Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 3
Социология
УДК 322
Концептуально-методологические основы междисциплинарного анализа
понятия «религиозный конфликт»
Силаева З.В.
Кандидат политических наук, ассистент кафедры религиоведения Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье раскрываются особенности определения понятия «религиозный конфликт» в разных дисциплинах, которые заметно отличаются друг от друга. Часто данное понятие используют для обозначения трансдисциплинарной области, в пределах которой осуществляется синтез дискурсивного мышления и интуитивного суждения, что нередко приводит к искажению содержания понятия «религиозный конфликт». Исследовав основные междисциплинарные подходы, автор предлагает свое определение содержания понятия «религиозный конфликт».
Ключевые слова: конфликт, религиозный конфликт, религиозность, междисциплинарный анализ, методологические традиции исследования конфликтов.
Религиозный конфликт - острая тема, актуальная для современной эпохи. По-прежнему в настоящее время практическую и теоретическую ценность представляет постижение сущности и форм религиозных конфликтов, разработка стратегий противостояния и тактик ухода от конфронтации, методов грамотного проведения конфликтного диалога и его урегулирования.
Существует немало определений понятия «религиозный конфликт», которые, так или иначе, отталкиваются от латинского слова «conflictus», что в переводе означает «столкновение»: столкновение между сторонами, мнениями, силами... В последнее время, в связи с обострением межконфессиональных отношений в ряде регионов мира, все более усиливается необходимость изучения феномена религиозного конфликта, что приводит к появлению новых специальных дисциплин, стремящихся сформировать своеобразную культуру проведения конфликта, который является неотъемлемой частью жизни человеческого коллектива [1, с. 25; 2, с. 55].
В XXI в. происходит усложнение характера религиозных процессов. Им присущи многочисленные противоречия и противоборства, которые, имея религиозный контекст, проявляются во всех сферах жизнедеятельности общества. Возможно, это и обусловило то, что понятие «религиозный конфликт» является предметом междисциплинарного анализа. 232
Религиозные процессы - предмет, на котором скрещиваются интересы нескольких наук: религиоведения, теологии, политологии, конфликтологии, философии, социологии и т.д. [3, с. 124; 4, с. 457]. Одни из них исследуют религию в целом, другие - в ее связях и отношениях с иными социальными и культурными явлениями. Большая часть из них уделяет внимание разработке концептуальных основ изучения конфликтных ситуаций в религиозной сфере или в поликонфессиональных государствах, или в регионах. Особый интерес для этих наук представляет религиозный конфликт.
Главное, что их объединяет, - это стремление осмыслить роль этого феномена в функционировании социальной системы, в отношениях между ее различными составными частями и сформулировать на этой основе выводы, имеющие практическое значение. В то же время между ними имеются и различия, касающиеся методологических оснований и содержательной проблематики исследований, характера их связи с практикой. Поскольку указанные различия во многом объясняются разными трактовками содержания самого понятия «религиозный конфликт», а также, имея в виду его самостоятельное значение для выработки теоретических представлений, адекватных религиозной практике, рассмотрим основные подходы анализа конфликта и определим, насколько они применимы к изучению религиозного типа конфликта.
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3
Социология
С точки зрения социологии, конфликт - это «любые взаимоотношения между элементами (...), отмеченные объективной (скрытой) и субъективной (явной) конфронтацией (...)» [5, с. 142]. Психологи считают, что «конфликт - это состояние, которое возникает при наличии несовместимых намерений (мотивов) двух людей, которые они воспринимают как альтернативы действия для достижения одной общей цели. Это переживание вызывает неприятное чувство эмоционального напряжения» [6, с. 213]. С точки зрения экономистов, конфликт - это когда два и более человека вынуждены принять какое-либо общее решение, но они не могут выбрать и реализовать одно оптимальное действие из нескольких альтернатив [7, с. 17].
Данные трактовки применимы к определению религиозного конфликта, в основе которого также есть объективные и субъективные противоречия (идеологические, различия религиозных практик), но не отражают его сущность.
