Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (24). 2015.
61
Логинова Н.А., Никитина И.А.
КОНЦЕПЦИЯ «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО РЫНКА
Аннотация. В статье сформулированы методологические обобщения, важные для теории развития транспортного рынка: пропорция «золотое сечение» - это универсальная мера гармоничного функционирования рынка транспортных услуг; пропорция «золотое сечение» служит эталоном всех процессов, протекающих на рынке транспортных услуг.
Ключевые слова. Рынок, транспорт, услуги, резонанс, управление, регулятор.
Loginova N.A., Nikitina I.A.
THE CONCEPT OF "GOLDEN SECTION" AS A BASIS OF THE ECONOMIC SECURITY OF TRANSPORT MARKET
Abstract. In the article the methodological generalizations are important for the development of the theory of transport market: the proportion of "golden section” - a universal measure of the harmonious functioning of the transport services market; the proportion of "golden section" is a reference of all the processes taking place in the transport market.
Keywords. Trade, transport, services, response, control, regulator.
Рынок транспортных услуг (РТУ) имеет ряд особенностей развития, поскольку он, функционируя как открытая нелинейная система, ускоряет собственное развитие, «открываясь миру», интенсифицируя свои контакты с другими системами (социальными, политическими, природными и др.). По законам самоорганизации, увеличение и усиление таких контактов создает потенциал неравновесности, необходимый для рождения новых структур, а экзогенные факторы при определенных условиях включают в себя, стимулируют эндогенные факторы экономического динамизма.
Анализ представленных в литературе определений позволил заключить, что одна группа авторов склонна представлять РТУ как организационный экономический механизм, а другая рассматривает его как социально-экономическую систему (СЭС). Однако, на наш взгляд, РТУ, рассматриваемый как механизм, концентрируется только на возможностях организации управления, в то время как рынок транспортных услуг, представляемый как система является подобием живого организма, где существует постоянно регулируемый самой системой баланс организации (порядка) и самоорганизации (хаоса).
Именно РТУ, как инструмент распределения, самостоятельно определяет развитие своей костной и живой материи, а также обеспечивает формирование структуры порожденных им подсистем. Отсюда следует, что РТУ отражает общие принципы самоорганизации природы общества, в развитии которого он играет определяющую роль. Как макроэкономическая система РТУ поддерживает равновесие за счет конкуренции ее элементов (подсистем) в процессе борьбы за ресурсы. При этом часть элементов погибает и замещается новыми, лучше адаптированными к новым условиям существования системы.
ГРНТИ 06.56.21
© Логинова Н.А., Никитина И.А., 2015
Наталья Анатольевна Логинова - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой мировой экономики и менеджмента Международного банковского института (г. Санкт-Петербург).
Ирина Александровна Никитина - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента Международного банковского института (г. Санкт-Петербург).
Контактные данные для связи с авторами (Никитина И.А.): 191023, Санкт-Петербург, Невский пр. д. 60, (Russia, St. Petersburg, Nevsky av., 60). Тел.: +7 921 956-14-92. Е-mail: sizn@mail.ru.
62
Теория и технологии сферы услуг
Анализ ряда источников [1, 2, 3, 4 и др.] позволил выявить, что сущность понятия «рынок транспортных услуг» трактуют самым разным образом (см. табл.). Под РТУ мы понимаем иерархически организованную динамическую СЭС замены старых и формирования новых ее структурных элементов. А потому попытка замены действующих на рынке процессов самоорганизации той или иной схемой предпочтений, навязываемых извне, заведомо обречена на провал и не имеет перспектив для развития.
Таблица
Группировка определений понятия «рынок транспортных услуг»_____________
Группа Определение
Первая группа авторов Рынок транспортных услуг - это механизм, координирующий развитие экономики (О.В. Гончарук). Рынок транспортных услуг - механизм, координирующий деятельность реальных и потенциальных покупателей и продавцов, форму контактов между ними по поводу обмена специфическим продуктом - услугами (Н.М. Даутов).
