Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАНАЛИЗ / ПСИХОТЕРАПИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ДУША / ГРЕХ / ТОЛКОВАНИЕ СНОВ / СОПРОТИВЛЕНИЕ / ЦЕНЗУРА / ТРАНСФЕР / ГИПНОЗ / СВОБОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ / КАТАРСИС / ВЫТЕСНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермаков Вячеслав Алексеевич, Корецкая Ирина Александровна

В исследовании проведен сравнительный анализ концептуальных подходов и методов психотерапевтического воздействия в психоаналитической и православной психотерапии. Критически проанализированы психоаналитические методы: «свободных ассоциаций», «толкование сновидений», «работа с бессознательным», «слом сопротивления», «бесцензурное проговаривание», «катарсис», «трансфер». Показаны принципиальные различия в психологической работе психоаналитиков и духовной практике православных священников и православных психологов. Рассмотрены деструктивные последствия психоаналитической терапии. Цель исследования заключалась в выявлении концептуальных и методологических различий в православной и психоаналитической психотерапии. Методами исследования явились сравнительный анализ способов психологического воздействия в психоаналитической и православной психотерапии, а также историографическая реконструкция основных положений исследуемых психотерапевтических практик. Результаты исследования могут быть использованы в сравнительно-психологических исследованиях, в анализе методов психотерапевтического воздействия, в практической работе психологов и психотерапевтов. Область применения результатов: психология, психотерапия, методология психологии, история психологии, религиоведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL AND METHODOLOGICAL DIFFERENCES IN ORTHODOX AND PSYCHOANALYTICAL PSYCHOTHERAPY

In current research the is a comparative analysis of conceptual approaches and methods of psychotherapeutic influence in psychoanalytic and orthodox psychotherapy. Psychoanalytic methods are critically analysed: “free associations”, “interpretation of dreams”, “work with unconscious”, “demolition of resistance”, “uncensored pronunciation”, “catharsis”, “transfer”. The author shows basic distinctions in psychological work of psychoanalysts and spiritual practice of orthodox priests and orthodox psychologists and considers destructive consequences of psychoanalytic therapy. The purpose of the research consists in detecting the conceptual and methodological distinctions in orthodox and psychoanalytic psychotherapy. Methodology of the research is aimed at conducting a comparative analysis of the ways how an orthodox or psychoanalytical psychotherapy can affect a person and also reveals the historiographic reconstruction of the basic provisions investigated psychotherapeutic approach. The results of this research can be used in comparative psychological investigations involving the analysis of psychotherapeutic effect and also in the practical studies and daily practice of psychiatrists. Practical implementation: psychology, psychotherapy, psychology methodology, psychology history, religious studies.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ»

DOI: 10.12731/2077-1770-2016-2-250-281 УДК 159.964.2

КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ

в православной и психоаналитической

ПСИХОТЕРАПИИ Ермаков В.А., Корецкая И.А.

В исследовании проведен сравнительный анализ концептуальных подходов и методов психотерапевтического воздействия в психоаналитической и православной психотерапии. Критически проанализированы психоаналитические методы: «свободных ассоциаций», «толкование сновидений», «работа с бессознательным», «слом сопротивления», «бесцензурное проговаривание», «катарсис», «трансфер». Показаны принципиальные различия в психологической работе психоаналитиков и духовной практике православных священников и православных психологов. Рассмотрены деструктивные последствия психоаналитической терапии.

Цель исследования заключалась в выявлении концептуальных и методологических различий в православной и психоаналитической психотерапии.

Методами исследования явились сравнительный анализ способов психологического воздействия в психоаналитической и православной психотерапии, а также историографическая реконструкция основных положений исследуемых психотерапевтических практик.

Результаты исследования могут быть использованы в сравнительно-психологических исследованиях, в анализе методов психотерапевтического воздействия, в практической работе психологов и психотерапевтов.

Область применения результатов: психология, психотерапия, методология психологии, история психологии, религиоведение.

Ключевые слова: психоанализ; психотерапия; православие; бессознательное; душа; грех; толкование снов; сопротивление; вытеснение; цензура; трансфер; гипноз; свободные ассоциации; катарсис.

CONCEPTUAL AND METHODOLOGICAL DIFFERENCES IN ORTHODOX AND PSYCHOANALYTICAL PSYCHOTHERAPY

Ermakov V.A., Koretskaya I.A.

In current research the is a comparative analysis of conceptual approaches and methods of psychotherapeutic influence in psychoanalytic and orthodox psychotherapy. Psychoanalytic methods are critically analysed: "free associations", "interpretation of dreams", "work with unconscious", "demolition of resistance", "uncensored pronunciation", "catharsis", "transfer". The author shows basic distinctions in psychological work of psychoanalysts and spiritual practice of orthodox priests and orthodox psychologists and considers destructive consequences of psychoanalytic therapy.

The purpose of the research consists in detecting the conceptual and methodological distinctions in orthodox andpsychoanalytic psychotherapy.

Methodology of the research is aimed at conducting a comparative analysis of the ways how an orthodox or psychoanalytical psychotherapy can affect a person and also reveals the historiographic reconstruction of the basic provisions investigated psychotherapeutic approach.

The results of this research can be used in comparative psychological investigations involving the analysis of psychotherapeutic effect and also in the practical studies and daily practice of psychiatrists.

Practical implementation: psychology, psychotherapy, psychology methodology, psychology history, religious studies.

Keywords: psychoanalysis; psychotherapy; Orthodoxy; unconscious; soul; sin; interpretation of dreams; resistance; replacement; censorship; transfer; hypnosis; free associations; catharsis.

В современной психологии активно развивается православный психотерапевтический подход к лечению душевных болезней и профилактики психических заболеваний. В психологической науке получило теоретическое обоснование православное психотерапевтическое направление [1.].

Как полагают православные психологи, многим российским гражданам, обращающимся за психологической помощью, намного лучше было бы общаться именно с теми психологами, которые разделяют их религиозные и национальные взгляды. Становится, очевидно, что психологи-единоверцы оказывают более эффективную психологическую помощь, чем те психологи, которые отвергают религиозные и национальные взгляды своих пациентов.

Сегодня ряд отечественных психологов, философов выступили с идеями пересмотра западных методов психотерапии, представленных во фрейдизме и постфрейдистских учениях. В работах Д.А. Авдеева, Б.С. Братуся, А.А. Гостева, М.И. Буянова, Ф.Е. Васи-люка, М.Я. Дворецкой, Ю.М. Зенько, Е.И. Исаева, И.В. Силуяно-вой, В.И. Слободчикова, С.С. Хоружего, Л.Ф. Шеховцовой можно обнаружить различные аспекты критики западных психологических теорий [2.].

