УДК 1 (091) ; 159.964.26 Ермаков Вячеслав Алексеевич
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и психологии Московского государственного университета экономики, статистики и информатики [email protected]
ДУХОВНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕСТРУКЦИИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ И ДИАНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Ermakov Vyacheslav Alekseevich
PhD, Assistant Professor of the Sociology and Psychology Department, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics [email protected]
SPIRITUAL AND PSYCHOLOGICAL DESTRUCTIONS OF PSYCHOANALYTIC AND DIANETIC PSYCHOTHERAPY
Аннотация:
В статье анализируются проблемы духовных и психологических деструкций психоаналитической и дианетической психотерапевтических практик. Показана идейная и духовная взаимосвязь психоанализа и дианетики. Исследуется специфика религиозного и психологического отношения современных православных ученых к практической деятельности психоаналитиков и сайентологов.
Ключевые слова:
психоанализ, дианетика, сайентология, деструк-тивизм, «психоаналитическая исповедь», христианская исповедь, психотерапия инфернальными переживаниями, оккультные методы психотерапии, теория перевоплощения, методология зомбирующей терапии.
Summary:
The article deals with problems of spiritual and psychological destructions of psychoanalytic and Dianet-ic psychotherapy. It shows ideological and spiritual correlation between psychoanalysis and Dianetics. The author studies specific features of the religious and psychological attitude of the contemporary Orthodox scholars to the activities of the psychoanalysts and Scientologists.
Keywords:
Psychoanalysis, Dianetics, Scientology, destructivism, psychoanalytic confession’, Christian confession, psychotherapy by infernal experiences, occult methods of psychotherapy, theory of reincarnation, methodology of manipulating therapy.
Духовная и психологическая деструктивность психоанализа обнаруживается как в психоаналитической теории, так и в психоаналитической практике. З. Фрейд в своих теоретических построениях призывал психоаналитиков исследовать низшие пласты духовного мира - бессознательное и подсознательное, но не сверхсознательное, то есть высшее, божественное, которое логически, со всей необходимостью является его коррелятором. В психоаналитической терапии исключается божественное сверхсознательное и тем самым совершается насилие над душой человека, наступает духовное состояние «падения во ад», «нисхождения в мир инфер-нальности», полагают многие религиозно мыслящие деятели культуры, ученые (Д.А. Авдеев, Р. Генон, А.Л. Дворкин, А.Г. Дугин, Ю.Ю. Воробьевский и др.).
/Метив - по-латыни означает «низ», «нисходящий» и одновременно «ад». Инферналь-ность есть дух отрицания и переворота, дух низведения всех метафизических тенденций к процессу тотальной материализации мира. Редуцирование духовных явлений к материальным и оккультным выражает сущность инфернализации современного мира.
Проблему инфернализации психоанализа, его духовной и психологической деструктивности одним из первых ясно и четко обозначил известный критик основ европейской цивилизации - Рене Генон. Основные положения данной критики психоанализа стоит привести более подробно, ссылаясь как на сочинения самого Р. Генона, так и на сочинения наиболее известного в России его исследователя, философа и политолога А.Г. Дугина.
1. В главе «Зло психоанализа» Генон отмечает: «Истина заключается в том, что предполагаемое «нисхождение в ад», за которым не следует никакого «восхождения», есть просто «падение в грязь»... и падающие в нее - это профаны, претендующие на посвящение... и... являющиеся лишь жертвами своей собственной опрометчивости. такая «грязь» существует как на макрокосмическом уровне, так и на микрокосмическом <«профаны и жертвы» здесь - это психоаналитики и их пациенты>. При «нисхождении в ад» существо окончательно исчерпывает некоторые низшие способности, чтобы иметь возможность затем подняться к высшим состояниям; в «падении же в грязь», низшие способности, напротив, полностью им овладевают, доминируют над ним и, в конце концов, полностью его поглощают» [1, с. 648-649].
