Научная статья на тему 'Концептуальная модель деструктивной гражданской активности студентов (на материалах исследований в Саратовской области)'

Концептуальная модель деструктивной гражданской активности студентов (на материалах исследований в Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОТЕСТ / РАДИКАЛИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ВИРТУАЛЬНЫЙ АКТИВИЗМ / РИСК / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / DESTRUCTIVE ACTIVITY / CIVIC ACTIVITY / PROTEST / RADICALISM / EXTREMISM / VIRTUAL PROTEST / RISK / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Логинова Лариса Викторовна, Щебланова Вероника Вячеславовна, Суркова Ирина Юрьевна

Введение: усложнение современного общества, политического мира, смена пара дигм и поколений, появление новой реальности online-пространства с новыми субъектами в социально-политическом процессе, задают необходимость научного объяснения новых проявлений гражданской активности студенческой молодежи, требуют концептуализации с учетом деструктивного потенциала развития не только в реальной, но и виртуальной среде. Цель: построение концептуальной модели деструктивного гражданского активизма, проявляющегося как в позитивных, так и негативных социальных практиках студентов в реальной и виртуальной средах. Методологическая основа: интеграция системного, структурно-функционального подходов с данными первичных эмпирических исследований, полученных авторами методами массового анкетного опроса, интервью со студентами, экспертного опроса и контент-анализа. Результаты: проведено концептуальное моделирование деструк тивной гражданской активности студенческой молодежи Саратовской области, проявляемой в реальной и виртуальной средах. Вывод: концептуальная модель сту денческого деструктивного активизма представляет собой совокупность условий и факторов (проблемное поле), обусловливающих формы гражданского участия моло дежи в реальной и виртуальной средах (уровень проявлений), соответствующие их потребностям, мотивам, социальным требованиям, и оценки потенциала развития, рисков и механизмов превенции (динамический уровень).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Логинова Лариса Викторовна, Щебланова Вероника Вячеславовна, Суркова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL OF STUDENTS’ DESTRUCTIVE CIVIC ACTIVITY (BASED ON THE RESEARCH MATERIALS IN THE SARATOV REGION)

Background: the complication of modern society, the political world, the change of paradigms and generations, the emergence of a new reality online spaces with new actors in the socio-political process, require the scientific explanation of new manifestations of civic activity of students, require conceptualization, taking into account the destructive development potential, not only in real but also a virtual environment. Objective: to build a conceptual model of destructive civic activism manifested in both positive and negative social practices of students in real and virtual environments. Methodology: integration of systemic, structural and functional approaches with the data of primary empirical studies obtained by the authors by means of mass questionnaire survey, student interviews, expert survey, content analysis. Results: conceptual modeling of the destructive civic activity of students of the Saratov region, manifested in real and virtual environments, was carried out. Conclusion: the conceptual model of student destructive activism is a set of conditions and factors (problem field) that determines the forms of civic participation of young people in real and virtual environments (level of manifestations), corresponding to their needs, motives, social requirements with the assessment of development potential, risks and mechanisms of prevention (dynamic level).

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель деструктивной гражданской активности студентов (на материалах исследований в Саратовской области)»

УДК 316.4.06

Л.В. Логинова, В.В. Щебланова, И.Ю. Суркова КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

ДЕСТРУКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ (НА МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЙ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)*

Введение: усложнение современного общества, политического мира, смена парадигм и поколений, появление новой реальности — online-пространства с новыми субъектами в социально-политическом процессе, задают необходимость научного объяснения новых проявлений гражданской активности студенческой молодежи, требуют концептуализации с учетом деструктивного потенциала развития не только в реальной, но и виртуальной среде. Цель: построение концептуальной модели деструктивного гражданского активизма, проявляющегося как в позитивных, так и негативных социальных практиках студентов в реальной и виртуальной средах. Методологическая основа: интеграция системного, структурно-функционального подходов с данными первичных эмпирических исследований, полученных авторами методами массового анкетного опроса, интервью со студентами, экспертного опроса и контент-анализа. Результаты: проведено концептуальное моделирование деструктивной гражданской активности студенческой молодежи Саратовской области, проявляемой в реальной и виртуальной средах. Вывод: концептуальная модель студенческого деструктивного активизма представляет собой совокупность условий и факторов (проблемное поле), обусловливающих формы гражданского участия молодежи в реальной и виртуальной средах (уровень проявлений), соответствующие их потребностям, мотивам, социальным требованиям, и оценки потенциала развития, рисков и механизмов превенции (динамический уровень).

