Научная статья на тему 'Концепция земельной пенсионной реформы в России'

Концепция земельной пенсионной реформы в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / PENSION / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / PENSION REFORM / ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / MORTGAGE LENDING / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / LAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинов М.П.

Предмет. Проблема обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы остается одной из наиболее острых в России. Проводимая пенсионная реформа не основана на решении основных задач увеличении у населения личных сбережений на старость, повышении рождаемости, создании дополнительных доходов пенсионеров, обеспечении доступным жильем, как с точки зрения его приобретения, так и последующего содержания. Поэтому попытки сбалансировать бюджет пенсионной системы сводятся или к повышению тарифов страховых взносов, или к поиску нового налогового источника финансирования, или к сокращению численности пенсионеров за счет повышения возраста, увеличения требований к стажу, замораживания индексации пенсии. Цели. Разработка концептуальных основ земельной пенсионной реформы как нового элемента пенсионной системы. Методология. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы диалектики, анализа, синтеза, индукции, дедукции. Материалами исследования стали статистические данные Росстата, Банка России, статьи и монографии отечественных и зарубежных исследователей. Результаты.Решение главных проблем пенсионной системы отсутствия сбалансированности и достаточности доходов Пенсионного фонда РФ лежит в сфере решения жилищного вопроса в России. Существующая система ипотечного кредитования в России неэффективна, снижение процентных ставок по кредитам не решит жилищную проблему, так как будет способствовать только увеличению спроса и росту стоимости недвижимости. Для решения пенсионных и жилищных проблем автором предлагается провести земельную пенсионную реформу в России. Цель реформы заключается в создании системы обеспечения будущих пенсионеров земельными участками размером до 0,5 га. Выводы и значимость. Предложена концепция земельной пенсионной реформы, включающей мероприятия по совершенствованию системы обеспечения жильем населения, решению стоящих перед Россией демографических вопросов и проблем пенсионного обеспечения, повышению инвестиционной активности населения. Увеличение количества собственников в России, развитие малого и среднего бизнеса приведет к значительному росту доходов бюджетов всех уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of land pension reform in Russia

Importance This paper considers the problem of ensuring a long-term sustainability of the pension system in Russia. Objectives The aim of the study is to develop conceptual foundations of the land pension reform. Methods General scientific dialectic methods, analysis, synthesis, induction and deduction form a methodological basis of the research. Results The paper proposes a concept of land pension reform. To solve the pension and housing problems in Russia, the paper offers to carry out a land pension reform in Russia. The aim of the reform is to create a system to ensure future retirees land size up to 0.5 ha. It will increase the investment activity of the population. Conclusions and Relevance The current system of mortgage lending in Russia is not effective. Easing of interest rates on loans can not solve the housing problem. It will only contribute to increase in demand and an increase in the cost of real estate. An increase in the number of owners in Russia, development of small and medium-sized business will lead to a significant increase in revenues of budgets at all levels.

Текст научной работы на тему «Концепция земельной пенсионной реформы в России»

pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709

КОНЦЕПЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ Михаил Павлович ЛОГИНОВ

Финансовая система

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансовых рынков и банковского дела,

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация

port-all@mail.ru

orcid.org/0000-0003-0831-3004

SPIN-код: 8796-0033

История статьи:

Получена 02.11.2017 Получена в доработанном виде 16.11.2017 Одобрена 30.11.2017 Доступна онлайн 29.01.2018

УДК 332.021.8

Н55, 126, 015

Ключевые слова: пенсия, пенсионная реформа, ипотечное кредитование, земельный участок

Аннотация

Предмет. Проблема обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы остается одной из наиболее острых в России. Проводимая пенсионная реформа не основана на решении основных задач - увеличении у населения личных сбережений на старость, повышении рождаемости, создании дополнительных доходов пенсионеров, обеспечении доступным жильем, как с точки зрения его приобретения, так и последующего содержания. Поэтому попытки сбалансировать бюджет пенсионной системы сводятся или к повышению тарифов страховых взносов, или к поиску нового налогового источника финансирования, или к сокращению численности пенсионеров за счет повышения возраста, увеличения требований к стажу, замораживания индексации пенсии.

Цели. Разработка концептуальных основ земельной пенсионной реформы как нового элемента пенсионной системы.

Методология. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы диалектики, анализа, синтеза, индукции, дедукции. Материалами исследования стали статистические данные Росстата, Банка России, статьи и монографии отечественных и зарубежных исследователей.

