Научная статья на тему 'Создание индустриальных парков как механизм развития региона'

Создание индустриальных парков как механизм развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1586
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭКОНОМИКА / INDUSTRIAL PARK / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева О.В., Дорофеева Т.Д.

Предмет. Одним из путей современного развития государств является концентрация деятельности вокруг определенного процесса на определенной территории или вокруг определенной отрасли. В настоящее время мировой тенденцией развития является сосредоточение промышленных предприятий в рамках специально подготовленных территорий, объединенных общей направленностью (стратегией), доступом к энергоресурсам и единым управлением. Особенностью таких территорий выступает комплекс специализированных сервисов, который формирует бизнес-инфраструктуру. В связи с этим актуальным становится изучение индустриальных парков как части экономического развития региона. Цели. Раскрытие механизма развития экономики Липецкой области, выявление современных тенденций и ошибок развития промышленных парков в стране и области, а также выделение направлений совершенствования исследуемого механизма. Методология. В качестве методологической основы были использованы анализ и синтез, а также исторический и логический методы. Результаты. Изучен опыт функционирования индустриальных парков как за рубежом, так и в Российской Федерации, выделены препятствия и пути развития промышленных парков в Липецкой области. Обоснована перспектива создания и развития индустриальных парков и технопарков, которые будут содействовать повышению инвестиционной активности экономики Липецкой области в целом, а также развитию малого и среднего предпринимательства. Выводы. Проведенный анализ сферы индустриальных парков свидетельствует о существенном развитии данной сферы за последние 10 лет и о больших перспективах дальнейшего их существования. Предложенные мероприятия по совершенствованию механизма функционирования технопарков позволят улучшить состояние экономики Липецкой области, привлечь инвесторов и продолжить устойчивое развитие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial estate as a mechanism for regional development: Issues of creation

Importance The paper studies industrial parks as part of the economic development of a region. Objectives The paper aims to uncover the mechanism of development of economy of the Lipetsk oblast, identify current trends and error development of industrial parks in the country and oblast, as well as to improve the investigated mechanism. Methods As a methodological framework, we used analysis and synthesis, and historical and logical methods. Results We studied the experience of the functioning of industrial parks, both abroad and in the Russian Federation, highlighted the obstacles and ways of development of industrial parks in the Lipetsk oblast. We justified the prospects of creation and development of industrial parks and technology parks, which will promote the improvement of the investment activity of the Lipetsk oblast's economy as a whole, as well as the development of small and medium-sized businesses. Conclusions and Relevance The analysis of industrial parks marks a significant development in this field over the past 10 years and the great prospects for further their existence. The proposed activities to improve the functioning of industrial parks will improve the economic condition of the Lipetsk oblast, attract investors and continue the sustainable development of the oblast.

Текст научной работы на тему «Создание индустриальных парков как механизм развития региона»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Устойчивое развитие регионов

СОЗДАНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Ольга Викторовна ЖУРАВЛЕВА3, Татьяна Дмитриевна ДОРОФЕЕВАМ

а кандидат технических наук, доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), Липецк, Российская Федерация gmy.lforags@mail.ru

ь студентка магистерской программы «Государственное и муниципальное управление»,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

(Липецкий филиал), Липецк, Российская Федерация

td.dorofeeva@gmail.com

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 23.10.2015 Принята в доработанном виде 18.11.2015

Одобрена 20.01.2016

УДК 332.122.64; 332.146.2 JEL: L32, 018, 025, R12, R58, Y10

Ключевые слова: регион, индустриальный парк, устойчивое развитие, государственно-частное партнерство, экономика

Аннотация

Предмет. Одним из путей современного развития государств является концентрация деятельности вокруг определенного процесса на определенной территории или вокруг определенной отрасли. В настоящее время мировой тенденцией развития является сосредоточение промышленных предприятий в рамках специально подготовленных территорий, объединенных общей направленностью (стратегией), доступом к энергоресурсам и единым управлением. Особенностью таких территорий выступает комплекс специализированных сервисов, который формирует бизнес-инфраструктуру. В связи с этим актуальным становится изучение индустриальных парков как части экономического развития региона.

Цели. Раскрытие механизма развития экономики Липецкой области, выявление современных тенденций и ошибок развития промышленных парков в стране и области, а также выделение направлений совершенствования исследуемого механизма.

Методология. В качестве методологической основы были использованы анализ и синтез, а также исторический и логический методы.

Результаты. Изучен опыт функционирования индустриальных парков как за рубежом, так и в Российской Федерации, выделены препятствия и пути развития промышленных парков в Липецкой области. Обоснована перспектива создания и развития индустриальных парков и технопарков, которые будут содействовать повышению инвестиционной активности экономики Липецкой области в целом, а также развитию малого и среднего предпринимательства.

