Научная статья на тему 'Концептуальная модель формирования учебно-деловой культуры будущего специалиста в образовательном пространстве классического университета'

Концептуальная модель формирования учебно-деловой культуры будущего специалиста в образовательном пространстве классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНО-ДЕЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / TEACHING-BUSINESS CULTURE / TEACHING-BUSINESS SPACE / THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мигалева Саида Шумафовна

В статье раскрывается концептуальная модель формирования учебно-деловой культуры студентов высшей школы, определяются структурные и функциональные компоненты данной модели. УДК будущего специалиста включает в себя комплекс категорий философской, психологической и педагогической наук культура, личность, деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мигалева Саида Шумафовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discloses the conceptual model of shaping the teaching-business culture at students of higher school. The author reveals structural and functional components of the given model. Specific factor of the future expert includes a set of categories of philosophical, psychological and pedagogical sciences, namely: the culture, the person and the activity.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель формирования учебно-деловой культуры будущего специалиста в образовательном пространстве классического университета»

УДК 378 ББК 74.580 М 57

С.Ш. Мигалева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Института искусств Адыгейского государственного университета; E-mail:adias2004@mail ru

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье раскрывается концептуальная модель формирования учебно-деловой культуры студентов высшей школы, определяются структурные и функциональные компоненты данной модели. УДК будущего специалиста включает в себя комплекс категорий философской, психологической и педагогической наук - культура, личность, деятельность.

Ключевые слова: учебно-деловая культура, учебно-деловое пространство, образовательная среда, социокультурная среда.

S.Sh. Migaleva

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Fine Arts Department of Institute of Arts, the Adyghe State University; E-mail: adias2004@mail. ru

CONCEPTUAL MODEL OF SHAPING THE TEACHING-BUSINESS CULTURE AT THE FUTURE EXPERT IN EDUCATIONAL SPACE OF CLASSICAL UNIVERSITY

Abstract. The paper discloses the conceptual model of shaping the teaching-business culture at students of higher school. The author reveals structural and functional components of the given model. Specific factor of the future expert includes a set of categories of philosophical, psychological and pedagogical sciences, namely: the culture, the person and the activity.

Keywords: teaching-business culture, teaching-business space, the educational environment, sociocultural environment.

Современный российский образовательный процесс характеризуется обострением социокультурной ситуации, когда процессы глобализации, экономический кризис привели культуру и образование в состояние поиска новых концепций развития системы высшего образования. Высшее образование становится личностно ориентированным, фундаментальным по содержанию, творчески направленным и исследовательским по своей сути. Классический университет в своем образовательном пространстве способен объединить прошлое, настоящее и будущее, создать условия для преемственности в культуре и успешной ориентации человека в современной жизни и его готовности приблизить будущее. Данный процесс становится возможным благодаря объединению в университете таких социальных систем, как образование, культура и наука.

Диссертационные исследования, посвященные формированию у студентов различных типов культур: дидактической (Н.М. Фатьянова) [1], физической (Т.В. Скобликова) [2], географической (С.А. Кравченко) [3], региональной художественной (М.Н. Шабанова) [4], методической (А.П. Карачевцева) [5], педагогической (А.В. Барабанщиков; З.К. Меретукова) [6, 7], культуры педагогической деятельности (Л.Б. Соколова) [8] и др., подтверждают актуальность «рассмотрения педагогического процесса как диалога культур» и делают студента «открытым для различных видов культур» [9].

В нашем исследовании осуществлена попытка разработки концептуальной модели

формирования учебно-деловой культуры в образовательном пространстве классического университета, определены структурные и функциональные составляющие данного процесса. В контексте данной проблемы разработана система педагогических условий формирования учебно-деловой культуры студента университета (см. рис. 1).

Краеугольным основанием нашей модели служит учебно-деловое пространство -комплекс, в котором осуществляется операторская деятельность (коммуникативная (субъект-субъект) и средовая (предметный мир) и формируется учебно-деловая культура. Важное значение в данном процессе отводится деятельностной активности (дизайн-деятельности) как продукту социального формирования и самоформирования личности, а также готовности и умению ее участвовать в процессе обновления и гуманизации общественной жизни, подготовленности к определенному виду социально значимой деятельности и необходимости наличия высокого уровня духовной, нравственной и эстетической воспитанности.

