Научная статья на тему 'Концептуальная модель функционального статуса образовательной выставки'

Концептуальная модель функционального статуса образовательной выставки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель функционального статуса образовательной выставки»

7. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод. пособие. М., 1980. 368 с.

8. Плещев В. В. Базы данных. Visual FoxPro, Access, SQL Server, Oracle с примерами и упражнениями: Учеб. пособие (реком. УМО Минобразования РФ). Екатеринбург, 2002. 323 с.

9. Плещев В. В. Высокоуровневые методы информатики и программирования. Delphi, C++ Builder, Visual C++ с примерами и упражнениями: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. (реком. УМО Минобразования РФ). Екатеринбург, 2002. 302 с.

10. Плещев В. В. Информатика и программирование. Quick Basic и Visual Basic, VBScript, HTML, ASP, Dreamweaver, Crystal Reports с примерами и упражнениями: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. (реком. УМО Минобразования РФ). Екатеринбург, 2002. 275 с.

11. Плещев В. В. Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2004. 187 с.

УДК 378 ББК Ч 34

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ

Б. П. Черник

Для современного этапа теоретических исследований и практики выставок характерно появление нового взгляда на образовательные выставки, их инновационный потенциал и функциональную роль в развитии образования (Л. И. Боровиков, И. А. Маврина, Д. Я. Резун, В. Я. Синенко, Н. В. Силкина, В. Н. Турченко и др.), что отражает современные тенденции изменения последнего, связанные, как отмечает Г. И. Петрова, «с вхождением в социальную жизнь фактора информации» [1, с. 25]. Главная суть информационно-коммуникативной культуры, в условиях которой находится сегодня образование, «заключается в том, что она никогда «не станет», не установится, не остановится, она - в движении... Принципы и признаки движения, цели взаимодействий, переплетения различных структур, сцепления, из которых рождается разно-векторность развития, все то, что названо коммуникативностью, захватывает и образование, реформирует его именно в этом отношении» [1, с. 100].

В настоящее время многоаспектное внимание научно-педагогического сообщества к образовательной выставке и обусловлено, прежде всего, тем, что

выставочный живой процесс открытия целесообразных и целенаправленных решений и действий субъектов образовательной деятельности - один из видов информационно-коммуникативных процессов, протекающих в системе социальной коммуникации. Поэтому роль образовательной выставки как действенного вида социальной коммуникации становится особенно значимой в контексте понимания той огромной, по мнению Ю. Подгурецкого, «хотя все еще недооцененной роли социальной коммуникации - роли общения, которую она играет в творческом воспитании и обучении общества» [2, с. 11-13].

Именно с необходимостью решения проблемы взаимодействия и профессионального общения было, прежде всего, связано возрождение в конце XX в. (в период «бума инноваций», который, как отмечает Г. И. Петрова, «имел издержки в конструировании образовательной практики, но был совершенно необходим для актуализации самой возможности инноваций в образовании» [1, с. 28]) российских образовательных выставок как особого вида коммуникаций и практики взаимодействия в системе социальной коммуникации, порождающих новые идеи, смыслы, цели, инициативы развития субъектов выставок и их совместной деятельности и, следовательно, развития продуктивных процессов, протекающих в образовательных системах.

Кроме того, в сфере образования выставочные механизмы движения услуг и товаров приходят на смену системе планирования и снабжения. На образовательных выставках интенсивно проходит процесс выявления, селекции и рефлексии потребностей и предложений на рынке образовательных услуг, интересов и требований субъектов образовательной деятельности, что способствует более адекватной, чем при планировании сверху, адаптации научно-педагогического сообщества к запросам развития образования. Выставка, «высвечивая» потребности и предложения рынка, тем самым создает условия для актуализации и стимулирования инновационных процессов, внедрения нововведений - своего рода клеточек управляемого развития - прежде всего при зарождении (осознании потребности и возможности продуктивных изменений и поиске адекватного новшества) и диффузии (тиражирования) нововведения, то есть фактически выступает в качестве средства развития образования. Не менее важно, что, опираясь на гибкий механизм нововведений, образовательные системы имеют возможность с помощью выставок активно перехватывать у рынка образовательных услуг инициативу в формировании спроса, создавая потребности в новых услугах через демонстрацию нового, о котором потенциальный потребитель до этого не имел представления.

В значительной мере появление нового взгляда на образовательные выставки связано с преодолением традиционного представления о них как о явлении только рыночной сущности, с одной стороны, и раскрытием их возмож-

ностей эффективно влиять на масштабы, содержание и характер инновационной деятельности, с другой [3]. Сказанное означает: в перспективе развития образования - растущее признание выставки в роли посредника и интегратора субъектов образовательной деятельности и их действий. Такой новый взгляд должен в итоге привести к уточнению функциональных аспектов образовательной выставки, к ее использованию адекватно потребностям развития российского образования в современных социально-экономических и информационно-коммуникативных условиях.

