Концептуальная модель
создания агропромышленного парка
на территории Ленинградской области
Conceptual Model for an Agro-Industrial Park in the Leningrad Region
УДК 338.431
Терентьев Виктор Валентинович
аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
Terent'ev Viktor Valentinovich
St. Petersburg University of Management and Economics
Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103
Настоящее исследование направлено на анализ сферы развития индустриальных парков на территории Российской Федерации и Ленинградской области.
Цель. Разработать концептуальную модель создания агропромышленного парка на территории Ленинградской области.
Задачи. Проанализировать сферу развития индустриальных парков в различных регионах Российской Федерации; изучить типовую структуру форм организации промышленных парков; проанализировать комплекс нормативных правовых актов Ленинградской области, стимулирующих инвестиционную активность и предоставляющих дополнительные преференции инвесторам при создании промышленных парков; разработать концепцию создания агропромышленного парка на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена региональная политика, направленная на стимулирование создания и развития промышленных парков.
Результаты. В работе разработана концепция создания агропромышленного парка на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области, которая отражает основные правовые, организационные, финансово-экономические условия в соответствии с действующими нормативными правовыми актами РФ и Ленинградской области. Деятельность агропромышленного парка направлена на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере сельскохозяйственного производства, на основе формирования современных конкурентоспособных производств традиционной специализации и новых сегментов региональной экономики в формате агропромышленного парка.
Выводы. В Ленинградской области сформирована необходимая правовая, информационная, инфраструктурная и социально-экономическая среда для успешного создания и функционирования агропромышленных парков. В качестве государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность по развитию индустриальных парков, законом предложены налоговые льготы и льготная ставка на арендную плату за землю. Реализация проекта агропромышленного парка на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области позволит сформировать единую обустроенную территорию для размещения новых объектов в сфере
производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инноваций, логистики, сопутствующего сервиса.
Ключевые слова: предпринимательство, государственная поддержка, индустриальный парк, агропромышленный парк
This study primarily analyzes the development of agro-industrial parks in the Russian Federation with particular focus on the Leningrad Region.
Aim. To develop a conceptual model for an agro-industrial park in the Leningrad Region.
Tasks. To analyze the development of industrial parks in different regions of the Russian Federation; to examine the typical structure of the forms of industrial park organization; to analyze the body of laws and regulations of the Leningrad Region that stimulate investment activities and grant preferences to investors in the creation of industrial parks; and to develop a concept for the creation of an agro-industrial park in the Gatchina District of the Leningrad Region.
Methods. This study utilizes general methods of scientific cognition to examine regional policies aimed at stimulating the creation and development of industrial parks in several aspects.
Results. An agro-industrial park provides favorable conditions for the development of small and medium-sized enterprises engaged in agricultural production based on establishing modern competitive production concepts and new segments in regional economy in the form of agro-industrial park. Therefore, this study developed a concept for the creation of an agro-industrial park in the Gatchina District of the Leningrad Region, which reflects the basic legal, organizational, financial, and economic conditions in compliance with the current laws and regulations of the Russian Federation and the Leningrad Region.
Conclusions. The Leningrad Region has an established legal, informative, infrastructure, and socioeconomic environment required for the effective creation and operation of agro-industrial parks. In addition, tax benefits and preferential land rent rates are offered by law as government support for organizations engaged in the development of agro-industrial parks. In sum, implementation of an agro-industrial park in the Gatchina District of the Leningrad Region will help create a single, well-developed territory for new enterprises engaged in the manufacturing and processing of agricultural products, innovations, logistics, and related services.
Keywords: enterprise, government support, industrial park, agro-industrial park
В течение 2013 г. сфера развития индустриальных парков демонстрировала мощный рост. За прошедший год были заявлены около 50 новых проектов в разных регионах Российской Федерации, больше половины из которых на сегодняшний день реализуются. Значительная часть новых проектов заявлена в регионах, прежде не имевших собственных индустриальных парков: на Дальнем Востоке (Приморский край, Хабаровский край, Республика Якутия), в Сибири (Республики Тува, Хакасия, Томская, Омская области), в Уральском федеральном округе (Челябинская, Оренбургская, Свердловская области), в Северо-Кавказском феде-
о <
о
о о
о <
о
о о
Ggreenfield («Гринфилд» ) (государственный или частный)
Промышленный парк, созданный на ранее незастроенном земельном участке, как правило, не обеспеченном инженерной и транспортной инфраструктурой на момент начала реализации проекта
ВгочшАеЫ («Браунфилд» ) (государственный или частный)
Промышленный парк, созданный на основе ранее существующих предприятий или производственных объектов, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой, в отношении которых, как правило, проводилась и/или проводится реконструкция и (или) капитальный ремонт
Рис. 1. Типы индустриальных парков
ральном округе (Республика Дагестан, Чеченская Республика, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия).
