УДК 338.24.01:[332.146+330.322]
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН
Федулова Е.А., к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Разработана концептуальная модель публичного управления инвестиционным процессом, в основу которой положены стратегические приоритеты заинтересованных сторон. Представлен комплекс методологических принципов публичного управления инвестиционным процессом. Приведено структурно-логическое описание модели.
Ключевые слова: публичное управление, инвестиционный процесс, заинтересованные стороны, стратегические приоритеты.
THE CONCEPTUAL MODEL OF INVESTMENT PROCESS PUBLIC ADMINISTRATION BASED ON STAKEHOLDER STRATEGIC PRIORITIES
Fedulova Е., candidate of economic science, docent of Department of Finance and Banking of the Kemerovo state university
Developed a model of investment process public administration, which based on stakeholders strategic priorities. Provides a set of methodological principles ofpublic investment management. The article presents structural-logical description of the model.
Keywords: public administration, investment process, stakeholders, strategic priorities.
Тенденции научно-технического и социально-экономического прогресса современного мира приобрели турбулентный, чрезвычайно быстрый, плохо предсказуемый характер. Это предполагает преобразование системы управления, позволяющей действовать в условиях неопределенного будущего, сверхдинамичных изменений внешней среды. Поэтому становится необходимым использование стратегического управления, которое и возникло вследствие несостоятельности прежних форм и методов менеджмента в новой ситуации. Немаловажным аспектом стратегического управления в системе любого размера (будь то предприятие, город, регион, страна) становится выработка инвестиционной стратегии, определяющей приоритеты использования выделенных на развитие ресурсов.
Традиционная инвестиционная политика территорий была в основном направлена на привлечение инвесторов и взаимодействие с ними в целях ускорения экономического роста и увеличения налогового потенциала территории, создания новых рабочих мест. Современная инвестиционная политика должна быть ориентирована на формирование инвестиционного процесса, способствующего устойчивости развития территории и росту качества жизни на ней, что гораздо сложнее. Речь идет о необходимости гармонизации интересов заинтересованных сторон и реализации их приоритетов.
Модель публичного управления инвестиционным процессом, по мнению автора, должна базироваться на достижениях стратегического менеджмента. Прежде всего, необходимо выделить заинтересованные стороны инвестиционного процесса, которые вовлекаются в систему публичного управления развитием территории на началах сетевого подхода, с использованием механизма конвергенции институтов при условии создания необходимых институциональных условий для каждой стороны.
По мнению ряда ученых, теория заинтересованных сторон предполагает, что менеджеры бизнеса действуют в качестве агентов, работающих в интересах всей совокупности стейкхолдеров1. Речь идет, по сути дела, о признании равноправия целей и потребностей всех заинтересованных сторон в процессе разработки и реализации стратегии, принятия важнейших управленческих решений. На взгляд автора, данная идея весьма продуктивна для формирования системы публичного управления инвестиционным процессом и разработки ее стратегии. Суть публичного управления, как известно, заключается в том, что оно контролируется обществом и осуществляется во благо общества2, поэтому теория заинтересованных сторон позволяет создать предпосылки для вовлечения общества как ключевого интегрального стейкхолдера в процесс управления.
Проецируя данные положения на уровень управления инве-
стиционным процессом, следует отметить, что органы публичного управления должны действовать в интересах всех стейкхолдеров инвестиционного процесса территории. Взаимодействие заинтересованных сторон обуславливает конкретные результаты инвестиционного процесса, его экономический и социальный эффект, который является важным фактором качества жизни. Данное взаимодействие служит предметом публичного управления инвестиционным процессом.
В таблице представлен ориентировочный перечень стейк-холдеров инвестиционного процесса и их основные интересы. Существуют две группы стейкхолдеров инвестиционного процесса - непосредственные и косвенные. К первой группе относятся пять экономических субъектов, являющихся непосредственными участниками данного процесса. Во вторую группу входят четыре вида стейкхолдеров, которые непосредственно не включены в инвестиционный процесс, но имеют связанные с ним интересы. Границы двух групп не являются жесткими, возможен переход стейкхолдеров между ними.
Выделение стейкхолдеров выступает институциональной основой для формирования модели публичного управления инвестиционным процессом. Наряду с ним этим важно учесть существование у заинтересованных сторон определенных стратегических приоритетов.