Результаты. Решение главных проблем пенсионной системы - отсутствия сбалансированности и достаточности доходов Пенсионного фонда РФ - лежит в сфере решения жилищного вопроса в России. Существующая система ипотечного кредитования в России неэффективна, снижение процентных ставок по кредитам не решит жилищную проблему, так как будет способствовать только увеличению спроса и росту стоимости недвижимости. Для решения пенсионных и жилищных проблем автором предлагается провести земельную пенсионную реформу в России. Цель реформы заключается в создании системы обеспечения будущих пенсионеров земельными участками размером до 0,5 га.

Выводы и значимость. Предложена концепция земельной пенсионной реформы, включающей мероприятия по совершенствованию системы обеспечения жильем населения, решению стоящих перед Россией демографических вопросов и проблем пенсионного обеспечения, повышению инвестиционной активности населения. Увеличение количества собственников в России, развитие малого и среднего бизнеса приведет к значительному росту доходов бюджетов всех уровней.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Логинов М.П. Концепция земельной пенсионной реформы в России // Финансы и кредит. -2018. - Т. 24, № 2. - С. 67 - 78. https://doi.org/10.24891/fc. 24. 1.67

Введение

В отечественной научной литературе отмечается, что несмотря на различные принимаемые правительством меры, проблема обеспечения долгосрочной устойчивости

пенсионной системы остается одной из наиболее острых в России [1].

Чтобы обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы и предупредить негативные демографические

последствия, экспертное сообщество рекомендует отказаться от базового принципа -солидарности поколений в пользу индивидуально-накопительных способов пенсионного страхования.

Уже неоднократно менялась формула расчета пенсий, перебирались модели государственного пенсионного обеспечения от бюджетной и солидарно-страховой до накопительной, однако эти колебания привели лишь к сомнениям населения в возможности исполнения пенсионных обязательств государства в будущем и снижению стимулов уплаты взносов в пенсионную систему [2].

Не устранена главная проблема пенсионной системы: отсутствует устойчивый экономический механизм обеспечения всех видов трудовых пенсионеров, включающий решение двух главных задач: ликвидацию бедности и нищеты пенсионеров и стимулирование работающего населения к активному формированию собственных пенсионных прав [3].

Сейчас только около половины пенсионных выплат финансируется за счет пенсионных взносов, остальное - из федерального бюджета. Соотношение пенсионеров и населения в трудоспособном возрасте начинает становиться критичным, так, каждый шестой субъект РФ имеет соотношение работающих и пенсионеров не более 1 к 1. При такой ситуации тариф страховых взносов должен составлять не менее 34% от заработной платы для поддержания трудовых пенсий на уровне 40% текущей средней номинальной зарплаты в экономике [3].

Для обеспечения финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда РФ необходимо п ри ня ть мер ы п о и зме нени ю демографическ их, экономических и социально-трудовых факторов, направленных как на увеличение численности населения, способного к трудовой деятельности, так и на активное вовлечение всех секторов рынка труда в активное формирование собственных пенсионных прав [3].

Целью проводимого исследования является разработка концептуальных основ земельной

пенсионной реформы как нового элемента пенсионной системы.

Автором предложена концепция земельной пенсионной реформы, включающая мероприятия по совершенствованию системы обеспечения жильем населения, решению стоящих перед Россией демографических вопросов и проблем пенсионного обеспечения, повышению инвестиционной активности населения и развитию малого бизнеса.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы диалектики, анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии. Материалами исследования стали статистические данные Росстата, Банка России, статьи и монографии отечественных и зарубежных исследователей.

Зарубежные пенсионные системы

За рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты - государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и др. Как правило, построенные по накопительной или распределительной схеме модели в чистом виде встречаются редко. В основном используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов1.

В Великобритании пенсионеры могут получать как базовую пенсию от государства, так и трудовую пенсию из национальной страховой системы, зависящую от заработка и стажа. Также существует множество способов накопления частных пенсий - от корпоративных программ на предприятиях до развитой системы добровольных пенсионных накоплений в НПФ. Пенсионная система Германии основана на принципе солидарности поколений - работающие оплачивают содержание нынешних пенсионеров в госфонд, потом из него же получают свою

1 Пенсионные системы в разных странах.

