Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА ФУНКЦИЙ И КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА ФУНКЦИЙ И КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИТ) / INFORMATION TECHNOLOGIES (IT) / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ИС) / INFORMATION SYSTEMS (IS) / ИНФРАСТРУКТУРА ИТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБЛАСТИ ИТ-ТЕХНОЛОГИЙ / TRAINING IN THE FIELD OF IT-TECHNOLOGIES / IT-INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрейзис Ю.И.

Одна из ключевых задач информационного обеспечения деятельности современных предприятий состоит в создании и поддержании их технологической основы, инфраструктуры, открывающей возможность для многофункциональных информационных систем наиболее полным образом обслуживать потребности, как отдельных подразделений, так и всего предприятия в целом, его внутренней и внешней информационной инфраструктуры. Учитывая происходящие изменения и в технологиях, и в бизнесе, решение усложняющихся управленческих задач представляет собой проблему. Один из ее существенных аспектов - решение управленческих и финансово-экономических задач с использованием современных ИКТ - это наличие специалистов по информационным технологиям (ИТ), обладающих набором необходимых функций, компетенций и навыков для создания и поддержания эффективного функционирования корпоративных управленческих и экономических информационных систем. Формирование высококомпетентного ИТ-персонала является одним из ключевых факторов технологической конкурентоспособности предприятий, поэтому необходимо лучшее понимание ИТ-специалистами потребностей хозяйствующих экономических субъектов.One of key problems of information support of the companies consists in creation and maintenance of a technological basis, the infrastructure opening an opportunity for multipurpose information systems in the fullest way to serve requirements of both separate divisions and all enterprise, and the organizational community united in networks. Considering the happening changes both in technologies, and in business, the solution of the becoming complicated administrative tasks represents a problem. One of her essential aspects - the solution of administrative tasks with use of modern ICT is a presence of information technology specialists (IT) possessing a set of necessary functions, competences and skills for creation and maintenance of effective functioning of administrative information systems. As formation of highly competent IT personnel is one of key factors of technological competitiveness of the enterprises, the best understanding IT specialists of requirements of economic entities for qualitative components of human resources of this sector of activity is necessary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дрейзис Ю.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА ФУНКЦИЙ И КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ»

- отсутствует льготное налогообложение и кредитование при финансировании природоохранных мероприятий. Источники:

1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015, 608 с.

2. Протасов В.Ф. Экология и природопользование в России / В.Ф. Протасов, А.В. Молчанов. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 528 с.

3. Экологическое право: учебник для академического бакалавриата / С. А. Боголюбов [и др.]; под ред. С. А. Боголюбова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.

4. Гришина И.В., Зиновьева И.С. Экономические механизмы охраны окружающей среды // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 4. - С. 181-182.

5. Копытова А. И. Анализ применения экономических механизмов природопользования в РФ / А. И. Копыто-ва // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. - № 12 (127) - с.155-160.

6. Дмитриева О.А. Экологическая безопасность и правовые меры ее обеспечения //Уральский экологический вестник. 2014. № 2.- с. 25 - 30.

7. Дмитриева О.А, Короткова Л.Н. Роль экономического механизма в экологическом праве /Сборник научных трудов Международной заочной научно-практической конференции «Наука сегодня: теория и практика» Уфа, 2016. - с. 76-80.

Sources:

1. Korobkin VI, Peredelsky LV Ecology - Rostov-on-Don .: Phoenix, 2015, 608 p.

2. Protasov V.F. Ecology and Nature Management in Russia / V.F. Protasov, A.V. Molchanov. - Moscow: Finance and

Statistics, 2009. - 528 p.

3. Environmental law: a textbook for academic baccalaureate / SA Bogolyubov [and others]; Ed. S. A. Bogolyubov. - 6

th ed., Pererab. and additional. - Moscow: Yurayt Publishing, 2018.

4. Grishina IV, Zinovieva IS Economic mechanisms of environmental protection. // Successes of modern natural sci-

ence. - 2012. - № 4. - P. 181-182.

5. Kopytova AI Analysis of the application of economic mechanisms of nature management in the Russian Federation /

AI Kopytova // Bulletin of TSPU (TSPU Bulletin). 2012. - No. 12 (127) - p.155-160.

6. Dmitrieva O.A. Ecological safety and legal measures of its maintenance // the Urals ecological bulletin. 2014. No. 2.-

p. 25 - 30.

7. Dmitrieva OA, Korotkova L.N. The Role of the Economic Mechanism in Environmental Law / Proceedings of the

International Correspondence Scientific and Practical Conference "Science Today: Theory and Practice" Ufa, 2016. - p. 76-80.