Использование теории заинтересованных сторон продиктовано объективными институциональными условиями деятельности социально-экономических систем. Учет интересов стейкхолдеров диктуется не только и не столько требованиями социальной ответственности или необходимостью легитимации бизнеса в глазах общественности. Как показали исследования Д. Поста, Л. Престона, С. Сакса, долгосрочный деловой успех крупных компаний во многом объясняется их способностью устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения в сети стейкхолдеров3. Формирование таких отношений с партнерами, клиентами, государством оказывается гораздо продуктивнее одностороннего отстаивания своих интересов в жесткой конфронтации
По мнению автора, в системе публичного управления стратегические приоритеты близки к стратегическим целям, но не равнозначны им. Слово «приоритет» характеризует сравнительную важность, первоочередность, иерархию определенных объектов, действий, целей, порядок выделения ресурсов. Говоря о приоритетах в сфере стратегического управления, следует исходить из того, что возможные цели и направления деятельности экономических субъектов чрезвычайно многообразны и многовариантны, особенно
1 Jones T.M., Hill C.L. Stakeholder agency theory // Journal of management studies. 1992. Vol. 29. P. 131-154.
2 Фадейкина Н.В., Леонов В.В. Методические аспекты формирования и использования бюджетно-налогового паспорта как инструмента системы публичного управления субъекта РФ и обеспечения повышения эффективности взаимодействия заинтересованных сторон // Сибирская финансовая школа. 2012. №4. С. 75.
3 Post J.E., Preston L.E., Sachs S. Redebining the corporation: stakeholder management and organizational wealth. Stanford: Stanford University press, 2002. P. 18.
при слабой предсказуемости и определенности внешней среды. Например, в каждый момент времени в регионе может быть предпринято множество действий, направленных на повышение качества жизни населения.
Большинство потенциально возможных целей и действий могут дать определенный полезный эффект. Однако проблема заключается в том, что таких мероприятий слишком много, а финансовые, материальные, организационные и временные ресурсы всегда ограничены, поэтому возникает проблема их оптимального распределения, т.е. определения стратегических приоритетов.
Стратегические приоритеты определяются стратегией социально-экономической системы (миссией, видением будущего, стратегической альтернативой), т.е. зависят от выбранного направления развития. При этом стратегические приоритеты должны отражать вклад тех или иных действий, мероприятий в достижение стратегических целей (а не просто абсолютный экономический или социальный эффект). Тем самым стратегический приоритет является критерием соответствия определенных мероприятий стратегическим целям, мерой стратегической эффективности использования ограниченных ресурсов.
Определение стратегических приоритетов участников инвестиционного процесса должно исходить из их интересов, которые затем отражаются в миссии, видении, целях. Все стратегические приоритеты участников инвестиционного процесса, как непосредственных, так и косвенных, в конечном счете, связаны с их экономическими и социальными интересами. Их можно считать
исходным пунктом, влияние которого на стратегические приоритеты опосредуется рядом звеньев, в частности, такими традиционным категориями стратегического менеджмента, как миссия, видение и стратегические цели.
При формировании собственной стратегии участник инвестиционного процесса исходит из экономических и социальных интересов (собственных и других стейкхолдеров). На этой основе определяется миссия, т.е. предназначение конкретного объекта в социально-экономической системе, а также стратегическое видение того, каким этот объект должен стать в будущем. Все это позволяет сформировать систему стратегических целей (например, в формате стратегической карты, разработанной в рамках технологии системы сбалансированных показателей или в рамках ключевых показателей эффективности).
Затем, учитывая систему стратегических целей, можно определить очередность и иерархию распределения ресурсов системы (в частности, сформировать инвестиционный бюджет, заложить определенные расходы в смету, составить график работ и т.п.). Поскольку стратегические цели могут изменяться в ходе реализации стратегии и осуществления инвестиционных проектов, стратегические приоритеты могут пересматриваться, что повлечет изменения в распределении ресурсов. Наличие заинтересованных сторон и их стратегических приоритетов формирует исходные институциональные условия инвестиционного процесса, закладывается в основу публичного управления им.
В качестве методологических принципов публичного управле-
Таблица. Стейкхолдеры инвестиционного процесса и их интересы
Вид заинтересованной стороны Основные интересы в ходе инвестиционного процесса
Непосредственные участники
Субъект инвестирования (инвестор) Получение экономического эффекта от инвестиционных вложений Удлинение цепочек создания ценности Расширение возможностей снабжения и сбыта Повышение надежности бизнеса, снижение рисков
Объект инвестирования (реципиент инвестиций) Расширение производственно-экономических возможностей Повышение технологического уровня, получение и использование инноваций Доступ к новым рынкам сбыта, источникам снабжения
Инвестиционный посредник Получение процентного дохода Установление стратегического контроля над хозяйствующими субъектами
Инвестиционная инфраструктура Получение доходов от оказания услуг Достижение целей по стимулированию инвестиционной активности, экономического развития
Регулятор (государственные органы) Соблюдение законодательных требований и ограничений Отсутствие крупных социально-экономических конфликтов
Косвенные участники
Коммерческие организации (не являющиеся непосредственными участниками инвестиционного процесса) Возможности расширения сбыта продукции, работ, услуг, улучшения материально-технического снабжения Отсутствие ущемления законных бизнес-интересов
Органы государственной власти и местного самоуправления Увеличение налогооблагаемой базы Создание новых рабочих мест Отсутствие крупных социально-экономических конфликтов Социально-экономическое развитие территорий, достижение стратегических целей их развития
Местное сообщество Участие инвестора в развитии территории Соблюдение законных прав и интересов жителей
Прочие косвенные участники (средства массовой информации, эксперты, социальные круги И т.д.). Открытость деятельности Учет мнений общественности
ния инвестиционным процессом автором предлагаются следующие принципы.
