Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты развития санаторно-курортного комплекса Крыма'

Концептуальные аспекты развития санаторно-курортного комплекса Крыма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / CRIMEA / СИСТЕМА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ / SYSTEM OF HEALTH CARE / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / SANATORIUM-RESORT COMPLEX / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / CONCEPTUAL ASPECTS / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / REGIONAL HEALTHCARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Присенко Виталий Григорьевич, Махкамова Зебиниссо Рахматуллаевна, Чигидина Валерия Вячеславовна

Цель реструктуризация системы курортно-рекреационного комплекса. Метод функционально-структурного анализа, который предусматривает изучение состояния и функций существующих систем санаторно-курортной помощи населению и рекреантам. Результат оптимизация организационно-управленческих механизмов деятельности санаторно-курортных учреждений путем обоснования ее концептуальной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Присенко Виталий Григорьевич, Махкамова Зебиниссо Рахматуллаевна, Чигидина Валерия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The goal is to restructure the system of resort and recreational complex. Method of functional-structural analysis, which involves the study of the status and functions of existing systems sanatorium-resort assistance to the population and holidaymakers. The result is optimization of organizational and managerial functioning of the sanatorium-resort facilities by way of justification of its conceptual model.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты развития санаторно-курортного комплекса Крыма»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО

КОМПЛЕКСА КРЫМА

Присенко Виталий Григорьевич

Канд. мед. наук, доцент кафедры физической реабилитации и здоровья человека, «КФУ имени В.И. Вернадского», Таврическая академия, г. Симферополь

Махкамова Зебиниссо Рахматуллаевна Канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом организации здравоохранения ФПО, «КФУ имени В.И. Вернадского», Медицинская академия, г. Симферополь

Чигидина Валерия Вячеславовна Методист кафедры физической реабилитации и здоровья человека, «КФУ имени В.И. Вернадского», Таврическая академия, г. Симферополь

АННОТАЦИЯ

Цель - реструктуризация системы курортно-рекреационного комплекса. Метод - функционально-структурного анализа, который предусматривает изучение состояния и функций существующих систем санаторно-курортной помощи населению и рекреантам. Результат - оптимизация организационно-управленческих механизмов деятельности санаторно-курортных учреждений путем обоснования ее концептуальной модели. ABSTRACT

The goal is to restructure the system of resort and recreational complex. Method offunctional-structural analysis, which involves the study of the status and functions of existing systems sanatorium-resort assistance to the population and holidaymakers. The result is optimization of organizational and managerial functioning of the sanatorium-resort facilities by way of justification of its conceptual model.

Ключевые слова: Крым, система охраны здоровья, санаторно-курортный комплекс, концептуальные аспекты, управление, региональное здравоохранение.

Keywords: Crimea, the system of health care, sanatorium-resort complex, conceptual aspects, management, regional healthcare.

Санаторно-курортный этап является важным этапом развития системы здравоохранения республики Крым (РК) как субъекта Российской Федерации. В условиях свободной экономической зоны могут предоставляться более широкие возможности для комплексного влияния на организм пациентов и рекреантов. Сочетание специфических и общих, лечебных, реабилитационных и рекреационных воздействий, делает этот этап незаменимым в комплексе лечебно-профилактических мероприятий. Применение в курортных условиях курортно-климатических и префор-мированных физических факторов позволяет достичь и профилактический, и лечебный, и реабилитационный, и рекреационный эффект для всей системы охраны здоровья (ОЗ). Санаторную реабилитацию можно назвать "... консолидирующей, поскольку именно на этом этапе проводятся мероприятия, способствующие консолидации ремиссии..." [2,с. 45].

При этом рекреация, реабилитация и санаторно-курортное лечение реализуются не в отрыве друг от друга, а в тесном единстве и взаимодействии.

Каждый руководитель санаторно-курортного учреждения (СКУ) обязан знать основные принципы санаторно-курортного этапа, от учёта которых существенно зависит эффективность всей системы ОЗ, а именно:

1. Строгий отбор контингента с определением наиболее подходящего курорта, а также сезона.