Ключевые слова: деструктивная активность, гражданская активность, протест, радикализм, экстремизм, виртуальный активизм, риск, студенческая молодежь.

© Логинова Лариса Викторовна, 2019

Доктор социологических наук, профессор кафедры истории, политологии и социологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: lvloginova66@mail.ru

© Щебланова Вероника Вячеславовна, 2019

Доктор социологических наук, профессор кафедры истории, политологии и социологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: vsheblanova@mail.ru

© Суркова Ирина Юрьевна, 2019

Доктор социологических наук (Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ); e-mail: irina_surkova@ mail.ru

© Loginova Larisa Viktorovna, 2019

Doctor of sociology, Professor, History, political science and sociology department (Saratov State Law Academy)

© Shcheblanova Veronika Vyacheslavovna

Doctor of sociology, Professor, History, political science and sociology department (Saratov State Law Academy)

© Surkova Irina Yurevna, 2019

Doctor of sociology (The Volga region institute of management named after P.A. Stolypin — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration)

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31219.

L.V. Loginova, V.V. Shcheblanova, I.Yu. Surkova

CONCEPTUAL MODEL OF STUDENTS' DESTRUCTIVE CIVIC ACTIVITY (BASED ON THE RESEARCH MATERIALS IN THE SARATOV REGION)

Background: the complication of modern society, the political world, the change of paradigms and generations, the emergence of a new reality - online spaces with new actors in the socio-political process, require the scientific explanation of new manifestations of civic activity of students, require conceptualization, taking into account the destructive development potential, not only in real but also a virtual environment. Objective: to build a conceptual model of destructive civic activism manifested in both positive and negative social practices of students in real and virtual environments. Methodology: integration of systemic, structural and functional approaches with the data of primary empirical studies obtained by the authors by means of mass questionnaire survey, student interviews, expert survey, content analysis. Results: conceptual modeling of the destructive civic activity of students of the Saratov region, manifested in real and virtual environments, was carried out. Conclusion: the conceptual model of student destructive activism is a set of conditions and factors (problem field) that determines the forms of civic participation of young people in real and virtual environments (level of manifestations), corresponding to their needs, motives, social requirements with the assessment of development potential, risks and mechanisms of prevention (dynamic level).

Key-words: destructive activity, civic activity, protest, radicalism, extremism, virtual protest, risk, student youth.

Методология концептуализации направлена на поиск смысла научной познавательной деятельности, результатом которой становится концептуальная

модель, представляющая собой «построение сложных понятийных (концептуаль- т

ных) схем со структурно взаимосвязанными отношениями между их отдельными к

элементами, в которых единицами рассмотрения выступают связанные поня- а

тийные целостности, полученные на основе интерпретации свойств конструкта о

„множество"» [1, с. 56]. По сути концептуальная модель — это определенная й

методологическая и методическая схема исследователя, создаваемая в целях 3

формирования содержательной и смысловой структуры изучаемого предмета, 1

с использованием системы связанных между собой концептов и конструктов; о

схема, базирующаяся на определенной научной позиции; инструмент для уста- н

новления связи между теорией и эмпирическими наблюдениями [2], с выделени- |

ем различных структурных компонентов для их системной диагностики [3; 4]. д

Теоретико-методологическая концептуализация деструктивной гражданской е

активности, осуществленная авторами в отдельной публикации [5], с подробным й

анализом методологических подходов к анализу гражданственности, социальной 1

активности, деструктивной активности, позволила определить ее «как действия М

молодых людей, возникающие вследствие социальной несправедливости, не- I

равенства, социально-политической напряженности с целью преобразований №

или противодействия им, проявляющиеся в коллективных и индивидуальных 3

дискурсах, протестных акциях (в т.ч. открытого протеста, сопротивления, экс- ^

тремизма) как явно неодобряемых, так и латентно одобряемых обществом». о

Во о 9

целях эмпирической концептуализации модели деструктивной гражданской активности студентов авторами проведено полевое социологическое исследование влияния условий, факторов, рисков, мотивов на формы и степень деструктивности социально-политической активности студенческой молодежи Саратовской области, проявляющейся в дискурсах, установках, действиях (в реальной и виртуальной средах) методами массового анкетного опроса, интервью со студентами, контент-анализа гражданской интернет-активности, опроса 247

экспертов и фокус-группы с применением структурно-функционалистского и системного подходов.