Вторая группа авторов Рынок транспортных услуг - это сложная многофакторная динамическая система особых экономических отношений обмена (О.Н. Дунаев). Рынок транспортных услуг - сектор хозяйства, в котором предприятия и предприниматели, работающие в транспортной отрасли, продают свои услуги потребителям (Л.Б. Миротин, А.В. Колик, А.Г. Гольдин, Ы.Э. Ташбаев). Рынок транспортных услуг - система со встроенным организационным механизмом управления транспортной отраслью, посредством которого формируются отношения обмена между покупателями (клиентами) и продавцами (производителями и посредниками в продаже) транспортных услуг, регулируются потребности государства и общества в этих услугах с помощью экономических инструментов, выделяется сфера рыночного и географического пространства продаж транспортных услуг, экономика государства работает с заданной эффективностью (Е.В. Будрина).
Очевидно, что базой алгоритмов развития адаптивной системы должен являться некоторый принцип гармонии, позволяющий согласовывать все альтернативные тенденции системного развития. Логика и количественная мера реализации такого принципа гармонии проявляются в модели «золотое сечение» (section aurea). Сегодня композиция «золотого сечения» может быть представлена следующим образом:
Целое (100%) = Часть 1 (62%) + Часть 2 (38%).
В одной из своих работ А. Эйнштейн (1879-1955 гг.) отметил, что пропорция «золотое сечение» - это «гамма пропорций, мешающая делать плохо и помогающая делать хорошо» [7]. Каким же образом может быть использована модель «золотого сечения» при развитии теории рынка в приложении к транспорту? Проф. Э.М. Сороко (1940) в своей работе «Золотые сечения, процессы самоорганизации и эволюции систем. Введение в общую теорию гармонии систем» отвечает на этот вопрос так: «Модель пропорции «золотое сечение» позволяет определить соотношение в составе целого некоторых двух частей, так, чтобы они соответствовали условиям структурной и функциональной целостности и устойчивого единства с внешней средой» [8]. Это заключение позволяет констатировать, что пропорция «золотое сечение» обладает уникальными системообразующими свойствами, которые могут быть использованы в качестве инструментария для формирования, функционирования и развития РТУ.
Первое, и важнейшее из таких свойств - эмерджентность, т.е. несводимость свойств целого к сумме свойств его частей, которое проявляется следующим образом: в бифуркации (критической зоне будущего развития) какого-либо сегмента РТУ; во флуктуации (колебании траектории развития), приводящей к резкому усилению по нелинейному закону ранее малозначимых свойств РТУ. При этом возможны два варианта: у РТУ, как целого, свойств больше, чем у его сегментов или наоборот. Безусловно, второй вариант ведет к фактическому разрушению РТУ, поэтому для дальнейшего нашего исследования мы выбираем первый вариант: РТУ как целое по совокупности своих свойств всегда значительно больше, чем простая сумма свойств входящих в него сегментов.
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (24). 2015.
63
В результате анализа эмерджентных свойств РТУ эмпирически была установлена закономерность: чем ближе пропорции частей системы к «золотому сечению», тем больше новых совокупных свойств у целого [3]. Таким образом, рынок транспортных услуг обладает в процессе своего развития свойствами, которые не присущи ни одному из его сегментов. Это свидетельствует о том, что по мере развития РТУ будет увеличиваться связанность его сегментов. При этом на определенном этапе развития РТУ его эмерджентность достигнет такого уровня, при котором целостные свойства станет практически невозможно наблюдать не только по свойствам отдельных сегментов (в частности, на РТУ), но и будет невозможно выявить статистическим обобщением их свойства.
Другим важнейшим свойством пропорции «золотое сечение» является наличие у РТУ свойства резонансности, которое непосредственно связано с минимизацией затрат его ресурсов. При взаимодействии сегментов РТУ, имеющего структуру согласно пропорции «золотого сечения», зачастую возникают резонансные явления, которые характеризуются минимизацией затрат ресурсов, направленных на поддержание РТУ собственного устойчивого состояния. Следовательно, если на РТУ происходит отклонение от «резонансного режима», то моментально начинается разрушение его равновесия, исчезает гармония, проявляются затратные механизмы. На основании вышеизложенного мы будем называть резонансный режим режимом пропорции «золотое сечение», согласно которому сегменты РТУ функционируют в гармоничных взаимоотношениях, объединяя свои усилия в рамках единого рыночного пространства.
Но как применить пропорцию «золотое сечение» в процессе управления на РТУ? Для этого представляется целесообразным выявление совокупности желаемых целевых структур, которые позволяют сформировать механизм преодоления возникающих внутри РТУ кризисов - механизм жизнеспособности рынка. Этот механизм отражает зависимость между тремя основными переменными РТУ: трансформационный потенциал, регулятор управления, устойчивость внутренней среды РТУ (см. рис.).
