Научная статья на тему 'Анализ состояния и перспективы развития элементов политического образа государства и каналов коммуникации государственной информационной политики Российской Федерации'

Анализ состояния и перспективы развития элементов политического образа государства и каналов коммуникации государственной информационной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
903
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / STATE INFORMATION POLICY / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ГОСУДАРСТВА / POLITICAL IMAGE OF THE STATE / КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION CHANNELS / INFORMATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Брызгалин Иван Владимирович, Воевода Андрей Владимирович

В статье проанализировано понятие «государственная информационная политика», определена роль «государственной информационной политики» в форми-ровании «информационной сферы государства», а в частности политического об-раза государства, созданного на основании достоверных фактов, процессов и ре-зультатов деятельности внутри государства, а также определяющего восприятие го-сударства мировым сообществом. Установлено отсутствие законодательного регу-лирования «государственной информационной политики» в Российской Федерации, в частности отсутствие «Концепции государственной информационной политики» как основного документа, определяющего вектор развития внутренней и внешней по-литики Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Брызгалин Иван Владимирович, Воевода Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Image of the State and Communication Channels of the State Information Policy in Russia: analysis of situation and prospects for development

The paper represents the analysis of the concept of “state information policy”, and reveals that “state information policy” is the main tool for the formation of “information sphere of the state”, and in particular “image” of the state as a political pattern created on the basis of reliable facts, processes and results of activities within the state, as well as directly determines the perception of the state by the world community. The analysis has displayed the lack of legislative regulation of the “state information policy” in Russia, in particular the absence of “Concept of state information policy” as the main document determining the development vector of domestic and foreign policy of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и перспективы развития элементов политического образа государства и каналов коммуникации государственной информационной политики Российской Федерации»

■ ■ ■ Анализ состояния и перспективы развития элементов политического образа государства и каналов коммуникации государственной информационной политики Российской Федерации

Брызгалин И.В.1, Воевода А.В.2

1. Правительство Российской Федерации, Москва, Российская Федерация.

2. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

Аннотация. В статье проанализировано понятие «государственная информационная политика», определена роль «государственной информационной политики» в формировании «информационной сферы государства», а в частности - политического образа государства, созданного на основании достоверных фактов, процессов и результатов деятельности внутри государства, а также определяющего восприятие государства мировым сообществом. Установлено отсутствие законодательного регулирования «государственной информационной политики» в Российской Федерации, в частности - отсутствие «Концепции государственной информационной политики» как основного документа, определяющего вектор развития внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная информационная политика, политический образ государства, информационная сфера, каналы коммуникации

Для цитирования: Брызгалин И.В., Воевода А.В. Анализ состояния и перспективы развития элементов политического образа государства и каналов коммуникации государственной информационной политики Российской Федерации // Коммуникология. 2018. Том № 6. №4. С. 112-123. DOI 10.21453/2311-3065-2018-6-4-112-123.

Сведения об авторах: Иван Владимирович Брызгалин, департамент пресс-службы и информации Правительства Российской Федерации; Андрей Владимирович Воевода, кандидат экономических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 84. Е-mail: voevoda.an.vl@gmail.com.

Статья поступила в редакцию: 22.06.2018. Принята к печати: 14.08.2018.

Политика

Для определения понятия «Государственная информационная политика» проанализируем её основные составляющие элементы: «политика», «государственная политика», «государственная информационная политика»; «информация», «информационная сфера» и «коммуникация».

Под «политикой», как понятием, изначально понимается сфера общественной жизни, связанная с формированием коллективной жизнедеятельности человеческих обществ. Платон в диалоге «Политик», цитируя Сократа, называет политику «искусством управления людьми» [Платон]. Аристотель рассматривает политику,

как учение о правильном государственном устройстве и как разумное государственное управление ради всеобщего блага [Аристотель]. Н. Макиавелли в своём произведении «Государь» называет политику «практической наукой», разъясняющей прошлое, руководящей настоящим и способной прогнозировать будущее [Макиавелли]. Макс Вебер определяет политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» [Вебер: 486]. В.С. Берншетйн и А.Н. Симонов понимают под политикой «совокупность социальных практик и дискурсов, в которых реализуются формы и методы управления обществом, общественными группами и их отношениями, связанные с осуществлением власти. Фихте под политикой понимает «применение учения о праве к существующим формам государства». В. И. Ленин называет политикой «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач содержания и деятельности государства». В своих трудах В. И. Ленин, основываясь на трудах К. Маркса, определяет первенство политики над экономикой «Политика есть концентрированное выражение экономики» [Ленин: 278].