Как отмечает проф. Л.Ф. Шеховцовой «особой задачей православных психологов, запросом сегодняшнего дня является просвещение людей в области заблуждений современной психологии» [3, с. 18].

Раскрытие «заблуждений современной психологии», по нашему мнению, наиболее успешно можно осуществить в результате проведения сравнительно психологических исследований. В ситуации онто-аксиологического плюрализма и ценностного релятивизма современному человеку трудно разобраться в методах психологической помощи, предлагаемых на рынке психологических услуг, который переполнен различного рода оккультными психологическими техниками, оказывающими на пациентов, как правило, негативное воздействие. Поэтому необходимы научные исследования, которые показывают принципиальные различия в методах психотерапевтического воздействия. Исходя из этого, в данной работе проводится концептуально-методологический анализ существенных различий в православной и психоаналитической психотерапии.

Согласно теории психоанализа все люди имеют те или иные психологические отклонения, т.к. все наследуют неврозы, ментально и генетически транслируемые из опыта жизни различных культурно-исторических эпох, укорененного в подсознании, плюс неврозы раннего детства и неврозы, приобретаемые повседневным опытом жизни. Сама человеческая цивилизация в психоаналитическом учении рассматривается как среда тотальной провокации непрерывно умножающихся неврозов.

Количество неврозов согласно психоаналитическим прогнозам будет неуклонно нарастать. Все люди принципиально невротич-ны - это психологическая максима психоанализа. «Любая структура характера патологична», - отмечал известный психоаналитик А. Лоуэн [4, с. 564]. Поэтому психоанализ, по мысли его теоретиков, должен стать «всемирной терапевтической лечебницей». С точки зрения психоанализа все человечество психически нездорово, лечить надо всех и отсюда каждый член социального общества

должен иметь своего психоаналитика и постоянно проходить психоаналитические сеансы.

В целом психоаналитическая практика направлена на исследование психического мира человека «снизу» - от природного и животного, православная «сверху» - от божественного и богоче-ловеческого. В теории психоанализа доказывается тотальная психическая неполноценность человека, а критерий неполноценности основывает на гипотетическом предположении, что бессознательное на 95% «властвует» над сознательной частью психики.

Православная психотерапевтическая практика возвышает ценность человека, рассматривая его как «образ Бога», как духовное существо. «Признание реальности духа, - отмечал ученый, - имеет исключительное значение для человечества, ибо только на нем может быть основано признание всех тех ценностей, которые составляют смысл человеческого бытия» [5, с. 10].

Психоаналитическая практика вначале осуществляется следующим нравственно приемлемым способом: обнажает в человеке природу неосознанного зла, но затем, что скрывается психоаналитиками, безнравственным способом - направляет человека не на преодоление греховности, а на примирение с ней.

В психоаналитической доктрине постулируется: надо перестроить психику человека таким образом, чтобы он не испытывал чувство стыда за совершенные им аморальные деяния и выучить его принимать себя со всем багажом неисправленных и нераскаянных поступков. Причем, в психоанализе утверждается принцип абсолютного отрицания собственной порочности и греховности.

Чтобы обрести психологическую устойчивость, согласно психоанализу, человеку необходимо не нравственно отрицать грех, как таковой, а научиться «жить во грехе», примириться с грехом, не преодолевая и не исправляя его. Так, например, гомосексуалист, бисек-

суал, транссексуал или человек с иной сексуальной перверсией не должны бояться социального порицания или неприятия, - считают психоаналитики. Наоборот, сексуально перверсивные люди должны занять примирительную позицию с личной греховностью, и, невзирая на общественную мораль, должны адаптироваться в обществе.

В православной психотерапии общий терапевтический принцип иной: «нет грехов и нет болезней». Болезнь человека - есть медицинское проявление греха. Победа над грехами - означает телесное и душевное выздоровление.

Святитель Игнатий Брянчанинов в следующих словах описал путь самопознания собственной греховности и приобретения «спасительного очищения» и выздоровления: «Не может увидеть греха своего наслаждающийся грехом, дозволяющий себе вкушение его - хотя бы одними помышлениями и сочувствия ми сердца. Тот только может увидеть грех свой, кто решительным произволением отрекся от всякой дружбы с грехом..., кто отражает, посекает этим мечом грех, в каком бы виде он не приближался к нему» [6, с. 322].

Психоаналитики во время своей работы не ставят вопроса о моральной вменяемости человека, о степени «поражения» человека греховностью. Цель психоанализа - «вылечить?» пациента, скорректировать его душевный мир безотносительно к моральным установкам души и сознания. Психоаналитики не понимают онтологической зависимости психического заболевания человека от ментальных искажений морали и нравственности, от нераскаянной греховности. «В психоанализе, - писал Э. Фромм, - человек не принуждается к добродетельному существованию, ему не запрещается жить во грехе» [7, с. 250].

Таким образом, психоаналитическая психотерапия примиряет человека с собственными грехами. Православная психотерапия возвышает человека над грехами, открывая в нем и перед ним пути прео-

доления греха, природу добра и безгрешной святости. Православная психотерапия идет по пути преодоления бессознательных стихий человеческой природы, блокирования и подавления бессознательных процессов. Психоаналитическая психотерапия идет по пути практического расширения различных аспектов бессознательного.

Психоанализ требует подстраивать и примирять деструктивизм бессознательного с конструктивизмом сознательного. «Бессознательное», как оно понимается в психоаналитической антропологии, не есть часть души человеческой, а является вместилищем вытесненного опыта жизни человека. В православной психологии душа человеческая имеет божественную природу, в ней нет зла. А в «коллективном бессознательном», с точки зрения психоанализа, сокрыто тотальное зло, которое непрерывно транслируется от поколения к поколению.

Общая цель психоанализа трансформировать деструкции бессознательного в сознательное. Однако, мало кто из исследователей ставил вопрос о том, что именно в момент психоаналитической трансформации сознание человека не «просветляется», а наполняется исторически подавленным деструктивизмом бессознательных процессов и вызывает психическое влечение к запретному, греховному, кровосмесительному, некрофильскому, садистскому, т.е. ко всему тому, что генетически транслируется с древних эпох. В данном отношении психоанализ есть обнаружение «звериного» в человеке, вскрытие форм первобытного насилия, наследуемого со времен «зоологического индивидуализма».

Психоанализ не ставит вопроса о поражении природы человека грехом. Психоанализ рассматривает различные виды деструктив-ности человека как непреодолимую антропологическую данность человека. «Основная теоретическая посылка З. Фрейда гласит: человек одержим врожденной страстью - жаждой разрушения либо

самого себя, либо других людей. Этой трагической альтернативы ему вряд ли избежать», - отмечает проф. П.С. Гуревич [8, с. 539].

