EDN: OHWQWF
Д.В. Ланская - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.V. Lanskaya - Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Kuban State University, Krasnodar, Russia;
В.В. Ермоленко - д.э.н., профессор кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
V.V. Ermolenko - Professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Doctor of Economics, Kuban State University, Krasnodar, Russia;
К.П. Баранчикова - обучающаяся магистерской программы «управление фирмой», Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, baranс[email protected],
К.Р. Baranchikova - student of the Master's program "Firm Management", Kuban State University, Krasnodar, Russia.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАСКРЫТИЯ ОДАРЕННОСТИ И ТАЛАНТОВ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ И ВКЛЮЧЕНИЯ В ВОСПРОИЗОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ A CONCEPTUAL MODEL OF THE NATIONAL SYSTEM FOR THE DISCLOSURE OF THE TALENTS AND TALENTS OF CHILDREN AND YOUTH AND INCLUSION IN REPRODUCTIVE PROCESSES
Аннотация. В статье проводится анализ одаренности и ее видов, а также методов выявления одаренных детей и молодежи. Анализируется современных системы работы с талантливыми детьми в ведущих странах миры: США, Германии и Великобритании. Отмечается, что существующие системы работы с талантливыми детьми носят незавершенный и половинчатый характер и не содержат себе компоненты, ориентированные на мониторинг компетентности и включение создаваемого человеческого капитала в воспроизводственные процессы. Жизненный цикл системы нуждается в дополнении важнейшими этапами работы, завершающими достижение экономического результата. С целью формирования эффективной национальной системы раскрытия одаренности и талантов и включения в воспроизводственные процессы предложена концептуальная модель национальной системы раскрытия одаренности и талантов и включения в воспроизводственные процессы. основными компонентами которой являются: образовательная деятельность, сетевое взаимодействие дошкольных учреждений, Компетентностный мониторинг, формирование электронного накопительного индивидуального творческого паспорта, и самого главного -содействия самореализации и трудоустройству носителей человеческого капитала. Предлагаемая модель может быть реализована с активным участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Abstract. The article analyzes the modern systems of working with talented children in the leading countries of the world: the USA, Germany and the UK. It is noted that the existing systems of work with talented children are incomplete and half-hearted and do not contain components focused on monitoring competence and the inclusion of created human capital in reproductive processes. The life cycle of the system needs to be supplemented with the most important stages of work that complete the achievement of an economic result. In order to form an effective national system for the disclosure of giftedness and talents and inclusion in reproductive processes, a conceptual model of the national system for the disclosure of giftedness and talents and inclusion in reproductive processes is proposed. The main components of which are: educational activities, network interaction of preschool institutions, Competence monitoring, the formation of an electronic accumulative individual creative passport, and most importantly, the promotion of self-realization and employment of carriers of human capital. The proposed model can be implemented with the active participation of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation.
Ключевые слова: воспроизводство, национальная система, современное общество, талантливые дети, формы поддержки.
Keywords: reproduction, national system, modern society, talented children, forms of support.
Ведение
Одаренный ребенок - это ребенок который отличается от своих сверстников более высоким уровнем умственного развития, обладает феноменальными интеллектуальными или творческими способностями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов и педагогов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой) [6].
Различают следующие виды одарённости:
- интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам;
- мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
- академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
- творческая одарённость (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;
- художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия - высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;
- социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;
- психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной
координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу [3, 4, 16, 22, 26, 27].
Д.Н. Савченко сделал в 1989 г. обстоятельный обзор по проблеме отбора ресурсов талантов - интеллектуальной элиты в науке [21].
Е.А. Россошанская рассматривает среду для воспроизводства трудового потенциала. Она приводит общую концептуальную схему воспроизводства трудового потенциала, описывает структуру агент-ориентированной модели, которая соответствует трехфазной структуре процесса воспроизводства [20].