По данным Ассоциации индустриальных парков за 2013 г., значительно выросло количество как действующих проектов — с 36 до 45, так и находящихся в стадии строительства — с 44 до 56. Всего за прошедший год появился 21 новый индустриальный парк, а общее число парков увеличилось с 80 до 101. Вместе с количественным ростом заметно расширилась и география отрасли — с 33 регионов в 2013 г. до 40 в 2014 г. [1].
Другим подтверждением высокой динамики роста отрасли за прошедший год является сравнительная оценка валовых показателей развития индустриальных парков. По основным из них (земельные площади, размещенные компании-резиденты и созданные рабочие места) наблюдается рост, составляющий 1020%. Особенно впечатляющим выглядит увеличение количества созданных рабочих мест на территории индустриальных парков: с 56 000 до 71 000.
Главным импульсом ускорения развития отрасли в 2013 г. явилось широкое признание исключительной важности индустриальных парков в создании привлекательных условий для компаний-инвесторов. Повышенное внимание к индустриальным паркам со стороны бизнеса, а также федеральных и региональных органов государственной власти задало высокие темпы развития, для поддержания и наращивания которых необходима дальнейшая планомерная созидательная работа государства и общества.
В 2014 г., как и в 2013-м, среди индустриальных парков по форме собственности преобладают частные проекты. При этом динамика развития показывает, что государственные и частные парки сохраняют свои доли в общем количестве существующих проектов на рынке. Примерное соотношение, составляющее 60% частных на 40% государственных проектов, наблюдалось в 2013-м и сохранилось в 2014 г.
Типовая структура основных форм организации промышленного парка представляет собой соотношение двух параметров: вида собственности (государственная или частная) и места размещения (рис. 1).
Без существенных изменений остаются также пропорции типов проектов индустриальных парков в 2014 г. Brownfield- и Greenfield-проекты сумели «нарастить» статистику по введенным в эксплуатацию и строящимся паркам. Обращают на себя внимание более быстрые темпы роста Greenfield-парков: из 21 нового проекта 17 являются парками Greenfield-типа.
В 2014 г. индустриальные парки были созданы и создаются на территории 40 субъектов Российской Федерации. Чуть меньше половины из них (46) расположены на территории четырех регионов — в Московской (15), Ленинградской (12), Калужской (11) областях и в Республике Татарстан (8). В остальных 36 регионах число парков не превышает трех.
География размещения индустриальных парков в полной мере отражает рыночные тенденции развития обрабатывающих отраслей промышленности в постсоветский период. Около половины всех существующих парков сосредоточены в регионах Центрального федерального округа, а вместе с СевероЗападным и Приволжским федеральными округами на общей территории локально расположены 87 парков из 101. Слабое развитие отрасли в южных и восточных регионах требует специального подхода к экономическому и инвестиционному развитию этих территорий.
Локализация отрасли характеризуется высокой территориальной концентрацией и неравномерным развитием как на региональном уровне, так и на уровне федеральных округов. Несмотря на высокие темпы развития и расширение географии отрасли, выйти на уровень равномерного пространственного развития пока не представляется возможным.
Парки Greenfield-типа демонстрируют четкое разделение в отрасли на три вида проектов — малые парки (10-250 га), средние парки (400-700 га) и парки-гиганты (1000-2000 га). По количеству проектов преобладают малые парки — 56 из 75 проектов. Среднее значение размера индустриального парка по действующим проектам составляет 553 га, по проектируемым — 265 га.
В соответствии с анализом инвестиционных показателей действующих индустриальных парков по данным за 2014 г., проведенным Ассоциацией индустриальных парков, вложения, совершенные в создание инфраструктуры в Greenfield-парках, по данным 18 проектов, в среднем составляют 5,1 млн руб. на 1 га территории. Средние валовые инвестиции по 18 проектам составляют 3,2 млрд руб. на проект.
С 2007-го по 2013 г. из средств федерального бюджета отрасль индустриальных парков была субсидирована на общую сумму в размере 4,3 млрд руб.
В соответствии с федеральным законодательством «агропромышленный парк» приравнен к «промышленному парку» и «индустриальному парку» и представляет собой «совокупность объектов недвижимости и инфраструктуры, земельных участков, административных, производственных, складских и иных помещений, обеспечивающих деятельность парка, предназначенную для осуществления производства субъектами малого и среднего предпринимательства и предоставления условий для их эффективной работы, управляемую единым оператором (управляющей компанией)» [2].
