Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ'

КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / SOCIAL INNOVATIONS / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY MODELS / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / SOCIAL RESPONSIBILITY PRINCIPLES / СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / SOCIAL STRATEGIES / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ / SOCIAL INVESTMENT MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьяков Олег Владимирович

Неоднозначная трактовка корпоративной социальной ответственности (КСО) субъектами взаимодействия в системе «бизнес - общество - государство», большой спектр экономических, социальных, культурных проблем, которые необходимо учитывать корпорациям при принятии бизнес-решений, является почвой для конфликта интересов и ограничивает возможности развития бизнеса. Новые тренды в практике КСО российских корпораций касаются изменения характера и сущности их социальной деятельности, что отражает более адекватный уровень рефлексивности бизнес-сообществом требований изменившегося социума. Цель. Проанализировать концептуально-методические основы и условия построения социальных стратегий крупными российскими корпорациями. Результаты. На основе использования общенаучных методов познания выявлена динамика в подходе российских корпораций к выбору сфер приложения социальных инвестиций, изменение мотивации социально ответственного поведения и форм взаимодействия с органами власти и общественными группами. Установлено, что наиболее эффективной с точки зрения бизнеса моделью взаимодействия бизнеса и государства является совместное определение приоритетов социальной политики и тех областей, в которых бизнес может принять активное участие. Крупные корпорации начинают выступать инициаторами диалога и партнерского взаимодействия с представителями органов власти и местных сообществ, появляются социальные инновации, инициированные бизнес-сообществом и направленные на повышение эффективности социальных инвестиций, развитие социального партнерства и социального предпринимательства. Определен алгоритм формирования стратегии социального инвестирования, а также представлена разработанная модель управления социальным инвестированием в корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual and Methodological Basis for Social Investment Strategy Development in Russian Corporations

The ambiguous representation of corporate social responsibility (CSR) by the subjects of interaction in the “business - society - government” system and the wide range of economic, social, and cultural issues that corporations need to consider when making business decisions provoke a conflict of interests and limit the opportunities for business development. New trends in Russian corporations’ CSR practices involve altering the character and nature of their social activities, which mirrors a more suitable requirement of the altered society by the business community. Aim. To analyze the conceptual and methodological foundations for social strategy development in Russian corporations. Results. The dynamics of Russian corporations’ approach to the selection of social investment application areas, motivational changes in socially responsible behavior, and changes in the forms of cooperation between public authorities and social groups were determined using general methods of scientific cognition. It was established that joint determination of social policy priorities and areas where businesses can undertake an active role is the most effective model of cooperation between businesses and the government. Large corporations are initiating dialogue and partnership with the representatives of public authorities and local communities; joint innovations initiated by the business community are emerging with an aim to increase the effectiveness of social investments and social entrepreneurship. The algorithm for social investment strategy development was determined and a model for corporate social investment management was developed.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ»

Мин-вом финансов Республики Беларусь и Мин-вом экономики Республики Беларусь 27 декабря 2011 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belarus.news-city. info/docs/2011by/crfxfnm-tcgkfnyj06443.htm.

References

1. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus, 2014. Official website of the National Statistics Committee of Belarus.

Available at: http://www.belstat.gov.by/bgd/public_compila-tion/index_528/. Accessed May 05, 2015. (in Russ.). Instruction on the procedure for calculating solvency ratios and analysis of financial condition and solvency of business entities. Approved by the Ministry of Finance of the Republic of Belarus and the Ministry of Economy of the Republic of Belarus on December 27, 2011. Available at: http://belarus. news-city.info/docs/2011by/crfxfnm-tcgkfnyj06443.htm. (in Russ.).

о

о о

> <

Концептуально-методические основы формирования стратегии социального инвестирования российских корпораций

Conceptual and Methodological Basis for Social Investment Strategy Development in Russian Corporations

УДК 341.461:330.322

Третьяков Олег Владимирович

аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Tret'yakov Oleg Vladimirovich

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

Неоднозначная трактовка корпоративной социальной ответственности (КСО) субъектами взаимодействия в системе «бизнес — общество — государство», большой спектр экономических, социальных, культурных проблем, которые необходимо учитывать корпорациям при принятии бизнес-решений, является почвой для конфликта интересов и ограничивает возможности развития бизнеса. Новые тренды в практике КСО российских корпораций касаются изменения характера и сущности их социальной деятельности, что отражает более адекватный уровень рефлексивности бизнес-сообществом требований изменившегося социума.

Цель. Проанализировать концептуально-методические основы и условия построения социальных стратегий крупными российскими корпорациями.

Результаты. На основе использования общенаучных методов познания выявлена динамика в подходе российских корпораций к выбору сфер приложения социальных инвестиций, изменение мотивации социально ответственного поведения и форм взаимодействия с органами власти и общественными группами. Установлено, что наиболее эффективной с точки зрения бизнеса моделью взаимодействия бизнеса и государства является совместное определение приоритетов социальной политики и тех областей, в которых бизнес может принять активное участие. Крупные корпорации начинают выступать инициаторами диалога и партнерского взаимодействия с представителями органов власти и местных сообществ, появляются социальные инновации, инициированные бизнес-сообществом и направленные на повышение эффективности социальных инвестиций, развитие социального партнерства и социального предпри-

нимательства. Определен алгоритм формирования стратегии социального инвестирования, а также представлена разработанная модель управления социальным инвестированием в корпорации.

Ключевые слова: социальные инновации, корпоративная социальная ответственность, модели корпоративной социальной ответственности, принципы социальной ответственности, социальные стратегии, социальное предпринимательство, система управления социальным инвестированием

The ambiguous representation of corporate social responsibility (CSR) by the subjects of interaction in the "business — society — government" system and the wide range of economic, social, and cultural issues that corporations need to consider when making business decisions provoke a conflict of interests and limit the opportunities for business development. New trends in Russian corporations' CSR practices involve altering the character and nature of their social activities, which mirrors a more suitable requirement of the altered society by the business community.

Aim. To analyze the conceptual and methodological foundations for social strategy development in Russian corporations.

Results. The dynamics of Russian corporations' approach to the selection of social investment application areas, motivational changes in socially responsible behavior, and changes in the forms of cooperation between public authorities and social groups were determined using general methods of scientific cognition. It was established that joint determination of social policy priorities and areas where businesses can undertake an active role is the most effective model of cooperation between businesses and the government. Large corporations are initiating dialogue and partnership with the representatives of public authorities and local communities; joint innovations initiated by the business community are emerging with an aim to increase the effectiveness of social investments and social entrepreneurship. The algorithm for social investment strategy development was determined and a model for corporate social investment management was developed.