Учебно-деловое пространство вбирает в себя социокультурную и образовательную среды. Формирование учебно-деловой культуры личности через взаимоотношения со средой опирается на установки о социально-исторической детерминированности этой среды, аккумулирующей способности людей, раскрыть которые они могут, лишь активно и адекватно в ней действуя.

Социокультурная среда является продуктом творческой деятельности, когда ее участники познают окружающий мир, совершенствуют и облагораживают его. Процесс создания материальных и духовных ценностей есть обоюдный процесс, в котором идет постоянное взаимообогащение. Одновременно реализуется потребность в деятельности, через которую формируется творческая личность. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества [10].

Образовательная среда - это система условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Структура образовательной среды содержит три базовых компонента:

- пространственно-предметный, т.е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации;

- социальный, т.е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса;

- психодидактический - комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях [11].

Выявление сущности понятия «учебно-деловая культура студента» требует рассмотрения содержания каждого из терминов, входящих в его состав. Деловая культура связана с широкой концептуальной базой, включающей убеждения людей, их взаимоотношения между собой и с внешней средой. Она базируется на психологии формирования практического опыта, представляя собой определенные ценностные ориентиры этого опыта. Интегральным признаком учебно-деловой выступает деловитость -синоним рационально организованной активности, четко ориентированной на интересы дела. Деловитость необходима студентам в их учебной деятельности, поскольку формирует такую черту характера и такое личное качество обучающегося, как способность подходить к своим профессиональным обязанностям с ответственностью и умение рационально осуществлять собственную трудовую деятельность. Деловитость, следовательно, можно рассматривать как определенную психологическую установку на развитие учебно-деловой культуры будущего специалиста в образовательном пространстве классического университета.

Учебно-деловое пространство =*=

Социокультурная среда

Субъект Проце Объекти Прост

ы сс вные ранств

социотв творче условия енно-

орческог ской творческ предм

о деятел ой етный

процесс ьност деятель компо

а и ности нент

Образовательная среда

з:

Психо

Социа дидак

льный тическ

компо ий

нент компо

нент

Учебнодаювая культура

Система педагогических условий формирования УДК студента

университета

▼ Т Т

Целевое

обеспечение

Критериальное

обеспечение

Содержательное

обеспечение

Процессуальное

обеспечение

Методически-

технологическое

гл

об

ал

ьн

ы

е

ст

ра

те

ги

че

ск

ТІА

та

кт

ич

ес

оп

ер

ат

ив

н

ы

пр

ио

ри

те

тн

ы

оп

м

Обр

При

При

Про

Орг

Ана

При

нцип

ы

обуче

ния

Мето

Форм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

визуально-

эстетическая

Компоненты УДК

▼ -----Г-

коммуникационно-

педагогическая

проектнохудожественна я ▼

Эстетиче Созда Отноше Отноше Умение Умение

ское ние ния ния проектиро экстрапо

восприят ие полож препода студент- вания лироват

итель ватель- студент пути от ь УДК в

щей ного студент (субъект цели социум

действит имид (субъект - деятельно

жа - субъ ект) сти до ее

Презентативная культура

и

о

о

Рисунок 1. Модель формирования учебно-деловой культуры (УДК) в образовательном процессе

университета.

Понятие «учебная деятельность» - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. В учебной деятельности усваиваются знания и способы любой деятельности.

Учебная деятельность выполняет двоякую социальную функцию: во-первых, является условием и средством психического развития человека и обеспечивает ему усвоение знаний, способствуя развитию специфических способностей, а во-вторых, является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений.

Интеграция содержания понятий «деловая культура» и «учебная деятельность» позволила сформулировать понятие «учебно-деловая культура» как личностное интегративное качество, объединяющее в себе визуально-эстетическую, коммуникационнопедагогическую, проектно-художественную и презентативную типы культур, а также такой способ его целенаправленного проектирования, в котором обеспечивается полноценное овладение студентами знаниями, умениями, навыками, ценностями и инструментарием для организации процесса самосовершенствования (самовоспитания, самообразования и саморазвития) и социально-деловой рефлексии (мобильность, коммуникабельность, устойчивость к стрессам).

