Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ '

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концептуальное пространство / концептуальная информация / концептосфера / семантический анализ / индивидуальноавторское восприятие. / conceptual space / conceptual information / conceptosphere / semantic analysis / individual author's perception.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — В А. Григорян

В данной статье рассматривается вопрос лингвистического анализа концептуального пространства художественного текста. Введение понятия концептуальной информации позволяет лингвистам подняться выше уровня интерпретации стилистических средств и приступить к изучению индивидуально-авторского понимания текста. Обсуждаются значение концептосферы в языке и культуре, а также методы выявления и интерпретации базовых концептов в литературных произведениях. Здесь подчеркивается значимость интеграции психолингвистических подходов и статистических методов в анализе текста. Предложена методика концептуального анализа, основанная на семантическом выводе компонентов текста и анализе ключевых слов, что способствует более глубокому пониманию структурносмыслового и коммуникативного целого произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUALIZATION AND INTERPRETATION OF TEXT IN MODERN LINGUISTICS

The article addresses the issue of linguistic analysis of the conceptual space of literary texts. The introduction of the concept of conceptual information allows linguists to go beyond the interpretation of stylistic devices and begin studying the individual author's understanding of the text. The significance of the conceptosphere in language and culture is discussed, along with methods for identifying and interpreting basic concepts in literary works. The article emphasizes the importance of integrating psycholinguistic approaches and statistical methods in text analysis. A method for conceptual analysis is proposed, based on the semantic extraction of text components and the analysis of key words, contributing to a deeper understanding of the structural-semantic and communicative whole of the work.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ »

РУССКИЙ ЯЗЫК

Б01 10.24412/с1-37234-2024-1-508-515

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

В.А. Григорян

Российско-Армянский (Славянский) университет Институт филологии и межкультурной коммуникации (ИФМК) Violetta.grigoryan@rau.am

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается вопрос лингвистического анализа концептуального пространства художественного текста. Введение понятия концептуальной информации позволяет лингвистам подняться выше уровня интерпретации стилистических средств и приступить к изучению индивидуально-авторского понимания текста. Обсуждаются значение концептосферы в языке и культуре, а также методы выявления и интерпретации базовых концептов в литературных произведениях. Здесь подчеркивается значимость интеграции психолингвистических подходов и статистических методов в анализе текста. Предложена методика концептуального анализа, основанная на семантическом выводе компонентов текста и анализе ключевых слов, что способствует более глубокому пониманию структурно -смыслового и коммуникативного целого произведения. Ключевые слова: концептуальное пространство, концептуальная информация, концептосфера, семантический анализ, индивидуально-авторское восприятие.

В настоящее время языковеды все чаще обращаются к вопросам лингвистического анализа художественных произведений, несмотря на то, что индивидуально-авторская концепция литературного текста традиционно считается предметом литературоведения и эстетики. Лингвисты долгое время ограничивались лишь интерпретацией стилистического использования в тексте языковых единиц, не поднимаясь до изучения высот его концепции. Поворот современного языкознания к целостному тексту как объекту лингвистического исследования, а также рассмотрение его в теоретической среде антропологической лингвистики и когнитологии поставили ученых-языковедов перед необходимостью исследования концептуального смысла текста.

Впервые последовательно и теоретически значимо для многоаспектного

лингвистического анализа текста этот компонент его семантики серьезно рассмотрен в 1981 году в известной монографии И.Р. Гальперина «Текст как объект лингвистического исследования». Автор выделил следующие основные виды информации текста:

содержательно-фактуальную; содержательно-концептуальную; содержательно-подтекстовую (1; 28).

В целом соглашаясь с данной типологией, мы предлагаем четко разграничивать виды текстовой информации по двум параметрам: в плане содержания (характер отображаемого); в плане выражения (способы отражения).

В результате предложенного подхода виды информации будут представлять две пары оппозиций.

содержательно-фактуальная/содержательно-концептуальная информация (параметр ПС)

эксплицитно-имплицитная, то есть содержательно-подтекстовая информация (параметр ПВ).

Отметим, что и фактуальная, и концептуальная информация передаются в тексте как имплицитно, так и эксплицитно.

И.Р. Гальперин в своей работе дает достаточно подробное и развернутое определение содержательно-концептуальной информации, которая, по его мнению, «сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами содержательно-фактуальной информации, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в социальной, экономической, политической и культурной жизни народа, включая отношения между отдельными индивидуумами, их сложного психологического и эстетико-познавательного взаимодействия» (2).