Б.Е. Фишман предлагает концептуальную модель, которая представляет стратегию жизнедеятельности человека. Он определяет макрокомпоненты жизненной стратегии и совокупность соответствующих проявлений [24].
Е.А. Чекмарева считает, что воспроизводство трудового потенциала на муниципальном уровне определяется поведением агентов следующих типов: физические лица (носители трудового потенциала); юридические лица (работодатели); муниципальные органы власти [25].
С.А. Котов считает, что человеческий потенциал может быть представлен как функция аккумулированных в управленческой системе совокупности привлеченных индивидов, их знаний, навыков и способностей к социализации в коллективе и одновременно как форма нематериального производственного ресурса. В условиях господства стоимостного подхода на рынках процесс формирования этой формы капитала можно представить в рамках модели цепочки приращения стоимости, предложенной М. Портером [10, 18].
Важная роль должна быть отведена общественной установке на креативность, творческое решение проблем, формирование и сбережение человеческого капитала.
1. Анализ существующих методов выявления одаренных детей
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Но проблема в том, что в интерпретации результатов тестирования весьма существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к некорректной интерпретации [21].
В настоящее время в научной литературе представлены два основных взгляда на процесс установления одаренности [3, 11].
Один из которых основан на системе единой оценки. Например, ребенок считается одаренным, если он набрал количество баллов по шкале Станфорд-Бине, превышающее некоторое пороговое значение. В разных источниках указываются различные значения этого порогового показателя для отнесения ребенка к группе одаренных.
Другой подход основан на комплексной оценке, включающей множество оценочных процедур (тестирование, опросы и т.д.). Однако и комплексный подход не избавляет полностью от ошибок. Печальна судьба тех детей, которые были отнесены по результатам обследования к числу одаренных, но затем никак не подтвердили этой оценки.
Однако даже при весьма квалифицированном использовании и лучшие тесты не застраховывают от ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности [17].
Неформализованные методы. Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений [5, 19].
Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Применяют и так называемое включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего. Некоторые современные исследователи охотно разрабатывают такие формы эксперимента, в которых важная роль отводится наблюдениям [1, 7, 9, 17].
Одаренность - «дело штучное», это всегда индивидуальность, и здесь каждый случай требует, прежде всего, индивидуального лонгитюда, то есть монографического описания и анализа. Имеется в виду систематическое наблюдение за испытуемым на протяжении ряда лет. Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может, и с перерывами. Большой интерес для изучения одаренности представляет биографический метод. По мнению Поповой Л.В., изучение жизненного пути стало распространяется как весьма эффективный подход к выяснению особенностей испытуемого в данный период, а отчасти и к прогнозу на будущее. Разработка библиографического метода связана с применением таких способов получения информации, как опросники, обращенные к самому исследуемому лицу, беседы и интервью с ним, а также опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности, дневников, писем и т. д [11].
Таким образом, природа одаренности объективно требует новых методов диагностики, поскольку тради-
ционные методики (в виде тестов интеллекта и тестов креативности) не валидны по отношению к особенностям поведения и качественного своеобразия психических ресурсов одаренного ребенка.
С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг [4].
Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований [4, 5, 11,16]:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей,
2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях),
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечения его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.),
4) экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, технических моделей и пр.) с привлечением экспертов-специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, шахматистов и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества,
5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития. Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе, использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»,
6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка,
7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и проб и т.д.),
8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности,
9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях и т.п.,
10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, - анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки педагогов и родителей [26].
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случае рассогласования прогноза) [17, 24, 27].
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:
- уровень развития способностей;
- высокая степень обучаемости;
- творческие проявления (креативность);
- мотивация - огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.
Сущность понятия «детская одарённость» можно выразить формулой:
мотивация + интеллект + креативность = детская одарённость.
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива [14].
Основной акцент должен быть сделан на то, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном учреждении на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Ни одна из форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка [4, 6, 8].