Таким образом, агропромышленные парки создаются по типу промышленных парков с преимущественной концентрацией сельскохозяйственного производства на определенной территории.
Промышленные парки подразделяются на многоотраслевые и моноспециализированные (рис. 2).
Многоотраслевые
• Машиностроение,
• производство строительных материалов,
• пищевая промышленность,
• прочие отрасли
Агропромышленный парк — новая производственно-экономическая система для развития малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе. В агропромышленном парке могут быть сосредоточенны перерабатывающие, сервисные и иные производства, работающие в общих интересах производителей сельскохозяйственной продукции региона или муниципалитета, в единой технологической цепочке. Эффективно функционирующий агропромышленный парк может стать центром формирования агропромышленного кластера, содействовать модернизации АПК региона, а также способствовать социальному развитию сельских территорий.
При этом из существующих и проектируемых промышленных парков агропромышленные парки носят скорее штучный характер.
Наиболее успешно реализованным проектом агропромышленного парка в России в настоящее время является пилотный проект Правительства Республики Татарстан и Минэкономразвития России по созданию агропромышленного парка «Казань» в Республике Татарстан общей стоимостью 2,4 млрд руб. Данный агропромышленный парк — уникальный технологический комплекс, направленный на развитие малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, расположенный на земельном участке площадью 8,5 га, площадь основного здания составляет 54 000 м2.
Приоритетным направлением деятельности агропромышленного парка «Казань» является предоставление производственных площадей субъектам малого и среднего предпринимательства. Комплекс обеспечен всей сопутствующей инфраструктурой. Резидентам предоставляются готовые производственные модули, оснащенные всеми инженерными коммуникациями в соответствии с действующими санитарными и строительными нормами, создана удобная инфраструктура. Фермеру достаточно согласовать технический проект, разместить оборудование, запустить производственную деятельность и, предоставив собственное сырье, на выходе получить заявленный ассортимент готовых изделий. При выходе на полную мощность на площадях агропромышленного парка ежедневно будут производить и реализовывать свою продукцию около 500 резидентов — сельскохозяйственных товаропроизводителей республики и соседних регионов.
В Ставропольском крае продолжается строительство агропромышленного парка «Ставрополье», планируемый объем инвестиций составит 39,6 млрд руб., в том числе обязательства Ставропольского края и ОАО «Российские железные дороги» (инженерия и подъездные пути) ориентировочно составят 3,7 млрд руб.
В рамках данного проекта предполагается строительство зданий, сооружений и инфраструктуры в трех функциональных зонах общей площадью 190 га: • торгово-деловой, соответствующей современным
мировым стандартам (предусматривает строитель-
—
<
сг
X
а
О <
ос
ство круглогодичного фермерского рынка со склад- ^ скими помещениями и всей необходимой инфра- х структурой общей площадью 4000 м2); з
• логистической, предполагающей строительство со- ^ временных фрукто- и овощехранилищ мощностью < до 160 000 т, складского комплекса площадью до 1 100 000 м2;
• производственной, в рамках которой планируется разместить предприятия по первичной и глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе высокотехнологичные производства. Всего запланировано строительство 20 промышленных площадок.
Агропромышленный парк «Ставрополье» имеет целью создание замкнутой производственно-сбытовой инфраструктуры, объединяющей несколько звеньев в цепочке агропромышленного производства. Рынки сбыта: курортно-туристический кластер Кавказских Минеральных Вод, Центральный и Северо-Западный федеральные округа Российской Федерации. Преимущества создания: образование производств по переработке местного сырья, установление преференций производителям, снижение импорта из других регионов, интеграция малых форм хозяйствования в общую производственно-сбытовую цепочку, снижение уровня цен на продукты питания во внесезонный период.
Создание и развитие промышленных парков имеет ключевое значение для динамичного роста экономики Ленинградской области как условие формирования максимально комфортных предпосылок для организации новых конкурентоспособных производств на производственных площадках, максимально обеспеченных объектами инженерной, транспортной, коммунальной, коммуникационной и иной инфраструктуры.
В настоящее время в Ленинградской области принят комплекс нормативных правовых актов, стимулирующих инвестиционную активность и предоставляющих дополнительные преференции инвесторам при создании промышленных парков.
Областной закон «О мерах государственной поддержки создания и развития индустриальных парков в Ленинградской области» дает определение индустриального парка, описывает условия и порядок присвоения статуса индустриального парка, что станет основанием для предоставления управляющей компании парка мер государственной поддержки [3].