Выводы. Проведенный анализ сферы индустриальных парков свидетельствует о существенном развитии данной сферы за последние 10 лет и о больших перспективах дальнейшего их существования. Предложенные мероприятия по совершенствованию механизма функционирования технопарков позволят улучшить состояние экономики Липецкой области, привлечь инвесторов и продолжить устойчивое развитие региона.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

В настоящее время для территории важным фактором ее существования является востребованность, складывающаяся из выгодного территориального расположения, наличия качественных ресурсов, инвестиционной и инновационной привлекательности. Нельзя опровергнуть тот факт, что успешное развитие предприятий, действующих на территории субъекта Российской Федерации, повышает интерес к региону, создает благоприятный имидж и позитивные производственные перспективы. Современный залог успеха предприятий - это собственное функционирование в рамках общей концепции на благо населения территории. Отсюда возникает вопрос о наиболее благополучном расположении производства, ответом на который становятся особые экономические зоны,

технопарки и индустриальные (промышленные) парки [1, 2]. Учитывая их поддержку со стороны федеральных и региональных органов власти, создание таких промышленных площадок - это отличный шанс для региона уйти от существующих недостатков, в том числе от монопрофильности [3].

Действительно, развитие современного государства предполагает поиск новых способов и механизмов профилактики и улучшения экономики регионов. В связи с этим в Российской Федерации стали активно формироваться особые экономиче ские и промыш ленные зоны, технопарки и индустриальные парки [4]. Эти формы объединения промышленных предприятий пользуются предоставленными со стороны

органов власти всех уровней мерами поощрения ведения деятельности в рамках обозначенных зон. Индустриальный (промышленный) парк представляет собой развитое и управляемое пространство, застроенное производственными, складскими, офисными зданиями и обеспеченное соответствующими коммуникациями и инфраструктурой, используемое несколькими пользователями [5, 6]. Государство, как правило, всячески поддерживает развитие индустриальных парков, формируя целый ряд льгот, которые можно разбить на четыре основные группы [7]:

• фискальные льготы (освобождение от налогов на фонд оплаты труда и возврат налога с продаж);

• финансовые льготы;

• административные льготы (регулирование арендных отношений);

• внешнеторговые льготы.

Российская Федерация в качестве пути развития индустриальных парков выбрала китайский путь: примерно из 250 проектов менее 30% составляют частные индустриальные парки, а остальные -либо государственные, либо в форме государственно-частного партнерства, что является слегка завуалированной формой государственного проекта [8]. Согласно отраслевому обзору, проведенному Ассоциацией индустриальных парков, на конец 2014 г. в 40 субъектах Российская Федерация был размещен 101 действующий (проектируемый) индустриальный парк (табл. 1, 2).

Российская Федерация и ее регионы заинте р е с о в аны в с кор о м р азв итии индустриальных парков. Это объясняется необходимостью активизации промышленности и развития малого и среднего предпринимательства в целях упрочения позиций страны на мировом рынке и созданием рабочих мест в областях, увеличением налоговых отчислений в бюджеты и улучшением имиджа региона [10].

Идея создания индустриальных (промышленных) парков в Российской Федерации не нова, но имеет позитивную тенденцию формирования. Странами с высоким уровнем развития промышленных парков являются США [11], Канада, все страны западной Европы, Турция, Китай, Тайвань, Сингапур, Япония, Южная Корея [12]. В последнее пятилетие активно промышленные парки стали развиваться в Индии, Венгрии,

Латвии, Эстонии, Литве1 [13]. По экспертным оценкам основными достоинствами индустриальных парков являются:

• увеличение производительности труда в 2-3 раза;

• снижение уровня безработицы в регионе на 10-50%;

• повышение экологичности производств;

• рост производственных мощностей региона (страны) на 2-35%;

• снижение монополизации сбытовых (включая экспортно-импортных) потоков;

• рост развития малого и среднего бизнеса;

• рост инвестиционной привлекательности страны (региона) в 3 и более раз.

Однако во всех перечисленных странах правительством создается благоприятный климат развития промышленных парков - это снижение налогооблагаемой базы (льготное налогообложение) на 3-10 и более лет и снижение бюрократических барьеров. Анализируя опыт иностранных государств в области создания индустриальных парков, следует учитывать специфику собственных территорий, их ресурсные возможности и общий уровень подготовленности к введению данной формы организации промышленности [14]. Таким образом, существующая в настоящее время тенденция по объединению предприятий на подготовленной и оснащенной необходимой инфраструктурой территории воплощается в строительстве индустриальных парков в регионах. Помимо производственной деятельности результатом создания индустриальных парков становится деятельность, объединяющая фирмы,

профессионально занимающиеся оказанием услуг по созданию и обслуживанию новых производств. Это важно в связи с приоритетом развития производственных площадок и индустриальных парков, обозначенным в Основных направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. В настоящее время на территории Липецкой области осуществляют деятельность два индустриальных парка [15, 16]. Индустриальный парк «Кузнецкая слобода» в г. Лебедяни образован в январе 2012 г. Инициатором создания и развития этого проекта