Подобно тому, как новые подходы к решению проблемы развития образования потребовали уточнения статуса различных звеньев образовательных систем и в первую очередь их функциональных моделей [4, с. 18-19], новое восприятие образовательной выставки требует определения ее функционального статуса.

Потребности выставочных услуг. Потребности выставочных услуг, преломляясь через социальные интересы потребителей данных услуг (отражающие мотивы, цели, задачи участия в выставке), приобретают форму социального заказа на образовательную выставку, который оказывает определяющее влияние на состав ее участников, содержание и характер общей экспозиции, конкурсной и научно-практической выставочных программ. Так, например, в настоящее время необходимость оценки и селекции в образовательных системах резко возросшего количества новшеств и нововведений вызвало острую потребность экспертизы последних. В связи с усилением роли прогностической функции управления образованием возрастает потребность мониторинга ожидаемых и желаемых изменений при наблюдаемых тенденциях. Нехватка педагогических и управленческих кадров, профессиональная подготовка которых была бы адекватной требованиям к динамике прогрессивных изменений в образовании, привела к росту потребности повышения их квалификации. Обозначенные потребности экспертизы, мониторинга, повышения квалификации, преломленные через призму социальных интересов потребителей последних -субъектов образовательной деятельности, - приобрели форму социального заказа развития экспертной практики, мониторинговых исследований, системы и процесса повышения квалификации. В выполнении этого заказа образовательные выставки играют позитивную роль, хотя, нельзя не отметить, в настоящее время их инновационный потенциал реализуется не в полной мере, что предполагает и актуализирует поиск способов оптимизации его использования.

Условимся под функцией образовательной выставки понимать ту роль, которую данная выставка выполняет относительно потребностей общества и интересов потребителей выставочных услуг, то есть образовательных систем (разных уровней) и составляющих их субъектов и групп субъектов. Значение, содержание, структура, а также характер реализации данных функций, пред-

ставляющих собой результирующую сложной комбинации обозначенных интересов, могут трансформироваться в зависимости от конкретных ситуаций, событий, изменений в образовательном пространстве. Например, пять-шесть лет назад роль выставок в инвестировании образовательных проектов была весьма незначительной, в настоящее время масштабы, результаты деятельности, связанной с раскрытием в рамках выставки инвестиционной привлекательности проектов и привлечением инвестиций для реализации последних, существенно выросли. Инвестирования в первую очередь касаются издания учебной, учебно-методической и методической литературы, в том числе литературы нового поколения, учитывающей возможности применения информационных систем и технологий, телекоммуникационных сетей в образовательном процессе.

Структура функций образовательной выставки. На наш взгляд, требуют пояснения факторы, связанные со степенью осуществления функций образовательной выставки. Ясность в этом вопросе ведет к пониманию механизмов реализации потенциальных возможностей выставки в процессе актуализации и активизации инновационной деятельности в образовании, а также позволяет оптимизировать сопряжение образовательной и выставочной практик. Полнота и эффективность реализации данных функций существенно зависит не только от синхронизации с ними ценностных ориентиров участников выставочного процесса, диагностики проблемных ситуаций рассогласованности и поиска оперативных путей выхода из них, иерархизации функций в контексте «привязки» к политике развития системы образования в регионе, их сопряжения с реалиями сегодняшнего дня, наличия необходимых ресурсов, но и от того, насколько данные функции сбалансированы между собой, реализуются в унисон друг другу в логике алгоритма целостного выставочного процесса - от своеобразного «выставочного резонанса». Поэтому объективной предпосылкой оптимального осуществление любой функции вне зависимости от уровня сложности, значимости, временных факторов становится знание общей структуры функций.

Анализ теоретических исследований и практики выставок позволяет определить основные требованию к функциям и структуре функций образовательной выставки:

во-первых, соответствие объективным тенденциям развития региональной системы образования и субъектов образовательной деятельности, ожидаемым и желаемым изменениям;

во-вторых, сбалансированность функций между собой и с концепцией (программой) развития системы образования в регионе;

в-третьих, соответствие потенциальным возможностям устроителей и со-устроителей выставки.

Как социальный институт априори полифункциональные образовательные выставки осуществляют специфический набор функций, ориентированных на определенные потребности общества, субъектов образовательной деятельности. В данном наборе, на наш взгляд, методически целесообразно выделить следующие основные блоки ключевых функций.

Функции активизации инновационной деятельности, сущность которых определяется выставочными возможностями:

• трансляции образовательных ценностей;

• экспертизы новшеств и нововведений в педагогических и управленческих системах и процессах;

• развитие профессионализма деятельности и личности работников образования в ситуации субъектной позиции последних в планировании, реализации и оценке результатов повышения своей квалификации;

• мониторинг процессов, связанных с ожидаемыми и желаемыми изменениями в системах образования при наблюдаемых тенденциях;

• коммуникация и профессиональное общение субъектов образовательной деятельности;

• стимулирование разработки и внедрение новшеств и нововведений в образовательные системы, процессы.