УДК 004+331.5

Ю.И. Дрейзис к.т.н., доцент, Сочинский государственный университет

Yu.I. Dreyzis

candidate of technical sciences, associate professor, Sochi State University (yurid2006@yandex.ru +7-918-100-23-47)

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА ФУНКЦИЙ И КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Одна из ключевых задач информационного обеспечения деятельности современных предприятий состоит в создании и поддержании их технологической основы, инфраструктуры, открывающей возможность для многофункциональных информационных систем наиболее полным образом обслуживать потребности, как отдельных подразделений, так и всего предприятия в целом, его внутренней и внешней информационной инфраструктуры. Учитывая происходящие изменения и в технологиях, и в бизнесе, решение усложняющихся управленческих задач представляет собой проблему. Один из ее существенных аспектов - решение управленческих и финансово-экономических задач с использованием современных ИКТ - это наличие специалистов по информационным технологиям (ИТ), обладающих набором необходимых функций, компетенций и навыков для создания и поддержания эффективного функционирования корпоративных управленческих и экономических информационных систем. Формирование высококомпетентного ИТ-персонала является одним из ключевых факторов технологической конкурентоспособности предприятий, поэтому необходимо лучшее понимание ИТ-специалистами потребностей хозяйствующих экономических субъектов.

Annotation. One of key problems of information support of the companies consists in creation

and maintenance of a technological basis, the infrastructure opening an opportunity for multipurpose information systems in the fullest way to serve requirements of both separate divisions and all enterprise, and the organizational community united in networks. Considering the happening changes both in technologies, and in business, the solution of the becoming complicated administrative tasks represents a problem. One of her essential aspects - the solution of administrative tasks with use of modern ICT is a presence of information technology specialists (IT) possessing a set of necessary functions, competences and skills for creation and maintenance of effective functioning of administrative information systems. As formation of highly competent IT personnel is one of key factors of technological competitiveness of the enterprises, the best understanding IT specialists of requirements of economic entities for qualitative components of human resources of this sector of activity is necessary.

Ключевые слова: информационные технологии (ИТ), информационные системы (ИС), инфраструктура ИТ, профессиональные компетенции, подготовка кадров в области ИТ-технологий.

Key words: information technologies (IT), information systems (IS), IT-infrastructure, professional competences, training in the field of IT-technologies

ВВЕДЕНИЕ

Усложнение современной производственной и социально-экономической деятельности, всех параметров и аспектов экономической, социальной и политической жизни, динамичность происходящих процессов практически во всех сферах деятельности привели, во-первых, к постоянному росту потребностей в новых знаниях, а, во-вторых - к созданию новых технологий и способов удовлетворения этих возрастающих потребностей. Быстрое развитие информационно-коммуникационной техники (ИКТ) и информационных технологий (ИТ) послужило толчком к ускорению развития общества, построенного, в первую очередь, на использовании различной информации и получившего название информационного общества, экономика которого в последние годы все больше приобретает черты цифровой экономики.

В этом информационном обществе процесс информатизации, внедрения новых ИКТ во все сферы деятельности, в т.ч. и в сфере современной экономики, управления экономическими объектами, предоставляет доступ к многочисленным источникам информации, избавляет от рутинной работы, обеспечивает необходимый уровень автоматизации процессов сбора, анализа и обработки информации и в производственной, и в непроизводственных сферах.

Бизнес в настоящее время требует от сотрудников предприятия, вне зависимости от их места на его иерархической лестнице, уверенного знания и владения современными ИТ-технологиями. ИТ в настоящее время развиваются чрезвычайно быстрыми темпами. Это обстоятельство определяет необходимость учета сложившихся тенденций в направлениях подготовки и переподготовки ИТ-специалистов, их последующего профессионального развития с учетом специфики современной экономики, ее электронного характера, трендов развития.

1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Проходящие в настоящее время инновационные процессы приводят к появлению новых технологий. В результате изменений в сфере образования, совершенствования и развития на новой технологической основе информационно-коммуникационных технологий экономика, управление, производство, сферы непроизводственной деятельности, государство и общество в целом приобретают новые характеристики и новые механизмы для своего дальнейшего функционирования, своего развития. Ускоренный рост научно-технического потенциала, внедрение новых промышленных, производственных и управленческих технологий и форм, которые содействуют созданию и реализации новой продукции, производству новых товаров и услуг, стали важнейшими задачами в стратегии управления и отдельных предприятий, и в области экономики и политики многих государств.

В новых экономических условиях изменяются как технологии и условия хозяйствования, технологии производства и реализации продукции/услуг, так изменяются и технологии, и условия управления предприятиями и организациями, их бизнес-процессами и ресурсами.