2. «Сатанинский характер психоанализа, - пишет Генон, - ясно обнаруживается в психоаналитическом толковании символизма». Подлинный символизм, с точки зрения Традиции, имеет сверхчеловеческую природу, открываясь через полноценную сакральную доктрину или особые пророческие инициатические сны и видения. Если обычная, непсихоаналитическая, психология до Фрейда предлагала искаженное, профаническое толкование символизма, сводя его до чисто человеческого уровня, то после Фрейда символы стали толковаться еще менее адекватным образом - в «подсознательном» и «инфернальном» смысле. От простого занижения уровня психоанализ перешел к полному переворачиванию нормальных пропорций. Символ для фрейдистов -это нечто сугубо «инфернальное», гротескно сатанинское. Сам цинично отвратительный характер фрейдистских интерпретаций должен был бы служить указанием на «печать» дьявола, если бы люди не были так слепы и безразличны в наше темное время. «Психоаналитики (как и спириты) часто могут не осознавать подлинной природы того, чем они занимаются.
3. Рене Генон предупреждал, что «использование психоанализа в лечебных целях является крайне опасным и для тех, кто выступает в роли пациента, и для тех, кто берет на себя функцию врачей, так как с подобными силами нельзя вступать в контакт безнаказанно». Так как человек, обращающийся к психоаналитику, по определению должен быть слабым существом, для него будет практически невозможно сопротивляться тому «психическому разрушению», которое провоцируют в человеческой душе последователи Фрейда. «Такой человек имеет отныне все шансы безнадежно погибнуть в хаосе тех темных сил, которые неосторожно были выпущены на поверхность. Даже если кому-то и удастся преодолеть этот хаос, на нем все равно до конца жизни будет сохраняться некоторый отпечаток, подобный несмываемому пятну, -инициатических ритуалов, в которых обязательно используется символическое «нисхождение в ад». «Здесь можно говорить только о профанической пародии на это «снисхождение в ад» - и потому что, цель и субъект этих действий совершенно различны, а кроме того в психоанализе нет и малейшего намека на последующее восхождение, которое составляет вторую фазу инициации. Напротив, психоанализ соответствует падению в «топи». Известно, что эти «топи» находились в древности на дороге в Елевсин, и в них попадали профаны, претендовавшие на инициацию. Такие «топи» существуют как на макрокосмическом, так и на микрокосмическом уровнях, и на языке Евангелия называются «тьмой кромешной».
4. И, наконец, последнее важнейшее соображение, высказанное Геноном, касается специфики «психоаналитической передачи», так как известно, что всякий психоаналитик, прежде чем практиковать на других, должен сам подвергнуться психоанализу. Этот факт подтверждает, что «человек, подвергшийся психоанализу, никогда не останется тем, кем он был до этого». «Испытание этого метода оставляет на человеке отметину, как инициация, с той лишь разницей, что инициация ориентирована вверх, на развитие духовных возможностей, а психоанализ, напротив, открывает дорогу развитию низших подчеловеческих сил. Здесь мы имеем дело с имитацией инициатической трансмиссии, причем более всего это напоминает трансмиссии, практикуемые в магии и колдовстве». Генон указывает на то, что в этом вопросе нет никакой ясности, поскольку для того, чтобы передать другим нечто, основатели психоанализа должны были сами откуда-то это получить. Кто «посвятил» доктора Фрейда в эту темную сферу, до сих пор не ясно. Но как бы то ни было, Генон указывает на тот факт, что все содержание психоанализа являет собой почти полную аналогию темным ритуалам, связанным с «почитанием дьявола». Следовательно, искать надо где-то в этой сфере» [2].
Наш современник, православный ученый, писатель, журналист Ю.Ю. Воробьевский, так же как в свое время Р. Генон, выделяет несколько аспектов инфернализации в системе психоанализа.