Keywords: social innovations, corporate social responsibility, corporate social responsibility models, social responsibility principles, social strategies, social entrepreneurship, social investment management system

^ Исследование процесса социального инвестирова-^ ния корпораций занимает важное место в экономи-

< ческой науке и социально-экономической практике Ц управления. В целях согласования интересов обще-

0 ственного и частного секторов экономики особую к значимость приобретает анализ механизмов управ-^ ления и инструментов воздействия на социальную 5 среду наиболее активного субъекта экономических

отношений — корпораций. Цель любой корпорации ^ как коммерческой организации заключается в дости-^ жении максимальной рыночной эффективности, что х предполагает производство качественной продукции, з выплату дивидендов акционерам, заработной платы Е^ рабочим и служащим и т. п. Соответственно, ее основ-

< ная деятельность имеет ярко выраженную предпри-

1 нимательскую направленность. Одновременно корпорации выступают одним из субъектов социальной среды наравне с другими экономическими агентами (государственными структурами, домохозяйствами) и оказываются вовлеченными в сложную систему отношений с прочими субъектами хозяйствования. Для обеспечения нормального развития в данной системе корпорации вынуждены выполнять несвойственную им институциональную функцию по инвестированию в объекты социальной среды. Однако только активизация участия бизнеса в социальных проектах способна гарантировать предприятиям корпоративного сектора получение коммерческой прибыли.

Участие корпораций в формировании социальной среды является важнейшим условием их деятельности, а неисполнение ими социальной роли может привести к различным негативным последствиям. Сегодня особую актуальность приобретают исследования механизмов управления социальным инвестированием в корпорациях, гарантирующих эффективность инвестиционных проектов.

Использование в стратегических планах развития корпораций принципов социального инвестирования повышает адаптивность и эффективность предпринимательской системы в целом. Социальное инвестирование способствует ее легитимизации в глазах общественности, что имеет большое значение для современных российских предпринимательских кругов. Взаимозависимость общества и корпораций означает необходимость принятия предприятиями обязательства в сфере социального инвестирования [1].

В основе формирования современного механизма управления социально-экономическим развитием на всех уровнях экономической системы лежит тезис, в соответствии с которым главное отличие рыночной экономики заключается в том, что ее функционирование основывается не на заданиях, спускаемых «сверху», а на стратегиях предприятий, учитывающих влияние на них внешней и внутренней среды. Отсюда идеология стратегического управления существенно отличается от идеологии фиксации планов производства или разработки целевых комплексных программ на долгосрочную перспективу. Различие заключается в том, что стратегическое управление решает более сложные задачи выбора перспективных видов бизнеса в условиях неопределенности будущей конъюнктуры и возможностей успешных видов бизнеса. В будущем последние могут утратить свои преимущества в связи с изменениями в общественных потребностях и потребительских предпочтениях.

Трансформационный характер современной экономики России демонстрирует тенденцию нарастания указанных изменений. В последние годы многие предприятия функционируют в условиях стратегических

перемен, потери контроля над внешней средой, под влиянием воздействия общества и политических сил на рыночную конъюнктуру, при замедлении темпов роста и ограниченности ресурсов.

Условием достижения общей экономической цели является ориентация системы стратегического управления корпорацией на создание условий для эффективного использования ресурсов и рыночного роста за счет поддержания равновесного состояния организации с социальной средой, т. е. ее адаптации к внешним изменениям. Следовательно, система корпоративного управления должна иметь соответствующие адаптивные механизмы. Для выбора эффективной системы управления социальными инвестициями следует рассмотреть характеристики каждого из них [2].

Типология адаптивных механизмов стратегического управления основывается на данных о системах, присущих как живой природе, так и технике, что дает право распространить их признаки на исследуемые механизмы. Различают три типа механизмов адаптации.

1. Механизмы с пассивным приспособлением обеспечивают функционирование системы в стабильной, несложной и достаточно определенной социальной среде и ориентированы на выбор наиболее благоприятных условий деятельности корпорации из тех, что уже имеются в сложившихся условиях. Существенное изменение условий приводит к качественной внутренней перестройке производственно-хозяйственной системы корпорации. Эти механизмы характерны для таких систем управления, как бюджетно-финансовый контроль, долгосрочное и стратегическое планирование.

2. В основе механизмов с активным приспособлением лежит непосредственная адаптация. Они ориентированы на активное использование элементов социальной среды в деятельности корпорации (в частности, на поиск наиболее благоприятных условий перехода в новые ниши). Адаптивная реакция организации на изменения в социальной среде по большей части проявляется в быстро обратимой перестройке внутренних структур и использовании сложных форм стратегического поведения. Использование этих механизмов требует сосредоточения внимания на построении систем прогнозирования состояния среды и разработке ответных внутренних мероприятий. Механизмы с активной адаптацией подходят к типам управления, которые И. Ансофф определил как системы управления путем выбора стратегической позиции, ранжирования стратегических задач, реакции на слабые сигналы, а также управления в условиях стратегических неожиданностей [3; 4].

3. Механизмы, направленные на формирование социальной среды, используются для формирования наиболее благоприятных условий для функционирования корпорации. Они основываются на предварительной адаптации с целью формирования элементов социальной среды, обеспечивающих набор параметров, оптимальных для функционирования корпорации [5; 6]. Стратегические решения при этом принимаются на основе интуитивных предложений о состоянии социальной среды. Механизмы, направленные на формирование социальной среды, применимы для систем управления на основе коллективной стратегии, инновационного управления и др. [7-9].

Таким образом, адаптивные механизмы представляют собой совокупность определенных действий

(или бездействия) корпорации, основанных на информации, полученной в результате стратегического анализа (например, с помощью методов SWOT и PEST). Основная функция адаптивных механизмов состоит в том, что они помогают выбрать стратегию взаимодействия корпорации с социальной средой.

Корпорации должны отслеживать динамику изменений внешней и внутренней обстановки с целью выявления и использования ее благоприятных возможностей для достижения корпоративных целей. Для этого пристально изучаются социальная среда и перспективы ее развития, составляются перечни возможностей и угроз, что позволяет корпорации адекватно реагировать на вызовы среды. Например, не только изъятие ренты, но и угроза этого ведет к потерям для общества, выражающимся в снижении отдачи от капитала, его ценности как запаса, безвозвратных издержках сокрытия капитала и высоких трансакционных издержках.