Учебно-деловая культура включает нравственный, эстетический и познавательный аспекты, создавая духовную, сенсорную и интеллектуальную основу деятельности личности. Становление учебно-деловой культуры требует учета как объективных по отношению к человеку факторов, так и субъективных. К объективным факторам можем отнести: состояние системы образования и качество образовательных услуг; культуру образовательного учреждения, например, классического университета. Субъективные факторы - общая культура и мотивация личности; совокупность предрасположенностей личности к социальной практике, сформированных в виде когнитивных и мотивационных структур в студенческие годы социального взаимодействия.

Анализ теоретических трудов и педагогического опыта выявил, что вопросы формирования учебно-деловой культуры личности студента не разработаны в достаточной мере в педагогической науке. Во-первых, это обусловлено тем, что ранее культура не рассматривалась в контексте учебно-деловой. Во-вторых, учебно-деловая культура студента фрагментарна, поскольку нет специальной дисциплины, способствующей целенаправленному формированию данного вида культуры.

При определении нами системы педагогических условий формирования учебноделовой культуры студентов высшей школы мы взяли за основу методологическое положение системного подхода, обоснованное в трудах И.В. Блаубергом [12], М.Г. Гаруновым [13], Е.С. Кузьминым [14], П.И. Пидкасистым [15] и др. и позволившее рассматривать педагогическую систему - сложную, открытую, динамичную систему, взаимодействие элементов которой является существенным условием появления новых качеств, не свойственных отдельным компонентам, образующим систему.

Предлагаемая система педагогических условий формирования учебно-деловой культуры студентов классического университета состоит из следующих компонентов:

- целевое обеспечение: глобальные, стратегические, тактические, оперативные и приоритетные цели;

- критериальное обеспечение: информационный, операциональный, мотивационный компоненты;

- содержательное обеспечение: образовательная программа, приобретаемые знания, приобретаемые умения;

- процессуальное обеспечение: проектирование процесса обучения, организация процесса обучения, анализ и оценка процесса обучения;

- методически-технологическое обеспечение процесса: принципы. обучения, методы обучения, формы работы студентов в аудитории и вне ее.

Мы выработали структуру учебно-деловой культуры студента, которую можно представить как целостную систему, компоненты которой объединены в следующие блоки:

I блок - визуально-эстетическая культура: восприятие окружающей действительности в соответствии с нормами эстетики, создание положительного имиджа студента.

II блок - коммуникационно-педагогическая культура: отношения преподаватель-студент и студент-студент носят субъект-субъектный характер.

III блок - проектно-художественная культура: умения осознать и построить путь от цели деятельности до результата.

IV блок - презентативная культура (паблик рилейшнз): умения экстраполировать

учебно-деловую культуру в социум.

Студент классического университета по отношению к учебно-деловой культуре выступает одновременно в нескольких ипостасях:

- в качестве «продукта» данного типа культуры, введенного в ее нормы и ценности, обученного технологиям деятельности и этике взаимодействия с другими людьми в процессе своей инкультурации и социализации, осуществляемой посредством контактов со своим окружением в образовательном пространстве (преподавателями, сокурсниками, и пр.);

- в роли «потребителя» культуры, использующего нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике, а также во взаимодействии с другими людьми, пользующегося языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в образовательном пространстве;

- в роли «производителя» культуры, творчески порождающего новые культурные формы, либо интерпретативно воспроизводящего или оценивающего в суждениях имеющиеся формы;

- в роли «транслятора» культуры, поскольку, воспроизводя какие-либо культурные образцы в практических действиях и суждениях, студент тем самым передает информацию о них другим субъектам образовательного процесса.

В современном социуме весьма актуальной является проблема формирования учебно-деловой культуры будущего специалиста, поскольку в образовании серьезное внимание должно уделяться, наряду с подготовкой специалиста, формированию культурной, нравственно зрелой личности. И учебно-деловая культура - это то основное звено в цепи подготовки и адаптации молодого специалиста к новым условиям жизни, которое поможет молодому человеку обрести необходимые навыки и социальноценностные качества и стать инициативным и успешным.

Примечания:

1. Фатьянова Н.М. Формирование дидактической культуры учителя многопрофильной гимназии: дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 1999. 247 с.