Во-первых, «обращение к подсознанию» в духовном аспекте, согласно Ю.Ю. Воробьев-скому, есть не что иное как «заклинание демонов». «Фрейд основывает бессознательное на кровосмешении, каннибализме и кровожадности. Осознав эти комплексы, якобы и можно избавиться от неврозов. Однако под видом медицинской практики знаменитый психиатр сделал достоянием миллионов страшный сатанинский ритуал. Он высвобождает все низшее в человеке. Все, что скрыто от его сознания по милости Божией. В подсознании запирается львиная доля получаемой человеком информации. Значительная часть этого потока - завуалированные прилоги, искушения, нечистые помыслы. Да, «знания», полученные поврежденным после грехопадения человеком, ограничены свыше.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что видение бесов для человека закрыто промыслительно - дабы люди не претерпевали насильственного увлечения злыми духами! Увы, всегда находились одержимые, стремившиеся распахнуть эту бездну любыми средствами» (Курсив наш. - В.Е.) [3, с. 73].
- во -
Во-вторых, Ю.Ю. Воробьевский обращает внимание на общие архетипы в доктрине психоанализа и в доктрине сатанизма. Так, «Печально известный алистер Кроули понимал вызывание духов как способ блокирования сознания и извлечения из бессознательного обитающих в нем демонов. Многочисленные «имена силы», к которым взывает маг, должны произноситься монотонным голосом. Как мантры. И тогда духи приходят на помощь - дают «знания» и «силу». Но не странно ли: и атеистический психоанализ, и пропитанный мистикой сатанизм говорят об одном и том же!
Нет, не странно! «Архетип» здесь общий. Известно, кто соблазном знания «вылечил» Адама и Еву от жизни вечной. Первым вкрадчивым психотерапевтом был сам дьявол.
Фрейд в 1921 г. писал: «.союз и сотрудничество между психоаналитиками и оккультистами может. оказаться многообещающим».
Какова природа такого «союза»? Ведь Фрейд называл себя материалистом. На вопрос убедительно отвечает архимандрит Рафаил (Карелин): «Человек находится под перекрестным воздействием импульсов, идущих от светлого и темного миров. Но психоаналитиками он рассматривается изолированно от них, поэтому сатанинские импульсы приписываются ему самому. И, следовательно, психоанализ - это методическое внушение человеку, что он по природе своей демон» (Курсив наш. - В.Е.) [4, с. 73-74].
Действительно, демонизировать психику человека, расстроить мир его душевной жизни возможно посредством психоаналитической психотерапии, а именно перевести психику «во власть бессознательного». Постоянное обращение к подсознанию, применяемое в ходе психоаналитической терапии, постепенно подавляет в человеке власть разума и морали и отбрасывает психику во власть «демонологии бессознательного».
Психоанализ, соприкасаясь с темной, инфернальной стороной духовного мира, и постепенно, становясь всемирно известной теорией психологии, в ХХ в. стал активно использоваться в различных оккультных системах, в тоталитарных сектах. Теоретические и практические наработки психоанализа получили свою наиболее искаженную трансформацию в оккультномистической доктрине Рона Хаббарда - дианетике.
Об идейной и практической связанности дианетики и психоанализа существуют известные свидетельства православных исследователей.
Крупнейший специалист в мире по изучению тоталитарных сект проф. А.Л. Дворкин отмечает: «Книга «Дианетика» представляет собой написанную на весьма невразумительном новоязе смесь из популяризированного фрейдистского психоанализа. популярных основ общей семантики и нескольких других источников»; «Главная идея книги заимствована из ранних теорий Фрейда, от которых тот впоследствии отказался: бессознательные воспоминания, запечатленные в нашем мозгу, являются причиной наших проблем, так что нужно их стирать»; «в 50-е годы психоанализ был в моде, и каждый богатый человек имел своего психоаналитика, которому выговаривал свои проблемы. Но это было весьма дорогое удовольствие, дианетика же стала психоанализом для бедных» (Курсив наш. - Е.В.) [5, с. 199].
Архимандрит Августин (Никитин) подчеркивает: «Можно констатировать, что рассуждения Хаббарда в упрощенной и предельно вульгализированной форме воспроизводят теорию психоанализа, разработанную З. Фрейдом. Речь идет о понятии бессознательного, о душевных травмах как причине неврозов, о влиянии детских переживаний на психику человека и т.п. Главное же в том, что Хаббард так или иначе воспроизводит принципиальную схему сеансов психотерапии, практиковавшихся Фрейдом и его последователями» [6, с. 72].