Как правило, учет факторов внешней и внутренней среды в деятельности компаний реализуется в форме активной и пассивной стратегий поведения. Пассивное поведение корпоративного сектора по отношению к внешним факторам предполагает внесение изменений во внутреннюю систему управления организации под действием внешних субъектов. Данный подход является наиболее распространенным как в бизнес-сообществе, так и среди других субъектов хозяйственных отношений (некоммерческие и государственные организации). Однако подобная реакция на внешние «раздражители» характеризуется существенными недостатками. Во-первых, имеет место значительный временной лаг между внешним воздействием и реакцией на него организации. Во-вторых, реакция организации всегда асимметрична воздействию, так как диапазон изменения организации задается рядом ограничителей (нормативные акты, социальные условия, личностные характеристики руководителя и др.).

Вторую стратегию можно условно определить как «активную». Она подразумевает не «подстраивание» системы управления компании под влияние внешних условий, а воздействие на внешние факторы со стороны самой компании с целью формирования благоприятных изменений внешних условий.

Следует подчеркнуть, что обе стратегии могут быть в равной степени востребованы корпорациями. Факторами, влияющими на выбор конкретной стратегии, являются условия социальной среды, в которых функционирует компания, а также цели и задачи, лежащие в основе общей корпоративной стратегии.

Процесс формирования стратегии развития предприятия включает этапы анализа среды и состояния потенциала предприятия, формирования целей развития, критериев достижения целей, формулировку задач, выявление имеющихся ресурсов, факторов риска, форс-мажорных обстоятельств и мер по их нейтрализации. Повышенное внимание к внешним и внутренним факторам требуется при прохождении корпорацией точки бифуркации, поскольку в подобной ситуации усиливается влияние случайных и слабых факторов. Чтобы обеспечить развитие организации в желаемом направлении, необходимо четко определить точку бифуркации и осуществить точечное воздействие на систему для задания правильной траектории развития.

Вместе с тем характер разработки управленческих решений при формировании стратегии поведения корпорации в социальной среде предполагает формулировку и использование определенных принципов

в технологии принятия решений. Какова практика ^ их использования? Неотъемлемой частью корпора- ^ тивных стратегий становятся принципы социального < инвестирования.

1. Синергия между проектами по развитию соци- о альной сферы в регионах, благотворительными и к спонсорскими проектами, а также корпоративными ^ программами для персонала. 5

2. Создание единого стандарта и моделей реализации социальных проектов с учетом стратегии развития ^ компании в регионах. ^

3. Унифицированный брендинг программ, что позво- х ляет сфокусироваться на ключевых направлениях з деятельности и достичь высокой идентификации ^ социальных проектов с брендом компании. <

4. Усиление информационного сопровождения про- 1 ектов для повышения репутационного эффекта [10,

с. 221].

Данный подход позволяет ответить на новые социальные вызовы, с которыми сталкиваются современные российские корпорации, — формирование высоких запросов населения на качественную окружающую среду и повышение социальной активности местных сообществ. Происходит широкое распространение социальных сетей, активное формирование сообществ, участники которых готовы формулировать свои интересы, объединяться для решения общих задач. Наряду с существующим запросом на патерналистскую роль государства активизируется генерация граждан, отказывающихся стоять в очереди на получение государственных благ и готовых решать вопросы своих сообществ не в далекой перспективе, а здесь и сейчас.

В обществе происходит накопление позитивного опыта коллективных действий. Появляются социальные инновации, инициированные бизнес-сообществом и направленные на повышение эффективности социальных инвестиций. В качестве примера можно привести инициативу ОАО «Лукойл» по развитию социального предпринимательства [11]. При поддержке и по инициативе «Лукойла» была проведена первая в России международная конференция «Социальные инновации», по результатам которой предполагается организовать Институт развития социальных инноваций — площадку для изучения опыта работы в сфере социального предпринимательства, благотворительности, корпоративной социальной ответственности в России и за рубежом. Исследования института послужат основой создания пятилетней Программы развития социальных инноваций в России. Осуществление данных проектов позволит выйти за рамки чистой благотворительности и единовременной социальной поддержки и обеспечить функционирование малого и среднего бизнеса, ориентированного на решение социальных проблем, что позволит частично смягчить социальное неравенство, снизить социальную незащищенность, обеспечить группам с низким уровнем социальной адаптации достойные условия и качество жизни.

Эти явления общественной жизни являются ресурсом, который создает платформу для развития и становления партнерских отношений в системе «бизнес — общество — государство», в согласовании их интересов в области социального развития как на региональном, так и на федеральном уровне. В свою очередь, недооценка значимости данного ресурса, низкий уровень взаимодействия власти и общества, создающий дефицит механизмов для позитивной активности граждан в регионах присутствия

^ корпораций, приводят к политизации неполитических ^ общественных движений (в чем бизнес совершенно

< не заинтересован).

Сегодня социальные инвестиции выступают как

0 наиболее прагматичная форма реализации социаль-к ной ответственности бизнеса. Существуют различ-^ ные определения термина «социальные инвестиции 5 бизнеса». Например, в докладе, подготовленном Ассоциацией менеджеров России, предложена дефи-

^ ниция, в соответствии с которой под социальными ^ инвестициями бизнеса понимаются «материальные, х технологические, управленческие или иные ресурсы, з а также финансовые средства компаний, направляе-Е^ мые по решению руководства на реализацию соци-

< альных программ, разработанных с учетом интересов

1 основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект» [12, с. 25-26]. Рассматривая социальные инвестиции, некоторые отечественные исследователи указывают, что «в расширительной трактовке под ними понимаются все затраты компании на социальные программы, в том числе на профессиональную подготовку и переподготовку персонала, охрану труда и здоровья, улучшение экологии, развитие местных сообществ и др. Теоретически в разряд социальных инвестиций не должны попадать вынужденные (т. е. законодательно регламентированные) затраты на социальные программы. Однако провести грань между добровольными и вынужденными затратами зачастую бывает довольно трудно, чем и обусловлен переход к расширительной трактовке социальных инвестиций. Между корпоративной социальной ответственностью и социальными инвестициями имеется довольно устойчивая связь: чем больше (меньше) объем социальных инвестиций, тем выше (ниже) корпоративная социальная ответственность» [13, с. 64]. В. Н. Якимец подчеркивает, что «социальное инвестирование — это процесс осуществления компанией избранной ею линии корпоративной социальной ответственности, проводимой на основе использования выделенных социальных инвестиций главным образом в интересах основных групп стейк-холдеров, а также местного сообщества в регионе деятельности компании» [14, с. 105]. Он выделяет следующие классификационные признаки социальных инвестиций: по составу субъектов, участвующих в процессе социального инвестирования; по временному диапазону социального инвестирования; по сферам (направлениям) социального инвестирования; по целевой предназначенности механизмов социальных инвестиций; по уровню применения социальных инвестиций; по оформлению механизма социальных инвестиций; по источнику социальных инвестиций; по измерению эффекта социальных инвестиций.

