Научная статья на тему 'Концептуализация угроз религиозной безопасности в исследовательских практиках современной России'

Концептуализация угроз религиозной безопасности в исследовательских практиках современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / SOCIO-HUMANITARIAN SCIENCES / CONCEPTUALIZATION / RELIGIOUS SECURITY / RELIGIOUS SECURITY THREATS / MODERN RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слобожникова Валентина Сергеевна

Введение: в условиях актуализации проблем национальной безопасности важное место занимает религиозная безопасность, исследование которой расширяется и тре бует теоретических обобщений и систематизации эмпирического материала. Цель: изучение концептуализации угроз религиозной безопасности в социо-гуманитарных науках современной России. Методологическая основа: проблемы концептуализации угроз религиозной безопасности анализируются автором с позиции постсекуляризма, с использованием системного, сравнительного, исторического подходов и таких общелогических методов, как синтез, индукция, абстрагирование. Результаты: разработано авторское определение «угроз религиозной безопасности», выявлены основные тенденции их изучения, предложены подходы классификации угроз рели гиозной безопасности. Выводы: наблюдается изменение акцентов в актуализации угроз религиозной безопасности, большинство исследователей рассматривают угрозы с позиции опасностей, исходящих от религиозного мира, выявлено наличие сегмента, который представляет проблемы религиозной безопасности и ее угроз с позиции традиционных религий; угрозы религиозной безопасности представляют совокуп ность условий и факторов религиозного характера, создающих прямую или косвенную опасность гражданам, обществу и государству; спорность понятий и отсутствие проработанной классификации угроз религиозной безопасности актуализирует дальнейшее обращение к проблемам концептуализации этого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS SECURITY THREATS СONCEPTUALIZATION IN THE RESEARCH PRACTICE OF MODERN RUSSIA

Background: in the context of the actualization of national security problems, religious security occupies an important place, the study of which is expanding and requires theo retical generalizations and systematization of empirical material. Objective: to analyze the conceptualization of threats to religious security in the socio-humanitarian sciences of modern Russia. Methodology: the problems of conceptualizing threats to religious security are analyzed by the author from the perspective of post-secularism, using systemic, compara tive, historical approaches and such general logical methods as synthesis, induction, and abstraction. Results: the author’s definition of “threats to religious security” was developed, the main trends in their study were identified, approaches to the classification of threats to religious security were proposed. Conclusions: there is a change in emphasis in updating threats to religious security, most researchers consider threats from the perspective of the dangers posed by the religious world, a segment has been identified that presents problems of religious security and its threats from the perspective of traditional religions; threats to religious security are a combination of conditions and factors of a religious nature, creat ing a direct or indirect danger to citizens, society and the state; the controversy of concepts and the lack of a well-developed classification of threats to religious security actualizes a further appeal to the problems of conceptualizing this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Концептуализация угроз религиозной безопасности в исследовательских практиках современной России»

Библиографический список

1. Масленников Е.В. Инструментальная концептуализация предметных областей социологии: некоторые возможные решения // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2016. № 3. С. 56-73.

2. Толстова Ю.Н. Идеи моделирования, системного анализа, «качественной социологии»: возможность стыковки // Социология 4М. 1997. № 8. С. 66-85.

3. Фишман Б.Е., Кузьмина Б.С., Фокина ОА. Концептуальная модель жизненных стратегий молодежи для их системной диагностики // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 12 (66). Ч. 2. Декабрь. С. 75-78.

4. Щербакова В.П. Концептуальная модель социально-психологического механизма политической адаптации молодежи // Экономика и социология. 2017. № 2 (34) 2017. С. 7-15.

5. Логинова Л.В., Щебланова В.В. Деструктивная гражданская активность молодежи: теоретико-методологическая концептуализация // Logos et Praxis. 2019. Т. 18. № 2. С. 98-108.

References

1. Maslennikov E.V. Instrumental conceptualization subject area sociology: some possible solutions // Bulletin of Moscow University. Series. 18. Sociology and political science. 2016. No. 3. P. 56-73.

2. Tolstova Y.N. The idea of simulation, system analysis, "qualitative sociology": the possibility of docking // Sociology 4M. 1997. No. 8. P. 66-85.

