55
/V ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ
Логинова Н.А., Сигова М.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Аннотация. В статье исследуются трансформационные процессы, которые обуславливают скачкообразные, революционные переходы в процессе развития рынка транспортных услуг, что позволило описать трансформационный потенциал рынка и выделить ряд факторов, влияющих на его формирование.
Ключевые слова. Рынок, транспорт, услуги, трансформация, процессы, потенциал.
Loginova N.A., Sigova M.V.
FORMATION TRANSFORMATIONAL POTENTIAL MARKET OF TRANSPORT SERVICES
Abstract. The article investigates the transformation processes that cause abrupt, revolutionary transitions in the development of the mouth, which allowed us to describe the transformational potential of the market and to identify a number offactors influencing its formation.
Keywords. Trade, transport, services, transformation, processes, potential.
Объективные тенденции формирования, функционирования и развития рынка транспортных услуг (РТУ) [11, 14] являются методическими предпосылками исследования трансформационных процессов, которые, взаимодействуя друг с другом, формируют трансформационный потенциал. Под трансформационными процессами на РТУ мы понимаем преобразование структуры спроса в соответствии с нуждами и потребностями клиентов, по мере формирования институциональной среды, отвечающей требованиям рыночной экономики на определенном этапе ее развития. Сущность трансформационных процессов на РТУ заключается в переходе на качественно новый уровень устойчивого экономического роста, обуславливающий развитие рынка. Как правило, протекание этих процессов исторически кратковременно, однако влияние огромно, поскольку предполагает принципиальные изменения структуры народного хозяйства, темпов развития производства, поведения хозяйствующих субъектов, взаимодействия экономических институтов.
Трансформационные процессы нельзя смешивать с реформированием [12]. Так, в ходе трансформационного процесса в соответствии с его лексикологическими корнями (лат. transformo - преобразую, где tons - пере-, formo - придаю форму) решаются задачи радикального изменения рынка транспортных услуг, а реформирование предполагает изменение, совершенствование, не ломающее существующей структуры рынка. На основании вышеизложенного, можно констатировать, что трансформационные процессы обуславливают скачкообразные, революционные переходы в процессе развития РТУ, в то время как реформирование базируется на естественно-эволюционных переходах из одного его состояния в другое. Трансформационные процессы, протекающие на РТУ, можно классифицировать по ряду признаков:
ГРНТИ 06.56.21
© Логинова Н.А., Сигова М.В., 2015
Наталья Анатольевна Логинова - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой мировой экономики и менеджмента Международного банковского института (г. Санкт-Петербург).
Мария Викторовна Сигова - доктор экономических наук, профессор, ректор Международного банковского института (г. Санкт-Петербург).
Контактные данные для связи с авторами (Логинова Н.А.): 191023, Санкт-Петербург, Невский пр., 60 (Russia, St. Petersburg, Nevsky av., 60). Тел.: +7 921 310-1-72. Е-mail: loginova.79@mail.ru.
56
Теория и технологии сферы услуг
1. По степени регулируемости: стихийные и регулируемые. В настоящее время трансформационные процессы на РТУ протекают, как правило, стихийно, что приводит к диспропорциям его развития и определяет необходимость в действенном государственном регулировании.
2. По критерию эффективности: эффективные (положительные) и неэффективные (отрицательные). В качестве критериев эффективности могут быть использованы: темпы рыночного роста (или спада), явившиеся результатом протекания трансформационных процессов; степень удовлетворения потребностей клиентов; рост (или снижение) уровня жизни участников РТУ, произошедшие в ходе протекания трансформационных процессов и др. Кроме того, трансформационные процессы могут происходить и при технологической деградации структуры РТУ, как это имело место в начале рыночных реформ - в таком случае протекают отрицательные трансформационные процессы.
3. По степени цикличности: обратимые (циклические) и необратимые (рост или спад показателей рыночной конъюнктуры). Многие экономисты [1, 3, 5, 6] считают, что трансформационные процессы носят необратимый характер. Однако, по мнению ряда ученых (Я. Тинберген, Р. Стоун, О.Ю. Красильников) часть трансформационных процессов может носить обратимый характер, поскольку являются отражением циклических колебательных процессов на рынке.
4. По пространственному критерию: мегатрансформационные процессы (уровень мирового РТУ); макротрансформационные процессы (уровень национального РТУ); мезотрансформаци-онные процессы (уровень регионального РТУ); микротрансформационные процессы (уровень участников РТУ).
5. По критерию времени: краткосрочные трансформационные процессы, протекающие до 1 года с момента возникновения; среднесрочные трансформационные процессы, протекающие в период от 1 года до 3 лет, долгосрочные трансформационные процессы, протекающие более трех лет и сопровождающиеся их затуханием и обострением.
6. По степени спецификации: субъективные и объективные трансформационные процессы, зависящие от влияния соответствующих факторов.