Академик А.И. Субетто констатирует наличие исторической аберрации психоанализа и дианетики, связанную с попыткой подмены христианской психотерапии, христианского душепо-печительства. «К психоаналитику (как в христианском мире к священнику) потянулись «пациенты» с жалобами на утрату вкуса к жизни, неудачный брак, снижение работоспособности, болезненное чувство одиночества, тревожно-подавленное состояние и т.п.
Психоаналитик стал социальным исповедальником (наподобие «клира» в хаббардизме) и социальным терапевтом, «гасящим» социально-психологические болезни буржуазного общества» [7, с. 910].
Раскроем более подробно общие для психоанализа и дианетики психотерапевтические методы.
Один из главных постулатов психоаналитической и дианетической психотерапии, как известно, состоит в налаживании «атмосферы исповедальности» целителя и пациента на проводимых сеансах. В психоанализе общение пациента и аналитика называется «беседой» или «работой с бессознательным», в дианетике такая беседа называется «одитинг». Методология «исповедальности» заимствована психоаналитиками из христианской терапевтической практики. В глубинах христианской традиции сама идея исповеди осмысливается как мистиче-
ская первооснова духовного очищения и соединения жизни земной и жизни вечной. Однако в психоанализе и дианетике эта идея видоизменяется до неузнаваемости.
Известный психоаналитик Р. Мей относительно психоаналитической формы исповеди замечает следующее: «Контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи - исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность «выговориться». Это главный момент в консультировании и психотерапии. Значение его столь велико, что консультантам следует взять пример с психотерапевтов и не менее двух третей встречи отдавать клиенту для его исповеди» [8, с. 619].
Вполне очевидно, что в подмене формы христианской исповеди заключался один из главных секретов успеха и распространения психоанализа. Психоанализ оказался популярным по той причине, что он мимикрировал под ментально устойчивую христианскую (исповедальную) форму решения проблем душевной жизни европейского (христианского) человечества.
На подмену христианской исповеди «суррогатами психоанализа» обращают внимание православные ученые. Православный психиатр Д.А. Авдеев следующим образом раскрывает сущность психоаналитической психотерапии: «Что представляет собой психоаналитическое лечение? Оно может отдаленно напоминать исповедь, но без покаяния, без Бога. Фрейд не оставил и малого места в личности человека для духовности. Сущность человека представляется ему насквозь биологизированной. Видеть в человеке только бессознательное, сексуальное, агрессивное - значит невероятно умалить, упростить и извратить человеческую сущность, углядеть в ней только негативное, не понимать высшего предназначения человека, смысла его жизни и устремления в вечность» [9, с. 95-96].
Д.А. Авдеев, осмысливая методологию психоаналитического лечения, приходит к однозначному выводу: «Лечиться Фрейдовским психоанализом нельзя. Человек воспринимается Фрейдом как необузданная высокоорганизованная особь, у которой доминируют идеи сексуальности и агрессивности. Эти идеи формируют поведение человека, мотивируют поступки. Вытесненные сексуальность или агрессивность приводят к болезням, неврозам. Осознать их -значит решить все проблемы. А за осознанием Фрейд одобрял и соответствующие действия. К примеру, он утверждал, что «свобода половых связей между юношами» и «приличными» девушками необходима - в противном случае общество станет жертвой неизлечимых неврозов, которые сведут наслаждения, получаемые от жизни, до минимума, разрушат супружеские отношения и вызовут наследственную катастрофу в целом грядущем поколении» (Курсив наш. -В.Е.) [10, с. 489-490].
Психоанализ исказил и перевернул практику христианской исповеди в обратную, низовую, инфернальную сторону. В Европе в Х1Х в. в основе христианской психотерапии лежала исповедь перед Богом. Фрейд же в начале ХХ в. разработал новую внехристианскую форму исповеди, которая осуществлялась не перед Богом, а перед собственной, темной, безблагодат-ной, непросветленной светом Божественного разума инфернальной частью души (бессознательным) и соответственно перед психоаналитиком.