Одаренные дети и их последующий вклад в развитие страны - золотой интеллектуальный потенциал нации. Вовлечение одаренной молодежи в сложный воспроизводственные процессы во всех сферах жизнедеятельности умножает совокупный актив любой организации [2, 13, 15].
2. Анализ и обобщение практики работы образовательных учреждений за рубежом
Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний [3, 14,].
2.1. Анализ теории и практики обучения талантливых детей в США.
Современный уровень экономического и общественного развития США требует от специалистов любой сферы деятельности высокого профессионального уровня. В этой связи было обращено на потребности одаренных учащихся, которые по убеждению американских ученых являются потенциалом развития любого общества [1, 8].
На современном этапе развития науки «одаренность» преимущественно понимается американскими исследователями как «потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения». Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.
В американской научной литературе особо выделяется такой вид одаренности, как творческая (или творческое продуктивное мышление). Американские специалисты (Дж. Рензулли, Дж. Гилфорд и др.) полагают, что «творчество (креативность) является важным элементом всех видов одаренности, и они не могут быть представлены отдельно от творческого компонента» [21].
Другое направление обучения «одаренных» - разработка «уровней обучения», где все школьники занимаются по одному из 10 уровней. В каждой возрастной группе может изучаться материал по изучаемому предмету разных уровней. Одаренные дети имеют возможность заниматься на самых высоких уровнях обучения. Кроме того, до 20 % времени они могут отдавать изучению предметов, соответствующих их особым интересам и потребностям, что способствует специализации обучения.
При выявлении одаренных школьников в США используются следующие методы [12]:
- стандартизированные методы измерения интеллекта (Шкала интеллекта Станфорд-Бине, Векслеров-ская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников, Тест Слоссона для измерения интеллекта детей и взрослых, Колумбийская шкала умственной зрелости, Рисуночный тест на интеллект и др.),
- стандартизированные тесты достижений (Национальный тест готовности к школе, уровень I; Стан-фордский тест достижений для начальной школы, уровень I; Тест общей подготовленности, уровень I),
- стандартизированные тесты на перцептивно-двигательное развитие (Тест на основные двигательные навыки; Тест на зрительно-двигательную координацию; Тест Пурдье и др.),
- стандартизированные тесты оценки социального развития (Калифорнийская шкала социальной компетенции дошкольников и младших школьников; Вайнлендская шкала социальной зрелости).
2.2 Анализ теории и практики обучения талантливых детей в Великобритании.
На современном этапе развития науки одарённость понимается педагогами-исследователями преимущественно как «потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения» [1, 8].
Министерство образования Великобритании, многие университеты и колледжи, общественные организации вовлечены в Национальную Ассоциацию содействия одаренным детям. В английской педагогике особо выделяется такой вид одаренности, как творческая одаренность (или творческое продуктивное мышление). Британские специалисты полагают, что «творчество (креативность) является важным элементом всех видов одаренности, и они не могут быть представлены отдельно от творческого компонента» [1].
С целью обеспечения учебных потребностей одаренных детей используются следующие формы обучения: «Бендинг» - эта форма основана на распределении всех учащихся данной возрастной группы в зависимости от уровня интеллекта на три широкие «полосы»; «Стриминг» - метод группирования по способностям, при котором образуется много разных потоков, что создает возможность делать группы более однородными, чем при делении на «полосы»; «Сеттинг» - предполагает группировку детей в процессе обучения по отдельным предметам на основе успеваемости. Один и тот же учащийся может быть в первом сете по естествознанию и в последнем с по математике [19, 28].
2.3 Анализ теории и практики обучения талантливых детей в Германии.
В Германии - существуют исследования, утверждающие, что используемые программы в стране сдерживают развитие ребенка с нормальными способностями. Особенно трудно приходится развитым и одарённым детям. Действующая система образования, по мнению многих ученых, работающих с особо одарёнными детьми, приводит к катастрофическим последствиям для развития ребенка. Одаренных детей выявляют только в 1013-летнем возрасте с помощью специальных методик [1, 15]. Здесь распространено сегментирование одаренных учащихся в отдельные группы путем ранней специализации в гимназиях.
