Научная статья на тему 'Концептуализм как решение проблемы художественных универсалий и материала творчества в искусстве современного авангарда (постмодернизма)'

Концептуализм как решение проблемы художественных универсалий и материала творчества в искусстве современного авангарда (постмодернизма) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
623
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛИИ / КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТУАЛИЗМ / РАЗУМ И ВЕРА / МЕТОД РАССУЖДЕНИЯ / МЕТОД ТВОРЧЕСТВА / UNIVERSAL / CONCEPT / CONCEPTUALISM / REASON AND FAITH / METHOD OF REASONING / THE METHOD OF CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лагун Маргарита Георгиевна

В статье рассматриваются истоки концептуализма как современного явления в искусстве авангарда, продемонстрированы его гносеологические корни, лежащие в глубинах средневековой философии познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUALISM AS A SOLUTION TO THE ART OF UNIVERSALS AND MATERIAL CREATIVITY IN THE ART OF MODERN AVANT-GARDE (POSTMODERNISM)

The article dwells on the origins of conceptualism as a modern phenomenon in the art of the avant-garde, demonstrated its epistemological roots lying in the depths of medieval philosophy of cognition.

Текст научной работы на тему «Концептуализм как решение проблемы художественных универсалий и материала творчества в искусстве современного авангарда (постмодернизма)»

Лагун М. Г.

Концептуализм как решение проблемы художественных универсалий и материала творчества в искусстве современного авангарда (постмодернизма)

Онтологическое значение общего вновь становится актуальной проблемой в художественной практике современности: в изобразительном искусстве, поэзии, театральной новаторской режиссуре. В условиях всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации остро стоит вопрос о роли особенного. Особенное (всеобщее, реализованное в единичном) тесно переплетается с понятием концепта, как субъективного высказывания, не противоречащего истине. Концептуализм берёт своё начало в Средневековье. Он связан с дуалистической точкой зрения на мир и подразумевает взаимодействие духа и материи, духовного и материального. По мере преобладания номиналистической точки зрения в объяснении процессов познания роль категории универсального стала сводиться к абстрактному обобщению вещей человеческим разумом. С распространением рационализма универсальное вообще потеряло свою актуальность.

В конце ХХ и начале XXI в. отмечается возвращение идей концептуализма в разные виды искусства, но уже на основе иного понимания концепта. Средневековый концептуализм занимался задачами соотношения разума и веры. «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь»,— писал Ансельм Кентербе-рийский (1033-1109 гг.) Современное концептуальное искусство больше занимают вопросы теории и практики.

Идеи концептуализма разворачивались с момента появления христианства, и особенно при возникновении спора об универсалиях, прежде всего у Ансельма Кентерберийского в XI в. Примером решения этой проблемы стал концептуализм, предложенный Петром Абеляром, согласно которому общее изначально

существует в вещах и обнаруживается в речевых актах. Теоретическое обоснование термина «концепт» было дано в его «Диалектике» и имело дальнейшую разработку в ряде философских школ XII в. Задачей религиозной философии того времени было сделать доступным разуму содержание веры. Поиск решения вёлся на основании христианского вероучения и логики Аристотеля.

В основе средневековой европейской культуры лежал один текст — Библия, Священное писание. Всё сотворённое требовало комментария, выявления его смыслов, со-умышляя (в этом задача комментария) Божественному уму: в подобного рода речевом диалоге, в схоластике принявшей форму диспута, высвечивалось всеобщее 1. «Концептуализм представлял собой осмысление взаимоинтенциональных актов диалогической речи, направленной на схватывание множественных смыслов вещей. Предполагалось, что в речи есть неопределимые элементы, которые будут схвачены или интуитивно, или постигнуты в результате обговари-вания. Акцент делался не на понятие, имеющее объективный, обще- и однозначный характер, а на выявление смыслов, что позволяло считать концепт речью самой вещи» 2.

В основе любых теоретических рассуждений концептуалистов, как прошлого, так и настоящего, лежит феномен концепта. Концепт (от лат. сопсер1:ш — собрание, восприятие, зачатие) — акт «схватывания» смыслов вещи (проблемы) в единстве речевого высказывания.

1 Неретина С. С. Специфика Средневекового философствования. Концептуализм Петра Абеляра: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М.: Институт философии РАН, 1994. С. 4.

2 Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010.

Т. II. С. 307.

87

Принцип «схватывания» прослеживается с ранней патристики. Он связан с существованием вещей, превосходящих рамки понятия и требующих полноты смыслового выражения в целостном процессе произнесения.

Анализируя проблему универсалий, Абеляр выделяет язык и речь, как составляющие слова. Язык выражает всеобщие значения и существует помимо воли говорящего. «Речь была охарактеризована как сущность, обладающая субъ-ектностью, смысл оразделительной функцией и смысловым единством. Она стояла в тесной связи с идеями творения, воплощения Слова и интенции, присущей субъекту как его активное начало и полагавшей акт обозначения и его результат — значение внутри обозначаемого» 3.

