Научная статья на тему 'Концептуальные и характерные особенности федерального бюджета на 2011-2013 гг. В условиях финансовой глобализации'

Концептуальные и характерные особенности федерального бюджета на 2011-2013 гг. В условиях финансовой глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / FINANCIAL GLOBALIZATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / FEDERAL BUDGET / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепов Владимир Александрович, Шуба Виталий Борисович, Чалова Алла Юрьевна

В статье представлен анализ главного финансового инструмента социально-экономического развития России федерального бюджета на 2011-2013 гг. Основное внимание уделено потенциальным возможностям этого инструмента в условиях финансовой глобализации, диктующей необходимость ускоренной модернизации российской экономики и перевода ее на инновационную траекторию развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the key financial instrument of the social and economic development of Russia, i.e. the federal budget for 2011-2013. The authors pay special attention to potentials of the document in conditions of financial globalization that dictates the necessity to modernize Russian economy and put it to the innovative route of development.

Текст научной работы на тему «Концептуальные и характерные особенности федерального бюджета на 2011-2013 гг. В условиях финансовой глобализации»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Д-р экон. наук В. А. Слепов д-р экон. наук В. Б. Шуба канд. экон. наук А. Ю. Чалова

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2011-2013 гг.

В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье представлен анализ главного финансового инструмента социально-экономического развития России - федерального бюджета на 2011-2013 гг. Основное внимание уделено потенциальным возможностям этого инструмента в условиях финансовой глобализации, диктующей необходимость ускоренной модернизации российской экономики и перевода ее на инновационную траекторию развития.

Ключевые слова и словосочетания: финансовая глобализация, федеральный бюджет, модернизация, инновации.

Финансовая глобализация, являясь сложнейшим процессом планетарного масштаба, оказывает мощное влияние на национальные финансовые системы, усиливает роль и значение финансовых инструментов развития национальных экономик, в первую очередь федеральных бюджетов.

Анализ основных положений федерального бюджета на 20112013 гг. показывает, что по ключевым целям и параметрам он составлен исходя из достижения основных задач и принципов, сформулированных в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, реализации приоритетных направлений бюджетной и налоговой политики на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг., а также с учетом показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период.

К позитивным особенностям формирования проекта можно отнести следующие:

1. Выбор умеренно-оптимистического варианта прогноза социально-экономического развития для формирования бюджетных проектировок. Выбор данного варианта развития экономики для формирования проекта федерального бюджета считаем обоснованным.

Во-первых, он предполагает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, роста банковского кредитования, а также стимулирования экономического роста и модерни-

зации; реализацию активной бюджетной политики, направленной на создание условий для активизации модернизации экономики, в том числе за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения, транспортной инфраструктуры, в сфере науки и технологий.

Во-вторых, умеренно-оптимистический вариант в наибольшей степени соответствует современной конъюнктуре внешней среды, состоянию мировой экономики, находящейся в неустойчивом равновесии с тенденцией к некоторому оживлению. В этих условиях ориентироваться на более оптимистический вариант было бы слишком опрометчиво и даже рискованно. При этом следует иметь в виду, что даже в рамках умеренно-оптимистического варианта федерального бюджета можно достичь многого - как позитивного, так и негативного.

2. Переход на форматный принцип представления расходов бюджета, а также изменение классификации расходов по отделъныш разделам. Впервые федеральный бюджет на 2011-2013 гг. представлен в формате государственных целевых программ с увязкой расходов федеральных министерств и ведомств с поставленными перед ними задачами. В 2011 г. формирование расходов федерального бюджета реализуется посредством государственных программ, в которых объединены 84,8% расходов казны, или 9,04 трлн. рублей. При этом ключевым направлением реализации государственных программ (около 50% всех программных расходов) является «новое качество жизни», а тремя приоритетными программами для государства являются «Развитие пенсионной системы», «Управление госфинансами и госдолгом» и «Социальная поддержка граждан и доступная среда для лиц с ограниченными возможностями». В привычной бюджетной классификации приоритеты выглядят немного иначе: социальная политика (включая трансферты Пенсионному фонду), национальная экономика и национальная оборона.

