РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Тарасевич И.А.
1.4. РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Тарасевич Иван Анатольевич, канд. юрид. наук. Должность: доцент.
Место работы: Тюменский государственный университет.
Подразделение: Институт государства и права, кафедра конституционного и муниципального права. Email: [email protected]
Аннотация: Автор в своей работе исследует проблемы религиозной безопасности Российской Федерации. В частности, рассматриваются угрозы конституционному строю Российской Федерации, исходящие со стороны религиозных объединений деструктивной направленности. В результате автор приходит к выводу, что на сегодняшний день в религиозной сфере существуют условия и факторы, угрожающие наиболее важным общественным отношениям, которые образуют предмет конституционного права России. Автор выдвигает идею о необходимости исследования конституционно-
правовых основ религиозной безопасности России.
Ключевые слова: религиозная безопасность, конституционно-правовая основа, свобода вероисповедания, угрозы религиозной безопасности, религиозная сфера.
RELIGIOUS RUSSIAN FEDERATION SECURITY AS SUBJECT OF CONSTITUTIONAL LEGAL STUDIES
Tarasevich Ivan Anatolievich, PhD at law. Position: Associate Professor.
Place of employment: Tyumen State University.
Department: Institute of State and Law, Constitutional and Municipal Law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: Author in his article explores the issue of religious security of the Russian Federation. In particular, it considers a threat to the constitutional order of the Russian Federation, which occur on the part of religious associations destructive direction. The author concludes that today in the religious sphere, there are conditions and factors that threaten the most important social relations that constitute the essence of the subject of constitutional law in Russia. The author puts forward the idea of the need to study the constitutional and legal foundations of religious security of Russia.
Keywords: Religious Security, constitutional and legal framework, freedom of religion, threats to religious security, religious sphere.
Проблемы обеспечения национальной безопасности всегда имели для России первостепенное значение, что обусловлено ее географическим положением, а также особенностями менталитета российского народа. Существуют известные во все времена угрозы национальной безопасности, актуальные практически для любого государства. Это внешняя агрессия и нарушение границ, преступность, неэффективность управления, нехватка продовольствия и т.д. Но в настоящее время можно говорить о рождении и развитии новых угроз национальной безопасности России, которые требуют комплексного изучения с целью последующей эффективной нейтрализации.
В современном мире прослеживаются две основные тенденции. С одной стороны, это процесс секуляризации, а с другой - процесс актуализации религиозности и нарастающее во всем мире религиозное противостояние, что, согласно прогнозам многих аналитиков, может привести к появлению серьезных вызовов системам обеспечения национальной безопасности по всему миру, в частности, в России1.
В процессе переориентации глобальной политики с биполярной идеологической модели на полицентристскую плюралистическую резче обозначаются межцивилизационные разломы, обусловленные этническими и конфессиональными различиями стран и международных сообществ1 2. Указанный тезис подтверждается событиями на международной арене, демонстрирующими то, какой высокой может быть роль религиозных факторов в жизни общества.
Механизмы реализации «арабской весны» во многом носили религиозный характер, без которого представляется невозможным организовать подобные масштабные события. В ирано-американском конфликте одним из определяющих также является религиозный фактор, т. к. именно религия определяет внутреннюю и внешнюю политику Ирана3.
Ни для кого не секрет, что за революциями в таких странах арабского мира, как Ливия, Сирийская Арабская Республика стоят западные страны и их союзники4, движимые желанием осуществить передел сырьевой карты мира и успешно использующие для достижения своих целей религиозную сферу жизни общества. Религиозный фактор играет далеко не последнюю роль в событиях на Украине, происходивших в начале 2014 года, когда явно прослеживалась агрессия со стороны аппозиции в отношении Русской православной церкви (Московский Патриархат)5, а священнослужители некоторых конфессий открыто встали на сторону украинских националистов.
Не вызывает сомнения и то, что религиозный фактор будет использоваться иностранными государствами для реализации агрессивных намерений в отношении России как зарекомендовавший себя в качестве эффективного инструмента геополитики6. Данный тезис нашел свое отражение в Военной доктрине Российской Федерации7. В указанном документе среди основных внешних военных опасностей Российской Федерации отмечается рост религиозного экстремизма в районах, прилегающих к государственной границе
1 Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права. 2004. № 6. С. 7.
2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций (отрывки из новой книги) // Pro et Contra. № 2. Т. 2. М., 2005. С. 147-152.
3 См.: Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой поли-
тике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. 2008. № 1. C. 109-119; Горенштейн М. Параллельные миры / Проза.ру. 2010. URL: http://www.proza.ru/2010/07/24/883 (дата обращения:
02.02.13).
4 См.: Постановление ГД ФС РФ от 10.02.2012 № 92-6 ГД "О Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О ситуации в Сирии" // СЗ РФ. 2012. № 8. Ст.
