Научная статья на тему 'Концептуальное представление механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства'

Концептуальное представление механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕЗО-УРОВЕНЬ / ВОЗМОЖНОСТИ / ИНСТРУМЕНТЫ / ПРИНЦИПЫ / КОНЦЕПЦИЯ / MECHANISM / DEVELOPMENT / MANAGEMENT / MESO-LEVEL / FEATURES / TOOLS / PRINCIPLES / CONCEPT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколовский Александр Вадимович

В статье исследован механизм управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства на современном этапе развития России, востребованный в условиях развития пространственной конкуренции; определены принципы его функционирования, основные возможности в территориальном управлении; дана оценка ограничений, обусловленных текущим состоянием региональной экономики; сформулированы требования к инструментам управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколовский Александр Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional economy conceptual view of control mechanism on public-private partnership basis

The paper investigates the mechanism of regional economies management based on public-private partnership in modern Russia needed in a spatial competition development. It defines the principles of its operation, the main features of the territorial management. The author assesses the constraints imposed by the current state of the regional economy. He introduces recommendations to the regional economies management tools on public-private partnership basis.

Текст научной работы на тему «Концептуальное представление механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства»

УДК 338.24 ББК 65.04 С 59

А.В. Соколовский

Аспирант кафедры экономической теории, экономики и управления Института экономики, права и гуманитарных специальностей, г. Краснодар.

Тел.: (861 ) 235 42 71, e-mail: avs@yutec.info.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

( Рецензирована )

Аннотация. В статье исследован механизм управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства на современном этапе развития России, востребованный в условиях развития пространственной конкуренции; определены принципы его функционирования, основные возможности в территориальном управлении; дана оценка ограничений, обусловленных текущим состоянием региональной экономики; сформулированы требования к инструментам управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: механизм, развитие, управление, мезо-уровень, возможности, инструменты, принципы, концепция.

A.V. Sokolovskiy

Post-Graduate Student economic theory, economics and management Department,

Institute of Economics, Law and Humanities, Krasnodar. Ph.: (861 ) 235 42 71,

e-mail: avs@yutec.info

REGIONAL ECONOMY CONCEPTUAL VIEW

OF CONTROL MECHANISM ON PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP BASIS

Abstract. The paper investigates the mechanism of regional economies management based on public-private partnership in modern Russia needed in a spatial competition development. It defines the principles of its operation, the main features of the territorial management. The author assesses the constraints imposed by the current state of the regional economy. He introduces recommendations to the regional economies management tools on public-private partnership basis.

Keywords: mechanism, development, management, meso-level, features, tools, principles, concept.

Опыт развития хозяйственных от- России. Дефицит апробированных кон-ношений на мезо-уровне свидетельству- цептуальных представлений в данной ет о том, что государственно-частное области приводит к многочисленным партнерство выступает естественной ос- просчетам, потере ресурсов и разрас-новой действенного механизма управ- танию издержек территориальных вос-ления региональной экономикой, что производственных процессов [1]. обусловливает потребности теории и Переплетение совокупности транспрактики территориального управле- формационных процессов на совре-ния в формировании концептуального менном этапе дополнительно актуа-представления указанного механизма и лизирует формирование механизма определении основных задач его совер- управления региональной экономи-шенствования в условиях современной кой на основе государственно-частного

партнерства, поскольку указанная основа позволяет обеспечить устойчивое согласование интересов государства и частного бизнеса в разрешении сложных проблем развития хозяйственных отношений на мезо-уровне.

Раскрытие функциональных возможностей механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства необходимо для обеспечения сбалансированности основных направлений территориального управления и системной реализации потенциала указанного механизма. Необходимо иметь в виду, что в условиях ускорения постиндустриальных преобразований и поиска Россией своего места в мировом хозяйстве складываются потребности в новых функциях управления региональной экономикой.

Масштабы и глубина современных преобразований на мезо-уровне обусловливают воздействие на механизм управления региональной экономикой множества факторов риска и угроз, что порождает его структурные деформации, дисфункции, подрывает его основу. В данной ситуации востребованы надежные инструменты диагностики, позволяющие достаточно быстро и точно определить узловые проблемы данного механизма.

