1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ УГРОЗ РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Тарасевич И.А., к.ю.н., доцент. Должность: доцент кафедры конституционного и муниципального права. Место работы: Институт государства и права Тюменского государственного университета. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье выдвигается идея о том, что на современном этапе развития общества религиозная безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности любого государства, в частности, России. В тоже время сегодня тема религиозной безопасности общества остается одной из наименее изученных. В данной статье сформулированы определения: «угрозы религиозной безопасности общества», «религиозная сфера». Кроме того, статья содержит авторскую классификацию угроз религиозной безопасности России.
Ключевые слова: конституционно-правовой, религиозный экстремизм, религиозная безопасность, религиозная сфера, религиозные преступления, национальная безопасность.
CLASSIFICATION OF THREATS TO THE RELIGIOUS RUSSIAN SECURITY: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ANALYSIS
Tarasevich Ivan A., PhD at Law. Associate Professor. Position: associate professor at Constitutional and Municipal Law chair. Place of employment: Institute of State and Law of Tyumen State University. E-mail: [email protected]
Annotation: The article presents the idea that religious security in today's society is a major component of the national security of any state, particularly Russia. At the same time, today the theme of religious security and threats to the religious security remains one of the least studied. The article gives the definition to the following notions: "threats to the religious Russian security", "religious sphere". Besides the article contains the author's classification of threats existing in the religious sphere of Russian society.
Keywords: constitutional, religious extremism, religious security, religious sphere, religious crimes, national security.
При исследовании проблем национальной безопасности как основополагающая встает проблема определения угроз безопасности. Анализ нормативно-правовых актов, посвященных безопасности, показывает, что «угроза» является отправной точкой всех рассуждений и определений.
Зачастую, неудачи в обеспечении безопасности того или иного государства во многом связаны с некорректной оценкой угроз. Если ответственные за выработку политического курса институты не располагают необходимой информацией о формирующихся или уже сложившихся угрозах интересам государства, то национальная безопасность такого государства является ~ i
уязвимой .
На этом основании мы считаем, что необходимо особое внимание уделять изучению угроз в одной из
1 Кобринская И. Общая безопасность и безопасные сообщества // Вестник Евразии. 1998. № 1. С. 4 - 5.
важнейших сфер жизни современного общества, которой является религиозная сфера. При этом, по нашему мнению, религиозная безопасность России является составной частью ее национальной безопасности.
Сам термин «религиозная безопасность» еще прочно не вошел в юридический оборот. Определение религиозной безопасности России является темой отдельного исследования, но в целях данной статьи отметим, что под религиозной безопасностью Российской Федерации мы понимаем состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, рождающихся в религиозной сфере, необходимое для укрепления основ конституционного строя Российской Федерации2.
Определение угрозы национальной безопасности мы находим в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»3, в которой отмечено, что «угроза национальной безопасности» -это прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
Под возможностью понимается объективная тенденция развития предмета4. Возможность складывается под воздействием определенных условий и факторов. Мы считаем, что, применительно к угрозе национальной безопасности России, в данную совокупность условий и факторов входят и религиозные.
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» говориться о возможности нанесения ущерба конституционным правам, достойному качеству и уровню жизни граждан. Но достойное качество и уровень жизни согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)5 является частью конституционных прав граждан. Соответственно, для формулировки объема объекта защиты достаточно указать на конституционные права граждан.
Хотелось бы отметить, что национальная безопасность России напрямую зависит от уровня соблюдения прав соотечественников, проживающих за пределами РФ. Защита прав соотечественников в соответствии с Федеральным законом «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013)6 является одним из приоритетов внешней политики России. В соответствии с ч. 4 ст. 5 данного Закона Россия оказывает соотечественникам содействие в реализации и обеспечении прав человека и гражданина, в том числе в создании религиозных организаций.
Данный приоритет внешней политики России неоднократно отмечал и Президент РФ В.В. Путин. Так, в своем видеообращении к участникам четвертого Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, который проходил в октябре 2012 года в г.