937.
5 См. подробнее: Заявление МИД России по событиям на Украи-
не // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальный сайт. 24.02.2014 URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/
B395A03608020C3244257C89004F7443 (дата обращения: 28.02.14).
6 Мусин М. Враг желает самоуничтожения Руси / Ведич. 05.06.2013 URL: http://www.vzv-ural.ru/?rub=20&new=2373 (дата обращения: 19.09.13).
7 Указ Президента России от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 7. Ст. 724.
23
2'2014
Пробелы в российском законодательстве
Российской Федерации и границам ее союзников, а также в отдельных регионах мира.
Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф38 выделяет такие виды безопасности, как общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является закрытым, что создает правовые предпосылки для формирования и других самостоятельных институтов национальной безопасности России. По нашему мнению, к таким институтам необходимо отнести и институт религиозной безопасности.
Мы для целей данной статьи определим религиозную безопасность России как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, возникающих и существующих в религиозной сфере, необходимое для стабильного конституционного развития Российской Федерации9.
Вопросы безопасности всегда были в центре внимания юриспруденции, особенно науки конституционного права. Конституционное регулирование отношений в области национальной безопасности России в целом и религиозной безопасности как ее части обеспечивается через действие конституционно-правовых норм: вытекающих из Конституции Российской Федерации и конкретизирующих ее положения в данной сфере.
Стабильность религиозной сферы жизни России является одним из важнейших факторов ее благополучия. Угрозы религиозной безопасности России - это целый комплекс условий и факторов нарушения конституционных прав человека и гражданина, суверенитета и территориальной целостности государства, его способности к устойчивому развитию, в конечном счете, основ конституционного строя Российской Федерации. Все, без исключения, составляющие конституционного строя России могут стать объектами угроз, возникающих в религиозной сфере жизни общества. Например, конституционный принцип разделения властей закрепленный от. 10 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)10 может быть поставлен под угрозу, если к власти в России придут политические деятели разделяющие идеологию ваххабизма, доктрина которого не предполагает независимого существования таких ветвей власти, как законодательная, исполнительная и судебная. Религиозная безопасность российского общества - это состояние защищенности базовых прав человека и гражданина, которые гарантируются Основным законом.
Конституция РФ выступает основным источником конституционно-правовых норм обеспечивающих религиозную безопасность Российской Федерации. Согласно п. «м» от. 71 Конституции РФ оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации. В Основном законе РФ оговорены соответствующие полномочия главы государства, Парламента, Правительства и других органов государственной власти.
В Конституции России сформулированы главные конституционные принципы и нормы, устанавливающие свободу совести и вероисповедания, регулирующие деятельность религиозных объединений. К ним
8 СЗ РФ. 2010. № 7. Ст. 724.
9 Тарасевич И.А. Религиозная безопасность Российской Федерации. Тюмень, 2013. 288 с.
10 СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
относятся положения, закрепленные ст. 14: Российское государство - светское государство; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Кроме того, Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ст. 19); каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28); не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ст. 29); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).
Нами перечислены статьи Конституции РФ, где прямо говорится о религиозной сфере жизни общества. Но угрозы религиозной безопасности распространяются не только на свободу вероисповедания и религиозных объединений. Необходимо отметить еще ряд норм Конституции России, которые гарантируют защиту личности от иных видов угроз, возникающих в религиозной сфере. Так, согласно ч. 2 ст. 17 Конституции основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что необходимо отнести и к религиозным правам и свободам. Статья 18 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данное важнейшее положение означает, что все нормы права и действия властей должны учитывать в числе других и интересы религиозных объединений и верующих. Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) означает и невозможность задержания по принципу исповедания какой-то религии. Право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, закрепленное в ст. 26 Конституции РФ является важнейшим, в частности, для религиозной сферы. Также необходимо отметить особую важность для религиозной сферы жизни российского общества нормы, закрепленной ч. 1 ст. 30, согласно которой каждый имеет право на объединение, а свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Данное конституционное право может быть нарушено в результате деятельности религиозных объединений деструктивной направленности. Некоторые религиозные объединения могут нарушать право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, которое гарантируется ч. 2 ст. 23, а также ч. 1 ст. 24 Конституции РФ. Другие религиозные объединения могут нарушать право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29), право частной собственности (ч. 1 ст. 35). Нужно отметить, что доктрина некоторых религиозных объединений деструктивной направленности отрицает конституционный принцип, закрепленный ст. 2 Конституции
24
РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Тарасевич И.А.