Массовый анкетный опрос «Деструктивная гражданская активность студентов» (май-июнь 2019 г.) проводился в г. Саратове (столице региона) и в городах периферии области (г. Энгельс, г. Балаково, г. Балашов, г. Вольск, г. Новоузенск и г. Аркадак) в вузах и сузах. В каждом пилотном регионе, в каждом кластере были опрошены студенты в возрасте от 18 до 30 лет. Выборочная совокупность студентов формировалась пропорционально, исходя из численности, и составила 2399 человек, из которых 44,6% мужчин и 55,4% женщин.

Для получения данных о мировосприятии, мироощущении, проявляемых в различных социально-политических настроениях, гражданских ориентирах, установках и действиях студентов, в зависимости от уровней, направлений и степени деструктивности их гражданской активности, было проведено интервью со студентами разных форм и опыта гражданской активности (N=40, июнь-июль 2019 г.). Опрашивались представители молодежи — участники протестных акций: «Не дадим превратить область в ядовитую свалку!», организованных партией КПРФ в г. Саратове (13 июня 2019 г.) и г. Балаково (22 июня; 6 июля 2019 г.) против переработки отходов I и II класса опасности в п. Горный; студенты — помощники политиков (в т.ч., депутатов Саратовской областной Думы), члены оппозиционных партий ЛДПР, КПРФ, несистемной оппозиции (Навальный в Саратове), волонтеры, лидеры и члены экологических движений, студенческих профсоюзов.

Для определения степени деструктивности гражданской активности студенческой молодежи Саратовского региона в интернет-среде, фиксируемой в разных типах социально-политических дискурсов, модальности, аргументации т использован контент-анализ информационного содержания группы «Мемы о ° родном Саратове» (МОРС) — распространенной, многочисленной региональ-¿г ной группы сети «ВКонтакте» (МОРС; ИМрв: //vk.com/mors_64). Проводился ~ качественный контент-анализ с элементами количественной техники отобран-И ного контента (пабликов, лайков, репостов, комментариев). Анализировались 1 визуально-дискурсивные особенности гражданской интернет-активности участ-£ ников группы, их самопрезентаций с акцентом на деструктивности (ее степени) 1 присутствующего на стене сообщества социально-политического контента. В § контент-анализе фигурировали все материалы (N=228), размещенные на стене | группы за период январь-май 2019 г.

§. С целью исследования механизмов ограничения потенциала деструктивности

гражданской активности студенческой молодежи в Саратовской области приме-£ нен метод экспертного интервью (N=31; август-сентябрь 2019 г.). Опрашивались £ специалисты государственного и муниципального управления (представители | местных администраций) работающие в сфере молодежной политики, патрио-° тического воспитания, сотрудники воспитательных отделов в вузах и сузах, 1 представители молодежных общественных советов и организаций, НКО. В экс-

0 пертную группу вошли ученые политологи, социологи, историки.

§ Для осуществления экспертной оценки и рецензирования разработанной

1 авторами концептуальной модели, ее оптимизации и валидизации проведен | анализ фокус-группы (N=11; октябрь, 2019 г.) с привлечением экспертов —

В представителей научного сообщества, воспитательных структур вузов, ссузов, организаций дополнительного образования молодежи, региональных органов власти в области молодежной, внутренней политики, общественных отношений и правоохранительных органов.

В результате анализа, обобщения и системного описания комплекса авторских исследований, направленных на выявление причинно-следственных связей, 248 форм, уровней и степеней деструктивности проявлений гражданского акти-

визма, механизма превенции разработана авторская концептуальная модель деструктивной гражданской активности студенческой молодежи Саратовской области. Данная модель представляет собой структуру моделируемой системы отношений, посредством которых организуются протестные формы гражданского участия молодежи, имеющие разную степень и разные уровни деятельностных проявлений в реальной и виртуальной средах, соответствующие ценностным ориентациям индивидов, социальным требованиям; регулируются через механизмы превенции. В рамках модели выделены три системных уровня. Первый уровень — проблемное поле формирования — условия, мотивы, причины, факторы студенческого деструктивного гражданского активизма, обусловливающие объективные обстоятельства формирования в регионе. Второй уровень — содержательный (оцениваемых проявлений) — формы внешнего проявления в реальной и виртуальной средах, распространяющиеся от конструктивных, вскрывая острые проблемы социума, до деструктивных, конфликтных, с негативными последствиями, в том числе в политическом онлайн-пространстве с характеристикой региональной специфики. Третий уровень — динамический — потенциал и риски развития деструктивной гражданской активности, механизм регулирования (ограничения).