3. Система работы с талантливыми детьми в дошкольных учреждениях
В 2022 году Правительство РФ утвердило концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года. Реализуется она в два этапа: первый этап - 2022-2024 годах, а второй - с 2025-го по 2030-й [9].
Основные цели концепции: создать условия для самореализации и развития талантов, воспитать «высоконравственную, гармонично развитую и социально ответственную личность».
В рамках концепции планируется [9]: обновить инфраструктуру дополнительного образования детей; расширить участие организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ; создать сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, учёных, а также сети спортивных клубов и лиг для формирования здорового образа жизни; запустить систему творческих конкурсов, фестивалей, с участием детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; внедрить в каждом регионе эффективную систему выявления, поддержки и развития талантов у детей разных возрастов и молодёжи; широко использовать эффективные модели интеграции основного и дополнительного образования и др.
Особенности обучения одаренных детей базируются на следующих концептуальных положениях:
- развитие одаренных детей не может быть эффективным в рамках традиционного обучения и требует индивидуальной траектории обучения и развития, которая включает в себя оказание психо лого-педагогической
помощи ребенку в формировании и реализации его творческого потенциала и создание условий для его социализации как субъекта информационного общества;
- содержание образования должно быть направлено на самореализацию личности ребенка, на получение образования, соответствующего его интересам, склонностям и способностям;
- организация педагогической деятельности должна иметь инновационный характер, который содействует получению новых продуктов и результатов в сфере образования.
По мнению авторов работа с одаренными детьми в учреждениях должна строиться на следующих принципах:
- принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ученика);
- принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
- принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы;
- принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися. В таких учреждениях ведется работа с одаренными детьми, с помощью внедрения дополнительных об-
щеразвивающих программ, направленных на:
- формированию и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста;
- обеспечению духовно-нравственного воспитания;
- удовлетворению индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании личности ребенка;
- выявлению, развитию и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности.
4. Концептуальная модель национальной системы раскрытия одаренности и талантов и включения в воспроизводственные процессы
Поэтому развитие одаренности ребенка будет достигаться реализацией комплекса мер по четырем направлениям:
- обновление содержания учебных программ,
- применение дифференцированных и индивидуальных форм обучения, в том числе разработка индивидуальных образовательных маршрутов,
- использование современных ИКТ-технологий для дистанционного обучения.
Для развития каждого вида одаренности предлагается образовательная модель, позволяющая обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию (рисунок 1).
Психолого педагогическое сопровождение
Компетеитностный мониторинг
___±___
С Электронный накопительный индивидуальный творческий паспорт
_ 1
Содействие самореализации и трудоустройству
Рисунок 1 - Концептуальная модель национальной системы раскрытия одаренности и талантов и включения в воспроизводственные процессы
В представленной модели образовательная деятельность - системообразующее ядро, объединяющее «круг» необходимых компонентов, направленных на образование и воспитание обучающихся. Все компоненты взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.
Расширение единого образовательного пространства - необходимое условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей, возможности самореализации в различных видах деятельности [28].
Одним из важных направлений развития личности одаренного ребенка является их включение в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей района, региона и самой личности.
В настоящее время учреждение активно сотрудничает с учреждениями культуры, науки, дополнительного образования, спорта, здравоохранения, общественными организациями, органами исполнительной власти (сотрудничество с перечисленными учреждениями оформлено соответствующими договорами).
Созданная образовательная среда способствует выявлению и развитию одаренных детей. В то же время следует отметить, что в этом направлении деятельности достаточно неиспользованных резервов:
- в организации учебного процесса на компетентностной основе,
- в повышении личностно ориентированного характера программно-методического обеспечения дополнительного образования,
- в привлечении к исследовательской деятельности.