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно предположить, что, представляя собой информацию эстетико-художественного характера, концептуальная информация семантически выводится из всего текста как структурно-смыслового и коммуникативного целого, поэтому нацеленный на ее выявление специализированный лингвистический анализ может быть ограничен одной частной задачей - обнаружением и интерпретацией базовых концептов (или концепта) того или иного литературного произведения.

В настоящее время концептуальный анализ художественного текста активно используется преимущественно в таких разделах языкознания, как лексика и фразеология. В области лингвистического анализа текста он находится в стадии разработки. Можно отметить, что уже есть образцы концептуального

анализа отдельных слов текста или совокупности небольших текстов (пословиц, поговорок), но пока нет еще последовательной модели концептуального анализа целого текста, хотя имеются серьезные наблюдения и убедительно доказанные теоретические положения, которые позволяют ставить проблему концептуального анализа художественного текста. К ним можно отнести следующие суждения:

1. Значимость концептуального пространства для любого развитого национального языка, роль произведений культуры, в том числе словесных произведений, в его развитии и обогащении. «Богатство языка определяется не только богатством "словарного запаса" и грамматическими возможностями, но и богатством концептуального мира, концептуальной сферы, носителем которой является язык человека и его нации» (3; 8); «Концептуальная сфера, в которой живет любой национальный язык, постоянно обогащается, если есть достойная его литература» (4; 9). В связи с этим С.Д. Лихачев особо подчеркивал исключительную роль писателей, поэтов, фольклора, религии в развитии и совершенствовании концептосферы.

2. Связь языка и культуры, включение языка в концептосферу культуры. Этот аспект взаимодействия глубоко разработан в трудах А. Вежбицкой, Ю.С. Степанова и С.Д. Лихачева. Так, в следующем утверждении С.Д. Лихачева можно усмотреть отождествление концептосфер языка и культуры. «Концеп-тосфера языка - это в сущности концептосфера русской культуры. Национальный язык - это не только средство общения, знаковая система для передачи сообщений. Национальный язык в потенции - как бы "заместитель" русской культуры» (5; 6). Именно это взаимодействие концептосфер языка и культуры, их отождествление обуславливает определение концепта, предложенное Ю.С. Степановым: «Не следует воображать себе культуру в виде воздуха, который пронизывает все поры нашего тела, - нет, это "пронизывание более определенное и структурированное: оно осуществляется в виде ментальных образований - концептов. Концепты - как бы сгустки культурной среды в сознании человека» (6; 40). И чуть позже Ю.С. Степанов еще раз повторяет эту формулировку, лишь незначительно видоизменяя: «Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» (7; 40). Ментальная природа концепта подчеркивается всеми, кто обращается к его изучению. Одной из первых обратила внимание на это главнейшее свойство концепта австралийская исследовательница А. Вежбицкая, которая определяет концепт как объект из мира «Идеальное», имеющий имя и отражающий определенные культурно обусловленные представления человека о мире <«Действительность».

3. Константность концептов в культуре, которая понимается как их постоянное присутствие в культурном сознании, что особенно подчеркивает и глубоко исследует Ю.С. Степанов. Фактически, он предельно сближает понятие константы и концепта: «Константа в культуре - это концепт, существующий постоянно, или, по крайней мере, очень долго» (8; 76). Этот аспект концепта обусловил интерес исследователей конца XX в. к освоению парадигмы таких культурных концептов на уровне обыденного, научного и культурного сознания, как «воля», «свобода», «победа», «справедливость», «равенство», «честь», «порядочность», «долг», «вера», «любовь», «знание», «слово» и многое другое.

4. Универсальность концептов, которая рассматривается как нечто общечеловеческое, панхроническое, всеобщее: «Концепт - универсалия человеческого сознания ... Многократное обращение к нему способствует формированию ассоциативного поля, границы которого в сознании субъекта определяются "культурной памятью'", причастностью к духовной традиции» (9; 10). В ментальном пространстве концепта, по нашим наблюдениям, универсальные знания, как правило, занимают его ядерную зону.