В широком смысле этого слова понятие «политика» трактуется как особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и государственным устройством, социальными институтами, которые призваны функционировать и действовать в соответствии с законами, принципами и нормами, и тем самым гарантировать жизнеспособность граждан разных сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей [Юдин].

Политику, как таковую, возможно рассматривать как деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, некоммерческих организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, государствами, направленную на мобилизацию усилий с целью завоевания или упрочнения политической власти [Жукова, Краснова: 65].

Политика на сегодняшний день является многомерной структурой, имеющей своё институциональное измерение, устанавливаемой международными договорами, конституциями и другими законами государств, традициями внутри государств.

Государственная политика

Под «государственной политикой» понимается совокупность целей и способов их достижения, стратегии и тактики управления, принципов и методов выработки и реализации управленческих решений для регулирования и развития определённой сферы жизнедеятельности общества и государства [Нисневич: 4]. Государственная политика имеет интегрирующую роль для достижения гражданского согласия в обществе. При различных формах управления государствами согласие обеспечивается различными методами.

Под политической деятельностью в Российском законодательстве понимается «осуществление деятельности в сфере государственного строительства,

защита конституционного строя Российской Федерации, защита суверенитета и обеспечение территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления на их решения и действия»1.

Государственная информационная политика

Под «государственной информационной политикой» В.Д. Попов понимает способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества [Попов: 28].

«Государственная информационная политика» - это комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации2.

С точки зрения Ю.А. Нисневича «государственная информационная политика - это совокупность целей, отражающих национальные интересы в информационной сфере, стратегии, тактики управленческих решений и методов их реализации, разрабатываемых и реализуемых государственной властью для регулирования и совершенствования, как непосредственно процессов информационного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, так и процессов технологического обеспечения такого взаимодействия» [Нисневич: 22].

«Государственная информационная политика» в современных научных подходах рассматривается в двух аспектах: технологическом и политическом.

В политическом аспекте «государственная информационная политика» рассматривается как инструмент политического воздействия и как средство достижения определённых поставленных политических целей.

Рассматривая «государственную информационную политику» как инструмент политического воздействия Ю.А. Нисневич предполагает три объекта информационной политики:

1 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с изменениями от 2 июня 2016 г. ФЗ «О внесении изменений в статью 8 федерального закона «Об общественных объединениях» и статью 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [режим доступа]: http://consultant.ru/document/ сопб_с1ос_1^_198862/ (дата обращения 25.08.2018).

2 Конституция Российской Федерации (в действующей редакции) [режим доступа]: http://www.constitution.ru/ (дата обращения 25.08.2018).

- информационную сферу гражданского общества;

- информационную сферу власти, состоящую из информационной сферы государственной власти и сферы местного самоуправления;

- область пересечения сфер гражданского общества, государственной власти и местного самоуправления.

В качестве особой сферы жизнедеятельности людей, создающих информационную сферу общества, «государственную информационную политику» рассматривает О.Н. Тюлякова, под основными целями которой она понимает «воспроизводство и распространение информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, направленную на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями, а также регулирующую деятельность государственных органов, определяющую развитие информационной сферы общества». Также О.Н. Тулякова отмечает технологический аспект Государственной информационной политики: «Государственная информационная политика охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, а также всю совокупность, в том числе производственных отношений, связанных с созданием, хранением, демонстрацией, передачей информации во всех её видах» [Тулякова].

Под основными направлениями осуществления государственной информационной политики Т.А. Тризно и Е.Е. Рябцева видят «государственное регулирование деятельности СМИ, в том числе электронных; развитие Интернета как социально-политического ресурса; нормативное регулирование информационных отношений и процессов; создание единого информационного пространства; создание электронного правительства» [Тризно, Рябцева: 3].