Психоаналитическая практика направлена, в первую очередь, на обнаружение в психике человека всего того, что от «сил зла», полагая при этом, что само по себе «копание во зле» и грехах человеческих способно оздоровить психику человека. «Мне, - писал З. Фрейд, - удалось выяснить по опыту, что психоанализ обнаруживает в каждом человеке все то, худшее, что в нем есть» [9, с. 43]. В православной психотерапии в противоположность психоаналитической обнаруживается «все лучшее», что есть в человеке.

Человек в психоанализе оказывает весь «вываленном в грязи», на нем «нечистоты тела», «сшибки ума», социальные пороки. Мир и человек, утверждается в психоанализе, всегда находится в непреодолимом рабстве наследуемого от природы порока и социального зла. Человек всегда виновен, ибо он есть сосредоточие зла - это вторая антропологическая максима психоанализа.

В Православии человек, по сути своей невинен, ибо душа его невинна, но поражена грехом. Грех есть у каждого по «первородству греховной природы человека». И душа, омраченная грехом, требует непрерывных усилий самого человека в борьбе с наследуемой греховностью.

Для православной психологии важнее всего показать, что на самом деле душа человека, по сути, невинна в первоначальной богоданной чистоте своей и всегда способна к преодолению греховности. Очищаясь от греха в посте, молитве, покаянии, причастии, «хранении ума от сатанинских прилогов» человек способен к новому рождению - «рождению во Христе». Память греховности уходит, зауживается, забывается в деятельном принятии христианского образа жизни и человек психологически и социально выздоравливает.

В психоанализе все, наоборот, там для душевного очищения указывается путь расширения греховной памяти якобы для последующего «глубинного анализа». Человеку и так «больно» вспоминать прошлую греховность, а психоанализ предлагает обсуждать грехи человеческие, «раскопать» все греховное, углубить помрачение сознания в непрерывном памятовании о грехе. Психоанализ способен активировать низшие пласты человеческой психики, тогда как православная психотерапия направлена на очищение низших пластов психического посредством концентрации душевной жизни на высших психических структурах, через преображение ума, совести, сердца в едином акте богоустремленности чувства, воли и мысли.

Что требует психоаналитик от пациента? Главное - признать наличие у себя психологических проблем. Согласно психоанализу, неосознаваемые психические травмы полученные человеком в опыте жизни и укоренные в глубинах подсознания сопротивляются переводу их в сознание. Поэтому от человека не требуется усилия самостоятельно обнаружить эти травмы. Только психоаналитик, работая с бессознательным, способен отыскать эти травмы, перевести их в сознание, и тем самым «вылечить» человека.

Что требуется от человека в Церкви Христовой, на исповеди, в духовной беседе со священником или православным психологом? Главное - признать себя «грешным человеком» и «деятельно покаяться» в грехах. Деятельное покаяние означает осознанное усилие изменить греховный образ жизни.

Чему сопротивляется человек, ставится вопрос в православной психотерапии? А именно «отказу от греха», отречению от греховного образа жизни. Человек «сросся с грехом», любит свой грех и оправдывает его. «Нераскаянный человек» всегда сопротивляется заповедям Божиим, которые и есть констатация здорового образа жизни.

Согласно православной психотерапии, требуется личное усилие и мужество человека в осознании своих грехов, нацеленность на борьбу с ними. Однако личных усилий человеку не хватает, ему необходима «помощь Божия», которую он может получить не у такого же грешника каким является психоаналитик, а в Церкви Христовой. От человека усилие не грешить, а от Бога помощь и результат в совместном богочеловеческом акте обновления во Христе - вот истинный путь психотерапии.

Первым обоснованным методом психоаналитической психотерапии, как известно, был «метод толкования сновидений». После работ З. Фрейда многие авторы стали создавать «новые концепции толкования сновидений», число которых постоянно увеличивается. Среди теоретиков сновидческих концепций наиболее известны: С. Гроф, К. Кастанеда, С. Корен, А. Минделл, К. Шайнберг, К-Г. Юнг. Однако, как полагают православные психологи, «толкование снов - это не новая сфера знаний, а старая и забытая отрасль магии» [10, с. 4].

Магия в христианском понимании - это «активное использование связи с миром духов. это искусство вызывания духов и управления ими с помощью заклинаний» [11, с. 21]. В научном значении магия - это оккультная психологическая техника, провоцирующая различные психические заболевания.

Относительно практики толкования сновидений Священник Олег (Моленко) ясно и четко формулирует: «В Церкви не было, нет и не может быть никаких «сонников» или механизмов для разгадывания снов. Само желание непременно знать толкование или значение своих снов показывает духовное заболевание» [12, с. 707-709].

По мере развития доктрины психоанализа, после методологии толкования сновидений, стали появляться новые психологические методики. Базовая из них - это «работа с сопротивлением». Психо-

аналитики полагают, что, в начале психотерапевтической работы необходимо «сломать сопротивление» пациента. «З. Фрейд обнаружил, что пациент сопротивляется любым терапевтическим усилиям аналитика, как только тот касается вытесненных проблем» -отмечает проф. П.С. Гуревич [13, с. 542].

В практике «слома сопротивления» психоаналитическая терапия идет против природы человека. Психика, устроение души, вероятно, таковы, что именно посредством «сопротивления» человек способен к душевному и психологическому самосохранению и оздоровлению.

Основная функция «сопротивления», как психологического механизма, есть попытка сохранения целостности психики, а слом «сопротивления» есть раскол психического мира человека. «Сломать сопротивление» - значит понизить психологическую защиту человека, открыть путь для проникновения в человеческий организм всевозможных психических и соматических заболеваний. Психоаналитический «слом сопротивления» в духовном аспекте есть попытка устранить «сакральную защиту» охристовленной души человека, посредством наполнения души языческими образами бессознательного.

Православная психотерапия решительно отвергает фрейдистский принцип непрерывного воспоминания «основного травмирующего события» жизни человека. В православной психотерапии любое расширение «воспоминательной работы сознания» о прошлых грехах недопустимо. Человек не должен жить прошлой греховностью и мучиться ею.

Очевидно, что если непрерывно подвергать пациента «воспоминаниям о психологической травме», чем в основном и занимается психоанализ, то постепенно человек начинает мучиться негативными переживаниями прошлого, теряет сон, начинаются со-

матические проблемы, активизируются хронические заболевания, психический мир человека постепенно разрушается.

В православной терапии священник никогда не провоцирует расширение «памятования» о психических травмах. «Господь простил, грех раскаян, иди и не мучайся, живи спокойно, Господь хранит тебя и все будет у вас хорошо» - вот приблизительно такие слова священника успокаивают душу страждущего, уравновешивают его психическую жизнь.