В рамках проекта предполагается реализовать указанные резервы.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе выступает как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в школе осуществляется психолого-педагогической службой, в которую входят зам. директора по УР, ВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники.
Цель сопровождения - создание условий гармоничного развития одаренного ребенка.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка,
- содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями),
- психологическое обеспечение образовательных программ,
- формирование психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.
Актуальность задач психолого-педагогического сопровождения определяется существующими рисками возникновения проблемных ситуаций в развитии, обучении и отношениях одаренного ребенка с окружающими. У некоторых одаренных детей отмечается дисинхрония (неравномерность) психического развития, проявление особенностей развития эмоционально-волевой сферы и характера, которые при отсутствии системы поддержки и сопровождения могут выступить причиной школьной и социальной дезадаптации.
Сопровождение одаренных детей планируется осуществлять на трех уровнях:
- уровень класса,
- уровень учреждения,
-уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические консультационные центры).
Направления психолого-педагогического сопровождения:
- развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей,
- психолого-педагогическая поддержка (диагностика, консультирование, тренинги);
- экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений;
- охрана и укрепление здоровья;
- мотивация учащихся.
Важнейшим направлением национальной системы раскрытия одаренности и талантов и включения в воспроизводственные процессы развития молодежи является сохранение и укрепление здоровья детей. Конкретными задачами работы в данном направлении являются:
- развитие навыков саморегуляции, управления стрессом, трудом
- формирование установок на здоровый образ жизни,
- профилактика школьного и дорожного травматизма.
Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации, занятия спортом и т.д.).
Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и росту своих достижений. Приведение этих мер в систему, и ее регулирование будет формировать стимулирующие мотивы одаренных детей и способствовать оказанию им социальной помощи и поддержки. В школе разработана инвариантная и разноуровневая система поощрения учащихся.
Работу с родительской общественностью учреждение рассматривает как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.
Таким образом, психо лого-педагогическое сопровождение будет являться неотъемлемым элементом системы образования, равноправным партнером структур и специалистов разного профиля в решении задач обу-
чения, воспитания и развития нового поколения. Работа психолого-педагогической службы планируется проводить по трем направлениям:
- непосредственно с ребенком;
- путем организация квалифицированной помощи педагогам;
- путем реализации помощи родителям одаренного ребенка.
Образовательная среда учреждения будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:
- подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;
- психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической поддержки обучающихся;
- свободного выбора профиля, уровня, вида творческого труда;
- комфортности окружающей среды.
Анализ работы учреждения показывает, что на сегодняшний день ресурсы системы не сконцентрированы на решении актуальных национальных проблем системы раскрытия одаренности и талантов и включения в воспроизводственные процессы воспитательных задач обучения и воспитания [2, 10, 13, 23, 25]. В этом направлении необходимо:
- обеспечить активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ обучения и воспитания,
- осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия наставников и педагогов дополнительного образования, социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов-организаторов,
- расширить использование в учебно-воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, самостоятельности; методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому выделению и манипуляциям.
Особенности обучения одаренных детей базируются на следующих концептуальных положениях:
1) развитие одаренных детей не может быть эффективным в рамках традиционного обучения и требует индивидуальной траектории обучения и развития, которая включает в себя оказание психолого-педагогической помощи ребенку в формировании и реализации его творческого потенциала и создание условий для его социализации как субъекта информационного общества;
2) содержание образования должно быть направлено на самореализацию личности ребенка, на получение образования, соответствующего его интересам, склонностям и способностям;
3) организация педагогической деятельности должна иметь инновационный характер, который содействует получению новых продуктов и результатов в сфере образования.
По мнению авторов, работа с одаренными детьми в учреждении должна строиться на следующих принципах:
- принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ученика);
- принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровне реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
- принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;
- принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
Основной формой организации учебного процесса в учреждении остается урок-игра. Формы и приемы в
рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы: групповые формы работы, творческие задания, вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса для одаренных детей может оказать применение различных форм организации обучения, которые основаны на идее группировки учащихся в определенные моменты образовательного процесса.