Государственная информационная политика всегда идеологически ориентирована и является инструментом идеологического воздействия и средством достижения политических целей за счёт воздействия коммуникационно-информационными средствами на сознание людей с целью формирования отвечающей национальным интересам идеологической, политической, экономической, социальной и других общественно-значимой системы знаний, суждений, мнений, взглядов и оценок людей, влияющих на восприятие массовым общественным сознанием политики государства.

Комплексная система управления государством сводится к разработке государственной информационной политики, отвечающей потребностям и интересам общества, и к её непосредственной практической реализации путём государственного регулирования информационной сферы.

Информация

Само слово «информация» происходит от латинского слова «information», означающее сведение, разъяснение, ознакомление. В широком смысле этого слова под информацией понимаются все сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способами (с помощью условных сигналов, техни-

ческих средств и т.д.) [Коновченко, Киселёв: 34-35]. Информация передаётся в текстовой, числовой, графической и звуковой формах. В зависимости от предназначения может быть личной, массовой и специальной.

Процесс управления информацией включает в себя стадии производства, хранения, обмена, распространения и потребления информации. Процесс управления информацией рассматривается в трёх аспектах: в качестве аналитической работы; в качестве объекта управления; с точки зрения информационного воздействия.

Информационная сфера

Под «информационной сферой» И.М. Дзялошинский понимает «пространство информационных отношений, создаваемое взаимодействующими по поводу информации субъектами», отмечая при этом появление новых «особых» системных качеств, появляющихся в процессе взаимодействия.

Построение «информационной сферы» рассматривается как основа социально-экономического, политического и культурного развития, что требует осуществления целенаправленной информационной политики, согласованной с экономической, культурной, социальной и другими базовыми государственными стратегиями [Тюлякова].

«Информационная сфера» государства является совокупностью информационных сфер гражданского общества, местного самоуправления и государственной власти.

Под «информационной сферой» Доктрина информационной безопасности Российской Федерации понимает совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «интернет», сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений1.

Национальным интересом развития «информационной сферы» в Российской Федерации является реализация конституционных прав граждан на получение и использование информации, обеспечивающей демократическое массовое сознание.

Коммуникация

Коммуникация представляет собой процесс взаимодействия, позволяющий создавать, передавать, принимать разнообразную информацию посредством общей системы символов и языковых знаков [Авсеенко: 8].

1 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [режим доступа]: http://consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_208191/ (дата обращения 25.08.2018).

По мнению американского социолога Чарльза Кули, под коммуникацией следует понимать механизмы осуществления человеческих взаимоотношений, символы, заключённые в разуме, а также средства передачи в пространстве и сохранения во времени [Кули: 379].

В.П. Конецкая понимает под коммуникацией «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств [Конецкая: 9].

В общем смысле этого понятия под коммуникацией подразумеваются: система, в которой осуществляется взаимодействие; процесс взаимодействия; способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию [Шарков: 43].

Ф. И. Шарков, анализируя понятие «коммуникация», разделяет её на типы: личностная, межличностная, внутригрупповая, межгрупповая и массовая коммуникации [Шарков: 103].

Массовая коммуникация

Под массовой коммуникацией понимается процесс передачи идентичных сообщений большому числу практически разобщённых людей. Цель массовой коммуникации в безусловном понимании принимающей стороной передаваемого для неё сообщения.

«Политический образ государства»

Одной из основных целей «государственной информационной политики» является формирование политического образа государства. Под понятием «политический образ государства» Э.А. Галумов понимает комплекс объективных, взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы, сформировавшихся в процессе эволюционного развития российской государственности как сложной многофакторной подсистемы мирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев которой определяют тенденции социально-экономических, общественно-политических, национально-конфессиональных и иных процессов в стране [Галумов: 21].

К.И. Телегина под «имиджем государства» понимает совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков государства, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определённого политического образа [Телегина].

Отличительными чертами «политического образа государства» являются характеризующие признаки, отражающие его сущностный характер:

- «политический образ» индивидуализирует;

- создание «политического образа» происходит на основе его объективных характеристик;

- «политический образ» дополняет и объединяет представления, активизируя уже сформировавшиеся положительные характеристики.

«Политический образ государства» состоит из элементов: экономического, социального, гуманитарного, политического, культурного, экологического и др. [Галумов: 109].