Внедрение новых возможностей ИКТ характерно для современной экономики, как для производственной, так и для непроизводственной сфер деятельности, включая финансы, торговлю, образование, здравоохранение и др. области. Интернет-торговля, электронные деньги, дистанционные образование и телемедицина, удаленные медицинские консультации врачей, элек-

тронный документооборот, облачные вычисления, большие данные и многое-многое другое становятся свидетельствами кардинальных изменений производственной и непроизводственной сферы под влиянием современных, прежде всего информационных, технологий.

Активное и повсеместное внедрение новых технологий (производства, управления, торговли и т.д.), основанных на использовании современных ИКТ, выдвигает и новые требования к квалификации специалистов, использующих эти технологии, их функциям.

У предприятий, которые сегодня работают в условиях динамично развивающейся экономики, становящейся все более цифровой, возникают потребности в профессиональных кадрах в области информационных систем (ИС) и информационных технологий (ИТ), способных не только качественно автоматизировать отдельные бизнес-процессы на предприятии, проектировать, разрабатывать и/или внедрять новые или модернизировать уже существующие информационные системы с учетом новых реалий, но также создавать информационную инфраструктуру предприятия, его информационное поле, и обеспечивать качест-венное управление информационными (внешними и внутренними) ресурсами предприятия.

Решение усложняющихся управленческих и экономических задач представляет собой проблему, учитывая происходящие изменения и в технологиях, и в бизнесе. Один из ее существенных аспектов - решение этих задач с использованием современных ИКТ - это наличие ИТ-специалистов, обладающих набором необходимых функций, компетенций и навыков не только для создания и поддержки эффективного использования информационных технологий и систем предприятия, но пониманием его бизнес-процессов и стратегии развития.

Поскольку формирование высококомпетентного ИТ-персонала является одним из ключевых факторов технологической конкурентоспособности предприятий, очевидно, что необходимо лучшее понимание ИТ-специалистами потребностей экономических и управленческих субъектов, знания и понимания бизнес-процессов соответствующих предприятий.

По данным [5, 6], потребность в квалифицированных ИТ-специалистах для различных отраслей экономики в России в 2016 году составила не менее 180 тыс. чел. Выпуск высших учебных заведений и колледжей по ИТ-специальностям составил чуть более 70-80 тыс. человек - менее 40% потребности!

Анализ проблем, мешающим бизнесу развиваться, показывает, что в существующих условиях развития экономики одной из главных проблем является нехватка квалифицированных специалистов, в т.ч. ИТ-специалистов, обладающих для использования в условиях новой цифровой экономики и новых технологий управления необходимой полнотой профессиональных компетенций и навыков, знаниями в области экономики и управления.

Проблемы связаны со многими факторами:

а) рынок ИТ предлагает все больше новых технологичных решений для автоматизации различных бизнес-процессов на предприятии;

б) образовательные учреждения по ряду объективных причин (несовершенная материально-техническая база, нехватка необходимых финансов для постоянного технологического обновления, старение преподавательских кадров, невысокая популярность в сравнении с другими учебными направлениями и др.) не способны подготовить достаточное число специалистов с необходимым уровнем соответствия профессиональным требованиям.

Приток дополнительных кадров во многие отрасли экономики в значительной степени обеспечивается, в основном, за счет других специальностей (переподготовка специалистов).

В современной России потребность в квалифицированном ИТ-персонале предприятий /организаций постоянно возрастает. Многое в темпах роста потребностей в ИТ-специалистах зависит от того, по какому сценарию будет далее двигаться Россия, сырьевому или технологическому. При дальнейшем «сырьевом» сценарии развитии экономики России потребности в ИТ-специалистах для различных отраслей составят к 2020 г. порядка 250 тыс. специалистов. В случае сценария «технологического» развития, реализации в России утвержденной в 2017 г. Государственной программы «Цифровая Россия», возможные потребности в ИТ-специалистах для экономики составят порядка 550 тыс. человек.

Такая же тенденция нехватки ИТ-специалистов, а также достаточно большого числа специалистов других отраслей, имеющих недостаточный уровень использования современных технологий, включая современные ИТ-технологии управления предприятиями и их бизнес-процессами, наблюдается и в Европе. Общее количество «компьютерных» вакансий в ЕС растет

примерно на 100 тыс. в год. К 2016 году на почти 900 тыс. открытых вакансий в ЕС было всего чуть более 100 тыс. ИТ-выпускников [5].