3. Fishman B.E., Kuzmina B.S., Fokina OA. Conceptual model of life strategies of youth for their system diagnostics // International scientific research journal. 2017. No. 12 (66). Part 2. December. P. 75-78.

4. Shcherbakova V.P. Conceptual model of socio-psychological mechanism of political adaptation of youth // Economics and sociology. 2017. No. 2 (34) 2017. P. 7-15.

5. Loginova L.V., Scheblanova V.V. Destructive civic activity of youth people: theoretical and methodological conceptualization // Logos et Praxis. 2019. T. 18. No 2. P. 98-108.

УДК 322

В.С. Слобожникова

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ*

Введение: в условиях актуализации проблем национальной безопасности важное место занимает религиозная безопасность, исследование которой расширяется и требует теоретических обобщений и систематизации эмпирического материала. Цель: изучение концептуализации угроз религиозной безопасности в социо-гуманитарных науках современной России. Методологическая основа: проблемы концептуализации угроз религиозной безопасности анализируются автором с позиции постсекуляриз-ма, с использованием системного, сравнительного, исторического подходов и таких

© Слобожникова Валентина Сергеевна, 2019

Доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, политологии и социологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: svs@ssla.ru © Slobozhnikova Valentina Sergeevna, 2019

Doctor of political sciences, Professor, Head of the of History, political science and sociology department (Saratov State Law Academy)

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-01100389 «Религиозная безопасность в Нижнем Поволжье: современное состояние и технологии стабилизации».

общелогических методов, как синтез, индукция, абстрагирование. Результаты: разработано авторское определение «угроз религиозной безопасности», выявлены основные тенденции их изучения, предложены подходы классификации угроз религиозной безопасности. Выводы: наблюдается изменение акцентов в актуализации угроз религиозной безопасности, большинство исследователей рассматривают угрозы с позиции опасностей, исходящих от религиозного мира, выявлено наличие сегмента, который представляет проблемы религиозной безопасности и ее угроз с позиции традиционных религий; угрозы религиозной безопасности представляют совокупность условий и факторов религиозного характера, создающих прямую или косвенную опасность гражданам, обществу и государству; спорность понятий и отсутствие проработанной классификации угроз религиозной безопасности актуализирует дальнейшее обращение к проблемам концептуализации этого явления.

Ключевые слова: социо-гуманитарные науки, концептуализация, религиозная безопасность, угрозы религиозной безопасности, современная Россия.

V.S. Slobozhnikova

RELIGIOUS SECURITY THREATS TONCEPTUALIZATION IN THE RESEARCH PRACTICE OF MODERN RUSSIA

Background: in the context of the actualization of national security problems, religious security occupies an important place, the study of which is expanding and requires theoretical generalizations and systematization of empirical material. Objective: to analyze the conceptualization of threats to religious security in the socio-humanitarian sciences of modern Russia. Methodology: the problems of conceptualizing threats to religious security are analyzed by the author from the perspective of post-secularism, using systemic, comparative, historical approaches and such general logical methods as synthesis, induction, and abstraction. Results: the author's definition of "threats to religious security" was developed, the main trends in their study were identified, approaches to the classification of threats to religious security were proposed. Conclusions: there is a change in emphasis in updating threats to religious security, most researchers consider threats from the perspective of the dangers posed by the religious world, a segment has been identified that presents problems of religious security and its threats from the perspective of traditional religions; threats to religious security are a combination of conditions and factors of a religious nature, creating a direct or indirect danger to citizens, society and the state; the controversy of concepts and the lack of a well-developed classification of threats to religious security actualizes a further appeal to the problems of conceptualizing this phenomenon.

Key-words: socio-humanitarian sciences, conceptualization, religious security, religious security threats, modern Russia.