URL: https://ria.ru/spravka/20131106/975084128.html

пенсию. Пенсионная формула рассчитывается с учетом индивидуальных коэффициентов, накопленных за всю трудовую жизнь, зависящих от возраста выхода на пенсию, стажа, размера зарплаты и вида самой пенсии. В дополнение к государственной существует производственная пенсия от предприятий, многие работающие участвуют в негосударственных пенсионных фондах и имеют личный пенсионный план. Пенсионная система Франции является распределительной -выплаты пенсионерам производятся из доходов, формируемых за счет взносов активного населения. Участие в базовом и дополнительном страховании является обязательным, пенсионные взносы распределены между наемным работником и работодателем. Размер пенсии составляет 50% от средней зарплаты, рассчитываемой за последние 11 трудовых лет, но государством устанавливаются минимальная и максимальная государственные пенсии. Пенсия в Швеции состоит из трех частей - условно-накопительной, накопительной и

гарантированной (обязательный минимум). Первая и вторая формируются из взносов работников. В Норвегии пенсия состоит из минимума, который государство платит каждому гражданину, и прибавок в зависимости от стажа и зарплаты. В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы по месту работы и индивидуальные через открытие личного пенсионного счета. В модели пенсионного обеспечения Японии доминирует

финансируемое из бюджета государственное социальное обеспечение. В Китае начисление пенсий обусловливается местом проживания (город или сельская местность), местом работы (государственный или частный сектор) и т.д.2.

В мире нет аналога российской практике накопительной пенсии. Нигде государственные пенсионные средства не передаются частным пенсионным фондам и компаниям, нигде не смешивается государственное пенсионное страхование и частное, добровольное, негосударственное пенсионное страхование.

2 Пенсионные системы в разных странах. URL: https://ria.ru/spravka/20131106/975084128.html

В большинстве стран успешно действует система накопительного пенсионного страхования, где граждане добровольно направляют свои сбережения в негосударственные пенсионные фонды [4].

Современная пенсионная реформа

В России проводится очередная пенсионная реформа, в рамках которой должна быть осуществлена модернизация основных институтов пенсионной системы, и создана новая трехуровневая модель пенсионной системы3:

1) первый уровень - трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

2) второй уровень - корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника;

3) третий уровень - частная пенсия, формируемая самостоятельно физическим лицом.

Новинкой проводимой пенсионной реформы является первоочередное развитие

накопительной составляющей, чему мешают следующие основные проблемы:

- усиление в пенсионной системе несбалансированности распределительной составляющей;

- недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объемов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат;

- отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений;

- издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной системы, уменьшающие доходность по результатам ее инвестирования.

3 Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ».

Следует отметить, что проводимая пенсионная реформа не основана на решении главных задач - увеличении у населения личных сбережений на старость, повышении рождаемости, создании дополнительных доходов пенсионеров, обеспечении доступным жильем, как с точки зрения его приобретения, так и последующего содержания.

Принимаемые решения не базируются на изменении демографических и макроэкономических факторов, поэтому попытки сбалансировать бюджет пенсионной системы сводятся или к повышению тарифов страховых взносов, или к поиску нового налогового источника финансирования, или к сокращению численности пенсионеров за счет повышения возраста, увеличения требований к стажу, замораживания индексации пенсии и т.д.

Существующие решения направлены только на «ремонт» сложившейся системы, хотя изменение исторических реалий требует пересмотра ее фундаментальных основ и философско-мировоззренческих предпосылок. Необходимы новые подходы и к целеполаганию, и к дизайну конкретных мер пенсионной реформы. [5]

Решение жилищной проблемы как базис пенсионной реформы

Решение пенсионной проблемы напрямую связано с жилищной, поскольку жилье является основой жизнеобеспечения гражданина, которое может приносить ему как дополнительный доход, так и являться причиной обязательных расходов на содержание - стоимость коммунальных платежей за жилье становится соизмеримой с размером государственной пенсии.

Наличие жилья лежит в основе социальной безопасности населения, является одной из жизненно важных потребностей любого человека, а жилищный рынок выступает одним из крупнейших секторов экономики и важнейших элементов социально-экономической структуры общества [6].

Для улучшения жилищных условий населения в России действует государственная

программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Целями программы выступают: повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению и повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения. Исполнителем программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ4.

В конце 90-х годов прошлого века для решения жилищной проблемы Госстроем России при поддержке американских специалистов была внедрена двухуровневая система ипотечного жилищного кредитования, требованиям которой соответствует менее трети населения страны. Поэтому на протяжении уже 20 лет делаются попытки адаптации ипотечного кредитования для различных категорий населения в виде п ри менени я го суд арс твенного и ли муниципального субсидирования первоначального взноса или процентной ставки [7].