2 См.: Тарасевич И.А. Религиозная безопасность Российской Федерации. Тюмень, 2013. С. 31.
3 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
4 Возможность и действительность // Советский Энциклопедический Словарь. М., 1989. С. 1201.
5 СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
6 СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670.
Санкт-Петербург, В.В. Путин подчеркнул, что поддержка соотечественников за рубежом является одним из важнейших направлений государственной политики7.
Продолжая данную линию рассуждений, необходимо отметить, что нормы Конституции РФ гарантируют защиту не только граждан и соотечественников, но и личности как таковой. Любой человек может рассчитывать на защиту своих прав со стороны России, а не только ее гражданин.
Таким образом, исходя из вышесказанного, угрозы религиозной безопасности России можно определить как условия и факторы, рождающиеся в религиозной сфере и создающие прямую или косвенную возможность нанесения ущерба личности и государству.
Это целый комплекс угроз нарушения конституционных прав человека и гражданина, суверенитета и территориальной целостности России, ее способности к устойчивому развитию, а, в конечном счете, основ конституционного строя Российской Федерации. Все, без исключения, составляющие конституционного строя России могут стать объектом угроз, рождающихся в религиозной сфере жизни общества. Например, конституционный принцип разделения властей может быть поставлен под угрозу, если к власти в государстве придут ваххабитские организации, доктрина которых не предполагает независимого существования таких ветвей власти, как законодательная, исполнительная и судебная.
Под религиозной сферой мы понимаем все общественные отношения, в формировании и существовании которых присутствует религиозный фактор. Это могут быть общественные отношения, складывающиеся под воздействием каких-либо религиозных норм, отношения между религиозными и нерелигиозными субъектами, а также отношения, выдаваемые как сформировавшиеся под воздействием религиозных факторов. К последним можно отнести деятельность таких субъектов, которые подают свою деятельность как религиозную, в то время как фактически она является нерелигиозной, а например, коммерческой8.
Угрозы по смыслу «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» можно подразделить на внешние и внутренние. К внешним по отношению к личности угрозам в религиозной сфере традиционно относят нарушения свободы вероисповедания, выражающиеся в экстремистских деяниях. В частности, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в качестве основных источников угроз национальной безопасности особо выделяется религиозный экстремизм, а также рост преступных посягательств, направленных против личности. Но, по нашему мнению, угрозы в религиозной сфере отнюдь не исчерпываются экстремистскими деяниями.
В первую очередь, обратимся к понятию религиозного экстремизма, которое дает российский законодатель. Как следует из текста ст. 1 Федерального закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 02.07.2013)9, российский законодатель отказался от формулирования четкого и всеобъемлющего опреде-
7 Путин назвал поддержку соотечественников приоритетом для России / «Взгляд» — деловая газета. URL: http://vz.ru/news/ 2012/10/26/604382. html/ (дата обращения: 08.11.13).
8 Судебные постановления по делам Хаббарда и «Церкви саентологии» / theme.orthodoxy.ru URL: http://theme.orthodoxy. ru/scientology/adjudication.html (дата обращения: 09.11.13).
9 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
ления понятия "экстремистская деятельность". Вместо этого правоприменителю предложен перечень деяний, входящих в объем данного понятия. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистской деятельностью (экстремизмом) является: возбуждение религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование законной деятельности религиозных объединений, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 23.07.2013)10; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
Кроме того экстремизмом является публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей указанных выше деяний; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование описанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Важной особенностью объема понятия религиозного экстремизма, которое дается в Федеральном законе РФ «О противодействии экстремистской деятельности» является то, что в него включаются все нормы УК РФ, содержащие в качестве квалифицирующего признака совершение преступления по мотивам религиозной ненависти или вражды. Это следующие составы: п. «л», ч. 2, ст. 105 «Убийство»; п. «е», ч. 2, ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»; п. «е», ч. 2, ст. 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»; п. «б», ч. 2, ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью»; п. «б», ч. 2, ст. 116 «Побои»; п. «з», ч. 2, ст. 117 «Истязание»; ч. 2, ст. 119 «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»; п. «б», ч. 1, ст. 213 «Хулиганство»; ч. 2, ст. 214 «Вандализм»; п. «б», ч. 2, ст. 244 «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»; ст. 357 «Геноцид».