Итак, в начале ХХ в. появилась «психоаналитическая исповедь», в основе которой лежало совместное обращение психоаналитика и пациента к инфернальным духовным пластам. Христианская исповедь, практика покаяния перед Богом были подменены внецерковной «психоаналитической исповедальностью».
В начале православной исповеди человек признает свою греховность, это выражается так: «каюсь, грешен.». Затем христианин настраивается на искреннее исповедание «соделанных грехов». Причем, в ходе христианской исповеди человек не выпадает из общего и привычного для него восприятия реальности, окружающего мира. Христианская исповедь не требует воображаемого перевоплощения человека, выхода его «Эго» за пределы осознаваемого бытия. Однако в психоаналитической и сайентологической психотерапии от человека требуется именно перевоплощение. Перевоплощение взрослого в подростка, в ребенка, в животное, в растение и далее в игре воображения человек волен называть себя кем и чем угодно, ассоциировать себя с вдруг неожиданно возникшим предметным образом. Человек волен в ходе терапии отдаться влекущему его чувству, последовать за ощущением, распалить в воображении открывшуюся страсть, то есть перешагнуть все допустимые преграды совести, морали и культурных запретов. Человек свободно вербализирует все, что ему «лезет в голову», любое воспоминание, любое ощущение, любое влечение и фактически перевоплощается, сливается с открывшимся переживанием.
Церковь Христова всегда отвергала теорию перевоплощения и всегда вела борьбу с теми учениями, которые развивали всевозможные аспекты этой теории. Согласно христианской традиции в практике перевоплощения теряется Образ Божий в человеке, затуманивается его сознание, погашается действие благодати на человека, понижается его психическая и духовная защита. В перевоплощении психика человека уходит в путешествия по инфернальным мирам,
где неизбежно сталкивается с миром «демонов», вступает с ними в контакт и попадает в духовную зависимость от них. Христианство отвергает перевоплощение во что-либо или в кого-либо. Не перевоплощение есть цель и идеал христианской жизни, а именно воплощение в Образ Божий - становление сыном Господа - вот тот конечный, высший путь внутреннего, духовно правильного развития личности человека.
Теория перевоплощения, берущая свое начало из глубин мистики Востока, есть методология насильственного вторжение в психику, практика подчинения и перекодирования психики и как итог искажение мировосприятия. Теория перевоплощения является одним из базовых элементов как психоаналитической, так и дианетической психотерапии.
Принципиальные искажения и подмены таинства христианской исповеди можно обнаружить как в психотерапевтической практике психоанализе, так и в психотерапевтической практике «Церкви сайентологии» Рона Хаббарда.
Вот как характеризует архимандрит Августин (Никитин) психотерапевтические методы адептов «Церкви сайентологов»: «Бесцеремонное и систематическое вторжение в человеческую психику, назойливое внушение фантастических представлений приводит к состоянию, которое американские эксперты обычно называют стадией «суженного», или «сокращенного, сознания». Она характеризуется тем, что притупляются эмоциональные реакции и восприятие окружающих событий, возникает особое, близкое к гипнотическому состояние, при котором человек теряет способность проводить четкое различие между тем, что он испытывает, и тем, что существует на самом деле. Можно ли после этого удивляться тому, что члены Церкви нередко обмениваются живописными воспоминаниями о своей жизни на других планетах, о своем прошлом многовековой давности? Именно поэтому многие авторитетные американские психиатры расценивают сайентологию как крайне опасный и антигуманный культ, направленный на то, чтобы «разрушить саму структуру ума»» [11, с. 58-59].
В дианетике и психоанализе допускается мыслительно, вербально, а и иногда и телесно воспроизводить открывающиеся переживания, чувствования, распалять воображение, перевоплощаться, мимикрировать, мыслительно проигрывать непристойные роли, связанные с садизмом, мазохизмом, сексуально-оргиастическими и некрофильскими психическими желаниями. В данном отношении вся подобная практика имеет значение раскультуривания человека, разрушения его морального сознания. Любая культура налагает запреты, табу на некоторые мысли и чувства, то есть на то, что нельзя не только совершить, но о чем воспрещается даже помыслить.