Примечательно: З. Фрейд на первом этапе создания своего учения в книге «Этюды по истерии» (1895 г.) курсивом выделил фразу: «Истерики в основном страдают от воспоминаний» [14, с. 15]. Стало быть, в основе истерии лежит травмирующее воспоминание, от которого надо избавиться. Но, как известно, вся психоаналитическая терапия основывается не на подавлении, а на «извлечении из бессознательного» именно травмирующих душевную жизнь человека воспоминаний.

По отношению к проблеме истерии З. Фрейд предложил следующий психотерапевтический метод: «извлекать из бессознательного» все большее количество «травмирующих воспоминаний», наполнять психику этими воспоминаниями, «переживать» их заново, затем «рационализировать переживания» и тем самым приводить психику в динамическое равновесие.

По З. Фрейду, «бесцензурное проговаривание» - ни чем не сдерживаемых мыслей, образов, воспоминаний, переживаний которые «лезут в голову» дает возможность аналитику обнаружить психологическую травму. Что это, как не расшатывание психического мира человека? Представьте, что если бы людям разрешить в их семейных отношениях, в их общении, в деловых отношениях «бесцензурно», как предлагают психоаналитики, т.е. без цензуры совести, морали и нравственности, традиций и приличий «прого-

варивать» любые мысли, то мы реально получим патологизацию многих человеческих отношений.

Более того, всем психиатрам и невропатологам хорошо известно: во время помешательства, истерического припадка, суицидальных состояний человек, как правило, «бесцензурно» вербализиру-ет брань, всевозможные ругательства, несвязанные мысли. При состоянии припадка, помешательства психика человека в процессе вербализации значительно усиливается степень неадекватной критики внешней реальности и собственной личности, нарастает поток навязчивого, неудержимого проговаривания бредовых мыслей и фантазий.

Аналогичным образом проводится психоаналитическая психотерапия. Согласно психоаналитической методике З. Фрейда, сеанс за сеансом у психоаналитика проходит в состоянии «бесцензурного проговаривания».

Таким образом, очевидно, что психоаналитическая методика есть прямая провокация синдрома навязчивого проговаривания патологических мыслей, от которого человеку в дальнейшей жизни становится трудно избавиться.

Получалось так, что вместо того, чтобы искать способы устранения психических травм, т.е. удерживать эти травмы в «глубине души», чем собственно веками и занималась Христианская Церковь, З. Фрейд предложил наоборот, индуцировать эти травмы из глубин психической жизни. Причем, из бессознательного индуцируются, в первую очередь, сексуально окрашенные переживания, что, как правило, приводит к патологии навязчивой рефлексии -осмысления проблем собственного сексуального опыта. Само мышление пациента становится сексуализированным, умственные процессы наполняются наслаждением и страхом, присущим сексуальным переживаниям.

Психоаналитическая терапия всегда первоначально ориентирована на «растормаживание подсознания пациента», а затем на поиск якобы динамического соответствия бессознательных и сознательных психических структур. Однако психотерапевтам давно известно, что «расторможенное. подсознание ведет к дисбалансу в работе подкорковых зон мозга, прежде всего ди-энцифальной области., которая регулирует вегетативные функции: сон, аппетит, обмен веществ, артериальное давление., иммунитет и т.д.» [15, с. 444].

Психоаналитическая терапия ставит психику пациента на грань между нормой и патологией. В психоанализе существует разрушительная практика углубления переживаний страдающего человека с целью более «глубинного анализа» его душевной проблемы. Мера и степень расширения переживаний в психоанализе нечем не определена, т.е. психика человека, его душевный мир подвергаются свободному экспериментированию психоаналитика.

Психоанализ утверждает свою методологию на древнегреческой идее катарсиса. «Первоначальный метод катарсиса, - отмечает проф. П.С. Гуревич, - в сущности, заключается в том, что больной посредством гипнотического воздействия или без него перемещается на задний план своего сознания, то есть в состояние медитации, или созерцания... Таким образом, вытесненное и потерянное вновь возвращается назад» [16, с. 170].

Что в действительности означает «возврат в сознание» вытесненного и потерянного психического опыта? Человек по всем психологическим и физиологическим критериям со всей необходимостью представляет собой систему, которая усваивает, перерабатывает и выбрасывает переработанные психические и физиологические «отходы». А психоанализ предлагает нарушить естественную

цикличность психической жизнедеятельности человека: взять все вытесненные «психические отходы», собрать их и «канализировать» обратно в сознание.

Если, например, на уровне физиологии постоянно заставлять человека питаться продуктами собственных отходов, то очевидно, что человек заболеет и умрет. То же самое делают психоаналитики на уровне психологии, т.е. заставляет психику человека подпитывать собственным негативным психическим опытом - переработанным «психическим мусором». И все это противоестественное психологическое «безумие» выдается за вершину психотерапии.

Известно, что во время или после психоаналитических сеансов многие люди впадали в депрессивные состояния, доходили до суицидов, оказывались в психиатрических клиниках, совершали преступления.

Извлеченные из бессознательного посредством «метода свободных ассоциаций», так называемые «вытесненные травматические воспоминания» расшатывали психику и приводили некоторых пациентов к трагическим последствиям. Так, например, «пациентку Зигмунда Фрейда, Матильду С. вынуждены были поместить в психиатрическую лечебницу. Другая его пациентка Полина Тейдор, начав курс лечения, внезапно выбросилась из окна» [17, с. 68].

Профессор психиатрии О.Г. Виленский, основываясь на многолетней клинической практике, отмечал: «имеются данные о том, что часть пациентов, проходящих лечение психоанализом, в последующие годы обращалась за помощью к психиатрам (так как назойливое копание психоаналитика в душевных переживаниях пациента обостряет его состояние)» [18, с. 58].

Очевидно, что методология психоаналитической психотерапии изначально антипсихологична и на практике может приводить к

тяжелым психическим отклонениям, к частичному или тотальному поражению психики.

Другим важным методом в психоанализе считается «метод свободных ассоциаций». Потаенный смысл «метода свободных ассоциаций», разработанного З. Фрейдом, можно обнаружить в соотнесении этого метода с методом гипнозом.

Гипноз - это измененное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и предположительной резкой фокусировкой на содержании внушения. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения. В более общем смысле гипноз это понятие о комплексе методик целенаправленного словесно-звукового воздействия на психику человека через заторможенное определенным способом сознание, приводящее к бессознательному выполнению команд и реакций.

Вот какую характеристику проблемы модернизации гипноза в психоанализе приводит протоиерей Михаил (Дронов). «Психоаналитики стремятся всячески развеять в своих пациентах подозрения в применении гипноза и в то же время признают, что гипноз - главная основа всякой терапии. Как признают многие психотерапевты, Фрейд ввел гипноз в психотерапию, но растворил его в смутном понятии трансфера. он. стремился замаскировать явления, вызывающие мистические опасения, за наукообразной формой» [19, с. 271-272 ].