Таким образом, понятие экстремизма в российском законодательстве является очень широким, а список экстремистских деяний закрытым. Анализируя вышеприведенное определение религиозного экстремизма, мы можем заключить, что религиозный экстремизм в большей степени касается сферы нетерпимости по отношению к представителям той или иной религии, но тогда за «скобками» остается, например, деятельность многочисленных сатанистских объединений, члены которых совершают большое количество различных преступлений, в частности жертвоприношения животных и людей, которые мы считаем целесообразным именовать религиозными преступлениями. Что
10 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
касается человеческих жертвоприношений, то пострадавшие могут быть людьми абсолютно индифферентными в отношении к религии, что является несущественным для субъекта преступления.
Здесь же необходимо отметить и тот факт, что среди адептов опасных для общества религиозных объединений сатанистской и тантрической направленности активно распространяются наркотики. Для таких религиозных объединений торговля наркотиками является одним из основных источников финансирования.
По нашему мнению, к религиозному экстремизму необходимо относить прозелитизм. Данное явление получило достаточно большое распространение на территории России.
Определение прозелитизма представляется достаточно серьезной научной проблемой. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 23 ноября 1999 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления»11 отметил, что «Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п.».
Таким образом, Конституционный Суд РФ рассматривает прозелитизм как определенную проблему для общества и связывает его с недобросовестной миссионерской деятельностью. Далее в данном Постановлении Конституционный Суд РФ отмечает, что его позиция относительно потенциально опасной для общества миссионерской деятельности согласуется с Постановлением Европейского парламента от 12 февраля 1996 года "О сектах в Европе" и с рекомендацией Совета Европы № 1178 (1992) "О сектах и новых религиозных движениях", а также с Постановлениями Европейского суда по правам человека (далее ЕСПЧ) от 25 мая 1993 года (Series А no.260-A) и от 26 сентября 1996 года (Reports of Judgments and Decisions, 1996-IV), которыми были разъяснены сущность и масштаб обязательств государств, вытекающих из ст. 9 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (ред. от 13.05.2004)12. В целом, позиция ЕСПЧ заключается в том, что указанная статья Конвенции не предполагает защиту недопустимых проявлений прозелитизма -предложения материальных выгод или оказания недопустимого давления (в том числе с использованием
11 СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6363.
12 СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
служебного положения) с целью привлечения в церковь новых членов13.
Такую позицию ЕСПЧ поддерживает в деле "Кокки-накис против Греции", и определят прозелитизм, как деятельность выражающаяся в предложении материальных или социальных выгод с целью привлечения новых членов в церковь, оказании ненадлежащего давления на людей, пребывающих в страдании или нужде, или даже применении насилия или промывания
14
мозгов .
Отталкиваясь от вышеизложенного, мы считаем целесообразным определить прозелитизм как деятельность религиозных объединений и отдельных граждан, которая несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия15.
Необходимо отметить, что некоторые современные государства к проблеме прозелитизма относятся очень серьезно и иногда ограничивают его на уровне Основного закона. Например, согласно ч. 2 ст. 13 Конституции Греции от 11 июня 1975 г.16 «... Прозелитизм запрещается».
Другие государства противодействуют прозелитизму на уровне уголовного законодательства. В частности, Уголовный кодекс Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. № 2012-XII (ред. от 07.10.2013)17 содержит ст. 216-2 «Нарушение законодательства о религиозных организациях», согласно ч. 2 которой «Обраще-
13 Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации: Избранные права. М., 2002. С. 245.
14 Цит. по: Постановление ЕСПЧ от 10.06.2010 "Дело "Свидетели Иеговы" в Москве и другие (Jehovah's Witnesses of Moscow and others) против Российской Федерации" (жалоба № 302/02). По делу обжалуется нарушение права на свободу вероисповедания, выражения своего мнения и объединения. По делу нарушены требования статей 9, 11, 14, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод // "Российская хроника Европейского Суда". 2011. № 2.