Рсгулятор
управления
Рис. Механизм жизнеспособности РТУ
Трансформационный потенциал РТУ- совокупность имеющихся у рынка возможностей, скрытых во взаимодействии его элементов под влиянием внутренних и внешних возмущений. Трансформационный потенциал РТУ в значительной степени зависит от целенаправленности и взаимосогласованности взаимодействующих сегментов рынка между собой, а также от рациональности структуры самого рынка. Из этой объективной закономерности следует, что если взаимодействия рыночных сегментов (аь а2, ..., ап) РТУ целенаправленны и взаимосогласованы, то в силу проявления свойства эмерджентности потенциал (Р) РТУ многократно превышает сумму потенциалов всех его сегментов, что в формализованном виде выглядит следующим образом:
Р (РТУ) > [Р(аО + Р(а2) + ... +Р(ап)].
Устойчивость внутренней среды - это способность РТУ возвращаться в состояние равновесия после того, как он под влиянием внутренних и внешних воздействий был выведен из этого состояния. РТУ может непрерывно изменяться, но при этом некоторые индикаторы рынка мо-
64
Теория и технологии сферы услуг
гут сохранять постоянные значения. Состояние устойчивости РТУ характеризуется всеобщим свойством систем сохранять наиболее устойчивые рыночные индикаторы в некоторых заданных пределах при взаимодействии с внешней средой, которое называется гомеостаз. Кроме того, РТУ необходима комбинация отрицательной и положительной обратных связей. Так, отрицательная обратная связь позволяет вернуться к гомеостатическому состоянию, а положительная обратная связь используется для перехода к совершенно новому (и может быть менее желательному) состоянию гомеостаза - такая ситуация называется «метастабильность».
Регулятор управления - субъект управления, который следит за работой РТУ и вырабатывает для него управляющие сигналы. Регулятор следит за изменением некоторых рыночных индикаторов, которые являются его барометром (самостоятельно или посредством наблюдателя) и реагирует на их изменение с помощью определенных алгоритмов в соответствии заданным качеством управления. Регулятор управления РТУ работает на основании принципа обратной связи с целью компенсировать внешние возмущения, действующие на рынок. Особенность работы механизма жизнеспособности РТУ заключается в следующем: чем выше трансформационный потенциал РТУ, тем более совершенными должны быть регуляторы управления рынком, что необходимо для сохранения его устойчивого состояния. При этом важно, чтобы состояние РТУ было неравновесным.
Таким образом, можно сформулировать следующие методологические обобщения, важные для теории РТУ: пропорция «золотое сечение» - это универсальная мера гармонично функционирования РТУ; пропорция «золотое сечение» служит эталоном всех процессов, протекающих на РТУ, т.е. принцип гармонии играет ключевую роль при его формировании и развитии; в процессе управления РТУ необходимо формирование механизма его жизнеспособности с целью преодоления внутренних системных кризисов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Будрина Е.В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. 276 с.
2. Громов Н.Н., Персианов В.А. Управление на транспорте. М.: Транспорт, 1990. 336 с.
3. Дунаев О.Н. Транспорт региона в условиях перехода к рынку. М.: ГАУ, 1991. 291 с.
4. Кузнецова Е.Ю. Особенности управления транспортной системой. Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1999. 99 с.
5. Логинова Н.А. Классификация экономических систем в соответствии с положениями системно -синергетической концепции // Экономика и менеджмент на транспорте: сб. науч. тр. Вып. 5. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. 169 с.
6. Логинова Н.А. Трансформационный потенциал развития транспортного комплекса России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2010. № 5. С. 111-120.
7. Логинова Н.А. Результаты обобщения положений теории переходных состояний для развития методологии управления взаимодействиями на рынке транспортных услуг // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. 2011. Выпуск 2 (44).
8. Субетто А.И. «Метаклассификация» как наука о механизмах и закономерностях классифицирования (опыт обощения). Ч. 1-2. СПб.: Иссл. центр проблем качества подготовки спец., 1994. 334 с.
9. Федина Т.В. Управление транспортом России: проблемы, эволюция организационно-управленческих форм, перспективы. М.: ГАУ, 1996. 125 с.