5. Способность концепта к развитию, его динамическая природа. Ю.С. Степанов замечает, что «концепт имеет "слоистое" строение и разные слои являются результатом, "осадком" культурной жизни разных эпох» (10; 46). Как видим, подверждая многослойность, многоаспектность концепта, Ю.С. Степанов объясняет это историческим существованием. Развивая эту мысль, можно отметить двойственную природу многокомпетентности концепта:

• во-первых, она обусловлена исторически, диахронно и представляет собой «вертикаль смысла» ;

• во-вторых, она обусловлена синхронно - множеством одновременных репрезентаций в разных синтагматических контекстах («горизонталь смысла»).

6. Цель концептуального анализа, явление парадигмы культурно значимых концептов и описание их концептосферы, то есть тех компонентов, которые составляют ментальное поле концепта.

Способы обнаружения концептов и репрезентации их основного содержания составляют концептуальный анализ, хотя в современной лингвистике пока нет однозначного его понимания.

Несмотря на определенную дискуссионность целого ряда теоретических и практических вопросов и проблем когнитологии, лингвисты достигли определенных серьезных результатов в практике концептуального анализа.

В настоящее время одно из перспективных направлений концептуального анализа - использование его в изучении семантической организации художественного текста. При этом важно и нужно учитывать то, что концепты многокомпонентны и представляют собой поле знаний, представлений, понятий, ассоциаций, имеющих свое ядро и периферию.

Если описание концепта в словаре, в словарном составе национального языка в первую очередь основано на изучении парадигматических связей слов и соответственно на парадигматическом анализе, то исследование концепта в тексте предполагает учитывать, наряду с парадигматическими, преимущественно синтагматические связи слов.

Концепт художественного текста формируется на синтагматической основе, имеет внутритекстовую синтагматическую природу. Вследствие этого сам процесс концептуализации, осуществляемый на материале художественного текста, обладает спецификой.

Концептуализация, или методика экспликации концептуализированной области художественного текста, основана на семантическом выводе ее компонентов из совокупности языковых единиц, раскрывающих одну тему, микротему. По этой причине концептуальное пространство текста формируется на более высоком уровне абстракции - на основе слияния, сближения, стяжения общих признаков концептов, репрезентируемых на поверхностном уровне текста словами и предложениями одной семантической области, что обусловливает и определенную цельность концептосферы текста, а ключевой концепт представляет собой ядро индивидуально-авторской художественной картины мира, воплощенной в отдельном тексте или в совокупности текстов одного автора.

Каждое литературное произведение воплощает индивидуально-авторский способ восприятия и организации мира, то есть частный вариант концептуализации мира. Выражаемые в литературно-художественной форме знания автора о мире являются системой представлений, направленных адресату. В этой системе, наряду с универсальными общечеловеческими знаниями, существуют уникальные, самобытные, порой парадоксальные представления автора.

Таким образом, концептуализация мира в художественном тексте, с одной стороны, отражает универсальные законы микроустройства, а с другой - индивидуальные, даже уникальные соображения, идеи, мысли. Степень соответствия универсальных и индивидуально-авторских знаний в художественной картине мира текста может быть различна: от полного совпадения, тождества - до разительного несовпадения, полного расхождения. Вследствие этого слова-кон-

цепты художественного мира вряд ли могут быть четко и безоговорочно определены и описаны, в их концептосфере, согласно законам порождения и восприятия текста, может быть множество личностных смыслов.

Итак, концептуальный анализ художественного текста предполагает:

• во-первых, выявление набора ключевых слов текста;

• во-вторых, определение базового концепта (концептов) этого пространства;

• в-третьих, описание обозначаемого ими концептуального пространства.

Предпосылками анализа концептуального пространства текста можно считать достижения психолингвистики и традиционной статистики. Психолингвистические эксперименты, направленные на исследование смыслового восприятия речевого сообщения и текста, подтверждают, что читатель воспринимает текст концептуально - в его смысловой целостности. При этом в процессе понимания текста осуществляется компрессия его содержания, ведущая к укрупнению, объединению текстовых фрагментов в смысловые блоки на основе общих семантических доминант, которые затем (при восприятии) представляют в наборе ключевых слов.

В формировании концептуального пространства текста участвуют и пред-текстовые пресуппозици, которые представляют собой «как бы предзнание определенного текста, составляют часть наших знаний о мире» (11; 288). К подобным пресуппозициям можно отнести имя автора, жанр произведения, время его создания и т.д.

Большое значение для формирования концептов имеют повторяющиеся в тексте слова, называемые по-разному:

• слова-лейтмотивы;

• лексические доминанты;

• ключевые слова.

