структуры, и коммерческие предприятия, и некоммерческие организации. Согласно его оценкам, влияние социальных институтов на информационно-коммуникативную среду всегда было и остается крайне высоким. Например, по заключению некоторых исследователей, средняя доля РЯ-материалов в медиа достигает 60 %. И.М. Дзялошинский также отмечает, что, хотя с развитием новых медиа у СМИ появилось больше возможностей для обретения независимости от государственных и бизнес-структур, у социальных институтов, в свою очередь, также появилось больше возможностей воздействовать на массовое сознание и поведение12.

Согласно И.М. Дзялошинскому, любая информационно-коммуникативная стратегия предполагает наличие какой-либо цели, средств ее достижения, а также способов оперирования этими средствами. Наиболее часто под стратегической целью понимают воздействие на сознание и поведение целевой аудитории, но, по мнению автора, это не всегда верно. Он выделяет три основные группы целевых установок информационно-коммуникативной деятельности: передача адресату некоторой необходимой ему информации — обогащение адресата новыми знаниями; подчинение адресата себе для использования его ресурсов и принуждения к соответствующим оценкам и действиям; объединение инициатора и адресата коммуникации в союз равных, ищущих ответ на одинаково интересующий их вопрос, — сотрудничество13.

Рассматривая различные подходы к определению сущности информационной политики, необходимо обратить внимание на то, как она соотносится с понятием информационного менеджмента. В отечественной научной литературе и публицистике нет единого

11 Orna E. Practical Information Policies: How to Manage Information Flow in Organizations. Aldershot: Gower Publishing Company Limited, 1991. P. 105.

12 Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. С. 6-7.

13 Там же. С. 262-263.

понимания термина «информационный менеджмент». Все расхождения, по большому счету, можно свести к вопросу, стоит ли понимать информационный менеджмент как явление сугубо технологического характера или рассматривать его как синтез управленческой и творческой составляющих, обеспечивающий не только контроль, распределение и технологическую поддержку информационных потоков, но также разработку стратегий и непосредственное производство информационных сообщений.

В соответствии с этим большинство определений информационного менеджмента можно разделить на две группы. Первая группа исследователей придерживается позиции, что информационный менеджмент определяет стратегию и методы осуществления информационно-коммуникативного воздействия в рамках информационного пространства через средства массовой коммуникации. То есть информационный менеджмент синтезирует в себе одновременно управленческие и творческие функции, занимается созданием и продвижением выгодной субъекту информации среди целевых аудиторий14. Другая группа исследователей считает, что информационный менеджмент в первую очередь включает в себя ряд управленческих задач производственного и технологического характера, выполняемых информационной службой внутри субъекта (коммерческого предприятия или другого института). Информационная служба в таком случае оказывает услуги подразделениям организации, внося вклад в достижение целей организации в рамках ее основной деятельности, и только потом решает некоторые задачи в сфере внешних коммуникаций15.

На наш взгляд, наиболее верный подход к определению соотношения информационной политики и информационного менеджмента предложила в своем исследовании Т.А. Тризно, которая исследовала схожие терминологические проблемы в канадской политической науке16. Она предлагает рассматривать информационный менеджмент как составляющую информационной политики, а именно как практическую и технологическую ее сторону.

14 Головко Б.Н. Деловые издания: Информационный менеджмент массовой коммуникации. М.: Издательство В.А. Михайлова, 2005.

15 Костров А.В., Коротеева О.С., Корнюшко В.Ф. Особенности информационного менеджмента в компаниях сферы услуг // Прикладная информатика. 2012. № 1. С. 28-32.

16 Тризно Т.А. Информационный менеджмент и управление государственной информацией как компоненты государственной информационной политики Канады // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. 2013. № 11. С. 183-187.

Действительно, никакая стратегия, владение моделями воздействия и глубокие знания в области информационно-коммуникативной деятельности не приведут к положительному результату при отсутствии необходимых технологических, финансовых и человеческих (в том числе управленческих) ресурсов. Практика ведущих коммерческих и некоммерческих организаций и институтов показывает и обратное: разделение функций стратегического планирования и создания информационных поводов с практическим обслуживанием информационной политики внутри субъекта экономически и организационно нецелесообразно — и те, и другие функции, как правило, осуществляют сотрудники одного отдела.

Сравнивая подходы к определению информационной политики в отечественной и зарубежной политической науке, можно заметить, что западные исследователи большее внимание уделяют формальной стороне изучаемого явления — тому, в каких правовых условиях она осуществляется, на чем основывается и какое фактическое выражение находит в итоге. В отечественной же науке информационная политика чаще понимается как более неформальный и в первую очередь творческий процесс, предполагающий владение моделями воздействия на общественное сознание и поведение посредством массовой коммуникации и направленный на создание и трансляцию выгодных субъекту коммуникации сообщений и информационных поводов.