2. Скобликова Т.В. Становление физической культуры студентов в педагогическом вузе: дис. ... д-ра пед. наук. Курск, 2001. 366 с.

3. Кравченко С.А. Педагогические условия развития географической культуры студентов: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2002. 225 с.

4. Шабанова М.Н. Освоение будущими учителями изобразительного искусства ценностей региональной художественной культуры: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2004. 204 с.

5. Карачевцева А.П. Формирование методической культуры учителя начальных классов на первой ступени педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2003. 191 с.

6. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Проблемы педагогической культуры. М., 1980. 208 с.

7. Меретукова З.К. Формирование готовности аспирантов к осмыслению сущности эмпирического и теоретического исследования // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп. 2010. Вып. 2 (60). С. 42-47.

8. Соколова Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. 352 с.

9. Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика. URL: http://www.krotov.info/lib_sec/shso/71_slas2.html

10. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. Философские и социологические аспекты. М.: Мысль, 1974. С. 13.

11. Румянцева ОС. Критерии качества образовательной среды. иЯЪ: http://www.mai . ru/conf/aerospace/internetconf/modules.php?name=Forums&file=viewtopic &t=1607

12. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.

272 с.

13. Гарунов М.Г., Пустовит В.В. Проблемное обучение и возможности его применения в вузе. М., 1977. 56 с.

14. Кузьмин Е.С., Никандров Н.Д., Туртович Л.Т. Социально-психологические и педагогические проблемы высшей школы. Л., 1971. 286 с.

15. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.

References:

1. Fatjanova N.M. The formation of didactic culture of the multisectoral gymnasium teacher: Dissertation for Candidate of Pedagogy degree: 13.00.08: Belgorod, 1999. 247 pp. RSL OD, 61:00-13/27-5.

2. Skoblikova T.V. The formation of physical culture of the Teachers’ training institute students: Dissertation for Doctor of Pedagogy degree: 13.00.08, 13.00.04: Kursk, 2001. 366 c. RSL OD, 71:0213/162-4.

3. Kravchenko S.A. The educational conditions of development of geographical culture of students: Dissertation for Candidate of Pedagogy degree: 13.00.08: Kursk, 2002. 225 p. RSL OD, 61:03-13/731-6.

4. Shabanova M.N. Mastering the fine arts values of regional art culture by the future teachers: Dissertation for Candidate of Pedagogy: 13.00.02: Kursk, 2004. 204 c. RSL OD, 61:04-13/1865.

5. Karachevtseva A.P. The formation of methodical culture of the primary school teacher at the first step of pedagogical education: Dissertation for Candidate of Pedagogy degree: 13.00.08: Kursk, 2003. 191 p. RSL OD, 61:04-13/499-9.

6. Barabanshchikov A.V. The problems of pedagogical culture. Mutsshov. М., 1980. 208pp.

7. Meretukova Z.K. The formation of readiness of post-graduate students for understanding the essence of empirical and theoretical research / The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogics and Psychology». Maikop: Publishing house ASU. Issue 2. 2010. P. 42-47.

8. Sokolova L.B. The formation of culture of a teacher’s pedagogical activity: monograph Orenburg: Publishing house OSPU, 2003. 352 pp.

9. Slastenin V.A. Pedagogics. URL: http:// www.krotov.info/lib_sec/shso/71_slas2.html

10. Sychev Yu.V. Individual and the microenvironment. Philosophical and sociological aspects. М: Mysl, 1974. P. 13.

11. Rumyantseva O.S. The criteria of the educational environment quality. http:// www.mai.ru/conf/aerospace/internetconf/modules.php? name=Forums&file=viewtopic&t=1607

12. Blauberg I.V. The formation and essence of the system approach. М: Nauka, 1973. 272 pp.

13. Garunov M. The problem teaching and the possibilities of its application at a higher school. М., 1977. 56 pp.

14. Kuzmin E.S. Socio-psychological and pedagogical problems of the higher school. L., 1971. 286

pp.

15. Pidkasisty I.P., Friedman L.M., Garunov M.G. A psychoeducational reference book of the higher school teacher. М.: Pedagogical Society of Russia, 1999. 354 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.