Христианская психотерапевтическая практика ведет борьбу с «хульными помыслами» человека, с его воспаленным воображением. Дианетика и психоанализ, наоборот, провоцируют человека на деструктивное мышление, на символическое проигрывание всевозможных девиаций, сексуальных перверсий, некрофильских, содомитских, мазохистских, кровосмесительных и иных психических тенденций. В ходе «сеансов психоанализа» и «одитинга» человека вынуждают испытывать, представлять, переживать именно то, с чем христианство вело и ведет непрерывную борьбу, то есть со всевозможными демонологическими и сатанинскими психическими тенденциями греховного человечества. И в данном отношении психоанализ и дианетика являют собой феномен раскультуривания человека - срыв всех укоренившихся в христианской душах людей моральных и нравственно-ментальных преград.
Психоанализ и дианетика есть терапия инфернальными переживаниями. А как влияет постоянное обращение к тяжелым переживаниям на человека? Однозначно отрицательно. Вхождение в образы ранее пережитых психических травм расшатывает психический мир человека и провоцирует тяжелые психосоматические заболевания. Так, сравним, например, хирурга и психоаналитика. Врач-хирург прекрасно знает, что повторная операция проходит еще более сложно и понижает способность организма справиться с заболеванием. Психоаналитик же постоянно «оперирует» психику человека, заставляя его заново переживать «травмирующие воспоминания». Психоанализ как методология перевода вытесненного бессознательного материала психики в сознание есть оккультная агрессия на душу человеческую, ибо бессознательное, ворвавшееся в сознание, разрушает и подавляет сознание. «Терапия переживаниями» в данном смысле есть прямое насилие над миром психики, над душой человеческой.
Существует известные психологические закономерности:
- чем больше переживаний, тем больше расстройство психики;
- выдернутое из бессознательного, травмирующее переживание вызывает поток других травмирующих психику переживаний;
- травмирующие воспоминания приводят к бессоннице, провоцируют депрессии, увеличивают количество неосознаваемых страхов и т.п.
«Иногда, - пишет православный психотерапевт, - переживания трансформируются в тяжелые соматические симптомы, различные боли, онемения, другие нарушения» [12, с. 226].
Углубленная терапия переживаниями приводит к следующей патологии: одно переживание наслаивается на другое и душа человеческая не выдерживает - распереживался и заболел, испереживался и умер.
А сеанс у психоаналитика, как известно, всегда центрирован на расширении переживаний, и вся «терапевтическая работа» психоаналитиков выстраивается на постоянном поиске все новых, более глубинных переживаний. Что это психотерапия, или разрушение психики? Ответ очевиден.
Пациенты психоаналитиков и сайентологических проповедников испытывают серьезные психические страдания. В психоанализе предполагается, что причина страданий в нерешенных проблемах детства, в дианетике данная причина - в мыслительных инграммах (в неосознаваемых психических кодах, которые надо просто стереть из памяти). «Вылечить» человека в психоанализе - означает выдернуть из бессознательного забытое травмирующее событие, заставить человека его пережить и осознать, что якобы «оздоровит» его психически. «Вылечить» человека в дианетике означает нанести такой силы удар и по сознанию и по бессознательному одновременно, чтобы человек полностью потерял ощущение переживания когда-то ранее бывшего с ним психически травмирующего события.
В психоаналитической и дианетической «терапевтической» практике аналитики или сайентологи заставляют углублять, усиливать переживания страданий пациентов упуская при этом значение психологического феномена собственной зависимости от вербализированных травматических переживаний пациента. Речь идет о том, что страдания людей, подвергнутых данным видам «лечения», вызывают чувство психологического насыщения чужими страданиями у самих «целителей», для которых нет большего наслаждения, чем «раскапывать» страдания других. Происходит инфернальная подпитка целителя страданиями и мучениями человека. Психоаналитик и сайентолог, как наркоманы, становятся зависимыми от переноса на них потока страданий человеческих.