Таким образом, разработанная модель деструктивной гражданской активности студентов представляет собой основу, состоящую из установок студентов, обучающихся как в высших, так и средних профессиональных учебных заведениях в г. Саратове и населенных пунктах региона; поведенческих паттернов студентов разных форм гражданской активности; социальных регуляторов, транслируемых и используемых субъектами молодежной региональной политики. Она носит описательный и инструментальный характер.

Проблемное поле формирования деструктивной гражданской активности. ш Характеризуя первый уровень модели — проблемное поле формирования — об- н ратимся к условиям, мотивам и причинам формирования деструктивного акти- С визма студентов в Саратовской области. Концентрация гражданского активизма в т регионе происходит вокруг наиболее актуальных проблем как федерального, так к и локального уровня, типичных для провинциальных регионов. Столкновение с Г нерешенными проблемами региона формирует гражданский запрос у студентов, У порождает состояние неудовлетворенности и протестные настроения. По дан- с ным опроса, среди побудительных причин протестной активности студентов на е первом месте — общий неудовлетворительный уровень жизни, из-за чего вышли § бы на улицы более половины респондентов (52,1%). На втором месте — проблема р роста цен, налогов и тарифов (44,7%), а треть студенческой молодежи (30,2%) | возмущает проблема безработицы. к

Радикальные протестные настроения интервьюируемые студенты и экспер- а ты связывают не только с общим депрессивным социально-экономическим со- Д стоянием региона, но и с неблагоприятным социально-политическим климатом | (ограничение прав и свобод, недоверие власти, расхождение отчетов с реальным • положением, отсутствие диалога с властью, социальных лифтов, популистские ( действия оппозиции, провокационная деятельность либеральных СМИ), форми- £ рованием гражданского запроса молодежи к власти: «запрос на стабильность 0 снижается, нарастает желание перемен к лучшему»1; проблемами социально- Е культурного порядка (социализация агрессии в семье, культивирование идеологии успеха, лидерства, денег, недостаток образования, воспитания, слабые знания истории, влияние кругов общения, личностей оппозиционных партий,

1 Фрагменты текста, приведенные курсивом в кавычках, но не сопровождающиеся ссылками на источник, являются цитатами из материалов интервью со студентами-активистами и интервью экспертов.

радикальных групп и организаций), социально-коммуникативного (слабое информационное и правовое просвещение) и социально-психологического («найти свою войну», «юношеская бравада», «любопытство», «потерянность», «желание быть в толпе, массе», «маленький горизонт жизненного планирования», «стремление к риску», «обостренное чувство справедливости») характера.

Столкновение личных амбиций студентов с объективными обстоятельствами социально-политической реальности, ставит их перед выбором стратегии активности/псевдоактивности/пассивности; участия/ неучастия; конструктивности/ деструктивности. Деструктивной реакцией на ситуацию относительной депри-вации становится присоединение к политической оппозиции, организациям с экстремистской направленностью, что нередко сопровождается нарушениями законов. Эксперты находят и позитивный момент деструктивной гражданской активности — «давление на власть, чтобы власть решала социальные проблемы»; «это вопрос восстановления справедливости, нарушенных прав».

Формы проявления деструктивного гражданского активизма в реальной и виртуальной средах. Характеризуя второй уровень модели — содержательный (способы внешнего выражения) — раскроем формы внешнего проявления деструктивного гражданского активизма в реальной и виртуальной средах. В зависимости от легитимности, степени разрушительности действий деструктивный активизм студентов обретает мягкую (протестную) и жесткую (радикальную, экстремистскую) формы выражения.

Умеренная деструктивность студенческого активизма (мягкая форма) в реальной среде проявляется через участие в публичных мероприятиях по выражению общественного мнения, сопровождается неправомерными действиями (митинги не санкционированы, используются плакаты с антиправительственными, т антипрезидентскими лозунгами). По результатам опроса экспертов, в Саратове ° и области наиболее высокая протестная активность студентов наблюдалась в ¿г 2016-2018 гг. на митингах, организованных несистемной оппозицией. Деструк-~ тивно настроенные информанты полагают важным реализацию гражданской И активности через участие в протестах, но в новых форматах, т.к. в традиционном I виде они на власть уже не действуют. Соглашаются в том, что в провинциях как и & в Саратовской области, настало время для деятельности оппозиций. Демонстриру-1 ется интерес к инициирующей протестные акции КПРФ, но коммунистическая § идеология не поддерживается, молодежь привлекают действия «вселяющие на-

1 дежду». Одна из мягких форм проявления деструктивной активности — участие

§. студентов в акциях подобных «Желтым жилетам» (29,3%) и «СтопХам» (26,1%),

2 „

нарушающих своими действиями российское законодательство.