Кроме условно-статичных характеристик «политического образа государства» существуют условно-динамичные характеристики, которые включают в себя такие компоненты как: уровень образования, современная культура, внутренняя безопасность, туристическая привлекательность (различные виды внутреннего туризма, как России в целом, так и регионов, муниципальных образований).

Особого внимания для системы «государственной информационной политики» Российской Федерации на сегодняшний день требует такой элемент, как «внутренний туризм» (спортивный туризм, образовательный туризм, медицинский туризм, деловой туризм, курортный туризм и т.д.) и его централизованное освещение как на внутригосударственном уровне (необходимо создание отдельного органа, либо наделение специальными функциями и полномочиями существующего), так и направленное на зарубежную аудиторию (МИД).

Процесс формирования «политического образа государства» представляет собой совокупность фактов, процессов и событий, связанных с государством, влияющих на зарубежное общественное мнение. Данные события могут быть как стихийными, так и целенаправленными. В случае стихийности событий важное значение имеет как их представление, так и реакция на различные мнения субъектов СМИ, социальных сайтов и др.

Стадии формирования «политического образа государства»

Под фундаментальными стадиями формирования «политического образа государства» предполагаются:

1. Анализ существующего «политического образа государства»;

2. Анализ зарубежного опыта:

- компонентов формирования «политического образа»;

- использования каналов коммуникации;

- инструментов влияния на создание компонентов «политического образа».

3. Конструирование желаемого «политического образа государства»;

4. Воспроизведение компонентов и признаков данного «образа»;

5. Контроль функционирования и направленного развития «политического образа государства».

Анализ «политического образа государства»

Для формирования «политического образа государства» необходимо идентифицировать существующие элементы, проанализировать и выявить недостающие, создать и развивать коммуникационные каналы распространения привлекательности российских идей и ценностей.

Информационная аналитика «политического образа государства»:

1. Анализ элементов;

2. Анализ источников коммуникации;

3. Анализ информационных каналов;

4. Анализ информационных потоков.

Современный «политический образ» Российской Федерации

Современный внутренний «политический образ» Российской Федерации представлен идеей многонационального государства, имеющего свои собственные отличительные традиционные ценности, не позволяющие интегрироваться с западноевропейскими ценностями. В основе отличия лежат различные идеи общественного развития.

Другой особенностью «политического образа» России является его основа на имидже главы государства. Любой вопрос о России, в том числе в иностранных СМИ, встаёт только через призму действующего Президента Российской Федерации [Черепанова].

«Политический образ» России как правопреемницы СССР сохраняет за собой черты коммунистического государства, ведущего «холодную войну». Данный элемент образа поддерживается существующей «санкционной войной».

Серьёзными элементами, влияющими на «политический образ государства», являются «мифы», в том числе целенаправленно-сформированные иностранными СМИ. В первую очередь таким мифом является образ «Россия - страна-агрессор» (участник военных действий, захватчик, противник). Другим мифом, целенаправленно формирующимся субъектами международного мнения, является сравнение российского правительства с «мафией»1. Ещё одним закреплённым за Россией мифом является миф «Коррупция в России - неизменная часть жизни».

Анализ зарубежными СМИ также показал ряд мифов, формируемых о России перед Чемпионатом мира по футболу в 2018 году:

- «Россия очень мрачная, неинтересная, ничем непримечательная страна»;

- «Русские люди недружелюбны, вечно-недовольные и никогда не улыбаются»;

- «Наличие в России огромного количества местных агрессивно настроенных хулиганов»;

- «Россияне ненавидят представителей других стран»;

- «Водители такси в России «обдирают» туристов»;

- «В России нет хорошего пива, а русские люди обычно пьют русскую водку»;

- «Русская еда ужасная и непригодная к употреблению»;

- «Медведи в России ходят по улицам городов и нападают на людей».

1 Сенатор-республиканец Джон Нили Кеннеди, приезжающий в Россию в составе делегации американских конгрессменов, выступая в Конгрессе заявил, что вести переговоры с российским правительством всё равно, что «договариваться с мафией». Джон Кеннеди обвинил Россию в отсутствии политическо [режим доступа]: ИНрвУ/шшш. kommersant.ru/doc/3682024.