Очевидно, что социальные инвестиции, наряду с самостоятельной деятельностью компании, могут реализовываться в рамках социального партнерства, частно-государственного подхода и т. п. Поэтому, на наш взгляд, в число классификационных признаков было бы целесообразно ввести солидарность действий (вклада) других участников процесса социального инвестирования (автономия, субсидиарность, замещение, субконтракт).

Возвращаясь к определению социальных инвестиций, заметим, что социальные инвестиции, по аналогии с фондовыми или реальными инвестициями, предполагают вложения в социальную сферу, деятель-

ность институтов которой направлена на поддержание и повышение социально приемлемого уровня жизни, удовлетворяя материальные, духовные и социальные потребности населения. По нашему мнению, социальные инвестиции — это самостоятельная экономическая категория, имеющая отношение не только к принятию инвестиционных решений относительно развития бизнеса, связанного с социальной сферой, но и к области взаимоотношений компаний с ключевыми и другими заинтересованными лицами в области выработки и реализации внутрикорпоративной и территориальной социальной политики, не относящейся к сфере компетенции компании, но затрагивающей интересы ключевых заинтересованных в ее деятельности лиц. Содержанием социального инвестирования является способ реализации корпоративной социальной ответственности посредством целевых программ, которые отвечают нуждам основных групп заинтересованных лиц — персонала, потребителей, местных сообществ на территориях присутствия.

Сегодня не только столичный, но и региональный бизнес — за исключением малого предпринимательства — хорошо знаком с термином «социальная ответственность». Однако российскому бизнесу еще сложно позиционировать свои социальные программы в «системе координат», принятой в мировом сообществе. Тем не менее в практику российского бизнеса все более активно входит международная классификация участия бизнеса в социальной сфере — традиционная благотворительность, стратегическая благотворительность и социальное инвестирование [15]. Наиболее «продвинутым» уровнем участия бизнеса в социальной сфере считается социальное инвестирование (венчурная филантропия). Но в большинстве своем социальные и благотворительные программы бизнеса, ориентированные как на сотрудников, так и на развитие местных сообществ, представляют собой сочетание традиционной и стратегической благотворительности.

Среди новых тенденций, характеризующих социальную политику российского регионального бизнеса, наблюдается переход от помощи в ответ на индивидуальные запросы к более организованным формам благотворительности, действия, направленные на обеспечение целевого расходования пожертвований и сочетание благотворительности с деловыми интересами компании.

Для корпоративных благотворителей все более актуальной становится проблема взаимодействия с региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления и некоммерческими организациями. Пока такое взаимодействие складывается крайне противоречиво. Практика взаимоотношений бизнеса и власти в социальной сфере сложна и разнообразна — от «добровольно-принудительной благотворительности» до социального партнерства. Четко прослеживается связь между характером взаимодействия бизнеса, государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и уровнем развития социальной ответственности бизнеса, с другой. Опыт последних лет показал, что любые формы диктата — будь то диктат власти или диктат корпорации — нежизнеспособны. «Добровольно-вынужденная» благотворительность, как и содержание «городов при заводах», отличаются крайне низкой эффективностью затрат на социальные нужды. Достаточно сложно складываются и отношения бизнеса с некоммерческим сектором. Предприниматели по-прежнему испытывают недоверие к общественным организациям и благотворительным фондам.

Однако эти проблемы не являются уникальной особенностью российской среды. Во всем мире взаимовыгодное партнерство между городом и градообразующим предприятием формируется непросто. В последнее время стало известно о целом ряде инициатив российских корпораций по активному, цивилизованному и прозрачному участию в жизни городов, где проживают большинство их сотрудников. Наибольшей эффективностью отличаются корпоративные социальные программы, которые разрабатываются и реализуются в режиме социального партнерства и учитывают интересы сотрудников компании и жителей городов, где развивается бизнес. Что является залогом успеха таких программ?

Во-первых, четкое формулирование собственной стратегии и отказ от финансирования «просьб из регионов», а также разработка и реализация программ социальной направленности в результате совместной работы компании, органов государственной власти и местного самоуправления, независимых консультантов. Во-вторых, ориентация на достижение значимого социального результата при соблюдении деловых интересов компании. В-третьих, направленность на поддержку новых социальных технологий и реформ в социальной сфере, а не на строительство и содержание объектов «соцкультбыта». В-четвертых, использование современных механизмов управления, прежде всего конкурсного распределения средств, долевого финансирования, внедрения мониторинга и оценки социальных и экономических результатов. Это позволяет отобрать наиболее эффективные и актуальные проекты, повысить мотивацию участников за счет привлечения собственных средств, контролировать реализацию и результаты проекта.

Смогут ли эти успешные, но все же пока единичные примеры стать общепринятой практикой? Ответ зависит как от самого бизнеса, так и от позиции региональной власти, местного самоуправления, некоммерческих организаций и общественности в целом. Можно сказать, что современная экономика — это экономика доверия, базирующаяся на политических и экономических свободах граждан. Когда действия властей провоцируют «погромные» настроения, то происходит раскол общества. Никакие «штрафы», уплачиваемые олигархами, никогда не компенсируют тех потерь, которые понесет бюджет России в результате неизбежного падения капитализации российских компаний, остановки инвестиционных проектов, сокращения рабочих мест и снижения общего уровня социальной ответственности российского бизнеса.

Бизнес может вести себя «продуктивно», т. е. направлять средства в освоение прогрессивных технологий, улучшение качества продукции, создание новых рабочих мест, а из полученной прибыли финансировать благотворительные акции. Но бизнес может вести себя и «контрпродуктивно», направляя средства на подкуп чиновников и создание собственного «административного ресурса», способного защитить его от произвола. Главное сегодня — это формирование доверия между бизнесом и городом, между предпринимателями, государственными и муниципальными служащими и представителями гражданского общества. Когда это доверие установлено, бизнес становится более «прозрачным» и заинтересованным в укреплении собственной репутации, а его вложения в социальную сферу — более полезными как для общества, так и для основной деятельности самих компаний.