1 Бадаев С.Ю. Промпарки Подмосковья и их развитие. URL: http://urlid.ru/ad4a

является совет директоров ОАО «Лебедянский завод строительно-отделочных машин» (ОАО «СТРОЙМАШ»). Целью создания

индустриального парка является размещение предприятий малого и среднего бизнеса различных сфер деятельности, создание условий для их эффективной работы по организации новых высокотехнологичных импортозамещающих

производств. Основной специализацией индустриального парка являются машиностроение и металлообработка, сельхозмашиностроение, производство комплектующих для «белой техники». В индустриальном парке «Кузнецкая слобода» работают пять резидентов, освоено 70 млн руб. инвестиций. Резидентами индустриального парка «Кузнецкая слобода» являются (табл. 3):

• ООО «Юнионвайр» (Италия) и ООО «Персонал-сервис» (Россия) - производство комплектующих к «белой» технике;

• ООО «Европанелс Ру» (Италия) - производство европанелей к «белой» технике;

• ООО «Перспектива» (Россия) и ООО «Агромаш» - производство техники сельскохозяйственного назначения.

С начала функционирования индустриального парка произведено и отгружено продукции и оказано услуг на сумму около 1,2 млрд руб., в том числе в 2014 г. на сумму 0,3 млрд руб. Новые высокопроизводительные рабочие места получили 137 специалистов (табл. 4-6).

В декабре 2014 г. в реестр индустриальных парков Липецкой области был включен индустриальный парк «Рождество» (Краснинский муниципальный район). Площадь индустриального парка составляет 420,5 га. Предлагаемый срок отнесения территории к индустриальному парку Липецкой области - 20 лет. Основная специализация -автомобилестроение и производство комплектующих к автомобилям. В настоящее время резидентами индустриального парка являются ООО «Реал Эстейт» (окраска автомобильных кузовов) и ООО «ЛМЗ» (сборка автомобилей). На предприятиях создано 25 рабочих мест. Управляющей компанией индустриального парка является ООО «Моторинвест». Общий объем освоенных ею инвестиций составил 3,48 млрд руб., на предприятии работают 148 чел. С момента осуществления промышленной деятельности объем производства составил 729,4 млн руб.

Индустриальный парк «Рождество» располагает готовыми производственными, складскими и офисными помещениями для размещения резидентов и свободными площадями для нового строительства. Территория индустриального парка обеспечена инженерной инфраструктурой: электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением хозяйственно-бытовых и ливневых стоков, теплоснабжением, сетями связи.

Дальнейшее строительство производственных объектов и инженерной инфраструктуры на территории индустриального парка будет осуществляться по мере его заполнения резидентами. При плановом освоении территории индустриального парка «Рождество» к 2025 г. планируется привлечение 40 компаний-резидентов, создание 3,5 тыс. рабочих мест, ежегодный объем производства должен составлять 10 млрд руб. Сумма налоговых отчислений в консолидированный бюджет может составить около 420 млн руб. в год.

На территории Липецкой области рассматривается возможность создания еще нескольких частных индустриальных парков. Планируется отнести территорию ООО «Липецкий пищевой комбинат» к индустриальному парку «Казинский». Пакет документов в настоящее время находится на рассмотрении в комиссии по экономическому развитию и модернизации Липецкой области. В ближайшее время планируется создание индустриального парка «Созидатель» на базе ПАО «Елецгидроагрегат» в Ельце. Его площадь составит около 150 тыс. м2. На территории парка будут размещены предприятия машиностроения, металлообработки и станкостроения. Таким образом, управляющие компании и резиденты индустриальных парков получили налоговых льгот на сумму около 11,3 млн руб. (табл. 7).

Объем налоговых отчислений в консолидированный бюджет, поступивших от управляющих компаний и резидентов индустриальных парков, составил 260,7 млн руб., в том числе в федеральный бюджет - 204 млн руб., в региональный бюджет - 56,7 млн руб. (табл. 8).

На региональном уровне сформирован ряд механизмов, направленных на финансирование мероприятий по развитию промышленных парков. Так, в 2013-2014 гг. из бюджета субъекта Российской Федерации была предоставлена субсидия ОАО «СТРОЙМАШ» на создание инфраструктуры индустриального парка «Кузнецкая слобода» в объеме 4 млн руб.

Липецкая область имеет и неудачный опыт создания индустриального парка. Это касается закрывшегося индустриального парка

«Грязинский», резидентами которого были ООО «Экинлер» (компания с участием иностранного капитала по производству всех видов электрических коннекторов, электронных цепных элементов и др.) и индивидуальный предприниматель В.Н. Батуев, специализирующийся на производстве мебели.

Все производственные площади индустриального п ар ка « Гр я з ин с ки й » б ы л и п р о д ан ы ООО «Нефтегазконтроль», которое намерено инвестировать 1,3 млрд руб. в производство узлов для объектов магистральных трубопроводов ПАО «ГАЗПРОМ». На основании этого было отменено решение об отнесении территории ОАО «Грязинский культиваторный завод» к индустриальному парку Липецкой области.