Функции управления информационными потоками, обеспечивающие реализацию устроителями выставки требований, предъявляемых к организации коммуникаций и профессионального общения представителей научно-педагогического сообщества в эмоционально смысловом поле их совместной выставочной деятельности:

• создание комфортных условий образовательной среды выставки для субъектов выставочной коммуникации;

• актуализация информационных потоков, их обобщения и определения ведущего инвариантного направления в развитии образования на конкретном социокультурном этапе;

• привлечение к участию в выставке субъектов образовательной деятельности, способных наиболее полно и объективно отразить инновационные идеи, замыслы, инициативы и опыт в образовании, тенденции развития последнего.

Технологические функции, которые характеризуются реализацией содержательных требований к процессу взаимодействия выставки и значимой для нее внешней окружающей среды:

• коммуникации выставки и окружающей среды в контексте использования выставочных ресурсов управления информационными потоками;

• выявление и селекция интересов и требований субъектов образовательной деятельности относительно содержания и характера выставочных услуг - в перспективе удовлетворения этих интересов и требований в рамках выставки;

• преобразования интересов и требований субъектов образовательной деятельности в конкретные решения и действия, связанные с созданием выставочной инфраструктуры, которая способствует максимально полному и эффективному удовлетворению запросов образовательной практики и ее сопряжения с выставочной практикой.

Отметим, что при выявлении технологических функций образовательной выставки нами была использована структура технологических функций системы образования, предложенная Г. Ушамирской [4].

Интегративные функции, с которыми связаны выставочные возможности внутренней и внешней (в терминологии В. Н. Турченко, Г. Ф. Шафранова-Куцева [5, с. 133-134]) интеграции образования:

• межведомственная интеграция, адекватная процессу разрушения институциональных границ современного образования [1, с. 29-32], с целью совместного осуществления социально значимых образовательных проектов, соор-ганизации инициатив и т. д.;

• формирование партнерской кооперации представителей научно-педагогического сообщества из разных регионов в целях повышения эффективности выявления и решения педагогических и управленческих проблем инновационного характера в рамках совместной деятельности;

• интеграция образовательных систем в единое образовательное пространство с целью содействия их развитию в алгоритме гармоничного сочетания общего и особенного.

Ры1ночны1е функции, сущность которых связана с ресурсами выставок в обеспечении потребностей рыночной природы субъектов образовательной деятельности и адаптации последних к динамически изменяющимся социально-экономическим условиям:

• маркетинговые исследования потребностей и предложений в условиях рыночных отношений;

• реклама новшеств и нововведений в педагогических и управленческих системах и процессах, субъектов образовательной деятельности и их объединений и т. п.;

• выявление разнообразных каналов и механизмов финансирования образования;

• торговля товарами, используемыми в образовательной практике;

• инвестирование образовательных проектов.

При этом в качестве макрофункции образовательной выставки выступает информационно-коммуникативная функция организации поля коммуникации для всех, кто связан с решением проблем образования.

Функциональный статус образовательной выставки. Определение структуры функций образовательной выставки позволяет предложить концептуальную модель функционального статуса последней.

Представления о функциональном статусе образовательной выставки ведут к пониманию ее места среди других социальных институтов в современных социально-экономических и информационно-коммуникативных условиях России. Данным выставкам делегируются функции образовательной, мотивационной, адаптационной природы, казалось бы, не свойственные выставкам. Анализ научных исследований и практики выставочного дела позволяет сделать вывод о концентрации усилий и результативности выставок в обозначенном направлении. Вместе с тем, традиционные функции, связанные с практикой организации и проведения выставок, принимают на себя другие социальные институты - образование, академическая наука, социальные службы, общественные объединения. Значимым становится вклад так называемых со-устроителей (крупных вузов, научных центров, творческих объединений педагогов и др.) в процесс проектирования и осуществления проектов образовательных выставок. Тем самым создаются объективные предпосылки для актуализации и возрастания роли выставок в теории и практике образования, с одной стороны, и повышения уровня ответственности за результаты выставочной деятельности, с другой.

Литература

1. Петрова Г. И. Современные тенденции изменения содержания образования: Опыт становления философии образования в образовательных практиках: Монография. Томск, 2001. 124 с.

2. Подгурецкий Ю. Парадигмы современной социальной коммуникации. М., 2001. 224 с.

3. Черник Б. П. Образовательная выставка как средство управления развитием региональной системы образования. Новосибирск, 2003. 275 с.

4. Ушамирская Г. Функциональный статус интегрированной системы образования в регионе. Введение // Alma mater. 2003. № 1. С. 18-25.

5. Турченко В. Н., Шафранов-Куцев Г. Ф. Россия: от экстремальности

к устойчивости (Методология устойчивого развития). Turchenko V. N.,

Shafranov-Kutsev G. F. Russia: from Extremity to Stability (Methodology of Sustainable Development): Монография. Тюмень, 2000. 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.