Важно понимать, что религиозность - это не причина религиозного конфликта и не сфера его проявления. Само существование религиозных различий между группами не является причиной конфликта. Реалистичные причины конфликта могут варьироваться от случая к случаю.
Религиозные конфликты могут быть вызваны стремлением одного из субъектов социального взаимодействия снять возникшее напряжение, источник которого не осознается до конца, или создать такое напряжение для решения имеющихся у него проблем с помощью выбора соответствующей «мишени», которой необязательно может стать реальный противник. Религиозные характеристики нередко маскируют другие отличительные черты. Однако, когда религия используется осознанно или неосознанно для отличия противостоящих друг другу субъектов конфликтной ситуации, тогда религиозность становится определяющим фактором для природы и динамики конфликта.
Исходя из этого, возникает вопрос о наличии обязательных характеристик, которые позволят диагностировать конфликт. Среди таких характеристик выделяют: наличие двух и более сторон, имеющих взаимоисключающие ценности и установки; направленные друг против друга действия, которые могут носить как открытый, так и латентный характер; наличие поведения, которое направлено на уничтожение, разрушение планов и намерений сторон; наличие у них конфликтного типа восприятия. Действительно, данные характеристики присущи всем видам конфликтов, в том числе и религиозным. Однако, как показывает практика, часть конфликтов носит латентный религиозный характер и их не всегда можно с легкостью классифицировать как религиозные конфликты. Эта проблема ведет к тому, что методы, применяемые для разрешения конфликтов вообще, без учета специфики духовной сферы в
целом и религиозных практик в частности, неэффективны. Именно это и обуславливает актуальность изучения концептуально-методологических основ междисциплинарного анализа религиозных конфликтов.
На наш взгляд, религиозные конфликты представляют собой особый вид конфликтов, который не укладывается в отдельные объяснительные «социологические», «психологические» или «международные» традиции. Это связано с тем, что они представляются достаточно узкими для всего многообразия религиозных конфликтов, проистекающих на разных уровнях от внутриличностного до институционального.
Другая проблема междисциплинарного анализа заключается в том, что представители различных наук стремятся использовать свой инструментарий, поэтому для одних интерес представляют количественные методы, а для других - качественные методы анализа религиозных конфликтов [8, р. 130]. Таким образом, в одних науках или в рамках одних научных школ стремятся построить различные базы данных конфликтов по отдельным странам, регионам или в мире в целом, используя треккинг, компьютерное моделирование, теории игр и т.д. Другие занимаются изучением конкретных случаев, не стремясь выработать теорию на основе проведенного ими анализа. Возможно, на наш взгляд, это и обусловило тот факт, что по-прежнему нет единого определения понятия «религиозный конфликт».
Проанализировав различные понимания конфликта и просмотрев качественные исследования конфликтов, можно попытаться определить религиозный конфликт как разновидность конфликта, возникающего в человеческом обществе и представляющего собой одно из проявлений социального взаимодействия, протекающего в форме противостояния, столкновения, противоборства интересов, взглядов и позиций религиозных субъектов (групп верующих и клира), общественных и политических сил на основе религиозных мотивов, а также религиозных практик и идеологических и/или религиозных концептуальных основ.
Объект и предмет религиозного конфликта зависит от того, какую конфигурацию имеет конфликт по типу субъектов, и от особенностей социорелигиозной жизнедеятельности людей. В данном вопросе характерно фокусирование на конфликтном поведении религиозных субъектов как специфических сторон конфликта и на выявлении особенностей природы религиозности и религиозной идентичности в различных конфликтах.
Любая религиозная конфликтная ситуация уникальна по источникам возникновения, формам взаимодействия сторон и последствиям, что обуславливает видовое многообразие религиозных конфликтов. Источниками религиозного конфликта могут быть введение обрядовых новшеств, потеря религиозного авторитета священнослужителями разного уров-
233
Социология
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 3
ня, конфликт догматических интерпретаций или отдельных положений религиозно-нравственной, богословской литературы, нарушение канонически предусмотренного соподчинения в церковной иерархии, плюрализм религиозных культур, «бытовые предубеждения», пренебрежительное отношение к иноверцам, процессы аккомодации и конфронтации, религиозно-окрашенные политические действия.