Среди положительных последствий внедрения системы ипотечного кредитования за 20 лет можно отметить, что улучшили жилищные условия с использованием ипотеки около 5% населения России; в семьях, взявших ипотечный кредит, во время выплаты кредита наблюдается меньшее количество разводов по сравнению с общероссийским уровнем.

Ипотечное кредитование эффективно, когда заемщиком приобретается квартира большей площади с использованием имеющихся денежных средств от продажи бывшей квартиры, а ипотечный кредит составляет не более 20-40% от стоимости приобретаемой квартиры, что в данном случае не ведет к существенному ухудшению жизненных условий заемщика.

Согласно материалам Департамента статистики Банка России в 2016 г. кредитными организациями было предоставлено 856 461

4 Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждена постановлением Правительства от 15.04.2014 № 323.

ипотечных кредитов на сумму 1 473,3 млрд руб. Их доля в объеме кредитов физическим лицам составила 20,4%, средний размер предоставленных ипотечных кредитов возрос с 1,66 до 1,72 млн руб., при этом в Москве он составил 3,73 млн руб.

Из общего объема предоставленных ипотечных кредитов 37,7% приходилось на субсидированные кредиты, выданные в рамках программы государственной поддержки жилищного (ипотечного) кредитования (303,5 тыс. кредитов на сумму 555,6 млрд руб.).

В России продолжает сохраняться высокий уровень процентных ставок по ипотечным кредитам, даже с учетом резкого снижения их в 2017 г., диапазон ипотечных процентных ставок в России составляет 7,6-16,5%, для сравнения: в США данный диапазон равен 3,25-4,9%, в Канаде - 2,44-3,5%, в Великобритании - 2,24-4,1%, в Германии -1,2-3%5.

По мнению автора, современная система ипотечного кредитования за прошедшие 20 лет привела к следующим негативным явлениям в российском обществе:

- население, приобретающее первое жилье с использованием ипотечного кредита со сроком погашения кредита более 10 лет, рассматривает ипотеку как финансовую кабалу, приводящую к значительному ухудшению жизненного уровня заемщика и его семьи, снижению рождаемости;

- ипотечное кредитование привело к ускорению урбанизации, поскольку новое жилищное строительство с ипотекой ведется, как правило, только в крупных городах, где коммерческие банки выдают ипотечные кредиты на одобренные ими строительные проекты крупных

5 Cost of Living. URL: https://www.numbeo.com/cost-of-living/; Getting a Mortgage in Germany. URL: http://www.expatica.com/de/housing/How-to-get-a-mortgage-in-Germany_740222.html; Mortgages in Canada. URL: http://www.livingin-canada.com/mortgages-in-canada.html; Mortgages in Germany. URL: http://www.howtogermany.com/pag es/mortgage.html; Top 5 countries with

the lowest mortgage rates. URL: https://tranio.com/switzerland,jap an,finland,germany,luxembourg/analytics/top_5_countries_with_t he_lowest_mortgage_rates_5108/; Types of Mortgage. URL: https ://www.equifax.co.uk/resources/articles/types_of_mortgage.html

застройщиков, кроме того, доходы сельского населения и жителей малых городов не соответствуют требованиям банков;

- снижение миграционной активности населения, в связи с неразвитым рынком арендного жилья, его высокой стоимостью, сложностью реализации квартир под залогом;

- доступная субсидированная ипотека и жилищные сертификаты временно повышают спрос и приводят к значительному удорожанию стоимости недвижимости, рынок недвижимости в России - это рынок продавца;

- вторичный рынок ипотечного кредитования не стал источником длинных финансовых ресурсов для рефинансирования коммерческих банков.

Высокая стоимость жилья, недостаток дешевого бюджетного и малогабаритного жилья, низкая конкуренция на рынке недвижимости, отсутствие зарубежных застройщиков приводят к тому, что доступная (субсидированная) ипотека, увеличивая спрос на жилье, приводит к очередному росту цен. Рост цен на жилье приводит к повышению требуемого размера ипотечного кредита и ежемесячных платежей по нему.

Согласно статистическим данным российские граждане существуют в крайне стесненных по цивилизованным меркам условиях. Так, в среднем на одного жителя Российской Федерации приходится 24 м2 общей площади. При этом в развитых странах этот показатель в два-три раза больше. Например, в Швеции на человека в среднем приходится более 45 м2, в США обеспеченность жильем в среднем составляет 70 м2 на человека, в Германии и Франции - 39 м2. Кроме того, в России 64% жилых домостроений состоят из трех и менее комнат, тогда как в Германии - только 8%, а в США только 1,5% [8].

