Научная статья на тему 'Информационная политика государства в сфере межэтнических отношений (на примере Республики Татарстан)'

Информационная политика государства в сфере межэтнических отношений (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
665
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / NATIONAL INFORMATION POLICY / MASS MEDIA / ETHNIC RELATIONS / ETHNIC AND RELIGIOUS HARMONY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сайфутдинова Лилия Ханифовна

Рассматривая информационную политику государства как один из факторов обеспечения политической стабильности и национальной безопасности, автор обращается к вопросу регулирования межэтнических отношений посредством СМИ. В связи с этим на примере Республики Татарстан исследуется региональное измерение государственной информационной политики, анализируются ее законодательный и практический аспекты, а также выявляются проблемы и перспективы дальнейшего использования медийных инструментов в межэтнической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author refers to the regulation of inter-ethnic relations through the media, considering informational policy of a state as one of factors providing political stability and national security. In this regard, the regional dimension of the state information policy is studied on the example of the Republic of Tatarstan. Its legislative and practical aspects are analyzed, and problems and prospects of further using media tools in the inter-ethnic sphere are revealed.

Текст научной работы на тему «Информационная политика государства в сфере межэтнических отношений (на примере Республики Татарстан)»

конфессий. Тем не менее отрицать влияние условного тибетского религиозного центра не приходится.

Работа выполнена при поддержке РГНФ и МинОКН Монголии, грант № 12-21-03000а/Моп «Новые религиозные движения и традиционные религии в глобализирующемся мире: российско-монгольское трансграничье»

Литература

Михалев А.В. 2013. Монголия в Большой игре 21 века: борьба за влияние и нефор-

мальные институты мягкой силы. Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 251 с.

Романова Е.Г. 2005. Государственно -церковные отношения и практика реализации принципов свободы совести в Республике Монголия. — Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 2. М., 564 с.; Сайт Российского объединения исследователей религии. Доступ: Ийр://’»’»’». rusoir.ru/03print/04/03/ (проверено 22.11.2013).

УДК 32.019.51; 323.1; 323.2 САЙФУТДИНОВА Лилия Ханифовна -

соискатель кафедры конфликтологии Казанского (Приволжского) федерального университета.

420008, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Пушкина, д. 1/55

sayfutdinov__lUy@m_ii,ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (на примере Республики Татарстан)

NATIONAL INFORMATION POLICY IN THE SPHERE

OF ETHNIC RELATIONS

(the case of the Republic of Tatarstan)

Рассматривая информационную политику государства как один из факторов обеспечения политической стабильности и национальной безопасности, автор обращается к вопросу регулирования межэтнических отношений посредством СМИ. В связи с этим на примере Республики Татарстан исследуется региональное измерение государственной информационной политики, анализируются ее законодательный и практический аспекты, а также выявляются проблемы и перспективы дальнейшего использования медийных инструментов в межэтнической сфере.

Ключевые слова: государственная информационная политика, средства массовой информации, межэтнические отношения, межэтническое и межконфессиональное согласие

The author refers to the regulation of inter-ethnic relations through the media, considering informational policy of a state as one of the factors providing political stability and national security. In this regard, the regional dimension of the state information policy is studied on the example of the Republic of Tatarstan. Its legislative and practical aspects are analyzed, and problems and prospects of further using media tools in the inter-ethnic sphere are revealed.

Keywords: national information policy, mass media, ethnic relations, ethnic and religious harmony

Информационная политика госу- ческого вида политической деятель-дарства в современном полити- ности. Основные подходы к проблеме ческом процессе требует рассмо- становления государственной инфор-трения в качестве отдельного специфи- мационной политики сформировались

еще в XIX в., и уже тогда средства массовой информации трактовались как один из основных политических институтов. Проблема получила новый виток в 60-х гг. ХХ в. в связи с вступлением развитых стран в стадию постиндустриального, информационного общества. Современные СМИ, являясь инструментом отображения реальности, превращаются в инструмент создания реальности [Champagne 1993: 74].