В качестве государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность по развитию индустриальных парков, законом предложены налоговые льготы и льготная ставка на арендную плату за землю. Налоговые льготы аналогичны существующим в регионе преференциям для инвесторов: ставка по налогу на прибыль снижена до 13,5%, а ставка по налогу на имущество — до 0%. Льготы будут предоставляться сроком на 4 года, при этом в течение 6 лет с момента присвоения статуса индустриального парка организация сможет сама выбрать четырехлетний период для получения льгот.
Рис. 2. Специализация промышленных парков
Моноспециализированные (в зависимости от «якорного» арендатора)
• Химическая промышленность,
• АПК,
• производство автокомплектующих,
• прочие отрасли
§ Также законопроектом предусматривается предо-^ ставление льготной ставки на арендную плату за зем-5 лю, где планируется создание индустриального пар-Ц ка. Льгота по аренде разбита на три части: первый и ^ второй годы — 30% от суммы годовой арендной пла-к ты, в последующие 2 года — 60%, а на последнем I этапе — 90%.
5 В целях обеспечения доступа потенциальных инвесторов, органов государственной власти, юриди-^ ческих и физических лиц к полной актуальной ин-о формации об инвестиционном, инфраструктурном и х ресурсном потенциале с 2014 г. в Ленинградской з области начала действовать интегрированная регио-? нальная информационная система «Инвестиционное < развитие территории Ленинградской области», которая по объему и детализации информации в настоящее время не имеет аналогов в Российской Федерации (рис. 3).
В системе размещена информация о более чем 320 инвестиционных площадках, расположенных на территории Ленинградской области, включая более 19 000 га свободных земельных участков и 260 000 м2 производственных и складских помещений, а также о 150 инвестиционных проектах и более 760 существующих и планируемых к строительству объектах инженерной и транспортной инфраструктуры.
Таким образом, в Ленинградской области сформирована необходимая правовая, информационная, инфраструктурная и социально-экономическая среда для успешного создания и функционирования агропромышленных парков.
В соответствии со схемой территориального планирования Ленинградской области размещение агропромышленного парка рассматривается на земельных участках ориентировочной площадью 10-150 га на территории трех районов Ленинградской области: Гатчинского, Тосненского и Волосовского.
По нашему мнению, пилотный проект агропромышленного парка целесообразно реализовать на территории Гатчинского муниципального района, имеющего хорошо развитую инженерную и социальную инфраструктуру, высокое сосредоточение крупных научных центров, удобную логистику для производителей и покупателей сельскохозяйственной продукции.
Основываясь на результатах проведенного анализа агропромышленного потенциала Ленинградской области, выделены следующие приоритетные виды деятельности резидентов агропромышленного парка:
• переработка молока (пастеризация, стерилизация, упаковка);
• фасовка, мойка, упаковка картофеля/овощей;
• переработка и изготовление полуфабрикатов из картофеля/овощей;
• выращивание и переработка грибов. Финансирование проекта создания и развития
агропромышленного парка предполагается осуществить на основе механизма государственно-частного партнерства.
Бюджетные средства будут направлены на обеспечение площадки парка необходимыми объектами инженерной и транспортной инфраструктуры. За счет внебюджетных источников будут построены здания и сооружения производственного, логистического и торгового типа, осуществлены инвестиции в коммерческие объекты резидентов.
Предполагается, что финансирование создания объектов инженерной и транспортной инфраструктуры будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджета Ленинградской области.
Размер и порядок выделения финансирования из федерального бюджета определяются в соответствии с Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
По итогам прохождения процедуры конкурсного отбора в Министерстве экономического развития Российской Федерации субсидии на безвозмездной основе будут перечислены из федерального бюджета в региональный для непосредственного осуществления инвестиций в поддерживающую инфраструктуру парка.
Нами разработана концепция создания агропромышленного парка на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области, которая отражает основные правовые, организационные, финансово-экономические условия. Концепция разработана в соответствии с действующими нормативными правовыми актами РФ и Ленинградской области.
Цель проекта создания агропромышленного парка на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области — обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере сельскохозяйственного производства, на основе формирования современных конкурентоспособных производств традиционной специализации и новых сегментов региональной экономики в формате агропромышленного парка. Реализация проекта позволит сформировать единую обустроенную территорию для размещения новых объектов в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инноваций, логистики, сопутствующего сервиса, направленных на обеспечение ускоренного развития АПК Ленинградской области, повышения его конкурентоспособности и активизации инвестиционной деятельности.