3. Перенос акцента на инвестиции в человеческий капитал. Реализация данного приоритета связана с увеличением объемов финансирования расходов в ключевых социальных сферах (в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения) и с повышением адресности предоставления социальной помощи. Это, по нашему мнению, является давно назревшим и абсолютно верным стратегическим решением бюджетной политики.

С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным и быстрорастущим направлением расходов федерального бюджета является социальная политика с ежегодным ростом расходов в указанной сфере в среднем на 7%. В связи с изменением бюджетной классификации удельный вес этого направления расходов увеличивается с 29,5% в

2011 г. до 30% в 2013 г. Следует признать обоснованной идею создания в составе Федерального фонда обязательного медицинского страхования резерва в объеме, равном 2% страховых взносов на обязательное медицинское страхование (за счет повышения с 2011 г. размеров страховых взносов в систему обязательного медицинского страхования), средства которого будут использованы на модернизацию материально-технической базы медицинских учреждений и реформирование здравоохранения в целом.

4. Снижение антикризисной поддержки отраслей и переориентация бюджетных расходов на стимулирование проектов по модернизации экономики. Среди них создание инновационного центра «Сколко-во», реализация проектов президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, энергосбережению; модернизация транспортной системы за счет усиления подакцизного налогообложения и использование нового инструмента финансирования дорожного строительства в составе федерального бюджета - Федерального дорожного фонда.

На поддержку инновационного развития и высокотехнологичных секторов экономики планируется направить в среднем около 4,5-5,2% всех расходов бюджета, или около 0,9-1,1% ВВП. Расходы на модернизацию транспортной инфраструктуры составят в среднем около 3,74,7% всех расходов бюджета, или около 0,8-0,9% ВВП в 2011-2013 гг. В проекте уделено внимание и государственной программе развития сельского хозяйства. Ее планируется профинансировать в объеме 153 млрд. рублей.

5. Увеличение объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере науки гражданского назначения с ростом их доли в общих расходах бюджета с 1,6% в 2010 г. до почти 2% за 2011-2012 гг. При формировании расходов в сфере науки гражданского назначения предусмотрены дополнительные ассигнования на поддержку развития инноваций, направленных на рост научного потенциала страны, создание объектов интеллектуальной собственности.

Считаем идею развития собственных научных школ и привлечения с помощью бюджетной поддержки в российские учебные заведения ведущих иностранных ученых для проведения под их руководством научных исследований актуальной и полностью отвечающей интересам создания конкурентоспособной высшей школы в России.

6. Опережающая динамика расходов на реформирование системы внутренней безопасности и модернизацию вооруженных сил на основе новой государственной программы вооружения, рассчитанной на 10 лет. К 2013 г. на оборону выделяется почти в два раза больше

средств, чем в 2010 г., - 2,1 трлн. рублей. Средства пойдут на закупку современного вооружения и военной техники. С 2012 г. предполагается осуществить реформу денежного довольствия. В течение трехлетнего планового периода расходы на оборону и безопасность планируется довести до 5,1-5,4% ВВП.

7. Снижение расходов в реалъном и номиналъном выражении на содержание федералъного аппарата управления за счет сокращения его численности, а также объемов финансовой помощи субъектам Федерации. Впервые законопроект о бюджете содержит прямой запрет на увеличение в 2011 г. численности федеральных госслужащих, работников федеральных казенных учреждений и федеральных бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств. Норма принимается в дополнение к уже объявленной программе 20%-ного сокращения штатной численности федеральных государственных органов до 2013 г. Количество федеральных государственных гражданских служащих должно к 2013 г. сократиться на 110000 человек и сэкономить бюджету 43 млрд. рублей.