£ Студенческий активизм в крайней степени деструктивности (жесткая форма)

£ выражается в виде политического радикализма, экстремизма. По результатам

| анкетного опроса, экстремистские взгляды не распространены среди студенче-

° ской молодежи в Саратовском регионе, или бывают крайне редки (72,6%), 10%

1 студентов полагают, что экстремизм достаточно часто проявляется в студенче-

0 ском сообществе. Радикальных оценок больше среди студентов сузов (12,8%) § по сравнению с вузовскими (7%). Студенты периферии региона чаще отмечают

1 распространение экстремистских взглядов (13,3%) по сравнению со студента-& ми Саратова (7,2%). Большинство респондентов (59,7%) не имеют среди своих

знакомых радикально настроенных людей, которых можно было назвать экстремистами. Вместе с тем 3% опрошенных знакомы с деятельностью местных молодежных группировок экстремисткой направленности, а 5,9% респондентов владеют информацией о том, на каких сайтах, каких печатных источниках публикуются экстремистские материалы. Интервьюируемые студенты довольно хорошо осведомлены о деятельности молодежных группировок радикальной 250 направленности, отмечают их присутствие практически во всех городах области.

При этом неохотно говорят о месте публикаций и обсуждения материалов экстремистского содержания, хотя с ними и знакомы. Лишь единицы сообщают о группах в которых состоят. Достаточно большая часть респондентов вообще не знакома с деятельностью радикально настроенной молодежи, не видела сайты подобной направленности, считают, что категория таких студентов общается в закрытых сообществах. Эксперты, отмечая наличие в регионе анархистов, рационалистов, радикальных исламистов, прославянски настроенных националистических организаций, азербайджанской радикальной организации, считают радикальные проявления незначительными, поскольку они своевременно выявляются и закрываются.

Возможность проявления гражданского активизма в виртуальной среде привлекает саратовских студентов. Оценка ее конструктивности/ дестуктивности строилась на результатах контент-анализа информационного содержания группы «Мемы о родном Саратове» (МОРС) сети «ВКонтакте», наиболее популярной сетевой площадки для студентов (87%). Основная часть публикаций группы МОРС содержит гражданский дискурс критического недеструктивного и умеренно деструктивного характера об актуальных для саратовцев, россиян социально-политических проблемах, неразрешимых ситуациях и вызывает умеренно деструктивные комментарии (нарушающие этику сетевого общения, в стиле троллинга и фейла, агрессивной ненормативной лексики). Жесткий дискурс, содержащий экстремистские интенции, зафиксирован лишь в одном меме и в вызванном им комментарии. Но, эта форма дискурса имеет низкий потенциал, исходя из незначительной активности, пробужденной данной публикацией. В перспективе проявления молодежной гражданственности в данном сообществе ожидаемы в форме умеренно деструктивных дискурсов при обсуждении гражданских проблем. Практически все публикации МОРС не направлены на активизацию какой-либо созидательной/разрушительной деятельности, а толь- т ко констатируют тревожные факты. Наблюдается лишь попытка представить ик ситуацию-проблему, но не акционистски довести ее до логичного конца. а

Потенциал, риски и превенция деструктивного гражданского активизма. в Третий уровень модели — динамический — раскрывает потенциал, риски § и механизм превенции деструктивного гражданского активизма студентов. з Проведенный анкетный опрос показал, что каждый второй студент готов в р ближайшее время принять участие в гражданской акции, если она начнется в в городе. Потенциал протестной активности выше в г. Энгельсе (58,6%), г. Са- о ратове (55,6%), г. Вольске (53,4%) и г. Новоузенске (52,5%). Из всех студентов, | принявших участие в опросе, протестный потенциал выявлен у 23,2% (потенци- Д альные организаторы или участники протестных акций, готовые в ближайшее е время выйти на улицу с манифестациями). Лидерский потенциал наблюдается ко§ у 11,2% активистов, готовых стать лидерами акций протеста, входить в оргко- а митет. Среди готовых к протестам более трети (32,8%) могут стать участниками М манифестации или забастовки, 35,2% планируют наблюдать за событиями со 1 стороны. Большая часть студентов (58,4%), даже, если и планирует участвовать № в протестных акциях, считает допустимым использовать только методы борьбы, 3 соответствующие закону, при этом 23,1% допускают для себя возможность на- ) рушения законодательства, но без прямого насилия. £