В проекте предполагается использовать следующие формы дифференциации обучения:
- дифференциация параллелей;
- выделение группы одаренных детей из разных возрастных групп;
- обогащенное обучение для отдельных групп детей за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы.
Из представленного перечня принципов, на основании которых должна строиться работа с талантливыми детьми, наиболее важным, является принцип индивидуализации. Этот принцип реализуется с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам, занятий по свободному выбору, организации исследовательских секций или объединений и т.д.
Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения осуществляется с использованием современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных играет наставник. Его задача - на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию ин-
дивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации.
Компетентностный мониторинг молодежи формирует электронный накопительный индивидуальный творческий паспорт, который, возможно в будущем, придет на смену ЕГЭ в учебных заведениях. Такая смена содержания развития и обучения молодежи с начетничества на креативное развитие совокупный (интегральный) личностный актив.
Содействие самореализации и трудоустройству - один из важных компонентов модели национальной системы раскрытия одаренности и талантов и включения в воспроизводственные процессы. Такая система будет более устойчивой и результативной, если ее деятельность будет носить совместный характер с службой занятости на местах (регионах).
Умножение совокупного актива организации станет возможным, благодаря целенаправленному включению человеческого капитала и талантов в воспроизводственные процессы в организациях.
Заключение
Успешность работы по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей зависит от ориентации на потребности государства и общества в интеллектуальной и творческой элите, а также на интересы личности в непрерывном ее совершенствовании. Следовательно, не должна носит завершенный характер.
Система работы по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей должна строиться на основе анализа потребностей государства и его регионов.
Система общего образования в своем целевом и функциональном проявлении должна обеспечивать необходимые условия для углубленной работы с одаренными и талантливыми детьми. В каждом дошкольном и школьном образовательном учреждении должна быть создана объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка. В основу создания образовательных программ для одаренных детей должны лечь теоретические основы развития одаренности, а также дидактические особенности процесса их обучения.
Стратегия работы с одаренными детьми должна строиться поэтапно на всех этапах жизненного цикла и включать в работу с одаренными учащимися в первую очередь следует педагогов, обладающих определенными качествами: увлеченность своим делом, способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности, профессиональная грамотность, интеллектуальность, нравственность и эрудированность, инновационность; учитель должен быть психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни ребенка дошкольника и органа исполнительной пласти в центре и на местах (в регионах)
Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век инновационных технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как это один из решающих факторов экономического развития страны. Следовательно, с целью формирования эффективной национальной системы раскрытия одаренности и талантов и включения в воспроизводственные процессы предложена концептуальная модель национальной системы раскрытия одаренности и талантов и включения в воспроизводственные процессы. Основными компонентами которой являются: образовательная деятельность, сетевое взаимодействие дошкольных учреждений, Компетентностный мониторинг, формирование электронного накопительного индивидуального творческого паспорта, и самого главного - содействия самореализации и трудоустройству носителей человеческого капитала. Предлагаемая модель может быть реализована с активным участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Источники:
1. Аксенова, Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс] / Э. А. Аксенова // Интернет-журнал «Эйдос». 2011. 213 с.
2. Бабаева, З.Ш. Теоретико-методические аспекты организации воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве /З.Ш.Бабаева//Издательство «СЕКВОЙЯ». Ставрополь - 2021.
3. Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: учеб.-метод. пособие / Е. С. Белова. - Изд. 3-е. - Москва: Флинта, 2004. - 144 с.
4. Болтрукевич, Е. В. Специфика психолого-педагогического мониторинга одаренности детей / Е. В. Болтрукевич // Цифровое общество в контексте развития личности: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Челябинск, 19 ноября 2017 года. - Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2017. - С. 24-27. - EDN ZUTQOP.