Г. Элленбергер - специалист по сравнительной истории психиатрии и психотерапии, исследуя проблему исторических источников психоаналитического учения, пришел к следующему выводу: «психоаналитическая методика образовалась при постепенной модификации почти всего гипноза» [20, с. 167].

Как известно, З. Фрейд противопоставлял «метод свободных ассоциаций» «методу гипноза» и подчеркивал их прин-

ципиальную разницу. На самом же деле эта разница в значительной мере формальная, а психотерапевтическая сущность идентичная. Все дело в том, что «метод свободных ассоциаций» и метод гипноза - это методы, направленные на изменение сознания.

Существуют общие терапевтические приемы, как в проведении сеансов гипноза, так и в психоаналитических сеансах. Так, например: 1) при гипнозе осуществляется выход за пределы индивидуального сознания, разрушаются границы ясного рассудка и чувств, происходит смешение реальности ощущаемой и внушенной, и все это - с целью достижения пространства бессознательной психики; 2) при психоанализе, также как и при гипнозе, осуществляется понижение критичности сознания, обнаруживается смешанность чувств и эмоций, теряется пространственная реальность, понижается адекватность мровосприятия и тем самым активизируется бессознательная часть психики.

«Метод свободных ассоциаций», согласно которому пациент должен свободно, «без контроля сознания» проговаривать все, что ему «приходит в голову», не стесняясь при этом ни в моральном, ни в культурном приличии собственных высказываний приводит человека к деперсонализации, к активизации психологически разрушительных мыслей и желаний, к произнесению «запретного», т.е. противобожьего, извращенного, безнравственного.

При психотерапии «методом свободных ассоциаций предполагается, что пациент... может «проговориться», т.е. спонтанно произнести такие слова, которые укажут на невольно возникающие у него мысли, анализ же этих мыслей и ассоциаций в свою очередь укажет причину и источник его заболевания или тревоги», - отмечает известный психоаналитик [21, с. 168].

Методом гипноза овладеть практикующему психотерапевту удается не всегда, тогда как «методом свободных ассоциаций» овладеть может любой человек. И в данном отношении З. Фрейд сделал свой метод доступным значительному числу практикующих психологов, психиатров и психотерапевтов.

Однако сакральное значение фрейдистского «метода свободных ассоциаций» осталось неведомо большинству практикующих психоаналитиков. Дело в том, что посредством метода гипноза и «метода свободных ассоциаций» пациент и терапевт попадают под действии «инфернальных духовности». Они входят в иную духовную реальность либо посредством «отключение сознания», как при гипнозе, либо посредством «искажения сознания», как при «методе свободных ассоциаций».

Подытожим: 1) гипноз, трансфер - это формы единого мистического опыта, это формы общения с «инфернальным духовным миром»; 2) психоанализ явился формой сокрытия гипноза как универсального метода психотерапии; 3) работа с бессознательным, трансфер, метод свободных ассоциаций, «забрасывание в бессознательное» психоаналитических образов, «слом сопротивления» -все это, по сути, модернизированные формы гипнотического внушения.

Человек, подвергнутый психоаналитической терапии, как правило, оказывается в ситуации «спутанности сознания», иерархия его прежних ценностей рушится, снимаются все запреты на высказывания, на тайные инфернальные желания и психологически разрушительные воображаемые образы и как следствие психика и поведение человека деструктурируются. Таким образом, психоанализ являет собой методологию психологического искажения морального сознания человека, лишение его разумного самовосприятия.

Разум исторически возникал на почве осмысленных психических страданий самого высокого душевного уровня. Разум есть этически наполненное сознание. З. Фрейд же призывал наполнять разум бессознательной стихией, т.е. фактически разрушать исторически укорененные этические структуры разума. «Открыть дорогу в бессознательное» (выражение З. Фрейда) есть не что иное, как нанести сокрушительный удар по моральному сознанию человека.

В данном аспекте психоанализ представляет собой квазипсихологическую методологию, основанную на принципах «психической вирусологии». «Вирусология» психоанализа проявляется, в первую очередь, в нанесении травматического психологического удара по психике человека: вначале вскрытие бессознательного, затем расширение «открытой дыры» в бессознательном, из которой непрерывном потоком идет аффективная (инфернальная) антиэнергия, которая все более и более захватывает сознательную часть психики.

Более того, методики психоанализа, направленные на «работу с бессознательным» на практике, в физиологическом отношении, как правило, приводят к потере контроля над мозговыми центрами и как следствие - углубленная психоаналитическая терапия, по всей вероятности, может приводить к отмиранию клеток головного мозга человека.

Психоаналитическая методология «свободных ассоциаций» и методология «духовной беседы» православного священника имеют принципиальное различие, они прямо противоположны. Так психоаналитик требует расширять воображение, вербали-зировать подавленное чувство, влечение, переживание. Причем психоаналитика не интересует, что неограниченное моралью движение мысли пациента за влечением и чувством, как прави-

ло, провоцирует демонологические, некрофильские, садистские и иные патологические формы воображения. Что характерно, с точки зрения психоанализа, именно углубление в патологию переживаний пациента считается «глубинным проникновением» в его душевный мир.

Воспаленное воображение пациента, спровоцированное и одобренное психоаналитиком все более в ходе сеанса центрируется в сознании и расшатывает подсознание, которое готово выбрасывать все новые и новые деструкции. Постепенно человек начинает верить в то, чего нет, и не было в реальности. Он свыкается с мыслью о глубинном поражении своей психики тем, что вдруг «открылось» в ходе психоаналитического сеанса и как следствие ведет борьбу не с реальной проблемой, а с теми миражами, которые были нарисованы ничем не сдерживаемым в ходе сеанса собственными воображением и фантазией.

«Богомудренные святые отцы Православия называли фантазию демоническим мостом к душе человека. Фантазия есть извращенное внутренне чувство, явившееся результатом грехопадения, и в восстановленном, очищенном человеке, в Царстве Божием ей не должно быть места» [22, с. 263-264].

Пациенты во время и после сеанса психоаналитика, как правило, переживают состояния отчужденности, уныния, опустошенности, неполноценности, страха, богооставленености. В результате «сшибки» или столкновения сознательного и бессознательного на соматическом уровне возникают симптомы головокружения, тошноты, боли в животе, тремор, повышается давление, учащается пульс, изменяется дыхание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не расширять воображение и не проговаривать все, что лезет в голову, как учит психоанализ, а наоборот «хранить уста» и «хранить ум» от мыслей блуждающих, от душевно опасных слов и вы-

ражений - вот истинный путь психотерапии. Известны высказывания православных праведников относительно многословия и вербализации всего, что приходит на ум. «Где много слов, там обыкновенно много грехов» (Преп. Исаак Сирин); «Береги язык; ибо он часто выносит наружу то, что лучше было бы утаить» (Преп. Нил Сорский).