В марте 2013 ЕС созвала так называемую «великую коалицию» работодателей из сектора ИТ. Ее участникам было вменено создание рабочих мест, финансирование «стартапов», а также организация программ повышения квалификации для ИТ-сотрудников компаний [9]. Участники коалиции также обязались к 2016-17 г. открыть около 700000 вакансий для граждан ЕС и эмигрантов, однако данное решение реализовано лишь частично.

За последние годы роль ИТ-специалистов предприятий очень заметно изменилась от автоматизации (с использованием ИС) обработки отдельных хозяйственных операций и бизнес-процессов до создания и управления корпоративными информационными системами предприятий на новой технологической основе. Однако конкретные требования к их функциям и профессиональные требования еще определены слишком обобщенно и недостаточно четко, в т.ч. и в действующих, и в предлагаемых (уже с учетом разработанных профессиональных стандартах) образовательных стандартах ФГОС 3+ и ФГОС 3++.

В новых постоянно изменяющихся условиях развития современной экономики, в условиях появления и развития новых технологических возможностей в разных сферах деятельности, и прежде всего в области ИКТ (мобильные приложения, «облака» и др.), актуальным становится вопрос: «А какие функции теперь должны выполнять ИТ-специалисты, и какими навыками они должны обладать, чтобы решать организационные задачи на предприятиях/в организациях?».

Одна из важнейших задач обеспечения деятельности любого предприятия состоит в создании и поддержании его информационной инфраструктуры, его информационного пространства, технологической и коммуникационной платформ, которые открывают возможность для многофункциональных информационных систем предприятия обслуживать потребности, как самого предприятия, так и взаимосвязанного и интегрированного с ним в условиях становления и развития цифровой экономики современного сетевого общества.

Такой технологической основой и является ИТ-инфраструктура предприятия, его информационная среда. В современной экономике все большее число предприятий зависят от «беспроводной» интеграции своих технических средств, программного обеспечения, качества, полноты, своевременности получения и достоверности используемой информации, имеющихся возможностей средств телекоммуникации для внутренней интеграции своих производственно-хозяйственных функций, интеграции с внешней средой (поставщиками и потребителями). Формирование ИТ-ресурсов и ИТ-инфраструктуры предприятия, его информационного пространства становится стратегической необходимостью.

Опрос руководителей предприятий/организаций (в т.ч. и ИТ-служб предприятий) показывает, что управление этими ИТ-ресурсами давно вошло в число важнейших задач, стоящих перед ИТ-подразделениями, обслуживающими информационные системы предприятий. Однако, один из существенных аспектов - это наличие необходимых квалицированных ИТ-специалистов и правильный набор их функций и навыков для эффективного создания и поддержания информационных ресурсов предприятия, понимания экономических и организационно-управленческих аспектов его деятельности и его основных бизнес-процессов.

Один из ключевых факторов повышения конкурентоспособности предприятий - наличие на нем профессионально подготовленного ИТ-персонала. Для этого необходимо лучше понимать потребности в них со стороны разработчиков ИТ-инфраструктуры предприятий, формирующих информационное пространство.

В последние годы стали заметными следующие основные тенденции профессионального развития ИТ-персонала предприятий, характерные для мирового ИТ-рынка [4, 7]:

1) распространение технологий дистанционного, ориентированного на Web-техноло-гии, обучения при подготовке или повышении квалификации корпоративных пользователей;

2) усиление роли бизнес-навыков, понимация бизнес-процессов на предприятии для ИТ-специалиста, владение навыками ИТ-менеджмента. Особенность современного состояния мирового рынка - тесная интеграция ИТ с остальными его аспектами. Как следствие этого - требование от ИТ-менеджеров наличия навыков управления проектами, руководства персоналом, составления смет, распределения финансов и разработки бизнес-планов;

3) стирание границ между специальностями в области ИТ и остальными профессиями. Как уже отмечалось, ИТ-специалисты должны приобретать бизнес-навыки, а служащие других

профессий на предприятии должны становиться более опытными пользователями ИКТ, которые расширяют и профессиональные возможности;

4) необходимость непрерывного самообучения ИТ-специалистов предприятий, освоение и дальнейшее применение ими в своей профессиональной деятельности и в управленческой деятельности предприятий новых технологий и методов обработки информации.

Чтобы в полной мере воспользоваться всеми преимуществами новых ИТ-технологий, предприятиям необходимо повышать постоянно квалификацию своих специалистов (в т.ч. и ИТ-специалистов) и осуществлять переобучение менее квалифицированных кадров, ориентируя их не только на умение решать задачи с использованием автоматизированных бизнес-процессов, но и на управление всей информационной инфраструктурой предприятий.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Дэвенпорт и Линдер [1] определяют ИТ-инфраструктуру предприятия как «часть потенциала организации, предназначенную для общего пользования. Она включает все «тротуары, аллеи и магистрали», с помощью которых обрабатывается электронная информация, стандарты ее эффективного использования, навыки применения как технологии, так и самой информации». В табл. 1 даны компоненты соответствующей ИТ-инфраструктуры [1].