15 Пример прозелитизма - деятельность ваххабитских объединений в России и бывших республиках СССР. В настоящее время, в пенитенциарной системе России и Казахстана идет формирование ваххабитской иерархии, которая успешно конкурирует с неформальной (воровской) иерархией, результатом чего стало массовое принятие заключенными ислама радикального толка. Принятие ваххабизма автоматически обеспечивает заключенному защиту и покровительство со стороны ваххабитской ячейки и значительно облегчает выживание в преступной среде. Здесь с целью привлечения новых адептов эксплуатируется человеческий страх, что, по нашему мнению, является прозелитизмом, каким его понимает Конституционный Суд России. См.: Ваххабиты вербуют сторонников в российских тюрьмах / Информационное агентство «REGNUM». 2012. URL: http://russia.ru/news/society/ 2012/12/3/5353.html (дата обращения: 9.02.13); Также к прозелитизму мы относим предложения со стороны религиозных объединений деструктивной направленности «излечения» от наркотической или алкогольной зависимости. В данном случае потенциальный адепт или его родственники идут на принятие нового религиозного мировоззрения, надеясь на излечение, т.е. эксплуатируется их бедственное положение. См.: Доброе дело с подвохом. Общество // Советская Сибирь. Новосибирская областная газета. № 166 (26789). 08.09.2012. URL: http://www.sovsibir.ru/index.php?dn=news&to=art&ye=2012&id=4682 (дата обращения: 09.02.13).
16 Конституция Греции. Вступила в силу 11 июня 1975 г. / constitutions.ru 21.12.2008. URL: http://constitutions.ru/archives/249 (дата обращения:16.02.13).
17 Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан 1995 г. № 1.
ние верующих одних конфессий в другие (прозелитизм) и другая миссионерская деятельность после применения административного взыскания за такие же действия» образует состав преступления.
Таким образом, можно сделать вывод, что целый ряд религиозных правонарушений, в частности, человеческие жертвоприношения остаются вне поля религиозного экстремизма, но, тем не менее, представляют существенную угрозу обществу и совершаются по мотивам, рождающимся в религиозной сфере.
По этому поводу, некоторые специалисты могут возразить, что УК РФ предусматривает ответственность за убийство, за распространение наркотиков и т.д. Но УК РФ не учитывает религиозные мотивы при дифференциации уголовной ответственности, что является большой ошибкой, т. к., по нашему мнению, в деятельности человека религиозная мотивация является „18
ведущей , а значит и преступления в религиозной сфере носят повышенную общественную опасность и нуждаются в специальной квалификации.
Также к религиозным правонарушениям мы относим и другие деяния, совершенные в религиозной сфере, составы которых закреплены нормами УК РФ. Подобные деяния, как уже указывалось выше, мы считаем целесообразным именовать религиозными преступлениями.
По нашему мнению, в религиозной сфере существуют и другие угрозы, которые выходят за рамки религиозного экстремизма. Угрозой религиозной безопасности России, несомненно, является деятельность религиозных объединений, в которых нарушаются такие права граждан, как право на физическое и психическое здоровье, на рождение и воспитание в семье детей, достойное образование, право на собственность. Существуют религиозные объединения, в доктрине которых заложены идеи космополитизма, последователи которых отказываются от службы в армии, что также является угрозой, рождающейся в религиозной сфере.
Кроме того, религиозные объединения часто являются удобным инструментом разведывательной деятельности иностранных спецслужб, а некоторые из них специально создавались для этого, что также является угрозой в религиозной сфере19.
Перечень противоправных деяний религиозных объединений, которые могут быть основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке закреплен нормами ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011 )20 и является открытым.
Но, на наш взгляд, законодатель некорректно воспользовался в данном случае термином «действие». Приемлемее, с точки зрения теории права, было бы использовать термин «деяние», которое подразумевает как собственно действие, так и бездействие. Так как, по нашему мнению, препятствовать получению обязательного образования возможно и бездействием.