Вот как характеризует проблему сохранения внутренней жизни души Никита Стифат: «краткий путь к стяжанию добродетелей. есть молчание уст, смежение очей и ушей до глухоты заткнутие. Ибо ум, в следствии сего, пользуясь бездействием сих чувств и заключив входы к себе совне, начинает всматриваться в себя самого и в свои движения. Таким образом он, как бы некий самодержавный владыка, стоя посреди помышлений, обсуждает их и разделяет худшие помыслы от лучших, и одни из них влагает в мысленную житницу свою. коими питаясь, возмогает и светом наполняется, а другие отсылает в глубину забвения, стрясая с себя горечь их. Это место, отмечает митрополит Иерофей (Влахос), достойно всякого понимания. Из него хорошо видно, что ум, освобождаясь от порабощения чувствами через молчание уст и лишение внешних раздражителей, упорядочивает душу. Он не позволяет дурным и сатанинским помыслам проникнуть в так называемое подсознание... Туда входят лишь добрые помыслы, питающие и животворящие человека» [23,с.139-140].

Итак, психоанализ, как методология ни чем не сдерживаемого «прорыва в бессознательное», наполняет душу человеческую всевозможным «демонизмом». Православная, пастырская психологи охраняет душу человеческую от проникновения «духов зла».

Православным психотерапевтам, православным ученым, очевидно, что психоаналитические и подобные им иные «методики растормаживания подсознания» приводят к появлению так на-

зываемой «оккультной болезни», которая не поддается лечению обычными медицинскими средствами. Также среди многих известных психологов, психиатров и психотерапевтов, не придерживающихся психоаналитической ориентации, существуют доказательства, что посредством психоанализа еще никого никогда не вылечили [24].

Так, например, всемирно известный психолог Ганс Айзенк на неопровержимых фактах доказал следующее: 1) «Психоанализ мало чем отличается от шаманского колдовства» [25, с. 194]; 2) Психоанализ - это псевдонаука, или онаученный вымысел, мистификация и профанация научной, экспериментальной психологии; 3) Психоанализ наносит громадный вред душевному здоровью людей и на практике сокращает продолжительность их жизни.

В психоанализе «излечение?» видится в формальном разоблачении своих психологических проблем перед самим собой, пред другими, перед аналитиком. Психоанализ предполагает, что человек «оздоровится?», например, в группах коллективной психотерапии, если он свободно расскажет перед всеми о своих психологических проблемах, а затем займет позицию примирения с тем, что людям стало известно о его деструктиных деяниях, страстях или переживаниях, или о преступлениях и извращениях, совершенных кем-либо над публично кающимся человеком.

«Вообще-то. методика публичной исповеди, замечает богослов, распространена в тоталитарных сектах» [26, с. 128]. С православной точки зрения, для охранения душевного мира крайне вредно распространяться среди неизвестных людей о своих проблемах. Вот как осмысливает данное обстоятельство валаамский старец схиигумен Иоанн: «Если придется тебе поговорить с кем-либо другого устроения, потерпи. Боже упаси не высказывай свое-

го внутреннего устроения. От людей надо скрывать свои внутренние переживания, духовные и греховные, а делиться надо только с единомысленным» [27, с. 116].

Православие видит излечение в душевном покаянии перед Богом. В православии человек просит у Бога «избавления от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых». Православие сохраняет тайну исповеди, психоанализ же призывает идти по пути социального обнажения греховности.

Духовная православная беседа по сравнению с психоаналитической методологией свободных ассоциаций имеет в своей основе совершенно иные подходы. В ходе данной беседы священник, как правило, приостанавливает свободную игру воображения человека и соотносит все высказываемое с богоустановленны-ми императивами христианского миропонимания, нравственного поведения и моральной вменяемостью. Не распалить воображение - задача священника, православного психолога, а отрезвить, направить патологичные мысли человека в русло христианского осознания и покаяния.

Православие видит несовершенство души человеческой, которая не может примириться с обнаженной греховностью своих собратьев. Психоанализ наоборот, призывает раскрыть греховность и не мучиться ею, ибо что мучиться, когда и так всем стало известно. Человек, согласно психоанализу, страдает от того, что не находит примирения своей потаенной греховности с социальной реальностью, с тем, что постоянно приходится скрывать свою греховность.

Психоаналитический принцип психотерапии состоит в следующем: скрываемая греховность и порочность патологизируют человека, социально обнаженная и самооправданная греховность и по-

рочность оздоравливают его. В психоанализе существует методика рассказа о внутренней душевной жизни, но в психоанализе нет покаяния как подлинно онтологически-терапевтического принципа. Психоанализ, в сущности, есть деонтология психического мира человека. Только истинное покаяние приближает страждущего к первоисточнику бытия, восстанавливая онтологическое богоподо-бие человеческой души. Без покаяния в грехах нет выздоровления. В психоанализе другие принципы: 1) примириться с внутренней греховностью души и оправдать ее; 2) жить со грехами и не мучиться ими.

Психоанализ изначально решает проблему человека через определение его природы как тотального устремления к всевозможным формам и видам зла. В православной психологии иное отношение к человеку. Православие всех людей видит добрыми и никого не считает нечистым и оскверненным. Душа может заблудиться, упасть в греховность, но по сути своей душа от Бога и, значит, устремлена к добру. В психоанализе же предполагается, что человек хочет он того или нет, однако всегда устремлен к порокам: к блуду, прелюбодеянию, стяжательству, ревности, кровнородственному убийству, ненависти, памятоз-лобию, сексуальным отклонениям, некрофильским тенденциям, инцесту и пр. В психоанализе принято за маленьким злом искать большее зло. В Православии принято, даже в печальных обстоятельствах, искать доброе и святое.

Психоанализ ориентирует людей на обретение власти над внешним миром с целью компромиссного приспособления индивидуальной психики к социальной реальности. Православие выступает за обретение власти над внутренним миром человека с целью спасения его от духовной смерти и преодоления греховной жизни.

Известный православный врач, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор, иеромонах Анатолий (Берестов) констатирует, что в современной внецерковной психотерапевтической практики (в психоанализе, гипнологии, трансперсональной методологии и др.) обнаруживается следующее: 1) в начале временное устранение патологической симптоматики; 2) затем неизбежное расширение уже имевшегося заболевания или появление новых болезней. «Снимать боль, кашель, нарушения стула и т.п., т.е. симптомы болезни, как это делают экстрасенсы или «целители», это не есть излечение. Это - обман, результатом которого является усугубление болезни. Боль проходит, а болезнь остается и развивается» [28, с. 82].