Таблица 1. Модель ИТ-инфраструктуры предприятия/организации

Уровни Технические компоненты Человеческие компоненты

Ключевые ИТ-технологии Блоки и линии связи Базовые технические навыки

Технические возможности ИТ-платформы и обслуживающие программы Общие навыки работы с компьютерами и сетями

Прикладные программы для деловой сферы Общие и специализированные прикладные программы Навыки разработки и применения прикладных программ

Деловая информация Совместно используемые данные Навыки управления и использования информации

Поддержка бизнес-процес-сов Обеспечение деловых процессов предприятия Навыки конструирования и исполнения

Вейлл [2] определяет ИТ-инфраструктуру как «фундаментальную основу потенциала, финансируемую и обеспечиваемую организационными подразделениями по информационным системам и совместно используемую множеством оперативных и функциональных подразделений. Потенциал ИТ организации включает как техническую, так и управленческую квалификацию, необходимую для предоставления надежного обслуживания».

На основе этих двух определений ИТ-инфраструктура предприятия рассматривается как интегрированный набор технических и технологических составляющих в совокупности с человеческими возможностями, который формирует основу, совместно используемую для обеспечения внутренних и внешних бизнес-функций предприятия. ИТ-инфраструктура представляет собой сочетание двух уровней - внутри- и внеорганизационного. Каждый из этих уровней состоит из 4-х компонентов - технологической платформы, ИТ-услуг общего пользования, способностей и возможностей человека, стандартов. Концептуальная модель конкретизируется в табл. 2

Таблица 2. Компоненты инфраструктуры ИТ

Стандарты Технологическая платформа (технические средства, сети, операционные системы) Услуги, предоставляемые ИТ общего пользования (информация, прикладные программы, сети) Человеческие способности

Внутриорганизационный уровень

Структурные стандарты по техническим средст-вам, сетям, прик-ладным программам, данным и информации Технические (внутренние) стандарты безопасности для сетей, данных и прикладных программ Архитектура «клиент-сервер»; локальные сети; глобальные сети; беспро-вод-ные технологии; персональные экспертные системы; компьютеры разных типов Интегрированные информационно-программные услуги: материальные ресурсы и активы, человеческие ресурсы, финансовые ресурсы Условия создания прикладных программ: методики разработки, автоматизированное проектирование и создание программ, язы-ки программирования, целевые инструментальные средства, средства управления проектами, экспертные системы-оболочки Сетевой сервис, включая персональные услуги связи для дистанционного при- Поставщики технологий и услуг: управление данными, организация работы сети, разработка стандартов, разработка про-грамм, интеграция и поддержка используемых программ, обучение

сутствия Услуги информационного хранения

Межорганизационный уровень

Технические (внешние) стандарты безопасности для сетей, данных и используемых прикладных программ Глобальные сети; беспроводные технологии; цифровые сети связи Услуги информационной супермагистрали Системы стратегических кооперационных союзов и совместных предприятий Электронный обмен данными Персональный доступ к глобальным сетям Межорганизационные услуги информационного хранения и программного обеспечения (на основе больших данных, облачных вычислений) Технические аспекты: знание российских/международных стандартов норм регулирования и технологий Нетехнические аспекты: знание иностранных языков, культуры, финансовых отношений и систем защиты

3. ФУНКЦИИ И НАВЫКИ СП] ЕЦИАЛИСТА ПО ИНФОРМА] ЦИОННЫМ СИСТЕ-

МАМ В КОНТЕКСТЕ ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Профессиональные роли в экономических информационных системах за последнее десятилетие изменились и продолжают меняться в зависимости от динамики условий развития экономики и в силу беспрецедентного прогресса технологий. Основными факторами этих изменений в сфере бизнеса являются глобализация и рост неустойчивости внешней деловой среды, возникновение глобального рынка труда, реструктуризация промышленных предприятий. Факторы, относящиеся к сфере технологий, включают значительное улучшение соотношения «цена/качество» по важнейшим технологиям; мощность коммуникационных сетей, дающая возможность передавать голос, текст, изображения с огромной скоростью; архитектура открытых систем; новые парадигмы разработки программного обеспечения, использование мобильных приложений, «облачных вычислений», «больших данных».