5. Ваганян, О.Г. Методика оценки эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал // Креативная экономика. 2007. № 9 (9). С. 67-72.
6. Габдулхаков В.Ф. Одаренность и ее развитие в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и университета. Учебно-метод. пособие. / Казань: РИЦ «Школа», 2012. 174 с.
7. Горелов, Н. А. Управление человеческими ресурсами: современный подход: учебник и практикум / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Мельников. - Москва: Юрайт, 2016. - 270 с.
8. Зарубежный опыт работы с одаренными детьми. URL://https://cptd.onedu.ru/teacher/foreign_exp/.
9. Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года. Постановление Правительства РФ.
10. Котов С.А. Концептуальная модель управления процессом формирования человеческого капитала в организации// Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика.2022. №3. С.
11. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей / [сост.: Т. А. Барышева и др.]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 414 с.
12. Куварзина, А. Ю. Теория и практика обучения одарённых детей в школах США / А. Ю. Куварзина // В мире научных открытий. -2010. - № 2-2(8). - С. 43-45. - EDN MUJRWJ.
13. Ланская Д В., Сотирова С. В. Самойлик С. М., Яковленко А Е. Экосистема талантов и человеческого капитала: инвестиции и механизмы воспроизводства // Вестник Академии знаний. 2020. №5 (40). URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/ekosistema-talantov-i-chelovecheskogo-kapitala-investitsii-i-mehanizmy-vosproizvodstva (дата обращения: 20.10.2024).
14. Ланская, Д.В. Связь менталитета и российского менеджмента в сказках народов России: академия знаний для управленцев / Д.В. Ланская, К.П. Баранчикова, С.Г. Мелихова// Естественно-гуманитарные исследования. 2023. №3(47), С.421-425.
15. Маликова, И. Н. Зарубежный опыт выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей и молодежи / И. Н. Маликова, Е. Д. Христофорова // Научно-исследовательские публикации. - 2017. - N° 2(40). - С. 96-104. - EDN YUAXQV.
16. Образовательные модели и технологии работы с одаренными детьми / сост. Башева Е.И. [и др.]. Красноярск: ККИПКППРО, 2011. 24 с.
17. Положай, М. Н. Преимущества психолого-педагогического мониторинга перед традиционными тестами интеллекта и креативности в диагностике детской одаренности / М. Н. Положай // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 2. - С. 53-58. - EDN TROLCL.
18. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калинина. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 714 с.
19. Рабочая концепция одаренности / Ю. Д. Бабаева, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин [и др.]. - 2-е издание, расширенное и переработанное. - Москва : ООО "Издательство МАГИСТР", 2003. - 94 с. - EDN RGEHZF.
20. Россошанская Е.А. Концептуальная модель воспроизводства трудового потенциала на муниципальном уровне: агент-ориентированный подход // Социальное пространство. 2017. № 4 (11). URL: http://socialarea-journal.ru/article/2376/.
21. Савченко Д.Н. Аналитический обзор по проблеме отбора ресурсов талантов - интеллектуальной элиты в науке. 1989.
22. Степанов, В.Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. - 2010. - №3.
23. Стровский Л. Е., Фролова Е. Д. Концептуальные основы геоэкономической интеграции России в мировые воспроизводственные процессы // Journal of new economy. 2009. №3 (25). URL: https://cyberleninka.m/artide/n/kontseptualnye-osnovy-geoekonomicheskoy-integratsii-rossii-v-mirovye-vosproizvodstvennye-protsessy (дата обращения: 20.10.2024).
24. Фишман Б.Е. Концептуальная модель жизненных стратегий молодежи для их системной диагностики / Б.Е. Фишман, Б.С. Кузьмина, О.А. Фокина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - №12 (66). - URL: https://research-journal.org/archive/12-66-2017-december/konceptualnaya-model-zhiznennyx-strategij-molodezhi-dlya-ix-sistemnoj-diagnostiki (дата обращения: 20.10.2024). - doi: 10.23670/IRJ.2017.66.075
25. Чекмарева, Е. А. Концептуальная модель воспроизводства трудового потенциала на муниципальном уровне: агент-ориентированный подход/ Е. А. Чекмарева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 5. - C. 173-194.