Как уже упоминалось, сегодня происходят пере- ^ мены в социальных инвестициях в направлении мест- ^ ного сообщества. Интересы бизнеса во все большей < степени переносятся с персонала компании на внеш- ц нее социальное окружение. Можно диагностировать о центробежные силы в трансформации социальных к интересов бизнеса, когда компании стараются выйти ^ за пределы своей производственной деятельности. 5 Не исключено, что данная тенденция может перерасти в долгосрочный тренд развития социальных ^ инвестиций в России. ^

Анализ существующей практики корпоративных х стратегий показывает, что разработка методики фор- з мирования стратегии социального инвестирования ^ должна не только основываться на общих принципах < стратегического управления корпорацией в части по- 1 лучения экономических результатов, но и органично формировать социальные программы, направленные во внешнюю и внутреннюю среду компаний. Это связано с тем, что в процессе реализации социальных программ стоит та же цель, что и при разработке комплексной стратегии предприятия, — эффективность бизнеса.

Процесс формирования стратегии социального инвестирования корпорации можно представить в виде следующего алгоритма (рис. 1).

1. Формирование рабочей группы по разработке стратегии социального инвестирования корпорации Предпочтительно, чтобы данная рабочая группа состояла из высших руководителей компании, представляющих ведущие подразделения, а также менеджеров, которые будут непосредственно участвовать в реализации проектов социального инвестирования. Это позволит вовлечь в процесс формирования стратегии социального инвестирования сотрудников, обладающих реальными полномочиями для решения стратегических вопросов. Кроме того, персонал, реализующий конкретные проекты, получит возможность представить возможные затруднения с их реализацией на начальном этапе работы. Рабочая группа будет исследовать, насколько реальная практика компании соответствует ее миссии и целям. В процессе функционирования рабочей группы целесообразно привлекать к ее работе сторонних экспертов, обладающих информацией, необходимой для подготовки стратегии социального инвестирования. Рабочая группа формируется на срок, необходимый для разработки стратегии.

2. Проведение диагностики социальной среды корпорации

Диагностика социальной среды территории присутствия корпорации рабочей группой может производиться на основе готовых результатов исследования социальной среды (в случае если корпорация располагает подобными данными) или на основе исследований, проводимых специально для целей подготовки стратегии социального инвестирования корпорации (исследование может быть осуществлено как силами самой корпорации, так и с привлечением сторонних исполнителей). Сбор информации для целей анализа должен включать данные о подобных проблемах среди конкурентов по отрасли, исследование подобных примеров по выявленным проблемам, интервью с заинтересованными и вовлеченными в проблемные области стейкхолдерами (потребители, сотрудники, местные и федеральные чиновники) для выяснения их ожиданий от поведения компании в отношении субъектов ее социальной среды.

НАЧАЛО

о <

о

о о

Топ-менеджмент

1. Формирование рабочей группы

Рабочая группа

> <

2. Анализ социальной среды 3. Анализ стратегии корпорации

4. Формирование стратегии социального инвестирования

5. Формирование итогового отчета

Топ-менеджмент

Рис. 1. Блок-схема формирования стратегии социального инвестирования корпорации

Основные блоки информации, необходимые для проведения анализа социальной среды территории присутствия корпорации, включают оценку социально-экономического состояния следующих групп влияния на корпорацию:

• организации и группы заинтересованных лиц (гражданское общество);

• партнеры (поставщики, подрядчики);

• потребители;

• местное население;

• персонал компании;

• собственники компании.

В ходе анализа социальной среды корпорации выделяются факторы, оказывающие наибольшее влияние на деятельность корпорации (прямое воздействие), а также на состояние социальной среды территории присутствия корпорации (косвенное воздействие). Анализ социальной среды должен также включать прогнозирование динамики выявленных тенденций. Результаты прогноза выражаются в виде множества возможных путей развития и соответствующих им показателей. Прогноз осуществляется исходя из текущих тенденций развития социальной среды. Учитываются прогнозы внешних воздействий, способных повлиять на тенденции развития корпорации. От полноты и глубины выявления и описания тенденций, опасностей, шансов, а также отдельных чрезвычайных ситуаций: социальных, политических, экономических, международных и иных внешних факторов — зависит качество анализа. Для целей анализа социальной среды могут использоваться любые инструменты и методики, имеющиеся в распоряжении рабочей группы (например, SWOT-анализ) и обеспечивающие максимально точные данные в минимальные сроки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Анализ действующей стратегии корпорации Анализ корпоративной стратегии подразумевает изучение рабочей группой официальной корпоративной

стратегии с целью выявления приоритетов развития корпорации, ее миссии и целей. В случае отсутствия в корпорации общей утвержденной стратегии производится анализ функциональных стратегий подразделений корпорации. В ходе анализа корпоративной стратегии целесообразно осуществить выделение областей и обстоятельств, когда заявленные миссия и цели корпорации не совпадают с реальной ситуацией в социальной среде корпорации. Необходимо также осуществить поиск видимых и скрытых причин, по которым цели компании и реальная ситуация в социальной среде не совпадают.

4. Формирование стратегии социального инвестирования корпорации

4.1. Формирование стратегии социального инвестирования производится по результатам анализа социальной среды территории присутствия корпорации, а также выявления приоритетов развития корпорации на основе анализа корпоративной стратегии. Рабочей группой производится сопоставление приоритетов развития корпорации с текущим состоянием социальной среды территории присутствия корпорации, а также с прогнозом динамики этого состояния и определение целей и задач корпорации в социальной среде территории присутствия.

На основе целей и задач корпорации в социальной среде территории присутствия производится формирование целевых показателей реализации инвестиционных проектов корпорации в социальной среде. В зависимости от целей и задач корпорации в социальной среде могут быть использованы различные группы целевых показателей.

4.1.1. Определение рейтинга инвестиционного проекта (по влиянию на социальную среду корпорации): а) определение коэффициента влияния факторов воздействия социальной среды на корпорацию (табл. 1). Коэффициент влияния исчисляется как

Таблица 1 ^

Определение «коэффициента влияния» факторов воздействия социальной среды на корпорацию ^

№ п/п Наименование фактора воздействия социальной среды на корпорацию Важность фактора (ВФ), баллы от 9 до 0 Фактическое состояние фактора (ФСФ), баллы от 9 до 0 Коэффициент влияния (ВФ/ФСФ)

1 Фактор 1

2 Фактор 2

3

4 Фактор N

Таблица 2 ^

Матрица корреляции инвестиционных проектов и факторов воздействия социальной среды на корпорацию ^

№ п/п Наименование инвестиционного проекта Фактор 1 Фактор 2 Фактор N Рейтинг

*вл. = Х *вл. = Y *вл. = 2

1 2 3 4 п п + 1

1 Проект 1 ф11 = Ьп ■ Х Ф21 = ¿21 ■ У Фп1 = ЪП1 ■ Z Рейтинг1 = = Фц + Ф21 + ... + Фп1

2 Проект 2 Ф12 = ¿12 ■ Х Ф22= ¿22 ■ У Фп2 = ¿п2 ■ Z Рейтинг2 = = Ф12 + Ф22 + - + Фп2

т Проект т Ф1т = Ьш ■ Х Ф2т = ¿2т ■ У Фпт = ¿пт ■ Z Рейтингт = = Ф1т + Ф 2т + - + Фпт

отношение важности данного фактора для социальной среды корпорации (числовой коэффициент от 9 до 0) к ее фактическому состоянию (в баллах от 0 до 9);

б)построение матрицы корреляции инвестиционных проектов и факторов воздействия социальной среды на корпорацию, где kВЛ — коэффициент влияния факторов воздействия социальной среды на корпорацию, ¿КОРР. — корреляция инвестиционного проекта и факторов воздействия социальной среды на корпорацию. Оценка корреляции производится в баллах и может составить: +2 («сильная положительная»), + 1 («слабая положительная»), 0 («никакая»), -1 («слабая отрицательная»), -2 («сильная отрицательная»).

