Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 6 (221).
Экономика. Вып. 31. С. 83-86.
А. Н. Пыткин, И. Ю. Загоруйко
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ МОНОГОРОДОВ
Рассматривается проблема реформирования и развития моногородов, обострение которой вызвано мировым экономическим кризисом. Авторы видят искать решение данной проблемы в применении методологии территориального планирования на основе принципа устойчивого развития с использованием механизма редевелопмента.
Ключевые слова: промышленный моногород, градозависимая экономика, производительные силы, территориальное планирование, редевелопмент, устойчивое развитие.
Проблема развития промышленных монопро-фильных городов (моногородов) обострилась в России в последние годы, когда многие уникальные производства, на основе которых создавался и жил город, входили в состав распределенной по территории СССР технологической кооперации по производству, как правило, высокотехнологичной продукции, при производстве которой осуществлялось глубокое разделение труда, вплоть до подетальных операций на отдельно взятом производстве, в отдельном городе.
Развал производственной кооперации в этом случае ведет к деградации не только предприятия, но и территориального образования, для которого данное предприятие является градообразующим.
Таким образом, встает вопрос о реформировании территориального образования, его экономики, экологии, социальной и институциональной сфер, а также о планировании развития данного территориального образования.
Исторический опыт и современные тенденции показывают, что планирование развития территорий в рамках всех имевших место общественных формаций занимает особое место, в первую очередь, при регулировании хозяйственной деятельности.
Планирование развития территорий в советской экономике осуществлялось на основании генеральной схемы размещения производительных сил и генеральной схемы расселения, которые были основой дальнейшего планирования и территориального проектирования, в том числе разрабатывались комплексные районные планировки [5].
В рамках последних выполнялись:
- оценка природных, экономических и трудовых ресурсов, выявление потенциальных возможностей развития хозяйственного комплекса территорий (область, край, республика);
- обоснование границ внутриобластных (вну-трикраевых, внутриреспубликанских) районов, составление генерализированной схемы зонирования территории;
- определение параметров развития и территориальная привязка важнейших отраслей хозяйства;
- оценка основных площадок, пригодных для градостроительства и организации отдыха, разработка оптимальной сети городских поселений и перспективной социальной инфраструктуры;
- решение основных вопросов водообеспече-ния, энергоснабжения и транспорта.
Разработанные документы содержали:
- комплексную оценку и функциональное зонирование территории, анализ площадок для промышленного, гражданского и рекреационного строительства;
- уточнение и дальнейшую детализацию вопросов развития хозяйства, размещения промышленных, сельскохозяйственных и транспортных объектов на конкретных площадках;
- предложения по формированию систем расселения, здравоохранения и образования, организации межселенного культурно-бытового обслуживания и отдыха;
- выявление сети перспективных сельскохозяйственных мест;
- разработку вопросов развития транспорта, водоснабжения, энергоснабжения каждого перспективного населенного пункта;
- предложения по мелиорации, озеленению и благоустройству территории.
Осуществление экономических реформ в России задает свое направление в планировании развития территорий.
Механизм территориального планирования нашел свое применение в Градостроительном кодексе РФ 1998 г. через институт градостроительного планирования развития территорий.
Градостроительное планирование развития территорий реализовывалось посредством разработки и утверждения Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, консолидированных схем градостроительного планирования (федеральный уровень), территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей субъектов Российской Федерации (региональный уровень), территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований (муниципальный уровень).
Принятый в 2004 г. Градостроительный кодекс РФ дает следующее определение территориальному планированию: «это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий» [2].
Градостроительный кодекс конкретизирует данное определение, указывая, что целями территориального планирования является обеспечение устойчивого развития территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов всех субъектов градостроительных отношений, к числу которых относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Согласно определению Градостроительного кодекса, устойчивое развитие территорий — это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
В связи с этим территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в це-
лях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Законодателем подчеркивается, что одним из основополагающих градостроительных принципов является обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов. Такой баланс рассматривается как основа устойчивого развития территории [3].
В Российской Федерации на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, муниципальных районов, городских округов и поселений после принятия Градостроительного кодекса начата работа по подготовке документов территориального планирования. Основой их разработки должна стать методология баланса социальной, экономической, экологической и институциональной составляющих развития территориальных образований [6]. Такая методология в настоящее время отсутствует, в результате чего не сформулирована общая для всех территориальных образований методика разработки документов территориального планирования.
Законодатель подчеркивает, что назначение территориального планирования заключается в комплексном развитии территорий с учетом социальных, экологических, экономических и иных факторов, т. е. действующие нормы предписывают рассматривать предмет регулирования градостроительного законодательства шире, чем регулятор общественных отношений в области строительства.