По исследовательским данным иеромонаха Анатолия (Берестова) обращение страждущих к «всевозможным целителям» (колдунам, экстрасенсам, биоэнергетикам, психоаналитикам, кодировщикам, диетологам, корректировщикам психики, гипнологам и др.) приводит к нарушениям в иммунной сфере, «нарушаются клеточный и гуморальный иммунитет»; организм человека становится беззащитным для проникновения множества болезней» [29, с. 36].

Таким образом, в общем виде, рассмотренные в работе, основные концептуально-методологические различия психоаналитической и православной психотерапии можно суммировать в следующей таблице.

Таблица 1.

Православная психотерапия Психоаналитическая психотерапия

1. Методология толкования сновидений модернизирует языческую магию в традиции толкования снов и наполняет психику суррогатами сновидческого опыта. 1. «Метод толкования сновидений» необходим в психоаналитической терапии, т.к. позволяет выявить «работу бессознательного».

Окончание таблицы

2. Сопротивление представляет собой естественную и сакральную защиту психики. Любые попытки насильственного проникновения в бессознательное травмируют психику. 2. Необходимо «сломить сопротивление» и проникнуть в глубины бессознательного. Затем вывести из бессознательного забытое, травмирующее событие, переживание.

3. В процессе духовной беседы запрещается бесцензурная вербализация непристойных желаний, фантазий, представлений, побуждений. 3. В процессе сеанса допускается любая бесцензурная вербализация всех инфернальных мыслей, чувств, представлений, фантазий, желаний.

4. Вытесненное в глубины душевной жизни и возвращенное обратно в сознание выводит психику из динамического равновесия. 4. Необходимо вернуть в сознание психические переживания, вытесненные в бессознательное и прорабатывать психический негативизм.

5. Практика «расширения потока свободных ассоциаций» приводит к духовно опасному наполнению психики фантазиями, миражами, грезами. 5. «Метод свободных ассоциаций» является обязательным в целях обнаружения вытесненного психического материала.

6. Метод «катарсиса» взят из языческой древнегреческой психологии, модифицирован и представляет собой скрытую форму запрещенного в христианской психологии гипнотизма. 6. Посредством «метода катарсиса» психика переводится в гипнотическое, медитативное, транс-овое состояние, с целью возвращения вытесненного психического опыта.

В заключении следует подчеркнуть: сравнительно-методологические исследования психологических парадигм, теорий, концепций и методов необходимо проводить в русле сравнения христианской и внехристианской психологии и психотерапии. Это позволяет глубже раскрыть сущность антропологического, аксиологического и онтологического измерения современной психологии.

Список литературы 1. Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. М.: Русский Хронограф, 2005. 512 с.;

Шеховцова Л.Ф. Православная психотерапия. СПб.: Изд-во РХГА, 2015. 143 с.

2. Авдеев Д.А. Духовная сущность психических расстройств. М., 2007. 208 с.; Буянов М.И. Религия и психотерапия. М.: Издательство Российского общества медиков-литераторов, 1998. 128 с.; Гостев А.А. Психология вторичного образа. М., Институт психологии РАН, 2007. 512 с.; Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология. СПб., 2000. 110 с.; Зенько Ю.М. Психология религии. СПб., 2009. 402 с.; Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2012. 252 с.

3. Шеховцова Л.Ф. Душа и тело в православной психологии: психофизиологические аспекты взаимоотношений. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. 187 с.

4. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. М.: Бахрах-М, 2009. 640 с.

5. Православие в жизни. Сборник статей. Фонд «Христианская жизнь», Клин. 2002. 312 с.

6. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. 496 с.

7. Фромм Э. Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ. М.: Айрис-Пресс. 2004. 304 с.

8. Гуревич П.С. Психология. М.: Юнити, 2005. 320 с.

9. Фрейд З. «Я» и «ОНО». Труды разных лет. Книга 1. Тбилиси. Ме-рани, 1991. 398 с.

10. Можно ли верить снам. М., 2005. М.: Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. 64 с.

11. Иеромонах Анатолий (Берестов), Алевтина Печерская. Под маской православия нередко скрываются колдуны, экстрасенсы и псевдоправославные секты. М.: Душепопечительный центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадского, 2006. 448 с.

12. Отец Олег Моленко. Вопросы по Священному Писанию. Православие и лжеправославие. М.: Братство во имя апостола Иоанна Богослова, 2008. 800 с.

13. Гуревич П.С. Психология. М.: Юнити, 2012. 320 с.

14. Феррис П. Зигмунд Фрейд. Минск: «Попурри», 2001. 432 с.

15. Иеромонах Анатолий (Берестов). От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги. М.: Даниловский благовестник, 2001. 380 с.

16. Гуревич П.С. Расколотость человеческого бытия. М.: ИФ РАН, 2009. 199 с.

17. Щербаков А. Зигмунд Фрейд великий лохотронщик. М.: Олма Медиа Групп, 2007. 304 с.

18. Виленский О.Г. Психиатрия. М.: Вузовская книга, 2010. 396 с.

19. Протоиерей Михаил (Дронов.) Православная аскетика и психоанализ // Альфа и Омега. 1998, № 2 (16). С. 248-259.

20. Генри Ф. Элленбергер. Открытие бессознательного. История и эволюция динамической психиатрии. Часть II: Психотерапевтические системы конца XIX - первой половины ХХ века. СПб., Янус. 2004. 668 с.

21. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. М.: Высшая школа, 1994. 307 с.

22. Каббала - заговор против Бога. Сибирская Благозвонница, 2008. 317 с.

23. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. 367 с.

24.Уэллс Г. Павлов и Фрейд М., 1959. 608 с.; Он же. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. М.: Прогресс-Язык. 1968. 287 с.; Айзенк Г. Психология. Польза и вред. Психология: смысл и бессмыслица. Психология: факты и вымысел. Минск: Харвест, 2003. 912 с.

25. Акимов О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе. М., Издатель Акимова. 2005. 278 с.

26. Диакон Андрей (Кураев). Сатанизм для интеллигенции. (О Рерихах и Православии). Религия без Бога. Ч.1. М., Отчий дом. 1997. 528 с.

27. Схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма валаамского старца. М.: «Форма Т», 2007. 380 с.

28. Иеромонах Анатолий (Берестов). Грех, болезнь и исцеление. М.: Изд-во Душепопечительского центра во имя Святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2003. 238 с.

29. Священник Родион. Люди и демоны. Образы искушения современного человека падшими духами. М.: Общество любителей православной литературы, 1998. 280 с.

References

1. Avdeev D.A., Nevyarvich V. K. Nauka o dushevnom zdorov'e. Osnovy pravoslavnoy psyhoterapii [The science of mental health. Fundamentals right-glorious psychotherapy]. M., 2005. 512 p.; Shekhovtsova L.F. Pravoslavnayapsyhoterpiya [Orthodox Psychotherapy]. SPb.: RHGA, 2015. 143 p.