В табл. 2 представлена форма матрицы корреляции инвестиционных проектов и факторов воздействия социальной среды на корпорацию.

4.1.2. Определение необходимого времени на проведение каждого из рассматриваемых инвестиционных проектов (дни, недели, годы и т. п.). В случае нецелесообразности либо невозможности определения времени на проведение проекта возможно экспертное оценивание бюджетов времени проекта методом парных сравнений.

4.1.3. Определение затрат на реализацию инвестиционного проекта.

а) Определение стоимости (необходимого объема инвестиций) материальной части (сырье, материалы, станки и оборудование, здания и сооружения) бюджета каждого инвестиционного проекта.

б) Определение стоимости (необходимого объема инвестиций) нематериальной части (трудозатраты, обучение) бюджета каждого инвестиционного проекта.

в) Определение бюджета и графика инвестирования денежных средств (объем, сроки) в ходе проведения каждого из инвестиционных проектов.

г) Определение чистой приведенной стоимости (NPV) каждого из инвестиционных проектов. В случае нецелесообразности либо невозможности определения стоимости реализации проекта возможно проведение экспертной оценки затрат на реализа-

цию проекта («дороже/дешевле») методом парных сравнений.

4.1.4. Построение диаграммы инвестиционных проектов.

а) Строится пузырьковая диаграмма по трем переменным: абсцисса — рейтинг инвестиционного проекта, ордината — время на реализации инвестиционного проекта, размер пузырька — совокупный объем затрат на реализацию инвестиционного проекта. Данные диаграммы визуализируют основные аспекты установления приоритетов:

• чем правее на графике расположен элемент пузырьковой диаграммы, соответствующий инвестиционному проекту, тем сильнее положительное влияние данного проекта на выполнение основных целей и задач корпорации (ось абсцисс);

• чем ниже на графике расположен элемент пузырьковой диаграммы, соответствующий инвестиционному проекту, тем меньше рабочего времени необходимо на реализации данного проекта (ось ординат);

• чем меньше размер элемента пузырьковой диаграммы, соответствующего инвестиционному проекту, тем меньше денежных средств необходимо для реализации данного проекта.

Точками пересечения осей на графике являются средние арифметические значения для соответствующих параметров (влияние проекта на выполнение основных целей и задач корпорации, время на реализацию проекта), что позволяет расположить все инвестиционные проекты из подготовленного перечня по четырем квадрантам.

Квадрант 1 (правый нижний угол) — проекты, проведение которых выше среднего (сильно) повлияет на выполнение основных целей и задач корпорации при временных затратах ниже среднего уровня.

Квадрант2 (правый верхний угол) — проекты, проведение которых выше среднего (сильно) повлияет на выполнение основных целей и задач корпорации при временных затратах выше среднего уровня.

Квадрант 3 (левый нижний угол) — проекты, проведение которых ниже среднего (слабо) либо совсем

^ не повлияет на выполнение основных целей и задач ^ корпорации при временных затратах ниже среднего

< уровня.

Квадрант 4 (левый верхний угол) — проекты, про-

0 ведение которых ниже среднего (слабо) либо совсем к не повлияет на выполнение основных целей и задач ^ корпорации при временных затратах выше среднего 5 уровня.

4.2. Составляется перечень инвестиционных проек-^ тов с учетом группы приоритетности проекта и места ^ внутри группы. Внутри групп проекты сортируются х в порядке повышения затратности (чем ниже по спи-з ску, тем дороже для корпорации). Е^ 4.3. Ограничения, налагаемые рассмотренным под-

< ходом.

1 а) Влияние инвестиционных проектов на выполнение

основных целей и задач корпорации определяется мнением экспертов, что подразумевает соответствующий уровень компетенции экспертов. б) Порядок приоритетов можно менять в зависимости от целей корпорации и рассматриваемого вопроса.

5. Формирование итогового отчета Основным результатом разработки стратегии социального инвестирования является выработанная стратегия поведения корпорации в социальной среде в виде набора правил, используемых руководством корпорации для принятия решений при осуществлении инвестиционных проектов в социальной среде территории присутствия.

Результатом разработки должен стать документ, включающий:

а) описательную часть — обоснование необходимости стратегии, указание конечных и промежуточных целей стратегии;

б) планирование — результаты анализа социальной среды корпорации и анализа корпоративной стратегии, оценку рисков реализации стратегии социального инвестирования, прогноз влияния стратегии социального инвестирования на деятельность корпорации (в том числе на ее финансовые результаты) и др.;

в) механизм реализации стратегии — совокупность инвестиционных проектов корпорации в социальной среде, форма реализации инвестиционных проектов, структура управления проектами, график реализации проектов (этапы — цели — ресурсы), менеджеры проектов;

г) систему контроля реализации стратегии — указание механизмов контроля, систем отчетности, определение ответственных за реализацию стратегии;

д) заключительную часть — оценки экспертов, порядок коррекции стратегии.

Стратегия социального инвестирования корпорации в социальной среде территории присутствия после утверждения лицом или органом, принимающим решения, обретает статус внутреннего нормативного акта корпорации и принимается к исполнению.

Данная методика формирования корпоративной стратегии социального инвестирования обладает существенной практической значимостью, поскольку позволяет встроить механизм социального инвестирования в систему стратегического управления деятельностью корпораций, что позволяет повысить общую эффективность деятельности компании по реализации проектов в социальной среде.

Социальная направленность управления инвестиционной деятельностью корпораций в социальной

среде неразрывно связана с экономическими, финансовыми, правовыми и организационными условиями функционирования осуществляющих ее компаний. Намечаемые стратегические ориентиры эффективного социального инвестирования могут быть достигнуты при наличии рациональных механизмов и действующей системы управления инвестициями, направленными в социальную среду.