РФ, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Существуют религиозные объединения, которые в своей деятельности нарушают нормы ст. 38 Конституции РФ и представляют прямую угрозу материнству, детству и семье как таковой. Известны религиозные объединения, ограничивающие обращения своих последователей за квалифицированной медицинской помощью, что противоречит нормам ст. 41 Конституции России. Другие религиозные сообщества считают любое государство порождением диавола и всячески дистанцируются от него, отрицая, например, обязанность каждого гражданина России защищать отечество, закрепленную ч. 1 ст. 59 Конституции России.
На сегодняшний день в религиозной сфере существуют условия и факторы, угрожающие наиболее важным общественным отношениям, которые образуют предмет конституционного права России: основы конституционного строя государства, основы правового положения человека и гражданина, федеративные отношения, система органов государственной власти и местного самоуправления. Иными словами, объекты религиозной безопасности и предмет конституционного права практически идентичны. Необходимо констатировать факт того, что вся Конституция РФ в целом является гарантом религиозной безопасности Российской Федерации.
Одним из основных способов нейтрализации угроз религиозной безопасности России является их своевременная идентификация и профилактика, чего нельзя достичь без соответствующих специалистов, а значит, без качественного образования. В этом смысле право каждого на образование, закрепленное ч. 1 ст. 43 Конституции России, является одной из основных гарантий религиозной безопасности России. Нужно подчеркнуть, что некоторые религиозные объединения покушаются на это конституционное право российских граждан.
В целом, построение России как демократического федеративного правового государства и обеспечение его стабильного конституционного развития невозможно без упорядочивания государственнорелигиозных отношений и обеспечения должного уровня религиозной безопасности. Кроме того, со всей уверенностью можно говорить, что в регулировании общественных отношений по поводу обеспечения религиозной безопасности России ведущим являются конституционное право.
Таким образом, можно констатировать факт того, что исследование конституционно-правовых основ религиозной безопасности является необходимым условием развития науки российского конституционного права, а также устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
3. Постановление ГД ФС РФ от 10.02.2012 № 92-6 ГД "О Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О ситуации в Сирии» // СЗ РФ. 2012. № 8. Ст. 937.
4. Указ Президента России от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 7. Ст. 724.
5. Заявление МИД России по событиям на Украине // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Официальный сайт. 24.02.2014 URL: http://www.mid.ru/brp _4.nsf/0/B395A03608020C3244257C89004F7443 (дата обращения: 28.02.14).
6. Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права. 2004. № 6. С. 3-17.
7. Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. 2008. № 1. C. 109-119; Горенштейн М. Параллельные миры / Проза.ру. 2010. URL: http://www.proza.ru/2010/07/24/ 883 (дата обращения: 02.02.13).
8. Мусин М. Враг желает самоуничтожения Руси / Ведич. 05.06.2013 URL: http://www.vzv-ural.ru/?rub=20&new=2373 (дата обращения: 19.09.13).
9. Тарасевич И.А. Религиозная безопасность Российской Федерации. Тюмень, 2013. 288 с.
10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций (отрывки из новой книги) // Pro et Contra. № 2. Т. 2. М., 2005. С. 147152.
11. Тарасевич И.А. Проблемы законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях // Бизнес в законе. - 2013. - №2.
12. Тарасевич И.А., Кириллов Д.А. Проблемы совершенствования уголовно-правовых и организационных средств религиозной безопасности в сфере противодействия религиозным объединениям деструктивной направленности // Бизнес в законе. - 2013. - №6.
13. Тарасевич И.А. Обеспечение религиозной безопасности в России и за рубежом: сравнительный конституционно-правовой анализ // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №3.
14. Тарасевич И.А. Классификация угроз религиозной безопасности России: конституционно-правовой анализ// Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №6.
15. Тарасевич И.А., Кириллов Д.А. Уголовно-правовые средства обеспечения религиозной безопасности Российской Федерации: об изменениях, внесённых в 2012-2013 годах в статьи 148, 239 Уголовного кодекса РФ// Черные дыры в Российском законодательстве. - 2013. - №5.
Рецензия
на научную статью кандидата юридических наук, доцента кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета И.А. Тарасевича «Религиозная безопасность Российской Федерации как объект конституционно-правового исследования»
В предлагаемой статье И.А. Тарасевич затрагивает чрезвычайно актуальную тему религиозной безопасности России.
Автор в своей работе исследует проблемы религиозной безопасности Российской Федерации. В частности, рассматриваются угрозы конституционному строю Российской Федерации, исходящие со стороны религиозных объединений деструктивной направленности. В результате автор приходит к выводу, что на сегодняшний день в религиозной сфере существуют условия и факторы, угрожающие наиболее важным общественным отношениям, которые образуют предмет конституционного права России.
Несомненной новизной исследования является обоснование автором необходимости исследования конституционно-правовых основ религиозной безопасности России.
Статья И.А. Тарасевича рекомендуется к публикации в журнале, входящем в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Доктор исторических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права О.Н. Науменко
25