2. Avdeev D.A. Duhovnaya suschnost'psikhicheskih rastroystv [The spiritual nature of mental disorders]. M., 2007. М., 2007. 208 p.; Buyanov M.I. Religiya ipsikhoterpiya [Religion and Psychotherapy]. М., 1998. 128 p.; Gostev А.А. Psikhologiya vtorichnogo obraza [Psychology of the secondary image]. М., 2007. 512 p.; Dvoretskaya M. Ya. Svyatoo-techeskaya psychologiya [Patristic psychology]. SPb., 2000. 110 p.; Zen'ko Yu.M. Psychologiya religii [Psychology of Religion]. SPb., 2009. 402 p.; Shekhovtsova L.F., Zen'ko M.Yu. Elementy pravoslavnoy psyhologii [The elements of orthodox psychology]. М., 2012. 252 p.

3. Shekhovtsova L.F. Dushe I telo v pravoslavnoy psihologii: psihofizio-logicheskie aspekty vzaimootnosheniy [Body and Soul in the Orthodox

psychology: psycho-physiological aspects of the relationship]. SPb.: RHGA, 2011. 187 p.

4. Raigiridskiy D.Ya. Psihologiya Ipsihoanaliz haractera. Hrestomatiya po psihologii I tipologii haracterov [Psychology and Psychoanalysis character. Readings on the psychology and character typology]. M.: Bahrah-M, 2009. 640 p.

5. Pravoslavie v zhizni [Orthodox life]. Sbornik statey. Fond "Hristianska-ya Zhizn" Klin. 2002. 312 p.

6. Osipov I.A. Put'razuma v poiskah istiny [The path of reason in search of truth]. M., 2014. 496 p.

7. Fromm E. Krizis psihoanaliza. Dzen-buddizm I psihoanaliz [The crisis of psychoanalysis. Zen Buddhism and psychoanalysis]. M.: Airis-Press,

2004. 304 p.

8. Gurevich P.S. Psihologiya [Psychology]. M.: Uniti, 2005. 320 p.

9. Freud Z. "Ya" I "Ono" Trudy raznyh let ["I" and "IT". Works of different years]. Book 1. Tbilisi. Merani. 1991. 398 p.

10.Mozhno li verit snam [Is it possible to believe in dreams]. M., 2005. M.,

2005. 64 p.

11. Berestov A., Pecherskaya A. Pod maskpoy pravoslaviya neredko skry-vayutsya kolduny, ekstrasensy Ipsevdopravoslavniye sekty [Under the guise of orthodoxy often hidden witches, psychics and psevdopravo-slavnye sect]. M., 2006. 448 p.

12. Molenko O. Voprosy po svyaschennomy pisaniyu. Pravoslavie I lz-hepravoslavie [Questions about the Scriptures. Orthodoxy and lzhepra-voslavie]. M., 2008. 800 p.

13. Gurevich P.S. Psihologiya [Psychology]. M.: Uniti, 2005. 320 p.

14. Ferris P. ZigmundFreud. Minsk. "Poppuri", 2001. 432 p.

15. Berestov A. Ot chego nas hotyat spastic NLO, extrasensy, okkultisty, amgi [From what we want to "save" UFOs, psychics, occultists, magicians]. M., 2001. 380 p.

16. Gurevich P.S. Roskolotost chelovecheskogo bytiya [Split the human being]. M.: IF RAN, 2009. 199 p.

17.Scherbakov A. Zigmund Rfeud velikiy lohotronschik [Sigmund Freud great lohotronschikov]. M., Olma Media Grupp. 2007. 304 p.

18. Vilenskiy O.G. Psihiatriya [Psychiatry]. M., 2010. 396 p.

19. Dronov M. Alfa i Omega. 1998, № 2 (16). p. 248-259.

20. Henry F. Hellenberger Otkrytie bessoznatelnogo. Istoriya I evolyutsi-ya dinamicheskoy psihiatrii. Chast II: Psihoterapevticheskir sisitemy kontsa XIX- pervoy poloviny XX veka [The discovery of the unconscious. History and Evolution of Dynamic Psychiatry. Part II: Therapeutic system in the late XIX - early XX century]. SPb., Yanus. 2004. 668 p.

21. Ovcharenko V.I. Psihoanaliticheskiy glosariy [Psychoanalytic glossary]. M.,1994. 307 p.

22. Cabbalah - zagovor protiv Boga [Kabbalah - a conspiracy against God]. Cibirskaya blagozvonnitsa. 2008. 317 p.

23. Vlahos I. Pravoslavnaya psihoterapiya [Orthodox Psychotherapy]. Svyato-Troitskaya Sergieva Lavra. 2004. 367 p.

24. Wells G. PavloviFreud. M., 1959. 608 p.; Wells G. Krahpsihoanaliza. Ot Freuda k Frommy [The collapse of psychoanalysis. From Freud to Fromm]. M., 1968. 287 p.; Aizenk G. Psykhologiya. PolzaIvred. Psyk-hologiya: smysl i bezsmyslitsa. Psykhologiya: fakty i vymisel [Psychology. Benefits and harms. Psychology: sense and nonsense. Psychology: facts and fiction]. Minsk: Harvest. 2003. 912 p.

25. Akimov O.E. Pravda o Freude Ipsihoanalize [The truth about Freud and psychoanalysis]. M., 2005. 278 p.

26. Kuraev A. Satanizm dlya intellegentsii. (O Rerihah Ipravoslavii). Re-ligiya bez Boga [Satanism for the intelligentsia. (About Roerich and Orthodoxy). Religion without God]. Part 1. M., 1997. 528 p.

27. Alekseev I. Pisma valaamskogo startsa [Letters Valaam elder]. М.: Forma Т, 2007. 380 p.

28. Berestov A. Greh, bolezn i istseleniye [Sin, sickness and healing]. М., 2003.238 p.

29. Rodion. Lyudi I demony. Obrazy iskusheniya sovremennogo chelove-kapadshimi duhami [People and demons. Images of the temptation of modern man fallen spirits]. М., 1998. 280 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Ермаков Вячеслав Алексеевич, кандидат философских наук, доцент Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова Стремянной пер., 36, г. Москва, 117997, Российская Федерация ermak.v. a@mail.ru

Корецкая Ирина Александровна, кандидат исторических наук, доцент

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова Стремянной пер., 36, г. Москва, 117997, Российская Федерация ikoretskay@mail.ru

DATA ABOuT THE AuTHORS Ermakov Vyacheslav Alekseevich, PhD, Associate Professor

Plekhanov Russian University of Economics

36, Stremyanny lane, Moscow, 117997, Russian Federation

ermak.v. a@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Koretskaya Irina Aleksandrovna, PhD, Associate Professor

Plekhanov Russian University of Economics

36, Stremyanny lane, Moscow, 117997, Russian Federation

ikoretskay@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.