£ Проблемы безопасности сегодня находятся в центре внимания государства и I общества, что не могло не отразиться на исследовательских практиках современна ной России. Среди множества видов безопасности в связи с усилением влияния 1 на общественно-политическую жизнь религиозной деструктивности выделяется

0 религиозная безопасность. В концептуализации религиозной безопасности труд-§ но переоценить значение выявления угроз, т.к. это составляет одну из основ ее

1 определения, которое должно охватывать все ее признаки, поэтому не случайно й исследователи относят проблему определения угроз безопасности к основопола-

со

гающим. В этих условиях повышается ответственность социо-гуманитарных наук по выявлению угроз национальной безопасности в целом и религиозной безопасности, в частности. Среди исследователей нет единого понимания этого концепта. В условиях актуализации проблем национальной безопасности важное место занимает религиозная безопасность, исследование которой, с одной стороны, расширяется, а с другой, требует теоретических обобщений и систе-256 матизации представления эмпирического материала.

Исследование угроз религиозной безопасности является значимой частью изучения религиозной сферы и проблем религиозной безопасности как со светской, так и конфессиональной позиций [1]. Следует констатировать, что исследователи «полюбили» эту проблематику и охотно о ней пишут (это и юристы, политологи, философы, религиоведы, социологи, конфессионально ориентированные авторы). В рамках анализа научного дискурса религиозной безопасности и ее угроз следует отметить работы таких авторов, как А.В. Жуков, А.А. Жукова, Н.П. Романова, И.А. Тарасевич [1; 2; 3] и др. Начиная с отсутствия юридического оформления самого понятия «религиозная безопасность», концептуализация религиозной безопасности напоминает «минное поле», на котором в роли мин выступают категории, в них описывается этот вид безопасности и большая часть из которых являются неопределенными, дискуссионными и в той или иной степени находится в разработке. Социо-гуманитарные науки представляют широкий спектр подходов в освещении угроз религиозной безопасности и различную степень обобщения и конкретизации. Общим местом для исследователей стало утверждение о множественности угроз религиозной безопасности, что затрудняет концептуализацию этого направления безопасности, т.к. большинство определений не охватывает всех признаков религиозной безопасности1. В научной среде идет постоянная работа над выявлением и детализацией угроз религиозной безопасности, расширением их перечня, что чрезвычайно важно для политико-правовой практики. Активно изучением этой проблематики занимается юридическая наука [3, с. 10-14; 4; 5; 6; 7]. Именно она более других продвинулась в систематизации угроз религиозной безопасности.

Автор статьи проблемы концептуализации угроз религиозной безопасности анализирует с позиции постсекуляризма, с использованием системного, сравнительного, исторического подходов и таких общелогических методов, как синтез, индукция, абстрагирование. Исходным для анализа предлагается н взять единую, сложно структурированную систему «государство-общество», в | которой в условиях постсекулярности религиозность становится качественной а характеристикой этой системы, а религиозный мир — значимой частью обще- о ства. Полагаем логичным рассмотреть угрозы религиозной безопасности в со- й временной России с позиции субъектов, от которых они исходят, что позволит з перейти в анализе от описаний к систематизации и будет более продуктивным 1 не только с теоретической, но и с практической точки зрения, т.е. для их вы- о явления и предотвращения. н

Изучение исследований по религиозной безопасности в целом и ее угроз в | частности, показало, что численность работ по этой проблематике постоянно д увеличивается, что создает широкое эмпирическое поле для концептуализа- е ции этого сложного явления. В рамках поставленной цели важно разобраться й с определением «угрозы религиозной безопасности». Чаще всего это понятие 1 определяют через «угрозы национальной безопасности» в русле текстов Страте- М гий национальной безопасности. В документе 2009 г. это «прямая или косвенная I возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному № качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целост- 3 ности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности ^ государства»2. В Стратегии 2015 г. угрозы национальной безопасности определе- 1

1 См., например: Esenbekova A.T. The religious security: approaches to definition of the concept. URL: elibrary_35279880_66377389.pdf (дата обращения: 13.03.2019).

2 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». URL: https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (дата обращения: 24.08.2019). 257

ны, как «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам»3.