Различные аспекты комплексной научной проблемы функциональных возможностей и инструментов диагностики механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства нашли отражение в работах многих отечественных и зарубежных исследователей [2, 3]. Вместе с тем, анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных исследованию заявленной научной проблемы, позволяет утверждать о наличии ряда ее существенных аспектов, нуждающихся в дальнейшей разработке, среди которых необходимо выделить концептуальное представление механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства; функциональные возможности указанного механизма.

В данной работе автор исходит из следующих взаимосвязанных предположений:

— использование государственно-частного партнерства в качестве основы механизма управления региональной экономикой обусловливает развитие функциональных возможностей указанного механизма, что, в свою очередь, обеспечивает повышение конкурентоспособности региональной экономики;

— основными проблемными узлами механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства выступают распределение эффектов между партнерами; бюрократизация указанного механизма; доверие в пространстве регионального развития.

В теории и практике отечественной региональной экономики последовательно утверждаются отношения государственно-частного партнерства, что позволяет адаптировать хозяйственное развитие на мезо-уровне к институциональным условиям организации экономического пространства России [3]. Становление указанных отношений основой механизма управления региональной экономикой создает качественно новые возможности в сфере территориального управления, исследование которых предполагает разработку специального подхода.

Поскольку региональная экономика относится к разряду системных объектов, то исследование соответствующего механизма управления, складывающегося на основе государственно-частного партнерства, должно происходить в русле системного подхода. В современной научной литературе получила признание компонентная редакция данного подхода, ориентированная на выделение универсальных для любого развивающегося системного объекта структурных компонентов, взаимодействие которых задает его конфигурацию и функциональные возможности. Результаты системного анализа интересующего нас механизма управления представлены в табл. 1.

Таблица 1

Применение компонентной редакции системного подхода к анализу механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства

Структурные компоненты механизма и их характеристики Объектный компонент Субъектный компонент Процессный компонент Средовой компонент

Содержание компонента Территориальная инфраструктура, функционирующий капитал, ресурсная база региона Многообразие субъектов региональной экономики (индивиды, организации, пространственные системы) Территориальное воспроизводство, его составляющие: миграция, движение ресурсов и продуктов, поток инвестиций и др. Региональные нормы права, традиции, стандарты управления, контракты, статусы, формы поведения

Функциональное назначение компонента в механизме управления Объекты управления региональной экономикой Участники управления, обладающие различными полномочиями Динамика, формы взаимодействия (принятие и реализация решений, трансакции и др.) Упорядочивание управления, обеспечение связей между его процессами

Воздействие государственно-частного партнерства на компонент Снижение барьеров между объектами, принадлежащими государству и частному бизнесу Новые возможности согласования интересов различных субъектов региональной экономики Обеспечение целостности территориального воспроизводства, усиление процессов интеграции Преодоление «двойных стандартов», обеспечение единства среды регионального развития

Обобщение результатов анализа данных, представленных в табл. 1, позволяет сформулировать следующие выводы:

— компонентная редакция системного подхода позволяет раскрыть содержание, функциональное назначение исследуемого механизма и оценить характер воздействия на них отношений государственно-частного партнерства;

— подведение основы государственно-частного партнерства под механизм управления региональной экономикой обусловливает снижение барьеров между элементами ее имущественного комплекса, расширение возможностей согласования интересов, обеспечение целостности территориального воспроизводства и единства среды регионального развития.

Вместе с тем, познавательный потенциал системного исследования механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства целесообразно подкрепить с учетом природы заявленной научной проблемы, эвристическими возможностями следующих направ-

лений современной экономической науки:

— эволюционной экономической теории, предоставляющей возможности анализа ядра и периферии указанного механизма, что раскрывает его ресурсы активизации развития региональной экономики [4];

— теории пространственной экономики, поскольку она позволяет установить специфические характеристики объекта управления;

— теории стратегического управления, предоставляющей ресурсы разработки новых инструментов управления развитием региональной экономики [5];

— теории государственно-частного партнерства, позволяющей раскрыть природу и функциональный потенциал данного отношения в качестве основы механизма управления региональной экономикой;

— модели сбалансированной системы показателей (ССП), предоставляющей ресурсы для разработки индикаторов диагностики данного механизма [6].