Относительно понятия «информационная политика» в отечественной литературе распространенным является определение В.Д. Попова: информационная политика — «это особая сфера жизнедеятельности, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение конструктивного диалога между ними и их представителями» [Попов 2003: 38]. Иначе трактует этот термин Ю.А. Нисневич, который считает, что «информационная политика — это совокупность целей, отражающих национальные интересы в информационной сфере, задачи государственного управления, управленческих решений и методов их реализации, разработанных и реализуемых государственной властью для регулирования процессов информационного взаимодействия» [Нисневич 1997: 8].

Схожим по значению является определение, данное А.В. Манойло, с которым согласен автор настоящей статьи. Информационная политика — это «деятельность системы государственной власти и управления по созданию условий для успешного, устойчивого и непрерывного развития системы социально-политических отношений общества в условиях интенсивного воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему как стабилизирующее, так и деструктивное информационно-психологическое воздействие» [Манойло 2003: 330].

Как следует из вышеприведенных определений, значение информационной политики не ограничивается лишь областью распространения информации. В условиях поликультурного характера российского общества, на фоне потенциальных рисков возникновения напряженности и конфликтов, а также

проявлений экстремизма на этнокон-фессиональной почве государственная информационная политика в сфере регулирования межэтнических отношений становится важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и политической стабильности.

В качестве основного объекта информационной политики выделяются СМИ, которые играют роль своеобразного механизма регулирования отмеченных проблем. Освещая культурные традиции, обычаи и межэтническое разнообразие, СМИ тем самым способствуют росту конструктивного национального самосознания, позитивного взаимопроникновения различных культур. В то же время в случае возникновения межэтнических противоречий СМИ способны не допустить эскалации конфликтов и уменьшить их возможные негативные последствия.

Исключительная важность обозначенной темы диктует необходимость ее исследования в рамках различных областей междисциплинарного знания. Между тем, в объеме исследований, посвященных тем или иным аспектам информационной политики государства, в т.ч. в сфере регулирования межэтнических отношений, превалируют социологические и культурологические рамки изучения. Но политологический аспект рассматриваемой проблемы, по мнению автора, также требует своего освещения. Не умаляя значимости имеющихся разработок, нельзя также не отметить, что в научной литературе мало трудов о практических аспектах информационной политики, в то время как на федеральном и на региональном уровнях ведется активная работа в данном направлении.

Одним из передовых субъектов федерации в плане проработки законодательной базы в сфере регулирования межэтнических отношений является Республика Татарстан. После принятия Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года1 республика в числе первых регионов привела в соответствие

1 Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». 2012. - Собрание законодательства РФ, 19.12, № 52. Ст. 7477.

с данным документом собственную Концепцию национальной политики. И хотя Татарстан принимает участие в реализации значимых федеральных программ в межэтнической сфере, однако отдельного рассмотрения заслуживает его собственный региональный опыт.

Насыщенным в плане принятия нормативных документов в сфере национальной политики для региона стал 2013 г., когда были приняты сразу 5 программ: «Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан»1, «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2016 годы»2, «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014— 2016 годы)»3, «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014—2020 годы»4, подпрограмма «Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2014—2016 годы»5 в рамках программы по профилактике правонарушений.

Помимо основных программных мероприятий, в республиканских документах изложены пути и механизмы работы СМИ по формированию и укреплению гражданской идентичности, которые развиваются в трех направлениях: мероприятия в рамках реализации национальной политики, профилактика экстремизма и терроризма, патриотическое воспитание молодежи. Следует отметить наиболее важные республи-

1 Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан. Утв. указом Президента РТ от 26.07.2013 № УП-695.

2 Государственная программа «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2016 годы». Утв. постановлением Кабинета Министров РТ от 09.10.2013 № 742.

3 Программа «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2016 годы)». Утв. постановлением Кабинета Министров РТ от 21.10.2013 № 785.

4 Программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы». Утв. постановлением Кабинета Министров РТ от 25.10.2013 № 794.