Одна из труднейших задач лингвистики текста - выделение подобных ключевых элементов текста, ибо последовательной методики их обнаружения и анализа пока нет (12; 147). По общепринятому мнению, которое отражено в высказывании И.В. Арнольд, «семантически, тематически и стилистически наиболее существенными являются повторяющиеся в данном тексте значения, выступающие в необычных сочетаниях» (13; 130).

Важно появление ключевых доминантных слов, обнаруживающее в тексте разнообразие и богатство лексических связей, предполагающих «отношения синонимии, антонимии, морфологической производности (однокорневые слова), семантической непроизводности (возможные образные употребления

данного слова) и вообще любые отношения, при которых сопоставляемые слова обладают каким-нибудь видом семантической общности» (14; 131).

Еще одно понятие, важное для концептуального анализа - это понятие композиционно-пропозициональной структуры. Оно введено в научный оборот в связи с необходимостью моделирования концепта, осуществляемого с целью зрительного, наглядного представления его ментальной структуры. Подобное моделирование становится возможным в результате обобщения регулярно повторяющихся в лексических, фразеологических и текстовых репрезентациях концепта его существенных свойств, обнаруживающих знания о мире.

Коммуникативно-пропозициональная структура формируется на основе совокупности однородных элементов, имеющих общие интегрированные и существенные дифференциальные признаки. Истолкование концептов и кон-цептосферы кроется в семантическом пространстве близких по смыслу групп слов - тематических, семантических, - в типовом наборе существенных семантических признаков.

Мы предлагаем следующий алгоритм концептуального анализа художественного текста:

1. Выделение предтекстовых пресуппозиций, важных для формирования концептуального пространства текста:

а) время его создания;

б) имя автора, несущее определенную информацию о нем;

в) роль эпиграфа (если имеется) и пр.

2. Анализ семантики заглавия и его семантического радиуса в тексте.

3. Проведение психолингвистического эксперимента с целью выявления набора ключевых слов текста.

4. Выявление повторяющихся слов, сопряженных парадигматически и синтагматически с ключевыми словами. Определение ключевого слова текста - лексического репрезентата текстового концепта.

5. Анализ лексического состава текста с целью выявления слов одной тематической области с разной степенью экспрессивности.

6. Описание концептосферы текста (или совокупности текстов одного автора), предусматривающие обобщение всех контекстов, в которых употребляются ключевые слова - носителя концептуального смысла, с целью выявления характерных свойств концепта:

• его атрибутов;

• предикатов;

• ассоциаций, в том числе и образных.

7. Моделирование структуры концептосферы, то есть выделение в ней

ядра (базовой когнитивно-препозициональной структуры), приядерной зоны (основных лексических репрезентаций), ближайшей периферии (образных ассоциаций) и дальнейшей периферии (субъектно-модальных смыслов).

Концептуальный анализ может быть выполнен как на материале одного литературно-художественного произведения, так и на материале множества произведений одного автора, множества произведений разных авторов, принадлежащих одному литературно-художественному направлению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: «Наука». 1981.

2. Там же.

3. Лихачев С.Д. Концептосфера русского языка // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., т. 52, № 1. 1993.

4. Там же.

5. Там же.

6. СтепановЮ.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования. М., 1997.

7. Там же.

8. Там же.

9. Лихачев С.Д. Концептосфера русского языка // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., т. 52, № 1. 1993.

10. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования. М., 1997.

11. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. М., 1981.

12. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М., 1983.

13. Арнольд И.В. Стилистика декодирования. Курс лекций. М., 1981.

14. Там же.

CONCEPTUALIZATION AND INTERPRETATION OF TEXT IN MODERN LINGUISTICS

V. Grigoryan

Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of Philology and Intercultural Communication (IPhIC)

ABSTRACT

The article addresses the issue of linguistic analysis of the conceptual space of literary texts. The introduction of the concept of conceptual information allows linguists to go beyond the interpretation of stylistic devices and begin studying the individual author's understanding of the text. The significance of the conceptosphere in language and culture is discussed, along with methods for identifying and interpreting basic concepts in literary works. The article emphasizes the importance of integrating psycho-linguistic approaches and statistical methods in text analysis. A method for conceptual analysis is proposed, based on the semantic extraction of text components and the analysis of key words, contributing to a deeper understanding of the structural-semantic and communicative whole of the work. Keywords: conceptual space, conceptual information, conceptosphere, semantic analysis, individual author's perception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.