Главными проблемами жилищного рынка, по мнению автора, являются высокая стоимость жилья и отсутствие бюджетных квартир небольшой площади с имеющейся рядом социальной инфраструктурой, которые могли

бы приобретаться в качестве первого жилья по условиям коммерческих банков. В стране отсутствует система арендного жилья и коммерческого найма, кроме того, низкие пенсии не позволяют гражданину после выхода на пенсию жить в арендуемом жилье, так как стоимость аренды может значительно превышать размер пенсии, более того, современный размер пенсии становится сравним с уровнем квартплаты.

Ипотечные жилищные кредиты недоступны семьям со средними и низкими доходами. Из-за высокой стоимости недвижимости заемщики вынуждены брать максимально возможный для их доходов ипотечный кредит с привлечением созаемщиков, займов или кредитов в других банках. В результате выплат по ипотечным кредитам и коммунальным платежам доходы заемщиков снижаются до уровня бедности, нехватки жизненных средств для удовлетворения насущных потребностей семьи.

В России бедность охватывает не только безработных, но и многих работающих на малооплачиваемых должностях (в первую очередь в бюджетном секторе экономики). Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества [9].

П о данны м Ф ед е рально й сл ужб ы государственной статистики, среднедушевой доход менее 20 тыс. руб. составляет у 43,4% населения, от 20 до 40 тыс. руб. - у 33,6%, свыше 40 тыс. руб. - у 23%. Официальная статистика Росстата свидетельствует о том, что за последние 10 лет показатель уровня бедности находился на довольно высокой отметке, в 2015 г. наблюдался резкий рост показателя - свыше 2% по сравнению с предыдущим годом (с 11,2% до 13,3%), что более чем в два раза превышает критическую величину и не учитывает фактический уровень доходов заемщиков за вычетом ипотечных и коммунальных выплат6.

6 Кувшинова О. Россияне беднеют рекордными темпами. URL: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016 /03/22/634505-rossiyane-bedneyut#/galleries/140737492681737/normal/1

По данным Росстата, из структуры доходов населения следует, что за чертой бедности находится 15% населения России (22 млн чел.), около 40-50% (среднедушевой доход ниже или равен 20 000 руб.) трудоспособного населения не может позволить себе дополнительные расходы, у оставшихся есть возможность начать накопления или приобрести недвижимость с помощью ипотечного жилищного кредитования [10].

По данным Росстата, в 2017 г. соотношение доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами (коэффициент фондов) равно 14,37. При этом в течение 2006-2016 гг. значение данного показателя практически не снижалось и составляло 15,6-16,6 раза, что в два раза превышает критическую отметку и свидетельствует о наличии серьезной угрозы социальной и экономической безопасности [11].

Мировой опыт показывает, что в условиях превышения значения дифференциации доходов населения более чем в восемь раз, общество вступает в зону социальной напряженности и нестабильности, увеличивается вероятность возникновения социальных конфликтов.

Классическую модель домохозяйства (совместно проживают родители и несовершеннолетние дети) заменяет одиночное проживание или проживание в сложном составе семьи, а именно со старшими поколениями, родителями жены или мужа, другими родственниками. Данное снижение количества нук леарных (традиционных) семей в структуре домохозяйств обусловлено ухудшением финансового благосостояния граждан. В период с 1989 по 2010 г. число нуклеарных семей в России уменьшилось с 77% до 67%, доля сложных семей увеличилась с 23 до 33%. Чем сложнее модель семьи, тем хуже ее

7 Ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения 2015 г. - июль 2017 г. URL: http://www.ranepa.ru/images/docs/monitoring/ek-monitoring/insap-monitoring-july-2017.pdf

материальное состояние и уровень потребления8.

Причинами антинуклеаризации России являются: высокая стоимость жилья, делающая его покупку невозможной для многих семей со средними и низкими доходами. Высокие процентные ставки по ипотечным кредитам, отсутствие стабильной работы и низкие доходы граждан снижают доступность ипотеки и, как следствие, вынуждают проживать со старшим поколением. Такая модель организации семьи порождает многочисленные конфликты, приводящие к распадам семей, и ограничивает возможность молодых семей обзавестись детьми.