В 9

результате проведенных интервью со студентами просматривается достаточно умеренная готовность их участия в протестной гражданской акции. Студенты оппозиционно настроенные такое участие считают своим «законным, конституционным правом, которое ограничивается необходимостью получать разрешение». Студенты-волонтеры, члены экологических движений готовы поддержать протесты граждан, но только с определенными требованиями (защита экологии, решение проблемы мусора). Некоторые из интервьюированных говорят 251

о молодежном политическом инфантилизме из-за боязни вступать в конфронтацию с властью, опасений преследований участников протестных акций; из-за разочарования, неверия в будущее региона.

Мнение экспертов по вопросу о количестве за последний год молодых людей готовых выйти на улицы городов Саратовской области разделилось. Одни эксперты констатируют незначительное увеличение или даже значительное, объясняя это, во-первых, «ростом демократии» в стране, во-вторых, устремлениями поколения 2000-х гг. влиять на жизнь свою и общества, в-третьих, появлением дополнительных политизировавшихся средств коммуникации (например, Ин-стаграм); расширением возможностей оппозиции вовлекать больше студентов через социальные сети. Вместе с тем есть мнение, что число студентов готовых выйти на улицы не увеличивается, так как новое поколение молодежи либо более конформистское («дети Путина»), либо более склонно к «диванному активизму» (переместилось в Интернет, где смотрит на оппозиционные каналы журналистов (Юрия Дудя), а также др. политиков).

Профилактика деструктивных проявлений в регионе носит системный характер, охватывая органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные учреждения, НКО при тесном взаимодействии с силовыми структурами (МВД, ФСБ), что позволяет сдерживать протесты, своевременно выявлять и нейтрализовать радикальные, экстремистские настроения и организации. Профилактические мероприятия направлены, прежде всего, на массовое вовлечение студентов в разнообразные формы позитивной гражданской активности, для чего в регионе создана масса возможностей. Вместе с тем, по мнению экспертов, в профилактике деструктивной активности имеются проблемы, связанные: с упущениями в региональной молодежной политике (добровольно-т принудительный порядок; низкой квалификации кадров; нестыковки регио-й нального сегмента молодежной политики с муниципальным; хроническое недофинансирование); с низким уровнем региональной гражданской идентичности ~ молодежи; с отставанием форматов от требований времени (сложность «заин-ё! тересовать и вовлечь неуловимую молодежь»); с низким охватом невузовской 1 молодежи; злоупотреблениями работой волонтеров.

& Риск деструктивных проявлений гражданской активности эксперты оценива-

£ ют как вполне возможный, если чаяния студентов не будут услышаны властью § и не будут предприняты шаги по улучшению жизни, не будут кардинально I решены вопросы социально-экономического развития региона. Высокий риск 5. деструктивных проявлений объясняется и тем, что лидеры оппозиционных партий, общественных движений пытаются использовать активную студенческую £ молодежь в своих интересах. Такой риск увеличивается в условиях отсутствия £ у молодежи чувства страха участия в акциях, организованных в защиту каких-| либо конкретных социальных интересов, для решения экологических вопросов ° (в отличие от политических протестов, считающихся опасными). 1 Распространению радикальных взглядов среди студентов может способ-

на ствовать увеличение числа иногородних и особенно иностранных студентов. В § саратовских вузах обучается все больше приезжих как из республик Северного I Кавказа Российской Федерации, так и из-за рубежа (более 2 000 студентов из | 60 стран): Таджикистана, Ливии, Сирии, Египта, Ирака, Пакистана, где распространены организации экстремистского толка.

Имеется проблемная зона в механизме формирования, распространения идеологии гражданского активизма среди молодежи, не вступивший в молодежные организации, формируемыми «сверху» через создание «молодежных крыльев» различных государственных структур. Здесь следует учитывать, что «распространениерадикальных идей переходит на бытовые формы взаимодей-252 ствия, ненавязчивые формы на низовом уровне частной жизни, через коучинг,

заточенный на психологии полов, что пока плохо поддается специальному изучению в силу закрытости и малодоступности для исследователей». Такая молодежь остается не охваченной формами гражданской активности, создаваемыми властными структурами, образовательными учреждениями. В регионе есть примеры работы деструктивных организаций в спортзалах (например, организация неоязычников), они вербуют спортивную молодежь.