Субъекты «государственной информационной политики»

Важнейшей особенностью формирования «политического образа государства» является многообразность субъектов «государственной информационной политики», оказывающих влияние на процесс формирования «политического образа государства». Такими субъектами являются источники «каналов коммуникации». К ним относятся государственные органы управления, политические, бюрократические, экономические, военные и культурно-информационные элиты, крупные и локальные СМИ, социальные сети, некоммерческие организации и др.

Под основными субъектами «государственной информационной политики», источниками «информационных каналов» подразумеваются: администрация Президента РФ; Правительство Российской Федерации; Государственная Дума РФ; Совет Федерации РФ; МИД РФ; МЧС; Минэкономразвития; Минобразования и науки; Минкультуры; Церковные епархии; администрации Субъектов РФ; администрации Муниципальных образований РФ, федеральные и региональные СМИ и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс конструирования и воспроизведения положительного «политического образа государства» способен стать эффективным только в результате осуществления реальных действий и их освещения и принятия данного образа внутри государства самим населением страны. Правдивость информации является ключевым элементом перехода на положительную тональность «политического образа».

Заключение

На основании проведённого исследования считаем своевременным разработку структуры «Концепции государственной информационной политики» как основного законодательного документа, определяющего и регулирующего действия и процессы внутренней и внешней политики Российской Федерации. Для разработки структуры «Концепции государственной информационной политики Российской Федерации» считаем необходимым проанализировать опыт ведущих стран, в частности в реализации подобного законодательства. В процессе исследования законодательных документов других стран определить цели, задачи, структуру и её элементы, а также выявить основные субъекты и каналы коммуникации, формирующих «информационную сферу» государства и необходимых для реализации «государственной информационной политики» Российской Федерации.

Исходя из проведённого анализа считаем, что одной из основных целей «государственной информационной политики» является формирование «политического образа государства».

Считаем целесообразным введение в структуру «государственной информационной политики» элемента «внутренний туризм» (деловой, спортивный, образовательный, медицинский, курортный и другие) как приоритетного направления формирования «политического образа» России в качестве госте-

приимной, безопасной, уважающей и чтящей традиции, многонациональной, культурно-развивающейся, спортивной и образованной страны.

Источники

Авсеенко Н.А. (2005). Теория и практика межкультурной коммуникации. Москва.

Аристотель (2008). Политика. Метафизика. Аналитика. М.: Эксмо.

ВеберМ. (1990). Политика как призвание и профессия. Избранные произведения / Сост., общ. ред. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс.

Галумов Э.А. (2003). Международный имидж России: стратегия формирования. Москва.

Жукова В.И., Краснова Б.И. (1997). Общая и прикладная политология. М.: МГСУ; изд-во «Союз».

КонецкаяВ.П. (1997). Социология коммуникации. Учебник. Москва.

Коновченко С.В., Киселёв А.Г. (2004). Информационная политика в России. Монография. Москва.

КулиС. (1994). Общественная организация. Изучение углублённого разума. Москва.

Макиавелли Н. (1990). Государь. Москва.

НисневичЮ.А. (1999). Информационная политика России: проблемы и перспективы. Москва.

Платон (2017). Государство. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга.

Попов В.Д. (2003). Информационная политика (учебник) / ред. В.Д. Попов. Москва.

ТелегинаК.И. (2014). Понятие и структура имиджа государства. Исторические, философские и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практик [режим доступа]: www.gramota.net/materials/3/2014/12-2/48.html.

Тризно Т.А., Рябцева Е.Е. (2016). Государственная информационная политика Канады сквозь призму электронного правительства: теория и практика реализации. Монография. Москва: Кнорус.

Тюлякова О.Н. (2011). Государственная информационная политика в современном обществе: традиции и инновации (на примере Российской Федерации) // Вестник мордовского университета [режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-informatsionnaya-politika-v-sovremennom-obschestve-traditsii-i-innovatsii-na-primere-rossiyskoy-federatsii.

Черепанова Д.А. (2017). Особенности процесса формирования политического имиджа России в Зарубежных СМИ // Среднерусский вестник общественных наук [режим доступа]: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-protsessa-formirovaniya-politicheskogo-imidzha-rossii-v-zarubezhnyh-smi.