Разработанная нами классификация трансформационных процессов на РТУ позволяет выявить особенности их изменения и развития, а также установить их влияние на формирование трансформационного потенциала РТУ. А потому для целей нашего исследования необходимо рассмотреть соотношение между такими понятиями, как «трансформация» и «развитие». Трансформация предполагает какое-либо изменение вообще [3]. Развитие - позитивное изменение [8]. Между понятиями «трансформация» и «развитие» существует сложная связь, а именно:
1) возможно тождество трансформации и развития - трансформация определяет развитие, а развитие определяет трансформацию;
2) трансформация и развитие отделены друг от друга и тогда возможны два варианта: 1 -й вариант - трансформация без развития (на РТУ происходят изменения, но они не содержат позитивных трансформаций: роста, увеличения и т.д.); 2-й вариант - развитие без трансформации (развитие РТУ осуществляется в виде приращения рыночных индикаторов в рамках сложившейся конъюнктуры и возможно только в краткосрочном периоде).
Таким образом, можно констатировать, что трансформационные процессы - это трансформации (изменения), происходящие на РТУ, но трансформационный потенциал есть одновременное сочетание трансформации и развития. Следовательно, трансформационный потенциал является ядром трансформационных процессов, протекающих на РТУ, а потому отрыв задач трансформаций (изменений) от задач развития предопределяет разрушающую траекторию развития РТУ. Следуя логике приведенных выше рассуждений, можно дать определение понятию «трансформационный потенциал».
Под трансформационным потенциалом рынка транспортных услуг мы понимаем меру готовности его участников достигать трансформационной цели и выполнять задачи, обеспечивающие ее достижение. Трансформационная цель участников РТУ предполагает коренные структурные изменения рынка в некоторых пропорциях существующей его структуры под влиянием различных факторов. К задачам, обеспечивающим достижение трансформационной цели, мы относим: формирование этической среды, благоприятной для бизнеса; ускорение изменений в законодательстве, закрепляющих новые формы взаимодействия на РТУ; соответствие общим тенденциям
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (26). 2015.
57
регулирования в экономике страны; повышение эффективности процесса транспортного обслуживания.
Подчеркнем, что в настоящее время в научных кругах нет единого мнения относительно определения понятия «трансформационный потенциал», так Г.Б. Клейнер отмечает, что для исследователей он представляется «несколько абстрактной категорией. Его границы расплывчаты, факторы не вполне определены, влияние на текущие процессы опосредовано. Но, вместе с тем, эта же категория весьма конкретна, поскольку практически каждое решение может оказать на него (и через его посредство на всю последующую историю развития социальноэкономической системы) либо некоторое положительное, либо серьезное отрицательное влияние» [6, с. 46]. Представим структуру трансформационного потенциала РТУ с учетом развития современных теоретических знаний с целью выделить его свойства (см. рис.).
Ресурсный
потенциал
(неоклассическая теория)
Ор ганизационный потенциал
(эволюционная теория)
Интеллектуальный потенциал
институциональная теория)
Си нергетический потенциал
(системно-интеграционная теория)
Рис. Структура трансформационного потенциала РТУ
Как следует из рисунка, трансформационный потенциал РТУ содержит элементы его ресурсного, интеллектуального, синергетического потенциалов и потенциала управления. Рассмотрим их подробнее.
Ресурсный потенциал РТУ - это совокупность ресурсов (трудовых, информационных, финансовых, технических, технологических), обеспечивающих возможность получения максимального экономического эффекта в определенный момент времени. Отличительными особенностями ресурсного потенциала являются: предусматривает обязательную взаимодополняемость и взаимозаменяемость отдельных ресурсов в процессе их обращения на РТУ; определяет не только реальную, но и потенциальную возможность их использования (все виды имеющихся запасов: страховых, циклических и т.д.) на РТУ; включает не только сложившуюся систему ресурсов, но и их альтернативные источники, т.е. новые, ранее не используемые.
Интеллектуальный потенциал - это комплекс интеллектуальных способностей трудовых ресурсов (знаний, умений, информации, ценностей, навыков и др.) и возможность их раскрытия, использования, развития в процессе функционирования и развития РТУ. Интеллектуальный потенциал включает следующие субпотенциалы: инновационный - совокупность способностей трудовых ресурсов к постановке и решению принципиально новых творческих задач, созданию качественно нового, уникального продукта; профессиональный - совокупность профессиональных навыков, которые присущи трудовым ресурсам на определенном уровне развития РТУ, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и создания условий для их совершенствования.
Организационный потенциал - совокупность организационных возможностей в динамических процессах целенаправленных воздействий на внутреннюю и внешнюю среды РТУ.
Синергетический потенциал - интегрированный комплекс всех значимых возможностей обеспечивающих достижения целей развития РТУ на основе системного взаимодействия всех факторов, обуславливающих его эволюцию.