По мнению экспертов, риск деструктивности в перспективе обусловлен факторами, связанными с усугублением проблем экологического (строительство вредных заводов; утилизация мусора); социально-экономического (рост бедности, социального неравенства, безработицы); социально-политического (непрозрачность политических решений, запреты на Интернет, межэтнические конфликты) характера; назреванием кризиса ожиданий; вторым дыханием оппозиции (коммунистов) из-за популяризации среди молодежи социалистических лозунгов. По результатам анкетного опроса росту протестных настроений среди студентов до умеренного уровня (30%) и более могут способствовать: коррупция; злоупотребления власти (35,1%); задержки заработной платы членам семьи (30,1%).

Сложность и многогранность феномена деструктивной гражданской активности студентов, слабая его изученность в контексте уровней конструктивности/ деструктивности, формирования онлайн-пространства обусловили необходимость построения концептуальной модели, носящей описательный и инструментальный характер, основанной на интерпретации и интеграции комплекса результатов исследований, полученных авторами, с применением системного и функционалистского подходов.

Основываясь на анализе данных о мировосприятии, мироощущении студентов, проявляемых в различных социально-политических настроениях, гражданских ориентирах, установках и действиях, в зависимости от уровней, направлений и степени деструктивности их гражданской активности, установлено, т что в Саратовской области причины деструктивных проявлений гражданской к активности студентов обусловлены, прежде всего, депрессивным состоянием а региона, социальными проблемами не решаемыми долгие годы, коррупцией о властных структур, бездействием администрации, ответственность за которое § студентами возлагается не только на власть, но и на собственные усилия со- з граждан по улучшению жизненных условий. 1

Исходя из изученных форм гражданского активизма (мягких и жестких о в реальной и виртуальной средах) определены три профиля включения в де- о структивную активность студентов, присутствующие в Саратовской области: | 1) активная деструктивность, с полноценным включением личности в протестное Д взаимодействие, регулярным участием в политической жизни, стремлением е оказывать на нее определенное влияние через всевозможные формы протеста § (распространена незначительно); 2) полуактивная (квази-активная) с «коротким» а включением в протестное взаимодействие, без осознания его целей, часто с мо- M тивацией на получение материального вознаграждения; участие в акционных I практиках и низкие значения практик, требующих длительной деятельности, g формализованного и неформализованного типа (распространена незначительно); 3

3) пассивная с минимальным включением в протестные формы, значимость ко- ^ торых частично признается, демонстрируется лояльное отношение к протестам о и акциям, нарушающим законы (высокий уровень распространения).

При оценке потенциала и риска деструктивного активизма выявлена более высокая вероятность участия в протестных акциях студентов, которые: 1) обучаются в сузах; 2) являются первокурсниками; 3) проживают в городах периферии;

4) интересуются общественно-политическими событиями; 5) гражданственность связывают со способностью к самопожертвованию; 6) с симпатией относятся к деятельности общественных объединений, борющихся против наплыва мигран- 253

тов, дискриминации отдельных категорий граждан, выступающих за свободу собраний, митингов и демонстраций; 7) склонны к нарушению законодательных норм, с использованием разрушительных действий.

Риск роста деструктивности гражданской активности студентов Саратовской области обусловлен нарастанием у молодежи кризиса ожиданий перемен к лучшему при усугублении социально-экономических проблем; экологизацией про-тестной повестки региона при отсутствии у студентов страха участия в экологических акциях (в отличие от политических протестов, считающиеся опасными); увеличением числа обучающихся из стран, где распространены организации радикального толка; коррупцией и злоупотреблениями властью; задержками заработной платы членам семьи. Оценка риска деструктивного активизма может быть дана недостаточно полно, что сопряжено с трудностями мониторинга крайне деструктивных (экстремистских) проявлений, связанными как с недостатками социологических замеров настроений студентов, так и замалчиванием некоторых проблем. Ужесточение слежки за студенческой активностью в социальных сетях и преследований за размещение постов вытесняет протестную активность из зоны реальных взаимодействий в латентный протестный активизм. Следует учитывать создание Интернет-сетей, происходящую цифровизацию деструктивной гражданской активности, а также ее переход в режим офлайн, чтобы донести альтернативную точку зрения.