Как творческая способность человека, речь включает волевые установки личности, и индивидуальные интонационно-звуковые комбинации. Концепт формируется речью, которая осуществляется в пространстве души с её ритмами, энергией, жестикуляцией, интонацией, бесконечными уточнениями, составляющими смысл комментаторства. Комментария требовало всё сотворённое, рассчитанное на понимание и выраженное в произведении. Процесс выявления смыслов предполагал наличие говорящего и слушающего, чтобы быть вместе и понятыми, и услышанными, при этом предполагалась одновременная обращенность к Богу. Высказанная речь, по Абеляру, воспринимается как «концепт в душе слушателя». «Концепт синтезирует в себе три способности души, как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт воображения — в будущее, как акт суждения — в настоящее» 4.

В наши дни снова возродился интерес к концептуализму как понятию и как теории, объясняющей особенности авангардного творчества. Между средневековым концептуализмом и современным есть внешнее сходство. В обоих случаях поводом для общения становится исходный текст (сегодня — идея произведения, материал, форма и т.п.), а основной единицей 88 общения является высказывание или презентация произведения искусства. Средневековый концептуализм, опиравшийся на откровение, явленное в Священном писании, имел общее для людей представление об истине. Речевая деятельность, организованная в форме диспута,

имела цель — приближение к ней. Диалектический метод рассуждения предполагал обоснованность высказывания, таким образом, творческая активность личности в формировании концепта связана с ответственностью. Это не допускало крайнего субъективизма, характерного для современного понимания «творчества концептов». Современная ситуация в авангардном искусстве обнаруживает размывание границ между противоположностями, связанное с неопределённостью новых, введённых самими художниками приёмов, материалов, концепций. В условиях, когда, по мнению современных концептуалистов «бог умер», возникает вакуум, заставляющий признать отсутствие цели, единства и истины. Следовательно, мнение, выраженное в концепте теперь нельзя ни с чем сличить, установить его истинность.

С конца 60-х гг. XX в. Ж. Деррида, Ю. Кри-стева, Р. Барт и др. пользовались принципом интертекстуальности в соответствии с которым всякий текст строится как мозаика цитат и является поглощением и трансформацией другого текста 5. С позиций перечисленных теоретиков произведение как нечто цельное, имеющее автора, наделённое смыслом, подвергается деконструкции. Текст искусства становится объектом всевозможных художественных претензий. Фрагменты произведения, вырванные из общего контекста, меняют своё значение. Сегодня этот процесс наблюдается в разных видах искусства. Современное искусство в эпоху постмодерна уже не может оцениваться с точки зрения художественного произведения. Требованием, предъявляемым к арт-объекту вместо художественности, стала выразительность. Понятие безобразного приобретает положительное значение в условиях освобождения от изобразительности. Творческая составляющая искусства теперь называется креативностью и оценивается с точки зрения эпатажной новизны, а не смыслового содержания. Импульсом к созданию работы теперь служит не вдохновение, а случайность. На случайности, ситуативности основан предложенный К. Леви-Строссом метод бри-колажа, где креативная способность личности помогает собрать из имеющихся на данный момент частей целое и придать ему личное значение — «... интенция мысли определяется реком-

3 Там же. С. 306.

4 Там же.

5 Никитина И. П. Философия искусства: учебное по-

собие. М., 2010. С. 307.

бинацией, на манер калейдоскопа, образов-символов, сформировавшихся в результате прошлой деятельности» 6. Этот метод оперирования знаками характерен для клипового сознания информационного общества. Характеризуют его отсутствие доказательств, незавершённость утверждений, рассчитанных на образно-метафорическое восприятие. При сведении функции искусства к передаче информации мы можем наблюдать закономерную потребность в новизне, так как устаревшая информация быстро теряет своё значение. Из этого следует, что нет необходимости воплощать концепт в материальную форму, когда это просто можно задокументировать. Условная значимость высказывания адекватнее проявляется в форме временного действия, с чем связано возникновение временных форм искусства (пероформанс, инсталляция, акционизм). Теоретик «концептуального искусства», художник Дж. Кошут говорит об изменении функции искусства: «... Произведение искусства есть некое предложение или выска-

6 Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль / Пер. с фр. А. Б. Островского. М., 2008. С. 18.

зывание (proposition), предстающее в контексте искусства как комментарий к искусству» 7.

На данный момент можно с уверенностью сказать, что самым актуальным материалом для творческой работы современного художника, является наименее материальный — виртуальный способ воплощения творческих замыслов (где используется электронный текст и изображение; синтезированный звук; движение во времени, а не в пространстве). Не менее важную роль играют артефакты человеческой жизнедеятельности — вещи, потерявшие первоначальный смысл, свою целостность и функциональность. В процессе отбора «художником» в качестве выразительного средства, они так же становятся материалом художественной практики и формируют основы для накопления нового опыта и выдвижения следующих концептов.

7 Кошут Дж. Искусство после философии // Joseph Kosuth. Art after Philosophy / Kosuth J. Art after Philosophy and After, Collected Writings. 1966-1990. Ed. G. Guerico. Cambridge, Mass. & London: The MIT Press, 1993 / Пер. с англ. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader.— URL: http://philosophy.ru/library/ aesthetics/kosuth_art_after_philosophy.pdf (дата обращения: 25.02.2014).

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.