5 Подпрограмма «Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2014-2016 годы». Утв. постановлением Кабинета Министров РТ от 16.10.2013 № 764 в рамках программы по профилактике правонарушений.

канские программы в обозначенной сфере.

1. Государственная программа «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014—2016 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 октября 2013 г. № 742.

2. Республиканская целевая программа по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012 — 2014 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 декабря 2012 г. № 1043.

3. Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание молодежи в Республике Татарстан на 2011—2013 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 марта 2011 г. № 204.

Анализ нормативных документов Республики Татарстан, касающихся сферы межэтнического взаимодействия, свидетельствует о том, что положения о ее информационной поддержке крайне разрознены. Как представляется, зафиксированные во множестве законодательных актов некоторые нормы чрезмерно дублируют не только друг друга, но и поручения президента РФ.

Обобщая имеющийся практический опыт Республики Татарстан, можно выделить следующие основные группы мероприятий в сфере регулирования межэтнических отношений в рамках государственной информационной политики:

— создание журналистских материалов по теме этнического многообразия в целях широкого просвещения граждан, а также формирования в сознании граждан культуры мирного сосуществования представителей различных этносов, патриотического воспитания молодежи;

— освещение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере национальной политики;

— создание полиграфической и видеопродукции, направленной на пропаганду антиэкстремистских ценностей, культуры толерантности в многонациональном обществе; организация и регулярное проведение конференций,

учебно-практических курсов, семинаров для журналистов по освещению межэтнической тематики; проведение журналистских конкурсов по межэтнической и антиэкстремистской проблематике;

— мониторинг материалов СМИ на предмет публикаций, содержащих признаки экстремизма и оскорбляющих национальные чувства этнических групп;

— государственная поддержка национальных средств массовой информации; учреждение тематических СМИ, специализирующихся на межэтнических вопросах.

Перечисленные пункты в Республике Татарстан закреплены за ответственным исполнителем — Республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа», ведомством, осуществляющим полномочия по вопросам государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций. Как следует из отчета о деятельности Агентства за 2012 г. (размещен на официальном сайте; более свежие данные в открытом доступе не представлены)1, «в рамках программы по профилактике экстремизма за год вышло более 300 материалов в СМИ, а по патриотическому воспитанию — более 450». В то же время по другим социально значимым программам данные цифры в разы больше: программа профилактики наркотизации населения — более 2 000, программа по правовому просвещению

— более 1 500, антикоррупционная программа — более 1 200 материалов. Это наглядно демонстрирует тот факт, что, несмотря на богатую законодательную базу и пристальное внимание республиканской власти к вопросам этничности, профилактике терроризма и экстре -мизма, возникает некоторое несоответствие декларируемых целей и реальных показателей при реализации на практике принятых программ.

В то же время необходимо подчеркнуть, что эффективность информационной политики в сфере регулирования межэтнических отношений не

1 Информация к расширенному совещанию «Об итогах работы Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям “Татмедиа” в 2012 году и задачах на 2013 год». Доступ: http:// tatmedia.tatarstan.ru/rus/report.htm (проверено 14.03.2014).

может обеспечиваться лишь с помощью роста числа «позитивных» материалов в СМИ. В комплексе республиканских мер по данному направлению отсутствует системность в оценке эффективности информационного обеспечения. В частности, государственный заказ на создание журналистских материалов по социально значимым темам осуществляется преимущественно в СМИ, имеющих сравнительно небольшую аудиторию, — в «официозных» изданиях, проводящих госполитику и получающих государственное финансирование. Тиражи республиканских печатных изданий с каждым годом снижаются2, а с 2012 г. в них заметно увеличился объем рекламных площадей в ущерб контенту3. В связи с этим использование более популярных медийных ресурсов, авторитетных изданий, имеющих большую аудиторию, позволило бы эффективнее доносить информацию до целевых групп.