2. Соблюдение санаторно-курортного режима, построенного по принципу возрастающей нагрузки (щадящий, тонизирования, тренирования) и предполагающего определенный объём климатических и физических воздействий в соответствии с состоянием организма.

3. Разумное сочетание комплекса курортных факторов и последовательного применения лечебных методов с постоянным систематическим врачебным контролем.

4. Профилактика метеопатических реакций.

5. Комплексность лечебных, реабилитационных и рекреационных мероприятий.

К сожалению, лечебно-оздоровительный потенциал курортов выпадает из экономической структуры региона: 1) недостаточный уровень потребителей медицинских и санаторно-курортных услуг; 2) неравномерное распределение их по территории; 3) ярко выраженная сезонность, концентрация местного населения на наиболее ценных курортных территориях, сложившийся дисбаланс в освоении прибрежных и глубинных территорий; 4) отсутствие комплексной программы и единого руководства здравоохранением и курортами. "...Санаторно-курортное дело... традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения..." [4,с. 3].

Крымский полуостров концентрирует 29,6% всех рекреационных ресурсов, 10,0% емкости гостиничного фонда, более 30,0% потока иностранных туристов. В межрайонном разделении труда Крым выделяется, прежде всего, производством оздоровительных и лечебных услуг (70,0% и 11,0% соответственно от всех целей посещения для организованных рекреантов).

Рекреационная территория Крымского региона может быть охарактеризована как медико-санаторно-курортное пространство (МСКП) с общими проблемами (экологическими, демографическими, социальными, экономическими), а также специфическо-региональными. Регион имеет свою специализацию и структуру хозяйства, связанную с развитием непроизводственной сферы.

Сегодня просматриваются следующие основные подсистемы рекреационной системы Крыма:

1. Подсистема - «рекреанты» РФ, ближнего и дальнего зарубежья;

2. Подсистема аттрактивности (привлекательности) рекреационных ресурсов (курортологических, оздоровительных, туристских и др.);

3. Подсистема технического обслуживания (транспорт, связь и др.);

4. Подсистема обеспечения трудовыми ресурсами (занятость населения);

5. Подсистема - «управление», которая является ключевой на сегодня с использованием принципов менеджмента качества [5,с. 57].

При этом необходимо учесть, что проблемы здоровья в регионе сегодня и на перспективу вполне решаемы:

1) в рамках функционально единой системы ОЗ;

2) под единым координирующим руководством;

3) на едином МСКП (рекреационной территории) полуострова;

4) в условиях межсекторального сотрудничества. Основанием для такого рода предположения служит следующее обстоятельство. Между основными видами врачебной деятельности (диагностикой, профилактикой, лечением, реабилитацией) и формами рекреации (санаторно-курортным лечением, оздоровительным отдыхом и туризмом) наблюдается всё возрастающая тенденция к интеграции и взаимопроникновению, что делает целесообразным и необходимым объединение в перспективе соответствующих органов управления (министерства курортов и туризма и МЗ Крыма). Такой подход к проблемам здоровья находится в полном соответствии с теорией систем, в целом, и требованиями к моделированию ее обязательных составных частей и функциональных процессов.

Экономический эффект рекреационной деятельности, как составной части экономического эффекта здравоохранения, достаточно многогранен. Это и производство услуг, и товаров для рекреации (эффект мультипликации), и прибыль от реализации путёвок, и снижение заболеваемости и трудовых потерь, повышение производительности труда, продление сроков трудовой деятельности, а также приток денежных средств в регион, расширение сферы приложения труда, повышение занятости населения. Последнее особенно важно, потому что позволяет более рационально, на интегрированной основе, пропорционально, а, соответственно, и эффективно использовать трудовые и другие системные ресурсы, например, медицинский персонал этих систем.

Обращает на себя внимание тот факт, что при подсчёте экономического эффекта бывшего союзного здравоохранения, понятия лечение и отдых (рекреация) не разделялись и являлись слагаемыми успеха всей отрасли (С.Г.Струмилин, 1966 г.). Это ещё один аргумент в пользу объединения усилий 2-х республиканских министерств по достижению здоровья в Крыму на современном этапе.