Многие семьи (около 12%), включающие в себя двух, трех и более несовершеннолетних детей, вынуждены существовать в однокомнатных или коммунальных квартирах, в общежитиях, почти не имея возможности для улучшения своих жилищных условий. Исходя из положений ООН, данное проживание семей является «трущобным», которое не обеспечивает комфортного и достойного существования современного индивида [8].

Для приобретения жилья с использованием ипотечного кредита требуется наличие высокого стабильного дохода, который позволит на протяжении длительного времени (до 30 лет) погашать кредит. Данное требование делает заемщика зависимым от ипотеки, так как в случае потери работы и отсутствии возможности осуществлять платежи по ипотечному кредиту приведет к лишению его ипотечного жилья. Заемщик боится лишиться рабочего места и вынужден соглашаться на более низкую заработную плату и иные неудовлетворительные условия работы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система ипотечного кредитования в России неэффективна, снижение процентных ставок по кредитам не решит жилищную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Бедность и жилищный вопрос портят жизнь россиян. URL: http://kb.com.ru/bednost-i-zhilischnyj-vopros-portjat-zhizn-rossijan

проблему, так как будет способствовать только увеличению спроса и росту стоимости недвижимости. Необходимо в первую очередь перейти с рынка продавца в недвижимости к рынку покупателя, для этого нужно значительно увеличить предложение на рынке жилья.

С ов ре менная си ст ема и п отеч ного кредитования становится актуальной угрозой для населения России, поскольку для одной части не позволяет улучшить жилищные условия, а другую ставит на грань нищеты после улучшения жилищных условий. Оплата коммунальных платежей составляет главную расходную статью для большинства пенсионеров.

Концептуальные положения земельной пенсионной реформы

Для решения пенсионных и жилищных проблем автором предлагается провести земельную пенсионную реформу в России. Цель реформы заключается в создании системы обеспечения будущих пенсионеров земельными участками размером до 0,5 га.

На взгляд автора, пенсионная система должна состоять из четырех составляющих:

- государственная пенсия для граждан, находящихся на особом трудовом режиме -военные, полиция, судьи, руководящий состав органов государственной и муниципальной власти и т. п.;

- добровольная пенсия, состоящая из накоплений граждан;

- страховка от бедности в случае нетрудоспособности или социальное пособие;

- система предоставления земельного участка для строительства жилья, получения дополнительных доходов, развития собственного бизнеса.

В результате предлагаемой реформы должны быть обеспечены: долгосрочная сбалансированность пенсионной системы, усиление у населения стимулов к труду, сохранению здоровья, увеличению

пенсионных накоплений, рождаемости и

инвестиций в человеческий капитал.

Порядок проведения земельной пенсионной

реформы:

- федеральные органы власти проводят ревизию земель в России, определяют неиспользуемые, создают фонд земель пенсионного фонда, земли размещаются в доступной электронной базе, с указанием очередности выделения;

- предприятия с количеством работников более 500 имеют право на получение земель из пенсионного фонда соразмерно количеству работников, для последующего распределения и обеспечения коммунальной инфраструктурой;

- граждане получают право на получение земельного участка в размере до 0,5 га на территории любого района России после отработанных ими 25 лет общего стажа, после 30 лет общего стажа имеют право на бесплатное получение сертификата на 10 м3 леса для строительства дома. Размер участка определяется в зависимости от его удаленности от крупных населенных пунктов;

- обеспечение земельных участков коммуникациями осуществляется за счет средств Фонда содействию реформирования ЖКХ, государственных, региональных и муниципальных программ развития;

- земельные участки в течение 15 лет не подлежат продаже, могут быть обменены владельцами или их наследниками на другие через Пенсионный фонд России, могут быть заложены в коммерческом банке под ипотечный кредит на строительство дома [12]. При неиспользовании земельного участка в течение 10 лет, участок подлежит возвращению в Пенсионный фонд России;

- в системе обеспечения земельными участками находятся граждане России, родившиеся до 2025 г., окончание программы - 2085 г.;

- граждане, получившие земельные участки, имеют право на пенсию по возрасту с 65 лет

в размере минимального размера оплаты труда за счет Пенсионного фонда России, с последующим переходом после 2045 г. только на систему индивидуального пенсионного капитала.