Это объясняет то, что религиозные конфликты выделяют не по сфере проявления, т.к. они могут затрагивать любую сферу, а по специфике субъектов конфликта. В любом религиозном конфликте, по крайней мере, хотя бы одна из конфликтующих сторон обладает религиозной идентичностью. При этом важно отметить, что религиозный конфликт может употребляться для описания различных политических, экономических, культурных, бытовых конфликтов, которые не обязательно носят чисто религиозный характер. Это может быть любой спор по важным политическим, экономическим, культурным и иным проблемам.
Формы проявления религиозности и религиозных конфликтов разнообразны и охватывают разные уровни человеческих взаимоотношений и взаимодействий (личностный, межличностный, внутри- и межгрупповой, институциональный). Религиозные конфликты могут быть латентными, актуализированными, насильственными, ненасильственными, рациональными, иррациональными, стихийными, спонтанными, локальными, общими, краткосрочными, затяжными, конструктивными, деструктивными и т.д.
Среди основных особенностей религиозных конфликтов можно выделить следующие. Во-первых, они все носят комплексный, сложносоставной характер, т.к. их катализатором могут выступить не только собственно частные конфессиональные противоречия, но и социально-экономические, политические, духовные и т.д. Во-вторых, религиозные конфликты отличаются высоким уровнем эмоций, страстей, проявлением иррациональных сторон человеческой природы. В-третьих, они характеризуются высокой мобилизацией. И самое, на наш взгляд, важное, - это то, что религиозные конфликты носят «хронический» характер, могут быть временно урегулированы, но не имеют окончательного разрешения.
Подводя итог, можно отметить, что развитие концептуально-методологических основ исследования понятия «религиозный конфликт» связано с необходимостью интеграции основных теоретических положений различных наук и отраслей знания, которые занимаются исследованием религиозных проблем. Что же касается понятия «религиозный конфликт», то, на мой взгляд, под ним можно понимать любую форму социального противостояния на внутриличностном, межличностном, межгрупповом и институциональном уровнях, при котором, по крайней мере, одна сторона организуется по религиозным принципам и/или действует от имени религиозной группы.
Литература:
1. Большаков А.Г. Религиозные конфликты в пост-секулярном пространстве: перспективы развития академических исследований // География религий: мир между христианством и исламом: Материалы Международной научно-образовательной конференции. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - 84 с.
2. Малашенко А., Филатов С. Религия и конфликт. - М.: Московский Центр Карнеги, РОССПЭН, 2007. - 287 с.
3. Этничность и религия в современных конфликтах / Отв. ред. В.А. Тишков, В.А. Шнирельман; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. - М.: Наука, 2012. - 653 с.
4. Ушаков Е.С. Этнокультурные и конфессиональные конфликты в современном мире. // Безопасность Евразии. - 2009. - № 2. - С. 457-461.
5. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. -1994. - № 5. - С. 142-147.
6. Анцупов А.Я. Конфликтология: новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов. - М.: Эксмо, 2011. - 509 с.
7. Регнет Э. Организационные конфликты. Формы, функции и способы преодоления / Пер. с нем. -М.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2014. - 408 с.
8. Bercovitch J., Jackson R. Conflict Resolution in the Twenty first Century; Principles, Methods and Approaches. - USA: University of Michigan Press, 2009. - 240 p.
Conceptual and Methodological Bases of Cross-Disciplinary Analysis of the Notion of “Religious Conflict”
Z.V. Silaeva
Kazan (Volga Region) Federal University
The paper dwells upon the particularities of the notion of “religious conflict ” in various studies that differ sufficiently. The notion is frequently used to define trans-disciplinary sphere in the framework of which appears the synthesis of discursive thought and intuitional judgment which leads to distortion of the aforementioned notion. Having analyzed major cross-disciplinary approaches the author proposes
her definition of the notion of the “religious conflict”.
Key words: religious conflict, piousness, cross-disciplinary analysis, methodological traditions of examination of conflicts. 234