Существующие проблемы рекреации в Крыму (оптимальной вместимости, рационального распределения потоков рекреантов, сезонности, выявления сезонных трудовых ресурсов, расселение обслуживающего персонала) должны решаться с позиции системного подхода под единым патронатом объединенного субъекта управления (СУ) в сочетании с полной или относительно полной самостоятельностью (автономным управлением и экономикой) как государственных, так и приватизированных санаториев, домов отдыха, пансионатов. Все они должны рассматриваться, как составные структурные объекты системы по обеспечению реализации проблем здоровья населения и рекреантов на полуострове, так как каждый курортный сезон - благо не только для экономики региона, но и для РФ.

К сожалению, в последние годы спрос на услуги КРК в Крыму снизился из-за необоснованной дороговизны курортных, оздоровительных, лечебных, жилищно-бытовых и сервисных услуг, а также несоответствия нашей рекреационной зоны международным стандартам среднего потребления. Поэтому и наметилась тенденция лечиться и оздоравливаться в разных регионах дальнего зарубежья, которые по многим параметрам уступают Крыму.

Крымский курорт изначально в своей идеологии был сориентирован на внутреннего потребителя. Субъект РФ останется малоизвестным курортом до тех пор, пока серьезно не займется своей инфраструктурой.

Сегодня следует учитывать следующие факторы:

1. Анализ спроса населения на курортные услуги в динамике. Прогнозирование спроса связано с особенностями развития курортной индустрии (высокий удельный вес основных фондов, сравнительно медленная их окупаемость, привязанность потребления услуг к месту их производства, невозможность их накопления). Расширение ассортимента услуг предполагает капиталовложения, которые осваиваются в течении продолжительного времени. Неспособность курортов быстро реагировать на изменяющиеся условия спроса приводит к крайней неэластичности предложения.

2. В рыночных условиях пассивное отношение к конкурентоспособности курортов должно закончиться, так как для большинства населения региона рекреационная деятельность - основное средство существования. Достижение конкурентных преимуществ тесно связано с выбором рынка и соответствующей дифференциацией предложений.

3. Курортное хозяйство по своей экономической сущности многоотраслевое. Оно включает санатории и гостиницы, торговлю и общественное питание, клубы и кинотеатры, транспорт и связь. Следовательно, курорт -это единое комплексное хозяйство, которое требует организации и координации управления.[6, с. 175].

4. Важна полная картина того, насколько санаторно-курортные услуги соответствуют структуре разных категорий потребителей. Это трудно, но необходимо. Здесь на помощь могут придти социологические исследования.

5. Рынок здоровья. Границы рынка определяются не только географией, но и особенностями предоставления курортно - реабилитационных услуг. В самом общем виде "корпорационная миссия" состоит в том, чтобы продавать на курорте все, всем и везде.

Курорт должен оставаться не только лечебным, поскольку таковым он создавался десятилетиями, но и развивать профилактическую направленность. Анализ сложившейся ситуации лишний раз подтверждает "...декларативность оздоровительной (превентивной) политики в большей мере, чем её трезвую оценку..." [3, с. 40].

6. Инвестиции обычно используются для финансовой поддержки, поэтому их структура позволяет судить об ориентирах хозяйственной программы. Цели развития курорта должны обеспечиваться из других внебюджетных источников, как собственных, так и заемных.

7. На курорте появились разные организационно-правовые формы деятельности, в том числе, и частная собственность.

8. Программа развития - один из самых четких стратегических индикаторов.

9. Профессионализм и компетентность управления. Учитывая преимущественно клиницизированный характер действия современных СКУ, целесообразно организационно, независимо от форм собственности и принадлежности, подчинить их МЗ Крыма. "... Передача опеки курортного дела Минздраву является. естественным и положительным моментом в эволюции развития курортного комплекса страны, поскольку при новых формах хозяйствования единственным аспектом, подлежащим государственному регулированию, является медицина на курортах...",следует "...проводить государственную политику и осуществлять управление в сфере здравоохранения, включая и курортное дело, а также координировать в этой сфере деятельность иных . органов исполнительной власти..." [1,с. 49].