В современной литературе наблюдается противоречие между обилием внимания к содержанию угроз и единичными случаями определения этого понятия. Так, И.А. Тарасевич в докторской диссертации по юридическим наукам угрозы религиозной безопасности России определил как «условия и факторы, возникающие в религиозной сфере и создающие прямую или косвенную возможность нанесения ущерба личности и государству» [3, с. 29]. Если учесть, что в современной России есть религиозная и нерелигиозная сферы (что не очевидно для некоторых авторов), которые соотносятся условно как светскость и религиозность, то из приведенного определения получается, что только религиозная сфера является источником угроз, с чем нельзя согласиться. Как вызывает возражение и понимание под религиозной сферой «всех общественных отношений, в формировании и существовании которых присутствует религиозный фактор» [3, с. 29-30]. Например, религиозный фактор присутствует в юриспруденции, но это же не дает нам оснований относить правовую систему современной России к конфессиональной как и действующую Конституцию РФ, в которой зафиксированы принципы религиозной политики.

Регулирование политики в отношении религиозности в системе «государство-общество» оформляется в виде государственно-конфессиональных отношений (ГКО), принципы которых закрепляются в нормативно-правовых документах, прежде всего, в Конституции. Из логики Стратегии национальной безопасности от 2015 г.4, ГКО — это совокупность условий и факторов, которые призваны создать прямую или косвенную невозможность нанесения ущерба национальным интересам религиозностью и самой религиозности. Исходя из этого, полагаем, что более точным будет определение угроз религиозной безопасности как совокупности условий и факторов религиозного характера, создающих прямую или косвенную опасность гражданам, обществу и государству.

В исследовании угроз религиозной безопасности за последние более чем четверть века менялись как угрозы, их характер, специфика, так и приоритеты их изучения. В современном состоянии анализа угроз религиозной безопасности в социо-гуманитарных науках можно выделить несколько тенденций.

1. Изменение акцентов в актуализации угроз религиозной безопасности. К числу важнейших угроз авторы с начала 1990-х гг. относят нарушения свободы совести и свободы вероисповедания . Несоблюдение государством свободы вероисповедания и принципа невмешательства, как потенциальная угроза расценивается и ведущими религиозными организациями. С конца ХХ в. популярной становится и остается таковой тема угроз конституционным принципам государственно-конфессиональных отношений. Речь идет о клерикализации общественно-политической сферы современной России5. В юридической науке базовым стало рассмотрение угроз с позиции отраженности в нормативно-правовых документах, что естественно и обоснованно с позиции этой науки [4; 5; 6; 8]. Сегодня задача исследования усложняется. Если в 1990-е гг. авторы в качестве угроз акцентировали внимание на светскости, реализации прав и свобод в религиозной сфере, то с середины 90-х гг. ХХ в. и в XXI в. происходит

3 См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1916 69/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/ (дата обращения: 24.08.2019).

4 См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1916 69/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/ (дата обращения: 24.08.2019).

5 См., например: Рыбак С. В. К вопросу о «религиозной безопасности» личности в отечествен-258 ной правовой традиции. URL: elibrary_26448050_99972207.pdf (дата обращения: 14.05.2019).

осознание реальных угроз, исходящих от религиозности в самых разных ее проявлениях. В XXI в. исследователи все больше внимания уделяют проблемам фундаментализма, фанатизма, прозолетизма, экстремизма, терроризма. По сути изучение угроз выделилось в отдельное направление, которое активно развивается [7; 9; 10].

2. Большинство исследователей рассматривает угрозы с позиции опасностей, исходящих от религиозности, религиозного мира [1]. Особенно подчеркиваются угрозы, которые несут новые религиозные движения [13; 14] и секты [3; 5; 6; 11; 12, с. 37-46, 73-134, 14-149]. Изучение работ с этими сюжетами показало, что авторы крайне редко ссылаются на исследования ученых-религиоведов, социологов религии. К анализу угроз религиозного мира с позиции сетевого взаимодействия обратились Е.А. Островская, Ш. Эйзенштадт, М.С. Топчиев [13].

3. Сегодня можно констатировать появление в социо-гуманитарных науках сегмента, который представляет проблемы религиозной безопасности и ее угроз с позиции традиционных религий. Серьезные сомнения и опасения вызывают предложения по решению проблемы религиозной безопасности, такие как отказаться от федерализма, изменить модель ГКО, сделать только традиционные религии субъектом защиты, и только с ними выстраивать отношения сотрудничества [1; 3; 14].