Таким образом, исследование экономической ситуации, сложившейся в Липецкой области, показало высокую активность в создании новых промышленных парков на территории региона, что подтверждено удачными проектами парков, эффективно наращивающих объемы своей деятельности и привлекающих новых резидентов.

На с о в р е м е н н о м э т ап е о с н о в н ы ми сдерживающими факторами создания и развития индустриальных парков в Липецкой области являются их недофинансирование на проектной стадии, на стадии инженерной подготовки и на доинвестиционной стадии, а также недостаточное взаимодействие организаторов индустриальных парков и их резидентов с сетевыми компаниями. Если в вопросах финансирования может помочь государственная п р о г р ам ма, то в р е ш е н и и в о пр о с о в взаимоотношений и взаимодействия предстоит более сложная работа.

Пр о в е д е н ны й ан ал и з о п ы т а р аб о ты индустриальных парков Липецкой области позволяет составить следующую концептуальную модель их создания и развития:

1) индустриальные парки осуществляют свою деятельность на основе государственно-частного партнерства для привлечения частных инвестиций и снижения рисков неэффективного использования бюджетных финансовых ресурсов;

2) инициатива создания промышленных парков может исходить от широкого круга лиц:

• от органов исполнительной власти региона;

• от органов местного самоуправления муниципальных образований;

• от частного сектора (заинтересованных лиц, являющихся со бстве нниками земли), землепользователей земельных участков, предполагаемых для создания индустриальных парков;

3) индустриальные парки могут создаваться на земельных участках, которые находятся в пользовании государственной, муниципальной и частной собственности. На их территории могут размещаться объекты, находящиеся также в государственной, муниципальной и частной собственности;

4) специализация индустриальных парков может быть как узкой, так и многопрофильной;

5) не допускается включение в состав индустриального парка нескольких земельных участков, не образующих единую территорию и (или) не связанных единой инфраструктурой;

6) комплекс мер государственной поддержки создания и развития индустриальных парков включает:

• прямую финансовую поддержку (налоговые льготы, преференции, субсидии) резидентам, управляющим компаниям;

• кадровое и информационное обеспечение;

• поддержку и мониторинг выполняемых работ в рамках региональных программ инвестиционного развития и подпрограмм развития индустриальных парков;

7) базовой платформой нормативно-правового обеспечения служат закон Липецкой области от 14.06.2001 № 144-ОЗ «О промышленной политике в Липецкой области», комплекс подзаконных актов, регламентирующих порядок и содержание деятельности, полномочия ключевых участников процесса создания, развития и функционирования индустриальных парков.

Р е ал и з аци я п р о г р амм с о з д ан ия и развития региональной сети индустриальных парков о суще ствляе тся на основании двухуровневой модели:

• 1-й уровень - уполномоченный орган (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наделенный функциями по осуществлению общей координации работ по созданию и обеспечению функционирования индустриальных парков в регионе);

• 2-й уровень - управляющие компании (частные, с учетом государственных инвестиций, организации, выполняющие комплекс работ по созданию конкретных индустриальных парков, их управлению, а также по эксплуатации объектов инфраструктуры и иных объектов, находящихся на территории индустриальных парков).

Анализ создания и развития индустриальных

парков позволяет по-новому взглянуть на

ключевые проблемы их конкуренции [17]:

1) необходимость и перспективы развития таких парков многократно обосновывались государственными чиновниками различного уровня, поэтому на данном этапе важно избегать негативных ситуаций, возникающих в процессе создания и развития индустриальных парков;

2) необходимость опережающего создания инфраструктуры и соответствие ее требованиям будущих резидентов индустриальных парков очевидна для руководства каждого региона, но издержки на ее создание очень велики и зависят от различных факторов;

3) наличие льгот и преференций в регионах и на федеральном уровне сформулировано, однако многие законодательные акты противоречивы, а в области субсидирования процентных ставок и прочих преференций наблюдается неразбериха;

4) нехватка подготовленных кадров в самых разных сферах:

• предпринимателей для организации производства, а также в области сервиса и организации продаж;

• технических специалистов в области современных технологий, прошедших переподготовку;

• квалифицированных менеджеров в управляющих компаниях и у резидентов;

5) не решен вопрос организации и создания индустриальных парков, предназначенных для субъектов малого и среднего бизнеса [18], которые не имеют возможности выкупать земельные участки и строить новые промышленные предприятия. Востребованность современных площадей, обеспеченных услугами управляющих компаний, велика почти во всех регионах. Дефицит долгосрочного финансирования не позволяет предложить

быстрого решения этих проблем даже в самых развитых регионах;

6) недостаточно проработаны управляющими компаниями регионов схемы привлечения резидентов в индустриальный парк с точки зрения унификации механизмов долгосрочного финансирования. На рынке отсутствуют типовые схемы привлечения резидентов, не готовых выкупать земельные участки или производственные здания;