18 В частности, М. Вебер наглядно показал, что без религиозной мотивации было бы невозможно бурное развитие западной экономики, а с ней институтов правовой государственности и гражданского общества. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.
19 Кривельская. Н. Шпионы в религиозной одежде / Обозреватель - Observer . Военно-политические проблемы . URL: http://old.nasled.ru/pressa/obozrev/N05_98/5ST20.HTM (дата обращения: 22.09.13).
20 СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
Кроме того, по нашему мнению, личности в религиозной сфере угрожают и внутренние эндогенные опасности. Например, опасность неправильного понимания законов духовной и религиозной жизни, что может вылиться в появление очередного деструктивного по своей сути религиозного объединения21.
Изучение внутренних документов различных религиозных объединений показывает, что многие из них стремятся к общемировому господству или к созданию новых теократических государств за счет территории существующих. Последователь такой религии не будет отстаивать интересы Российского государства, как, впрочем, и любого другого22.
Сегодня можно однозначно констатировать факт того, что опасности, рождающиеся в религиозной сфере, могут угрожать конституционному и государственному строю любого государства и, в частности, Российской Федерации.
Одной из угроз конституционному строю России, несомненно, является религиозный сепаратизм, который часто развивается при совпадении религиозной и этнической самоидентификации тех или иных народов. Наибольшую угрозу для безопасности России в настоящее время представляет использование сепаратистскими силами и группировками, стремящимися к расчленению страны, радикальной религиозной идеологии.
Развитию этнорелигиозных сепаратистских настроений способствует деление России на субъекты по национальному признаку. Такая модель государственного устройства опасна тем, что процессы самоидентификации тех или иных национальностей с определенной религией набирает в России обороты, тем самым многократно усиливая сепаратистские тенденции.
Этнорелигиозный сепаратизм часто является фундаментом для развития религиозного экстремизма, который используют в своих интересах деятели радикальных националистических и религиозных объеди-
нений23.
Для устранения данной угрозы религиозной безопасности России необходимо укрупнение субъектов РФ путем слияния нескольких субъектов России по территориальному признаку. При этом создаваемые по территориальному признаку субъекты России, должны поглотить субъекты, созданные по нацио-
21 Примером могут служить события осени 2007 года, связанные с «пензенскими затворниками» — группой примерно из 30 человек, ушедших в добровольный затвор в Бековском районе Пензенской области Российской Федерации в ожидании конца света, который, по их убеждениям, должен был наступить в 2012 году в результате падения на землю кометы «Армагеддон», позже дата была изменена на май 2008 года.
22 Профессор А.Л. Дворкин считает, что Международное Общество сознания Кришны - это «жесткая группа для захвата власти, построенная на строго тоталитарных принципах и мечтающая распространить их на все население земного шара, и все разговоры кришнаитов о «демократии» и «веротерпимости» - не более чем прикрытие для содержащихся в их вероучительных источниках далеко идущих человеконенавистнических и агрессивных планов». В качестве внутреннего документа, в котором не скрываются намерения руководства религиозного объединения по установлению мирового господства можно привести «Манифест Варнашрамы». См.: Манифест Варнашрамы. Практическое руководство по реорганизации общества Харикеша Свами. Екатеринбург, 1993. 148 с.
3 Забарчук Е.Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности // Журнал российского права. 2008. № 6. С. 38.
нальному признаку. Данный вопрос периодически дискутируется на различных уровнях власти24.
Возвращаясь к вопросу религиозного экстремизма, нужно особо отметить такие его проявления, которые осуществляются по инициативе и при поддержке внешних политических субъектов, стремящихся обеспечить свое доминирование в том или ином регионе мира. По мнению некоторых исследователей, на сегодняшний день деятельность экстремистских религиозных организаций активно используется международными структурами, стремящимися к мировому господству, как средство разрушения существующих государственных образований и наций25.
Такая работа проводится в рамках процессов глобализации, которая, по нашему мнению, является угрозой национальной безопасности России, а одним из основных проводников глобализации в России является религиозная сфера.