Методология территориального планирования промышленного сектора экономики территориального образования имеет своими корнями методологию размещения производительных сил и расселения населения, поскольку ныне существующее размещение промышленности проводилось на основе Генеральной схемы размещения производительных сил и Генеральной схемы расселения СССР [1].
В отечественных исследованиях по промышленной политике на федеральном, региональном и муниципальном уровнях отмечается, что, используя географический и геополитический факторы развития и размещения производительных сил, при усилении факторов воздействия через государственную инвестиционную поли-
тику, можно планировать и обеспечить положительную динамику в развитии промышленности территориальных образований, что должно способствовать:
- дальнейшему развитию промышленности с использованием сложившихся промышленных центров;
- интеграции территориальных образований в мировое хозяйство за счет развития отраслей и предприятий промышленности и встраивания их в глобальные цепочки добавления стоимости;
- развитию инфраструктуры промышленности на основе имеющихся природных водных ресурсов, разветвленной сети железных дорог, предприятий воздушного, трубопроводного транспорта, средств связи и т. д.;
- обеспечению устойчивого развития территорий посредством достижения баланса социальных, экономических, экологических и институциональных факторов развития при модернизации действующих промышленных производств и создании новых;
- разработке и принятию федеральных, региональных и муниципальных законодательных актов, способствующих развитию промышленности территориальных образований.
Перечисленные положения отвечают требованиям, декларируемым в документах по промышленной политике территориальных образований и в территориальных программах развития промышленности.
Как уже отмечалось выше, рыночные преобразования начала 90-х гг. в России практически разрушили промышленную кооперацию, сформированную в советской экономике и позволявшую устойчиво функционировать промышленным предприятиям, в том числе в моногородах. Теперь краеугольным камнем становится влияние рынка на размещение промышленного производства. Как правило, рынок и конкуренция в российских условиях скорее препятствуют, чем способствуют развитию промышленного производства. Конкурентная борьба — это борьба за выживание, а не в поддержку в условиях рынка.
В России, более того, проявляется так называемый «пикалевский синдром», когда разделение промышленного комплекса между собственниками препятствует их кооперации в результате конфликтов собственнических интересов. В результате прекращается экономически выгодный в целом выпуск продукции. Нарастают социаль-
ный, экономический и, как правило, сопутствующие им экологический и институциональный кризисы на территории размещения предприятия [4].
Данная проблема не нова для стран с рыночной экономикой. Так, в самой экономически активной стране XX века, в США, во второй половине века был разработан, принят и до настоящего времени активно применяется закон о редевелопменте (California Community Redevelopment Law) [7]. Приведем дословное определение редевелопмента, данное в названном законе: «Redevelopment» means the planning, development, replanning, redesign, clearance, reconstruction, or rehabilitation, or any combination of these, of all or part of a survey area, and the provision of those residential, commercial, industrial, public, or other structures or spaces as may be appropriate or necessary in the interest of the general welfare.
«Редевелопмент» (перестройка, развитие нового направления) означает планирование, застройку, перепланирование, модернизацию, удаление, реконструкцию, восстановление или любую их комбинацию, частично и в целом, для обеспечения соответствия жилых, коммерческих, промышленных, общественных и иных объектов интересам общего благосостояния [7].
По существу вышеуказанного закона, редевелопмент — это реконструкция населенных пунктов или отдельных городских кварталов, районов, микрорайонов с использованием собственных и привлеченных инвестиций. При этом главная цель редевелопмента — повышение финансовой самостоятельности территорий и формирование их экономической независимости.
Таким образом, в качестве одного из основных организационно-экономических механизмов реформирования промышленных моногородов следует рассматривать территориальное планирование, опирающееся на практику редевелопмента, который используется для реформирования территориальных образований США последние 50 лет.
Список литературы
1. Адамеску, А. Стратегия социально-экономического развития страны / А. Адамеску // Обозреватель-Observer. 2007. № 1.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 24.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ).
3. Загоруйко, И. Ю. Вопросы экономической теории города и устойчивое развитие промышленных моногородов / И. Ю. Загоруйко // Рос. предпринимательство. 2010. № 7, вып. 1. С. 161-164.
4. Кричевский, Н. А. Постпикалевская Россия: новая политико-экономическая реаль-
ность / Н. А. Кричевский // Профиль. 2009. 31 авг. № 31(634).
5. Общая методика разработки генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР на 1971-1980 гг. М. : Экономика, 1966. 111 с.
6. Пыткин, А. Н. Постановка проблемы моногородов: поиск решений научным сообществом / А. Н. Пыткин, И. Ю. Загоруйко // Рос. предпринимательство. 2010. № 4, вып. 2. С. 132-137.
7. California Community Redevelopment Law
[Электронный ресурс]. URL: http://www.hcd.
ca.gov/hpd/rda/rdalaw.html