7) для продвижения индустриальных парков на федеральном и международном уровнях необходимы эффективная реклама, информационный обмен, создание максимально полного портфолио и актуального сайта;

8) в производственной активности наблюдается кризис и происходит падение спроса на внутреннем рынке, риск усиления кризисных явлений усилился в 2014 г.;

9) существует проблема квазииндустриальных парков. Многие владельцы площадок или действующих крупных промышленных предприятий, на территории которых существуют незадействованные земельные участки, получают статус индустриальных парков в маркетинговых целях или в надежде получить налоговые льготы и субсидии. Зачастую там впоследствии появляются офисно-складские комплексы или свободные земельные участки;

10) на рынке отсутствуют «длинные дешевые деньги», необходимые для организации производства. Эта проблема не может быть решена без непосредственного участия государства, несмотря на созданные Сбербанком России и Внешэкономбанком целевые программы. Именно поэтому последние годы производственные предприятия в Российской Федерации создаются западными компаниями, имеющими доступ к дешевым кредитным ресурсам. Каждому региону совместно с федеральными органами стоит определить для себя ключевые отрасли. При этом конкурентные преимущества того или иного региона должны моделироваться с учетом максимально широкого п е р е ч н я о тр ас ле й, а также р азв ития международного рынка. Для того чтобы региональные индустриальные парки с тал и действительно востребоваными, Минэкономразвития России или иные государственные органы, отвечающие за

стратегическое развитие промышленности в стране, должны разработать несколько динамических программ развития (рис. 1).

Создание и развитие индустриальных парков и технопарков содействует устойчивому развитию региона в целом [19], повышению инвестиционной активности, развитию малого и среднего бизнеса, является одним из перспективных механизмов для экономики региона.

Таким образом, предлагается выделение следующих направлений совершенствования индустриальных парков в качестве механизма развития экономики Липецкой области.

1. Дальнейшее развитие индустриальных парков возможно на основе изменения подхода к сущности данных площадок (от объединения различных предприятий, благодаря единой инфраструктуре, на представление данных парков в виде «технологических коридоров», в целях создания наукоемкой продукции). Данное изменение предполагает включение в состав промышленных парков (строительство на их территории) научных центров [20]. В таком случае индустриальный парк будет иметь п р и з н ак и и э ле ме н ты те хн о п ар ка. Предложенная мера также предоставит возможность малым инновационным предприятиям, не имея на начальном этапе развития достаточного количества ресурсов, войти в состав индустриального парка и опробовать свои разработки на конкретном предприятии. Это позволит ускорить процесс воплощения научной разработки в конкретную реалистичную модель и создать стимул для технологического обновления экономики.

2. В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» стоит обратить внимание на возможность регулирования заработной платы работников внутри индустриального парка. Представляется необходимым установить минимальный порог заработной платы ряду специалистов промышленного парка для обозначения высокопроизводительных рабочих мест, на которых средняя месячная заработная плата равна или превышает величину порогового значения.

Regional Economics: Theory and Practice

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В рамках межрегиональной и международной интеграции для эффективного использования ресурсов (трудовых, сырьевых, экономических, информационных и т.п.) следует рассмотреть возможность создания межрегионального индустриального парка. В целях снижения расслоения территорий по различным основаниям, в том числе по критерию наукоемкости и ресурсообеспеченности, необходимо проработать изменения в федеральное законодательство о наделении субъектов Российской Федерации полномочиями по созданию индустриальных парков либо на территории соседних областей, либо используя возможности соседних регионов. Рассматриваемые изменения в первую очередь будут касаться права участия в деятельности индустриального парка.

4. Учитывая существующие простаивающие производственные площади Липецкой области, предлагается ввести механизм «стимулирования - наказания» для разрешения проблемы те р р и то р и й , п р е д на з н а че н ны х д л я производстве нной де яте льности, но существующих в неизменном виде. С этой целью собственники будут вовлечены в комплексное развитие следующим образом: будет выдвинута инициатива о комплексном развитии зоны - утверждение концепции развития (придание статуса индустриального парка), предполагающее заключение соглашения об участии собственника в развитии зоны. Отказ собственника от заключения такого соглашения и выбора формы участия, неисполнение или нарушение соглашения станут основаниями для изъятия земли или недвижимости для муниципальных нужд. По решению властей владельцам зе ме ль в промышленных зонах могут б ы т ь предоставлены участки в других местах, при этом разницу в стоимости им компенсируют деньгами.

Таким образом, предложенные меры по совершенствованию механизма функционирования индустриальных парков позволят улучшить состояние экономики Липецкой области, привлечь инвесторов и продолжить устойчивое развитие.

7 (2016) 49-61

Таблица 1

Средние значения по количеству индустриальных парков в Российской Федерации к 2015 г.