При увеличении разнообразия угроз религиозной безопасности естественно встает проблема их классификации. В абсолютном большинстве работ вопрос классификации угроз религиозной безопасности вообще не поднимается, так как авторы не ставят себе этой задачи, а обращение к угрозам не является объектом исследования. Несколько классификаций угроз религиозной безопасности представил И.А. Тарасевич [3; 15]. Их изучение показало, что они по подходам составления однотипны и отличаются только количеством угроз. Одна из них выглядит следующим образом: «а) религиозный экстремизм; б) прозелитизм; в) утрата религиозных традиций народов России как результат процесса глобализации; г) религиозные преступления; д) деятельность нетрадиционных для российского общества религиозных объединений деструктивной направленности отечественного и зарубежного происхождения» [3, с. 22-23].

Сопоставление предложенной автором классификации и требований к их составлению позволяет сделать вывод о несоблюдении основных критериев этого метода систематизации знания. Общенаучные требования классификации предполагают совокупность изучаемых объектов представить, как систему соподчиненных групп на основании их сходства по сущностным свойствам. Структуру классификации составляют делимое понятие, основание деления и члены деления6! С позиции этого подхода классификация угроз религиозной безопасности может быть многообразной по основаниям деления и многотак-сонной. На основе уже имеющегося исследовательского материала можно выделить угрозы внутренние и внешние, проявившиеся и латентные, реальные и потенциальные, по отношению к личности, обществу и государству, исходящие от определенных субъектов общественно-политических отношений (государства, общества, религиозного мира как его части, от каждого из этих институтов), от религиозного мира и светского, от государства и религиозного мира, от институционализированных и неинституционализированных субъектов, от институтов государства, от структур религиозного мира и др.

Социо-гуманитарные науки серьезное внимание уделяют изучению угроз религиозной безопасности. Анализ литературы позволил выделить ряд тенденций исследования этой проблематики: наблюдается изменение акцентов в актуали-

6 См.: Классификация // Гуманитарная энциклопедия. URL: https://gtmarket.ru/ concepts/6879 (дата обращения: 03.04.2019).

зации угроз религиозной безопасности, большинство исследователей рассматривают угрозы с позиции опасностей, исходящих от религиозного мира, наличие в социо-гуманитарных науках сегмента, который представляет проблемы религиозной безопасности и ее угроз с позиции традиционных религий. Проанализировав имеющиеся определения, автор полагает более точным определение угроз религиозной безопасности как совокупности условий и факторов религиозного характера, создающих прямую или косвенную опасность гражданам, обществу и государству. Ограниченные рамки статьи позволили остановиться только на самых общих сюжетах концептуализации. Серьезная работа предстоит по выработке консенсуса в категориальном аппарате, который используется при анализе религиозной безопасности и ее угроз. Изучение литературы показало, что работа над концептуализацией угроз религиозной безопасности только начинается и требует дальнейших серьезных исследований, основанных на разностороннем анализе эмпирического материала.

Библиографический список

1. Жуков А.В. Религиозная безопасность как предмет научного дискурса в постсоветской России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 12. Ч. 4. С. 66-71.

2. Жуков А.В., Жукова A.A., Романова Н.П. Религиозная угроза как категория классического философского, религиоведческого и политического дискурса // Вестник ЗабГУ. 2018. Т. 24. № 2. С. 74-80.

3. Тарасевич ИА. Конституционно-правовые основы религиозной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Тюмень, 2015. 49 с.

4. Беспалько В.Г. Уголовно-правовая охрана религиозных отношений // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 1. С. 85-95.

5. МещеряковаА.Ф. Религиозная безопасность и правовые аспекты ее обеспечения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 10. С. 98-102.

6. ОвчинниковА.И., ФоминскаяМ.Д. Религиозная безопасность России и роль права в ее обеспечении // Северо-кавказский юридический вестник, 2014. № 3. С. 7-15.

7. Саядова А.С. Правовые основы противодействия религиозному экстремизму в современной России // Философия права. 2017. № 4 (83). С. 117-122.

8. Куцая МА. Религиозный компонент национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 4(22). С. 18-22.

