УДК 332.1:338.24 ББК 65.9(2) С-59
Соколовский Александр Вадимович, аспирант, НОЧУ ВПО «Институт экономики, права и гуманитарных специальностей», e-mail: [email protected].
ФУНКЦИИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
(рецензирована)
В статье исследован механизм управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства на современном этапе развития России, востребованный в условиях развития пространственной конкуренции. Определены принципы его функционирования, основные возможности в территориальном управлении. Раскрыты основные функции механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: механизм, развитие, мезоуровень, функции, принципы, концепция.
Sokolovsky Alexander Vadimovich, post graduate student of NSEPIHPE "Institute of Economics, Law and Humanities", e-mail: [email protected].
FUNCTIONS OF REGIONAL ECONOMY MECHANISM BASED ON PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS
(reviewed)
The article investigates the mechanism of management of regional economies based on public-private partnerships at the present stage of the development of Russia, demanded in the conditions of t spatial competition development. Principles of its operation and main features of the territorial administration have been defined. Main functions of the control mechanism of the regional economy based on public-private partnership have been revealed.
Keywords: mechanism, development, meso-level, functions, principles, concept.
Государственно-частное партнерство выступает апробированной основой эффективного механизма управления региональной экономикой, что обусловливает потребности теории и практики территориального управления в формировании концептуального представления указанного механизма и определении основных задач его совершенствования в условиях современной России. Дефицит достаточно глубоких концептуальных представлений в данной области приводит к многочисленным просчетам, потере ресурсов и разрастанию издержек территориальных воспроизводственных процессов [1].
Переплетение совокупности трансформационных процессов на современном этапе дополнительно актуализирует формирование механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства, поскольку указанная основа позволяет обеспечить устойчивое согласование интересов государства и частного бизнеса в разрешении сложных проблем развития хозяйственных отношений на мезоуровне.
Раскрытие функциональных возможностей механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства необходимо для обеспечения сбалансированности основных направлений территориального управления и системной реализации потенциала указанного механизма. Необходимо иметь в виду, что в условиях ускорения постиндустриальных преобразований и поиска Россией своего места в мировом хозяйстве складываются потребности в новых функциях управления региональной экономикой.
Масштабы и глубина современных преобразований на мезоуровне обусловливают воздействие на механизм управления региональной экономикой множества факторов риска и угроз, что порождает его структурные деформации, дисфункции, подрывает его основу. В данной ситуации востребованы надежные инструменты диагностики, позволяющие достаточно быстро и точно определить узловые проблемы данного механизма [2].
В данной работе автор исходит из следующих предположений:
- использование государственно-частного партнерства в качестве основы механизма управления региональной экономикой обусловливает развитие функциональных возможностей указанного механизма, что, в свою очередь, обеспечивает повышение конкурентоспособности региональной экономики;
- основными проблемными узлами механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства выступают: распределение эффектов между партнерами; бюрократизация указанного механизма; доверие в пространстве регионального развития.
В теории и практике отечественной региональной экономики последовательно утверждается отношение государственно-частного партнерства, что позволяет адаптировать хозяйственное развитие на мезоуровне к институциональным условиям организации экономического пространства России [3]. Становление указанного отношений основой механизма управления региональной экономикой создает качественно новые возможности в сфере территориального управления, исследование которых предполагает раскрытие основных функций данного механизма. Реализация системного подхода позволяет раскрыть следующие принципы управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства, конституирующие концептуальное представление исследуемого нами механизма:
- обеспечение системного характера процессов функционирования и развития региональной экономики;
- динамическое согласование интересов государства и частного бизнеса в условиях высокой волатильности региональной экономики;
- формирование партнерами региональных финансовых резервов, обеспечивающих наиболее значимые риски развития на мезоуровне;
- распределение полномочий между партнерами адекватно их функциональным возможностям в управлении региональной экономикой;
- защита прав собственности в целях повышения инвестиционной привлекательности экономики и формирования новых конкурентных преимуществ;
- соразмерность выдвигаемых политических целей экономическому потенциалу территориального воспроизводства.
С учетом возрастающей значимости стабилизации эволюционного процесса на мезоуровне в условиях развития пространственной конкуренции, формирование концептуального представления механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства предполагает определение основного инструмента управления устойчивым развитием в рамках данного механизма. Обобщение результатов исследований, содержащихся в научной литературе, позволяет определить в качестве такого инструмента стратегический контракт между органами власти региона и крупными инвесторами, участвующими в развитии региональной экономики [4].