1. Принцип стратегического соответствия. Он означает, что инвестиционные стратегии всех участников инвестиционного процесса должны разрабатываться на основе стратегического соответствия. Понятие стратегического соответствия в приложении к бизнес-стратегии введено в работах Р. Каплана, Д. Нортона по системе сбалансированных показателей, где речь идет об адекватности нематериальных активов стратегии и целям, концентрации усилий на тех их аспектах, которые необходимы для реализации стратегии4. Стратегическое соответствие позволяет добиться синергетического эффекта, создающего конкурентные преимущества (например, экономия за счет снижения издержек, накопления опыта).
Следовательно, принцип стратегического соответствия требует взаимосогласованной разработки инвестиционных стратегий участников инвестиционного процесса с активным поиском и ис-
пользование резервов получения синергетического эффекта по схеме «1 + 1 = 3». Формирование, разработка и уточнение инвестиционных стратегий всех участников процесса должно осуществляться в рамках системы публичного управления, что позволит определить возможности максимизации экономических и социальных эффектов.
Так, например, стратегическое соответствие между участниками инвестиционного процесса наблюдается в ситуации, когда государство развивает инфраструктуру территории совместно с бизнесом на принципах государственного-частного партнерства (ГЧП), это позволяет бизнес-структурам реализовывать на территории прибыльные инвестиционные проекты, от которых выигрывает как донор, так и реципиент инвестиций, а также местное сообщества, инвестиционный посредник и другие структуры. Практическая реализация стратегических соответствий должна носить перманентный непрерывный характер.
2. Принцип совместного достижения значимых публичных
Рост экономики территории
Потребности территории в инвестициях (объем, структура) Состояние социально-экономической системы территории Факторы инвестиционной привлекательности и потенциала территории
Привлечение инвесторов
Организация публичного управления инвестиционным процессом
Объективные экономические законы Законы управления, подходы менеджмента
Принцип совместного достижения значимых публичных целей
Принцип информационной открытости
Принцип стратегического соответствия
Принцип формирования институциональных условий
Принцип конвергенции институтов
Институциональные условия
_ Прямых участников
I I
[Поставщик] | Потребитель
_ | Государство
IПосредник! ' I
Инфраструктура
_ Косвенных участников
Инвестиционные стратегии
Организация взаимодействия стейкхолдеров
Формирование стратегического соответствия
Поиск синергии Организация взаимодействия
Институты развития Информационная поддержка
Институты согласования интересов
Методы управления
Ограничения
Основные показатели
Функции
Объекты
Субъекты
Информационно-коммуникационные
Задачи
Формы
Организационно-документальное обеспечение
Элементы инструментария теории и практики публичного управления инвестиционным процессом
Социально-экономическое развитие
Повышение качества жизни населения
Рисунок. Концептуальная модель публичного управления инвестиционным процессом с учетом стратегических приоритетов
целей на основе компромисса и согласования интересов участников инвестиционного процесса. Данный принцип служит развитием принципа стратегического соответствия и предполагает достижение целей, имеющих значение для всех заинтересованных сторон - прямых и косвенных участников инвестиционного процесса. Безусловно, в определенной степени их интересы противоречивы, особенно в краткосрочной перспективе, и могут не согласовываться с целью роста качества жизни. Поэтому необходимо достигать компромисса в реализации частных целей отдельных участников на основе совместных действий и коллективных решений, проявления социальной и гражданской ответственности, осознания растущей взаимозависимости стейкхолдеров друг от друга, установления разумных пределов прав и обязанностей каждой из сторон.
Данный принцип предполагает достаточно объемную и сложную систему взаимодействия, переговоров, совместной выработки целей и задач, согласования интересов. Но в силу важности основной цели и объективного возрастания сложности объектов управления это необходимый шаг, на который надо идти, осваивая принципиально новые институты, механизмы и формы деятельности.