Будущие профессионалы ИС должны уметь действовать на пересечении современного бизнеса и ИТ-технологий. В их задачи должно входить не только своевременное обеспечение менеджмента компаний полной, достоверной и качественной информацией для принятия решений, но и участие в инновациях и в повышении конкурентоспособности компаний.

Бенджамин и Блант [3] в конце ХХ века выделили ряд критических проблем информационных технологий следующих десятилетий, включая проблемы технологии, стандартов, обслуживания, экономики, программного обеспечения и управления изменениями. Они предсказали существенный рост инвестиций компаний на создание и поддержание своей ИТ-инфраструктуры. Также они предсказали, что прикладные программы будут базироваться на высокоуровневых моделях бизнеса, охватывающих как все предприятие, так и его внешнее окружение, и что навыки управления изменениями займут ключевое место в квалификации профессионалов в сфере ИТ. Управление развитием инфраструктуры, ее финансированием и управление изменениями будет представлять важнейшие задачи, которые далее предстоит решать профессионалам ИТ-сферы. Таким образом, основные навыки создателей и хранителей технологической ИТ-инфраструктуры будут носить не только технический, но и межличностный, и управленческий характер. Эти предсказания уже стали реалиями развития ИТ.

Анализ публикаций [4-9] дает представление о функциональных и квалификационных потребностях в сфере использования на предприятиях информационных технологий и информационных систем. Сводные результаты анализа результатов [4-9] отражены в таблице 3. Таблица 3. Должностные функции и компетенция в сфере информационных систем

Функции и задачи ответственного лица Компетенции

Поставщик услуг ИТ-подразделения предприятия: поддержка «горячих линий»; базовое обучение и повышение квалификации; консультирование по проблемам использования имеющихся на предприятии ИТ и ИС Управленческие компетенции: выслушивание наставничество, тренинг; решение проблем Технические компетенции: знание технологий аппаратного и программного обеспечения (текущих и будущих технологий)

Должностное лицо, отвечающее за безопасность, конфиденциальность и достоверность обработки информации Технические и управленческие компетенции: знание и координация разработки и применения политики информационной безопасности в рамках предприятия

Лидер преобразований (руководитель или назначенное ответственное лицо) Интеграция работы различных информационных систем в рамках компании Управленческие компетенции: межличностные навыки; управление собственной деятель ностью; управление внутри и вне подразделения ИС; концептуальные навыки; знание производства (отрасли, организации, людей)

Интегратор бизнеса (руководитель или назначенное ответственное лицо) Лидер в области эффективного использования информации и технологических ресурсов Управленческие и технические компетенции: знания и навыки в области бизнеса и ИТ; навыки стратегического планирования; навыки руководства; навыки разработки стандартов

Связь ИТ с деловой стратегией предприятия Разработка структурного плана инфраструктуры ИТ Разработка, создание и внедрение компонентов ИТ-инфраструктуры предприятия на основе структурных принципов Управленческие и технические компетенции: знание бизнеса; понимание бизнес-процессов на предприятии; навыки коммуникации; знание технологии

Сотрудничество с менеджерами предприятия и содействие изменениям Обучение менеджеров бизнес-процессов в области технологии; обучение персонала ИС Развитие информационных структур Разработка и создание комплексных систем Управленческие и технические компетенции: знание бизнеса; знание методик разработки и развития баз данных; знание телекоммуникаций; навыки проектного управления; навыки руководства

Бизнес-консультант, плановик и менеджер комплексной технологической ИТ-инфра-структуры Технические и управленческие компетенции: знание технологии; навыки моделирования предприятия; навыки управления

Лидерство в совместном использовании данных различными прикладными программами Технические и управленческие компетенции: разработка баз данных, сетей; навыки интеграции технического и программного обеспечения; навыки в области стратегии, организации, коммуникации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласование ИТ-стратегии с деловой стратегией предприятия Анализ деловой среды и управление технологическими изменениями Технические и управленческие компетенции: стратегическое планирование, консультирование; навыки управления изменениями; технические и управленческие навыки управления инфраструктурой

В таблице 4 структура ключевых функций и задач детализирована, в таблицах 5 и 6 дана структура профессиональных компетенций и навыков для работы в области информационной инфраструктуры предприятий и основных функций информационных систем, используемых на предприятиях.