В условиях все возрастающего разнообразия форм собственности теряются рычаги управления здравницами, экономические интересы которых часто не совпадают с интересами региона, что не способствует стабилизации и росту отчислений в бюджет государства, в систему ОЗ, в частности. Система управления рекреационной деятельностью в регионе не соответствует современным требованиям:

- ведомственный подход обусловил отсутствие необходимой нормативно-методической базы для управления КРК, как региональным экономическим комплексом;

- отсутствует эффективная вертикаль управления КРК, объединяющая СУ различных форм собственности и ведомственной подчиненности;

- органами управления КРК практически не используются современные управленческие технологии (геоинформационные и экспертные системы, базы и банки данных), что не позволяет организовать эффективный учет объектов управления (ОУ);

- уровень научно-методического обеспечения органов регионального управления не позволяет им принимать научно-обоснованные решения, что приводит к неэффективному использованию финансовых средств.

Основная цель КРК Крыма - повышение совокупного дохода СКУ и соответствующих отчислений в бюджет путем расширения объема медико-оздоровительных услуг и повышения их качества, осуществления экономически обоснованной ценовой и инвестиционной политики, повышения аттрактивности и конкурентоспособности курортов Крыма, стабилизации и оптимизации ресурсного обеспечения их деятельности, сотрудничества с объектами здравоохранения региона.

Достижение главной цели обеспечит, например:

- введение стандартов лечебно-профилактической и рекреационно-оздоровительной деятельности СКУ;

- медико-климатическое зонирование для более эффективного использования климатических факторов в медицинской реабилитации и профилактике;

- сертификация и лицензирование всех действующих и создаваемых СКУ;

- аттестация всех здравниц с выделением классности;

- маркетинговые исследования по предоставлению комплекса услуг и механизма их ценообразования;

- мониторинг и управление объемом, качеством и ценой услуг в зависимости от класса СКУ, сезона и текущей ситуации;

- рекламное обеспечение курортов Крыма в средствах массовой информации;

- кадровое обеспечение курортов (аттестация специалистов, организация повышения их квалификации, обмена опытом работы);

- экспертная оценка и разработка проектов, законодательных актов по санаторно-курортной деятельности, лечебно-курортной местности и положений о курортах Крыма, которые регламентировали бы использование и охрану природных биоклиматических ресурсов.

Управлять СКК Крыма, как самостоятельным элементом единого процесса достижения здоровья целесообразно, как подсистемой отрасли. Не два министерства должны работать для достижения одной цели, а одно министерство здравоохранения и курортов (МЗК), в рамках региональной системы охраны здоровья.

Выводы:

1. Курортная рекреация и реабилитация становятся основным видом массового оздоровления и восстановления, и должны рассматриваться как составная часть (подсистема) регионального здравоохранения (системы).

2. Формирование единого медико-санаторно-курортного пространства Крыма и его запуск - ключевой вопрос (парадигма) всей экономической политики субъекта РФ.

3. В Крыму экономически целесообразно создание гибкой системы управления деятельностью СКУ со стороны отдельных здравниц, местных властей и заинтересованных министерств (министерство здравоохранения и министерство курортов и туризма), а в перспективе - объединенного МЗК.

Литература:

1. Алехина Е.Ю. К вопросу о состоянии нормативно-правового обеспечения курортной сферы // Вопр. курортол., физиотер. и лечеб. физ. культуры. -2003. - № 3. - С. 49-50.

2. Ильницкий А.Н. Этапная медицинская реабилитация // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории мед. - 2003. - № 4. - С. 45-46.

3. Пискунов В.А. Концепция и методология развития оздоровительной (восстановительной) медицины // Вопр. курортол., физиотер. и лечеб. физ. культуры. - 2003. - № 3. - С. 39-41.

4. Разумов А.Н. О концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации // Вопр. курортол., физиотер. и лечеб. физ. культуры. - 2003. - № 4. - С. 3-6.

5. Татарников М.А. Системы менеджмента качества в медицинских учреждениях // «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения». Изд-во: Академиздатцентр «Наука» РАН, г. Люберцы, Мск.обл., 2015. №3. - С.55-72.

6. Управление и экономика здравоохранения. Учебное пособие для вузов. Под ред. академика РАМН А.И. Вялкова, третье издание. М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2013, 658 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.