Успешность реализации стратегии социального инвестирования во многом определяет процесс ее подготовки и реализации. В отечественных компаниях формирование, принятие и реализация стратегических решений, как правило, распределены между руководителями разного уровня, что позволяет им вносить в него свои опыт, знания (далеко не всегда формализуемые) и интуицию. Однако различия в системах ценностей, типах восприятия, уровне образования и типах культур участвующих в этом процессе специалистов требуют согласования, приведения их в единую систему.

Как правило, участники формирования стратегии видят ее и стоящие перед компанией проблемы с различных точек зрения: экономико-финансовой и производственной, рыночной, социальной и политической. Кроме того, наличие внутренних разногласий между различными подразделениями (либо сотрудниками) корпорации, например, между работниками планового отдела; лицами, реализующими стратегию; лицами, использующими стратегию; клиентами предприятия порождает массу серьезных проблем по согласованию и координации деятельности.

Множество различных точек зрения порождают опасность формирования внутренне противоречивой стратегии, что указывает на проблему согласования и координации усилий различных подразделений и специалистов в процессе формирования и реализации стратегии.

Все эти факторы, в свою очередь, обусловливают проблемы координации деятельности руководителей и специалистов, участвующих в подготовке и реализации стратегии социального инвестирования корпорации, а также обеспечения целостности и внутренней согласованности данной стратегии. В качестве механизма, призванного снизить остроту возможных противоречий в работе, может быть предложена модель управления социальным инвестированием в корпорациях. В общем виде данная модель представлена в форме алгоритма, включающего ряд этапов (рис. 2).

Анализ предложенной модели управления социальным инвестированием в корпорациях позволяет выделить следующие аспекты реализации инвестиционных проектов корпорации в социальной среде. 1. Чрезвычайно важным является этап изыскания источников финансирования проектов. Основным источником финансирования инвестиционных проектов корпораций в социальной среде является прибыль, поэтому осуществлять социальное инвестирование способны только экономически эффективные компании. Однако некоторые проекты могут быть реализованы в рамках основной деятельности предприятия с отнесением понесенных затрат (социальных издержек) на себестоимость. Это относится к проектам, направленным во внутреннюю среду компании, в первую очередь на формирование условий труда персонала. В качестве проектов социального инвестирования могут рассматриваться инициативы по обеспечению работников дополнительным питанием на рабочем месте, средствами индивидуальной защиты, ор-

Рис. 2. Схема реализации инвестиционных проектов корпораций в социальной среде территории присутствия

ганизации доставки сотрудников до места работы собственным автотранспортом и др. Следует также отметить, что часть из проектов, затраты на которые компания может отнести на себестоимость, относятся к нормативно регулируемым (в частности, обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты на вредных производствах). 2. Сравнение эффективности реализации инвестиционных проектов в социальной среде с проектами конкурентов позволяет корпорациям выявить слабые стороны собственной инвестиционной деятельности и перенять опыт повышения ее эффективности. Предложенная методика построения системы управления социальным инвестированием в корпорациях может изменяться в зависимости от социально-экономических ситуаций, возникающих в процессе общественного развития. Она учитывает многосторонность деятельности управленческого аппарата и сложность принятия качественно обоснованных решений и объективно отражает потребность в разработке и внедрении научно обоснованных подходов к решению проблем управления социальным инвестированием в корпоративном секторе.

Литература

1. Симпсон С., Туркин С. Социальное измерение в бизнесе: бизнес, общество, власть. М.: Некоммерческое партнерство «Социальные инвестиции», 2001. 96 с.

2. Катькало В. С. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент.

2002. Вып. 2, № 16. С. 3-21.

3. Катькало В. С. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент.

2003. Вып. 3, № 24. С. 3-17.

4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 416 с.

5. Благов Ю. Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2, № 3. С. 17-34.

6. Благов Ю. Е. Эволюция концепции КСО и теория стратегического управления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. 2011. № 1. С. 3-26.

7. Егоров А. Ю., Никулин Л. Ф. «Пульсирующий» менеджмент. М.: Изд-во РЭА, 1998. 236 с.

8. Круглова Н. Ю. Инновационный менеджмент / Под ред. Д. С. Львова. М.: ТОО «Ступень», 1996. 290 с.

9. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. М.: Русская деловая литература, 1998. 768 с.

10. Ильина Г. Н. Социальная ответственность российского бизнеса: стратегии и инновации // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 1. С. 216-224.

11. Алекперов В. Мода на добро: социальное предпринимательство в России набирает популярность // Российская газета. Федеральный выпуск № 6197 (221) от 3 октября 2013 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rg.ru/2013/10/03/alekperov.html.

12. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общ. ред. С. Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2004. 80 с.

13. Балацкий Е. В. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы // Экономист. 2005. № 1. С. 64-80.

14. Якимец В. Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы // Труды Института системного анализа РАН (ИСА РАН). Т. 18. М.: КомКнига, 2005. 184 с.

15. Туркин С. В. Социальные инвестиции в бизнесе: Пособие для менеджеров. М.: Русский ун-т, 2003. 240 с.

References

1. Simpson S., Türkin S. Sotsial'noe izmerenie v biznese: bi-znes, obshchestvo, vlast' [The social dimension in the business: Business, society, authority]. Moscow, "Sotsial'nye investitsii" Publ., 2001. 96 p.

2. Kat'kalo V. S. Teoriya strategicheskogo upravleniya: etapy razvitiya i osnovnye paradigmy [Strategic management theory: Stages of development and basic paradigms]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 8: Menedzhment [Herald of St. Petersburg University. Ser. 8: Management], 2002, no. 2, pp. 3-21.

3. Kat'kalo V. S. Mesto i rol' resursnoy kontseptsii v razvitii teorii strategicheskogo upravleniya (Predislovie k Razdelu) [The place and role of the resource concept in the development of the strategic management theory (Introduction to Section)]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 8: Menedzhment [Herald of St. Petersburg University. Ser. 8: Management], 2003, no. 3, pp. 3-17.

4. Ansoff I. The new corporate strategy. New York, Wiley Publ., 1988, 288 p. (Russ. ed.: Ansoff I. Novaya korpo-

m rativnaya strategiya. St. Petersburg, Piter Publ., 1999. ° 416 p.).

< 5. Blagov Yu. E. Kontseptsiya korporativnoy sotsial'noy otvetstven-^ nosti i strategicheskoe upravlenie [The concept of corporate

social responsibility and strategic management]. Rossiyskiy

< zhurnal menedzhmenta, 2004, vol. 2, no. 3, pp. 17-34.