Таблица 4. Функции и задачи в области ИС

Функция Ключевые задачи

Планирование инфраструктуры предприятия Разработка генерального плана технологической структуры; определение целей и задач ИТ-инфраструктуры; управление плановым процессом реализации ИТ-стратегии компании

Разработка ИТ-инфраструкту-ры предприятия Преобразование генерального плана в проект компонентов инфраструктуры, важнейших для обеспечения возможности быстрого реагирования на изменение потребностей бизнеса

Организация инфраструктуры предприятия Технические услуги: организация использования вычислительных мощностей (техническое и программное обеспечение) Услуги базы данных: организация управления данными Услуги прикладных программ: разработка прикладных систем Услуги ИТ-подразделения: поддержка действующей ИТ-инфраструктуры; общее совершенствование ИТ-операций

Обеспечение безопасности информационных ресурсов Защита конфиденциальности и сохранности ресурсов обработки информации на предприятии

Интеграция функций Обеспечение интеграции всех функциональных информационных систем между подразделениями; решение задач в области общекорпоративных систем

Обучение Обеспечение подготовки персонала пользователей к работе с компонентами инфраструктуры. Обучение и повышение технической и управленческой квалификации персонала ИС

Стратегическое консультирование и стимулирование изменений Функционирование в качестве связующего звена с клиентами; помощь хозяйственным подразделениям в определении их информационных потребностей на основе деловых стратегий; помощь в осуществлении

Таблица 5. Концептуальная модель компетенций в области инфраструктуры ИС

Технические компетенции Управленческие компетенции

Внутриорганизационная инфраструктура

Знание существующих и возникающих новых ИТ-технологий Способности определять и проводить в жизнь стандарты ИТ-инфраструктуры Навыки, необходимые для интеграции различных ИС и ИТ в рамках компании Компетенции в области разработки систем: реинжиниринг бизнес-процессов; автоматизированное проектирование и создание программ; экспертные системы; моделирование деятельности и процессов предприятия Навыки подготовки конечных пользователей, менеджеров и персонала ИС по использованию инфраструктуры ИТ Межличностные компетенции: мотивация, делегирование, наставничество; лидерство на основе знания технологии и бизнеса Концептуальные компетенции: решение проблем; согласование ИТ-технологии с корпоративной стратегией предприятия Навыки управления изменениями Навыки планирования (например, технологической структуры) Знание бизнеса Навыки маркетинга (например, продаж) Навыки коммуникации (например, доведения значения применения ИТ до пользователей) Политические способности

Межорганизационная инфраструктура

Знакомство с национальными и международными стандартами организации сетей и обмена данными Компетенции в области разработки межорганизационных мощностей ИТ (например, систем электронного обмена данными) Навыки обучения внешних заинтересованных лиц Анализ внешней среды с точки зрения выявления конкурентных возможностей на основе использования внешней ИТ-инфраструктуры Знание внутренней и внешней деловой среды (национальной, международной) Организация личных связей вне компании (например, с поставщиками, конкурентами, правительством, др. госорганами) Управление внешними отношениями (напр., союзами, парт-нерствами)

Таблица 6. Структура компетенций в области информационных технологий по различным функциям информационных систем предприятий_

Функции Компетенции (навыки/знания)

Планирование инфраструктуры Общие технические знания. Навыки управления Управленческие знания. Технико-управленческие навыки

Разработка инфраструктуры Технические навыки: разработка проектов по техническому обеспечению, прикладному программному обеспечению, информации, сетям Общие технические знания. Навыки управления

Организация инфраструктуры Технические навыки: создание всех компонентов инфраструктуры ИТ

Обеспечение безопасности Технические навыки: разработка технических стандартов по безопасности, информационному доступу и контролю Общие технические знания

Интеграция функций Технические навыки: интеграция сетей, прикладных программ, данных Общие технические знания Навыки управления

Обучение Технические навыки (обеспечение базовой и дополнительной подготовки) Навыки управления

Стратегическое консультирование и стимулирование изменений Технико-управленческие навыки Общие технические знания Управленческие навыки и знания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с ростом рынка мобильных устройств, приложений, платежных систем, автоматизации как отдельных бизнес-процессов, так всей деятельности предприятий, обслуживания их ИТ-инфраструктуры, становлением цифровой экономики расширяется необходимость в специалистах в области автоматизированной обработки информации с использованием различных типов информационных технологий и информационных систем, сетевой безопасности, программирования, резервного копирования и т.д. Дальнейшее развитие т.н. «Интернета вещей» в будущем приведет к «Интернету всего», когда с помощью новых технологических прорывов будет совершенствоваться каждый аспект жизни человека, в т.ч. и экономический. Это направление обеспечит спрос на квалифицированных ИТ-специалистов.