В политической сфере глобализация ведет к потере суверенитета государствами, вовлеченными в данный процесс. Оценивая процесс глобализации как отрицательный для России в целом, необходимо осознавать, что он также представляет собой опасность в религиозной сфере жизнедеятельности общества.
Глобализация - это ничто иное, как подготовка к установлению нового мирового порядка, чего невозможно добиться без унификации религии в планетарных масштабах. Такую унификацию можно рассматривать как одну из целей интеграционных процессов на глобальном уровне. На данный момент место религии в процессах глобализации остается недостаточно изученным.
Новая всепланетарная религия будет призвана вобрать в себя все другие. Но подобному процессу всегда будут противостоять представители традиционных религий, таких как православие и ислам. Отсюда однозначный вывод о том, что некоторые традиционные для России религии для идеологов глобализации являются, пожалуй, единственным препятствием на пути к мировому господству, а значит и сама Россия, в которой развиваются данные традиционные религии, в частности, православие.
Большинство исследователей феномена глобализации считают, что прежде всего - это американизация общества26. В свою очередь основатель современного сатанизма Антон Шандор Ла-Вей заявлял, что, если называть вещи своими именами, то американский образ жизни с его культом потребления в качестве центрального элемента является сатанизмом27. На основании этого можно заключить, что глобализация тождественна сатанизации общества со всеми вытекающими последствиями.
24 Некоторые республики, находящиеся в составе России и образованные по национальному признаку, выступают с инициативой о замене национальных названий республик на географические. См.: СМИ: Этнические названия республик России могут заменить географическими / Деловая газета «Взгляд». 16.11.2012. URL: http://www.vz.ru/news/2012/11/16/607441.html (дата обращения: 09.11.13).
25 Забарчук Е.Л. Указ. соч. С. 39.
26 См.: Власова О. Американская идея: от расцвета до заката // Эксперт. 2010. № 1. С. 52; Volker Berghahn. Globalization, Americanization and Europeanization (Part I) / The Globalist: The daily online magazine of the global economy, politics and culture. 13.11.2007. URL: http://www.theglobalist.com/storyid.aspx? StoryId=6558 (дата обращения: 10.02.13).
27 Антон Шандор Ла-Вей. Сатанинская библия / Polbu.ru. URL:
http://polbu.ru/laway_satanas (дата обращения: 10.02.13).
В этом смысле, можно полностью согласиться с теми авторами, которые основным объектом защиты в ходе обеспечения религиозной безопасности считают религиозную идентичность общества и понимают религиозную безопасность как комплексное многоаспектное явление, одной из составляющих которого является состояние стабильного существования, воспроизводства и самобытного развития конфессиональных традиций народа России28. Такая идентичность в условия глобализации, безусловна будет под угрозой.
Опасность утраты конфессиональных традиций России может быть вызвана как внешними по отношению к российскому обществу, так и внутренними факторами. При этом негативное воздействие на российское государство в религиозной сфере может быть двояким.
С одной стороны, это деятельность многочисленных иностранных деструктивных религиозных объединений, которая может привести к расколу общества на мелкие группы по религиозному принципу, а с другой -это деятельность светских по своей сути структур иностранных государств, которые активно способствуют процессу максимальной поляризации российского общества в религиозной сфере.
Религиозная ориентация руководства того или иного государства должна учитываться при конструировании международных отношений. В частности, одним из претендентов на должность президента США являлся Уиллард Митт Ромни (англ. Willard Mitt Romney) мормон по вероисповеданию, который, придя к власти, с очень большой вероятностью строил бы внутреннюю и внешнюю политику США, отталкиваясь и от своих религиозных убеждений, которые он использовал в качестве одного из инструментов предвыборной компа-нии29. Подобные факты необходимо брать во внимание при построении моделей отношений с зарубежными государствами. Без учета религиозных факторов российское руководство рискует принимать ошибочные решения во внешней политике, что является еще одой угрозой России рождающейся в религиозной сфере.