Table 1

Average values for the number of industrial parks in the Russian Federation by 2015

Статус промышленного парка Тип Greenfield Тип Brownfield

Действующие индустриальные парки 26 19

Проектируемые индустриальные парки 49 7

Итого 75 26

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 2

Общие данные по отрасли в Российской Федерации в 2013-2014 гг. Table 2

General data on the industry in the Russian Federation in 2013-2014

Показатель 2013 2014

Частные парки, ед. 50 61

Государственные парки, ед. 30 40

Индустриальные парки - члены Ассоциации индустриальных парков, ед. 48 57

Сертифицированные индустриальные парки, ед. 18 24

Общее количество регионов, ед. 33 40

Общее количество резидентов, ед. 958 1 153

Примечание. Соотношение фактических вложений в инфраструктуру к привлеченным инвестициям в производство составляет 1 к 8,2 [9].

Источник: авторская разработка

Note. The ratio of actual investment in infrastructure to the attracted investments in production is 1 to 8.2 [9]. Source: Authoring

Таблица 3

Объем промышленного производства, товаров и услуг в 2012-2013 гг., тыс. руб. Table 3

Volume of industrial production, goods and services in 2012-2013, thousand RUB

Предприятие 2012 2013 Отношение показателей 2013 г. к 2012 г., %

ООО «Управляющая компания «АИР-Техно» 2 311,6 6 669 288,5

ООО «АГРОМАШ» 0,301 15 008 498,6

**ООО «Персонал-сервис» 26 512 30 404 114,6

**ООО «Перспектива» 8 884,5 7 131,5 80,2

*ООО «Европанелс Ру» 56 766 57 749 101,7

*ООО «Юнионвайр» 323 991 333 978 103,1

Итого 418 766,1 450 940 107,7

* Компания с участием иностранного капитала (итальянского), зарегистрирована в Москве. ** Компания, работающая по упрощенной системе налогообложения. Источник: авторская разработка

* Company with participation of foreign capital (Italian), registered in Moscow. ** Company operating on simplified taxation system. Source: Authoring

Таблица 4

Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала в 2012-2013 гг., чел. Table 4

Average number of industry operational personnel in 2012-2013, people

Отношение

Предприятие 2012 2013 показателей 2013 г.

к 2012 г., %

ООО «Управляющая компания «АИР-Техно» 5 3 60

ООО «АГРОМАШ» 37 49 132,4

ООО «Персонал-сервис» 68 89 131

ООО «Перспектива» 29 26 89,7

ООО «Европанелс Ру» 3 4 133,3

ООО «Юнионвайр» 5 6 120

Итого 147 177 120,4

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 5

Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест в 2012-2013 гг. Table 5

Number of high-production jobs in 2012-2013

Отношение

Предприятие 2012 2013 показателей 2013 г. к 2012 г., %

ООО «Управляющая компания «АИР-Техно» 2 2 100

ООО «АГРОМАШ» - 33 -

ООО «Персонал-сервис» 16 6 -

ООО «Перспектива» - 3 -

ООО «Европанелс Ру» 1 2 200

ООО «Юнионвайр» 2 2 100

Итого 21 46 219

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 6

Среднемесячная заработная плата в 2012-2013 гг., тыс. руб. Table 6

Average monthly wage in 2012-2013, thousand RUB

Предприятие 2012 2013 Отношение показателей 2013 г. к 2012 г., %

ООО «Управляющая компания «АИР-Техно» 16,4 20,9 127

ООО «АГРОМАШ» 13,2 16,1 122

ООО «Персонал-сервис» 13,3 14 105,3

ООО «Перспектива» 12,9 15,2 118

ООО «Европанелс Ру» 26 39 150

ООО «Юнионвайр» 27 44 163

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 7

Сумма налоговых льгот за 2012-2015 гг. Table 7

Amount of tax relief for 2012-2015

Показатель 2012 2013 2014 I квартал 2015 г. Всего

Льготы всего, млн руб. 2,1 1,3 2,2 5,7 11,3

В том числе:

- индустриальный парк «Кузнецкая слобода» 2,1 1,3 0,3 0,2 3,9

- индустриальный парк «Рождество» - - 1,9 5,5 7,4

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 8

Сумма налоговых отчислений в бюджеты от индустриальных парков «Кузнецкая слобода» и «Рождество» за 2012-2015 гг.

Table 8

Amount of tax deductions in budgets from the Kuznetskaya Sloboda and Rozhdestvo industrial parks for 2012-2015

Показатель 2012 2013 2014 I квартал 2015 г. Всего

Индустриальный парк «Кузнецкая слобода»

Налоговые отчисления всего, млн руб. 30,6 93,4 56 12,9 192,9

В том числе:

- федеральный бюджет, млн руб. - региональный бюджет, млн руб. 20,1 82,6 49,3 10,5 10,8 6,7 10,9 2 162,9 30

Индустриальный парк «Рождество»

Налоговые отчисления всего, млн руб. - - 59,8 8 67,8

В том числе:

- федеральный бюджет, млн руб. - региональный бюджет, млн руб. - - 38,6 - - 21,2 2,5 5,5 41,1 26,7

Всего 30,6 93,4 115,8 20,9 260,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 1

Разработка динамических программ развития регионов Figure 1

Development of dynamic programs for regional development

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Список литературы

1. Беленов О.Н., Смольянинова Т.Ю., Шурчкова Ю.В. Индустриальные парки: сущность и основные характеристики // Региональная экономика и управление. Электронный научный журнал. 2013. № 1. С. 66-76. URL: http://eee-region.ru/article/3306/.