Приведенные результаты имеют двоякое значение. Прежде всего, перед специалистами

по информационным системам стоят многообразные задачи по созданию и управлению технологической основой интеграции и развития своих предприятий/организаций. Во-вторых, для реализации своих функций как создателей ИТ-инфраструктуры, ИТ-профес-сионалы должны обладать сбалансированным набором компетенций в области технического и программного обеспечения. Изменения характера функций работников ИС в сочетании с ростом значения ИТ для общей стратегии организации вызывают необходимость эффективного управления и развития человеческих ресурсов ИС. Представленные функционально-квалификационные схемы могут быть полезными для организаций в качестве рекомендаций.

Эти результаты могут быть полезны для образовательных учреждений, занятых обучением нового поколения ИТ-специалистов. Их профессиональная подготовка развивается по различным направлениям. Одно из них - выполнение требований образовательных стандартов. Другое - техническая специализация, требуемая для обслуживания технологической инфраструктуры компаний и соответствие профессиональным стандартам в сфере ИТ. Третье - более общая деловая и межличностная ориентация. В результате происходит лавинообразное увеличение объема знаний. Многообразие спектра знаний и навыков в области ИТ означает, что не может быть единой программы обучения, пригодной для всех. Образовательные учреждения должны четко определить, кто на рынке труда их потребители, и целенаправленно приспособить свои учебные программы к их нуждам. Они должны также постоянно анализировать свои рынки и запросы клиентов в свете профессиональных задач, стоящих перед ИТ-специалистами, и вносить необходимые изменения в учебные программы.

Также, чтобы в полной мере воспользоваться всеми преимуществами новых ИТ-технологий, необходимо повышать квалификацию ИТ-специалистов и осуществлять подготовку и переобучение кадров, содействовать выбору молодежи профессий в области ИКТ. Источники:

1. Davenport, T. & Linder, J. (1994). «Information Technology Infrastructure: The New Competitive Weapon?» Working Paper, Ernst & Young.

2. Weill, P. (1992). «The Role and Value of Information Technology Infrastructure: Some Empirical Observations», Working Paper Number 240, Center for Information Systems Research,

Sloan School of Management, Massachusetts Institute of Technology.

3. Benjamin, R.I. and Blunt, J. «Critical IT Issues: The Next Ten Years», Sloan Management Review, Summer, 1992.

4. Васильев К.А. (2012). Развитие профессиональной компетентности персонала организации в сфере ИКТ. Диссертация, Уральский федеральный ун-т, Екатеринбург, 2012. - 216 с. (дата обращения: 24.11.2017).

5. Индикаторы информационного общества: 2015: статистический сборник / Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Кевеш М.А. [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 312 с.

6. Индикаторы информационного общества: 2016: статистический сборник / Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Кевеш М.А. [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 305 с.

7. Дубинина М. Г. Анализ факторов, влияющих на динамику численности занятых в секторе ИКТ в России // Концепции. 2016. № 1 (35). С. 47-55.

8. http://www.cnews.ru/news/top/72013/07/16/535585 (дата обращения: 24.12.2017).

9. Дрейзис Ю.И. Влияние современных информационных технологий на динамику занятости населения в России. «Вестник Академии знаний», №24(1), 2018, с.

Sources:

1. Davenport, T. & Linder, J. (1994). "Information Technology Infrastructure: The New Competitive Weapon?" Work-

ing Paper, Ernst & Young.

2. Weill, P. (1992). The Role and Value of Information Technology Infrastructure: Some Empirical Observations,

Working Paper Number 240, Center for Information Systems Research, Sloan School of Management, Massachusetts Institute of Technology.

3. Benjamin, R.I. and Blunt, J. "Critical IT Issues: The Next Ten Years", Sloan Management Review, Summer, 1992.

4. Vasilyev K.A. (2012). Development of professional competence of the personnel of the organization in the field of

ICT. Thesis, Ural Federal University, Ekaterinburg, 2012. - 216 p. (date of circulation: 24.11.2017).

5. Indicators of the Information Society: 2015: Statistical Digest / Abdrakhmanova GI, Gokhberg LM, Kevesh MA [and

etc.]; Nat. Issled. University Higher School of Economics. M .: NIU HSE, 2015. 312 p.

6. Indicators of the Information Society: 2016: Statistical Digest / Abdrakhmanova GI, Gokhberg LM, Kevesh MA [and

etc.]; Nat. Issled. University Higher School of Economics. M .: NIU HSE, 2016. 305 p.

7. Dubinina MG Analysis of the factors affecting the dynamics of the number of employed in the ICT sector in Russia //

Concepts. 2016. No. 1 (35). Pp. 47-55.

8. http://www.cnews.ru/news/top/72013/07/16/535585 (date of circulation: 24.12.2017).

9. Dreisis Yu.I. Influence of modern information technologies on the dynamics of employment in Russia. "Bulletin of

the Academy of Knowledge", No. 24 (1), 2018, p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.