8. Преимущественная ориентация на внутренние заимствования как источник финансирования бюджетного дефицита. В условиях неустойчивого равновесия мировой финансовой системы привлечение дополнительных источников ресурсов в бюджетную сферу с внутреннего рынка считаем оправданной мерой.

9. Значителъное увеличение доходов бюджета от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, через механизм приватизации государственных предприятий позволит высвободить значительный объем ресурсов в качестве собственных источников финансирования бюджетного дефицита, перевести использование государственного имущества на коммерческую основу, а также оживить российский рынок акций.

10. Продолжена практика предоставления субъектам Российской Федерации бюджетныгх кредитов по лъготныгм ставкам. Необходимо отметить, что в бюджете определено развитие системы кредитов федерального бюджета регионам путем перехода в 2011-2013 гг. на коммерческие принципы поддержки. Ставки кредита на дорожное строительство составят треть от ставки рефинансирования ЦБ, по кассовым разрывам - 0,5 ставки ЦБ, по кредитам на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций ставка кредита нулевая. При этом значительная часть законопроекта посвящена открывающейся программе реструктуризации долгов регионов и юридических лиц по бюджетным кредитам - их предлагается консолидировать и, списав штрафы и пени, погашать равномерными долями до 1 января 2016 г.

Вместе с тем в федеральном бюджете сохраняются элементы условности и инерционности, а также отдельные противоречия в реализации бюджетного инструментария.

Достоверность и надежность основных макроэкономических показателей, лежащих в основе федерального бюджета на 20112013 гг., по-прежнему остаются на низком уровне. Так, отклонения прогнозных данных, включенных в федеральный бюджет, от первоначальных отклонений составляют на 2011 г. по ВВП 5%, среднегодовому курсу доллара США - 16%, инфляции - 23%, цене на нефть марки Urals - 27%. Назрела необходимость серьезных изменений в методологии прогнозирования базовых параметров федерального бюджета и в оценке его эффективности. Они состоят в переходе от зыбких, песочных оснований в виде практически непрогнозируемых нефтяных цен на макроэкономические показатели, характеризующие международную эффективность нашей экономики. «Фишками» в бюджетных процессах должны стать, например, приростная конкурентоспособность российской экономики, прирост производительности труда и др.

В федеральном бюджете на 2011-2013 гг. не в полной мере реализованы все потенциальные возможности в модернизации российской экономики. Эти возможности определяются бюджетными доходами, расходами, их динамикой и соотношением. В федеральном бюджете представлена идеология сжатия бюджетных расходов. За 20112013 гг. они сократятся на 1,5% ВВП. За счет опережающего снижения бюджетных расходов по сравнению со снижением доходов дефицит федерального бюджета за 2011-2013 гг. снизится на 0,7% ВВП. Для сжатия бюджетных расходов и бюджетного дефицита используется нестандартный прием. Доходы федерального бюджета базируются на разных ценах на нефть марки Urals: доходы рассчитываются по цене 75 долларов за баррель, а расходы - по цене 70 долларов за баррель, или на 7% ниже. Такой подход находится в противоречии с Бюджетным кодексом и бюджетным процессом.

Идеология «пикирующих» бюджетных расходов, зафиксированная в федеральном бюджете на 2011-2013 гг., находится в противоречии с глобальными тенденциями в бюджетной сфере. Во всех ведущих органах мира бюджетные расходы и бюджетные дефициты имеют тенденцию к росту и используются как мощные инструменты экономического развития, повышения международной конкурентоспособности, перехода на новый, шестой технологический уклад.

Так, в странах с высшими рейтингами конкурентоспособности и входящими в ОЭСР дефицит бюджетов сейчас составляет 10%. О том, что тенденция к наращиванию бюджетных расходов и бюджетных дефицитов является глобальной, особенно ярко свидетельствует бюджет-

ная политика Китая. Даже в самый разгар мощного кризиса, в 2009 г., Китай увеличил бюджетный дефицит в 9 раз - до 1 трлн. юаней (140 млн. долларов), или до 3,2% ВВП.

