Научная статья на тему 'Концептуальные идеи и модель формирования творческой индивидуальности студента (будущего педагога)'

Концептуальные идеи и модель формирования творческой индивидуальности студента (будущего педагога) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТА (БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ) / EDUCATION / CREATIVITY / EDUCATIONAL PROCESS / VALUES / AXIOLOGICAL APPROACH / FORMATION OF A FUTURE TEACHER'S CREATIVE INDIVIDUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гугуцидзе Екатерина Зауриевна

Статья посвящена обоснованию концептуальных идей, способствующих пониманию сути формирования творческой индивидуальности студента – будущего учителя. Автор выявляет идею ценностной сущности формирования творческой индивидуальности и идею ценностной обусловленности совокупности условий, наличие которых обеспечивает эффективность рассматриваемого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гугуцидзе Екатерина Зауриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные идеи и модель формирования творческой индивидуальности студента (будущего педагога)»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гугуцидзе Е. З. Концептуальные идеи и модель формирования творческой индивидуальности студента (будущего педагога) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,2 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/76152.htm.

ART 76152 УДК 37.036.5

Гугуцидзе Екатерина Зауриевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», г. Рязань e.gugutsidze@rsu.edu.ru

Концептуальные идеи и модель формирования творческой индивидуальности

студента (будущего педагога)

Аннотация. Статья посвящена обоснованию концептуальных идей, способствующих пониманию сути формирования творческой индивидуальности студента -будущего учителя. Автор выявляет идею ценностной сущности формирования творческой индивидуальности и идею ценностной обусловленности совокупности условий, наличие которых обеспечивает эффективность рассматриваемого процесса.

Ключевые слова: формирование творческой индивидуальности студента (будущего учителя), творчество, ценности, аксиологический подход, образовательный процесс, образование.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Одной из важнейших задач, которая стоит перед педагогами-исследователями, является выявление и обоснование концептуальных идей, способствующих пониманию сути изучаемого феномена. В данной статье, в их качестве выступают идея ценностной сущности формирования творческой индивидуальности студента (будущего учителя) и идея ценностной обусловленности совокупности условий, наличие которых обеспечивает эффективность рассматриваемого процесса.

Идея ценностной сущности формирования творческой индивидуальности студента (будущего учителя) выдвинута неслучайно. Она согласуется с позицией ак-сиологизации образования, у которой достаточно много сторонников. Так, Б. С. Гер-шунский отмечает, что ценностная (аксиологическая) характеристика образования есть гармоничная интеграция трёх блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная [1]. Через призму ценностей можно и нужно смотреть не только на образование в целом, но и на процессы, которые происходят под его влиянием и в его контексте. Одним из них и является процесс формирования творческой индивидуальности студента (будущего учителя), избравшего для себя педагогическую стезю.

Когда раскрывается сущность творческой индивидуальности в целом и творческой индивидуальности будущего учителя в частности нельзя обойти стороной психологические параметры. Такие, например, как эмоции и чувства. Именно эта сторона ценностей отмечена Е. В. Бондаревской: «ценность - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем, к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценности - это предпочтения (или отвержения) определенных смыслов, построенных на их основе способов поведения» [2]. Сегодня при утверждении в высшем образовании приоритетов гуманистической педагогики обращается внимание на очеловечивание образовательной среды, подчёркивается необходимость субъект-субъектных отношений. И то, и другое предполагает эмоциональную насыщенность, проявление чувств уважения, перцепцию. Но это

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Гугуцидзе Е. З. Концептуальные идеи и модель формирования творческой индивидуальности студента (будущего педагога) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,2 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2016/76152.htm.

не только особенности организации образовательного процесса, это и возможный исследовательский ракурс.