9. Келеберда Н.Г. Религиозная безопасность России в условиях современных вызовов // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2016. № 2 (23). С. 113-117.

10. Лонской ЯА. Религиозный экстремизм: влияние иммиграции на национальную безопасность России // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 1 (17). С. 180-186.

11. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. 3-е изд., перераб. и доп. Н. Новгород: Изд-во братства во имя св. князя А. Невского. 2003. 813 с.

12. Эгильский Е.Э., Матецкая А.В., Самыгин С.И. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2013. 224 с.

13. Топчиев М.С. Религиозные сети в контексте культурной безопасности юга России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2016. № 4 (49). С. 111-117.

14. Филькин К.Н., Хазанов О.В. Куда может завести «методологический синтез»: рецензия на диссертационное исследование И.А. Тарасевича «Конституционно-правовые основы религиозной безопасности российской федерации» // Вестник Томского государственного ун-та. История. 2016. № 2 (40). С. 141-145.

15. Тарасевич И.А. Классификация угроз религиозной безопасности России: конституционно-правовой анализ // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 23-29.

References

1. Zhukov A.V. Religious Security as a Subject of Scientific Discourse in Rost-soviet Russia // Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Culturology and Art Criticism. Theory and Practice Questions. Tambov: Literacy, 2017. No. 12. Part 4. P. 66-71.

2. Zhukov A.V., Zhukova A.A., Romanova N.P. Religious Threat as a Category of Classical Philosophical, Religious and Political Discourse // Bulletin of ZabSU, 2018. Vol. 24. No. 2. P. 74-80.

3. Tarasevich I A. Constitutional and Legal Foundations of the Religious Security of the Russian Federation. Extended abstract ... dis. Doc. of law, Tyumen, 2015. 49 p.

4. Bespalko V.G. Criminal - legal Protection of Religious Relations // Bulletin of the Russian Customs Academy. 2015. No. 1. P. 85-95.

5. Meshcheryakova A.F. Religious Security and Legal Aspects of Its Maintenance // Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice. 2012. No. 10. P. 98-102.

6. Ovchinnikov A.I., Fominskaya M.D. Religious Security of Russia and the Role of Law in Its Maintenance // North-cauasian Legal Bulletin. 2014. No. 3. P. 7-15.

7. Sayadova A.S. Legal Foundations of Countering Religious Extremism in Modern Russia // Philosophy of Law. 2017. No. 4 (83). P. 117-122.

8. Kutsaya MA. The Religious Component of the National Security of the Russian Federation // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 4 (22). P. 18-22.

9. Keleberda N.G. Religious Security of Russia in the Conditions of Modern Challenges // Academic Bulletin of the Rostov branch of the Russian Customs Academy. 2016. No. 2 (23). P. 113-117.

10. Lonskoy Y.A. Religious Extremism: the Impact of Immigration on the National Security of Russia // Economic and social-humanitarian studies. 2018. No. 1 (17). P. 180-186. С

11. Dvorkin A.L. Sectology. Totalitarian Sects. The Experience of Systematic Research. и Issue 3, rev. and suppl. Nizhny Novgorod: Publishing House of the Brotherhood in the а Name of St. Prince Alexander Nevsky, 2003. 813 p. 0

12. Egilsky E.E., Matetskaya A.V., Samygin S.I. New Religious Movements. Modern К Non-traditional Religions and Esoteric Teachings: textbook. M.: KNORUS, 2013. 224 p. °

13. Topchiev M.S. Religious networks in the context of cultural security of the south of ° Russia // Caspian region: politics, economics, culture. 2016. No. 4 (49). P. 111-117. I

14. Filkin K.N., Khazanov O.V. Where Can "Methodological Synthesis" Lead: a review of В I. Tarasevich's dissertation research "Constitutional and legal foundations of the religious H security of the Russian Federation" // Tomsk State Journal University. Story. 2016. No.

2 (40). P. 141-145. д

15. Tarasevich I.A. Classification of Religious Security Threats of Russia: Constitutional 4 Legal Analysis // Gaps in the Russian legislation. 2013. No. 6. P. 23-29. 00

s<

а

д

O

3

2

О

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.