Проведение предлагаемой автором пенсионной реформы позволит получить следующие результаты:

- снижение финансовой нагрузки на Пенсионный фонд РФ для выплаты пенсий с последующим переходом только на систему индивидуального пенсионного капитала;

- снижение стоимости земельных участков, разурбанизация экономики, отток населения из городов, снижение стоимости жилья;

- развитие арендного жилья, поскольку возможность приобрести земельный участок за 10-15 лет до пенсии позволяет гражданам снимать жилье большей площади и платить меньше, чем по ипотечному кредиту;

- развитие арендного жилья и несвязанность ипотекой, выбор земельных участков в любом регионе России позволят значительно повысить уровень мобильности населения;

- резкий рост малого и среднего бизнеса на выделенных пенсионным фондом земельных участках, включая строительство жилья, сельскохозяйственного, гостиничного, арендного и других типов бизнеса, что приведет к дополнительным доходам населения;

- резкое увеличение рождаемости до 2025 г.;

- увеличение размеров среднего класса населения в России;

- социальная справедливость по отношению к распределению общественных богатств в годы приватизации.

В качестве обоснования можно отметить, что для реализации системы обеспечения земельными участками по 0,5 га населения России потребуется около 70 млн га, что сравнимо с площадью пахотных земель, составляющих около 125 млн га из 402 млн га земель, предназначенных для ведения

сельского хозяйства. В России ежегодно сокращается площадь сельскохозяйственных земель, не используется более 56 млн га.

Стоимость обеспечения 10 м3 леса для строительства дома по предлагаемой пенсионной реформе, при расчете стоимости древесины 500 руб. за 1 м3 на корню, за весь период составит около 725 млрд руб.

Выводы

Обеспечение собственным жильем является одной из главнейших целей населения и важнейшим критерием уровня жизни, гарантирует поддержание системы общественного воспроизводства.

Возрастание проблем жилищного обеспечения привело к резкому усилению процессов урбанизации, оттоку населения из села, снижению рождаемости, низкому развитию

малого и среднего бизнеса, что в совокупности с низкими доходами большей части населения приводит к кризисным процессам, росту угроз в экономике и социальной сфере, ухудшению положения пенсионеров.

Решение главных проблем пенсионной системы - отсутствие сбалансированности и достаточности доходов Пенсионного фонда РФ - лежит в сфере решения жилищного вопроса в России. Проведение земельной пенсионной реформы позволит обеспечить будущих пенсионеров дополнительным доходом, заставит их заботиться о своем здоровье и своих близких, произойдет укрупнение семей, увеличатся пенсионные накопления населения. Кроме того, рост количества собственников в России, развитие малого и среднего бизнеса приведет к значительному повышению доходов бюджетов всех уровней.

Список литературы

1. Омельчук Т. Обеспечение долгосрочной устойчивости пенсионной системы России // Вопросы экономики. 2011. № 11. С. 150-154.

2. Дмитриева О.Г., Чернов В.П. Монотонность и стационарность пенсионных функций и их нарушение в действующих и предлагаемых формулах расчета пенсий // Вопросы экономики. 2014. № 6. С. 112-140.

3. Соловьев А.К. Макроанализ пенсионной системы России // Вопросы экономики. 2013. № 4. С.82-93.

4. Куликов Н.И., Вдовина Е.С. Пенсионная реформа в России: вчера, сегодня, завтра // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 9. С. 2-11.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n^pensionnaya-reforma-v-rossii-vchera-segodnya-zavtra

5. Назаров В. Будущее пенсионной системы: параметрические реформы или смена парадигмы? // Вопросы экономики. 2012. № 9. С. 67-87.

6. Голованов Е.Б., Шайдуров А.А. Эффективность развития жилищного рынка как условие социально-экономической безопасности региона // Управление инвестициями

и инновациями. 2016. № 1. С. 15-20.

7. Логинов М.П. Стратегия развития национальной ипотеки: монография. Екатеринбург: Уральская академия государственной службы, 2011. 359 с.

8. Панченко А.А. Влияние жилищной политики на социально-демографическую безопасность страны // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 121. С. 1721-1731.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zhilischnoy-politiki-na-sotsialno-demograficheskuyu-bezopasnost-strany

9. Максимов С.Н. Бедность населения как угроза экономической безопасности // Публичное и частное право. 2012. № 3. С. 72-79.

10. Лубсанов Б.Р. Необходимость развития ипотечного жилищного кредитования в России на современном этапе // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 5. С. 6.

URL: https://doi.org/10.17150/2411-6262.2016.7(5).6

11. Сенчагов В.К. и др. Инновационные преобразования как императив устойчивого развития и экономической безопасности России: монография. М.: Анкил, 2013. 688 с.