Учитывая выявленные риски и трудности в реализации профилактической работы деструктивной гражданской активности, совершенствование ее механизма должно предусматривать: дальнейшее расширение коммуникаций по линии отношений «студенты — власть — бизнес-сообщество, гражданское обще-т ство» при расширении объектов и субъектов профилактической работы; более й объективное информационное и правовое просвещение молодого поколения о £ деструктивных проявлениях активизма и их последствиях; изучение и приме-ш нение положительного опыта других регионов; омоложение НКО и проведение ? мероприятий нового формата, учитывающих интересы и запросы молодежи; | развитие волонтерского движения, но без насаждения и злоупотреблений; по-| вышение уровня доверия к власти, социальным институтам, образованию на >| фоне улучшения социально-экономических условий; формирование моды на

1 гражданскую активность, культивирование социально ответственного, неравно-| душного поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Предложенная модель расширяет область исследований гражданской актив° ности через включение потенциально деструктивных элементов активности и 1 вносит вклад в более узкую концепцию деструктивной гражданской активности, I показывая, как деструктивное гражданское поведение может иметь конструк-8 тивные элементы, увидеть потенциал достижения компромисса между разруши-! тельной и созидательной силой, как источника институциональных изменений § в обществе через подчинение насилия закону.

§ Итоговые данные по комплексу авторских исследований деструктивности

1 гражданской активности студентов Саратовской области, обобщенные и кон-& цептуализированные в инструментальной модели (содержащей предложения, рекомендации структурам высших и средних образовательных учреждений, государственной власти и местного самоуправления, институтам гражданского общества), могут быть применены в разработке и реализации новых технологий воспитательной работы в российских вузах, ссузах, разработке управленческих решений для субъектов молодежной политики региона.

В.С. Слобожникова • Концептуализация угроз религиозной безопасности в исследовательских практиках современной России

Библиографический список

1. Масленников Е.В. Инструментальная концептуализация предметных областей социологии: некоторые возможные решения // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2016. № 3. С. 56-73.

2. Толстова Ю.Н. Идеи моделирования, системного анализа, «качественной социологии»: возможность стыковки // Социология 4М. 1997. № 8. С. 66-85.

3. Фишман Б.Е., Кузьмина Б.С., Фокина ОА. Концептуальная модель жизненных стратегий молодежи для их системной диагностики // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 12 (66). Ч. 2. Декабрь. С. 75-78.

4. Щербакова В.П. Концептуальная модель социально-психологического механизма политической адаптации молодежи // Экономика и социология. 2017. № 2 (34) 2017. С. 7-15.

5. Логинова Л.В., Щебланова В.В. Деструктивная гражданская активность молодежи: теоретико-методологическая концептуализация // Logos et Praxis. 2019. Т. 18. № 2. С. 98-108.

References

1. Maslennikov E.V. Instrumental conceptualization subject area sociology: some possible solutions // Bulletin of Moscow University. Series. 18. Sociology and political science. 2016. No. 3. P. 56-73.

2. Tolstova Y.N. The idea of simulation, system analysis, "qualitative sociology": the possibility of docking // Sociology 4M. 1997. No. 8. P. 66-85.

3. Fishman B.E., Kuzmina B.S., Fokina OA. Conceptual model of life strategies of youth for their system diagnostics // International scientific research journal. 2017. No. 12 (66). Part 2. December. P. 75-78.

4. Shcherbakova V.P. Conceptual model of socio-psychological mechanism of political adaptation of youth // Economics and sociology. 2017. No. 2 (34) 2017. P. 7-15.

5. Loginova L.V., Scheblanova V.V. Destructive civic activity of youth people: theoretical and methodological conceptualization // Logos et Praxis. 2019. T. 18. No 2. P. 98-108.

УДК 322

В.С. Слобожникова

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ*

Введение: в условиях актуализации проблем национальной безопасности важное место занимает религиозная безопасность, исследование которой расширяется и требует теоретических обобщений и систематизации эмпирического материала. Цель: изучение концептуализации угроз религиозной безопасности в социо-гуманитарных науках современной России. Методологическая основа: проблемы концептуализации угроз религиозной безопасности анализируются автором с позиции постсекуляриз-ма, с использованием системного, сравнительного, исторического подходов и таких

© Слобожникова Валентина Сергеевна, 2019

Доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, политологии и социологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: svs@ssla.ru © Slobozhnikova Valentina Sergeevna, 2019

Doctor of political sciences, Professor, Head of the of History, political science and sociology department (Saratov State Law Academy)

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-01100389 «Религиозная безопасность в Нижнем Поволжье: современное состояние и технологии стабилизации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.