Более того, в современных оккультных методах психотерапии - в психоанализе, НЛП, биоэнергетике, дианетике, трасперсональной психологии и др. все чаще применяются психотронные средства воздействия на психику человека. Особенно это распространено в рекламе и ПР. Психоаналитическая идея сублимации получает технотронную оснащенность. Возникли такие методики, как «сублимальная реклама», «сублимальное воздействие» - это методики воздействия на подкорковую зону психики, минуя аналитические и критические центры мозга.
Психотроника - сфера экспериментальной психологии, которую называют «психотерроризм», включающая комплекс методик, которые с помощью технотронных способов управляют поведением, мыслями и чувствами человека: ультразвук, инфразвук, сверхвысокочастотное излучение (СВЧ), торсионное излучение, ударные волны, зомбирование, подпороговое воздействие и др. На практике эти эксперименты часто вступают в противоречие с законом и этикой. В христианском понимании указанные типы воздействия не допустимы.
Сопоставляя психоанализ и дианетику, следует выделить некоторые общие этим учениям основания. Так, философскими источниками психоанализа явились античная мифология и некоторые мистические практики восточной и западной культур - дзен-буддизм, месмеризм, кабалистика, гипнотехники и др. В дианетике (методология зомбирующей терапии) и в сайентологии (неоязыческая философия псевдорелигии) основными философскими источниками являются психоанализ, оккультизм и доктрина сатанизма.
Известна непосредственная связь Рона Хаббарда с учениками самого крупнейшего сатани-ста ХХ в. Алистера Кроули. Р. Хаббард совместно с Джеком Парсонсом (ученик А. Кроули) «занимался различными магическими сексуальными обрядами с элементами самых отвратительных извращений, чтобы таким образом создать энергию, которая привлекла бы к ним женщину, согласную зачать и родить Бабалона (еще один изобретенный Кроули термин, обозначающий Антихриста). Все это совершалось втроем с Парсонсом и его подружкой Сарой Нортруп» [13, с. 197].
В сектах сайентологов, так же как и в психоаналитических сообществах, существуют уровни посвящения и продвижения по мистическим ступеням оккультного познания. В психоанализе предполагаются четырнадцать уровней посвящения, в сайентологии - восемь. На восьмом уровне человек «становится Действующим Тетаном и может выходить из своего тела, двигать планеты, устраивать катастрофы, извержения вулканов, - словом, делать все, что угодно» [14, с. 207].
Таким образом, можно обозначить основные выводы.
1. Вполне очевидно, что психоанализ первоначально использовался его создателями и адептами как антихристианская психотерапевтическая доктрина, целью которой была вначале замена, а затем устранение христианской психотерапии. В дальнейшем на базе
психоанализа стали возникать различные психологические и психотерапевтические оккультномистические учения, доктрины, методологии.
2. Наибольшим образом идеи и методы психоанализа были развиты в тоталитарной секте сайентологов, разработавших дианетическую психотерапевтическую доктрину.
3. Духовные и психологические деструкции, содержащиеся в психоаналитической и дианетической психотерапии, обнаруживаются, в первую очередь, в методах «обращения к подсознанию», «терапии переживаниями», «психоаналитической исповедальности».
Ссылки:
1. Генон Р. Кризис современного мира. М., 2008.
2. Дугин А.Г. Елевсинские топи фрейдизма. URL: http:my.arcto.ru/public/konsrev/freud.htm.
3. Воробьевский Ю.Ю. Стук в Золотые врата. М., 2005.
4. Там же.
5. Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород, 2006.
6. Архимандрит Августин (Никитин). Рон Хаббард и «Церковь сайентологии». СПб., 2007.
7. Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм. СПб.; Кострома, 2006. Том 4. Книга 2. Ноосферное или Неклассическое человековедение: поиск оснований / под ред. Л.А. Зеленова.
8. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера. Самара, 2007.
9. Авдеев Д.А. Размышления православного врача. М., 2007.
10. Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. М., 2005.
11. Архимандрит Августин (Никитин). Указ. соч.
12. Авдеев Д.А. Православие и медицина. 205 вопросов православному врачу. М., 2009.
13. Дворкин А.Л. Указ соч.
14. Там же.