58
Теория и технологии сферы услуг
Содержание трансформационного потенциала можно представить как системное развитие РТУ посредством скачкообразных изменений имеющихся ресурсов вследствие взаимодействия всех факторов, обуславливающих протекание трансформационных процессов. Систематизация факторов, влияющих на протекающие в границах РТУ трансформационные процессы и их взаимодействие друг с другом, позволяет установить следующее: на формирование РТУ оказывают влияние факторы, отражающие качественные элементы его деятельности [13]: экономические, организационные, законодательные, технические; на функционирование РТУ оказывают влияние факторы, не поддающиеся рациональному обоснованию вследствие своей иррациональности: материальные и институциональные; на развитие РТУ оказывают влияние факторы, позволяющие рассматривать его сквозь призму саморазвития: внешние и внутренние. Для целей дальнейшего исследования рассмотрим эти факторы подробнее и выявим их связи с протекающими на РТУ трансформационными процессами и трансформационным потенциалом (см. табл.).
Таблица
Матрица связей исследуемых факторов с трансформационными процессами и потенциалом
Этапы Связь
эво- люции РТУ Факторы с трансформационными процессами с трансформационным потенциалом
Фор- миро- вание Экономические раскрывают взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, протекающих на РТУ через общие процессы в экономическом пространстве страны, региона Сильная Сильная
Организационные, с одной стороны, характеризуют упорядоченность структуры РТУ, а с другой стороны, являясь общесистемными факторами, проецируются на его каждого участника Сильная Сильная
Законодательные представляют собой совокупность правовых инструментов, регулирующих объекты и субъекты хозяйствования и собственности на РТУ Сильная Слабая
Технические факторы подразделяются на общесистемные условия, позволяющие эффективно взаимодействовать всем участникам РТУ, и на локальные факторы, являющиеся материальной основой формирования РТУ Слабая Сильная
Функ- цио- ниро- вание Материальные - совокупность технических средств, технологических процессов, накопленных массивов информации, целью функционирования которых является ускорение товародвижения, поскольку в условиях инновационной экономики быстрый моральный износ материальных факторов производства требует быстрой окупаемости инвестиций Сильная Слабая
Институциональные - эмпирический и теоретический опыт, деловые связи, роль которых растет быстрыми темпами, но, вместе с тем, их влияние становится все более субъективным, что обусловлено их интуитивным обоснованием аналитиками и исследователями Слабая Сильная
Разви- тие Внешние не подчиняются управляющим воздействиям со стороны участников РТУ, и чаще всего эти факторы необходимо принимать как данность, приспосабливая свой бизнес к диктуемым обстановкой условиям Сильная Слабая
Внутренние факторы - это те структуры, связи и функции, которые могут быть реализованы непосредственно участниками рынка транспортных услуг и контролируются ими самостоятельно Слабая Сильная
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (26). 2015.
59
Установленные в таблице связи позволяют выделить постоянные и переменные свойства трансформационного потенциала РТУ, которые проявляется в том, что трансформационный потенциал содержит в себе потенциал трансформации (изменения) и потенциал ускоренного развития РТУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М: Аргус, 1995. 103 с.
2. Белый О.В. Транспортные сети России: системный анализ, управление перспективы: Монография. СПб.: СПбГУВК, 1999. 146 с.
3. Бородулина С.А., Логинова Н.А. Синергетическая парадигма развития социально-экономических систем на транспорте // Проблеми формирования новой економики XXI столиття: материали III Мижнар. наук.-практ. конф., 23-24 груд. 2010 р. Днипропетровськ: Била К.О., 2010.
4. Бородулина С.А., Логинова Н.А. Влияние факторов внешней среды на деятельность рынка транспортных услуг в условиях глобального кризиса // Кризис экономический системы как фактор нестабильности современного общества: Материалы международной научно-практической конференции (18 декабря 2009 года), в 3-х частях, ч. 1. Саратов: ИЦ «Наука», 2009.
5. Будрина Е.В., Логинова Н.А. Трансдисциплинарность в методологии рынка транспортных услуг и особенности ее проявления // Экономика и менеджмент на транспорте: сб. науч. тр. Вып. 6. СПб.: СПбГИЭУ, 2009.
6. Клейнер Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997. 286 с.
7. Логинова Н.А. К вопросу о формировании и оценке синергетических эффектов на рынке транспортных услуг // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. 2010. № 1 (36). С. 161-165.
8. Логинова Н.А. Результаты обобщения положений теории переходных состояний для развития методологии управления взаимодействиями на рынке транспортных услуг // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. 2011. № 2 (44).
9. Поздняков А.В. Эволюционное развитие и устойчивость целостных систем // Самоорганизация геоморфосистем. Томск: ТНЦ СО РАН, 1996.
10. Рогинский Б.Я., Циганов В.В. Управление региональной транспортной системой в условиях рыночной экономики. Л.: Знание, 1991. 32 с.
11. Афанасьева В.Г. Региональная транспортно-логистическая система как объект изучения теории региональной экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 3. С. 73-76.
12. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Управление воспроизводственным процессом региона на основе гармонической пропорции // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 5. С. 89-93.
13. Петров А.Н., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Концептуализация подходов к формированию целостной теории услуг // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. № 1. С. 40-50.
14. Семин П.А. Регионализация в глобальной экономике и проблемы взаимодействия в сфере транспорта // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 1. С. 16-21.