Шарков Ф.И. (2013). Коммуникология. Основы теории коммуникации. М.: Дашков и Ко.

ЮдинИ.В. (2009). Государственная информационная политика в Российской Федерации: механизмы реализации в современных условиях. Дисс. канд. полит. наук. 23.00.02.

■ ■ ■ Political Image of the State and Communication Channels of the State Information Policy in Russia: analysis of situation and prospects for development

Ivan V. Bryzgalin1, Andrey V. Voevoda2

1. Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

2. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia.

Abstract. The paper represents the analysis of the concept of "state information policy", and reveals that "state information policy" is the main tool for the formation of "information sphere of the state", and in particular - "image" of the state as a political pattern created on the basis of reliable facts, processes and results of activities within the state, as well as directly determines the perception of the state by the world community. The analysis has displayed the lack of legislative regulation of the "state information policy" in Russia, in particular - the absence of "Concept of state information policy" as the main document determining the development vector of domestic and foreign policy of the Russian Federation.

Keywords: state information policy, political image of the state, informational sphere, communication channels

For citation: Bryzgalin I.V., Voevoda A.V. Political image of the state and communication channels of the state information policy in Russia: analysis of situation and prospects for development. Communicology (Russia). 2018. Vol. 6. No.4. P. 112-123. DOI 10.21453 / 2311-3065-2018-6-4-112-123.

Inf. about the authors: Ivan Vladimirovich Bryzgalin, department of press service and information of the Government of the Russian Federation; Andrey Vladimirovich Voevoda, Cand. Sc. (Econ.), Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Russia, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: voevoda. an.vl@gmail.com.

Received: 22.06.2018. Accepted: 14.08.2018.

References

Avseenko N.A. (2005). Theory and practice of intercultural communication. Moscow (In Rus.). Aristotle (2008). Policy. Metaphysics. Analytics. M.: Eksmo (In Rus.).

Weber M. (1990). Politics as a vocation and profession. Selected works / ed. YN. Davydova, P.P. Gaidenko. M.: Progress (In Rus.).

Galumov E.A. (2003). The international image of Russia: the strategy of formation. Moscow (In Rus.).

Zhukova V.I., Krasnova B.I. (1997). General and applied political science. Moscow: MGSU; publishing house "Soyuz" (In Rus.).

Konetskaya V.P. (1997). Sociology of communication. Moscow (In Rus.). Konovchenko S.V., Kiselev A.G. (2004). Information policy in Russia. Moscow (In Rus.). Cooley S. (1994). Social organization. A study of the larger mind. Moscow (In Rus.).

Machiavelli N. (1990). The Prince. Moscow (In Rus.).

Nisnevich YA. (1999). Information policy of Russia: problems and prospects. Moscow (In Rus.).

Plato (2017). Republic. Complete works in one volume. M .: Alfa-book (In Rus.).

Popov V.D. (2003). Information policy (textbook) / ed. V.D. Popov. Moscow (In Rus.).

Telegina K.I. (2014). The concept and structure of the image of the state. Historical, philosophical and legal sciences, culturology and art history. Questions of theory and practice [access mode]: www.gramota.net/materials/3/2014/12-2/48.html (In Rus.).

Trizno T.A., Ryabtseva E.E. (2016). State information policy of Canada through the prism of e-government: theory and practice of implementation. Moscow: Knorus (In Rus.).

Tyulyakova O.N. (2011). State information policy in modern society: traditions and innovations (on the example of the Russian Federation). Mordovian University Sc. Bulletin [access mode]: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-informatsionnaya-politika-v-sovremennom-obschestve- traditsii-i-innovatsii-na-primere-rossiyskoy-federatsii (In Rus.).

Cherepanov D.A. (2017). Features of the process of forming a political image of Russia in the foreign media. Cental Russian Herald of Social Sciences [access mode]: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-protsessa-formirovaniya-politicheskogo-imidzha-rossii-v-zarubezhnyh-smi (In Rus.).

Sharkov F.I. (2013). Communicology. Fundamentals of the theory of communication. Moscow: Dashkov and Co. (In Rus.)

Yudin I.V. (2009). State information policy in the Russian Federation: implementation mechanisms in modern conditions. Diss. Cand. Sc. (Pol.) (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.