Подводя итог нашего исследования, можно говорить о классификации угроз религиозной безопасности рос-
28 См.: Необходимо отметить, что особую актуальность данная угроза получила в свете выступления Президента Росси на встрече с представителями Федерального Собрания РФ 17 января 2011 г. В ходе выступления Президент России особо отметил, что в процессе развития многонациональной культуры российского общества «особое внимание должно уделяться русской национальной культуре». «Это - основной костяк нашей многонациональной культуры», - пояснил Президент. «И это естественно, -продолжал он. - Русские - самый большой народ России, русский язык является государственным. Русская Православная церковь является крупнейшей конфессией нашей страны». Президент России считает, что нужно развивать лучшие черты русского характера, которые сделали нашу страну сильной, по сути создали ее - терпимость, отзывчивость, умение уживаться вместе с соседями, уверенность в себе». См.: Президент Медведев призывает уделять особое внимание русской культуре // Эхо Москвы. URL: http://www.echo.msk.ru/news/742457-echo.html/ (дата обращения: 10.02.13).
29 Предвыборный штаб Митта Ромни предупреждал американских христиан, что Барак Обама является «реальной угрозой» для свободы их вероисповедания. По сообщениеям The Huffington Post, такое заявление содержалось в рекламе республиканского кандидата в президенты. Также, его штаб заявлял, что политика демократов в сфере здравоохранения равноценна «войне против религии». См.: Штаб Ромни: Обама угроза для христиан / Irsolo - Новости. 03.11.2012. URL: http://irsolo.ru/shtab-romni-obama-ugroza-dlya-xristian/ (дата обращения: 10.02.13).
сийского общества, которую мы видим следующим образом (Приложение № 1):
религиозный экстремизм, представляющий угрозу, как отдельной личности, так и российскому государству в целом; прозелитизм как угроза личности; угроза потери религиозных традиций народа России как результат процесса глобализации, что является угрозой личности и государству; религиозные преступления;
деятельность нетрадиционных для российского общества религиозных объединений деструктивной направленности отечественного и зарубежного происхождения, являющаяся опасной как для государства в целом, так и для отдельной личности;
федеральное устройство России, основанное на делении субъектов по национальному признаку;
принятие ошибочных решений во внешней политике без учета религиозного фактора; эндогенные угрозы личности в религиозной сфере. Угрозы религиозной безопасности личности и государства требуют дальнейшего изучения и развития правовых средств их нейтрализации.
В заключение необходимо отметить, что выявлением профилактикой и устранением угроз в религиозной сфере должно заниматься государство, т.к. согласно ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»30 именно оно является основным субъектом обеспечения безопасности.
Приложение №1.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 № 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 22. Ст. 2670.
Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-Ф3 // Собрание зако-
' СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
нодательства Российской Федерации. 2011. № 1. Ст. 2.
Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.
Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.
Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.
Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления» от 23.11.1999 № 16-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 51. Ст. 6363.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (ред. от 13.05.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2. Ст. 163.
Постановление ЕСПЧ от 10.06.2010 "Дело "Свидетели Иеговы" в Москве и другие (Jehovah's Witnesses of Moscow and others) против Российской Федерации" (жалоба № 302/02). По делу обжалуется нарушение права на свободу вероисповедания, выражения своего мнения и объединения. По делу нарушены требования статей 9, 11, 14, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод // "Российская хроника Европейского Суда". 2011. № 2.
Конституция Греции. Вступила в силу 11 июня 1975 г. / constitutions.ru 21.12.2008. URL: http://constitutions. ru/archives/249 (дата обращения:16.11.13).
Уголовный кодекс Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. № 2012-XII (ред. от 07.10.2013) // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан 1995 г. № 1.
Антон Шандор Ла-Вей. Сатанинская библия / Polbu.ru. URL: http://polbu.ru/laway_satanas (дата обращения: 10.02.13).
Ваххабиты вербуют сторонников в российских тюрьмах / Информационное агентство «REGNUM». 2012. URL: http://russia.ru/news/society/2012/12/3/5353.html (дата обращения: 9.11.13).
Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 809 с.
Власова О. Американская идея: от расцвета до заката // Эксперт. 2010. № 1. С. 52.