Основные задачи агропромышленного парка на территории Ленинградской области:
• создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в секторе АПК, увеличение доли малого предпринимательства в общем объеме производимой сельскохозяйственной продукции региона;
• создание условий для интеграции и кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей, поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций;
• обеспечение трансферта новых технологий в АПК;
• создание новых высококвалифицированных рабочих мест и увеличение средней заработной платы по отрасли;
• обеспечение максимального удовлетворения региона реализации проекта в гарантированном сбыте сельскохозяйственной продукции по конкурентоспособным ценам и максимального удовлетворения населения, предприятий и организаций региона в продукции и услугах, производимых на территории парка;
• внедрение передовых инновационных решений в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции;
• внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.
В целях оценки конкурентоспособности планируемого агропромышленного парка в контексте рыночного окружения проведен SWOT-анализ проекта путем
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
03 А
О X
о
<
"О >
СП
ь
(О
со
о ел
0 проекте О регионе Программы развития Избранное
Войта Ж
Сообщить об ошибке
Рис.3. Интегрированная региональная информационная система «Инвестиционное развитие территории
Ленинградской области»
О
Н АУЧ Н Ы Е И С С ЛЕД О ВАН И Я А С П И РАНТОВ.
Таблица 1
SWOT-анализ реализации проекта «Ленинградского областного агропромышленного парка»
Сильные стороны (&) Слабые стороны
1. Удобное географическое положение, близость к основному рынку сбыта — Санкт-Петербургу и одному из крупнейших городов Ленинградской области — городу Гатчина. 2. Возможность привлечения высококвалифицированных специалистов. 3. Близость основных научных центров. 4. Высокий уровень заинтересованности Правительства Ленинградской области, администрации Гатчинского муниципального района и органов местного самоуправления в реализации проекта. 5. Наличие свободной территории с выгодной локализацией и возможностью транспортного и инженерного обеспечения. 6. Большое количество потенциальных резидентов — субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственное производство на территории области 1. Трудность привлечения частных инвестиций в сферу агропромышленного производства, характеризующуюся высокой рискованностью и длительной окупаемостью. 2. Отсутствие опыта у управляющей компании в реализации крупных инфраструктурных проектов в сфере АПК. 3. Слабая узнаваемость брендов сельскохозяйственных товаропроизводителей Ленинградской области
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Введение Россией продуктовых «антисанкций» в отношении стран, присоединившихся к санкциям, что, по мнению экспертов, приведет к импортозамещающему эффекту и окажет положительное стимулирующее воздействие на увеличение объемов производства и реализации продукции отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями. 2. Возможность создания агропромышленного парка предусмотрена утвержденной схемой территориального планирования Ленинградской области и является одной из основных форм инновационной поддержки малого и среднего предпринимательства в сельскохозяйственной отрасли. 3. Наличие утвержденного в Ленинградской области высокоэффективного инвестиционного законодательства, стимулирующего создание промышленных парков. 4. Высокая приоритетность государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства в рамках утвержденной Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2030 года и Государственной программы развития сельского хозяйства Ленинградской области 1. Длительность реализации проекта агропромышленного парка обуславливает риск изменения федерального и регионального законодательства. 2. Крайняя нестабильность макроэкономической ситуации в связи с введением санкций иностранными государствами в отношении России, следствием которых явились дестабилизация финансовой системы, резкое падение курса национальной валюты, значительный рост ключевой ставки ЦБ, снижение ВВП. 3. Риск снижения уровня государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей
системного учета существующих в настоящее время сильных факторов, слабых мест, потенциальных возможностей, опасностей и угроз (табл. 1).
Литература
1. Индустриальные парки России: Отраслевой обзор. Выпуск второй. 2014: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.indparks.ru/upload/medialibrary/1a7/Industrial% 20Parks%202014.pdf.
2. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1605: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ш/70836848/.
3. О мерах государственной поддержки создания и развития индустриальных парков в Ленинградской области: Закон
Ленинградской области от 28 июля 2014 г. № 52-оз: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/ 2014/09/18/lenobl-zakon52-reg-dok.html.
References
1. Industrial parks in Russia. Sectoral overview. 2014, issue 2. Available at: http://www.indparks.ru/upload/medialibrary/1a7/ Industrial%20Parks%202014.pdf. (in Russ.).
2. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 30, 2014, № 1605 "On the provision and distribution of subsidies from the federal budget to the budgets of subjects of the Russian Federation for the state support of small and medium-sized businesses, including peasant (farmer's) economy". Available at: http://base.garant. ru/70836848/. (in Russ.).
3. Law of Leningrad region of July 28, 2014 № 52-oz "On measures of state support for the creation and development of industrial parks in the Leningrad region". Available at: http://www.rg.ru/2014/09/18/lenobl-zakon52-reg-dok.html. (in Russ.).