Рассмотрев основные существующие подходы к определению информационной политики, мы можем сделать вывод, что под ней необходимо понимать совокупность целенаправленных коммуникативно-информационных действий, которые призваны реализовывать интересы субъекта коммуникационного процесса посредством механизмов воздействия на массовое сознание и поведение и включают в себя сбор, анализ, производство и распространение информационных поводов и сообщений, а также ресурсное обеспечение и контроль информационных потоков. Подобное определение предполагает междисциплинарное применение термина, охватывает как теоретический, так и практический компоненты информационной политики, рассматривает ее творческую, технологическую и управленческую составляющие.

Информационная политика и модели массовой

коммуникации

В основе современных алгоритмов информационной политики, как правило, лежит какая-либо модель массовой коммуникации. Это неудивительно, ведь объектом внешнего, неличностного информа-

ционного воздействия выступает широкая аудитория, достигнуть которой проще всего через средства массовой коммуникации. Структуру информационного воздействия, вне зависимости от того, кто его осуществляет — государство или коммерческая организация, составляют все те же элементы, что и традиционные модели коммуникативных цепей: субъект, объект, сообщение и канал его передачи. Таких моделей массовой коммуникации можно выделить достаточно много. Кратко рассмотрим базовые из них.

Первые модели массовой коммуникации являлись субъект-объектными. В первую очередь это пятивопросная модель Г. Лас-суэлла и информационно-кодовая модель К. Шеннона и У. Уивера. Первая считается классической линейной моделью, основанной на принципах бихевиоризма (стимул — реакция), в которой присутствует четкое разграничение между функциями субъекта и объекта: коммуникатор воздействует на аудиторию. Вторая исходит из того, что процесс коммуникации напоминает телефонную связь и что сообщение, которое воспринимает аудитория, может значительно отличаться от того, которое изначально передается коммуникатором. Тем не менее, как и коммуникативная цепь Г. Лассуэлла, модель Шеннона-Уивера имеет линейный характер и не содержит даже механизма обратной связи.

Далее стоит отметить циркулярную модель, разработанную У. Шраммом и Ч. Осгудом. Она впервые снимает традиционное субъект-объектное противопоставление в рамках информационно-коммуникативного воздействия17. По мнению авторов, процесс, который некоторые исследователи называют обратной связью, в сущности свидетельствует о том, что субъект и объект коммуникации выполняют одинаковые функции: создают и получают информацию, кодируют и декодируют ее. Коммуникация, таким образом, являет собой циклический процесс постоянной циркуляции информации между субъектами.

Решение вопроса о соотношении субъекта и объекта коммуникации предложил Т. Ньюкомб, разработавший так называемую ин-теракционистскую ABX-модель18. Реципиент (B), по мнению автора, выступает активным участником коммуникационного процесса за счет того, что у него уже имеется сформированное отношение как к коммуникатору (A), так и к событию (X) — определенные установки и ожидания, с которыми коммуникатор вынужден мириться. Согласно этой модели, эффективность коммуникации будет зависеть от

17 Schramm W. How Communication Works // The Process and Effects of Mass Communication / Ed. W. Schramm. Urbana: University of Illinois Press, 1954. P. 3-26.

18 Newcomb T.M. An Approach to the Study of Communicative Acts // Psychological Review. 1953. Vol. 60. No. 6. P. 393-404.

того, насколько субъект и объект относятся друг к другу одинаково положительно.

Б. Уэстли и М. Маклин, продолжив исследования в направлении, заданном Т. Ньюкомбом, усовершенствовали ABX-модель19. Согласно их версии, в модели существует не один, а несколько вариантов коммуникативной цепи, актуальных для разных условий коммуникативного процесса. Они справедливо отметили, что относительно некоторых событий (X) у объекта коммуникации (В) может иметься собственный эмпирический опыт, и тогда субъект коммуникации (А) не способен в полной мере воздействовать на сложившиеся у получателя оценки этих событий.

Транзактная модель Дж. Гербнера уделяет внимание тому, каким образом у источника коммуникации формируется образ события и как затем на основе этого образа конструируется сообщение. Формирование представления о событии, согласно Дж. Гербнеру, происходит под влиянием трех факторов: избирательности, контекста и доступности. Индивид, таким образом, формирует свое мнение на основе личностных характеристик, а также в соответствии с условиями внешней среды — обстановкой, в которой происходило событие. В свою очередь, на процесс конструирования сообщения влияет выбор каналов восприятия и соответствующих средств передачи сообщения.

Необходимо отметить, что развитие и распространение Интернета как одного из ключевых современных медиаканалов привело к пересмотру классических представлений о коммуникационных взаимодействиях и моделях информационной политики. В частности, были заново открыты и проанализированы циклические и многомерные модели массовой коммуникации, в которых акцент делался на возможностях объекта коммуникации принимать активное участие в процессе.

Таким образом, современные медиакоммуникации приобретают все более транзактный характер: каждая из сторон, как источник, так и реципиент, могут в равной степени выступать и отправителем, и получателем сообщения20. Многие исследователи определяют подобный сдвиг в сторону расширения функций объекта коммуникации понятием «интерактивность». Интерактивность в первую очередь имеет место в Интернете, где пользователь получает возможность самостоятельно формировать информационный фон вокруг себя и потреблять информацию избирательно (система подписок на

19 Westley B.H., Maclean M.S. A Conceptual Model for Communications Research // Journalism Quarterly. 1957. Vol. 34. P. 31-38.