Использование государственно-частного партнерства в качестве основы механизма управления региональной экономикой обусловливает расширение функций данного механизма; новая основа преобразует опирающуюся на нее систему территориального управления хозяйственными процессами. Исходя из логических связей внутри цепочки категорий «потребности - задачи управления -возможности механизма управления - функции механизма управления», правомерно предложить алгоритмическую последовательность этапов исследования функционального содержания механизма управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства:
- выявление приоритетных потребностей функционирования и развития региональной экономики;
- установление обусловленных данными потребностями основных задач, стоящих перед механизмом управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства;
- определение конкретных возможностей решения указанных задач, которыми обладает данный механизм;
- раскрытие искомых функций в процессе системного анализа основных задач, стоящих перед данным механизмом, и возможностей решения таких задач, которыми он обладает.
Применим указанную последовательность этапов к одной из острейших проблем мезоуровня современной России. Постоянный дефицит собственных ресурсов развития региональной экономики служит достаточным основанием для определения потребности в данных ресурсах в качестве приоритетной потребности развития региональной экономики. Исходя из данного положения, сформулируем основную задачу управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства - задачу ресурсного обеспечения развития региональной экономики, решение которой предполагает баланс между потребностями в средствах развития и возможностями привлечения таких средств. Оценим возможности, которыми обладает территориальное управление, опирающееся на государственно-частное партнерство (табл. 1).
Таблица 1 - Качественная оценка возможностей территориального управления на основе государственно-частного партнерства для решения задачи ресурсного обеспечения развития региональной экономики [6]
Варианты решения задачи ресурсного обеспечения развития региональной экономики Возможности ГЧП в отношении вариантов поставленной задачи развития региональной экономики Необходимые инструменты территориального управления, которые могут быть сформированы на основе ГЧП Объективные ограничения территориального управления на основе ГЧП для данного варианта решения
Привлечение дополнительных государственных ресурсов Наращивание территориального налогового бремени, сборов, расширение финансовой поддержки из центра Налоговые инструменты, трансферты, адресная бюджетная поддержка Рост издержек региональной экономики, отток капитала, рост финансовой зависимости от центра
Привлечение дополнительных частных ресурсов, приток частного капитала Создание в регионе инфраструктурных платформ для кластеров, ОЭЗ, новых промышленных районов Опережающие инвестиции в территориальную инфраструктуру, стратегические контракты о развитии региона Дефицит средств, усугубляемый стагнацией национальной экономики, высокие инвестиционные риски
Сбережение ресурсов развития региональной экономики Развитие индикативного планирования, финансового контроля, санация региональной экономики Инструменты стратегического планирования, модернизации экономической политики, трансформации территориального бюджета Неадекватная институциональная среда, слабая социальная база для реальной модернизации механизма управления
Обобщая результаты качественного анализа с учетом реалий современного этапа развития региональной экономики России (продолжительная стагнация), определим одну из искомых функций механизма управления региональной экономикой, возникающих на основе государственно-частного партнерства — функцию сбережения ресурсов развития региональной экономики. Сбережение ресурсов представляет собой способ расширения ресурсной базы экономической системы, присущий ее интенсивному развитию в неблагоприятных условиях внешней среды.
Преобладание региональных экономик депрессивного типа, недостаточно сфокусированная региональная экономическая политика и низкая эффективность территориальных воспроизводственных процессов в своей совокупности составляют достаточное основание для определения потребности в изменении способа развития в качестве приоритетной потребности региональной экономики современной России.
Опираясь на данный вывод, сформулируем следующую основную задачу управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства - задачу модернизации механизмов территориального управления и региональной экономической политики. Данная задача предполагает инициативу федерального центра и согласованных действий центра и регионов; сконцентрируем внимание на мезоуровне ее решения (табл. 2).
Обобщение результатов анализа, представленных в табл. 2, позволяет определить дополнительные возможности стратегической коррекции региональной экономики, обусловленные использованием механизма управления на основе государственно-частного партнерства:
- динамическое согласование интересов партнеров при изменении траектории движения региональной экономики;
- партнерское перераспределение территориальных инвестиционных ресурсов в соответствии с новым курсом развития региональной экономики;
- выявление и мобилизация скрытых резервов развития региональной экономики из внутренней и внешней среды данного процесса;
- обеспечение системного характера преобразований на мезоуровне и единой стратегической траектории движения региональной экономики, в которую вписываются все реализуемые территорией стратегии.