Необходимо также осуществлять медиаизмерения по итогам проводимых информационных кампаний: измерение аудитории передач, выявление их рейтинга и отзывов телезрителей. Данные подобных исследований позволили бы внести корректировки при медиапланировании, чтобы достигнуть качественных результатов при реализации государственных программ.

Таким образом, законодательство Республики Татарстан о государственном управлении в сфере печати и массовых коммуникаций основывается на оптимальном сочетании гражданской и этнической идентичностей, признании многообразия народов Татарстана и провозглашении их как единой общности внутри государства. Однако анализ результатов практической деятельности по государственному регулированию межэтнических отношений посредством СМИ показывает, что в обозначенной сфере имеются определенные проблемы, которые пока не получают своего решения.

2 Вильданова В. 2013. Медиарынок Татарстана: «федералы» сдают последние бастионы. - Бизнес онлайн, 6.08. Доступ: http://www.business-gazeta.ru/ article/84492/ (проверено 14.03.2014).

3 Бикбов А. 2013. Как «Татмедиа» пошла вразрез с рынком телерекламы. - Бизнес онлайн, 28.06. Доступ: http://www.business-gazeta.ru/article/82763/ (проверено 14.03.2014).

Литература

Манойло А.В. 2003. Государственная информационная политика в особых условиях. М: МИФИ, 388 с.

Нисневич Ю.А. 1997. О необходимости государственной информационной политики. — Межотраслевая информационная служба, № 1-2. С. 7-10.

Попов В.Д. 2003. Информационная политика. М.: Изд-во РАГС, 463 с.

Champagne P. 1993. La vision mediatique. — L_ misere du monde. Paris: Le Seuil. P. 72-74.

Rowlands I. 1997. Understanding Information Policy. L.: Bowker-Saur, 305 p.

СУЗИ Андрей Михайлович —

аспирант факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, МГУ, д. 1

_ndreysuzi@gm_il.com

ИМИДЖ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ:

АНАЛИЗ ПО МЕТОДИКЕ С. АНХОЛЬТА THE IMAGE OF THE REPUBLIC OF KARELIA:

ANALYSIS ACCORDING TO S. ANHOLT'S METHOD

В статье анализируются возможности и проблемы формирования имиджа Республики Карелия.

Анализ производится на основании модели С. Анхольта. Аспектами, которые могут способствовать построению привлекательного имиджа Республики Карелия, являются, в первую очередь, культура и туризм. Наибольшей проблемой представляется сокращение населения региона. Состояние экономики и политическая жизнь Карелии при определенной подаче позволяют представить ее как «интеллигентный»регион, что может способствовать повышению привлекательности республики как места для жизни.

Ключевые слова: регион, Карелия, имидж, брендинг, шестиугольник Анхольта

This article analyzes opportunities and problems in the sphere of image making of the Republic of Karelia. Analysis is based on S. Anholt’s model. Culture and tourism both are the most favorable spheres for creation attractive image of the Republic of Karelia. The main problem for the region is population reduction. Economic health and politics allows representing Karelia as «cultured, educated» region that can promote the republic as a place for live.

Keywords: region, Karelia, image, branding, Anholt’s hexagon

В современном мире все большее значение приобретают вопросы имиджа. Полагаем, не будет ошибкой сказать, что имидж тех или иных объектов проявлялся в коммуникациях и оказывал влияние на принятие решений с древнейших времен. Однако лишь относительно недавно он был подвергнут научной рефлексии и технологизации. Если раньше имидж формировался в основном непроизвольно, то сегодня применяются практики оценки имиджа и целенаправленного его формирования с применением

социальных технологий [Имиджевая стратегия... 2013: 338-339].

В советский период сложился имидж Карелии как региона с уникальной природой, края лесов и озер. В настоящее время данный имидж воспроизводится инерционно, почти не дополняясь новыми информационными поводами. Как итог, можно наблюдать стагнацию коммуникаций, когда наиболее заметные сообщения федеральных СМИ, касающиеся Карелии, посвящены тем или иным скандалам. Поэтому нам представляется необходимым обно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.