26. Чечель, И. Д. О педагогической поддержке одаренного ребенка / И. Д. Чечель // Завуч. Управление современной школой. - 2009. - № 8. - С. 60-62.
27. Шадриков, В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шад-риков. - М.: Наука, 2011. - С. 11.
28. Ширинкина, Е.В. Механизм интеграции образовательных и профессиональных стандартов при формировании человеческого капитала // Креативная экономика. 2017. Том 11. № 5. С. 583-596.
EDN: MXLZAE
Ю.А Лозина - к.ю.н., доцент, заместитель начальника кафедры гражданского права и гражданского процесса, Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
Yu. A. Lozina - Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Civil Law and Civil Procedure, St Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St Petersburg, Russia;
Н.С. Алексеева - к.э.н, доцент Высшей школы производственного менеджмента, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
N.S. Alekseeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Higher School of Industrial Management, Peter the Great St Petersburg Polytechnic University, St Petersburg, Russia;
А.В. Бабкин - д.э.н., профессор Высшей инженерно-экономической школы, заведующий НИЛ «Цифровая экономика промышленности», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
A. V. Babkin - Doctor of Economics, Professor of the Higher School of Engineering and Economics, Head of NIL Digital Economy of Industry, Peter the Great St Petersburg Polytechnic University; St Petersburg, Russia.
СТРУКТУРНЫЙ КАПИТАЛ КАК КАТАЛИЗАТОР СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ ЭКОСИСТЕМЫ STRUCTURAL CAPITAL AS A CATALYST FOR INNOVATION IN ECOSYSTEM INTELLECTUAL CAPITAL MANAGEMENT
Аннотация. Анализируется составляющая интеллектуального капитала организации - структурный капитал, который является связующим звеном, основанием для накопления и генерирования новых знаний и преобразования их в инновации. Рассмотренные элементы структурного капитала позволили предложить его деление не только на инновационный и процессный, но и на отделимый и неотделимый от организации. Показана важность управления структурным капиталом экосистемы на уровне разработки инноваций, постоянно юридически охраняя имеющиеся разработки предложенными законом способами. Предложена методика оценки структурного капитала инновационно-промышленного кластера, обосновано ее применение.
Abstract. The article analyzes the component of the intellectual capital of an organization - structural capital, which is the link, the basis for the accumulation and generation of new knowledge and their transformation into innovations. The considered elements of structural capital allowed us to propose its division not only into innovative and process capital, but also into separable and inseparable from the organization. The importance of managing the ecosystem's structural capital at the level of innovation development is shown, constantly legally protecting existing developments in the ways proposed by law. A methodology for assessing the structural capital of an innovative industrial cluster is proposed, and its application is justified.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал экосистемы, структурный капитал, интеллектуальная собственность, нематериальные ресурсы, инновации.
Keywords: ecosystem intellectual capital, structural capital, intellectual property, intangible resources, innovation.
Введение
Актуальность исследования управления интеллектуальным капиталом экосистемы обусловлена усложнением организационного взаимодействия хозяйствующих субъектов, интеллектуализацией промышленных и бизнес-процессов [1], постоянным технологическим, продуктовым совершенствованием и ростом наукоемкости выпускаемых товаров.
Атлас сквозных технологий России [2] выделяет девять актуальных направлений ее цифрового развития: большие данные, искусственный интеллект, нейро- и квантовые технологии, компоненты беспроводной связи и промышленный интернет, робототехника, сенсорика и виртуальные реальности. Развитие каждого направления само по себе меняет различные отрасли экономики, а в целом ведет к значительному скачку в экономике. От-