Реализация предложенного методологического подхода позволяет раскрыть следующие принципы управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства, конституирующие концептуальное представление исследуемого механизма:

— обеспечение системного характера процессов функционирования и развития региональной экономики;

— динамическое согласование интересов государства и частного бизнеса в условиях высокой волатильности региональной экономики;

— формирование партнерами региональных финансовых резервов, обеспечивающих наиболее значимые риски развития на мезо-уровне;

— распределение полномочий между партнерами адекватно их функциональным возможностям в управлении региональной экономикой;

— защита прав собственности в целях повышения инвестиционной привлекательности экономики и формирования новых конкурентных преимуществ;

— соразмерность выдвигаемых политических целей экономическому потенциалу территориального воспроизводства.

С учетом возрастающей значимости стабилизации эволюционного процесса на мезо-уровне в условиях развития пространственной конкуренции, формирование концептуального представления механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства предполагает определение основного инструмента управления устойчивым развитием в рамках данного механизма. Обобщение результатов исследований, содержащихся в научной литературе, позволяет определить в качестве такого инструмента стратегический контракт между органами власти региона и крупными инвесторами, участвующими в развитии региональной экономики [6].

Отношение государственно-частного партнерства реализуется в механизме управления региональной экономикой на протяжении последнего

десятилетия, что позволяет установить некоторые характеристики такого механизма. В частности, возможности государственно-частного партнерства слабо реализуются в механизме управления региональной экономикой ЮФО, о чем свидетельствует низкая доля проектов на основе ГЧП в общей стоимости инвестиционных проектов регионального развития. Для эволюционного процесса в региональной экономике Юга России характерны нестабильность темпов роста, инерционный характер, накопление физического износа территориальной инфраструктуры, наличие большого внелегального сектора [7].

С учетом приведенных выше положений правомерно следующим образом определить специфические характеристики механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства в современной России:

— незавершенность процесса становления данного механизма, его недостаточное влияние на результаты региональной экономики [8];

— дефицит собственных ресурсов развития региональной экономики, что делает многие функции исследуемого механизма мало востребованными;

— асимметрия государственно-частного партнерства, выражающаяся в господствующей роли государственного партнера и сервисной роли частного партнера, что существенно снижает результативность данного механизма;

— слабая структуризация данного механизма, выражающаяся в отсутствии или неустойчивом функционировании многих его компонентов (здесь необходимо выделить отсутствие стратегических контрактов между органами власти большинства регионов Юга России и крупными инвесторами, участвующими в развитии региональной экономики);

— доминирование заимствованных инструментов управления и институтов регионального развития над инструментами управления и институтами развития, сформированными во внутренней среде региональной экономики.

Примечания:

1. Ермоленко А.А., Суанова З.С. Феномен потерянного пространства в зеркале политической экономии // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. K.JI. Хетагурова. 2013. №1.

2. Иншаков О.В. Развитие эволюционного подхода в стратегии модернизации региона и макрорегиона. Волгоград: изд-во ВолГУ, 2009.

3. Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. М.: Изд-во МГУ, 2010.

4. Нуреев P.M. Периферия мирового хозяйства // Terra economicus. 2014. №1.

5. Сухарев М.В. Эволюционное управление социально-экономическими системами. Петрозаводск: КНЦ РАН, 2008.

6. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2010.

7. Мезоэкономика развития / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. М.: Наука, 2011.

8. Чернявская С.А., Ермоленко А.А. Метод формирования продовольственной подсистемы региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2011. Вып. 3.

References:

1. Ermolenko, A. A., Sanova dam was the Phenomenon of the lost space in the mirror of political economy // Journal of the North-Ossetian state University named. K.L. Khetagurov. 2013. №1.

2. Inshakov O. Century the Development of the evolutionary approach to the modernization strategy of re-region and region. Volgograd: VolSU Publishing House, 2009.

3. Prokhorova V.V. Subregional resources and tools of intensive development of modern Russia territorial and economic systems. M.: MSU Publishing House, 2010.

4. Nureev R.M. The periphery of the world economy // Terra economicus. 2014. №1.

5. Sukharev, M.C. Evolutionary management of the social and economic systems. Petrozavodsk: Karelian research centre of RAS, 2008.

6. Norton D., Kaplan R. Balanced scorecard. From strategy to action. M.: Olympus Business, 2010.

7. Meso-Economics of development / Ed. corr. RAS G.B. Kleiner. M.: Science, 2011.

8. Chernyavskaya S.A., Ermolenko A.A. Method of forming a food subsystem of the region // The Bulletin of the Adyghe state University. Series «Economy». 2011. Issue 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.