2. Иогман Л.Г., Гусаков М.А. Индустриальные парки как инструмент реализации стратегии регионального развития // Экономика региона. 2007. № 4. С. 85-94.

3. Артамонов Ю.С., Хрусталёв Б.Б. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: монография. Пенза: ИП С.Ю. Тугушев. 2013. 230 с.

4. ФурщикМ.А., Шутова А.В., Прозоров М.С. и др. Особые экономические зоны: опыт и перспективы. М.: Медиа Инфо Групп. 2014. 212 с.

5. Радионова К.В., Кононова Е.В. Промышленные парки как элементы системы поддержки малого и среднего производственного предпринимательства // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. № 9. С. 44-46.

6. Круглов В.Н., Леонтьева Л.С. Сценарные условия формирования прогнозного развития региона // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 5. С. 358-367.

7. Терентьев В.В. Концептуальная модель создания агропромышленного парка на территории Ленинградской области // Экономика и управление. 2015. № 9. С. 57-62.

8. Высочин В.В., Багова Ф.Р., Гарьковенко В.Э. Государственно-частное партнерство: сущность, цели, задачи, условия эффективности // Научные труды КубГТУ. 2015. № 2. URL: http://ntk.kubstu.ru/file/341.

9. Степанова М.В. Элементы и контуры промышленной политики. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2015. 32 с.

10. Гашо Е., Степанова М. Индустриальный парк + энергоэффективность = новое качество региональной экономики // Энергосвет. 2013. № 6. URL: http://urlid.ru/ad44.

11. Шатохина О.В. Использование концепции маркетинга взаимодополнения в процессе создания и функционирования индустриальных парков // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 1. С. 98-101.

12. Кузнецов В.П., Кузнецова С.Н., Лапаев Д.Н. Теоретические аспекты развития организационно-экономического механизма формирования промышленных парков: монография. Н. Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2013. 113 с.

13. Мерзликина Г.С., Агиевич Т.Г. Промышленные парки как «точки роста» новой индустриализации // Известия ВолгГТУ. 2015. № 15. С. 84-91.

14. Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России // ЭКО. 2014. № 4. С. 7-27.

15. Лукашева Н.А. Создание и развитие элементов инновационной инфраструктуры для активизации инновационной деятельности в российских регионах // Инноватика и экспертиза. 2015. № 1.

16. Есина Ю.Л., Агафонова Е.Е. Инструменты государственно-частного партнерства как фактор инновационной активности малого бизнеса в регионе // Российское предпринимательство. 2012. № 3. С. 17-22.

17. Великанова О., Проценко Н., Ольховская У., Перечнева И. Обзор индустриальных парков // Эксперт. 2012. № 48. С. 100-109.

18. Пащенко Е.В. Проблемы финансирования и развития индустриальных парков в России // Российское предпринимательство. 2014. № 7. С. 60-64.

19. Подпругин М.О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы // Российское предпринимательство. 2012. № 24. С. 214-221.

20. Лаврова О.М., Халикова Д.А., Бурангулова Р.Н. Технопарки как инструмент инновационного развития науки и производства. Сравнение опыта Германии и России // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 10. С. 407-412.

С.81-95.

ISSN 2311-8733 (Online) Sustainable Development of Regions

ISSN 2073-1477 (Print)

INDUSTRIAL ESTATE AS A MECHANISM FOR REGIONAL DEVELOPMENT: ISSUES OF CREATION Ol'ga V. ZHURAVLEVAa, Tat'yana D. DOROFEEVA"^

a Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk Branch, Lipetsk, Russian Federation gmy.lforags@mail.ru

b Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk Branch, Lipetsk, Russian Federation td.dorofeeva@gmail.com

• Corresponding author

Article history:

Received 23 October 2015 Received in revised form 18 November 2015 Accepted 20 January 2016

JEL classification: L32, O18, O25, R12, R58, Y10

Keywords: industrial park, sustainable development, public private partnership

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

Abstract

Importance The paper studies industrial parks as part of the economic development of a region. Objectives The paper aims to uncover the mechanism of development of economy of the Lipetsk oblast, identify current trends and error development of industrial parks in the country and oblast, as well as to improve the investigated mechanism.

Methods As a methodological framework, we used analysis and synthesis, and historical and logical methods.