Доброе дело с подвохом. Общество // Советская Сибирь. Новосибирская областная газета. № 166 (26789). 08.09.2012. URL: http://www.sovsibir.ru/index.php?dn= news& to=art&ye=2012&id=4682 (дата обращения: 09.11.13).
Забарчук Е.Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности // Журнал российского права. 2008. № 6. С. 38.
Кобринская И. Общая безопасность и безопасные сообщества // Вестник Евразии. 1998. № 1. С. 4 - 5.
Кривельская. Н. Шпионы в религиозной одежде / Обозреватель - Observer . Военно-политические проблемы . URL: http://old.nasled.ru/pressa/obozrev/N05_98/ 5ST20.HTM (дата обращения: 22.09.13).
Президент Медведев призывает уделять особое внимание русской культуре // Эхо Москвы. URL: http://www.echo.msk.ru/news/742457-echo.html/ (дата обращения: 10.11.13).
Путин назвал поддержку соотечественников приоритетом для России / «Взгляд» — деловая газета. URL: http://vz.ru/news/2012/10/26/604382. html/ (дата обращения: 08.11.13).
СМИ: Этнические названия республик России могут заменить географическими / Деловая газета «Взгляд». 16.11.2012. URL: http://www.vz.ru/news/2012/11/16/ 607441.html (дата обращения: 09.11.13).
Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.
Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации: Избранные права. М.: Институт права и публичной политики, 2002. 606 с.
Судебные постановления по делам Хаббарда и «Церкви саентологии» / theme.orthodoxy.ru URL: http://theme.orthodoxy.ru/scientology/adjudication.html (дата обращения: 09.11.13).
Тарасевич И.А. Религиозная безопасность Российской Федерации. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 288 с.
Харикеша Свами Вишнупад. Манифест Варнашрама: Практическое руководство реорганизации общества. Екатеринбург: Изд-во Вьяса Бук Траст, 1993. 148 с.
Штаб Ромни: Обама угроза для христиан / Irsolo -Новости. 03.11.2012. URL: http://irsolo.ru/shtab-romni-obama-ugroza-dlya-xristian/ (дата обращения: 10.11.13).
Volker Berghahn. Globalization, Americanization and Europeanization (Part I) / The Globalist: The daily online magazine of the global economy, politics and culture. 13.11.2007. URL: http://www.theglobalist.com/storyid. aspx? StoryId=6558 (дата обращения: 10.11.13).
Тарасевич И.А. К вопросу о развитии конституционно-правового статуса русской православной церкви в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве, №4, 2009 г.
Тарасевич И.А. Религиозная безопасность как ключевая сфера национальной безопасности Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве, №3, 2010 г.
Кириллов Д.А., Тарасевич И.А. Уголовно-правовые средства обеспечения религиозной безопасности Российской Федерации: об изменениях, внесённых в 20122013 годах в статьи 148, 239 уголовного кодекса РФ// Черные дыры в Российском законодательстве, №5, 2013 г.
Тарасевич И.А. Проблемы законодательства республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях // Бизнес в законе, №2, 2013 г.
Тарасевич И.А. Обеспечение религиозной безопасности в России и за рубежом: сравнительный конституционно-правовой анализ // Пробелы в российском законодательстве, №3, 2013 г.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью кандидата юридических наук, доцента кафедры конституционного и муниципального права Института права, экономики и управления Тюменского государственного университета И.А. Тарасевича «Классификация угроз религиозной безопасности России: тшепшнп'нионно-прававой анализ»
В предлагаемой статье И.А. Тарасевич затрагивает чрезвычайно актуальную тему религиозной безопасности России.
Автор в своей работе формулирует понятие угрозы религиозной безопасности России. Кроме того, статья содержит авторскую классификацию угроз в религиозной сфере жизнедеятельности российского общества.
Статья И.А. Тарасевича рекомендуется к публикации в журнале, входящем в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Президент Тюменского государственного университета Заслуженный юрист Российской Фе<)ерацни. диктор юридических наук, заведующий кафедры конституционного и муниципального права Института права, экономики и
управления " )
С. i
Г Н Чеботарев