12. Логинов М.П. Получение синергетического эффекта в системе ипотечного жилищного кредитования в условиях кризиса экономики России // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. № 2. С. 168-177.

URL: http://izvestia.usue.ru/download/24.pdf

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709

THE CONCEPT OF LAND PENSION REFORM IN RUSSIA Mikhail P. LOGINOV

Financial System

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation

port-all@mail.ru

orcid.org/0000-0003-0831-3004

Article history:

Received 2 November 2017 Received in revised form 16 November 2017 Accepted 30 November 2017 Available online 29 January 2018

JEL classification: H55, J26, Q15

Keywords: pension, pension reform, mortgage lending, land

Abstract

Importance This paper considers the problem of ensuring a long-term sustainability of the pension system in Russia.

Objectives The aim of the study is to develop conceptual foundations of the land pension reform.

Methods General scientific dialectic methods, analysis, synthesis, induction and deduction form a methodological basis of the research.

Results The paper proposes a concept of land pension reform. To solve the pension and housing problems in Russia, the paper offers to carry out a land pension reform in Russia. The aim of the reform is to create a system to ensure future retirees land size up to 0.5 ha. It will increase the investment activity of the population.

Conclusions and Relevance The current system of mortgage lending in Russia is not effective. Easing of interest rates on loans can not solve the housing problem. It will only contribute to increase in demand and an increase in the cost of real estate. An increase in the number of owners in Russia, development of small and medium-sized business will lead to a significant increase in revenues of budgets at all levels.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Loginov M.P. The Concept of Land Pension Reform in Russia. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 2, pp. 67-78. https://doi.org/10.24891/fc. 24. 1.67

References

1. Omel'chuk T. [Providing long-term stability of Russia's pension system]. Voprosy Ekonomiki, 2011, no. 11, pp. 150-154. (In Russ.)

2. Dmitrieva O.G., Chernov V.P. [Monotony and stationarity of pension functions and their violation in pension's calculations procedures envisaged in the legislation of Russian Federation]. Voprosy Ekonomiki, 2014, no. 6, pp. 112-140. (In Russ.)

3. Solov'ev A.K. [The macroanalysis of Russian pension system]. Voprosy Ekonomiki, 2013, no. 4, pp. 82-93. (In Russ.)

4. Kulikov N.I., Vdovina E.S. [The pension reform in Russia: yesterday, today, tomorrow]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2016, no. 9, pp. 2-11. URL: https://cyberleninka.ru/article/nXpensionnaya-reforma-v-rossii-vchera-segodnya-zavtra (In Russ.)

5. Nazarov V. [The future of the pension system: parametric reforms or the change of a paradigm?]. Voprosy Ekonomiki, 2012, no. 9, pp. 67-87. (In Russ.)

6. Golovanov E.B., Shaidurov A.A. [Effective development of the housing market as a condition of social and economic security in the region]. Upravlenie investitsiyami i innovatsiyami, 2016, no. 1, pp. 15-20. (In Russ.)

7. Loginov M.P. Strategiya razvitiya natsionalnoi ipoteki: monografiya [A development strategy of national mortgage loans: a monograph]. Yekaterinburg, Ural Public Administration Academy Publ., 2011, 359 p.

8. Panchenko A.A. [Influence of housing policy on social and demographic safety of the country]. Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2016, no. 121, pp. 1721-1731. (In Russ.)

URL: https://cyberleninka.ru/article/nMiyanie-zhilischnoy-politiki-na-sotsialno-demograficheskuyu-bezopasnost-strany

9. Maksimov S.N. [Poverty as a threat to economic security]. Publichnoe i chastnoe pravo, 2012, no. 3, pp. 72-79. (In Russ.)

10. Lubsanov B.R. [Necessity of developing mortgage housing crediting in Russia at the present modern stage]. Baikal Research Journal, 2016, vol. 7, iss. 5, p. 6. (In Russ.)

URL: https://doi.org/10.17150/2411-6262.2016.7(5).6

11. Senchagov V.K. et al. Innovatsionnye preobrazovaniya kak imperativ ustoichivogo razvitiya

i ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii: monografiya [Innovation transformation as an imperative of sustainable development and economic safety of Russia: a monograph]. Moscow, Ankil Publ., 2013, 688 p.

12. Loginov M.P. [Obtaining a synergistic effect in the mortgage housing loan system in the conditions of the Russian economy crisis]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Journal of Ural State University of Economics, 2009, no. 2, pp. 168-177.

URL: http://izvestia.usue.ru/download/24.pdf (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.