20Брайант Дж., Томсон С. Основы воздействия СМИ. Киев: Издательский дом «Вильяме», 2004. С. 400-402.

блоги и сообщества, система навигации по гиперссылкам), а также моментально реагировать на актуальные информационные поводы посредством комментирования. В условиях интерактивности сравнительно пассивная аудитория как структурный элемент коммуникационного процесса все больше превращается в пользователей — вполне самостоятельный субъект информационной политики.

ЛИТЕРАТУРА

Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. Киев: Издательский дом «Вильяме», 2004.

Головко Б.Н. Деловые издания: Информационный менеджмент массовой коммуникации. М.: Издательство В.А. Михайлова, 2005.

ДзялошинскийИ.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. М.: Издательство АПК и ППРО, 2013.

Зуев С.Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности) // Музей будущего: информационный менеджмент. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 230-250.

Костров А.В., Коротеева О.С., Корнюшко В.Ф. Особенности информационного менеджмента в компаниях сферы услуг // Прикладная информатика. 2012. № 1. С. 28-32.

Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003.

Матковский А.И. Информационная политика компании // Коммерческий директор. 2006. № 8. С. 6-10.

Нисневич Ю.А. Информация и власть. М.: Мысль, 2000.

Попов В.Д. Информационная политика. М.: Издательство РАГС, 2003.

Тризно Т.А. Информационный менеджмент и управление государственной информацией как компоненты государственной информационной политики Канады // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. 2013. № 11. С. 183-187.

Bauman S. Defining Information Policy // Journal of Information Policy. 2011. No. 1. P. 1-5.

Newcomb T.M. An Approach to the Study of Communicative Acts // Psychological Review. 1953. Vol. 60. No. 6. P. 393-404.

Orna E. Practical Information Policies: How to Manage Information Flow in Organizations. Aldershot: Gower Publishing Company Limited, 1991.

Schramm W. How Communication Works // The Process and Effects of Mass Communication / Ed. W. Schramm. Urbana: University of Illinois Press, 1954. P. 3-26.

Westley B.H., Maclean M.S. A Conceptual Model for Communications Research // Journalism Quarterly. 1957. Vol. 34. P. 31-38.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bauman, S. "Defining Information Policy," Journal of Information Policy, No. 1, 2011, pp. 1-5.

Bryant, J.; Thompson, S. Osnovy vozdeistviia SMI. Kiev: Izdatel'skii dom "Vil'iame", 2004.

Dzialoshinskii, I. M. Mediaprostranstvo Rossii: kommunikatsionnye strategii sotsial'nykh institutov. Moscow: Izdatel'stvo APK i PPRO, 2013.

Golovko, B. N. Delovye izdaniia: Informatsionnyi menedzhment massovoi kommunikatsii. Moscow: Izdatel'stvo Mikhailova V. A., 2005.

Kostrov, A. V.; Koroteeva, O. S.; Korniushko, V. F. "Osobennosti informatsionnogo menedzhmenta v kompaniiakh sfery uslug," Prikladnaia informatika, No. 1, 2012, pp. 28-32.

Manoilo, A. V. Gosudarstvennaia informatsionnaiapolitika v osobykh usloviiakh. Moscow: MIFI, 2003.

Matkovskii, A. I. "Informatsionnaia politika kompanii," Kommercheskii director, No. 8, 2006, pp. 6-10.

Newcomb, T. M. "An Approach to the Study of Communicative Acts," Psychological Review, Vol. 60, No. 6, 1953, pp. 393-404.

Nisnevich, Iu. A. Informatsiia i vlast'. Moscow: Mysl', 2000.

Orna, E. Practical Information Policies: How to Manage Information Flow in Organizations. Aldershot: Gower Publishing Company Limited, 1991.

Popov, V. D. Informatsionnaia politika. Moscow: Izdatel'stvo RAGS, 2003.

Schramm, W. "How Communication Works," The Process and Effects of Mass Communication, ed. W. Schramm. Urbana: University of Illinois Press, 1954. P. 3-26.

Trizno, T. A. "Informatsionnyi menedzhment i upravlenie gosudarstvennoi informatsiei kak komponenty gosudarstvennoi informatsionnoi politiki Kanady," Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie: Voprosy teorii i praktiki, No. 11, 2013, pp. 183-187.

Westley, B. H.; Maclean, M. S. "A Conceptual Model for Communications Research," Journalism Quarterly, Vol. 34, 1957, pp. 31-38.

Zuev, S. E. "Izmereniia informatsionnogo prostranstva (politiki, tekhnologii, vozmozhnosti)," Muzei budushchego: informatsionnyi menedzhment. Moscow: Progress-Traditsiia, 2001, pp. 230-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.