Начиная с федерального бюджета 2011-2013 гг. целесообразно, по нашему мнению, сфокусировать не только бюджетные, но и кредитные государственные ресурсы на подготовку к вхождению в формирующийся шестой технологический уклад. Ядро этого уклада - скоординированное внедрение компьютерных технологий во все стадии воспроизводственного процесса, дополненное развитием нано- и биотехнологий. Шестой технологический уклад находится в эмбриональной фазе развития. На этой стадии у догоняющих стран (в том числе России) есть хорошие шансы для выхода на лидирующие позиции. На это и должен быть направлен федеральный бюджет. Иначе будет поздно.

Вряд ли обоснован отказ от пополнения Резервного фонда и Фонда националъного благосостояния за счет нефтегазовых доходов с полным аккумулированием последних в федеральном бюджете. С учетом сохраняющейся неустойчивости мировой экономики и несбалансированности бюджетной системы РФ считаем необходимым возобновить механизм формирования указанных фондов за счет дополнительных доходов бюджета от разницы между базовой (сценарной) и фактической мировой ценой на нефть и газ, а не оставлять их в федеральном бюджете на финансирование текущих расходов.

Чрезмерныш является повышение совокупных налогов по страховым взносам во внебюджетные фонды, на бензин и табак, НДПИ и рентных платежей (1% ВВП). В Бюджетном послании указана также необходимость ускорения подготовки к введению налога на недвижимость исходя из ее рыночной стоимости. В результате ожидается довольно существенное повышение налоговой нагрузки на бизнес и домашнее хозяйство. Очевидно стремление финансовых властей покрывать растущие обязательства не столько за счет эффективного использования бюджетных средств, сколько путем повышения налогов.

Заметна также тенденция к формированию доходов федерального бюджета преимущественно за счет косвенного налогообложения. Так, в 2011 г. доля доходов от налогов на товары и услуги (НДС, акцизы) в общем объеме нефтегазовых доходов составит 65,2% против 49,4% в 2010 г., в 2012 г. - 68,5%, а в 2013 г. - уже 71%. Увеличение косвенных налогов является фактором роста цен и усиления инфляционных ожиданий.

Не в полной мере используются возможности повышения эффективности бюджетных расходов на основе программно-целевого метода. Предусмотренные к финансированию в федеральном бюджете на 20112013 гг. государственные целевые программы, сгруппированные по пя-

ти приоритетным направлениям, не имеют четкого обоснования своего статуса в бюджетном процессе и инструментария, недостаточно четко соотносятся с существующими федеральными и ведомственными целевыми программами федерального бюджета, национальными проектами и другими формами бюджетных расходов.

В связи с этим считаем необходимым прописать в бюджетном законодательстве статус государственной целевой программы как ключевого инструмента бюджетного процесса и ее соотношение с текущими расходами и капитальными операциями государственного сектора. В качестве ключевого бюджетного инструмента планирования и финансирования бюджетных расходов государственные программы должны иметь детальную расшифровку, увязаны с бюджетным процессом, конечными показателями эффективности и конечными измеримыми результатами всех расходных обязательств.

Очевидна нечеткость и размытость целей государственных программ. Так, целью государственной программы по развитию образования является получение 70% выпускников школ и институтов образования «в соответствии с требованиями современных стандартов». Эти цели не дают представления о реальных конечных результатах реализации государственных программ, не позволяют осуществлять целевое финансирование и финансовый контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств.

Устранение отмеченных недостатков позволит увеличить возможности федерального бюджета в модернизации российской экономики и повышении ее международной конкурентоспособности.

Список литературы

1. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов».

2. Финансы : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В. Г. Князева, проф. В. А. Слепова. - М. : Магистр, 2008.

3. Чегринец Е. А. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств в Российской Федерации // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2009. -№ 3 (27).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.