3. Принцип конвергенции институтов участников инвестиционного процесса предполагает наличие у них по возможности единых правил, норм, механизмов организационного взаимодействия, которые снижают трансакционные издержки инвестиционной деятельности. Участники инвестиционного процесса должны работать в единой парадигме управления, использовать сходные методы и технические приемы менеджмента, руководствоваться близкими институциональными нормами. Немаловажно также сближение культурных различий, умение субъектов, объектов инвестирования, государства, инвестиционного посредника и т.д. «разговаривать на одном языке». Наконец, необходимо просто позитивное восприятие друг друга в качестве равноправных партнеров с неантагонистичными интересами.
О тенденциях конвергенции институтов свидетельствуют, на взгляд автора, такие феномены, как внедрение принципов и методов менеджмента в систему государственного управления, социальная ответственность бизнеса, налаживание диалога государства и местного самоуправления с группами интересов, вовлечение бизнеса в выработку стратегических целей социально-экономического развития территории. Немаловажны для конвергенции институтов участников инвестиционного процесса разработка единых правовых конструкций, профессиональных стандартов, нормативов и методик в сфере инвестиционной деятельности.
4. Принцип формирования адекватных институциональных условий инвестиционного процесса, создающих стимулы к увеличению объема инвестиционных вложений, оптимизации их отраслевой, территориальной и целевой структуры. Значительные затруднения в управлении инвестиционным процессом (как и в целом в управлении социально-экономическим развитием территорий) создает отсутствие базового федерального закона в сфере социально-экономическим развития и осуществления стратегического управления территориальными системами всех уровней (есть только Указ Президента РФ по данным вопросам).
Отсутствие подобного законодательного акта создает ряд институциональных проблем, в частности, рассогласование действий органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, и местного самоуправления, частое изменение нормативных документов на всех этих уровнях, неопределенность прав и обязанностей государственных структур по отношению к коммерческим организациям финансового и нефинансового секторов, а также общественности, неопределенность порядка взаимодействия между ними.
5. Принцип информационной открытости, транспарентности и подотчетности инвестиционного процесса заинтересованным сторонам. Высокая степень открытости и подотчетности является характерным отличие публичного управления. Инвестиционный процесс должен обладать необходимой степенью прозрачности (не выходящей, естественно, за границы охраняемой законом государственной и коммерческой тайны). Масштабность и большая социально-экономическая значимость инвестиционного процесса обуславливает право заинтересованных сторон на получение доступной информации о планах, намерениях, порядке действий, сроках реализации инвестиционных проектов, возможных выгодах и
неудобствах, влиянии на развитие территории. Существенная часть возникающих конфликтов в сфере реализации инвестиционных проектов обусловлена во многом отсутствием или недостатком информации. Кроме того, информационная открытость позволит многим участникам инвестиционного процесса определить возможности взаимовыгодного сотрудничества. Для реализации данного принципа важную роль играет использование современных информационно-коммуникационных технологий.
Иллюстрация предлагаемой автором концептуальной модели публичного управления инвестиционным процессом представлена на рисунке. Он отражает систему входных условий публичного управления инвестиционным процессом на началах стратегических приоритетов и стратегического соответствия заинтересованных сторон. Организация публичного управления инвестиционным процессом исходит из институциональных условий, учитывает научные положения и разработки экономической и управленческой науки (позитивных и нормативных концепций социально-экономического развития территорий) и опирается на совокупность сформулированных выше принципов.
Важнейшим блоком модели является организация взаимодействия стейкхолдеров как центрального момента управления, основой чего является разработка инвестиционных стратегий пяти прямых участников процесса и использование институтов их согласования, поиска стратегического соответствия.
Наряду с этим, публичное управление инвестиционным процессом использует такие базовые управленческие категории, как функции управления, задачи управления, формы управления и т.д., включает в себя организационно-документальное и информационно-коммуникационное обеспечение управленческой деятельности. Выходом модели управления являются, естественно, результаты инвестиционного процесса в виде экономического развития и роста качества жизни, которое и является интегральной целью публичного управления социально-экономическими системами.
Литература:
1. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 512 с.
2. Фадейкина Н.В., Леонов В.В. Методические аспекты формирования и использования бюджетно-налогового паспорта как инструмента системы публичного управления субъекта РФ и обеспечения повышения эффективности взаимодействия заинтересованных сторон // Сибирская финансовая школа. 2012. №4. С. 73-79.
3. Jones T.M., Hill C.L. Stakeholder agency theory // Journal of management studies. 1992. Vol. 29. P. 131-154.
4. Post J.E., Preston L.E., Sachs S. Redebining the corporation: stakeholder management and organizational wealth. Stanford: Stanford University press, 2002. 376 p.
4 Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: Олимп-Бизнес, 2005. С. 46.