Приведенные выше дополнительные возможности дают возможность определить еще одну из искомых функций механизма управления региональной экономикой, возникающих на основе государственно-частного партнерства — функцию стратегической коррекции региональной экономики.
Такая коррекция представляет собой системный компонент процесса модернизации механизмов территориального управления и региональной экономической политики, дополнительно актуализированный стагнацией развития на мезоуровне.
В условиях огосударствления среднего класса, разрастания административного давления на бизнес, приоритетной потребностью функционирования региональной экономики современной России выступает потребность обеспечения достаточного уровня доверия в поле взаимодействия субъектов территориального воспроизводства.
Существенный дефицит доверия в данном поле усиливается в условиях замедления экономического роста на мезоуровне, когда полученные экономическими субъектами доходы оказываются ниже ожидаемых. Приведенные выше положения позволяют определить еще одну задачу управления региональной экономикой на основе государственно-частного партнерства - задачу укрепления и развития доверия между субъектами, представляющими институт государственной власти на мезо-уровне и субъектами, представляющими институт частной собственности на данном уровне [7].
Таблица 2 - Качественная оценка возможностей исследуемого механизма для решения задачи модернизации территориального управления [6]
Основные структурные компоненты задачи модернизации механизмов территориального управления Институциональные преобразования на мезоуров-не, необходимые для реализации компонентов данной задачи Ожидаемые мезо- уровневые результаты реализации структурных компонентов данной задачи Дополнительные возможности территориального управления на основе ГЧП, адресованные компонентам данной задачи
Обеспечение необходимой социальной базы поддержки процесса модернизации Снижение бюрократических барьеров, привлечение территориального сообщества к процессу модернизации Уменьшение конфликтного потенциала, активизация сторонников модернизации на мезоуровне Динамическое согласование интересов партнеров при изменении траектории движения региональной экономики
Существенное перераспределение ресурсов регионального развития в соответствии с новыми целями развития Формирование новых институтов регионального развития, глубокие изменение в региональном законодательстве Формирование эффективных зон нового роста в региональной экономике, селекция реализуемых проектов Партнерское перераспределение территориальных инвестиционных ресурсов в соответствии с новым курсом развития
Нахождение дополнительных ресурсов для осуществления модернизации Формирование института территориального контроллинга, противодействие коррупции Снижение избыточных издержек территориального воспроизводства Выявление и мобилизация скрытых резервов развития из внутренней и внешней среды
Обеспечение баланса между обновлением и преемственностью в региональном развитии Разработка норм, стандартов и процедур стратегического планирования на мезоуровне Усиление целевого Характера региональных стратегий и связей между ними Обеспечение системного характера преобразований на мезоуровне и единой стратегической траектории движения
Для решения данной задачи востребован потенциал государственно-част-ного партнерства в деле укрепления и развития доверия между субъектами, заинтересованными в развитии региональной экономики. Возобновление роста экономики имеет здесь определяющее значение. Качественно новые ростки доверия, сформированные на базе такого партнерства, в условиях преодоления стагнации дают старт процессу возрождения доверия в поле территориального воспроизводства. Отсюда вытекает еще одна функция механизма управления региональной экономикой, возникающая на основе отношения государственно-частного партнерства - функция развития доверия между органами государственной власти и субъектами бизнеса на мезоуровне.
Литература:
1. Ермоленко А.А., Суанова З.С. Феномен потерянного пространства в зеркале политической экономии // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2013. №1. С. 231-236.
2. Иншаков О.В. Развитие эволюционного подхода в стратегии модернизации региона и макрорегиона. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. 66 с.
3. Нуреев Р.М. Периферия мирового хозяйства // Terra economicus. 2014. №1. С. 123-129.
4. Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. Москва: МГУ, 2010. 224 с.
5. Сухарев М.В. Эволюционное управление социально-экономическими системами. Петрозаводск: КНЦ РАН, 2008. 262 с.
6. Чернявская С.А., Ермоленко А.А. Метод формирования продовольственной подсистемы региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Экономика. 2011. №3.