Results We studied the experience of the functioning of industrial parks, both abroad and in the Russian Federation, highlighted the obstacles and ways of development of industrial parks in the Lipetsk oblast. We justified the prospects of creation and development of industrial parks and technology parks, which will promote the improvement of the investment activity of the Lipetsk oblast's economy as a whole, as well as the development of small and medium-sized businesses. Conclusions and Relevance The analysis of industrial parks marks a significant development in this field over the past 10 years and the great prospects for further their existence. The proposed activities - to improve the functioning of industrial parks will improve the economic condition of the Lipetsk oblast, attract investors and continue the sustainable development of the oblast.

References

1. Belenov O.N., Smol'yaninova T.Yu., Shurchkova Yu.V. [Industrial parks: the essence and main characteristics]. Regional'naya ekonomika i upravlenie. Elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2013, no. 1, pp. 66-76. (In Russ.) Available at: http://eee-region.ru/article/3306/.

2. logman L.G., Gusakov M.A. [Industrial parks as a tool for implementing a regional development strategy]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2007, no. 4, pp. 85-94. (In Russ.)

3. Artamonov Yu.S., Khrustalev B.B. Klasternye politiki i klasternye initsiativy: teoriya, metodologiya, praktika: monografiya [Cluster policies and cluster initiatives: theory, methodology, practice: a monograph]. Penza, IP S.Yu. Tugushev Publ., 2013, 230 p.

4. Furshchik M.A., Shutova A.V., Prozorov M.S. et al. Osobye ekonomicheskie zony: opyt i perspektivy [Special economic zones: experience and prospects]. Moscow, Media Info Grupp Publ., 2014, 212 p.

5. Radionova K.V., Kononova E.V. [Industrial parks as elements of support system of small and medium-sized manufacturing enterprises]. Aktual'nye problemy aviatsii i kosmonavtiki = Actual Problems of Aviation and Cosmonautics, 2013, no. 9, pp. 44-46. (In Russ.)

6. Kruglov V.N., Leont'eva L.S. [Scenario conditions of formation of the forecast of development of a region].

Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2013, no. 5, pp. 358-367. (In Russ.)

7. Terent'ev V.V. [A conceptual model for the creation of agro-industrial park in the territory of the Leningrad oblast]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2015, no. 9, pp. 57-62. (In Russ.)

8. Vysochin V.V., Bagova F.R., Gar'kovenko V.E. [Public-private partnership: the essence, objectives, goals, conditions of efficiency]. Nauchnye trudy KubGTU, 2015, no. 2. (In Russ.) Available at: http://ntk.kubstu.ru/file/341.

9. Stepanova M.V. Elementy i kontury promyshlennoi politiki [Elements and contours of industrial policy]. Moscow, Analiticheskii tsentr pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii Publ., 2015, 32 p.

10. Gasho E., Stepanova M. [Industrial Park + energy efficiency = new quality of the regional economy]. Energosvet, 2013, no. 6. (In Russ.) Available at: http://urlid.ru/ad44.

11. Shatokhina O.V. [Use of the marketing concept of complementarity in the establishment and operation of industrial parks]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta = Memoirs of Orel State University, 2014, no. 1, pp. 98-101. (In Russ.)

12. Kuznetsov V.P., Kuznetsova S.N., Lapaev D.N. Teoreticheskie aspekty razvitiya organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma formirovaniya promyshlennykh parkov: monografiya [Theoretical aspects of development of the organizational-economic mechanism of formation of industrial parks: a monograph]. N. Novgorod, NSTU n.a. R.E. Alekseev Publ., 2013, 113 p.

13. Merzlikina G.S., Agievich T.G. [Industrial parks as 'growth points' of new industrialization]. Izvestiya VolgGTU = Izvestia VSTU, 2015, no. 15, pp. 84-91. (In Russ.)

14. Zubarevich N.V. [Regional development and regional policy in Russia]. EKO = ECO, 2014, no. 4, pp. 7-27. (In Russ.)

15. Lukasheva N.A. [Creation and development of innovation infrastructure elements to enhance innovation in Russian regions]. Innovatika i ekspertiza = Innovatics and Expert Examination, 2015, no. 1, pp. 81-95. (In Russ.)

16. Esina Yu.L., Agafonova E.E. [Tools for public-private partnerships as a factor of innovation activity of small businesses in the region]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2012, no. 3, pp. 17-22. (In Russ.)

17. Velikanova O., Protsenko N., Ol'khovskaya U., Perechneva I. [Review of industrial parks]. Ekspert = Expert, 2012, no. 48, pp. 100-109. (In Russ.)

18. Pashchenko E.V. [Funding issues and the development of industrial parks in Russia]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 7, pp. 60-64. (In Russ.)

19. Podprugin M.O. [Sustainable development of the region: the concept, main approaches and factors].

Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2012, no. 24, pp. 214-221. (In Russ.)

20. Lavrova O.M., Khalikova D.A., Burangulova R.N. [Technoparks as a tool for innovation development of science and industry. Comparing the experiences of Germany and Russia]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta = Bulletin of Kazan Technological University, 2012, no. 10, pp. 407-412. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.