Термин «формирование» не имеет однозначной трактовки, что характерно для многих педагогических терминов. Из всего многообразия имеющихся вариантов мы остановились на варианте, зафиксированном в педагогическом словаре под редакцией В. И. Загвязинского и А. Ф. Закировой. Здесь формирование определяется как «придание формы (внутренней и внешней структуры) полученным в обучении и воспитании. В отличие от развития, происходящего в большей степени под влиянием внутренних импульсов, формирование выражает роль внешних воздействий, стимулирующих, конечно, и внутренние силы развития и саморазвития» [3]. Образовательный процесс, осуществляемый в вузе, предоставляет значительные возможности для формирования творческой индивидуальности будущего учителя. Учебные занятия, практика, система воспитательных дел, профессиональное общение преподавателей и студентов - во всём есть те внешние воздействия, что запускают внутренние механизмы преобразования личностного «Я».

Разрабатывая основу данной статьи, мы познакомились со статьёй Р. Шакиро-ва, в которой затрагиваются вопросы формирования коммуникативного потенциала учителя [4]. Предложенный автором вариант показался нам продуктивным, мы использовали его для выделения ключевых направлений, по которым должна осуществляться деятельность по формированию творческой индивидуальности студентов. Их предлагаемые характеристики сделаны с учётом аксиологических параметров.

Идея заключается в том, чтобы дать тем, кто обучается на специальностях педагогического профиля, необходимые профессиональные и специальные знания по различным аспектам творчества, педагогического творчества, сущности и основным характеристикам творческой личности учителя, особенностям её становления и развития и т. п. Важным элементом данного направления выступает знакомство обучающихся с материалами, доказывающими ценность творчества и креативности в современном мире, и объясняющих ценностную ответственность творческих актов.

Практическое направление предполагает вооружение будущего учителя комплексом профессионально важных творческих умений и навыков, педагогическим инструментарием, необходимым для творческого воплощения профессиональных замыслов. Значимым элементом данного направления выступает демонстрация того, как творчество воздействует на аксиосферу человека.

Изучаемый процесс осуществляется в соответствии с рядом принципов. Акцентуация на этом необходима, так как, по мнению И. Ф. Исаева, именно принципы во многом определяют стратегию и тактику практических действий [5]. В качестве ведущих принципов в рассматриваемом случае выступают принципы: аксиологизации образовательного процесса, креативности, индивидуализации. При этом подчеркнём имеющуюся между ними связь. Творчество и творческая (креативная) личность сегодня признаются одними из главных ценностей быстро и инновационно меняющегося мира. Следовательно, выбор их в качестве ориентиров образовательной деятельности выступает неотъемлемым элементом многоплановой аксиологизации образовательного процесса. Кроме этого, необходимо подчеркнуть значимость принципов системности, непрерывности и преемственности, единства объективного и субъективного начала, культуросообразности, полисубъектности. Здесь важно обозначить значимость системного подхода. Только в системе все элементы образовательного процесса дадут желаемый результат, который также обеспечивает последовательное, планомерное, непрерывное движение по линии восхождения к верши-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гугуцидзе Е. З. Концептуальные идеи и модель формирования творческой индивидуальности студента (будущего педагога) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76152.htm.

нам профессионального мастерства и творчества, обеспечивающее преемственность существующих на этом пути этапов. Заявленное единство вытекает из сути процесса формирования - детерминирование внутренних изменений внешними факторами. Именно внешние объективные обстоятельства жизнедеятельности вуза, которые схожи для всех студентов, обучающихся на педагогическом бакалавриате, запускают в действие их личностные механизмы формирования того или иного свойства. И это субъективное реагирование и может привести к абсолютно разным результатам. Включение принципа культуросообразности объясняется тем, что культура пронизана ценностями и творчеством; произведения культуры - творческий продукт, духовная и материальная ценность. Умение это понять и оценить во многом приходит благодаря получаемому образованию. Принцип полисубъектности подчёркивает наличие и многообразие фигур, включённых в процесс подготовки будущего учителя. Множественность имеющихся личностных примеров и оказываемых влияний накладывает отпечаток на формирующуюся индивидуальность и вырабатываемый ею индивидуальный стиль творческой деятельности. Отметим, что названные принципы очень близки и дополняют друг друга, через призму которых идёт уточнение сущности аксиологического подхода.