^ 6. Blagov Yu. E. Evolyutsiya kontseptsii korporativnoy sotsial'noy

1 otvetstvennosti i teoriya strategicheskogo upravleniya [The

2 evolution of the concept of corporate social responsibility o and the theory of strategic management]. Vestnik Sankt-uj Peterburgskogo universiteta. Ser. 8: Menedzhment [Herald Q of St. Petersburg University. Ser. 8: Management], 2011,

0 no. 1, pp. 3-26.

UJ 7. EgorovA.Yu., Nikulin L. F. "Pul'siruyushchiy" menedzhment

3 ["Pulsing" management]. Moscow, Russian University of Í Economics Publ., 1998. 236 p.

< 8. Kruglova N.Yu. Innovatsionnyy menedzhment [Innovation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 management]. Moscow, "Stupen'" Publ., 1996. 290 p.

9. Kruglov M. I. Strategicheskoe upravlenie kompaniey [Strategic management of the company]. Moscow, Russian Business Literature Publ., 1998. 768 p. 10. Il'ina G. N. Sotsial'naya otvetstvennost' rossiyskogo biznesa: strategii i innovatsii [The social responsibility of Russian busi-

ness: Strategy and innovation]. VestnikMGIMO Universiteta, 2014, no. 1, pp. 216-224.

11. Alekperov V. Fashion for the good: Social entrepreneur-ship in Russia is gaining popularity. Rossiyskaya gazeta, October 3, 2013, no. 6197 (221). Available at: http://www. rg.ru/2013/10/03/alekperov.html. (in Russ.).

12. Litovchenko S. E., ed. Doklad o sotsial'nykh investitsiyakh v Rossii za 2004 god [Report on social investments in Russia for 2004]. Moscow, Managers Association Publ., 2004. 80 p.

13. Balatskiy E. V. Sotsial'nye investitsii kompaniy: zakonomer-nosti i paradoksy [Social investments of companies: Regularities and paradoxes]. Ekonomist, 2005, no. 1, pp. 64-80.

14. Yakimets V. N. Sotsial'nye investitsii rossiyskogo biznesa: mekhanizmy, primery, problemy, perspektivy [Social investments of Russian business: Mechanisms, examples, problems, prospects]. Trudy Instituta sistemnogo analiza RAN (ISA RAN) [Proceedings of the Institute for System Analysis RAS (ISA RAS)], 2005, vol. 18. 184 p.

15. Turkin S. V. Sotsial'nye investitsii v biznese. Posobie dlya menedzherov [Social investments in the business. Handbook for managers]. Moscow, Russian University Publ., 2003. 240 p.

Научная и конгрессная деятельность СПбУУиЭ

Научная деятельность вуза направлена на решение важнейших проблем социально-экономического развития России и соответствует приоритетным направлениям научно-педагогических школ Университета. Научная продукция, создаваемая в результате выполнения исследовательских проектов, обладает новизной и оригинальностью предлагаемых решений, наличием определенного задела на пути к декларируемой цели и имеет спрос в научно-образовательном и экономическом пространстве. Научная деятельность вуза включает фундаментальные и научно-практические направления.

Долгосрочные партнерские отношения связывают Санкт-Петербургский университет управления и экономики с Отделением общественных наук РАН, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российской академией образования. Успешно развиваются контакты с региональными структурами РАН на Дальнем Востоке (Хабаровск), Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск), в Республике Карелия (Петрозаводск), Северо-Западном федеральном округе (Кольский научный центр) и др.

Традиционными формами совместной деятельности в русле действующих партнерских соглашений и договоров являются участие ведущих ученых фундаментальной экономической науки в образовательном процессе СПбУУиЭ, научное руководство аспирантами со стороны учреждений РАН, издание совместных монографий, проведение совместных конференций и семинаров по актуальным научно-практическим проблемам и целый ряд других уже зарекомендовавших себя проектов.

О большом научном потенциале вуза и его признании свидетельствует и тот факт, что научными руководителями и консультантами институтов и кафедр являются лауреаты Нобелевской премии по экономике, почетные профессора СПбУУиЭ: профессор Колумбийского университета Э. Фелпс, профессор Чикагского университета Р. Маейрсон, профессора Гарвардского университета А. Сен и Р. Мертон, профессор Массачусетского технологического института П. Даймонд, профессор Стэнфордско-го университета Уильям Шарп, профессор Калифорнийского университета Беркли Оливер Уильямсон, академики РАН: вице-президент РАН Ж. И.Алферов, А. А. Анфиноген-това, А. Г. Аганбегян, С. Ю. Глазьев, В. В. Ивантер, А. А. Ко-кошин, Н. Н. Казанский, В. И. Маевский, В. Л. Макаров, П. А. Минакир, А. Д. Некипелов, В. В. Окрепилов, М. Б. Пиотровский, А. И. Татаркин и др. Многие почетные профессора вуза регулярно выступают в Университете с открытыми лекциями.

В рамках реализации основной цели научно-конгрессной деятельности в Санкт-Петербургском университете управления и экономики решаются следующие задачи:

• интеграция Университета в дискуссионное поле научной общественности регионов, России, зарубежных стран;

• закрепление и развитие ведущего научного направления Университета, связанного с исследованием проблем управления инновационным развитием регионов и корпоративных структур;

• повышение качества и актуальности, стимулирование и тематическая диверсификация научных исследований, проводимых в Университете;

• повышение научного уровня профессорско-преподавательского состава, активизация научной деятельности аспирантов и студентов, вовлечение молодежи в постановку и решение научных проблем управления и экономики;

• расширение и развитие партнерских отношений Университета с органами государственной власти и местного самоуправления, отечественными и зарубежными организациями и учреждениями науки, образования, управления, экономики, финансовыми структурами, профессиональными общественными организациями, фондами поддержки науки и образования и т. д.;

• развитие внутренних интеграционных научно-образовательных процессов Университета между факультетами, кафедрами и региональными институтами и филиалами; между учеными, преподавателями и аспирантами, студентами Университета.

Научно-конгрессная деятельность осуществляется в СПбУУиЭ в следующих основных формах:

• организация и проведение научных и научно-практических конференций и семинаров, круглых столов и дискуссий международного, общероссийского, межрегионального, регионального и межвузовского уровней, в том числе в рамках интеграционных связей с научными, производственными, образовательными и иными партнерами Университета;

• организация и проведение студенческих научных и научно-практических конференций и семинаров, круглых столов и дискуссий различного вида и уровня;

• участие официальных представителей Университета в работе научных конференций, форумов, круглых столов, семинаров, организуемых на территории России и за ее пределами.

Ежегодно расширяется участие ученых Университета в научных конференциях, семинарах, форумах различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.