Проделанная работа позволяет сформулировать авторскую позицию относительно сущности формирования творческой индивидуальности будущего учителя на основе аксиологического подхода. Это - целенаправленный процесс ценностно-выверенного внешнего воздействия, направленного на возникновение и утверждение в сознании студента (будущего учителя) творческого отношения к профессии, расширение его кругозора по различным аспектам педагогического творчества, обогащение умениями и навыками, овладение педагогическим инструментарием, способствующим творческому решению разноплановых профессиональных задач. При этом внешнее воздействие актуализирует внутренние механизмы (целеполагания, мотивации, рефлексии), способствующие оптимальному осуществлению всех заявленных микропроцессов на основе понимания ценностной сущности педагогического творчества и его роли в формировании и изменении аксиосферы и отдельно взятого человека, и общества в целом.

Второй ключевой идеей настоящей статьи является идея ценностной обусловленности совокупности условий, способствующих эффективности рассматриваемого процесса. Учитывая тот факт, что формирование главным образом есть внешнее воздействие, то правомочно в первую очередь говорить о педагогических условиях (условия внешнего порядка). К ним отнесены следующие условия:

- отражение во ФГОС установок на педагогическое творчество;

- проектирование и организация подготовки будущих учителей с учётом принятия ценности творческой личности каждого субъекта образования, профессионального творчества, а также использования ценностно-выверенных педагогических технологий, активных и интерактивных форм, методов, приёмов, способствующих формированию их творческой индивидуальности;

- наличие в вузе коллектива преподавателей, признающих ценность творчества и творческой личности, творческой атмосферы и ценностно-ориентированной творчески развивающей и развивающейся среды.

Вместе с тем, опираясь на предложенное определение исследуемого процесса, повторим ещё раз - внешнее воздействие стимулирует различные проявления личностного «Я» (мотивация, целеполагание, рефлексия), которые могут быть определены, как условия внутреннего порядка.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гугуцидзе Е. З. Концептуальные идеи и модель формирования творческой индивидуальности студента (будущего педагога) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76152.htm.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) содержат основополагающие ориентиры не только системы образования, но и развития общества. От того, какой вектор социального существования был задан в школьных и вузовских аудиториях, как, с каких позиций здесь происходило формирование человека, во многом зависит будущее страны и государства. Специалисты отмечают, что «гражданину образовательный стандарт необходим для обеспечения качественной социализации личности в контексте развития национальной, общемировой культуры, гармонизации индивида с окружающей средой, социумом, самим собой, создания ориентира для личностного самоопределения, а также как единица измерения, критерий образованности.

Педагогу образовательный стандарт необходим как ориентир минимально допустимого уровня образования, как условие более полной реализации своего профессионального потенциала (в вариативном содержании образования), раскрываемого сверх обязательного минимума образования» [6]. В стандарте подготовки педагогических кадров сделан акцент на важность различных параметров, которые могут быть отнесены к профессиональному творчеству и ценностным проявлениям данной профессии, что сформировано в перечне необходимых компетенций.

Ссылки на источники

1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования.-М.: Педагогическое общество России, 2002. - 512 с.

2. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.

3. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - С. 55.

4. Шакиров Р. Коммуникативный потенциал учителя // Высшее образование в России. - 2007. -№ 1. - С. 169-170.

5. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993. - 219 с.

6. Комментарии к Закону Российской Федерации «Об образовании» / отв. ред. В. И. Шкатулла. - М.: Юристъ, 1998. - С. 88-89.

Ekaterina Gugutsidze,

Senior lecturer in the Department of Foreign languages, Faculty of history and international relations, Ryazan

State University named for S. Yesenin, Ryazan

e.gugutsidze@rsu.edu.ru

The conceptual ideas and the formation model of the student's (the future teacher's) creative identity Abstract. This article is devoted to justification of the conceptual ideas that contribute to the understanding of the essence of the student's (the future teacher's) creative individuality formation. The author reveals the idea of axiological essence formation of creative personality and the idea of the value conditionality set of stipulations due to which this very process' efficiency ensures.

Key words: formation of a future teacher's creative individuality, creativity, values, axiological approach, educational process, education.

Рекомендовано к публикации:

Исаевой О. Н., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 13.06.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.06.16

Принята к публикации Accepted for publication 15.06.16 Опубликована Published 04.07.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Гугуцидзе Е. З., 2016

977230412016650

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.